Штриховкой в рисовании называется процесс проведения множества параллельных линий, которые не должны выходить за контуры той или иной фигуры. Располагаться эти линии могут как угодно: по вертикали, по горизонтали, под наклоном. Штриховка развивает координированность двигательных действий у детей 3-4-х лет и старше.
Что необходимо для штриховки
Главное требование при штриховании одно – линии должны оставаться параллельными друг другу. При этом штрихи необязательно должны быть прямыми: их можно сделать волнистыми, ломаными.
Проводить эти линии допустимо в разных направлениях:
- слева направо;
- справа налево;
- сверху вниз;
- снизу вверх.
Такие занятия будут полезны для детей: они научатся проводить линии, не отрывая руку от бумаги. Это умение понадобиться при обучении письму.
Штриховка для детей 3-4 лет, как важный аспект рисования, потребует наличия следующих материалов и инструментов:
Материалы и инструменты | Описание |
Простой карандаш | Он должен быть хорошо заостренным. Лучше всего для работы подойдут карандаши средней мягкости. Не нужно делать их чересчур острыми, ведь мягкие, более толстые линии лучше, чем жесткие и тонкие. |
Ручка | Нужна, если решено было сделать штриховку не карандашную. Можно также взять линер. |
Канцелярский нож | Потребуется для заточки карандаша. |
Ластик | Необходим для удаления лишних линий. Рекомендуется отдавать предпочтение ластику-клячке. |
Бумага | На ней будут проводиться линии. Лучше всего брать акварельную или ту, которая предназначена специально для рисования. |
Бумажные салфетки | Потребуются для выполнения растушевки. |
Для удобства и упрощения работы можно также воспользоваться дополнительными приспособлениями, например:
- для карандаша применять специальные держатели;
- подкладывать под руку бумажный лист или кальку, тогда рука будет оставаться чистой и рисунок не смажется;
- бумагу, на которой выполняется штриховка, прикрепить к планшету, тогда она не будет ерзать по поверхности стола.
Также при работе важно контролировать силу давления на карандаш. Дети обычно сильно давят на пишущий инструмент. Если расположить бумагу строго вертикально, то давление на карандаш уменьшится само по себе.
Если закрепить лист вертикально не получается, то следует использовать подложку соответствующего размера. Ее нужно поставить на колени, применяя стол в качестве опоры.
Врачи отмечают, что штриховка для детей в возрасте 3-4 лет является полезным занятием, способствующим развитию мелкой моторики и координации движений. Рисование по штрихам помогает малышам научиться правильно держать карандаш, что является важным навыком для дальнейшего обучения. Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление и воображение, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.
Специалисты рекомендуют использовать картинки для распечатки, так как они могут быть адаптированы под интересы и уровень подготовки ребенка. Важно выбирать изображения, которые будут привлекать внимание малыша и стимулировать его желание рисовать. Регулярные занятия штриховкой могут также способствовать улучшению концентрации и внимательности, что является важным аспектом в подготовке к школе.
Занятия
Любой навык можно отточить и усовершенствовать, если регулярно заниматься и практиковаться. Исключением не является и рисование. Поэтому взрослые, которые проводят занятия с детьми, будут заодно и сами улучшать свое мастерство.
Начинать нужно с простых упражнений. Лучший вариант – обычная штриховка на обычном листе бумаги. Выполнив несколько раз такую задачу, можно будет переходить к более сложной процедуре – заштриховке предмета.
Проводя занятия с детьми, необходимо помнить, что они быстро устают. Достаточно будет 20 мин., а затем ребенку нужно обязательно дать отдохнуть.
При этом важно не забыть оценить его старания, чтобы у него было больше желания заниматься в следующий раз.
В рисовании есть определенные шаблоны, и многие к ним уже привыкли. Однако по своему определению эта деятельность является творческой, а значит, фантазия не должна ограничиваться установленными правилами.
Следует показать ребенку больше различных необычных штриховок, чтобы он захотел сделать такие же. В раскрасках необязательно закрашивать картинку полностью. Штриховка поможет придать изображению оригинальности.
