Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

В три года дети активно развиваются физически и эмоционально, открывая для себя новое. Мальчики и девочки могут иметь разные темпы и особенности, но есть общие навыки, которые помогут им адаптироваться к окружающему миру. Эта статья предлагает родителям памятку о том, что должен уметь ребенок в три года, и программу развития для поддержки его роста и обучения.

Общие особенности возраста

Что должен уметь ребенок в возрасте трех лет – это важная информация для родителей, так как именно в этом возрасте малыш переходит на новый уровень своего психического и физического развития.

Основные навыки:

  • Восприятие окружающего мира у ребенка начинает расширяться за пределы семьи. Он начинает осознавать, что взрослые выполняют не только семейные роли, но и другие социальные функции.

В три года у ребенка возникает стремление «примерить» на себя взрослый образ, хотя его возможности еще ограничены. В связи с этим активно развивается игра как основной вид деятельности.

Игра трехлетнего ребенка все еще довольно примитивна и только начинает формироваться как ведущий вид деятельности дошкольника:

  1. Сюжеты игр просты и обычно включают 1–2 роли;
  2. В процессе игры используются игрушки и предметы-заменители (например, кубик может быть телефоном);
  3. Игры проходят недолго и без четких правил (правила только начинают появляться).
  • Внимание и память у трехлетнего ребенка развиты до такой степени, что он может запоминать по просьбе взрослого 3–4 слова, а чуть позже – небольшие стихотворения и песенки.
  • Наглядно-действенное мышление, характерное для этого возраста, позволяет ребенку экспериментально устанавливать связи между предметами и действиями. Например, он может притянуть к себе воздушный шарик, потянув за веревочку, к которой он привязан.
  • Благодаря предметно-игровой деятельности у ребенка начинает развиваться воображение, что особенно заметно во время игры с предметами-заменителями.
  • В три года малыш способен давать простые оценки своему поведению и поведению других детей (например, если он поделился игрушкой – это хорошо, а если разорвал книжку – это плохо).

  • Гендерное поведение становится более выраженным, например, в выборе игрушек.

  • Начинается период познавательных вопросов (родители должны помнить, что на вопросы ребенка следует отвечать).

Врачи отмечают, что в три года как мальчики, так и девочки должны демонстрировать определенные навыки, способствующие их развитию. Важно, чтобы ребенок умел хотя бы частично одеваться и раздеваться, а также следовать простым инструкциям. Социальные навыки играют значительную роль: дети должны уметь делиться игрушками и играть в группе, что способствует развитию эмоционального интеллекта.
Кроме того, специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику, предлагая ребенку заниматься рисованием, лепкой или конструированием. Важно, чтобы ребенок мог называть основные цвета и формы, а также считал до пяти. Чтение простых книг и обсуждение изображений помогут развить речь и воображение. Регулярные прогулки на свежем воздухе, игры на площадке и занятия спортом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Родителям следует помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут различаться.

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

В возрасте трех лет дети активно развиваются как физически, так и эмоционально. Эксперты подчеркивают, что в этом возрасте мальчики и девочки должны уметь выполнять ряд основных навыков. Во-первых, они должны свободно передвигаться, бегать, прыгать и лазить, что способствует развитию координации и силы. Во-вторых, важно, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться и раздеваться, что формирует чувство независимости.

Также в этом возрасте дети начинают активно развивать речь. Эксперты рекомендуют родителям поощрять общение, задавая вопросы и читая книги. Социальные навыки, такие как умение делиться и играть в группе, также имеют большое значение. Важно, чтобы родители создавали условия для игры с другими детьми, что способствует развитию эмоционального интеллекта. Наконец, эксперты советуют включать в повседневную жизнь простые задания, такие как помощь в домашних делах, что поможет ребенку развивать ответственность и самостоятельность.

3 года. Что должен уметь ребенок?3 года. Что должен уметь ребенок?

Рост и вес

Малыш должен нормально развиваться не только психически, но и физически.

Для ребенка 3-х лет считается нормой:

  • для мальчика – рост от 92,5 см до 1 м, вес 13–16 кг;
  • для девочки – рост 91–99 см, вес 12–16 кг.
Категория развития Что должен уметь ребенок в 3 года Советы для родителей и игры
Крупная моторика – Бегать, не спотыкаясь, менять направление.
– Прыгать на двух ногах.
– Подниматься и спускаться по лестнице, чередуя ноги.
– Бросать мяч двумя руками.
– Ездить на трехколесном велосипеде.
– Играйте в догонялки, прятки.
– Устраивайте полосы препятствий из подушек и стульев.
– Играйте в мяч: бросайте, ловите, пинайте.
– Поощряйте катание на самокате или беговеле.
Мелкая моторика – Переворачивать страницы книги по одной.
– Строить башни из 8-10 кубиков.
– Рисовать простые фигуры (круг, квадрат).
– Держать карандаш тремя пальцами.
– Застегивать крупные пуговицы.
– Нанизывать крупные бусины.
– Предлагайте игры с пластилином, тестом для лепки.
– Рисуйте пальчиковыми красками, мелками.
– Собирайте крупные пазлы, конструкторы.
– Учите застегивать одежду, шнуровать ботинки.
– Играйте с сортерами, вкладышами.
Речь и коммуникация – Использовать предложения из 3-5 слов.
– Понимать и выполнять простые инструкции из 2-3 шагов.
– Называть свое имя, возраст, пол.
– Задавать вопросы “Что?”, “Где?”, “Кто?”.
– Рассказывать о своих впечатлениях.
– Понимать простые сказки и стихи.
– Много разговаривайте с ребенком, задавайте вопросы.
– Читайте книги, обсуждайте картинки.
– Поощряйте ролевые игры, где ребенок может говорить за разных персонажей.
– Учите новые слова, объясняйте их значение.
– Пойте песни, рассказывайте стихи.
Познавательное развитие – Различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
– Считать до трех.
– Различать понятия “большой-маленький”, “много-мало”.
– Соотносить предметы по форме и размеру.
– Понимать причинно-следственные связи (например, “если уронить, то разобьется”).
– Находить одинаковые предметы.
– Играйте в игры на сортировку по цвету, форме, размеру.
– Считайте предметы вокруг.
– Загадывайте загадки, решайте простые головоломки.
– Играйте в “найди отличия”, “найди пару”.
– Обсуждайте, почему происходят те или иные события.
Социально-эмоциональное развитие – Играть рядом с другими детьми, иногда взаимодействуя.
– Делиться игрушками (с напоминанием).
– Проявлять сочувствие к другим.
– Выражать свои эмоции (радость, грусть, злость).
– Понимать и соблюдать простые правила.
– Начинать одеваться и раздеваться самостоятельно.
– Организуйте совместные игры с другими детьми.
– Учите делиться, объясняйте, почему это важно.
– Обсуждайте эмоции, учите их называть.
– Поощряйте самостоятельность в бытовых вопросах.
– Читайте книги о дружбе, эмоциях.
Самообслуживание – Самостоятельно есть ложкой и вилкой.
– Пить из чашки без проливания.
– Мыть руки с мылом.
– Частично одеваться и раздеваться.
– Проситься на горшок и пользоваться им.
– Предоставляйте ребенку возможность делать что-то самостоятельно.
– Помогайте, но не делайте за него.
– Хвалите за успехи и поощряйте попытки.
– Создайте комфортные условия для освоения навыков самообслуживания.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о том, что должен уметь ребенок в 3 года, а также рекомендации для родителей:

  1. Социальные навыки: В возрасте 3 лет дети начинают активно развивать социальные навыки. Они могут играть в группе, делиться игрушками и проявлять эмпатию. Важно поощрять взаимодействие с другими детьми, чтобы развивать навыки общения и сотрудничества.

  2. Когнитивное развитие: В этом возрасте дети начинают понимать простые концепции, такие как количество и размер. Они могут считать до 3-5 и различать основные цвета. Игры с сортировкой и классификацией предметов помогут развить их логическое мышление.

  3. Физическая активность: Мальчики и девочки в 3 года должны иметь возможность развивать свою физическую активность. Они могут бегать, прыгать и лазить. Родителям рекомендуется организовывать активные игры на свежем воздухе, что способствует не только физическому, но и эмоциональному развитию ребенка.

Эти навыки и умения являются основой для дальнейшего развития ребенка, и родители могут поддерживать их, создавая подходящую игровую и обучающую среду.

Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года. Практические советы.Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года. Практические советы.

Речевые навыки

Что должен уметь ребенок в три года и что он действительно умеет – это не всегда одно и то же. Развитие речевых навыков малыша во многом зависит от его окружения, особенно от взрослых.

В три года ребенок должен обладать определенными навыками как пассивной, так и активной речи:

1. Пассивная речь.

Младший дошкольник должен:

  • правильно сопоставлять предмет и его изображение, находить на картинке названные части предмета, обращать внимание на детали (например, у платья есть карманы, рукава, пуговицы);
  • понимать и выполнять указания взрослых («Принеси книгу», «Поставь стульчик к столу»);
  • демонстрировать знание простых сказок («Колобок», «Теремок»), подсказывая взрослому отдельные слова или действия во время рассказа;
  • проявлять эмоции и интерес при прослушивании стихов, песен, загадок и сказок.

2. Навыки активной речи:

  • К трем годам словарный запас нормально развивающегося ребенка составляет от 700 до 1500 слов.
  • Малыш правильно называет предметы, их качества и действия. Знает и использует обобщающие термины (например, чашка, тарелка – это посуда).
  • В разговоре формирует предложения из 3–5 слов, правильно используя род, число, падеж и предлоги. Слова произносятся четко, с правильным ударением, а предложения – с соответствующей интонацией.
  • Выговаривает все или почти все звуки, за исключением сонорных, шипящих или свистящих.
  • Умеет вести простой диалог: задает вопросы, слушает ответы или сам отвечает на заданные ему вопросы.
  • Знает, как правильно обращаться к взрослым. В общении использует вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо».

В три года дети активно развиваются, и важно понимать, какие навыки они должны осваивать. Родители часто обсуждают, что мальчики и девочки могут иметь разные интересы, но основные умения остаются схожими. В этом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, есть ложкой и пить из чашки. Также важно развивать речь: трехлетний малыш должен знать около 200-300 слов и уметь строить простые предложения.
Социальные навыки также играют важную роль. Ребенок должен уметь играть с другими детьми, делиться игрушками и выражать свои эмоции. Развивающие игры, чтение книг и занятия творчеством помогут в этом. Родителям стоит обратить внимание на физическое развитие: умение прыгать, бегать и лазить по лестнице. Программа развития для трехлетнего ребенка должна быть разнообразной и включать как физические, так и интеллектуальные активности, что способствует гармоничному развитию личности.

Мама с ребенком читают книгу

Мышление

Так как для 3-летнего ребенка ведущей является предметная деятельность, то характерным для этого возраста становится наглядно-действенное мышление. Исследуя различные предметы, малыш познает мир и получает необходимый опыт.

Задача взрослых состоит в обеспечении ребенка различными предметами (игрушками, подходящими по возрасту играми), чтобы он мог изучать их.

Что должен уметь ребенок в 3 года в соответствии со своими возрастными особенностями и при правильном обеспечении предметного окружения:

  • сосредотачиваться на предмете;
  • устанавливать связи между предметом и явлением (например, если мяч толкнуть, то он покатится);
  • делать самые простые обобщения (все мячики – круглые).

Развитие моторики

Мелкая моторика представляет собой способность координировать движения рук и пальцев в зависимости от конкретной задачи, которую выполняет ребенок в данный момент. Развитие этой функции напрямую связано с работой мозга. Поэтому для гармоничного роста малыша крайне важно, чтобы он овладел необходимыми навыками и умениями в соответствующие возрастные периоды.

Этапы развития моторики:

  • В возрасте до 3 лет ребенок использует всю кисть для хватательных движений. С 3 лет и старше он начинает все чаще применять пальцы для выполнения различных действий.
  • К 3 (4) годам малыш должен уметь правильно держать и использовать фломастеры, карандаши, мелки и кисточки.
  • Ребенок способен отщипывать небольшие кусочки пластилина (или глины) от большого куска, раскатывать их круговыми движениями ладоней, формируя шары или колбаски.
  • Он может строить различные конструкции по образцу из деталей маленького конструктора (размер деталей должен соответствовать возрасту ребенка).
  • Малыш составляет простейшие аппликации: выкладывает по образцу подготовленные взрослыми элементы, наносит клей и прижимает их к бумаге.

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

Бытовые навыки

Очень важным элементом в комплексном развитии ребенка является совокупность бытовых навыков, которым необходимо обучить малыша к этому возрастному периоду.

В возрасте 3 лет дети уже в состоянии справляться с рядом действий по самообслуживанию, выполнению несложных трудовых заданий. Взрослые должны давать возможность действовать ребенку самостоятельно в тех случаях, когда ему это по силам. Иначе он будет лишен определенного опыта, и это отрицательно скажется на его дальнейшем развитии.

В 3 года ребенок должен стремиться к самостоятельности и иметь такие бытовые навыки:

1. уметь пользоваться предметами в соответствии с их прямым назначением:

  • самостоятельно есть, правильно используя посуду;
  • мыть руки с мылом, вытираться полотенцем;
  • должным образом обращаться с носовым платком;
  • уметь пользоваться туалетом (после 3 лет следует отказаться от горшка и приучать ребенка к пользованию унитазом);

2. владеть элементарными навыками самообслуживания:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться (взрослый может помочь справиться со сложными застежками и шнурками);

3. выполнять мелкие хозяйственно-бытовые поручения:

  • после игры складывать свои игрушки на место;
  • помогать взрослым накрывать на стол (разложить ложки, поставить хлебницу);
  • под присмотром взрослого полить цветы, покормить рыбок в аквариуме.

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

Двигательные навыки

Что должен уметь ребенок в возрасте трех лет в области физической активности – это важная информация, на которую родителям стоит обратить особое внимание. Любые отклонения в развитии моторных навыков могут сигнализировать о возможных проблемах, как физического, так и психического характера.

К трем годам ребенок становится достаточно активным и уже уверенно управляет своим телом:

  • В возрасте 3 (4) лет малыш уверенно ходит и бегает, поддерживая координацию и меняя направление и скорость.
  • Он легко переходит от бега к ходьбе и обратно (например, в игре «Догони меня»).
  • Умеет правильно спрыгивать с небольшой высоты, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь аккуратно.
  • Прыгает с места в длину на расстояние примерно 40 см.
  • Ловит мяч двумя руками (может бросать его от груди и катить в нужном направлении).
  • При перешагивании через предмет сохраняет равновесие (игра «Не наступи на линию»).
  • Свободно ползает на четвереньках и проползает под препятствиями (игра «Доползи до мячика», «Пролезь в обруч»).
  • Умеет подниматься и спускаться по лестнице-стремянке (игра «Обезьянки»).
  • В подвижных играх способен согласовывать свои движения с действиями других участников.

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

На 4-м году жизни ребенок продолжает свое познавательное (интеллектуальное) развитие. Оно происходит по нескольким направлениям: предметная деятельность, познание окружающего мира, конструирование, настольные игры.

Предметная деятельность:

  • После 3 лет ребенок должен знать и различать цвета. В этом возрасте достаточно ориентироваться в 4-х: красном, желтом, зеленом и синем («Принеси все флажки зеленого цвета»).
  • Устанавливает сходство и различие между однородными предметами, основываясь на одном из признаков: цвете, форме или величине. Сравнивая исследуемые предметы с образцом, ребенок должен свои выводы аргументировать словами «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький». При анализе формы применять ощупывание, рассматривание, сопоставление.
  • Хорошим показателем психического развития является умение малыша сортировать предметы, опираясь сразу на несколько признаков. Например, сбор пирамидки, которая состоит из 4 и более разноцветных колец разного размера (сравнение по цвету и величине).
  • На 4-м году жизни малыш уже умеет использовать предметы в качестве бытового или игрового орудия для решения некоторых практических задач (например, достать закатившийся под кровать шарик при помощи указки или игрушечного меча).

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

Знания об окружающем мире

Общество и быт:

  • В три года ребенок должен обладать базовыми знаниями о профессиях: парикмахер – стрижет волосы, учитель – обучает, воспитатель – заботится о детях.

  • Уметь называть город или населенный пункт, где он проживает.

  • Указывать и называть части тела и лица: руки, ноги, голова, глаза, рот, уши.
  • К четырем годам малыш должен уметь по внешнему виду распознавать физическое и эмоциональное состояние человека: грустит, смеется, болеет, устал, плачет.

Для нормального развития, особенно в контексте игровой деятельности, важно, чтобы в три года ребенок был знаком с повседневной деятельностью близких: мама готовит, папа чинит игрушки, сестра делает уроки. Также он должен уметь называть предметы домашнего обихода и понимать их назначение: пылесос предназначен для уборки, кастрюли – для готовки, шкафы – для хранения вещей.

Живая природа:

  • Ребенок, которому исполнилось три года, должен понимать, что такое дерево, трава, цветок, а также знать названия распространенных овощей и фруктов.
  • Уметь называть домашних и некоторых диких животных, а также их детенышей (кошка – котенок, курица – цыпленок, белка – бельчонок, лиса – лисенок).
  • Узнавать птиц: воробей, ворона, попугай, голубь.

Неживая природа:

  • Определять основные свойства воды и ее функции: она течет, бывает холодной и горячей, необходима для питья и стирки, встречается в природе (лужи, реки, дождь).
  • Называть простейшие проявления времен года: зимой холодно, идет снег, весной распускаются листья и цветы, осенью листья желтеют и опадают.

Для стимулирования интеллектуальной и познавательной активности важно, чтобы у ребенка вызывали интерес игры с конструкторами и сюжетными наборами («Домашние животные», «Дикие животные», «Автомобили»).

  • В возрасте трех (четырех) лет малыш должен понимать, что создание простых сюжетных конструкций возможно путем соединения отдельных элементов (например, два домика – это уже улица; дом, забор и домашние животные – это сельский дворик или ферма).
  • Ему должны быть знакомы базовые пространственные представления: высокий, низкий, длинный.

Что должен уметь ребенок в 3 года: мальчик, девочка. Памятка для родителей, программа развития

Эмоциональное развитие

К 3 годам эмоциональное развитие ребенка также претерпевает значительные изменения. 4-й год жизни характеризуется как «кризис 3 лет». В этот период в поведении малыша появляются бунтарские настроения, связанные с тем, что его желания и возможности далеко не тождественны.

Родители не должны удивляться ярким эмоциональным вспышкам, которые начинают проявляться в поведении малыша (он пытается психологически отделиться от тех, кто его опекает).

Наоборот, в 3 года следует ожидать таких проявлений, как:

  • негативизм;
  • упрямство (настаивает на своем, требует, чтобы учитывали его мнение);
  • строптивость (бунтует против норм воспитания, принятых в его семье);
  • стремится к самостоятельности;
  • может проявляться деспотизм (это характерно для семей, имеющих одного ребенка) или ревность (чаще проявляется в многодетных семьях);
  • обесценивание всего, что раньше ребенку нравилось (старые правила, игрушки, мультфильмы и многое другое).

Кроме отрицательных, четвертый год жизни несет и положительные моменты в эмоциональном развитии:

  • у ребенка ярко проявляются эстетические чувства (нравится красивая одежда, игрушки, природа);
  • ярко выражены эмоциональные состояния (грусть, радость, любовь, задумчивость, удивление, страх).

Математические представления

Знания и навыки, которые ребенок приобретает в возрасте трех лет, становятся основой для дальнейшего освоения математических понятий. Поэтому крайне важно предоставить малышу тот объем математической информации, который он способен усвоить на данном этапе.

В три года (и немного старше) ребенок должен уметь:

  • понимать понятия «много» и «мало»;
  • группировать предметы по цвету, форме и размеру;
  • выявлять общий признак (например, все апельсины круглые, а все огурцы зеленые);
  • использовать слова «ни одного», «один», «много» для обозначения количества предметов;
  • сравнивать множества, накладывая предметы одного множества на предметы другого (например, если у нас 3 зайца и 2 морковки, то зайцев больше, так как один остается без морковки);
  • уметь сопоставлять предметы по величине (выше, шире, длиннее);
  • знать некоторые геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, прямоугольник и квадрат, и находить в окружающем мире предметы с этими формами;
  • ориентироваться в пространстве: сверху, снизу, впереди, позади;
  • называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Творчество

Свое творчество дети обычно выражают в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, аппликация.

Рисование:

  • В возрасте 3 лет дети для своего рисунка самостоятельно выбирают цвет, правильно держат кисть, карандаш.
  • Рисунок располагают на всей площади листа.
  • Пользуются элементарными изобразительными приемами: мазки, штрихи, линии, пятна, простые геометрические формы.

Лепка:

  • Дети владеют простыми приемами лепки: раскатыванием, сплющиванием, вытягиванием (для придачи определенной формы кусочку пластилина), прижатием, примазыванием (для соединения частей).

Аппликация:

  • Дети самостоятельно подбирают бумажный фон для своей работы.
  • Составляют изображение из отдельных деталей, заготовленных взрослыми, располагают его по центру листа.
  • Знают правила приклеивания (промазать деталь клеем с изнаночной стороны, приложить ее смазанной стороной к бумаге, придавить тканевой салфеткой).

Конструирование из бумаги:

  • Дети знакомы с такими приемами работы с бумагой, как разрывание и сминание. Показателем хорошо развитого воображения является способность увидеть в смятых комочках художественный образ (например, цветущую клумбу, яркие игрушки в песочнице).

Конструирование (строительный конструктор):

  • Дети знакомы с деталями строительного конструктора: кирпичиком, цилиндром, кубиком, призмой.
  • Умеют детали приставлять, прикладывать. Достраивают постройку в высоту, в длину.
  • Делают сюжетные композиции путем соединения нескольких построек (например, машина на мосту).

Навыки социального общения

Чтобы успешно интегрироваться в общество, необходимо развивать навыки общения. На протяжении своего роста дети осваивают определенные умения, которые помогают им уверенно чувствовать себя в социальной среде.

Социальные навыки:

  • На ранних этапах жизни дети начинают взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, используя как речь, так и иногда невербальные способы общения.
  • Ребенок должен уметь обращаться с просьбами к окружающим (например, обменяться игрушкой с другим ребенком или попросить взрослого завязать шарф) и уметь слышать и выполнять поручения.
  • Важно знать и называть окружающих по именам (членов семьи, воспитателей, друзей по играм).
  • Эмоциональная отзывчивость и способность сопереживать другим также являются важными аспектами.
  • Ребенок должен уметь говорить о себе в первом лице («Я смотрю мультфильм»).
  • Четкое понимание своей половой принадлежности и умение по внешним признакам (одежда, прическа, имя) определять пол других людей или их изображений.

Тревожные сигналы для родителей

Взрослые должны понимать, что незначительные, на первый взгляд, отклонения в поведении ребенка, не характерные для конкретного возраста, могут свидетельствовать об определенных проблемах в психическом или физическом развитии. Чем раньше будут замечены такие странности, тем быстрее и успешнее получится с ними справиться.

Насторожить родителей 3-летнего ребенка должны такие признаки в его поведении:

  • недоверчивость, нежелание общаться;
  • речь развита слабо (малый словарный запас, нечеткое произношение большинства слов, слова в предложении не связаны между собой грамматическими категориями);
  • не сосредотачивается на игре или игровые действия слишком кратковременны;
  • агрессивен, отбирает игрушки у других детей;
  • не сопереживает окружающим;
  • эмоциональное состояние неустойчиво и часто меняется (спокойное состояние быстро сменяется возбуждением и наоборот);
  • не может полностью воспроизвести показанные ему игровые действия;
  • самостоятельно не использует в игре предметы-заменители;
  • не проявляет никакого интереса к действиям взрослых и сверстников;
  • с большим трудом (и то частично) овладевает навыками самообслуживания.

Режим дня и правила организации питания

Нормальное развитие ребенка возможно лишь при условии соблюдения правильного режима и сбалансированного питания.

Примерный распорядок дня

Деятельность Время
1. Утреннее пробуждение 6.30–7.30
2. Утренние гигиенические процедуры (туалет, умывание) 7.30–8.00
3. Завтрак 8.20–9.00
4. Игры или занятия до 10.00
5. Прогулка на свежем воздухе (активные игры) до 12.20
6. Обед 12.30–13.00
7. Послеобеденный сон до 15.00
8. Просыпание (гимнастика, туалет, одевание) 15.00–15.30
9. Полдник 15.30–16.00
10. Самостоятельная игра 16.00–16.30
11. Вечерняя прогулка до 18.00
12. Ужин 18.30–19.00
13. Прогулка (в теплое время года) или игры в помещении до 20.00
14. Спокойные игры, чтение сказок, подготовка ко сну 20.00–20.30
15. Ночной сон с 20.30 (21.00)

Питание должно быть четырехразовым и сбалансированным.

На каждый килограмм веса ребенка необходимо получать:

  • белка – 3–3,5 г;
  • жира – 3,5–4 г;
  • углеводов – 13–15 г.

В рационе должны присутствовать разнообразные продукты.

Примерные нормы основных продуктов для детей дошкольного возраста:

  • Молоко. Для питья и приготовления молочных блюд достаточно 600 г (часть можно заменить кефиром или простоквашей);
  • Творог. Рекомендуется 40 г в день.
  • Яйца. Одно в день (желательно желток, так как белок может вызывать аллергические реакции). Яйцо можно добавлять в супы, пюре, каши.
  • Мясо. По 60 г в день 5–6 раз в неделю в вареном, жареном виде, в виде тефтелей и котлет. Можно использовать говядину, телятину, курицу, нежирную свинину и рыбу. Мясные блюда хорошо сочетаются с овощными гарнирами. Мясные супы и бульоны полезны благодаря высокому содержанию экстрактивных веществ.

Однако не следует злоупотреблять. В возрасте от 3 до 5 лет норма потребления составляет 250–300 г в день. 1 или 2 дня в неделю желательно делать вегетарианскими.

  • Хлеб. Ребенку достаточно 100 г хлеба из пшеничной муки и 50 г из ржаной. Необходимо учитывать и другие мучные изделия: булочки, сухари, пироги, печенье.
  • Овощи и фрукты являются полезными продуктами. Поэтому (если нет особых противопоказаний) их не следует ограничивать в рационе.

Здоровое и правильное развитие каждого ребенка во многом зависит от его родителей. Поэтому мамам и папам важно понимать, что должен знать и уметь ребенок (и не только в 3 года). Эту информацию можно получить в любом дошкольном учреждении или просмотрев специальные программы. Однако всегда стоит помнить, что ребенок – это личность, которую не следует ограничивать строгими рамками.

Автор: Ирина Журавка

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про умения и навыки детей в 3 года

Что должен уметь ребенок в 3 года:

Что может уметь ребёнок в три года. Развитие ребенка в 3 года.Что может уметь ребёнок в три года. Развитие ребенка в 3 года.

Игровая деятельность и её значение

Игровая деятельность является основным способом познания мира для детей в возрасте трех лет. В этом возрасте игра становится не только развлечением, но и важным инструментом для развития различных навыков и умений. Через игру дети учатся взаимодействовать с окружающей средой, развивают свою фантазию, креативность и социальные навыки.

Важность игровой деятельности для детей в три года трудно переоценить. Она способствует развитию моторики, как мелкой, так и крупной, а также формирует основы эмоционального интеллекта. В процессе игры дети учатся выражать свои чувства, понимать эмоции других, а также развивают навыки сотрудничества и разрешения конфликтов.

Существует несколько видов игр, которые особенно полезны для трехлетних детей:

  • Ролевые игры: В этом виде игры дети могут примерять на себя различные роли, что помогает им развивать воображение и социальные навыки. Например, играя в «магазин», ребенок учится взаимодействовать с другими, а также осваивает базовые навыки счёта и обмена.
  • Конструктивные игры: Строительство из кубиков или других материалов развивает мелкую моторику и пространственное мышление. Дети учатся планировать свои действия и решать задачи, что способствует развитию логического мышления.
  • Игры с правилами: Простые настольные игры или подвижные игры с правилами учат детей следовать инструкциям, развивают терпение и умение ждать своей очереди.
  • Творческие игры: Рисование, лепка и другие виды художественной деятельности помогают развивать креативность, а также мелкую моторику. Дети учатся выражать свои мысли и чувства через творчество.

Важно, чтобы родители активно участвовали в игровой деятельности своих детей. Это не только укрепляет эмоциональную связь, но и позволяет родителям лучше понять интересы и потребности ребенка. Совместные игры могут стать отличной возможностью для обучения и развития, а также для создания позитивной атмосферы в семье.

Кроме того, следует помнить, что каждая игра должна быть безопасной и соответствовать возрасту ребенка. Родители должны следить за тем, чтобы игрушки были качественными и не содержали мелких деталей, которые могут быть опасны для здоровья. Также важно разнообразить игровой опыт, чтобы ребенок мог развивать различные навыки и интересы.

В заключение, игровая деятельность в возрасте трех лет играет ключевую роль в развитии ребенка. Она не только развивает физические и умственные способности, но и формирует личность, учит взаимодействовать с окружающим миром. Родители, поддерживая и направляя игровую деятельность своих детей, могут значительно способствовать их гармоничному развитию.

Вопрос-ответ

Что должен уметь ребенок в 3 года по ФГОС?

По ФГОС в 3 года ребенок должен уметь самостоятельно выполнять простые действия, такие как одеваться и убирать игрушки, а также развивать навыки общения, включая использование простых фраз и выражение своих эмоций. В этом возрасте важно также развивать мелкую моторику, творческие способности через игры и занятия, а также основы социального взаимодействия, такие как умение делиться и играть в группе.

Какие навыки развивать в 3 года?

В три года важно развивать навыки общения, такие как словарный запас и умение выражать свои мысли; моторные навыки, включая мелкую и крупную моторику через игры и творчество; а также социальные навыки, включая умение делиться и взаимодействовать с другими детьми. Также стоит уделить внимание развитию базовых когнитивных навыков, таких как распознавание форм, цветов и простых чисел.

До скольки должны уметь считать дети в 3 года?

Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

Что должно насторожить в поведении ребенка в 3 месяца?

В три месяца ребенка должно насторожить отсутствие зрительного контакта, недостаточная реакция на звуки и голоса, отсутствие улыбки в ответ на общение, а также отсутствие интереса к окружающим предметам. Если малыш не проявляет активности в движениях или не пытается удерживать голову, это также может быть сигналом о необходимости консультации с педиатром.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на развитие моторики. В возрасте трех лет дети должны уметь выполнять простые действия, такие как рисование, лепка из пластилина и складывание кубиков. Предоставьте ребенку разнообразные материалы для творчества, чтобы развивать его мелкую моторику и координацию движений.

СОВЕТ №2

Стимулируйте речевое развитие. Читайте ребенку книги, рассказывайте истории и задавайте вопросы, чтобы развивать его словарный запас. Играйте в ролевые игры, которые помогут ребенку учиться выражать свои мысли и эмоции.

СОВЕТ №3

Создайте условия для социализации. Позвольте ребенку общаться с другими детьми, участвовать в групповых играх и посещать детские площадки. Это поможет ему развивать навыки общения, учиться делиться и работать в команде.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на эмоциональное развитие. Учите ребенка распознавать и выражать свои чувства. Обсуждайте с ним различные эмоции и ситуации, чтобы он мог лучше понимать себя и окружающих.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации