Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Игра для дошкольников – это одна из наилучших возможностей стать самостоятельным и уже по своему усмотрению изучать окружающий мир, находить способы общения со сверстниками, выбирать игрушки и другие предметы необходимые для реализации игровой задачи. Существует много разных видов игр, благодаря которым ребенок обучается преодолевать трудности, вести себя в обществе и творчески развиваться.

Одним из таких видов считаются и театрализованные представления в старшей группе детского сада, благодаря которым у детей появляется возможность самостоятельно намечать сюжет, находить партнеров по игре и выбирать средства для реализации своих замыслов.

Характеристика занятий

Театрализованные игры в старшей группе считаются важнейшим средством для активного развития у детей эмпатии – способности распознавать эмоциональное состояние человека, ориентируясь на его мимику, жесты, интонацию.

Театрализованные игры позволяют детям ставить себя на место героя и проигрывать различные ситуации, находить адекватные методы содействия.

Театрализованные игры в старшей группе — что это, для чего проводятся.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Театрализованные игры в старшей группе – это разыгрывание в роли героев из сказки, рассказов, специально написанных инсценировок. Именно герои из сказок становятся действующими лицами, а их приключения, жизненные события, которые детская фантазия изменила самостоятельно, является сюжетом театрализованной игры.

Совсем несложно рассмотреть особенность театрализованных игр, ведь у них есть уже готовый сюжет, а это означает, что деятельность ребенка предопределена текстом, взятым из произведения, хотя можно вносить и свои важные моменты и разыгрывать сюжеты более эмоционально.

Театрализованные игры позволяют решать многочисленные задачи, которые непосредственно касаются формирования выразительной речи, а также интеллектуального, коммуникативного и художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Театрализованные игры дошкольников из старшей группы можно разделить на две отдельные группы.

Они и их особенности описаны в таблице ниже:

Вид игры Особенности Классификация

Режиссерские

К данному виду игр относится теневой и настольный театр. Ребенок и взрослый не выступают действующими лицами, а только создает сцены, а роль выполняет игрушка, мимику и интонацию которого имитирует ребенок. В настольном театре используются для игры игрушки и поделки, также могут быть использованы картинки. Стенд-книжка – в ней события изображают при помощи сменяющихся иллюстраций. Фланелеграф – персонажи или картинки выставляются на экран. Теневой театр – используется экран и черные бумажные персонажи, оставляющие тени на экране.

Драматизация

Этот вид игр основан на собственных действиях самого исполнителя роли, который использует для своих целей кукол или персонажей, надетые на пальцы. Ребенок играет самостоятельно, используя мимику, интонацию и пантомимику. Драматизация с пальчиками, когда ребенок на свои пальцы надевает кукол и проигрывает сюжет. Игра с куклами бибабо – на пальцы одеваются специальные куклы, которые играют роль на ширме. Импровизация – разыгрывание сюжета без подготовки.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Благодаря классификации театрализованных игр можно разнообразить деятельность детей, обогатить и значительно расширить театрализованные знания и умения.

Врачи отмечают, что театрализованные игры в старшей группе играют важную роль в развитии детей. Эти игры способствуют не только формированию творческих способностей, но и развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде и взаимодействовать с окружающими. По мнению специалистов, театрализованные игры помогают детям выразить свои эмоции, что особенно важно для их психологического здоровья.

Кроме того, такие занятия способствуют улучшению речевых навыков и развитию воображения. Врачи подчеркивают, что интеграция театрализованных игр в образовательный процесс соответствует требованиям ФГОС, так как способствует всестороннему развитию личности ребенка. Картотека с целями и задачами для театрализованных игр может стать полезным инструментом для педагогов, позволяя им более эффективно планировать занятия и достигать поставленных образовательных результатов.

Мастер-класс «Театрализованные игры дома»Мастер-класс «Театрализованные игры дома»

Упражнения

Театрализованные игры в старшей группе помогают выполнить сразу несколько функций: воспитательную, познавательную и развивающую. И все эти функции не сводятся только е подготовке к выступлению.

Содержание, методы и формы проведения игр должны помочь решить сразу несколько целей:

  • развивать речь и навыки театральной деятельности;
  • создать творческую атмосферу;
  • развить музыкальные навыки;
  • улучшить социально-эмоциональное развитие.

Театрализованные игры в старшей группе могут иметь такие содержания:

  • просмотр кукольных сценок;
  • разыгрывание отдельных сцен из сказок, инсценировки;
  • различные упражнения по формированию выразительного пения или танцев;
  • беседы о театре.

3

Многие сказки и сценки помогают детям разобраться в таком вопросе, как борьба добра со злом, когда в игре задействованы положительные и негативные персонажи. Игра поможет ребенку раскрыть и посмотреть на любую проблему, с другой стороны.

https://youtube.com/watch?v=hBUdak3D-ws%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Старичок-Лесовичок

Цель: научить детей использовать в диалоге различные виды интонаций. Ход игры: воспитатель начинает читать стихотворение, но при этом он произносит каждое слово с разной интонацией. Дети в свою очередь повторяют за педагогом и также используют разную интонацию.

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух,

Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль.

Театрализованные игры в старшей группе становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что такие занятия способствуют развитию творческих способностей детей, помогают им лучше понимать эмоции и взаимодействовать с окружающими. В процессе игры дети учатся выражать свои мысли и чувства, что положительно сказывается на их речевом развитии. Педагоги подчеркивают, что театрализованные игры соответствуют требованиям ФГОС, так как развивают не только художественные навыки, но и социальные компетенции. Картотека с целями и заданиями позволяет систематизировать подход к организации таких игр, делая их более эффективными и увлекательными. Родители также отмечают, что участие в театрализованных играх укрепляет доверие между детьми и взрослыми, создавая атмосферу поддержки и понимания.

Имитируем движения

Цель: помочь детям вспомнить о том, какие именно движения выполняют разные персонажи. Ход игры: воспитатель предлагает детям на примере персонажей из уже известных сказок или людей, которых дети видели или знают. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как ходят маленькие дети:

— Маленькие ножки шагают по дорожке.

Дети начинают идти мелкими шажками.

Воспитатель снова говорит:

— Большие ноги шагают по дороге.

Дети шагают большими шагами.

А после воспитатель предлагает детям вспомнить:

— Как ходит старичок-Лесовичок?

Как ходят принцессы?

Как рыщет волк в поисках добычи?

Как убегает трусливый заяц?

Выполним немой диалог

Цель: помочь детям развить артикуляционные способности. Ход игры: педагог предлагает детям:

— Представьте, что ваша мама пришла в магазин, а вы стоите на улице и ждете ее, наблюдая за ее действиями через окно. Мама вам что-то говорит, но вы ее не слышите, а по движению губ пытаетесь отгадать. Сначала педагог выступает в роли мамы и произносит фразу шевеля губами. Дети должны по движению губ узнать, что же было сказано. После каждый ребенок берет на себя роль мамы.

Загадываем загадки без слов

Цель: развить у детей выразительную мимику и жесты. Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна будет загадывать загадки, а вторая разгадывать. После педагог предлагает детям из первой группы внимательно рассмотреть несколько карточек и выбрать те, которые помогут загадать загадку, но без использования речи.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Когда картинки выбраны дети из первой группы начинают показывать загадку, а вторая группа должна понять, что же зашифровано в этих картинках и назвать отгадку. После группы меняются местами.

Поиграй и угадай

Цель: помочь детям развить пантомимические навыки. Ход игры: воспитатель выбирает одного из детей, который будет играть роль Петрушки. Петрушка начинает свою игру, созывая детей:

— Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет – молодец!

После этого дети садятся по кругу вокруг Петрушки. Петрушка в свою очередь загадывает и с помощью пантомимы показывает детям загадку:

— Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте – кто?

Дети должны отгадать, что же зашифровано в загадке жестах – Индюк.

Петрушка загадывает следующую загадку:

— Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает, как…

Дети отвечают:

— Кошка.

И снова Петрушка загадывает:

— Стойте, стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой?

И снова дети должны угадать, что это ничто иное как сугробы.

Зеркало

Цель: эта игра поможет детям развить речь в виде монолога. Ход игры: воспитатель выбирает ведущего, который должен будет загадать детям загадку, какой же из предметов сейчас появиться в зале:

— И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это?

Дети должны угадать, что в этой загадке кроется такая вещь как зеркало. После того как дети угадали загадку в комнату вносят зеркало, и воспитатель предлагает одному из детей подойти к нему и похвалить себя. После второй ребенок должен рассказать о своих недостатках, третий ребенок должен описать своего лучшего друга и так все дети должны поочередно подходить и глядя в зеркало описывать себя, друга или выявлять недостатки.

Разговор по телефону

Цель: помочь ребенку развить его фантазию, научиться правильно использовать диалогическую речь. Ход игры: воспитатель загадывает детям загадку:

— Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Дети должны угадать, о чем же идет речь. А речь идет о телефоне. После этого педагог выбирает двух детей из группы и приглашает их пообщаться друг с другом по телефону. После выбираются еще два человека, которые также будут общаться по воображаемому телефону.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Педагог предлагает детям выбрать одну из тем для разговора:

  1. Пригласить друга на праздник или просто позвать в гости.
  2. Рассказать другу о том, как провел день.
  3. Позвать друга в театр и постараться убедить его, что спектакль интересный и ему стоит пойти.

Покажем пантомиму

Цель: научить детей без слов показать собеседнику пантомиму, чтобы он понял, о чем идет речь. Ход игры: воспитатель выбирает из группы одного из детей. Он будет ведущим и его задача показывать детям жестами какой-то из предметов, а дети в свою очередь должны угадать, о чем же говорит ведущий.

Как мы варили суп?

Цель: развить у детей воображение, а также пантомимические навыки. Ход игры: воспитатель предлагает детям сварить воображаемый суп, при этом не говорить словами, а показывать все действия руками.

Один ребенок показывает пантомиму, ка кон берет кастрюлю, наливает в нее воду и ставит на плиту подогреваться. Другой должен показать, как он чистит картошку, моет ее и нарезает соломкой, засыпает в кастрюлю. Третий должен подготовить другие овощи (морковь, лук) для супа, очистить, нашинковать. Еще один ребенок должен показать, как он делает зажарку на суп, используя сковородку и нужные ингредиенты.

И вот так в нужной последовательности все действия показываются, но никаких реплик не используется. После, когда суп готов, всех приглашают за стол, предварительно один из детей должен провести сервировку стола. И в тарелки насыпается воображаемый суп и все с удовольствием его едят и жестами нахваливают.

Попробуем сочинить стих

Цель: помочь детям развить чувство рифмы. Ход игры: воспитатель предлагает детям побыть немного волшебника и перед тем, как приступить к сочинению стиха научиться подбирать рифму к словам. Например, воспитатель говорит:

— Кочка.

Дети в свою очередь к слову подбирают рифму:

— Точка, дочка.

Воспитатель снова называет слово:

— Картошка.

Дети:

— Матрешка, кошка.

Лягушка (кружка, подружка).

Снежинка (пушинка, пружинка).

Когда с рифмой разобрались можно попробовать сочинить пару строк:

— Тихо потрескивала печь,

Мама предложила нам прилечь.

Игра на пальчиках

Цель: развить у детей мелкую моторику пальцев. Ход игры: воспитатель начинает говорить слова:

— Пошли два братца вместе прогуляться.

А за ними еще 2 братца.

Ну а старший – не гулял, очень громко их позвал.

Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

А дети в свою очередь должны выполнять такие действия:

  • ладонь положить на стол;
  • прямые пальцы соединить;
  • отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный;
  • большим пальцем звать братьев и кормить их кашей.

Активно работают все пальчики рук.

Читаем стихи без слов

Цель: помочь детям и пробудить в них любовь к импровизации. Ход игры: воспитатель начинает читать стихотворение, а дети руками должны имитировать движения, произносимые в тексте:

— Кот играет на баяне,

Киска – та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Дети должны своими жестами имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Давайте громко посмеемся

Цель: развить у детей навык импровизации и монологическую речь. Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить давно полюбившуюся многими песенку, а после проигрывая мелодию песни на фортепиано прохохотать слова песни.

Дальше воспитатель предлагает детям поочередно прохохотать любимую песенку, а другие дети должны будут угадать, какая же песня была с импровизирована ребенком. После воспитатель предлагает детям произнести любимые фразы песен, но только с различной интонацией: задумчиво, грустно, весело, с сожалением, с ожиданием чего-то особенного и необыкновенного. Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.

Продолжим читать стихотворение

Цель: развить у детей монологическую и диалогическую речь, воспитать коммуникативные качества. Ход игры: воспитатель читает детям отрывок из их любимого стихотворения про Муху-Цокотуху. А дальше воспитатель предлагает детям:

— А давайте представим ситуацию, в которой пришлось оказаться Мухе. Дети в свою очередь начинают разыгрывать небольшие сценки, продумывая каждое слово диалога. Вариантов проигрывания сценки может быть много, например:

— Ой я нашла денежку и теперь я могу сходить на базар и купить себе такой желанный самовар. А после я позову к себе в гости всех своих друзей, и мы будем пить ароматный чай.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

А может быть и совсем другой вариант:

— Ой, это что? Денежка лежит, а чья? Кто же ее обронил? Но я нашла и никому не отдам, куплю себе любимый самовар.

Ролевая игра у зеркала

Цель: научить детей быстро входить в выбранную роль, развить творческую самостоятельность в передаче выбранного образа. Ход игры: воспитатель выбирает одного из детей и предлагает ему подойти к зеркалу.

А теперь ребенок должен выполнить задание педагога:

— Нахмурься, если бы ты был королем. Какое у тебя будет лицо, если у тебя отобрать любимую игрушку? А ну попробуй скрыть свое радостное лицо и широкую улыбку.

Воспитатель предлагает подойти к зеркалу другому ребенку и также просит его:

— Улыбнись. Как вежливый японец, покажи какая мордочка будет у собаки, которая увидела любимого хозяина, как улыбается младенец, когда на руки его берет мама.

Следующий ребенок подходит к зеркалу и взять в руки платочек, педагог просит его изобразить с помощью платка:

— Бабочку, лису, косолапого мишку, старенькую бабушку.

Пантомимы

Цель: закрепить у детей навыки показа пантомимы, создавать движения, показывая выразительно действие.

Театрализованные игры в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ход игры: воспитатель предлагает детям жестами показать образ, о котором он будет говорить:

— Одеваемся на прогулку.

Выпало много снега нужно протоптать тропинку.

Как скачет солнечный зайчик?

Пожарим картошку.

Кушаем вкусный суп и в нем попалась мясная косточка.

Собираемся идти на рыбалку.

Поиграем с друзьями в снежки.

Разболелся зуб.

Очень холодно, замерзли.

Старенький дедушка с палочкой ковыляет в магазин.

Театрализованные игры, разработанные специально для старшей группы детского сада, помогают детям раскрыться и показать все свои творческие способности. После таких игр дети становятся более открытыми, лучше идут на контакт и показывают все свои скрытые таланты.

Видео о театрализованных играх в старшей группе

Театрализованная деятельность в старшей группе:

https://youtube.com/watch?v=Vg79KQWgg6Y%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Каковы основные цели театрализованных игр в старшей группе?

Основные цели театрализованных игр в старшей группе включают развитие творческих способностей детей, формирование коммуникативных навыков, а также укрепление социальных связей между детьми. Эти игры способствуют развитию воображения, эмоционального интеллекта и навыков сотрудничества.

Какие виды театрализованных игр можно использовать в работе с детьми старшей группы?

В работе с детьми старшей группы можно использовать различные виды театрализованных игр, такие как ролевые игры, импровизации, кукольные спектакли и театрализованные постановки. Каждое из этих направлений помогает детям проявить свою индивидуальность и развивать навыки самовыражения.

Как театрализованные игры соответствуют требованиям ФГОС?

Театрализованные игры соответствуют требованиям ФГОС, так как они способствуют всестороннему развитию ребенка, включая его эмоциональную, социальную и когнитивную сферы. Эти игры помогают формировать у детей ключевые компетенции, такие как критическое мышление, креативность и умение работать в команде, что является важным аспектом образовательных стандартов.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте театрализованные игры для развития эмоционального интеллекта детей. Включайте в занятия различные роли и ситуации, чтобы дети могли учиться выражать свои чувства и понимать эмоции других.

СОВЕТ №2

Создавайте сценарии, которые соответствуют интересам и опыту детей. Это поможет повысить их мотивацию и вовлеченность в процесс, а также сделает занятия более значимыми и запоминающимися.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите анализ проведенных театрализованных игр. Обсуждайте с детьми, что им понравилось, а что нет, чтобы корректировать подход и улучшать качество занятий в будущем.

СОВЕТ №4

Включайте в театрализованные игры элементы народного творчества, такие как сказки, пословицы и песни. Это не только обогатит культурный опыт детей, но и поможет развивать их творческие способности.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации