Подходящие стихотворения для заучивания наизусть с ребенком необходимо выбирать с учетом его возраста и интересов. В случае, когда найти оптимальный вариант не удается, можно предложить малышу обратиться к классикам и изучить, например, А.С. Пушкина и его «У Лукоморья дуб зеленый…».
Это произведение легко воспроизводить по памяти, учитывая его простейшую рифму и яркие ассоциации, автоматически возникающие в голове читающего. Психологи рекомендуют взрослым использовать особые приемы, чтобы заучивание стихотворений для ребенка было увлекательным занятием, а не обязательным условием, поставленным родителями.
Польза от заучивания стихов
Регулярное заучивание стихотворений способствует правильному развитию умственных способностей ребенка, а также укреплению эмоциональной связи с родителями во время такого совместного времяпрепровождения.
Для взрослых важно не только понять всю пользу тренировки детской памяти заучиванием стихотворений наизусть, но и грамотно выстроить занятие с малышом, исходя из возрастных особенностей подрастающего человека.
Врачи отмечают, что изучение стихотворений, таких как “У Лукоморья дуб зеленый”, может положительно сказаться на развитии ребенка. Фонетический анализ помогает улучшить фонематическое восприятие, что способствует развитию речи и памяти. В процессе заучивания стихотворения ребенок учится различать звуки, что важно для формирования навыков чтения и письма. Врачи рекомендуют использовать игровые методы, такие как рифмовки и ритмические упражнения, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным. Также полезно повторять строки вместе с ребенком, что не только укрепляет память, но и создает эмоциональную связь. Таким образом, совместное изучение стихотворений становится не только образовательным, но и приятным времяпрепровождением.
Когда нужно начинать учить стихи
Воспринимать мелодичность рифм и смысл стихотворений дети начинают в разном возрасте. Психологи считают, что мозг большинства малышей готов к заучиванию литературных произведений примерно с 4-5 лет. На таком этапе развития дети могут запоминать и воспроизводить до 5 четверостиший.
До этого времени родителям следует как можно чаще читать своим детям книги как в стихотворной, так и прозаической форме. Причем делать это необходимо с выражением, не спеша, обсуждая и иллюстрируя происходящее в детском воображении. Подобный подход не только будет развивать речевые навыки ребенка, но и даст первое представление о литературе.
Примерно с 2-3 лет стоит предложить малышу рассказывать стихотворения в игровой форме, заканчивая за взрослыми строчку, произнося слова, или показывая прочитанное родителем в соответствующей последовательности.
Важно помнить, что организовывать такие занятия необходимо только при наличии обоюдного желания. Если маленький человек отказывается от такой игры или у взрослого нет настроения, стоит перенести тренировку детской памяти на другое время.
Польза стихов для детей
Среди основных положительных сторон заучивания стихотворений с детьми разных возрастов психологи отмечают:
- тренировка памяти (это происходит, когда ребенок еще не способен повторить слово, но уже запоминает, в какой момент необходимо проиллюстрировать озвученное конкретным образом);
- пополнение словарного запаса;
- стимуляция речевых навыков ребенка (относится к детям, только предпринимающим попытки разговаривать);
- расширение кругозора (дети узнают о социальных событиях, истории, мире);
- формирование общего уровня культура подрастающего человека (родители знакомят его с авторами, литературными произведениями, типами рифм и так далее);
- развитие фонематического слуха (способность корректно воспринимать слышимые в словах звуки).
Польза заучивания стихотворений доказана многолетними исследованиями в области детской психологии, педиатрии и психиатрии.
Подобная практика с раннего возраста не просто способствует развитию ребенка, но и подготавливает его к школьной жизни.
Стихотворение “У Лукоморья дуб зеленый” Александра Пушкина вызывает множество откликов и обсуждений среди читателей. Многие отмечают его музыкальность и яркие образы, которые легко запоминаются. Фонетический анализ показывает, что ритм и рифма создают особую атмосферу, погружающую в мир сказки. Для того чтобы заучить стихотворение с ребенком, можно использовать игровые методы: разучивать строки в виде песенки или ритмичных движений. Также полезно обсуждать смысл каждого образа, чтобы ребенок лучше понимал текст и чувствовал его эмоциональную нагрузку. Такой подход не только развивает память, но и формирует любовь к поэзии.
Какие стихи лучшие для запоминания
«У Лукоморья дуб зеленый…» — стихотворение, по мнению детских специалистов, являющееся максимально подходящим для запоминания ребенком в возрасте 5-6 лет.
При выборе литературного произведения для тренировки памяти малыша, родителям необходимо обращать внимание на то, чтобы оно было:
- Понятным для подрастающего человека. Стихотворение не должно содержать непонятных слов. Читая его или воспринимая на слух, ребенок в таком случае будет самостоятельно визуализировать описываемые события, что значительно упростит процесс запоминания строчек.
- Мелодичным. Простейшая четкая рифма максимально вовлекает малыша в процесс воспроизведения стихотворения, позволяя ему интуитивно подбирать продолжение произведения.
- Написано о событиях, актуальных возрасту человека. Например, для заучивания самыми маленькими рекомендуется выбирать стихотворения о домашних животных, игрушках, членах семьи. В более старшем возрасте актуальными будут произведения, подразумевающие анализ прочитанного или извлечение морали из происходящего.
Грамотно подобрав стих для заучивания наизусть, родители не просто упростят ребенку задачу, но и привьют ему любовь и естественный интерес к литературе.
Как правильно учить стихи
Для правильного построения методики занятий взрослым следует изучить приемы тренировки детской памяти, разработанные психологами, а также определить опытным путем, какой из них подойдет конкретному малышу.
Найти непонятные слова
Стихотворения классических авторов (яркий пример – «У лукоморья дуб зеленый…») зачастую изобилуют устаревшими формами слов и архаизмами. Они могут затруднять не только восприятие информации ребенком, но и препятствование ее усваиванию, а также дальнейшему запоминанию и воспроизведению.
https://youtube.com/watch?v=JxlZOdr7QM4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Во избежание этого, родителям необходимо:
- Прочитать стихотворение вслух полностью.
- Уточнить у ребенка, понятен ли ему смысл произведения.
- Спросить у малыша, какие конкретно слова ему были непонятны. В случае, если стихотворение не было полноценно воспринято.
- Даже если «ученик» уверен, что значение всех слов для него очевидно, взрослым рекомендуется самостоятельно определить наиболее сложные из словосочетаний по значению и озвучив их, попросить ребенка объяснить смысл прочитанного.
Максимально продолжительное обсуждение непонятных слов может оказать существенную помощь в заучивании стихотворений подрастающему человеку. «Расшифрованные» словосочетания будут своеобразными опорными точками при воспроизведении литературного материала и облегчат визуализацию прочитанного.
Рисование стихотворения
Если ребенок любит рисовать или у него есть явные художественные наклонности, можно предложить ему перед заучиванием воспроизвести на бумаги услышанное. Не нужно требовать от малыша произведений искусства. Смысл в том, чтобы, прослушав четверостишие, подрастающий человек смог отразить на бумаге свои ассоциации и личное понимание стихотворения.
Такой прием поможет не просто создать схематический план, удобный для использования при воспроизведении заученного материала, но и позволит родителям точно определить, полностью ли малыш понимает произведение.
При использовании описанного метода, алгоритм занятия будет включать в себя следующие этапы:
- Чтение стихотворения вслух взрослыми.
- Выяснение смысла, озвученного совместно с ребенком.
- Взрослый читает четверостишие, после чего делает паузу, позволяя малышу нарисовать услышанный материал на бумаге.
- Ребенок воспроизводит стихотворение по своим рисункам.
Родителям не стоит часто исправлять подрастающего человека. Это может спровоцировать у ребенка возникновение внутреннего протеста и исчезновение желания тренировать собственную память.
Театр
Театральный метод заучивания стихотворений подойдет детям любого возраста. Его суть заключается в том, что после прочтения строчки, необходимо ее показать. Делать это следует максимально приближенно к контексту, но как можно креативнее и ярче. Участвовать в таком процессе может не только сам ребенок, но и все члены семьи.
Ассоциативный ряд, откладывающийся в детском сознании, поможет ребенку при дальнейшем воспроизведении произведения по памяти. Взрослым следует подсказать малышу фразы из исходного текста для использования в его театральной миниатюре. Следуя этому совету, у малыша будет в голове сформирован план, который поможет ему лучше ориентироваться в стихотворении.
Во время занятия такого рода необходимо:
- Прочитать ребенку произведение полностью.
- Разобрать смыл стихотворения, а также непонятные слова и словосочетания.
- После прочтения 1-2 строчек предложить ребенку изобразить услышанное.
- Попросить малыша, ориентируясь на его миниатюры, воспроизвести четверостишие своими словами, используя опорные словосочетания.
Совместное времяпрепровождение такого рода всей семьей доставят радость малышу и создадут благоприятную почву для дальнейшего восприятия обучающего материала.
Разрезанные строчки
Для детей постарше, которые уже умеют читать, может стать эффективным метод «Разрезанные строчки», рекомендуемый детскими специалистами для успешного заучивания стихотворений.
Он подразумевает необходимость:
- Написать крупным печатным шрифтом стихотворение на листе формата А4.
- Разрезать четверостишия построчно.
- Прочитать стихотворение вслух.
- Убедиться, что малышу понятно произведение и смысл каждого слова в нем.
- Прочитать четверостишие и попросить ребенка сложить его по памяти из разрезанных строчек.
- Попросить озвучить составленное четверостишие.
Не рекомендуется для облегчения поставленной задачи делать сторонних пометок на разрезанной бумаге.
Так ребенок может запомнить эти знаки и не будет ориентироваться на саму последовательность строчек и рифму.
Придумать ассоциации
«У Лукоморья дуб зеленый…» — стихотворение, самым простым способом для заучивания которого является придумывание ассоциаций.
Ввиду большого количества выдуманных событий, практически каждое литературное произведение для детей можно выучить таким способом. Это также поможет избежать непонимания со стороны малыша устаревших, непопулярных слов или архаизмов.
Например, если ребенок часто запинается при воспроизведении стихотворения на одном и том же слове, взрослым следует уточнить, какие именно ассоциации оно у него вызывает. Проговорив вслух детскую версию значения, необходимо выразить весь ассоциативный ряд в одном слове.
Таким образом, при рассказывании стиха по памяти в следующий раз, «ученик» интуитивно будет выстраивать смысловую цепочку и самостоятельно вспоминать трудное для запоминания слово или словосочетания.
Ситуация из жизни
Быстро уложить в детской памяти недавно услышанное литературное произведение может помочь воспоминание схожей жизненной ситуации. Такой прием требует от родителей большого терпения и внимательности к эмоциям, переживаемым маленьким человеком. Ассоциативная ситуация не должна заставлять его грустить, злиться или переживать любые негативные эмоции.
Порядок применения:
- Прочитать ребенку стихотворение, которое он должен выучить наизусть.
- Разобрать значение произведения и смысл новых слов.
- Совместно вспомнить жизненную историю, напоминающую описанные события.
- Прочитать одно четверостишие.
- Попросить малыша воспроизвести несколько строчек по памяти.
Эмоции
Эмоции – основная часть детской жизни, правильно используя которую, можно значительно упростить маленькому человеку процесс тренировки памяти. Для этого ему необходимо максимально погрузиться в прочитанный материал. Взрослому следует помочь малышу проникнуться историями героев, добавить от себя подробности их жизни.
Максимально визуализировав услышанное, ребенок, на основе собственных переживаемых эмоций в отношении героев, будет более предрасположен к восприятию новой информации и ее дальнейшему воспроизведению по памяти.
Диктофон
Используя диктофон, взрослый может не только помочь ребенку быстро заучить необходимые строчки, но и со стороны услышать, как звучит его голос, скорректировать интонацию или произношение некоторых звуков.
Для этого необходимо:
- Прочитать вслух стихотворение.
- Выяснить, все ли слова понятны «ученику».
- Попросить малыша прочитать стихотворение полностью для записи на диктофон.
- Прослушать получившуюся запись 3 – 5 раз.
- Прочитать вслух одно четверостишие или первые 2 строчки.
- Прослушать их в записи.
- Попросить ребенка воспроизвести по памяти услышанный отрывок.
Перерывы
Занимаясь с ребенком любого возраста, важно делать перерывы. Периодическая смена вида деятельности важна как для самых маленьких, так и для детей, уже посещающих школу. Необходимо учитывать возрастные особенности при определении временных промежутков работы и отдыха.
Например, для ребенка 5-6 лет, важно менять род занятий каждые 30 мин. Полчаса – это максимальное время, которое малыш, находясь на таком этапе развития, может быть сосредоточен и внимателен. Для детей 9-10 лет – такой временной промежуток составляет уже 45-60 мин.
Сохраняя лояльность и внимательность к собственному малышу, взрослым удастся не только сохранить его интерес к занятиям подобного плана, но и укрепить с ним психоэмоциональную связь.
Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»
«У Лукоморья дуб зеленый…» — стихотворение, являющееся одним из самых известных среди написанных А.С. Пушкиным. В нем автор собрал популярных сказочных героев, передав минимальным количеством слов их образ. Этот стих является отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», однако уже давно воспринимается как самостоятельное литературное произведение.
Композиция и жанр
Композиция этого классического стихотворения представляет собой традиционную структуру русской народной сказки (присказка или завязка – основная часть – концовка или развязка).
Учитывая тот факт, что «У лукоморья дуб зеленый…» — это пролог к полноценному произведению «Руслан и Людмила», основным смыслом, которым наделен этот отрывок, является погружение читателя в атмосферу сказки, где возле моря стоит волшебный дуб, а на нем ходит кот. Животное в данном случае является собирательным образом всех рассказчиков русского фольклора.
Основная часть содержит информацию о волшебных событиях, происходящих «у Лукоморья». Важной особенностью является то, что сказочные герои изображаются на фоне русской природы. Пушкин любил родную страну, что прослеживается в его литературном творчестве.
В заключении автор делится тем, что он «там тоже был». Такая фраза помогает читателям поверить в реалистичность происходящего и максимально проникнуться общей атмосферой произведения.
Размер
Стихотворный размер в отрывке «У Лукоморья дуб зеленый…» — типичный для произведений XIX в. А.С. Пушкин для придания своему стихотворению мелодичности и размеренности выбрал четырехстопный ямб.
Фонетический разбор
Фонетический анализ литературного произведения подразумевает его разбор по звукам.
Иными словами, это то, как звучит стихотворение.
Как заучить с ребенком
Чтобы ребенок мог заучить стихотворение классика «У лукоморья…» максимально быстро, взрослым можно попрактиковать основные методики, а именно:
Методика | Особенности |
Учить по 15 – 20 мин. в день | Если ребенку необходимо выучить это стихотворение в качестве домашнего задания, то следует начать выполнение уже в день, когда задание было получено |
Объяснить значение непонятных слов | Произведение изобилует архаизмами, которые без должного разъяснения будут непонятны современному поколению |
Делать схематичные рисунки | Можно предложить ребенку построчно зарисовывать услышанное так, как будет понятно именно ему |
Пересказ | После первого прочтения стихотворения взрослым следует попросить малыша своими словами пересказать услышанное (не в стихах). Это поможет выяснить, понял ли ребенок смысл произведения |
Любые стихотворения, включая «У Лукоморья дуб зеленый…», выбранные в качестве материала для тренировки детской памяти, требуют предварительного изучения самими родителями. Разобрав литературное произведение, а также продумав план занятия с ребенком, взрослый сможет помочь маленькому «ученику» не только выучить конкретный стих наизусть, но и полюбить литературу в целом.
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео про заучивание стихов
У Лукоморья дуб зеленый… — стихотворение:
https://youtube.com/watch?v=rkSYCWC-SEA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
В каком классе учат наизусть У Лукоморья дуб зеленый?
Отрывок поэмы “Руслан и Людмила” А. С. Пушкина “У Лукоморья дуб зеленый ” в 1971-м году изучали в рамках программы “Родная литература” за четвертый класс.
Почему мне нравится У Лукоморья дуб зеленый?
Чем мне нравится? Мне нравится произведение “У лукоморья дуб зеленый” Александра Сергеевича Пушкина тем, что оно переносит меня в мир сказок и легенд. В этом стихотворении автор создает неповторимую атмосферу волшебного мира, где каждый предмет и каждое существо оживают и становятся частью увлекательного приключения.
Что обозначает У Лукоморья дуб зеленый?
Лукоморье может означать: Лукоморье — морской залив, бухта, изгиб морского берега. Также — заповедное место на краю мира (в фольклоре восточных славян).
Кто ходит по цепи?
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте рифмы и ритмы. При заучивании стихотворения с ребенком акцентируйте внимание на рифмах и ритмических структурах. Это поможет ребенку легче запомнить текст и сделает процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №2
Разделите стихотворение на части. Начните с небольших фрагментов, постепенно увеличивая объем. Это позволит ребенку не перегружаться информацией и лучше усваивать материал, а также даст возможность закрепить каждую часть перед переходом к следующей.
СОВЕТ №3
Используйте визуальные и аудиоматериалы. Найдите иллюстрации, которые соответствуют содержанию стихотворения, или прослушайте аудиозаписи. Это поможет ребенку создать ассоциации и лучше понять образный язык произведения.
СОВЕТ №4
Создайте игровую атмосферу. Превратите заучивание в игру: используйте карточки с фразами, проводите конкурсы на лучшее исполнение или разыгрывайте сценки по мотивам стихотворения. Это сделает процесс обучения более интересным и запоминающимся.