Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Методики по запуску речи у неговорящих детей направлены на активизацию различных процессов, имеющих отношение к речевым особенностям. Проблема задержки речевого развития сегодня становится все более актуальной из-за цифровизации общества. Взрослые и дети чаще общаются через современные средства технического прогресса. Гаджеты, во многом, заменяют живое общение. Это напрямую сказывается на речевом развитии современного ребенка.

Какие дети считаются неговорящими

Термин «неговорящие дети» появился в логопедии много лет назад. С его помощью характеризуют проблемы задержки речевого развития у детей разных возрастов. Большинство специалистов сходятся во мнении о том, что точного периода, когда ребенок должен заговорить, установить нельзя из-за индивидуальных особенностей. Но существует некоторые рамки, определяющие нормы развития.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Речь ребенка не возникает неожиданно или спонтанно. Она является фактором, свидетельствующим об определенном пороге развития.

Развитие проходит несколько этапов, среди которых выделяют следующие:

  • 2-3 месяца. Это так называемое «гуление» или произнесение определенных звуков.
  • От 6 до 8 месяцев. Появление лепета, повторение слогов.
  • 12 месяцев. Наличие в словарном запасе около 10 простейших слов, которые могут быть выражены в виде первых или последних слогов слова.
  • 24 месяца. Наращивание активного словаря.
  • 3 года. Произнесение слов с полнейшим осмыслением текста.

Специалисты подчеркивают: если в речевом развитии ребенка отсутствует один из этапов, то к необходимому возрасту этот ребенок не сможет заговорить полноценно. Это значит, что существует особая проблема, на которую нужно обратить внимание.

Запуск речи у неговорящих детей – это комплексная система внедрения современных методик, состоящих из последовательно выполняемых упражнений. Одновременно с этим ведется работа со специалистом над развитием навыков.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Маркеры, по которым можно определить наличие проблем:

  • лепет ребенка не трансформируется в слоги или слова;
  • к 2 годам отсутствует интонация и ритм при произнесении звуков;
  • в 3 года ребенок не откликается на речь, которая обращаются к нему;
  • ребенок не понимает, о чем говорит;
  • одновременно с нарушением фразовой и связной речи диагностирован дефект слуха (к таким состояниям относится глухота или тугоухость);
  • к 3-5 годам у ребенка сформирован собственный язык, с помощью которого он общается с окружающими, но его никто не понимает.

Причин нарушения речи может быть несколько:

  • Полное отсутствие общения. К подобным ситуациям относятся случаи, когда ребенок лишен возможности слышать речь вокруг себя. Примером считают рождение и взросление детей в социально неблагополучных семьях, где взрослые употребляют спиртные напитки и не обращают внимания на детей, которые растут сами по себе.
  • Использование нескольких языков внутри одной отдельно взятой семьи. У билингвов, которые воспитываются в двуязычных семьях, часто наблюдаются речевые проблемы.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

К биологическим или медицинским причинам относится тяжелое течение беременности и сложные роды с гипоксией плода или родовыми травмами у новорожденного. Это может стать тормозом речевого развития. Помимо этого, причиной становится травма головы, нанесенная ребенку в раннем возрасте. К медицинским причинам так же относятся инфекционные заболевания, развивающиеся в младенчестве. Они часто дают различные осложнения.

Современные методики запуска речи у неговорящих детей вызывают большой интерес у специалистов. Врачи отмечают, что раннее вмешательство играет ключевую роль в развитии речевых навыков. Использование мультимедийных технологий, таких как интерактивные приложения и обучающие игры, позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Психологи и логопеды подчеркивают важность индивидуального подхода: каждая методика должна быть адаптирована к особенностям ребенка. Кроме того, работа с родителями является неотъемлемой частью терапии, так как поддержка и вовлеченность семьи значительно ускоряют процесс. Врачи уверены, что комплексный подход, включающий игровые элементы и социальное взаимодействие, способствует успешному запуску речи и улучшению коммуникационных навыков у детей.

Современные методики запуска речи у неговорящих детейСовременные методики запуска речи у неговорящих детей

Классификация современных методик

Задача специалиста в каждом отдельном случае – правильно поставить диагноз.

Существует несколько видов диагнозов для неговорящих детей:

  • Общее недоразвитие речи или ОНР. Это диагноз обобщенного типа, который включает в себя несколько подразделов. Специалисты ставят степень ОНР, где четвертая – это самая опасная стадия, а первая – означает начальный этап развития.
  • Системное недоразвитие речи или СНР. Это необратимое нарушение, связанное с ограничениями физических возможностей. Такой диагноз часто ставят детям с ДЦП, ЗПР и другими нарушениями.
  • Алалия. Это диагноз, свидетельствующий о полном отсутствии речи. Такое расстройство объясняется необратимыми явлениями ЦНС.
  • Афазия. Этот диагноз ставят, когда диагностируют поражение определенных речевых участков коры головного мозга. Афазия может быть следствием тяжелых травм.
  • Задержка развития речи или ЗПР. Это отстаивание от стандартов, которые приняты специалистами.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Чаще всего недоразвитие одной из психических функций влечет за собой поражение познавательных компонентов, то есть страдает внимание, память, мышление.

Запуск речи у неговорящих детей необходим и тогда, когда выявлено сразу несколько нарушений развития. Такие нарушения называют сопутствующими. Например, при аутизме сначала ставят диагноз ЗПР, а затем подтверждают алалию или эхолалию. Подобные нарушения требуют дефектологической помощи.

Сегодня разработаны методики по запуску речи у детей с проблемами развития, которые полностью отвечают современным требованиям. Такие приемы активно используются специалистами и родителями неговорящих детей. Запуск речи у неговорящих детей ложится на плечи педагогов-логопедов. Современные методики помогают активировать органы артикуляции, создать почву для дальнейшей работы, касающейся письма и чтения.

Занятия строятся по схеме, которая должна отвечать определенным требованиям – так, получается добиться максимального результата:

Если на начальном этапе логопед решает задачи по извлечению простейших звуков, то на следующей стадии используются сенсорные эталоны, которые необходимы для формирования коммуникативной деятельности.

Обычно занятия проходят индивидуально или малыми группами, но не более 2-3 детей.

Регулярность занятий должна быть ежедневной. Продолжительность можно варьировать в зависимости от настроения и состояния ребенка. Важно заканчивать упражнение до того, как оно покажется детям слишком скучным. В каждое занятие включают широкий список игр с использованием игрушек, карточек, предметов. При этом разнообразие не должно отвлекать детей от основной задачи занятия.

Методики для неговорящих детей классифицируют по типам упражнений и назначению:

  • для создания импрессивной речи;
  • для формирования интонаций и ритма;
  • с включением развития общей моторики;
  • чтобы развивать слуховое восприятие;
  • для фиксации зрительного восприятия;
  • для обогащения графического понимания.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Современные приемы опираются на традиционные нормы и стандарты. Привлечение демонстрационного материала на планшетах или компьютерах приветствуется только на поздних стадиях, когда речь уже запущена. Детям важно получать на ранней стадии работы живое общение. В некоторых методиках особое значение имеет тактильное взаимодействие. Особенно это касается детей с ДЦП, которым необходимо подтверждение физического присутствия взрослого. На занятии воспитатель обязательно держит ребенка за руку.

Методика Новиковой-Иванцовой

Одна из самых популярных методик – методика известного логопеда, специалиста по работе с проблемными детьми Т. Новиковой-Иванцовой. На начальном этапе она предлагает использовать сенсорные сферы, изучать окружающее через сенсорное восприятие.

Цели:

  • задействовать органы артикуляции;
  • закрепить появление звуков на обучающем материале;
  • формировать слоговую структуру слова.

Задачи:

  • развивать простейшие навыки разговора;
  • воздействовать на органы чувств ребенка через игровую деятельность.

Материалы:

  • специальные каточки, разработанные логопедом;
  • подручные материалы.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Запуск речи у неговорящих детей — это важный и актуальный вопрос, который волнует многих родителей и специалистов. Современные методики предлагают разнообразные подходы, направленные на развитие речевых навыков. Одним из популярных методов является использование альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), которая включает жесты, картинки и специальные приложения. Это помогает детям выразить свои мысли и желания, даже если они не могут говорить.

Также активно применяются игровые методики, где речь развивается через взаимодействие с окружающими. Игры с использованием музыкальных инструментов, ролевые игры и занятия с логопедами способствуют не только развитию речи, но и социализации детей. Родители отмечают, что регулярные занятия и поддержка со стороны специалистов значительно ускоряют процесс. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы должны быть индивидуализированы, чтобы максимально соответствовать его потребностям и возможностям.

Занятие на постановку звуков

Логопед берет ребенка за руку, прижимает его руку к своему горлу и нараспев произносит звук «А». Затем прижимает пальцы ребенка к его горлу, удерживает на этом месте и просит повторить те же звуки.

Работа с карточками

Для постановки слогов используют методические карточки. На картинке изображены игрушки или животные. Сначала педагог предлагает придумать слоги, с помощью которых можно узнать конкретных животных. Затем провоцирует ребенка произносить звуки, прижимая пальцы к горлу. Чтобы почувствовать, как рождается тот или иной звук.

«Мои первые слова» Н.А. Шишкиной

Н. А. Шишкина разработала специальные материалы, которые активно используются на ее уроках. Первой реакцией ребенка, по мнению Шишкиной, должны быть ответы на гласные звуки. Главная цель методики Шишкиной – расширение словарного запаса.

https://youtube.com/watch?v=pGnvNfKWgN4%3Ffeature%3Doembed

Цели:

  • вызвать и закрепить звуки у неговорящего ребенка;
  • расширить словарный запас, если он уже существует;
  • произносить слова, подкрепляя их жестикуляцией, тем самым развивать ручную память.

Задачи:

  • создать у неговорящих детей связь между словами и жестами;
  • развивать мимику;
  • вызывать звуки и слоги.

Необходимые для занятий материалы:

  • карточки, разработанные логопедом Шишкиной.

Воспитатель подготавливает 6 карточек и раскладывает перед ребенком. Нужно помнить, что по методике Шишкиной все действия принято выполнять слева направо или сверху вниз, что подсознательно должно закрепиться у ребенка. В дальнейшем это поможет быстрее подготовиться к письму и чтению.

Работа с материалами

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Тип карточки Особенности

Ход занятий

Карточка-символ Знакомство со звуком, создание игровой ситуации Воспитатель произносит звуки за героя картинки, старается вовлечь ребенка в простейший звуковой диалог.
Волшебные кнопочки Направлено на вызов ответной звуковой реакции Воспитатель нажимает на звук-кнопку и произносит его. Ребенок должен научиться повторять звук.
Звуковые дорожки Карточка с наклейкой Ребенку предлагают наклеить нужную наклейку в квадрат, затем произнести звук, проведя пальцами по дорожке к нему.
Произнеси звук Картинки с наклейками Воспитатель отбирает наклейку, произносит слово, затем предлагает ребенку разместить наклейку туда, куда нужно. Затем нужно назвать звук, а после отметить соответствующую букву карандашом.

Шишкина рекомендует использовать по 2 наклейки за занятие. Каждую из них необходимо отработать несколько раз.

Запуск речи у неговорящих детей по приемам Шишкиной предполагает работу с целым спектром проблем.

У детей с алалией, эпилепсией, ЗПР запуск проходит в несколько этапов:

  1. Логопед определяет и закрепляет возгласы, которые неговорящие дети произносят произвольно во время эмоциональной игры. Для этого педагог вырабатывает ассоциативные ряды, основанные на демонстрации предметов и жестов. Каждому звуку соответствует определенная игрушка.
  2. Затем логопед добивается от ребенка окончания слов.
  3. На последнем этапе ребенку предлагается произнести простейшую фразу, подкрепляя ее жестами.

Игровая логопедия Т.В. Грузиновой

Методика, которая придумана Т. В. Грузиновой, предполагает установление эмоционального контакта с поиском важного мотива. Это элемент АВА-терапии, где логопед плавно выводит малыша на воспроизведение речи. Важное условие, по мнению педагога, это создание комфортной среды для неговорящего ребенка. Чаще всего звуки начинают непроизвольно появляться во время игры, поэтому удобно будет сидеть на игровом коврике, быть в расслабленном состоянии.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Цели:

  • вызвать звуки у молчаливого ребенка;
  • определить проблемные места, работать над ними;
  • закрепить звуки с помощью жестов и мимики.

Задачи:

  • создать комфортную среду для занятий;
  • научить ребенка расслабляться во время игры.

Необходимый материал:

  • игрушки, бытовые предметы.

Постановка гласных звуков

Воспитатель садится напротив ребенка и начинает демонстрацию звуков. Задача – вовлечь ребенка в коммуникацию.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

  1. Широко разводит руки в стороны и произносит звук «А».
  2. Плавно двигает руками обеих рук – звук «У».
  3. Приседает, кисти зажимает в кулачки, руки сгибает в локтях – «Ы».
  4. Плавное движение рук вниз – «Э».

Работа со слогами

К слоговому изучению приступают только после того, как освоены гласные и согласные звуки.

  1. «На-На» — хлопки перед собой.
  2. «Но-Но» — хлопки над головой.
  3. «Ну-Ну» — хлопки вытянутыми руками.

После освоения простейших звуков и слогов логопед приступает к работе над сочетаниями.

Методика Датешидзе Т.А

Датешидзе – логопед-практик, который работает с коррекцией речи у неговорящих детей на протяжении многих лет. Она стала автором целого комплекса занятий, направленных на развитие речи у детей с ЗРР.

Цели:

  • вызвать звуки с помощью построения ассоциаций, создания связей между жестами и предметами;
  • закрепить полученные навыки;
  • работать над построением фразовой и связной речи.

Задачи:

  • создать комфортную для ребенка среду;
  • подготовить ассоциативные ряды;
  • закрепить в подсознании ассоциации.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Все упражнения, которые относятся к этой методике, разделены в соответствии с лексическими темами. Чтобы развивать слуховое восприятия Датешидзе предлагает использовать звуковые игрушки.

Занятия на слуховое восприятие

Воспитатель раскладывает перед ребенком несколько звучащих игрушек с долгими-короткими, высокими-низкими, громкими-тихими звучаниями.

К каждой из них по очереди воспитатель подбирает слоговые обозначения. Например, барабан – это «Бах», миелофон – это «А-У» и так далее. Воспитатель может заметить интерес ребенка к одной конкретной игрушке, незаметно убрать все остальные, чтобы они не отвлекали, и начать разбирать звучание понравившегося инструмента.

Запуск речи у неговорящих детей. Современные методики

Важно, чтобы у звуковой игрушки было несколько вариантов звучания: в одном положении он должен издавать короткие звуки, в другом – длинные. Необходимо обратить особое внимание ребенка на эту особенность. С одним инструментом можно работать на протяжении нескольких занятий, пока не возникнет устойчивая ассоциация.

Запуск речи у тех детей, которых называют «неговорящими», может быть долгим и трудным. Приемы для работы над речевым развитием выбирают, опираясь на особенности диагноза ребенка, нуждающегося в коррекционной работе.

Видео о запуске речи у неговорящих детей

5 этапов запуска речи.

https://youtube.com/watch?v=XwNpjtTUtuU%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Как запустить речь у Неговорящего ребенка?

Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено. Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Ещё

Какие бывают методики развития речи?

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а при словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Какие игры запускают речь ребенка?

Пальчиковые и жестовые игрыСенсорные игры, развивающую мелкую моторикуАртикуляционные упражненияИгра «Кто в домике живет»Стишки, побуждающие к произнесению звуков и словДыхательная гимнастикаЧтение книгСюжетно-ролевые игрыЕщё

Какой метод способствует развитию речи?

Игры, общение, чтение книг, разнообразные упражнения – все это способствует стимулированию развития речи.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте визуальные стимулы. Включение картинок, жестов и предметов в повседневное общение поможет ребенку ассоциировать слова с конкретными объектами и действиями, что способствует развитию речи.

СОВЕТ №2

Создавайте игровые ситуации. Игры — это отличный способ мотивировать ребенка к общению. Используйте ролевые игры, настольные игры или простые задания, которые требуют от ребенка произнесения слов или фраз.

СОВЕТ №3

Регулярно читайте книги. Чтение с ребенком не только развивает его словарный запас, но и помогает понять структуру языка. Выбирайте яркие и интересные книги, задавайте вопросы по сюжету, чтобы стимулировать обсуждение.

СОВЕТ №4

Обратитесь к специалистам. Если вы заметили задержку в развитии речи у ребенка, не стесняйтесь обратиться к логопеду или специалисту по развитию. Они могут предложить индивидуальные методики и упражнения, которые помогут вашему ребенку.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации