За последние годы, в детских садах стала популярной методика ТРИЗ, которая, прежде всего, нацелена на раскрытие и совершенствование творческих способностей у детей. При этом техника позволяет развить нетипичное мировоззрение, решая сложные жизненные задачи, ответы на которые отличаются изобретательностью.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду, школе
ТРИЗ в детском саду – это совокупность методов, позволяющих решать или совершенствовать различные технические задания. Другими словами, методика развивает способность к быстрому «схватыванию» сути вопроса и задачи, находя для них нестандартное решение.
ТРИЗ-педагогика начала свое развитие с середины XX века. И, несмотря на то, что ее классическая теория не была связанна с обучением, в 1946 году инженер из СССР Генрих Альтшуллер приступил к изучению методологий, которые применялись изобретателями.
Выведенных методов оказалось около 40, которые в совокупности с алгоритмическим набором действий для решения задач, связанных с изобретениями, легли в основу современного ТРИЗ.
За время существования методика обзавелась обновленными алгоритмами. В начале 80-х годов, многие психологи и учителя стали пользоваться ТРИЗ в школах и университетах.
Цель такого педагогического способа — совершенствование гибких мыслительных процессов, включая развитие фантазии и предоставления необходимых навыков для решения сложных задач эффективными, нестандартными методами.
Первостепенная задача ТРИЗ-педагогики, прежде всего — всестороннее развитие и совершенствование творческих навыков ребенка.
Технология развивает умения:
- способность к формированию целостного мировоззрения;
- повышение интереса к исследовательскому процессу, включая стремление к созданию нестандартного решения задач;
- совершенствование речевого аппарата, творческого воображения и памяти;
- воспитание в ребенке нетипичной, раскованной и гибкой модели мышления;
- умение в нужный момент отследить причинно-следственную связь, а также суметь увидеть логически рациональные закономерности окружающих событий или явлений.
Выведенные педагогические методы имеют мало общего с классической теорией обучения. Так, в ТРИЗ нет стандартной оценочной модели учеников, включая отсутствие единственно верного ответа. Дети вынуждены размышлять, рассуждать, находиться в постоянном поиске тех или иных противоречий и нестандартных признаков в условии решаемой задачи.
Другим достоинством методики является отсутствие высокого порога вхождения. Так, для того, чтобы научиться базовым основам, не обязательно наличие таких навыков, как чтение, письмо, или понимание счета. Заниматься с ребенком можно с 2,5-3 лет, — после того, как он будет способен отличить игровой процесс от объективной реальности.
Использование приемов в долгосрочной перспективе помогает прочувствовать вкус достижения целей, активирует взаимообмен уникальными идеями между окружающими, способствует формированию высокоинтеллектуальной личности.
Методы и приёмы ТРИЗ-технологии
ТРИЗ в детском саду – это такая методика, при которой применяются сразу несколько приемов. Мнение экспертных специалистов в области образования утверждает, что даже для самостоятельного занятия в семье, не нужно специализированного образования или инструментария.
Достаточно подходить к процессу обучения творчески, допуская наличие любых, даже самых нетипичных решений для тех или иных задач.
Мозговой штурм
Суть техники «Мозговой штурм» состоит в том, чтобы из многочисленных вариантов решения той или иной проблемы, отобрать наиболее результативную с точки зрения практической задачи.
Алгоритм проведения Мозгового штурма:
- Начальный этап.
- Отчетливая и простая в понимании формулировка заданной проблемы
- Создание подгруппы с последующим распределением «игровых» ролей.
- Вольный выбор или голосование за ведущего участника.
- Основной этап. Преподаватель одобряет творческий энтузиазм детей, при этом отсутствуют какая-либо критика, оценочные суждения, а также не приводятся ограничения в высказываемых идеях или предложениях. К сведению принимаются абсолютно все идеи участников — от самых смелых и нелогичных, до рационально поставленных. Содержание этапа включает:
- разработку;
- оптимизацию поступающих мыслей и идей;
- комбинирование.
- Заключительный этап включает:
- аргументированный критический анализ всех идей участников;
- оценочные мнения коллектива;
- отбор самых ценных мыслей и заключений по решению заданной проблемы.
Методика является одной из наиболее оперативных, простых и надежных, что позволяет в короткий срок выявить максимальное количество идей. Мозговой штурм способен совершенствовать собственные или чужие идеи, а также сплотить коллектив.
Прототипами вопросов для обсуждения являются:
- как повествовать сказку без использования слов;
- где можно найти лето зимой;
- как сыграть мелодию без применения музыкальных инструментов;
- как изобразить рисунок без использования красок;
- как помешать лисе съесть колобка.
В зависимости от участников, вопросы могут видоизменяться в сторону рационального осмысливания, или наоборот — наполняться непонятными абстракциями, аллегориями.
Синектика
Метод стал популярным сразу после его создания Вильямом Гордоном в 1 половине 60-х годов. Основной целью синектики является знакомство людей между собой, а также отстранение от привычных или навязанных паттернов мышления.
По мнению самого автора, совершенствовать творческие способности у детей помогают следующие метафоры:
- Прямая. Основывается на поиске и нахождении точного сходства технических объектов с природными. К примеру, ныряние аквалангиста с плаванием рыбы, действия червя и копание туннелей, похожесть между самолетом и птицей.
- Субъективная или личная. В этом случае используется собственное тело для достижения желаемого результата. Примерами являются: тактильное ощущение сильного воздействия лопастей вертолета, представление себя в качестве природной силы.
- Символьная. Являются поэтическими метафорами, которые необходимо сравнить с действиями другого объекта. Например, подавление сопротивления, дерево решений, или русло реки.
- Фантастическая. В этом случае необходимо вообразить вещими такими же, какими они не могут являться, однако участник сильно этого желает. Например, ребенок хочет, чтобы тропинка существовала только там, где проходит его путь. Или же представления о том, что было бы неплохо иметь миниатюрных людей для исполнения всех его желаний.
Членам подгруппы приучают способность к преодолению собственных страхов для раскрытия потайных секретов или личных переживаний остальным участникам. Для этого задаются наводящие вопросы о смысле метафор, формируется финальный результат вопроса, необычные вещи превращаются в обычные.
Основополагающим фактором, дающий нужный эффект в практике, является полная эмпатия происходящего — перевоплощение в желаемый объект, косвенно касающийся проблемной ситуации. Часто применяется в совокупности с музыкальным сопровождением.
Метод каталога
Является разработкой Э. Кунце — профессора Берлинского университета из 30-х годов XX века. Применяется для развития или углубления в творческие способности ребенка. Суть метода — составление непредсказуемых фантастических сюжетов.
Выбор темы для мысленного представления выбирается при помощи главного игрока, который выдумывает отдельное слово, или берет из случайно выбранной книги. Сюжет сказки сочиняется максимально подробно — прописываются главные герои, окружения, чувства и прочее.
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов — логическое продолжение предыдущего. Его применение способствует устранению излишней инертности мыслительных процессов, развивает фантазию и критическое мышление.
Основная суть состоит в переносе свойств из отдельного объекта на другой, из-за чего подобные действия ломают стереотипные мнения или искажения внутри подсознательного. Для удобства применяются специальные карты, где указаны два объекта, свойства которых нужно перенести.
Примеры игровых форм для метода фокальных объектов:
- «Сюрприз». Основным материалом для задания служат карты, на которых изображены разнообразные предметы (яркий футбольный мяч, самолет, журнал, шар и т.п.). Двое участников должны выбрать понравившиеся карточки, после чего — назвать свойства нарисованных объектов. К примеру, «интересный журнал о животных», или «красивый, большой шар для путешествий по всему миру». После чего учитель предлагает детям поменяться придуманными признаками объектов с их дальнейшим обсуждением.
- «Изобретатели». В этом случае, игроки пытаются изобрести необычные объекты, как по форме, так и по смыслу. Например, выдуманное сказочное животное, нестандартный прибор для улучшения качества жизни, причудливая мебель.
Способ нахождения фокальных объектов развивает в ребенке умение находить и совершенствовать ассоциативные особенности, а также станет отличным инструментом для улучшения творческого воображения.
Системный анализ (системный оператор): кольца Луллия
Системный анализ или систематическое изучение предоставляемого объекта — одна из лучших методик, позволяющая сформировать целостную картину мира, совершенствуя абстрактное мышление, а также понимание и оценку роли окружающих предметов или живых существ.
Метод помогает понять, из каких составляющих частей состоит та или иная подсистема, а также разобраться, к какой надсистеме относится объект. Благодаря этому, системный анализ знакомит человека с действиями и функциональными особенностями частей, развивает понимание о формировании целой систематической цепи.
Помимо обсуждения свойств объекта, используется техника анализа, обучающая учет и анализ действий определенного предмета. Здесь же учитывается временная шкала — настоящее, будущее, прошлое.
Пример системного анализа:
- Система: лиса.
- Подсистема: хитрые глаза, красивая шерстка, длинные лапы, пушистый хвост.
- Надсистема: животные, проживающие в лесу.
- Прошлое: годами ранее, лиса была еще совсем маленькой, потому о ней заботилась ее мама, принося из охоты вкусные лакомства.
- Настоящее: теперь лиса взрослая, сама охотится, роет нору, ухаживает за своим семейством.
- Будущее: лиса будет постепенно взрослеть и превратится в старую, но мудрую хищницу, которая трепетно заботится о своих детях.
На практике используются специализированные кольца Луллия, которые помогут овладеть систематизированным мышлением в короткие сроки. Это многофункциональный эффективный метод, применяющийся не только в изучении математики, но и для развития речевого аппарата, музыкального искусства и т.п.
Кольца Луллия состоят из 3 составляющих:
- Малый круг — игровые карты, изображающие различные объекты, которые участвуют в ролевой игре (герои из детских сказок, животные, неодушевленные предметы).
- Средний круг — специальные атрибуты для игровой роли (волшебная трость, нора, самолет).
- Большой круг — те или иные действия со стороны субъекта (спасение принцессы, поездка в дальние края, исцеление).
https://youtube.com/watch?v=mIh3vkLDf7Y%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Один из наиболее известных примеров методики Луллия — интерактивная игра «Сказка на новый лад». В этом случае участниками раскручиваются 2 кольца, после чего один из них развивает историю или легенду при помощи случайно выпавших 2 карт — герой из сказки и специальный атрибут.
К примеру, составить сказку можно при помощи пар «Чебурашка и злой волк», «Золушка и гномы», «Буратино и ковер-самолет».
Морфологический анализ
Морфологическим анализом называется метод комбинаторики, основная суть которого состоит в наличии нестандартного решения вопроса путем систематического перебора всевозможных вариантов.
Анализ предполагает создание специальной морфологической таблицы, которая заполняется 2-я осями вертикали — горизонтальная (рассматриваемый предмет) и вертикальная (его свойства, признаки). Каждая ячейка может обладать множеством переменных, — до 5 объектов и признаков в стандартной модели техники.
Моделирование при помощи маленьких человечков
Используя воображаемых маленьких человечков, ребенок развивает навык понимания смысла природных явлений, а также разбирает состав того или иного вещества в контексте макромира. Действия сказочных человечков разные, при тех или иных состояниях.
К примеру:
- в жидком — находятся максимально близко друг к другу;
- в газообразном — характеризуются постоянным движением и хаотичностью действий;
- в твердом — неразлучны, неподвижны, берутся за руки.
Занятия по технологии ТРИЗ в детском саду, план
ТРИЗ в детском саду – это методика, позволяющая не только скрасить обыденность и устранить детскую скуку, но и отличная возможность для самосовершенствования, развития важных навыков.
Разновидности ТРИЗ-занятий:
- Совершенствование творческих навыков. Сюда относятся импровизационные действия, терапия при помощи сказок, ролевые ситуации. На занятиях применяются как индивидуальная, так и коллективная работа.
- Изобразительность и практика. Применение нестандартных художественных техник (граттаж, кляксография, при помощи пальцев или ладоней), материалов (веревки, камни, морские раковины, пластилин).
- Комплексно-развивающее занятие. Развитие математических представлений об окружающем мире, формирование грамотной речи, музыкальное образование.
Триз-занятия проводятся в различных временных рамках, где 15 мин. отводится младшей группе, 20 мин. средней, и 30 мин. — подготовительной или старшей.
Этапы отличаются временем проведения, спецификацией заданий, упражнений:
- Первый или вводный. Здесь выявляются интересы группы, рассматриваются и обсуждаются проблемы и вопросы, включая грамотную постановку задачи и верную формулировку тематики урока. На первоначальном этапе хорошо применяются техники анализа, синектики, мозгового штурма.
- Второй или основной. Уточняются различные противоречия, выявляются характеристики объектов, моделируются всевозможные варианты для решения проблемы при помощи имеющихся техник ТРИЗ.
- Третий или рефлексия. Выбирается наиболее оптимальное решение, проводится самооценка, задаются наводящие вопросы, касающиеся самооценки. Зачастую спрашивается о том, чем занимались дети, что нового разузнали, а также на какие вопросы был дан ответ, а на какие — нет. Применяется в совокупности с морфологическим анализом.
ТРИЗ в детском саду – это такая методика, при которой каждый учитель должен был заинтересован в том, чтобы дети выполняли поставленные задания осознанно, не подавляя творческое или самостоятельное начало.
Таблица: примеры тем для занятий по методике ТРИЗ
В следующей таблице рассмотрены примеры тематических занятий методики ТРИЗ.
Все они проводятся в строго игровой форме, без навязчивости или ограничений со стороны педагога:
Тематика | Цели | Материалы и оборудование |
«Советы для веселого Колобка» | Развитие или совершенствование творческого воображения | Фломастеры, гуашь, восковые карандаши, листы в форме магического зеркала, кисти для рисования, емкости с водой. |
«Путешествие в сказочный мир» | Закрепление знаний детей о сказках, развитие памяти, связной и грамотной речи. Воспитание качеств добродетели, создание словосочетаний из слов. | Ленты разного цвета, макеты растений, палочки или ложки, книги со сказками, аудиозапись игровой формы, сундук с предметными характеристиками. |
«Большой и интересный мир» | Формирование умения о работе при помощи символов и образов, воспитание к тяге сотрудничать с коллективом. | Волшебный сундук, футбольный мяч, модель или таблица для продумывания рассказов. Используются методы морфологического анализа, синектики, а также фокальных объектов. |
«Спасти принцессу» | Укрепить навык отгадывать названия сказок из приведенного отрывка, активизация словарного запаса, развитие систематических знаний. | Мягкие игрушки, карандаши и предметные изображения (дом, цветы, машина, собака), письмо с отрывком из сказки. |
«Как бобер зайчат прятал» | Помочь детям понять надсистему объектов, укрепить знания классификации предметов и явлений, совершенствование творческого воображения. | Мольберт, овощи, акриловые краски, влажные полотенца или салфетки, посуда. |
Для того, чтобы лучше понять внедрение ТРИЗ-методики для детского сада, необходимо рассмотреть конспект «В гостях у сказки», — одного из занятий старшей группы, автором которого является педагог Наталия Параунина.
Задачи и цели | Основная цель: обучение детей умению творческого рассказа.
Задачи воспитателя:
|
Первый этап | Педагог выставляет стулья возле доски, на каждом из которых находится ориентир, в данном случае — цветок. Под музыкальное сопровождение «В гостях у сказки», дети встают возле педагога.
Воспитателем рассказывается стихотворение «В мире много сказок…». Затем требуется назвать любимую сказку, после чего педагогом вешаются ориентиры на шеи детей. Говорится о значимости цветов и о том, что они помогут в путешествии по сказочному миру. |
Второй этап | Включается аудиозапись и педагог говорит о тайном волшебнике, который околдовал детей магией, позволяющей только слышать. Ученики дополняют музыкальное сопровождение, где они называют сказочных персонажей из названий сказок, проговариваемых колдуном из аудио.
Следующее действие — правильная постановка героев и сказочного мира на доске «Сказочная путаница». Затем педагог предлагает придумать слова антонимы к доброй характеристике героев. На мольберте перевернуты фигуры героев. Дети должны угадать, кто скрывается за тенями. Все действия сопровождаются стихотворениями и песнями. Заключительный этап — бросание кубика с дальнейшим счетом количественного значения. В зависимости от того, что выпало, каждый составляет по предложению, которые в итоге формируют новую сказку. Педагог говорит о необходимости создать интересную и уникальную сказку, где победит добро. |
Третий этап | «Молодцы! Время вышло и нам пора возвращаться в реальный мир. Понравилось ли вам быть гостями сказочного измерения?»
Дети отвечают положительно, после чего задаются вопросы о том, что именно понравилось, какие были эмоции, происходит праздничная раздача небольших сувениров в качестве наград за пройденный путь. |
Развитие речи по ТРИЗ-технологии
Наиболее популярная техника развития речевого аппарата — создание рифмованных текстов. Методика нашла поддержку ученых, которые указывали на детскую потребность в подобных играх.
ТРИЗ-методика предлагает использование рифмованных картинок, где преподаватель в детском саду подбирает по паре изображений, на которых находятся различные объекты. Одна картинка убирается, после чего дети должны назвать иную форму рифмы. Техника является одной из самых простых, но при этом — наиболее эффективной для совершенствования образного мышления.
Нередко используются техники «Подбери слово» и «Дразнилка», при которых дети совершенствуют навык подбора сочетаний к слову, или учатся передразнивать объекты при помощи рифмы.
Оформление уголка по технологии ТРИЗ
Наличие в детском саду умело оформленного, безопасного и доступного места для занятий по ТРИЗ-технологии является основополагающим фактором для развития любознательности, самостоятельности, а также социальной активности у детей.
Чтобы подготовить специальное место для ТРИЗ, необходимо:
- Проанализировать доступные ресурсы для уголка.
- Создать подробный план психолого-педагогических материалов ТРИЗ.
- Составить картотеку игровых упражнений, которые направлены на сравнение подсистем, классификацию предметом, включая техники для совершенствования умения к выявлению свойств объекта.
- Изготовить или закупить дидактические игровые материалы «Ящик сенсорики», «Имя признака», техника кругов Луллия, табличные модели, а также инструменты для системного анализа.
- Отсортировать техники ТРИЗ, которые наиболее подойдут группе.
- Составить тематический план по внедрению методики.
Непосредственно к оформлению места самостоятельного проведения методики следует отнестись с воображением. Следует стремиться к использованию максимального количества материалов или объектов, нужных для декорирования уголка.
Основное отличие ТРИЗ-методики от стандартных образовательных техник в детском саду — возможность развития и совершенствования эвристического умения, что позволит самостоятельно находить ответы на любые интересующие вопросы. Также это поможет вовремя обнаруживать проблемную составляющую задачи, а также избавиться от навязчивой бездумности и автоматизма.
Видео о ТРИЗ
Как развивать творческое мышление с помощью ТРИЗ:
https://youtube.com/watch?v=Y-cVozmdOxs%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое ТРИЗ простыми словами?
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она представляет собой набор методов, позволяющих добиться главной цели с активным задействованием творческих и нестандартных подходов.
Что является основной задачей ТРИЗ?
Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями. Изначально технологию ТРИЗ применяли для решения технических задач. В 1980-х этот метод использовали на предприятиях СССР, а во многих школах внедряли ТРИЗ-педагогику.
В чем сущность теории решения изобретательских задач?
Theory of inventive problem solving. Идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические задачи являются техническими противоречиями, которые могут быть решены одними и теми же методами.
Что такое изобретательская ситуация в ТРИЗ?
Изобретательская ситуация – это любая технологическая ситуация, в которой отчетливо выделена какая-то плохая особенность. Слова “технологическая” и “плохая” имеют при этом очень широкий смысл.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные принципы ТРИЗ, такие как закон противоречий и идеальные решения. Понимание этих основ поможет вам лучше применять методику к различным задачам и находить более эффективные решения.
СОВЕТ №2
Практикуйте использование инструментов ТРИЗ, таких как 40 приемов изобретательства и матрица противоречий. Регулярное применение этих инструментов на реальных примерах поможет вам развить креативное мышление и улучшить навыки решения задач.
СОВЕТ №3
Обсуждайте свои идеи и решения с коллегами или в группе. Коллективное обсуждение может привести к новым инсайтам и улучшить качество решений, так как разные точки зрения могут выявить скрытые проблемы и возможности.
СОВЕТ №4
Не бойтесь экспериментировать и пробовать нестандартные подходы. ТРИЗ поощряет креативность, поэтому используйте свои идеи и предложения, даже если они кажутся необычными. Это может привести к неожиданным, но эффективным решениям.