Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговые таблицы для школьников дошкольников представляют собой наглядный инструмент для освоения навыков чтения. Эффективность таких занятий подтверждается педагогами. Методика обучения дает ребенку возможность перейти от изучения букв к чтению открытых и закрытых слогов.

Что такое слоговые таблицы и как с ними работать

Слоговая таблица для дошкольников состоит из столбцов гласных букв и рядов согласных, а при их пересечении создаются слоги. Детям изначально проще выучить гласные буквы, так как звук тянется, его можно петь.

Обучение основывается на получении навыка соединения гласного и согласного звука по порядку. К примеру, выбрав букву М, ребенок должен будет составить слоги МА, МЕ, МУ, МО, МИ, МЫ. Слоговая таблица идеально для этого подходит. Таким образом, ребенок осваивает новую букву, учится создавать слоги.

Таблицы могут быть черно-белыми, но чаще всего цветными, согласные имеют синий цвет, гласные красный. Некоторые ячейки будут пустыми, так как сочетание невозможно, к примеру, не употребляются слова со слогами ГЯ или ЖЮ.

Врачи, занимающиеся развитием детей, отмечают важность использования слоговых таблиц, таких как таблицы Зайцева и Жуковой, в обучении дошкольников и первоклассников. Эти методики способствуют формированию у детей фонематического слуха и навыков чтения. Специалисты подчеркивают, что визуальное восприятие слогов помогает детям легче усваивать звуковую структуру языка. Кроме того, игровые элементы, заложенные в этих таблицах, делают процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым для малышей. Врачи рекомендуют родителям активно участвовать в обучении, используя таблицы как инструмент для совместных игр и занятий, что способствует не только развитию навыков чтения, но и укреплению эмоциональной связи между родителями и детьми.

СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике ЗайцеваСБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике Зайцева

С какого возраста можно использовать

Педагоги рекомендуют начинать заниматься чтением не ранее 5 лет.

Эффективность изучения во многом зависит от развития ребенка, на момент обучения он должен обладать такими навыками:

  • выговаривать все буквы;
  • уметь пересказать краткий рассказ;
Прежде чем начинать обучение, следует определить готовность ребенка к чтению и вообще к школе

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

  • иметь развитую слуховую память, в соответствии с возрастом, к примеру, в 4 года ребенок должен запоминать 4 слова, в 5 лет – 5 слов;
  • ребенок запоминает несложные четверостишия.

В целом, все индивидуально, таблицы относят к инструментам зрительного восприятия. Такой материал не всегда используют в школах, поэтому методику лучше применять в дошкольном возрасте, чтобы не возникало путаницы.

Виды упражнений со слоговыми таблицами

Сейчас у всех есть компьютера, поэтому распечатать таблицу и карточки не представляет особой сложности. В крайнем случае, можно начертить пособие вручную. Изучение требуется проводить поэтапно, более наглядно в таблице ниже.

Вид упражнений Пример Методика
Изучение простых открытых слогов БА, КУ, МИ, ТО Один столбик требуется читать несколько дней, до полного закрепления материала. Можно читать как слева-направо, так и справа-налево.
Изучение закрытых слогов МОЛ, ВОЛ, ПОЛ Нужно составить несколько подобных таблиц, с разными согласными и периодически их менять.
Изучение слов с сочетанием гласных и согласных, состоящих из 4 букв МРАК, СЛАН, БРАК, СТОЛ Ребенок тренируется соединять разные сочетания букв, можно использовать несуществующие сочетания.
Изучение трудночитаемых сочетаний букв АРКАН, БРОМК, ВРОКС, ТРИБС Ребенок закрепляет навык скорочтения.
Изучение слогов с Ь, Ъ, Й СЪЕ, ЛЬЯ, ЙОД Закрепляется навык звукопроизношения для трудных сочетаний букв.

Малышам сложно сразу включаться в учебу и изучать понятия – открытый и закрытый слог. Для начала можно закрепить навык в игровой форме.

Существуют такие виды игр:

  • Разбивка слова. Для этого используется, как слоговая таблица, так и карточки. К примеру, слово нужно составить слово КО-РА, ребенок должен найти эти слоги.
  • Закрепление навыка изучения слога. К примеру, на букве К, ребенку нужно придумать слово с сочетанием КА, КО – КОШКА, КОРОВА.
  • Тренировка слуховой памяти. Для обучения уже нужны карточки, взрослый составляет перед ребенком слово и добавляет лишний слог, например – МА-СО-ША, дошкольник должен определить, где ошибка.

Если ребенок затрудняется назвать букву, можно помогать, но называть ее нужно не отдельно, а прочитать весь слог. Таким образом, не будет пауз при чтении.

