Детям чрезвычайно важно чувство стабильности и защищенности. В любом возрасте, начиная с младенческого, они нуждаются в невидимой, но прочной опоре со стороны взрослых. Главным удерживающим «якорем» для ребенка являются родители. Но с момента включения в социальную жизнь, дополнительной опорой становятся воспитатели, педагоги, психологи, проводящие уроки, которые помогут укрепить самооценку, без формирования патологической тревожности, даже в жестких условиях современного общества.
В детском саду
Развитие эмоционального интеллекта у детей активно происходит в возрасте от 2-3 лет. В этот период они отчетливо начинают чувствовать те или иные эмоции. Но это состояние сложное для ребенка, так как проявление чувств происходит всплеском, с ними сложно справляться.
Можно заметить, что дети чрезмерно ярко проявляют эмоции. Если это радость, то ребенок громко смеется, кричит, прыгает. А если злость или гнев, то он рыдает, падает на пол, порой может бросать вещи и бросаться с кулаками. Все дело в том, что эмоциональный интеллект еще не развит в этом возрасте. Есть необходимость в помощи со стороны взрослых. Педагоги и психологи в детском саду проводят тематические уроки для ознакомления с разными эмоциями.
Врачи отмечают, что уроки психологии для детей играют важную роль в их эмоциональном и социальном развитии. Психологи подчеркивают, что раннее знакомство с основами психологии помогает детям лучше понимать свои чувства и эмоции, а также развивать навыки общения и разрешения конфликтов. Это особенно актуально в условиях современного общества, где стресс и давление становятся частью повседневной жизни.
Специалисты рекомендуют внедрять элементы психологического образования в школьную программу и в занятия в детских садах. Дети, получающие такие знания, становятся более уверенными в себе, учатся сопереживанию и уважению к другим. Кроме того, занятия по психологии способствуют формированию здоровой самооценки и эмоциональной устойчивости, что в дальнейшем может снизить риск возникновения психических расстройств. Врачи уверены, что такие уроки должны стать неотъемлемой частью воспитания и образования, начиная с раннего возраста.
В группе
Упражнение для знакомства с гневом «Игрушка-колотушка»
Уроки психологии для детей в детском саду помогают сплотить коллектив, узнать детей и их потребности лучше. Упражнение носит название «Игрушка-колотушка». Для этого необходимо предоставить детям небольшую игрушку из ткани с мягким наполнителем. При желании можно сшить ее самостоятельно из фетра или фланели.
После этого необходимо провести беседу с детьми и объяснить, что такое злость и гнев. Спросить у малышей, ощущают ли они подобное в течение дня. Можно поинтересоваться, как они себя ведут, когда приходит злость. А затем нужно спросить о том, как можно справиться с такой эмоцией. В течение разговора познакомить детей с игрушкой-колотушкой.
Что делать с игрушкой:
- Можно ее щипать, тыкать.
- Можно бить кулаками.
- Можно поругаться на нее.
Не стоит бояться того, что дети привыкнут к такому проявлению злости и будут то же самое делать с людьми. Наоборот такой способ поможет научить детей сливать свою негативную эмоцию, не задействовав окружающих людей.
При этом ребенок не будет копить в себе агрессию, негативные эмоции. Ведь злость сама по себе не несет вреда. Она – здоровое проявление функций человеческой психики. Детям необходимо научиться понимать это чувство, управлять им.
Помимо управления гневом, такая игрушка может научить сопереживанию. Некоторые из детей проявляют эмпатию к игрушке, жалеют ее.
Уроки психологии для детей становятся все более популярными в школах и детских садах. Многие родители и педагоги отмечают, что такие занятия помогают детям лучше понимать свои эмоции и развивать социальные навыки. Воспитатели подчеркивают, что дети, знакомые с основами психологии, легче справляются с конфликтами и находят общий язык с сверстниками.
Некоторые родители отмечают, что занятия по психологии в домашних условиях способствуют укреплению семейных связей. Дети учатся делиться своими переживаниями, что создает атмосферу доверия и поддержки. Кроме того, уроки помогают развивать критическое мышление и эмоциональный интеллект, что, безусловно, полезно в будущем.
В целом, многие считают, что психология — это важный инструмент, который помогает детям не только в учебе, но и в жизни, формируя гармоничные отношения с окружающими.
Упражнение «Покажи эмоцию»
Оно подходит для детей старшей дошкольной группы. Для него необходимо подготовить карточки, на которых изображены различные эмоции. Можно приобрести такие карточки в специализированном магазине или найти подходящие картинки в интернете. Дети делятся на 2 команды. Педагог показывает детям карточки. Выигрывает та команда, которая угадает больше эмоций.
Упражнение «Эмоциональный крокодил»
Дети также делятся на 2 команды. С помощью жребия выбирают одного игрока, которому ведущий показывает карточку с эмоцией. Он должен показать ее командам, не используя слов. Игроки угадывают эмоцию. Первый, кто угадывает, выходит показывать следующую эмоцию. Педагог выступает в роли ведущего.
Эти упражнения помогут детям лучше понимать и описывать свои эмоции.
https://youtube.com/watch?v=l7HDyWHMwRk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Дома
К 5 годам у ребенка уже формируются личные черты характера. Но это не значит, что воспитание эмоционального интеллекта окончено. В этом возрасте ребенку необходима родительская поддержка и опора.
Уроки психологии для детей можно проводить и дома в игровой форме. Психологические упражнения помогут лучше узнать ребенка, помочь ему справиться с переживаниями, установят прочную связь между ним и родителем. В это время начинается сложный период для ребенка. Он переходит на новую социальную ступень, происходит постепенная сепарация от родителей. Она будет длиться до 18 лет.
Упражнение «Цветок»
Вместе с ребенком необходимо нарисовать на бумаге цветок. В его центр необходимо написать имя ребенка. На лепестках нужно написать все его уменьшительно-ласкательные формы, которые используются в семье или в кругу. Вдоль стебелька нужно написать тот вариант имени, который используется тогда, когда мама или папа строго говорят с ребенком.
Имя человека – самое важное слово в жизни. Именно оно выделяет его среди окружающих. В процессе выполнения упражнения нужно расспросить ребенка о том, какая форма имени ему больше нравится, а какая – нет. Вместе с ребенком можно изучить историю происхождения имени.
Что дает это упражнение:
- Улучшение контакта между ребенком и взрослым.
- Повышение самооценки за счет осознания значимости своего имени.
- Получение важной для родителя информации: что важно для ребенка; что ему нравится, а что – нет; отношение ребенка с членами семьи.
Упражнение «2 сундучка»
Выполнять его можно с 3 лет, когда происходит становление эмоционального интеллекта. В игровой форме ребенок научится называть, охарактеризовать то, что его радует или огорчает. Он сможет описывать свои чувства и лучше понимать себя.
Можно сделать настоящий сундук из ткани или бумаги. Если нет такой возможности, то можно использовать любые 2 коробки. В крайнем случае, можно использовать воображаемые сундуки, выполняя упражнение устно.
При изготовлении коробочки важно, чтобы ребенок принимал активное участие в процессе. Он может раскрашивать ее, клеить наклейки и любые украшения на свой вкус. Одна коробка носит название «Сундук радости», а вторая – «Сундук грусти».
В сундук для грусти нужно «положить» то, что ребенка расстраивает. Важно объяснить ребенку, что из этого сундука ничего не ускользнет, он все надежно спрячет. На бумаге можно выписать вместе с ребенком то, что произошло за день. Важно спрашивать ребенка о том, какие эмоции вызвала та, или иная ситуация. С сундуком радости действовать нужно аналогично. В него нужно «складывать» то, что вызвало положительные эмоции. Важно акцентировать внимание не на материальных вещах, а именно на внутренних чувствах. В сундуки можно складывать записки или рисунки.
Что дает упражнение:
- Сближение ребенка и родителя, укрепление их связи.
- Повод к откровенному разговору на тему привязанности, дружбы, предательства, любви.
- Понимание ценностей ребенка, его жизненных ориентиров.
- Навык описывать свои переживания (с помощью текста, рисунков). Развитие креативности.
Дополнительно можно показать ребенку технику, которая поможет справляться ему со злостью. Нужно объяснить, что это за эмоция и когда она возникает. Важно не акцентировать внимание на том, что это плохая эмоция. Все эмоции необходимы человеку. Можно поделиться с ребенком моментами, когда злится мама или папа. Важно, чтобы ребенок понимал, что ощущать злость – нормально.
Как работать со злостью:
- Как только появится ощущение злости, особенно если появляется желание на кого-то накричать или ударить, необходимо сконцентрироваться на этом чувстве.
- Затем нужно сообщить человеку об этом. Важно сказать: «Я сейчас злюсь», «Я ощущаю гнев».
- Затем нужно отойти, набрать в легкие воздух и мысленно посчитать до 10 (если ребенок умеет). Затем нужно громко и шумно выдохнуть через рот, «прогнать злость».
Занятия для школьного возраста
Поступление в школу – еще одна важная ступень для развития ребенка. Все сильнее ощущается сепарация от родителей: у ребенка есть большое количество навыков, он больше времени проводит вне дома.
Невидимая опора и поддержка родителей чрезвычайно важна в этом возрасте. Поэтому необходимо выделять время для ребенка, чтобы знать о его переживаниях и трудностях. В этом помогут психологические упражнения и игры.
В школе появляется новый коллектив, в котором ребенок должен находиться большое количество времени. Для построения здорового климата в атмосфере коллектива, педагоги и психологи используют игры и упражнения, которые направлены на сплочение детей, выстраивание близких отношений.
В школе
Первое упражнение носит название «Словесный автопортрет». Он подходит для детей, которые уже умеют писать. Дети берут небольшой листочек и на нем описывают себя. В начале урока психологии важно отметить, что нужны не внешние признаки. Рассказывать нужно о своей семье, питомцах, увлечениях, личных качествах. Свои рассказы дети не подписывают. Психолог собирает все автопортреты и перемешивает. Затем нужно раздать их ученикам в случайном порядке. Дети должны прочитать описание и попробовать угадать, о ком идет речь.
Уроки психологии для детей полезны тем, что дети лучше узнают друг друга. Для них открывается новая информация об одноклассниках, они ближе знакомятся. Дети учатся описывать свои черты характера и увлечения.
Второе упражнение направлено на преодоление застенчивости. Все ученики садятся в круг. Каждый должен вспомнить свои лучшие качества. Затем каждый из них рассказывает о них всем остальным. Важно, чтобы каждый имел возможность высказаться и рассказать о себе. Но стоит помнить, что если ребенок не хочет говорить, то его лучше не заставлять, потому что сформируется страх выступлений перед людьми.
Для построения близких отношений с ребенком важна тактильность. Ребенок должен ощущать проявление любви родителя через прикосновения: объятия, поглаживания. Данное упражнение поможет укрепить связь ребенок-родитель. Упражнение могут выполнять, как мамы, так и папы.
Упражнение носит название колобок. По сути это обыкновенный массаж, но игровая форма его проведения поможет ребенку полностью разгрузиться и расслабиться. Необходимо, чтобы ребенок принял горизонтальное положение. Необходимо предложить ему поиграть и на время представить, что он – тесто. А мама или папа будут лепить из теста колобок. Необходимо размять ребенку уши, живот, спину, руки и ноги. При этом нужно приговаривать о том, какое мягкое и хорошее тесто, и какой замечательный колобок получится.
Массаж обладает расслабляющим эффектом, но проведение его в такой форме помогут ребенку максимально расслабиться и сбросить стресс, который накопился в течение дня. Упражнение можно делать перед вечером, чтобы настроить ребенка на крепкий и здоровый сон. Но можно выполнять его в середине дня, чтобы обеспечить ребенку небольшой отдых и избежать переутомления.
Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляются его страхи. Тем более, что в младшем школьном возрасте у ребенка активно работает фантазия. Плюс все это дополняется тем, что стресс и негативные эмоции могут выливаться в страх и боязнь чего-либо.
В этом случае поможет арт-терапия. Ее можно проводить прямо дома:
- Первый вариант: сделать из страха что-то смешное. Нужно предложить ребенку изобразить свой страх. Пусть использует любые карандаши и ручки, наклейки и бумагу. Затем нужно пририсовать что-то такое, чтобы страх стал смешным. Из злого чудища может получиться забавный пришелец на роликах.
- Второй вариант: предложить уничтожить свой страх. Ребенок точно так же рисует свой страх на листе, а затем он может разорвать его на кусочки и выбросить.
Такие упражнения помогают ребенку осознать, что он сильнее своего страха. Своеобразная арт-терапия поможет ребенку ощутить контроль над своей боязнью.
Для подростков
Уроки психологии для детей от 12 до 18 лет важны для оказания поддержки от взрослых. Подростковый период важен для здорового развития ребенка. Он становится старше, появляется большое количество возможностей. Считается, что воспитание ребенка заканчивается в 11-12 лет. К этому возрасту у него уже заложены все характерные черты характера.
Ориентиром для педагогов и родителей становится поддержка детей в непростой для них период. Важно сохранить у ребенка ощущение «якоря» — поддержки в любой ситуации. В его роли должен выступать значимый взрослый.
Педагоги в образовательных учреждениях могут поддержать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы укрепить внутренние связи детей.
Первое упражнение можно провести на стадии знакомства детей. Они делятся на пары по определенным схожим внешним признакам. Например, у кого-то глаза одного и того же цвета или одинаковый рост. В паре работать будет гораздо проще, исчезнет неловкость.
Теперь преподаватель дает задание. Подросткам необходимо описать свое сегодняшнее настроение одним цветом. На обдумывание дается одна минута. Детям необходимо понять, как менялось настроение с утра и до данного момента. Осознать, что влияло на их настроение, и как менялся его цвет. Затем дети записывают свои варианты на листочек. Участники в парах могут обсуждать данный вопрос и помогать друг другу.
Затем листочки необходимо сдать преподавателю. Он, посчитав все варианты, выберет тот, который встречался чаще всего. Это поможет понять детям, что они не одни, даже если у них плохое настроение. Затем начинается обсуждение. Участники выходят парами и описывают свой выбор цвета для сегодняшнего дня. Здесь важно, чтобы не было давления на подростков. Если кто-то не хочет высказываться, то не нужно заставлять.
Данное упражнение плавно перетекает во второе. Следующий пункт направлен на то, чтобы научиться мириться со своими эмоциями, настроение, а также для того, чтобы знать, как контролировать состояние.
Далее ведущий (преподаватель, психолог) объясняет техники, которые помогут контролировать свои эмоции. Данные упражнения также помогут контролировать тревожность. Ее уровень очень высок в подростковом возрасте.
Отложить на потом
Данная техника заключается в том, что при возникновении какой-либо неприятной ситуации, которая вызывает тревогу, страх, злость, грусть, откладывается на потом. В данном случае человек пытается обмануть собственный мозг.
Дело в том, что в момент нарастания этих эмоций преобладает лимбическая система мозга. Она отвечает за инстинкты, безусловные реакции, многие из которых складывались, благодаря эволюции. Поэтому в этот момент тяжело думать о чем-либо, кроме своего страха или тревоги. Но важно заставить кортикальную систему мозга работать сильнее, чтобы снизить уровень стресса.
Данная система отвечает за разумное мышление. Нужно проговорить фразу «Я буду переживать по этому поводу в 19 часов вечера» (завтра, вечером, утром). Можно выбрать любой удобный вариант. И потом, когда наступит 19 часов, необходимо сесть и «начать тревожиться» по поводу сложившейся ситуации.
Нужно заставлять себя переживать ее максимально. Также необходимо установить таймер, например, на 20 мин. И все это время посвятить переживанию по поводу данной ситуации. Как только время закончится, нужно перестать тревожиться.
Самурай
Самураи в фильмах и книгах описываются, как абсолютно невозмутимые воины. Дело в том, что при ухудшении ситуации, они думают о смерти. Эту технику активно применяют в психологии. При возникновении какой-либо ситуации, которая портит настроение, необходимо подумать о том, что могло случиться в худшем случае.
Построение эмпатии
Данное упражнение можно выполнить на занятии. Участникам в парах необходимо раздать листочек и ручку. Лист нужно поделить на 2 столбика. Один столбик носит название «Обидное высказывание», а второй – «Проявление эмпатии».
Преподаватель диктует те выражения, которые необходимо занести в первый столбик.
Какие выражения можно записать:
- Ты – эгоист.
- Тебе все равно, о чем я думаю.
- Я не хочу тебя видеть.
- Ты – глупый.
Детям необходимо заменить данные выражения на более конструктивные, которые помогут выстроить диалог с собеседником. Они научат детей не переходить на оскорбления, ущемления чувств. Например, фразу «Ты – эгоист», можно заменить на следующее предложение: «Мне кажется, что ты уделяешь мне слишком мало времени, я не чувствую заботы. С чем это может быть связано?».
Важно, чтобы подростки поняли, что нужно выстраивать открытый диалог, где нет места оскорблениям, унижениям и обесцениваю. Они должны уметь описывать свои чувства так, чтобы партнер их понимал.
Уроки с ребенком в подростковом возрасте уже сложнее. Они уже не так охотно выполняют психологические упражнения в игровой форме. Поэтому важно в таком возрасте сохранить ощущение опоры со стороны родителей. Они должны стараться понять и принять своего ребенка таким, какой он есть.
В семье не должно быть осуждения. Так с детьми выстроятся доверительные отношения с родителями или близкими людьми. Ощущение, что есть люди, которые принимают даже в плохие моменты, снижает уровень стресса, страха.
Видео на тему: уроки психологии для подростков и детей в школе
Уроки психологии в школе:
https://youtube.com/watch?v=DzaL76R7utI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие занятия проводит психолог в детском саду?
На консультации детский психолог проверяет память, логику, мелкую моторику ребенка, дает советы родителям по воспитанию малышаВоспитатель-психолог в детском саду проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми и ведет просветительскую работу с родителями
Какие занятия проводит психолог в школе?
В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме детей в школу.
Что должен делать психолог в детском саду?
Основная цель педагога-психолога в ДОУ – создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и гармоничного развития дошкольников в условиях ДОУ. Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом.
Что входит в методическую работу психолога в школе?
Наблюдение. Эксперимент. Опросные методы (анкетирование, опросы, беседа, интервью). Психодиагностические тесты (тесты достижений, интеллекта, личностные тесты). Моделирование. Психологическая характеристика. Ещё
Советы
СОВЕТ №1
Создайте безопасную атмосферу для обсуждения эмоций. Позвольте детям свободно выражать свои чувства и мысли, не боясь осуждения. Это поможет им развивать эмоциональный интеллект и учиться понимать свои эмоции.
СОВЕТ №2
Используйте игры и ролевые ситуации для обучения. Игровая форма обучения помогает детям легче воспринимать психологические концепции, такие как сотрудничество, эмпатия и разрешение конфликтов. Применяйте ролевые игры, чтобы дети могли практиковать навыки общения и решения проблем.
СОВЕТ №3
Внедряйте практики mindfulness и релаксации. Научите детей простым техникам медитации или дыхательным упражнениям, чтобы они могли справляться со стрессом и развивать концентрацию. Это поможет им лучше управлять своими эмоциями и повышать уровень внимательности.
СОВЕТ №4
Регулярно обсуждайте с детьми их поведение и последствия. Помогите им осознать, как их действия влияют на окружающих, и учите их анализировать ситуации. Это способствует развитию критического мышления и ответственности за свои поступки.