Игра для дошкольников – это одна из наилучших возможностей стать самостоятельным и уже по своему усмотрению изучать окружающий мир, находить способы общения со сверстниками, выбирать игрушки и другие предметы необходимые для реализации игровой задачи. Существует много разных видов игр, благодаря которым ребенок обучается преодолевать трудности, вести себя в обществе и творчески развиваться.
Одним из таких видов считаются и театрализованные представления в старшей группе детского сада, благодаря которым у детей появляется возможность самостоятельно намечать сюжет, находить партнеров по игре и выбирать средства для реализации своих замыслов.
Характеристика занятий
Театрализованные игры в старшей группе считаются важнейшим средством для активного развития у детей эмпатии – способности распознавать эмоциональное состояние человека, ориентируясь на его мимику, жесты, интонацию.
Театрализованные игры позволяют детям ставить себя на место героя и проигрывать различные ситуации, находить адекватные методы содействия.
Театрализованные игры в старшей группе – это разыгрывание в роли героев из сказки, рассказов, специально написанных инсценировок. Именно герои из сказок становятся действующими лицами, а их приключения, жизненные события, которые детская фантазия изменила самостоятельно, является сюжетом театрализованной игры.
Совсем несложно рассмотреть особенность театрализованных игр, ведь у них есть уже готовый сюжет, а это означает, что деятельность ребенка предопределена текстом, взятым из произведения, хотя можно вносить и свои важные моменты и разыгрывать сюжеты более эмоционально.
Театрализованные игры позволяют решать многочисленные задачи, которые непосредственно касаются формирования выразительной речи, а также интеллектуального, коммуникативного и художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Театрализованные игры дошкольников из старшей группы можно разделить на две отдельные группы.
Они и их особенности описаны в таблице ниже:
Вид игры | Особенности | Классификация |
Режиссерские |
К данному виду игр относится теневой и настольный театр. Ребенок и взрослый не выступают действующими лицами, а только создает сцены, а роль выполняет игрушка, мимику и интонацию которого имитирует ребенок. | В настольном театре используются для игры игрушки и поделки, также могут быть использованы картинки. Стенд-книжка – в ней события изображают при помощи сменяющихся иллюстраций. Фланелеграф – персонажи или картинки выставляются на экран. Теневой театр – используется экран и черные бумажные персонажи, оставляющие тени на экране. |
Драматизация |
Этот вид игр основан на собственных действиях самого исполнителя роли, который использует для своих целей кукол или персонажей, надетые на пальцы. Ребенок играет самостоятельно, используя мимику, интонацию и пантомимику. | Драматизация с пальчиками, когда ребенок на свои пальцы надевает кукол и проигрывает сюжет. Игра с куклами бибабо – на пальцы одеваются специальные куклы, которые играют роль на ширме. Импровизация – разыгрывание сюжета без подготовки. |
Благодаря классификации театрализованных игр можно разнообразить деятельность детей, обогатить и значительно расширить театрализованные знания и умения.
Врачи отмечают, что театрализованные игры в старшей группе играют важную роль в развитии детей. Эти игры способствуют не только формированию творческих способностей, но и развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде и взаимодействовать с окружающими. По мнению специалистов, театрализованные игры помогают детям выразить свои эмоции, что особенно важно для их психологического здоровья.
Кроме того, такие занятия способствуют улучшению речевых навыков и развитию воображения. Врачи подчеркивают, что интеграция театрализованных игр в образовательный процесс соответствует требованиям ФГОС, так как способствует всестороннему развитию личности ребенка. Картотека с целями и задачами для театрализованных игр может стать полезным инструментом для педагогов, позволяя им более эффективно планировать занятия и достигать поставленных образовательных результатов.
Упражнения
Театрализованные игры в старшей группе помогают выполнить сразу несколько функций: воспитательную, познавательную и развивающую. И все эти функции не сводятся только е подготовке к выступлению.
Содержание, методы и формы проведения игр должны помочь решить сразу несколько целей:
- развивать речь и навыки театральной деятельности;
- создать творческую атмосферу;
- развить музыкальные навыки;
- улучшить социально-эмоциональное развитие.
Театрализованные игры в старшей группе могут иметь такие содержания:
- просмотр кукольных сценок;
- разыгрывание отдельных сцен из сказок, инсценировки;
- различные упражнения по формированию выразительного пения или танцев;
- беседы о театре.
3
Многие сказки и сценки помогают детям разобраться в таком вопросе, как борьба добра со злом, когда в игре задействованы положительные и негативные персонажи. Игра поможет ребенку раскрыть и посмотреть на любую проблему, с другой стороны.
https://youtube.com/watch?v=hBUdak3D-ws%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Старичок-Лесовичок
Цель: научить детей использовать в диалоге различные виды интонаций. Ход игры: воспитатель начинает читать стихотворение, но при этом он произносит каждое слово с разной интонацией. Дети в свою очередь повторяют за педагогом и также используют разную интонацию.
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух,
Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
Го-го-го да буль-буль-буль.
Театрализованные игры в старшей группе становятся все более популярными среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что такие занятия способствуют развитию творческих способностей детей, помогают им лучше понимать эмоции и взаимодействовать с окружающими. В процессе игры дети учатся выражать свои мысли и чувства, что положительно сказывается на их речевом развитии. Педагоги подчеркивают, что театрализованные игры соответствуют требованиям ФГОС, так как развивают не только художественные навыки, но и социальные компетенции. Картотека с целями и заданиями позволяет систематизировать подход к организации таких игр, делая их более эффективными и увлекательными. Родители также отмечают, что участие в театрализованных играх укрепляет доверие между детьми и взрослыми, создавая атмосферу поддержки и понимания.
Имитируем движения
Цель: помочь детям вспомнить о том, какие именно движения выполняют разные персонажи. Ход игры: воспитатель предлагает детям на примере персонажей из уже известных сказок или людей, которых дети видели или знают. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как ходят маленькие дети:
— Маленькие ножки шагают по дорожке.
Дети начинают идти мелкими шажками.
Воспитатель снова говорит:
— Большие ноги шагают по дороге.
Дети шагают большими шагами.
А после воспитатель предлагает детям вспомнить:
— Как ходит старичок-Лесовичок?
Как ходят принцессы?
Как рыщет волк в поисках добычи?
Как убегает трусливый заяц?
Выполним немой диалог
Цель: помочь детям развить артикуляционные способности. Ход игры: педагог предлагает детям:
— Представьте, что ваша мама пришла в магазин, а вы стоите на улице и ждете ее, наблюдая за ее действиями через окно. Мама вам что-то говорит, но вы ее не слышите, а по движению губ пытаетесь отгадать. Сначала педагог выступает в роли мамы и произносит фразу шевеля губами. Дети должны по движению губ узнать, что же было сказано. После каждый ребенок берет на себя роль мамы.
Загадываем загадки без слов
Цель: развить у детей выразительную мимику и жесты. Ход игры: воспитатель делит детей на две группы: одна будет загадывать загадки, а вторая разгадывать. После педагог предлагает детям из первой группы внимательно рассмотреть несколько карточек и выбрать те, которые помогут загадать загадку, но без использования речи.
Когда картинки выбраны дети из первой группы начинают показывать загадку, а вторая группа должна понять, что же зашифровано в этих картинках и назвать отгадку. После группы меняются местами.
Поиграй и угадай
Цель: помочь детям развить пантомимические навыки. Ход игры: воспитатель выбирает одного из детей, который будет играть роль Петрушки. Петрушка начинает свою игру, созывая детей:
— Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
После этого дети садятся по кругу вокруг Петрушки. Петрушка в свою очередь загадывает и с помощью пантомимы показывает детям загадку:
— Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте – кто?
Дети должны отгадать, что же зашифровано в загадке жестах – Индюк.
Петрушка загадывает следующую загадку:
— Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает, как…
Дети отвечают:
— Кошка.
И снова Петрушка загадывает:
— Стойте, стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой?
И снова дети должны угадать, что это ничто иное как сугробы.
Зеркало
Цель: эта игра поможет детям развить речь в виде монолога. Ход игры: воспитатель выбирает ведущего, который должен будет загадать детям загадку, какой же из предметов сейчас появиться в зале:
— И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это?
Дети должны угадать, что в этой загадке кроется такая вещь как зеркало. После того как дети угадали загадку в комнату вносят зеркало, и воспитатель предлагает одному из детей подойти к нему и похвалить себя. После второй ребенок должен рассказать о своих недостатках, третий ребенок должен описать своего лучшего друга и так все дети должны поочередно подходить и глядя в зеркало описывать себя, друга или выявлять недостатки.
Разговор по телефону
Цель: помочь ребенку развить его фантазию, научиться правильно использовать диалогическую речь. Ход игры: воспитатель загадывает детям загадку:
— Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Дети должны угадать, о чем же идет речь. А речь идет о телефоне. После этого педагог выбирает двух детей из группы и приглашает их пообщаться друг с другом по телефону. После выбираются еще два человека, которые также будут общаться по воображаемому телефону.
Педагог предлагает детям выбрать одну из тем для разговора:
- Пригласить друга на праздник или просто позвать в гости.
- Рассказать другу о том, как провел день.
- Позвать друга в театр и постараться убедить его, что спектакль интересный и ему стоит пойти.
Покажем пантомиму
Цель: научить детей без слов показать собеседнику пантомиму, чтобы он понял, о чем идет речь. Ход игры: воспитатель выбирает из группы одного из детей. Он будет ведущим и его задача показывать детям жестами какой-то из предметов, а дети в свою очередь должны угадать, о чем же говорит ведущий.
Как мы варили суп?
Цель: развить у детей воображение, а также пантомимические навыки. Ход игры: воспитатель предлагает детям сварить воображаемый суп, при этом не говорить словами, а показывать все действия руками.
Один ребенок показывает пантомиму, ка кон берет кастрюлю, наливает в нее воду и ставит на плиту подогреваться. Другой должен показать, как он чистит картошку, моет ее и нарезает соломкой, засыпает в кастрюлю. Третий должен подготовить другие овощи (морковь, лук) для супа, очистить, нашинковать. Еще один ребенок должен показать, как он делает зажарку на суп, используя сковородку и нужные ингредиенты.
И вот так в нужной последовательности все действия показываются, но никаких реплик не используется. После, когда суп готов, всех приглашают за стол, предварительно один из детей должен провести сервировку стола. И в тарелки насыпается воображаемый суп и все с удовольствием его едят и жестами нахваливают.
Попробуем сочинить стих
Цель: помочь детям развить чувство рифмы. Ход игры: воспитатель предлагает детям побыть немного волшебника и перед тем, как приступить к сочинению стиха научиться подбирать рифму к словам. Например, воспитатель говорит:
— Кочка.
Дети в свою очередь к слову подбирают рифму:
— Точка, дочка.
Воспитатель снова называет слово:
— Картошка.
Дети:
— Матрешка, кошка.
Лягушка (кружка, подружка).
Снежинка (пушинка, пружинка).
Когда с рифмой разобрались можно попробовать сочинить пару строк:
— Тихо потрескивала печь,
Мама предложила нам прилечь.
Игра на пальчиках
Цель: развить у детей мелкую моторику пальцев. Ход игры: воспитатель начинает говорить слова:
— Пошли два братца вместе прогуляться.
А за ними еще 2 братца.
Ну а старший – не гулял, очень громко их позвал.
Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.
А дети в свою очередь должны выполнять такие действия:
- ладонь положить на стол;
- прямые пальцы соединить;
- отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный;
- большим пальцем звать братьев и кормить их кашей.
Активно работают все пальчики рук.
Читаем стихи без слов
Цель: помочь детям и пробудить в них любовь к импровизации. Ход игры: воспитатель начинает читать стихотворение, а дети руками должны имитировать движения, произносимые в тексте:
— Кот играет на баяне,
Киска – та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Дети должны своими жестами имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
Давайте громко посмеемся
Цель: развить у детей навык импровизации и монологическую речь. Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить давно полюбившуюся многими песенку, а после проигрывая мелодию песни на фортепиано прохохотать слова песни.
Дальше воспитатель предлагает детям поочередно прохохотать любимую песенку, а другие дети должны будут угадать, какая же песня была с импровизирована ребенком. После воспитатель предлагает детям произнести любимые фразы песен, но только с различной интонацией: задумчиво, грустно, весело, с сожалением, с ожиданием чего-то особенного и необыкновенного. Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.
Продолжим читать стихотворение
Цель: развить у детей монологическую и диалогическую речь, воспитать коммуникативные качества. Ход игры: воспитатель читает детям отрывок из их любимого стихотворения про Муху-Цокотуху. А дальше воспитатель предлагает детям:
— А давайте представим ситуацию, в которой пришлось оказаться Мухе. Дети в свою очередь начинают разыгрывать небольшие сценки, продумывая каждое слово диалога. Вариантов проигрывания сценки может быть много, например:
— Ой я нашла денежку и теперь я могу сходить на базар и купить себе такой желанный самовар. А после я позову к себе в гости всех своих друзей, и мы будем пить ароматный чай.
А может быть и совсем другой вариант:
— Ой, это что? Денежка лежит, а чья? Кто же ее обронил? Но я нашла и никому не отдам, куплю себе любимый самовар.
Ролевая игра у зеркала
Цель: научить детей быстро входить в выбранную роль, развить творческую самостоятельность в передаче выбранного образа. Ход игры: воспитатель выбирает одного из детей и предлагает ему подойти к зеркалу.
А теперь ребенок должен выполнить задание педагога:
— Нахмурься, если бы ты был королем. Какое у тебя будет лицо, если у тебя отобрать любимую игрушку? А ну попробуй скрыть свое радостное лицо и широкую улыбку.
Воспитатель предлагает подойти к зеркалу другому ребенку и также просит его:
— Улыбнись. Как вежливый японец, покажи какая мордочка будет у собаки, которая увидела любимого хозяина, как улыбается младенец, когда на руки его берет мама.
Следующий ребенок подходит к зеркалу и взять в руки платочек, педагог просит его изобразить с помощью платка:
— Бабочку, лису, косолапого мишку, старенькую бабушку.
Пантомимы
Цель: закрепить у детей навыки показа пантомимы, создавать движения, показывая выразительно действие.
Ход игры: воспитатель предлагает детям жестами показать образ, о котором он будет говорить:
— Одеваемся на прогулку.
Выпало много снега нужно протоптать тропинку.
Как скачет солнечный зайчик?
Пожарим картошку.
Кушаем вкусный суп и в нем попалась мясная косточка.
Собираемся идти на рыбалку.
Поиграем с друзьями в снежки.
Разболелся зуб.
Очень холодно, замерзли.
Старенький дедушка с палочкой ковыляет в магазин.
Театрализованные игры, разработанные специально для старшей группы детского сада, помогают детям раскрыться и показать все свои творческие способности. После таких игр дети становятся более открытыми, лучше идут на контакт и показывают все свои скрытые таланты.
Видео о театрализованных играх в старшей группе
Театрализованная деятельность в старшей группе:
https://youtube.com/watch?v=Vg79KQWgg6Y%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Каковы основные цели театрализованных игр в старшей группе?
Основные цели театрализованных игр в старшей группе включают развитие творческих способностей детей, формирование коммуникативных навыков, а также укрепление социальных связей между детьми. Эти игры способствуют развитию воображения, эмоционального интеллекта и навыков сотрудничества.
Какие виды театрализованных игр можно использовать в работе с детьми старшей группы?
В работе с детьми старшей группы можно использовать различные виды театрализованных игр, такие как ролевые игры, импровизации, кукольные спектакли и театрализованные постановки. Каждое из этих направлений помогает детям проявить свою индивидуальность и развивать навыки самовыражения.
Как театрализованные игры соответствуют требованиям ФГОС?
Театрализованные игры соответствуют требованиям ФГОС, так как они способствуют всестороннему развитию ребенка, включая его эмоциональную, социальную и когнитивную сферы. Эти игры помогают формировать у детей ключевые компетенции, такие как критическое мышление, креативность и умение работать в команде, что является важным аспектом образовательных стандартов.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте театрализованные игры для развития эмоционального интеллекта детей. Включайте в занятия различные роли и ситуации, чтобы дети могли учиться выражать свои чувства и понимать эмоции других.
СОВЕТ №2
Создавайте сценарии, которые соответствуют интересам и опыту детей. Это поможет повысить их мотивацию и вовлеченность в процесс, а также сделает занятия более значимыми и запоминающимися.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите анализ проведенных театрализованных игр. Обсуждайте с детьми, что им понравилось, а что нет, чтобы корректировать подход и улучшать качество занятий в будущем.
СОВЕТ №4
Включайте в театрализованные игры элементы народного творчества, такие как сказки, пословицы и песни. Это не только обогатит культурный опыт детей, но и поможет развивать их творческие способности.