Слоговая таблица для дошкольников и первоклассников, разработанная Зайцевой и Жуковой, вызывает положительные отклики среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что этот метод обучения помогает детям легко осваивать чтение и письмо, развивая фонематическое восприятие. Родители делятся, что занятия по слоговой таблице делают процесс обучения увлекательным и доступным. Дети с интересом работают с яркими иллюстрациями и играми, что способствует лучшему запоминанию материала. Педагоги подчеркивают, что такая таблица позволяет индивидуализировать подход к каждому ребенку, учитывая его уровень подготовки. В целом, слоговая таблица становится эффективным инструментом в раннем обучении, помогая детям уверенно шагать в мир знаний.

Как сделать так, чтобы ребёнок захотел читать

Монотонная работа не интересует детей, им проще играть, поэтому родитель или педагог должен проявить фантазию. Есть масса обучающих игр и красочных книжек.

Требуется обратить внимание ребенка, что в любимых сказках есть слова и буквы, а интересные мультики и игрушки так же имеют название. Имена, улицы, магазины – все это имеет название и состоит из букв.

Виды слоговых таблиц

Слоговые таблицы служат средствам обучения для дошкольников и помогают детям привыкнуть к визуальному восприятию букв и открытых слогов. Формирование навыков чтения осуществляется от простого – к более сложному, поэтому существуют отдельные пособия для дошкольников и учеников начальных классов.

Для дошкольников

Это наиболее простой вид таблиц, который закрепляет навык формирования простых слогов, одновременно с этим происходит изучение букв. На этом этапе, ребенок учится соединять буквы – на пересечении горизонтали и вертикали. Понимание звукобуквенной структуры, помогает воспринимать и читать слоги как единое целое.

Слоговая таблица для дошкольников

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Далее ребенок уже учится быстро соединять буквы, затем он может находить слоги, которые читает взрослый.  Дошкольники тратят очень много сил на чтение и воспроизведение двух букв, поэтому изучать сложные слова на этом этапе нецелесообразно. Слоги подбирают максимально простые – КА-ША, ВО-ДА.

Для учеников начальных классов

В школе, детей также учат буквам, но количество часов ограничено и этого ребенку может быть недостаточно. Изначально, детям демонстрируют простые слоговые таблицы.  С целью закрепления навыка, сразу предлагаются задачи, например, на каждый слог нужно придумать слово.

Школьников учат использовать буквы, как в начале слов, так и в окончании.

Слоговая таблица для учеников начальной школы

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для учеников начальной школы

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для учеников начальной школы

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для учеников начальной школы

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для учеников начальной школы

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Затем, переходят к изучению закрытых слогов, для этого так же существуют специализированные таблицы. Затруднения вызывают сочетания букв с мягким и твердым знаком. Еще сложнее освоить переходы от коротких слогов к длинным, поэтому рекомендуют применять методику Жуковой и Зайцева.

Слоговые таблицы по методике Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой, предполагает поэтапное изучение алфавита. Методика подразумевает комбинирование звукового подхода с логопедическим. Чтение осуществляется не единой буквой, а слогом. Этот же принцип преследуется в букваре Н.С. Жуковой.

Алгоритм следующий:

  • Ребенок учит несколько букв сразу и их же складывает в слоги. Изначально изучаются гласные – А, О, У. Обучение слиянию звуков следующее – первая буква тянется, вторая воспроизводится коротко. В букваре Жуковой даже есть наглядное изображение, где между слогом АУ нарисована дорожка, по которой двигается человек.
Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

  • После закрепления гласных А, У, О, применяется слоговая таблица, с согласными М, С,Х, Р,Ш. Ребенок будет пробовать читать разные вариации слогов – МА, ОМ, ХА, УХ, ША, УШ, РО, АР.
  • Затем в таблицу добавляется гласная буква Ы и согласные Л, Н, К, Т. Ребенок учится соединять гласную Ы и ранее выученные согласные.
  • Далее, изучают букву И, в таблице ее соединяют с согласными – М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т.
  • Слоговая таблица для дошкольников также ориентирована на изучение согласных П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, их соединяют с гласными А,У, О, Ы, И.
  • После, ребенку предлагают выучить буквы Е, Ё, Я, Ю, Е. Таблица имеет стандартный формат: по горизонтали – четыре гласные, по вертикали – изученные согласные: М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т, П, З, Г, В, Д, Б.
  • Согласные Ч, Ц, Ф, Щ также выделены в отдельной таблице, они соединяются с гласными: А, У, О, Ы ,И, Е, Ё, Ю, Я. При этом ,пустыми будут ячейки с неправильными сочетаниями звуков ФЯ, ЧЮ, ЦИ.
  • В итоговой таблице соединены все слоги с буквами алфавита.

https://youtube.com/watch?v=_9hzX-s9v_I%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Существуют отдельные пособия, по букварю Жуковой, предполагающие соединение слогов из 3 и более букв. Принцип основывается также на сочетании слогов с гласными А, О, У; например: СМА, СМО, СМУ. Затем, идут таблицы с буквами И, Ы (СМЫ, СЛИ). В такой последовательности можно изучать любые слоги, потом можно приступать к чтению слов.

Слоговые таблицы Зайцева

Методика Зайцева основана на чтении по складам. Материал предоставляется в виде набора кубиков разных размеров, на которые нанесены различные буквы и слоги, в комплект также входит 4 таблицы, они имеют достаточно крупный шрифт.

Считается, что данная методика подходит даже самым маленьким, так как малыши имеют наглядное пособие. Кубики имеют специальные наполнители, ребенку так проще понять, где твердый, мягкий или звонкий звук. Слоги написаны разными цветами.

Слоговые таблицы Зайцева

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Слоговые таблицы Зайцева

Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Дошкольник формирует образ склада на основе ощущений, не отделяя буквы от слов. Логическое мышление формируется и за счет зрительного  закрепления информации в табличном виде. Занятия ведутся в игровой форме, но одновременно закрепляются навыки беглого чтения.

Однако, школьники, которых учили, используя этот метод, испытывают трудности в заданиях, где необходимо выделять слоги, так как склады с ними не совпадают. Например, в слове РУЧКА, имеется 2 слога – РУ-ЧКА, но оно состоит из 3 складов – РУ-Ч-КА.

Как часто нужно работать со слоговыми таблицами

Рекомендуется проводить кратковременные занятия, начиная от 10-15 мин, затем время можно увеличивать. Важно подходить к вопросу системно, изучать таблицу нужно ежедневно – иначе ребенок будет забывать буквы, и терять навыки. С детьми легко можно наладить график, утром и вечером можно выделять по 15 мин для обучения.

Как ускорить процесс улучшения навыков чтения

Слоговые таблицы для детей дошкольного возраста имеют разные вариации – от простых к сложным. Важно следить за тем, как усваивается материал, и избегать пробелов в знаниях, возможно на изучение отдельной буквы или слога уйдет в два раза больше времени, но навык нужно закрепить.

Работать нужно не только с таблицами, можно подбирать краткие фразы и рассказы, чтобы ребенок понимал, что слова образуют текст, который имеет смысл. Пособия лучше размещать в рабочей зоне ребенка, чтобы в случае затруднений всегда была подсказка.

Слоговые таблицы, предназначенные для дошкольников, можно изучать по любой удобной для ребенка методике. Педагоги часто комбинируют несколько способов и выбирают более простые к восприятию варианты. Помимо основной таблицы, рекомендуется использовать вспомогательные пособия в виде карточек или кубиков.

Видео об обучении

Слоговая таблица для дошкольников:

https://youtube.com/watch?v=t8VocNDu9lM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какова основная цель использования слоговой таблицы для дошкольников?

Основная цель использования слоговой таблицы заключается в развитии навыков чтения и письма у детей. Она помогает детям осваивать слоговую структуру слов, что способствует улучшению фонематического восприятия и формированию базовых навыков грамотности.

Какие преимущества дает методика Зайцева и Жуковой в обучении детей?

Методика Зайцева и Жуковой предлагает интерактивный подход к обучению, который делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Использование ярких и наглядных материалов помогает удерживать внимание детей, а также способствует лучшему запоминанию информации.

С какого возраста рекомендуется начинать обучение с использованием слоговой таблицы?

Обучение с использованием слоговой таблицы рекомендуется начинать с 4-5 лет, когда дети уже начинают осваивать базовые навыки речи и готовы к более структурированному обучению. Это позволяет подготовить их к школе и облегчить процесс изучения чтения и письма.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте слоговую таблицу как игровой элемент. Превратите обучение в увлекательный процесс, предлагая детям составлять слова из слогов, используя карточки или кубики. Это поможет развить их фонематическое восприятие и улучшить навыки чтения.

СОВЕТ №2

Регулярно повторяйте пройденный материал. Постоянное повторение слогов и слов из таблицы поможет детям лучше запомнить их и укрепить навыки чтения. Выделяйте время на занятия каждый день, чтобы закрепить знания.

СОВЕТ №3

Сочетайте слоговую таблицу с другими методами обучения. Используйте песни, стихи и рифмовки, чтобы сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Это поможет детям легче воспринимать информацию и развивать творческое мышление.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок учится в своем темпе, поэтому важно адаптировать занятия в зависимости от его потребностей и интересов. Поддерживайте его мотивацию и хвалите за достижения, чтобы создать положительную атмосферу для обучения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации