Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях, которое начинается уже в младших группах, закладывает основы нравственных и моральных качеств, знакомит детей с социальным устройством общества и правилами цивилизованного поведения в нем.Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Воспитание ребенка в дошкольный период является наиважнейшей задачей, которая стоит перед родителями, поскольку именно в этом возрасте формируются основы восприятия и отношения к окружающим людям и миру в целом.

Характеристика занятий

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе начинается с нравственного воспитания. Социализация детей в детских садах проводится уже с 2-х летнего возраста. Воспитатели объясняют малышам основы поведения в общественной среде и обучают доброжелательному взаимодействию со сверстниками.

Виды проводимых преподавателями работ по социально-коммуникативному развитию в детских садах приведены в следующей таблице:

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Направление

Виды деятельности

Самостоятельная деятельность

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Обучающие игры, сюжетно-ролевые игры, чтение книг по воспитанию нравственности, экскурсии Игры со сверстниками, рисование и другая творческая деятельность за общим столом, совместный труд на природе
Ребенок в семье и обществе Игровые занятия и беседы, дидактические игры, чтение специальной литературы на тему семьи Рассматривание иллюстраций и фотографий на семейную тему, сюжетные игры, изобразительная деятельность
Формирование основ безопасности Беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций по безопасности в общественных местах, чтение литературы, воспитательные прогулки для закрепления знаний Сюжетно-ролевые игры на тему безопасности, творческие задания
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Чтение книг о труде взрослых, беседы и просмотр видеофильмов о достижении людей, коллективный труд, обучение элементам самообслуживания Сюжетные игры по трудовому воспитанию, самостоятельная уборка постели и игрушек, ухаживание за цветами и растениями в детском саду

В младшей группе, в процессе социально-коммуникативного развития, у детей формируется чувство уважения к взрослым и сверстникам, появляется интерес к труду и творчеству, закладываются основы для дальнейшего интеллектуального и социального развития.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

В игровой форме детям объясняют базовые нравственные ценности (о добре, честности, уважении), рассказывают о негативных последствиях аморального поведения (грубости, жадности, обмана), обучают играть и общаться с другими детьми не ссорясь, а наоборот помогая друг другу. Социально-коммуникативное развитие детей также включает в себя обучение вежливому общению со взрослыми и сверстниками.

Врачи отмечают, что социально-коммуникативное развитие детей в младшей группе является ключевым аспектом их общего развития. Важно, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, выражать свои эмоции и понимать чувства окружающих. Картотека по ФГОС предоставляет разнообразные методические материалы, которые помогают педагогам организовать занятия, направленные на развитие этих навыков. Специалисты подчеркивают, что игры и групповые активности способствуют не только улучшению коммуникации, но и формированию у детей уверенности в себе. Врачи рекомендуют активно использовать элементы театрализации и ролевых игр, что позволяет детям лучше усваивать социальные нормы и правила. Таким образом, систематическое применение картотеки в образовательном процессе способствует гармоничному развитию детей и подготовке их к дальнейшему обучению.

Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 летСоциально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет

Упражнения

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе осуществляется с помощью специальных занятий в игровой форме. В процессе обучающей игры дети знакомятся с правилами поведения в обществе, узнают базовые сведения об окружающем мире, учатся правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

«Волшебная поляна цветов»

В этом занятии дети знакомятся с цветами растительного мира. Учатся понимать и уважать природу, и ее красоту.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе происходит посредством игры

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Цели:

  • художественно-эстетическое воспитание;
  • развитие дружеского отношения к окружающим;
  • научить детей радоваться успехам.

Задачи:

  1. Воспитание интереса к окружающему миру.
  2. Развитие понимания речи воспитателя, а также навыков общения с воспитателем и окружающими сверстниками.
  3. Обучение слушать и отвечать на вопросы преподавателя.
  4. Научить рисовать пальчиками и ладошками. Объяснить эстетическое значение рисования, как способа отражения объектов и событий окружающего мира.

Оборудование демонстрационное:

  • картинки с изображением цветов (ромашки, маки, колокольчики, незабудка), на которых закреплены магниты;
  • магнитная доска.

Ход занятия:

Преподаватель здоровается с каждым ребенком, для чего присаживается на корточки и обратив внимание малыша на себя произносит: «Здравствуй (имя ребенка)». Ребенок отвечает преподавателю: «Здравствуйте, (имя и отчество педагога)». Поздоровавшись со всеми детьми, педагог обращается ко всему коллективу.

Преподаватель:

— Дорогие ребята, сегодня я расскажу вам сказку про необычный цветок Незабудку, которая появилась на большой цветочной поляне среди других цветов, и о том, как она обрела свое счастье.

В одном сказочном лесу была необычная поляна, где росли красивые цветы. Погода в этом месте была всегда солнечной, цветочкам всегда было тепло, а к ним в гости часто прилетали бабочки. Цветы дружно покачивались под веселое пение кузнечиков. Это были волшебные цветы, которые умели разговаривать.

Цветочки на поляне делились друг с другом новостями, играли с капельками росы как с мячиками и весело проводили время.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Однажды среди них вырос цветок не похожий на все остальные цветы. У него был очень тонкий стебелек, а его листики были еле видны даже вблизи. Бутон этого цветка был зеленым и нераскрывшимся.

— Ты почти ничем не отличаешься от простой травы, — произнесли важным голосом цветы с красными лепестками под названием Маки.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

— Но я не трава, — сказал цветок.

— Я Незабудка.

— Но твой бутон ведь вовсе не раскрылся! — возмущенным голосом проговорили Ромашки.

— Смотри, какие у нас большие лепестки и красивая желтая шапочка, а у тебя всего лишь какой-то маленький зеленый бутончик.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

— А мы вообще не знаем никаких Незабудок! — сказали Колокольчики. Мы слышали много всяких лесных рассказов и песен, но про Незабудку ничего не слыхали.

Бедной и хрупкой Незабудке стало грустно, и она не знала что им ответить.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

«Надо изо всех сил постараться, чтобы мой бутон раскрылся и все тогда убедятся, что я говорю правду», — решила Незабудка.

Неожиданно в лесу послышались шаги людей. Незабудке стало страшно, ведь люди могли не заметить ее среди зеленой травы и наступить на нее. Но опасность миновала, и Незабудка весь день старалась поскорее раскрыть свои лепестки. На следующее утро ее бутон раскрылся и все увидели необыкновенный цветок с голубыми лепестками и переливающимися белыми оттенками. Этот цветок оказался красивее всех цветов на поляне.

— Взгляните, какой красивый и необычный новый цветок растет среди нас! — воскликнули Колокольчики.

— Таких лепестков мы никогда еще не видели! — удивились Ромашки.

— Он просто украсил наш лес новыми красками! — обрадовались Маки.

Птицы услышали все эти слова и запели звонким голосом, поддерживая восхищение всех жителей поляны.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

В этот же день цветы устроили для Незабудки бал, в котором она показала, как умеет танцевать, а затем рассказала красивую историю своим новым друзьям. Она так понравилась всем остальным цветам, что они решили сделать ее принцессой бала. Незабудка была очень счастлива, что ей удалось раскрыться, и что все вокруг узнали, что она действительно — красивый и необычный цветок.

Преподаватель:

— Понравилась ли вам сказка?

Дети:

— Да!

Преподаватель:

— Какие цветочки жили в волшебном лесу?

Дети:

— Ромашки, колокольчики, маки и незабудка.

Преподаватель:

— А какой цветок вам больше всего понравился?

Дети:

— Незабудка!

Преподаватель:

— А какой она была вначале?

Дети:

— Зеленой, похожей на травку.

Преподаватель:

— А потом что с ней произошло?

Дети:

— Она раскрыла свой бутон, и стала красивым цветком.

Преподаватель:

— А как изменилось ее настроение, когда она стала принцессой бала?

Дети:

— Ей стало радостно и весело.

Преподаватель:

— А вы хотели бы побыть Незабудкой?

Дети:

— Да!

Преподаватель:

— Сейчас мы с вами будем учиться рисовать этот прекрасный цветок. А поскольку это необычный цветок, рисовать мы его будем тоже необычным способом. С помощью ваших пальчиков и ладошек мы нарисуем ее в воздухе, а потом потанцуем вместе с ней. Но сначала нам необходимо размять наши пальчики.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Педагог проводит гимнастику для пальцев с детьми, читая стихотворение.

Преподаватель:

— А теперь все вместе рисуем пальчиками нашу волшебную Незабудку.

Преподаватель вместе с детьми рисует в воздухе контур цветка, демонстрируя малышам правильные движения.

Преподаватель:

— У нас получилась целая поляна цветов! Давайте теперь представим, что все мы с вами Незабудки и покружимся вместе с другими цветами на этом цветочном балу.

Преподаватель включает подобранную заранее для детей музыку, под которую дети танцуют, а затем читает им заключительное по теме стихотворение.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе — это важный аспект, который активно обсуждается педагогами и родителями. Многие отмечают, что в этом возрасте дети начинают осваивать навыки общения, учатся взаимодействовать друг с другом и строить первые социальные связи. Картотека по ФГОС предоставляет разнообразные материалы и игры, которые помогают развивать эти навыки. Педагоги подчеркивают, что использование таких ресурсов способствует не только формированию у детей умения выражать свои мысли и чувства, но и развитию эмпатии и сотрудничества. Родители также отмечают, что занятия, основанные на картотеке, делают процесс обучения увлекательным и доступным, что положительно сказывается на мотивации детей. В целом, социально-коммуникативное развитие является основой для успешной адаптации детей в обществе и формирования их личности.

«Человек среди людей»

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе проводится в игровой форме, что позволяет детям более эффективно воспринимать новые знания.

Цели:

  • развитие дружественного отношения к людям;
  • формирование положительных эмоций при виде человека.

Задачи:

  1. Объяснить ребенку о различиях людей по полу и возрасту.
  2. Помочь ребенку сформулировать сведения о себе (имя, возраст, пол, особенности эмоционального поведения в зависимости от половой принадлежности).

Оборудование демонстрационное:

  • картинки с изображением разных людей (детей и взрослых, женщин и мужчин, девочек и мальчиков) и животных;
  • плюшевый мишка.

Ход занятия:

Преподаватель показывает детям плюшевого мишку, который сидит на полу, а вокруг него разбросаны различные фотографии.

https://youtube.com/watch?v=To7ySDZnd6w%3Ffeature%3Doembed

Преподаватель:

— Здравствуй мишка! Что у тебя произошло?

Мишка:

— Сегодня мы гуляли с мамой по улице и фотографировали людей. По пути нам встретились очень разные люди. Были и дети, и взрослые, молодые и старые, женщины и мужчины. Когда мы пришли домой, мама объяснила мне отличия между разными людьми и разложила все фотографии по отдельности. Но я случайно уронил фотографии и все перемешалось. И теперь я никак не могу понять, где здесь дети, где взрослые, где мужчины, а где женщины.

Преподаватель:

— Ребята, давайте поможем Мишеньке? Разложим его фотографии как полагается и объясним ему, чем же отличаются все эти люди между собой?

Дети:

— Давайте!

Преподаватель:

— Для начала нам нужно отобрать все картинки, на которых изображены люди. Сейчас я буду брать каждую картинку и показывать вам. Если вы увидите на картинке человека, то сделайте хлопок в ладоши. Если же на изображении будет изображено животное, то топните ногой по полу.

Преподаватель показывает картинки и помогает детям сделать правильное решение.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

— Вот мы и отобрали людей. Ребята, а как вы определили, что на этих картинках люди, а не животные?

Дети:

— У них нету шерсти, и они все в одежде. А еще они ходят на двух ногах.

Преподаватель:

— Молодцы! А теперь давайте отдельно разложим взрослых и детей. Если увидите картинку со взрослым человеком, хлопните в ладоши. А если на картинке будет изображен ребенок, подпрыгните вверх.

Дети выполняют задание.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

— Чем же взрослые отличаются от детей?

Дети:

— Взрослые больше детей.

Преподаватель:

— А в нашем детском саду есть взрослые люди?

Дети:

— Да.

Преподаватель:

— А вы знаете как их зовут?

Дети называют имя и отчество всех воспитателей, которых знают.

Преподаватель:

— А теперь давайте поможем мишке отличить мальчиков и девочек. Если на картинке будет изображен мальчик, то все мальчики должны подпрыгнуть вверх. Если же на картинке будет девочка, то прыгают девочки. Все понятно?

Дети:

— Да!

Преподаватель раскладывает изображения девочек и мальчиков.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

— А чем же девочки отличаются от мальчиков?

Дети:

— Прической, внешним видом, поведением.

Преподаватель:

— Молодцы! Ребята, у каждого из нас есть имя. Вы все знаете, как вас зовут? Назовите свои имена.

Дети выполняют задание.

Преподаватель:

— В отличие от детей, при обращении ко взрослым людям к имени добавляют отчество, которое образуется от имени их папы. Вы же знаете, как меня зовут?

Дети называют педагога по имени и отчеству.

Преподаватель:

— Правильно! Когда вы вырастите, вас тоже будут называть по имени и отчеству.

Преподаватель:

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

— Какие мы с вами сегодня молодцы. Мишка очень рад, что вы помогли ему разобраться с картинками. Спасибо!

«Ледяные забавы»

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе включает в себя не только нравственно-этическое направление, но и научно-образовательное. В процессе игровых занятий педагоги также знакомят детей с различными явлениями и законами природы.

Цели:

  • развитие в детях умения работать в коллективе;
  • формирование желания познавать законы природы, развитие зрительного восприятия и творческого мышления.

Задачи:

  1. Рассказать ребенку о свойствах льда экспериментальным путем.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Раскрытие в детях познавательного интереса.

Оборудование демонстрационное:

  • аудиозапись песни «Зима»;
  • картинки с изображением разных зимних пейзажей;
  • кусочки льда;
  • пластмассовые тарелочки;
  • стаканчики с водой;
  • салфетки.

Ход занятия:

Преподаватель:

— Здравствуйте, ребята!

Дети:

— Здравствуйте!

Преподаватель:

— Сегодня мы с вами узнаем много нового о Зиме и явлениях, происходящих в это чудесное время года. Давайте послушаем с вами песенку, а затем вы угадаете о каком времени года поется в этой песне.

Преподаватель включает песню, а после ее прослушивания задает детям вопросы.

Преподаватель:

— О каком времени года поется в песне?

Дети:

— О зиме.

Преподаватель:

— Правильно! А вам нравится это время года?

Дети:

— Да!

Преподаватель:

— Какая погода в зимнее время?

Дети:

— Холодная, идут снег и дожди.

Преподаватель:

— А как называется зима, когда на улицах идет много-много снега?

Дети:

— Снежная.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

— А если на улице сильный мороз и гололед, как называют такую зиму?

Дети:

— Морозная.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

— Правильно! Ну а если по городу гуляет сильный ветер и шумит вьюга? Как называют такую зиму?

Дети:

— Вьюжная.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

— Правильно! Ребята, нравится ли вам, когда на улицах много снега, а кругом падают снежинки?

Дети:

— Да!

Преподаватель:

— Явление природы, когда с неба падает снег, называют снегопадом. А что вы знаете о снеге? Какой он?

Дети:

— Холодный, белый, сыпучий, липкий.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель загадывает загадку детям про лед. Дети отгадывают ее.

Преподаватель:

— Иногда снег может превращаться в лед. Это случается, когда на улице очень холодно. К нам сегодня в гости пришла Снежная Королева и принесла нам коробочку со льдом, давайте поиграем в игру.

Преподаватель:

— Положите кусочек льда из коробки и положите его на ладошку. Что вы чувствуете?

Дети:

— Мерзнет ладошка.

Преподаватель:

— Лед намного холоднее снега, но он не такой липкий. Давайте устроим нашим льдинкам веселый аттракцион. Поднесите ладошку к тарелочке и наклоните руку, чтобы лед скатился с ладошки. Видите, как легко он скользит по руке? Это говорит о том, что лед какой?

Дети:

— Гладкий и скользкий!

Преподаватель:

— Правильно! А теперь давайте проверим, можно ли изо льда что-нибудь слепить, как из снега? Сожмите льдинки в своей ладошке. Меняет ли он свою форму?

Дети:

— Нет.

Преподаватель:

— Это потому что он в отличие от снега твердый. А теперь проверим, что станет с ним, если его поместить в воду. Возьмите ваши кусочки льда и отправьте их плавать в стаканчики с водой. Пока ваши льдинки плавают, давайте немножко отвлечемся и сделаем небольшую разминку, чтобы согреться.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель проводит музыкальную разминку с детьми.

Преподаватель:

— Взгляните в свои стаканчики! Куда подевался наш лед?

Дети:

— Он растаял.

Преподаватель:

— Почему это произошло?

Дети:

— Потому что вода была теплая.

Преподаватель:

— Правильно! А если бы вода была горячая, наши льдинки растаяли бы еще быстрей. Теперь вы знаете, что лед тает в теплой среде.

Преподаватель:

— Ребята, как вы думаете, можно ли есть лед?

Дети:

— Нет.

Преподаватель:

— Правильно! Потому что от него может заболеть горло, а также если лед подобрать на улице, то он может оказаться грязным.

Социально-коммуникативное развитие в младшей группе. Картотека по ФГОС

Преподаватель:

Чтобы сделать искусственный чистый лед, нужно заморозить воду в холодильнике. Сегодня мы узнали о зиме, а также о том какими свойствами обладает снег и лед. Попросите дома своих родителей вместе с вами сделать лед. Для этого налейте воду в какую-нибудь пластмассовую посуду и поставьте ее в морозильник на несколько часов. Расскажите родителям об экспериментах, которые мы сегодня с вами проделали.

Социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном возрасте является важной задачей общества.

Основы правильного поведения закладываются в раннем возрасте, начиная уже с младших групп в детских дошкольных учреждениях. От качества воспитания, эффективного усвоения социальных норм и ценностей зависит будущее каждого человека.

Видео о социально-коммуникативном развитии дошкольников в рамках ФГОС

https://youtube.com/watch?v=g9cXP5fMCvk%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что входит в социально коммуникативное развитие по фгос?

Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, развитие способности к общению, развитие саморегуляции, развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности.

Что является целью образовательной области социально коммуникативное развитие в программе дошкольного образования?

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Какую цель ставит социально коммуникативное развитие?

Основная цель социально-коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [15].

Как понять социально коммуникативное развитие?

Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые методы обучения. Игры способствуют развитию коммуникативных навыков у детей, помогают им учиться взаимодействовать друг с другом и выражать свои мысли. Включайте в занятия ролевые игры, театрализованные представления и подвижные игры, которые будут способствовать активному общению.

СОВЕТ №2

Создайте благоприятную атмосферу для общения. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно в группе. Поощряйте их делиться своими мыслями и идеями, активно слушайте их и поддерживайте в их попытках взаимодействовать с другими. Это поможет развить уверенность в себе и желание общаться.

СОВЕТ №3

Включайте в занятия разнообразные виды деятельности. Используйте различные формы работы, такие как групповые проекты, обсуждения, совместные творческие задания. Это поможет детям научиться работать в команде, высказывать свое мнение и уважать мнения других.

СОВЕТ №4

Регулярно проводите мониторинг и оценку коммуникативных навыков детей. Это поможет вам выявить сильные и слабые стороны в их развитии, а также скорректировать подходы к обучению. Используйте наблюдения, беседы и специальные тесты для оценки прогресса детей в социально-коммуникативной сфере.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации