Театрализованная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В младшей группе воспитанники еще проходят адаптацию к дошкольному учреждению.
Занятия и упражнения, связанные с театром, способствуют созданию гармоничных условий для развития детей.
Характеристика
Посредством театрализованной деятельности удается решить ряд задач:
- Приобщить законных представителей ребенка к совместной с воспитанниками деятельности (участие в утренниках, подготовке реквизита для праздников).
- Сформировать у детей представления о разновидностях театрализованной деятельности.
- Содействовать развитию творческих задатков детей.
- Помочь детям наладить взаимоотношения внутри группы.
- Воспитать уважение к театру, как к отдельному виду искусства.
Важно понимать, что для 1 и 2 младшей группы целевые материалы театрализованной деятельности идентичны. Количество реализуемых задач значительно увеличивается в средней и старшей группе.
Театрализованная деятельность в младшей группе, согласно ФГОС, включает в себя 6 разновидностей. 1-й и наиболее простой является игра-драматизация.
Их проводят начиная с первой младшей группы. Воспитанники принимают участие в сюжетно-ролевых играх (например, «Семья»). Задействованы малыши и в различных инсценировках.
Иные разновидности:
Наименование | Описание |
Стендовый театр | Воспитанников 1-й младшей группы знакомят с театром теней и работой на фанелеграфе. |
Театр на пальцах | Детям показывают, как пользоваться пальчиковыми куклами из ткани, бумаги или пряжи. |
Театр живых кукол | Эта разновидность вводится во 2-й младшей группе. В планирование включают масочные представления. Дети принимают непосредственное участие в постановке. В героев им помогают перевоплощаться маски. |
Верховой театр | Детей знакомят и дают возможность поработать с куклами бибабо. |
Настольный театр | Вводят во 2-й младшей группе. Дети используют в качестве реквизита изделия из картона, бумаги или природного материала. |
Важно отметить, что в первой младшей группе детям посредством театрализованной деятельности могут подавать новый образовательный материал. Усложнение задач происходит постепенно.
Врачи отмечают, что театрализованная деятельность в младших группах имеет значительное влияние на развитие детей. Эта форма работы способствует не только развитию творческих способностей, но и улучшению коммуникативных навыков, что особенно важно в раннем возрасте. Специалисты подчеркивают, что через игру дети учатся выражать свои эмоции, понимать чувства других и развивают воображение. Картотека по ФГОС, включающая разнообразные театрализованные игры и занятия, помогает педагогам организовать процесс так, чтобы он был максимально эффективным и интересным для детей. Врачи рекомендуют активно использовать такие методы, так как они способствуют гармоничному развитию личности ребенка, укрепляют его психологическое здоровье и создают позитивную атмосферу в группе.
Упражнения
Нельзя забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Определяющую роль играет склад характера личности. Например, интровертам сложно выступать на публике и выйти из зоны комфорта. Таким ребятам лучше доверить подготовку реквизита. Поэтому при распределении ролей нужно учитывать характер и темперамент каждого воспитанника.
Огород
Цели:
- сформировать представления об овощах;
- развить умение воспитанников быть внимательным зрителем.
Задачи:
- привить желание смотреть представление до конца и принимать в нем активное участие;
- побороть стеснительность и побудить к участию в театрализованном действии;
- воспитать умение слушать педагога, отвечать на его вопросы.
Оборудование:
- Ширма для театра настольная.
- Кукла-рукавичка, Бабка.
- Макеты овощей (можно из бумаги): капуста, морковь, лук.
- Корзинка.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Ребята, садитесь на стульчики, которые я расставила для вас возле стола.
Дети занимают места на стульях перед ширмой.
Воспитатель продолжает:
— Дети, посмотрите, какая интересная штучка стоит на столе. Это ширма! Знаете для чего нам она?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Посмотрите на нее, она похожа на телевизор.
Воспитатель выглядывает через ширму к детям, и говорит:
— Видите, я как будто в телевизоре! Только вместо меня тут сейчас начнется представление. Хотите его посмотреть?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Хорошо! Давайте посмотрим представление. Покажут нам его актеры. Чтобы не обидеть их, запомните правила поведения. Со стульчиков вставать нельзя. Мы должны сидеть и смотреть на героев. Мешать показывать представление тоже не стоит, а то артисты обидятся и уйдут. Все поняли?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Тогда начинаем.
Воспитатель берет корзинку и ставит ее перед ширмой на пол. Затем он уходит за декорацию, надевает на руку тряпичную куклу Бабку, и показывает ее детям:
— Привет, детишки!
Дети здороваются с куклой.
Воспитатель в роли куклы говорит:
— Ребята, я хочу заготовить на зиму овощи! А вы знаете, где они растут?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает представление:
— Овощи растут в огороде. Вот мне и нужно туда сходить!
Воспитатель имитирует ходьбу куклы и поет:
— В огород я иду,
В огород я бреду.
Овощей чтобы набрать!
Чтоб зимою не страдать.
В огороде все растет,
В огороде все цветет.
Огород я люблю!
Огород свой берегу.
Вот и пришла я в огород! Сколько же всего тут выросло! Богатый будет у меня урожай. Ребятки, а хотите узнать, что у меня в огороде выросло?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Тогда слушайте загадки!
В земле сидит,
На нас глядит.
Золотистого цвета,
Поспевает к концу лета!
Аккуратнее с ним, друг!
Ведь глаза нам щиплет…(лук).
Воспитатель в роли Бабки берет луковицу и говорит:
— Это лук! Если мы его начнем чистить, то сок от него вызовет у нас слезы.
Воспитатель обращается к одному из детей:
— Паша, возьми лучок и положи его в корзинку!
Ребенок выполняет поручение воспитателя.
Театрализованная деятельность в младшей группе продолжается. Воспитатель играет роль Бабки. Он ведет диалог с детьми, просит их отгадывать загадки, а также дает поручение – складывать овощи в корзинку перед ширмой.
Речь педагога:
— А теперь следующая загадка:
Сидит на грядке королева,
Во 100 шуб она одета.
Ее листья хрустящие,
Нам пользу приносящие! Капуста.
Воспитатель говорит:
— Катя, возьми, пожалуйста, капусту. Положи ее в корзинку.
Ребенок выполняет поручение воспитателя, а тот продолжает:
— А вот еще загадка:
Под землей сидит плутовка.
За косу достанем ее ловко! Морковь.
Воспитатель просит одного из детей подойти к ширме, взять овощ и положить его в корзинку. После этого он говорит:
— Вот дети и собрали мы часть урожая! Вы мне очень помогли. Когда созреют остальные овощи, мы снова отправимся на огород. Хорошо?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Пока, ребята!
Дети прощаются с Бабкой.
Воспитатель снимает с руки игрушку-рукавчику и выходит к детям. Они обсуждают увиденное представление. Дети показывают педагогу корзинку с овощами. Ребята делятся своими эмоциями и впечатлениями.
Театрализованная деятельность в 1-2 младшей группе становится важным инструментом для развития детей. Педагоги отмечают, что такие занятия способствуют не только формированию творческих способностей, но и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои эмоции и мысли через игру. Воспитатели подчеркивают, что театрализованные игры помогают детям лучше понимать окружающий мир, развивают воображение и внимание. Родители также положительно отзываются о таких занятиях, замечая, как их дети становятся более уверенными и открытыми. Картотека по ФГОС предоставляет разнообразные сценарии и методические рекомендации, что делает процесс подготовки к театрализованной деятельности более структурированным и доступным. Это позволяет педагогам эффективно организовывать занятия, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.
Игра-драматизация «Курочка Ряба»
Цели:
- развить интерес к игре драматизации;
- сформировать желание принимать непосредственное участие в совместной с воспитателем деятельности.
Задачи:
- поддерживать радостную атмосферу в коллективе;
- побудить воспитанников к участию в игре.
Оборудование:
- куклы деда, бабки, внучки и мышки;
- игрушка курочки и ее гнездо с золотым яйцом;
- яйца куриные. Их стоит подготовить для каждого ребенка – по 1 шт. Они должны быть пустыми внутри. Для повышения интереса со стороны детей яйца можно покрасить в золотой цвет;
- чайные ложечки;
- блюдца.
Предварительная работа:
- столы составляют так, чтобы получился один общий.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Ребята, сегодня мы с вами не только послушаем сказку, но и сами в ней окажемся. Готовы?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает:
— Тогда занимайте места за столом.
Дети рассаживаются за столом.
Воспитатель говорит:
— Дети, сейчас я начну вам рассказывать сказку «Курочка Ряба». Вы внимательно слушайте, чтобы не пропустить ничего интересного. Итак, в одной деревушку жили дед и бабка.
Воспитатель демонстрирует поочередно фигуры деда и бабки, а затем продолжает говорить:
— Вместе с ними в избушке находилась и курочка Ряба.
Педагог показывает курочку и продолжает говорить:
— Она каждое утро дарила по 1 яйцу деду и бабке. Но однажды, вместо обычного она снесла золотое.
Воспитатель показывает золотое яйцо и говорит:
— Обрадовался дед!
Воспитатель берет игрушку деда и показывает, как он радуется: прыгает и танцует.
Речь педагога:
— Взял дед ложку и стал яичко разбивать.
Воспитатель стучит ложечкой по яйцу и говорит:
— Но яйцо не разбилось. Тогда решила помочь деду бабка.
Воспитатель снова бьет по яйцу ложечкой и говорит:
— Но и бабка не смогла разбить яйцо! Тогда на помощь они позвали внучку.
Воспитатель достает игрушку внучки, и показывает, как она пытается разбить яичко. Затем говорит:
— Но и у внучки не получилось разбить яйцо. Расстроились они все. Ведь как им разбить яйцо? И вот из норки выбежала маленькая мышка.
Воспитатель показывает игрушку мышки и говорит:
— Мышка по столу побежала, хвостиком яйцо затронула. Покатилось оно и упало!
Воспитатель сбрасывает яйцо со стола, помогая ему разбиться, и говорит:
— Упало со стола яйцо и разбилось! Ребята, вы видите, как мышка помогла! Она смогла сбросить яичко со стола, и оно разбилось. А теперь давайте, мы проверим вашу силу! Курочка Ряба снесла много золотых яичек.
Воспитатель демонстрирует заготовки яиц и говорит:
— Сейчас мы попробуем себя в роли деда и бабки. Я раздам вам каждому по тарелочке, яйцу и ложечке. А вы попробуете разбить яичко.
Воспитатель раздает названные предметы детям. Вместе с педагогом они при помощи ложечки разбивают яйца. Воспитатель хвалит детей.
Почему котенок плачет
Театрализованная деятельность в младшей группе позволяет развить у детей многие положительные качества. Например, эмпатию, сочувствие, сопереживание. Благодаря этому, формируется основа личности, обладающей высшими духовными чувствами.
Цель:
- развить умение смотреть представление и понимать его.
Задачи:
- воспитать доброжелательность;
- развить умение благодарить артистов после представления.
Оборудование:
- настольная ширма для театра;
- игрушка котенка;
- мячик;
- бумажный силуэт города – крыши домов, верхушки деревьев;
- игрушка щенка;
- силуэт вороны.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети.
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Займите свои места на стульчиках, сейчас вы будете смотреть представление.
Дети занимают свои места на стульчиках.
Воспитатель начинает показывать представление. Он использует игрушку котенка. Показывает ее в ширме и говорит:
— Привет! Я веселый котенок! И я очень люблю играть. Мне нравится веселиться, бегать, смотреть мультфильмы. А вы, ребята, любите так отдыхать?
Ответы детей.
Педагог в роли котенка говорит:
— Но вот случилась у меня беда – пропал любимый мяч. Я ищу его весь день, и не могу найти. Кто же мне может помочь? Ах да, у меня же есть лучший друг, щенок. Дети, помогите мне позвать его.
Дети вместе с котенком зовут щенка:
— Щенок, щенок, щенок!
Воспитатель демонстрирует щенка в ширме детям, и говорит за него:
— Привет, детишки и котенок! Зачем вы звали меня?
Воспитатель голосом котенка отвечает:
— Дружочек мой, пропал у меня мячик. Не могу найти его. Помоги мне, пожалуйста.
Воспитатель голосом щенка говорит:
— Хорошо, давай я тебе помогу.
Воспитатель делает движения игрушками, имитируя поиски мяча. Затем говорит голосом котенка:
— Эх, даже дружочек мой не смог помочь мне. Давай мы с тобой разделимся. Я пойду искать в том дворе, а ты в другом.
Воспитатель голосом щенка отвечает:
— Давай! Встретимся на этом месте.
Воспитатель убирает игрушку щенка, оставляя лишь котенка. Его голосом он и говорит:
— Иду, иду, мяч ищу. Где же ты потерялся? Где же ты завалялся?
Воспитатель показывает в ширме игрушку вороны и говорит ее голосом:
— Кар-кар, чего грустишь, котенок?
Воспитатель голосом котенка отвечает:
— Привет, ворона! Я потерял свой мяч. Мы со щенком ищем его повсюду. Может быть, ты нам поможешь?
Воспитатель голосом вороны отвечает:
— Хорошо! Я помогу тебе, только не грусти! Я сейчас буду летать, и с высоты обязательно увижу твою потерянную игрушку.
Воспитатель убирает игрушку котенка, оставляя лишь в ширме ворону. Ею он делает движения, имитируя полет. В нижней части педагог ставит силуэт города.
Воспитатель голосом вороны говорит:
— Высоко я лечу, по сторонам гляжу. Мячик ищу. А вот и он! Котенок, котенок!
Воспитатель убирает силуэт города и показывает котенка. Его голосом говорит:
— Ворона, ты меня звала?
Воспитатель голосом вороны отвечает:
— Да, я тебя звала. Нашла твой мячик! Он лежит под скамейкой возле песочницы!
Воспитатель голосом котенка отвечает:
— Ура! Спасибо тебе, ворона, за помощь!
Педагог голосом вороны отвечает:
— Не за что, котенок! Не переживай из-за таких пустяков! Обращайся, если нужна помощь! Пока!
Воспитатель убирает ворону, и голосом котенка говорит:
— Пока, ворона! Нужно позвать щенка и рассказать ему, что игрушка нашлась! Щенок, щенок!
Воспитатель показывает в ширме игрушку щенка с мячом и говорит:
— Гав, гав! Я нашел твой мячик! Он под скамейку закатился!
Воспитатель голосом котенка говорит:
— Щенок, дружочек! Ты меня опередил! Ворона прилетала, и помогала мячик искать. Она парила над городом и увидела игрушку под скамейкой. Я тебя звал, чтобы вместе пойти и забрать ее.
Воспитатель голосом щенка отвечает:
— Видишь, котенок, какая из нас вышла хорошая компания! Мы друзья, и сразу пришли к тебе на помощь. Вместе у нас получится все!
Воспитатель голосом котенка обращается к детям:
— Ребята! Цените своих друзей! Они всегда выручат из беды. Видите, как ворона и щенок помогли мне. Это очень важно, когда рядом есть надежные друзья! Пока!
Дети прощаются с героями представления.
Артисты-пальчики
Театрализованная деятельность во второй младшей группе уже усложняется. Детей можно привлекать к участию в представлении. Делается это постепенно. Начинать следует с малого – пальчикового театра.
Цели:
- познакомить детей с особенностями пальчикового театра;
- дать возможность поучаствовать в представлении.
Задачи:
- развить интерес к пальчиковому театру;
- воспитать желание участвовать в представлении;
- воспитать культуру общения.
Оборудование:
- игрушки-напальчники для каждого ребенка в виде человечков (по 2 шт.).
https://youtube.com/watch?v=JwxJQFQgYkw%3Ffeature%3Doembed
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
— Ребята, давайте мы с вами познакомимся с необычными артистами. Они могут жить на наших пальчиках.
Воспитатель демонстрирует напальчники и говорит:
— Посмотрите, какие они интересные! Если я надену это на пальчик, то он превращается в артиста!
Воспитатель показывает, как можно использовать игрушку напальчник, а затем говорит:
— Давайте мы с ними поиграем. Я раздам каждому из вас по 2 таких напальчника.
Воспитатель раздает напальчники детям и говорит:
— Наденьте их как шапочки, на ваши пальчики.
Дети выполняют поручение воспитателя. Педагог помогает им в этом. Напальчники надевают на указательные пальцы левой и правой руки.
Педагог говорит:
— Ну вот, наши пальчики стали настоящими артистами. Давайте вместе разыграем небольшую сценку. Я буду говорить, и показывать движения пальчиками, а вы за мной повторяйте.
Слова | Движения |
Что на пальцах?
Что за чудо? Это же артисты! Так давайте представление Мы покажем быстро. |
Исходное положение: пальцы сжаты в кулачок, вверх вытянуты только указательные. |
Сделаем вперед наклоны, | Делают наклоны пальчиками. |
Вместе покружимся, | Выполняют круговые движения пальцами. |
А потом еще поскачем,
Очень-очень быстро! |
Одновременно сгибают пальцы и делают кистью движения вверх и вниз. |
Ох, скакать устали пальцы,
Силы не осталось. Спать положим их сейчас, Чтоб сила восполнялась. |
Расслабляют пальцы, опускают их вниз. |
Воспитатель обращается к детям:
— Вот, ребята, мы и показали небольшое представление. Если хотите, можете импровизировать. Например, наши пальчики могут вместе потанцевать.
Воспитатель делает движения пальцами крест-накрест и говорит:
— С такими артистами можно придумать много всего интересного!
Воспитатель обсуждает с детьми возможности использования пальчикового театра.
Зайка в лесу
Театрализованная деятельность в младшей группе иногда проходит в игровой манере. Для этого воспитателю достаточно подобрать соответствующий сюжету реквизит и распределить роли. Детям такой вариант занятия нравится, ведь для них оно принимает развлекательную форму.
Цель:
- вовлечь детей в игровую деятельность.
Задачи:
- развить умение выполнять несложные движения;
- создать в детском коллективе положительный настрой;
- воспитать желание участвовать в совместной деятельности коллектива.
Оборудование:
- маски: зайца, грибочка, яблок, ягод, медведя;
- место, оформленное под берлогу медведя.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель говорит:
— Ребята, давайте мы с вами поиграем! Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель распределяет роли. Каждому ребенку он надевает маску с выбранным персонажем. Затем объясняет правила:
— Ребята, наш главный герой, заинька, будет гулять по лесу. Его задача – собирать грибочки, яблочки и ягоды. Те детки, которые играют их роль, должны сидеть молча, пока вас зайчик не найдет. По лесу нужно ходить тихо. Видите, у нас есть медведь.
Воспитатель показывает ребенка с маской медведя и говорит:
— Мишка будет спать у себя в берлоге. Если вы его разбудите, то он начнет вас ловить.
Воспитатель размещает детей в пространстве группы. Медведя отправляет в берлогу. Затем он берет за руку ребенка в роли зайчик и начинает ходить с ним по группе, приговаривая:
— Зайчик по лесу гуляет!
Ягоды он собирает!
Ну-ка ягодка, найдись,
Встань скорее, не ленись.
Дети в роли ягодок встают, зайчик подходит к ним. Все они строятся паровозиком и ходят по группе. Воспитатель водит их и приговаривает:
— Зайчик ягоды собрал,
Теперь грибы искать он стал.
Ну-ка, грибы, не ленитесь,
И с земли вы поднимитесь.
Дети в роли грибочков встают. Воспитатель с зайчиком и остальными участниками подходят к ним. Грибочки присоединяются к паровозику. Воспитатель продолжает говорить:
— Зайчик по лесу идет,
Грибы, ягоды несет.
Яблочки, не отставайте,
К нам в корзинку полезайте!
Дети в роли яблок встают с пола. Воспитатель с зайчиком подходит к ним, все они образуют паровозик.
Воспитатель говорит:
— Заяц радоваться стал!
Много он всего набрал.
Стал он громко веселиться,
Хорохориться, кружиться.
Воспитатель разрывает паровозик, дети танцуют, выселяться.
Педагог говорит:
— Но в лесу медведь дремал.
Он в берлоге отдыхал.
А от шума вмиг проснулся!
Зарычал и встрепенулся!
Стал он зайчика ловить,
Чтоб еды себе добыть!
Ребенок в роли медведя ловит остальных участников представления.
Театрализованная деятельность – это хороший способ сделать атмосферу в детском коллективе доброжелательной. В первой младшей группе это наиболее важно, поскольку малыши только начинают адаптироваться к условиям сада.
Видео о театрализованной деятельности в младших группах
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду и ее значение.
https://youtube.com/watch?v=uqQgvymLr3o%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что входит в понятие театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность – это особый вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой дети осваивают различные средства сценического искусства, знакомятся с театральной культурой.
Какие умения театрализованной деятельности развиваются у детей посредством действий воспитателя?
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду направлена на развитие ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Что такое Театрализованные игры в детском саду?
Театрализованная игра – это лишь ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда маленькие дети начинают принимать участие в создании театральной игры. Цель театрализованных игр не в том, чтобы занять детей, а чтобы развивать творческие способности ребенка, повысить его самооценку.
Что такое театрализованное действие?
Театрализованное представление – это зрелищное действо высоких идей и гражданского пафоса, синтезирующее действительность с искусством и яркой образностью оформляющее реальные жизненные события. Режиссер театрализованного представления каждый раз соприкасается с материалом, который выдвигает жизнь.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные театрализованные игры и упражнения, чтобы развивать у детей воображение и творческие способности. Включайте в занятия элементы ролевых игр, кукольного театра и импровизации, что поможет детям лучше понять сюжет и персонажей.
СОВЕТ №2
Создайте доступную и интересную картотеку с театрализованными играми и сценками, соответствующими ФГОС. Включите в нее не только сценарии, но и рекомендации по организации пространства, подбору реквизита и музыкальному сопровождению.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите занятия по театрализованной деятельности, чтобы дети могли закреплять полученные навыки. Обеспечьте возможность для детей выступать перед сверстниками, что поможет развить уверенность в себе и коммуникативные навыки.
СОВЕТ №4
Включайте в театрализованные занятия элементы взаимодействия с родителями. Это может быть совместное создание сценок или участие в театральных постановках, что укрепит связь между домом и детским садом и создаст положительную атмосферу для детей.