Одновременно с занятиями по штриховке с юными начинающими художниками следует проводить также другие занятия, развивающие мелкую моторику.
Дети должны научиться:
- уверенно проводить линии;
- соединять ими точки;
- обводить клетки;
- рисовать другие контуры;
- писать буквы и цифры или их элементы.
Простая заштриховка листа бумаги
Для детей 3-4х лет самое простое упражнение – заштриховка листа бумаги, на котором не изображено никаких предметов.
Выполнять данную процедуру нужно следующим образом:
- Провести множество линий по вертикали. Следует сделать их плотно прилегающими друг к другу, чтобы их получилось больше. При этом не стоит делать так, чтобы между ними не оставалось свободного пространства. Стоит понимать, что это будет основой всей штриховки.
- Когда много вертикальных линий будет проведено, начинать выполнять перекрестную штриховку. Для этого поперек имеющихся линий проводить их перпендикуляры. При этом следует иметь в виду, что такая штриховка, при которой линии пересекаются под прямым углом, является «неправильной». В «правильной» штриховке угол наклона должен быть равным 45 °.
Штриховка для детей 3-4 лет становится всё более популярной среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие занятия не только развлекают малышей, но и способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. Родители делятся положительными отзывами о том, как картинки для распечатки помогают детям сосредоточиться и проявить творческий подход.
Кроме того, штриховка учит детей различать цвета и формы, что важно для их общего развития. Педагоги подчеркивают, что такие занятия развивают усидчивость и внимание, а также способствуют формированию навыков работы с карандашом и фломастерами. Многие мамы и папы отмечают, что процесс раскрашивания становится отличным способом провести время вместе с ребенком, укрепляя семейные связи и создавая приятные воспоминания.
Прорисовка тонких линий
Рисуя тонкие вертикальные линии, нужно стараться делать так, чтобы каждая последующая находилась на одном и том же расстоянии от предыдущей. Лист бумаги при этом рекомендуется разместить вертикально.
После проведения некоторого количества вертикальных линий можно переходить к горизонтальным. Они проводятся прямо на этом же листе и прямо поперек ранее нарисованных вертикальных.
Следующим шагом станет проведение диагональных линий. При этом во всех случаях важно следить за тем, чтобы расстояние между соседними линиями было одним и тем же.
Самые первые линии могут получаться неровными. Однако не нужно по этому поводу отчаиваться. Это ведь только начальные попытки. Мастерство будет появляться со временем: при условии, если продолжать постоянно тренироваться. Рука должна привыкнуть к карандашу, нужна наработка определенной моторики.
Отработка горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
Можно отрабатывать проведение разных линий на разных участках листа.
Для этого необходимо выполнить следующие этапы:
№ | Этап | Описание |
1 | Подготовить лист для работы | Бумагу разделить на 4 одинаковые части. Достаточно провести 1-ну вертикальную линию по центру и 1-ну горизонтальную линию по центру. |
2 | Определить местоположение линий | Например:
|
4 | Выполнить штриховку | В итоге заполненным различными штрихами станет все пространство, и можно будет отдельно видеть каждую линию, которая не пересекается ни с какой другой. Следовательно, легко можно найти ошибки и исправить их, используя для этого ластик |
Штриховка геометрических фигур
Научившись проводить параллельные линии отдельно, можно переходить к использованию этого умения в процессе закрашивания. Начинать следует с самых простых геометрических фигур – квадрата и окружности.
Работа эта будет проходить в следующие этапы:
- Примерно в центре листа нарисовать квадрат. При этом нет необходимости рисовать его так, чтобы 4 идеально ровные линии проходили от одного угла до другого. Можно выходить за границы угла; главное, чтобы линии образовали ровный квадрат.
- В нарисованный квадрат вписать круг. Движения должны быть широкими – от локтя, а не от кисти. В таком случае ровную линию создать будет легче. Обязательное условие – окружность должна касаться сторон квадрата. Не следует стараться изобразить ровный круг с первого раза. Чем больше в рисунке будет присутствовать дополнительных линий, появившихся в результате поиска правильной формы, тем лучше.
- Когда обе фигуры будут нарисованы, перейти непосредственно к штриховке. Круг необходимо заштриховать диагональными линиями слева направо и справа налево.
https://youtube.com/watch?v=jHdpwZ4lqgg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Создание тональности
Штриховка для детей 3-4 лет чаще всего бывает простой. К такой штриховке для начинающих относится также создание тональности.
В работе необходимо выполнять следующее:
- По горизонтали сделать несколько штриховок, всякий раз при переходе к следующему штриху увеличивая тональность. Двигаясь от светлого участка к темному, нужно заштриховывать поверхность бумажного листа. При этом важно следить за силой надавливания на карандаш.
- Аналогичную процедуру выполнить с окружностью. Для этого сначала рисуется сама фигура. Можно, например, поставить на бумагу стакан и обвести его или воспользоваться циркулем.
- Получившаяся фигура просто заштриховывается. Здесь линии должны быть не прямыми, а дуговыми. Также всегда важно помнить о контрасте.
Прописи для малышей
Детям 4-летнего возраста можно предложить поработать со специальными графическими прописями, в которых вместо привычных букв и цифр присутствуют рисунки. Обязательной составляющей таких прописей будут задания на точность движений и логику.
Обводя фигуры, проводят ровные и неровные линии, малыш осваивает карандаш или ручку, учится нажимать на пишущий инструмент и рисовать, не отрывая руку от поверхности бумажного листа.
Среди прописей для рисования можно выделить особую разновидность – штриховки. Здесь имеются рисунки, которые необходимо заполнить ровными линиями или пунктирами. Все зависит от конкретного задания.
Для детей постарше, которые уже готовятся к учебе в школе, существуют такие же прописи, но с более сложными заданиями. В них содержатся печатные и рукописные буквы, а также их элементы: всевозможные крючки, палочки, кружочки. При этом пунктиры сохраняются. Именно по ним ребенок старается обводить буквы и учится вести ровную линию, не отрывая руку от поверхности стола.
Если используются прописи, то рекомендуется давать ребенку хорошую ручку, а не карандаш, ведь на последний придется сильно давить, от чего будет уставать рука.
Игра «От дома к дому»
Любое занятие будет для детей интереснее, если превратить его в игру. Поскольку штриховка изначально однообразная процедура и быстро может наскучить даже взрослому, отличным решением станет ее проведение в игровой форме.
В качестве хорошего примера можно привести игру, которая называется «От дома к дому». Главная цель играющего заключается в том, чтобы точными линиями соединить домики одинакового цвета и одинаковой формы.
Процесс следует выполнять следующим образом:
- Сначала ребенок проводит пальцем, чтобы заранее определить, где будет проходить соединяющая домики линия.
- Когда будет представлена эта линия и выбрано направление (сверху вниз, например, или снизу вверх), можно проводить ее карандашом, ручкой или фломастером.
Игра «Лабиринт»
Суть ее заключается в том, чтобы провести линию, обозначая тем самым путь прохождения по узким коридорам заранее нарисованного лабиринта. При этом необходимо стараться не задевать стенки этого лабиринта.
Такая игра проходит следующим образом:
- Нарисовать лабиринт. Скорее всего, это будет делать взрослый. Другой, более простой вариант – скачать готовый вариант из Интернета.
- Придумать хорошую историю, которая увлечет ребенка. Например, это может быть лабиринт в замке злого колдуна, который похитил прекрасную принцессу, и теперь отважный герой должен спасти ее, найдя правильный путь. Лучше даже не просто придумать сюжет, а еще и дорисовать соответствующие элементы: например, обозначить вход в лабиринт, а в конце пути изобразить самого колдуна и похищенную принцессу.
- Начать саму игру. Ребенок, послушав историю, вооружается карандашом, ручкой или фломастером и начинает прокладывать им путь от входа.
- При проведении линии, которая будет показывать, как движется персонаж по лабиринту, ребенок должен стараться не задевать стенки.
Морковка для зайчика
Штриховка для детей 3-4 лет может быть представлена уроком по рисованию морковки для зайчика. Главная цель занятия – развитие мелкой мускулатуры руки и умения правильно держать пишущий инструмент.
Этот урок:
- поспособствует развитию интереса к изобразительному искусству;
- научит закрашивать контур, не выходя за пределы рисунка;
- научит подбирать цвет карандаша;
- укрепит знания ребенка об овощах.
Этапы такого урока будут следующие:
- Взять нарисованную, но нераскрашенную морковку и предложить ребенку сделать ее яркой, красивой – чтобы она была похожа на настоящую. Он возьмет красный карандаш и будет закрашивать, стараясь не выходить за контуры рисунка. При этом важно следить за тем, чтобы указательный палец был наверху.
- Аналогично закрасить «хвостик» моркови зеленым цветом.
Когда дети выполняют штриховку, нужно следить за тем, чтобы они соблюдали правила:
- нельзя выходить за контуры фигуры;
- линии должны быть параллельными;
- среднее расстояние между линиями – чуть менее 5 мм.
Рекомендуется сначала делать штриховку короче и чаще. Затем вводится центрическая штриховка. На заключительном этапе можно штриховать длинными параллельными линиями.
На самых первых занятиях рука у юного художника будет очень быстро уставать. Ведь дети сильно надавливают на карандаш или ручку, у них нет координации пальцев.
Однако сам процесс рисования любому ребенку очень нравится, и поэтому у него вновь и вновь будет появляться желания вернуться к нему. По тому, какими получаются рисунки, можно определить, как совершенствуется мускульный аппарат.
Штриховка – не самый сложный процесс в рисовании для детей 3-4-х лет. Чтобы научиться штриховать, необязательно посвящать этому занятию годы. Главное понять основные принципы, запомнить несколько распространенных типов штриховок и стараться чаще практиковаться.
Если же такое занятие из-за свойственного ему однообразия покажется слишком скучным, можно найти к этому процессу творческий подход, проводя эксперименты с нажимом на карандаш, формами, мягкостью грифелей.
Видео на тему: штриховка для детей 3-4 лет
Учим детей штриховке карандашом:
https://youtube.com/watch?v=R7ZddxCRZgM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как выбрать подходящие картинки для штриховки для детей 3-4 лет?
При выборе картинок для штриховки важно учитывать интересы ребенка и уровень его развития. Ищите простые изображения с четкими контурами, которые легко раскрасить. Темы, такие как животные, природа или любимые мультяшные персонажи, могут быть особенно привлекательными для малышей.
Как правильно организовать процесс штриховки для маленьких детей?
Организуйте процесс штриховки в удобной и спокойной обстановке. Подготовьте все необходимые материалы, такие как цветные карандаши, фломастеры или краски. Объясните ребенку, как правильно держать инструмент и как аккуратно закрашивать области, чтобы он мог развивать свои моторные навыки и творческое мышление.
Как часто следует заниматься штриховкой с детьми в возрасте 3-4 лет?
Заниматься штриховкой можно несколько раз в неделю, в зависимости от интереса ребенка. Главное — не перегружать его и делать занятия веселыми и увлекательными. Регулярная практика поможет развить координацию движений и творческие способности, но важно также оставлять время для других видов деятельности.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте простые и крупные изображения для штриховки. Дети в возрасте 3-4 лет только начинают осваивать навыки рисования, поэтому картинки с большими элементами помогут им легче справляться с задачей и получать удовольствие от процесса.
СОВЕТ №2
Используйте разнообразные материалы для штриховки. Предложите детям не только цветные карандаши, но и фломастеры, мелки или даже краски. Это разнообразие поможет развить их творческие способности и сделает процесс более увлекательным.
СОВЕТ №3
Создайте атмосферу творчества. Убедитесь, что у ребенка есть достаточно места для работы, а также все необходимые принадлежности под рукой. Включите приятную музыку или организуйте совместное рисование, чтобы сделать занятие более интересным и веселым.
СОВЕТ №4
Поощряйте самостоятельность и экспериментирование. Позвольте детям выбирать цвета и способы штриховки, даже если они не соответствуют оригиналу. Это поможет развить их индивидуальность и уверенность в своих художественных способностях.