Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях, которое начинается уже в младших группах, закладывает основы нравственных и моральных качеств, знакомит детей с социальным устройством общества и правилами цивилизованного поведения в нем.
Воспитание ребенка в дошкольный период является наиважнейшей задачей, которая стоит перед родителями, поскольку именно в этом возрасте формируются основы восприятия и отношения к окружающим людям и миру в целом.
Характеристика занятий
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе начинается с нравственного воспитания. Социализация детей в детских садах проводится уже с 2-х летнего возраста. Воспитатели объясняют малышам основы поведения в общественной среде и обучают доброжелательному взаимодействию со сверстниками.
Виды проводимых преподавателями работ по социально-коммуникативному развитию в детских садах приведены в следующей таблице:
Направление |
Виды деятельности |
Самостоятельная деятельность |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Обучающие игры, сюжетно-ролевые игры, чтение книг по воспитанию нравственности, экскурсии | Игры со сверстниками, рисование и другая творческая деятельность за общим столом, совместный труд на природе |
Ребенок в семье и обществе | Игровые занятия и беседы, дидактические игры, чтение специальной литературы на тему семьи | Рассматривание иллюстраций и фотографий на семейную тему, сюжетные игры, изобразительная деятельность |
Формирование основ безопасности | Беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций по безопасности в общественных местах, чтение литературы, воспитательные прогулки для закрепления знаний | Сюжетно-ролевые игры на тему безопасности, творческие задания |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Чтение книг о труде взрослых, беседы и просмотр видеофильмов о достижении людей, коллективный труд, обучение элементам самообслуживания | Сюжетные игры по трудовому воспитанию, самостоятельная уборка постели и игрушек, ухаживание за цветами и растениями в детском саду |
В младшей группе, в процессе социально-коммуникативного развития, у детей формируется чувство уважения к взрослым и сверстникам, появляется интерес к труду и творчеству, закладываются основы для дальнейшего интеллектуального и социального развития.
В игровой форме детям объясняют базовые нравственные ценности (о добре, честности, уважении), рассказывают о негативных последствиях аморального поведения (грубости, жадности, обмана), обучают играть и общаться с другими детьми не ссорясь, а наоборот помогая друг другу. Социально-коммуникативное развитие детей также включает в себя обучение вежливому общению со взрослыми и сверстниками.
Врачи отмечают, что социально-коммуникативное развитие детей в младшей группе является ключевым аспектом их общего развития. Важно, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, выражать свои эмоции и понимать чувства окружающих. Картотека по ФГОС предоставляет разнообразные методические материалы, которые помогают педагогам организовать занятия, направленные на развитие этих навыков. Специалисты подчеркивают, что игры и групповые активности способствуют не только улучшению коммуникации, но и формированию у детей уверенности в себе. Врачи рекомендуют активно использовать элементы театрализации и ролевых игр, что позволяет детям лучше усваивать социальные нормы и правила. Таким образом, систематическое применение картотеки в образовательном процессе способствует гармоничному развитию детей и подготовке их к дальнейшему обучению.
Упражнения
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе осуществляется с помощью специальных занятий в игровой форме. В процессе обучающей игры дети знакомятся с правилами поведения в обществе, узнают базовые сведения об окружающем мире, учатся правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
«Волшебная поляна цветов»
В этом занятии дети знакомятся с цветами растительного мира. Учатся понимать и уважать природу, и ее красоту.
Цели:
- художественно-эстетическое воспитание;
- развитие дружеского отношения к окружающим;
- научить детей радоваться успехам.
Задачи:
- Воспитание интереса к окружающему миру.
- Развитие понимания речи воспитателя, а также навыков общения с воспитателем и окружающими сверстниками.
- Обучение слушать и отвечать на вопросы преподавателя.
- Научить рисовать пальчиками и ладошками. Объяснить эстетическое значение рисования, как способа отражения объектов и событий окружающего мира.
Оборудование демонстрационное:
- картинки с изображением цветов (ромашки, маки, колокольчики, незабудка), на которых закреплены магниты;
- магнитная доска.
Ход занятия:
Преподаватель здоровается с каждым ребенком, для чего присаживается на корточки и обратив внимание малыша на себя произносит: «Здравствуй (имя ребенка)». Ребенок отвечает преподавателю: «Здравствуйте, (имя и отчество педагога)». Поздоровавшись со всеми детьми, педагог обращается ко всему коллективу.
Преподаватель:
— Дорогие ребята, сегодня я расскажу вам сказку про необычный цветок Незабудку, которая появилась на большой цветочной поляне среди других цветов, и о том, как она обрела свое счастье.
В одном сказочном лесу была необычная поляна, где росли красивые цветы. Погода в этом месте была всегда солнечной, цветочкам всегда было тепло, а к ним в гости часто прилетали бабочки. Цветы дружно покачивались под веселое пение кузнечиков. Это были волшебные цветы, которые умели разговаривать.
Цветочки на поляне делились друг с другом новостями, играли с капельками росы как с мячиками и весело проводили время.
Однажды среди них вырос цветок не похожий на все остальные цветы. У него был очень тонкий стебелек, а его листики были еле видны даже вблизи. Бутон этого цветка был зеленым и нераскрывшимся.
— Ты почти ничем не отличаешься от простой травы, — произнесли важным голосом цветы с красными лепестками под названием Маки.
— Но я не трава, — сказал цветок.
— Я Незабудка.
— Но твой бутон ведь вовсе не раскрылся! — возмущенным голосом проговорили Ромашки.
— Смотри, какие у нас большие лепестки и красивая желтая шапочка, а у тебя всего лишь какой-то маленький зеленый бутончик.
— А мы вообще не знаем никаких Незабудок! — сказали Колокольчики. Мы слышали много всяких лесных рассказов и песен, но про Незабудку ничего не слыхали.
Бедной и хрупкой Незабудке стало грустно, и она не знала что им ответить.
«Надо изо всех сил постараться, чтобы мой бутон раскрылся и все тогда убедятся, что я говорю правду», — решила Незабудка.
Неожиданно в лесу послышались шаги людей. Незабудке стало страшно, ведь люди могли не заметить ее среди зеленой травы и наступить на нее. Но опасность миновала, и Незабудка весь день старалась поскорее раскрыть свои лепестки. На следующее утро ее бутон раскрылся и все увидели необыкновенный цветок с голубыми лепестками и переливающимися белыми оттенками. Этот цветок оказался красивее всех цветов на поляне.
— Взгляните, какой красивый и необычный новый цветок растет среди нас! — воскликнули Колокольчики.
— Таких лепестков мы никогда еще не видели! — удивились Ромашки.
— Он просто украсил наш лес новыми красками! — обрадовались Маки.
Птицы услышали все эти слова и запели звонким голосом, поддерживая восхищение всех жителей поляны.
В этот же день цветы устроили для Незабудки бал, в котором она показала, как умеет танцевать, а затем рассказала красивую историю своим новым друзьям. Она так понравилась всем остальным цветам, что они решили сделать ее принцессой бала. Незабудка была очень счастлива, что ей удалось раскрыться, и что все вокруг узнали, что она действительно — красивый и необычный цветок.
Преподаватель:
— Понравилась ли вам сказка?
Дети:
— Да!
Преподаватель:
— Какие цветочки жили в волшебном лесу?
Дети:
— Ромашки, колокольчики, маки и незабудка.
Преподаватель:
— А какой цветок вам больше всего понравился?
Дети:
— Незабудка!
Преподаватель:
— А какой она была вначале?
Дети:
— Зеленой, похожей на травку.
Преподаватель:
— А потом что с ней произошло?
Дети:
— Она раскрыла свой бутон, и стала красивым цветком.
Преподаватель:
— А как изменилось ее настроение, когда она стала принцессой бала?
Дети:
— Ей стало радостно и весело.
Преподаватель:
— А вы хотели бы побыть Незабудкой?
Дети:
— Да!
Преподаватель:
— Сейчас мы с вами будем учиться рисовать этот прекрасный цветок. А поскольку это необычный цветок, рисовать мы его будем тоже необычным способом. С помощью ваших пальчиков и ладошек мы нарисуем ее в воздухе, а потом потанцуем вместе с ней. Но сначала нам необходимо размять наши пальчики.
Педагог проводит гимнастику для пальцев с детьми, читая стихотворение.
Преподаватель:
— А теперь все вместе рисуем пальчиками нашу волшебную Незабудку.
Преподаватель вместе с детьми рисует в воздухе контур цветка, демонстрируя малышам правильные движения.
Преподаватель:
— У нас получилась целая поляна цветов! Давайте теперь представим, что все мы с вами Незабудки и покружимся вместе с другими цветами на этом цветочном балу.
Преподаватель включает подобранную заранее для детей музыку, под которую дети танцуют, а затем читает им заключительное по теме стихотворение.
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе — это важный аспект, который активно обсуждается педагогами и родителями. Многие отмечают, что в этом возрасте дети начинают осваивать навыки общения, учатся взаимодействовать друг с другом и строить первые социальные связи. Картотека по ФГОС предоставляет разнообразные материалы и игры, которые помогают развивать эти навыки. Педагоги подчеркивают, что использование таких ресурсов способствует не только формированию у детей умения выражать свои мысли и чувства, но и развитию эмпатии и сотрудничества. Родители также отмечают, что занятия, основанные на картотеке, делают процесс обучения увлекательным и доступным, что положительно сказывается на мотивации детей. В целом, социально-коммуникативное развитие является основой для успешной адаптации детей в обществе и формирования их личности.
«Человек среди людей»
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе проводится в игровой форме, что позволяет детям более эффективно воспринимать новые знания.
Цели:
- развитие дружественного отношения к людям;
- формирование положительных эмоций при виде человека.
Задачи:
- Объяснить ребенку о различиях людей по полу и возрасту.
- Помочь ребенку сформулировать сведения о себе (имя, возраст, пол, особенности эмоционального поведения в зависимости от половой принадлежности).
Оборудование демонстрационное:
- картинки с изображением разных людей (детей и взрослых, женщин и мужчин, девочек и мальчиков) и животных;
- плюшевый мишка.
Ход занятия:
Преподаватель показывает детям плюшевого мишку, который сидит на полу, а вокруг него разбросаны различные фотографии.
https://youtube.com/watch?v=To7ySDZnd6w%3Ffeature%3Doembed
Преподаватель:
— Здравствуй мишка! Что у тебя произошло?
Мишка:
— Сегодня мы гуляли с мамой по улице и фотографировали людей. По пути нам встретились очень разные люди. Были и дети, и взрослые, молодые и старые, женщины и мужчины. Когда мы пришли домой, мама объяснила мне отличия между разными людьми и разложила все фотографии по отдельности. Но я случайно уронил фотографии и все перемешалось. И теперь я никак не могу понять, где здесь дети, где взрослые, где мужчины, а где женщины.
Преподаватель:
— Ребята, давайте поможем Мишеньке? Разложим его фотографии как полагается и объясним ему, чем же отличаются все эти люди между собой?
Дети:
— Давайте!
Преподаватель:
— Для начала нам нужно отобрать все картинки, на которых изображены люди. Сейчас я буду брать каждую картинку и показывать вам. Если вы увидите на картинке человека, то сделайте хлопок в ладоши. Если же на изображении будет изображено животное, то топните ногой по полу.
Преподаватель показывает картинки и помогает детям сделать правильное решение.
Преподаватель:
— Вот мы и отобрали людей. Ребята, а как вы определили, что на этих картинках люди, а не животные?
Дети:
— У них нету шерсти, и они все в одежде. А еще они ходят на двух ногах.
Преподаватель:
— Молодцы! А теперь давайте отдельно разложим взрослых и детей. Если увидите картинку со взрослым человеком, хлопните в ладоши. А если на картинке будет изображен ребенок, подпрыгните вверх.
Дети выполняют задание.
Преподаватель:
— Чем же взрослые отличаются от детей?
Дети:
— Взрослые больше детей.
Преподаватель:
— А в нашем детском саду есть взрослые люди?
Дети:
— Да.
Преподаватель:
— А вы знаете как их зовут?
Дети называют имя и отчество всех воспитателей, которых знают.
Преподаватель:
— А теперь давайте поможем мишке отличить мальчиков и девочек. Если на картинке будет изображен мальчик, то все мальчики должны подпрыгнуть вверх. Если же на картинке будет девочка, то прыгают девочки. Все понятно?
Дети:
— Да!
Преподаватель раскладывает изображения девочек и мальчиков.
Преподаватель:
— А чем же девочки отличаются от мальчиков?
Дети:
— Прической, внешним видом, поведением.
Преподаватель:
— Молодцы! Ребята, у каждого из нас есть имя. Вы все знаете, как вас зовут? Назовите свои имена.
Дети выполняют задание.
Преподаватель:
— В отличие от детей, при обращении ко взрослым людям к имени добавляют отчество, которое образуется от имени их папы. Вы же знаете, как меня зовут?
Дети называют педагога по имени и отчеству.
Преподаватель:
— Правильно! Когда вы вырастите, вас тоже будут называть по имени и отчеству.
Преподаватель:
— Какие мы с вами сегодня молодцы. Мишка очень рад, что вы помогли ему разобраться с картинками. Спасибо!
«Ледяные забавы»
Социально-коммуникативное развитие в младшей группе включает в себя не только нравственно-этическое направление, но и научно-образовательное. В процессе игровых занятий педагоги также знакомят детей с различными явлениями и законами природы.
Цели:
- развитие в детях умения работать в коллективе;
- формирование желания познавать законы природы, развитие зрительного восприятия и творческого мышления.
Задачи:
- Рассказать ребенку о свойствах льда экспериментальным путем.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Раскрытие в детях познавательного интереса.
Оборудование демонстрационное:
- аудиозапись песни «Зима»;
- картинки с изображением разных зимних пейзажей;
- кусочки льда;
- пластмассовые тарелочки;
- стаканчики с водой;
- салфетки.
Ход занятия:
Преподаватель:
— Здравствуйте, ребята!
Дети:
— Здравствуйте!
Преподаватель:
— Сегодня мы с вами узнаем много нового о Зиме и явлениях, происходящих в это чудесное время года. Давайте послушаем с вами песенку, а затем вы угадаете о каком времени года поется в этой песне.
Преподаватель включает песню, а после ее прослушивания задает детям вопросы.
Преподаватель:
— О каком времени года поется в песне?
Дети:
— О зиме.
Преподаватель:
— Правильно! А вам нравится это время года?
Дети:
— Да!
Преподаватель:
— Какая погода в зимнее время?
Дети:
— Холодная, идут снег и дожди.
Преподаватель:
— А как называется зима, когда на улицах идет много-много снега?
Дети:
— Снежная.
Преподаватель:
— А если на улице сильный мороз и гололед, как называют такую зиму?
Дети:
— Морозная.
Преподаватель:
— Правильно! Ну а если по городу гуляет сильный ветер и шумит вьюга? Как называют такую зиму?
Дети:
— Вьюжная.
Преподаватель:
— Правильно! Ребята, нравится ли вам, когда на улицах много снега, а кругом падают снежинки?
Дети:
— Да!
Преподаватель:
— Явление природы, когда с неба падает снег, называют снегопадом. А что вы знаете о снеге? Какой он?
Дети:
— Холодный, белый, сыпучий, липкий.
Преподаватель загадывает загадку детям про лед. Дети отгадывают ее.
Преподаватель:
— Иногда снег может превращаться в лед. Это случается, когда на улице очень холодно. К нам сегодня в гости пришла Снежная Королева и принесла нам коробочку со льдом, давайте поиграем в игру.
Преподаватель:
— Положите кусочек льда из коробки и положите его на ладошку. Что вы чувствуете?
Дети:
— Мерзнет ладошка.
Преподаватель:
— Лед намного холоднее снега, но он не такой липкий. Давайте устроим нашим льдинкам веселый аттракцион. Поднесите ладошку к тарелочке и наклоните руку, чтобы лед скатился с ладошки. Видите, как легко он скользит по руке? Это говорит о том, что лед какой?
Дети:
— Гладкий и скользкий!
Преподаватель:
— Правильно! А теперь давайте проверим, можно ли изо льда что-нибудь слепить, как из снега? Сожмите льдинки в своей ладошке. Меняет ли он свою форму?
Дети:
— Нет.
Преподаватель:
— Это потому что он в отличие от снега твердый. А теперь проверим, что станет с ним, если его поместить в воду. Возьмите ваши кусочки льда и отправьте их плавать в стаканчики с водой. Пока ваши льдинки плавают, давайте немножко отвлечемся и сделаем небольшую разминку, чтобы согреться.
Преподаватель проводит музыкальную разминку с детьми.
Преподаватель:
— Взгляните в свои стаканчики! Куда подевался наш лед?
Дети:
— Он растаял.
Преподаватель:
— Почему это произошло?
Дети:
— Потому что вода была теплая.
Преподаватель:
— Правильно! А если бы вода была горячая, наши льдинки растаяли бы еще быстрей. Теперь вы знаете, что лед тает в теплой среде.
Преподаватель:
— Ребята, как вы думаете, можно ли есть лед?
Дети:
— Нет.
Преподаватель:
— Правильно! Потому что от него может заболеть горло, а также если лед подобрать на улице, то он может оказаться грязным.
Преподаватель:
Чтобы сделать искусственный чистый лед, нужно заморозить воду в холодильнике. Сегодня мы узнали о зиме, а также о том какими свойствами обладает снег и лед. Попросите дома своих родителей вместе с вами сделать лед. Для этого налейте воду в какую-нибудь пластмассовую посуду и поставьте ее в морозильник на несколько часов. Расскажите родителям об экспериментах, которые мы сегодня с вами проделали.
Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном возрасте является важной задачей общества.
Основы правильного поведения закладываются в раннем возрасте, начиная уже с младших групп в детских дошкольных учреждениях. От качества воспитания, эффективного усвоения социальных норм и ценностей зависит будущее каждого человека.
Видео о социально-коммуникативном развитии дошкольников в рамках ФГОС
https://youtube.com/watch?v=g9cXP5fMCvk%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что входит в социально коммуникативное развитие по фгос?
Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению, развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.
Что является целью образовательной области социально коммуникативное развитие в программе дошкольного образования?
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Какую цель ставит социально коммуникативное развитие?
Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [15].
Как понять социально коммуникативное развитие?
Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые методы обучения. Игры способствуют развитию коммуникативных навыков у детей, помогают им учиться взаимодействовать друг с другом и выражать свои мысли. Включайте в занятия ролевые игры, театрализованные представления и подвижные игры, которые будут способствовать активному общению.
СОВЕТ №2
Создайте благоприятную атмосферу для общения. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно в группе. Поощряйте их делиться своими мыслями и идеями, активно слушайте их и поддерживайте в их попытках взаимодействовать с другими. Это поможет развить уверенность в себе и желание общаться.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия разнообразные виды деятельности. Используйте различные формы работы, такие как групповые проекты, обсуждения, совместные творческие задания. Это поможет детям научиться работать в команде, высказывать свое мнение и уважать мнения других.
СОВЕТ №4
Регулярно проводите мониторинг и оценку коммуникативных навыков детей. Это поможет вам выявить сильные и слабые стороны в их развитии, а также скорректировать подходы к обучению. Используйте наблюдения, беседы и специальные тесты для оценки прогресса детей в социально-коммуникативной сфере.