В три года дети активно развиваются физически и эмоционально, открывая для себя новое. Мальчики и девочки могут иметь разные темпы и особенности, но есть общие навыки, которые помогут им адаптироваться к окружающему миру. Эта статья предлагает родителям памятку о том, что должен уметь ребенок в три года, и программу развития для поддержки его роста и обучения.
Общие особенности возраста
Что должен уметь ребенок в возрасте трех лет – это важная информация для родителей, так как именно в этом возрасте малыш переходит на новый уровень своего психического и физического развития.
Основные навыки:
- Восприятие окружающего мира у ребенка начинает расширяться за пределы семьи. Он начинает осознавать, что взрослые выполняют не только семейные роли, но и другие социальные функции.
В три года у ребенка возникает стремление «примерить» на себя взрослый образ, хотя его возможности еще ограничены. В связи с этим активно развивается игра как основной вид деятельности.
Игра трехлетнего ребенка все еще довольно примитивна и только начинает формироваться как ведущий вид деятельности дошкольника:
- Сюжеты игр просты и обычно включают 1–2 роли;
- В процессе игры используются игрушки и предметы-заменители (например, кубик может быть телефоном);
- Игры проходят недолго и без четких правил (правила только начинают появляться).
- Внимание и память у трехлетнего ребенка развиты до такой степени, что он может запоминать по просьбе взрослого 3–4 слова, а чуть позже – небольшие стихотворения и песенки.
- Наглядно-действенное мышление, характерное для этого возраста, позволяет ребенку экспериментально устанавливать связи между предметами и действиями. Например, он может притянуть к себе воздушный шарик, потянув за веревочку, к которой он привязан.
- Благодаря предметно-игровой деятельности у ребенка начинает развиваться воображение, что особенно заметно во время игры с предметами-заменителями.
-
В три года малыш способен давать простые оценки своему поведению и поведению других детей (например, если он поделился игрушкой – это хорошо, а если разорвал книжку – это плохо).
-
Гендерное поведение становится более выраженным, например, в выборе игрушек.
- Начинается период познавательных вопросов (родители должны помнить, что на вопросы ребенка следует отвечать).
Врачи отмечают, что в три года как мальчики, так и девочки должны демонстрировать определенные навыки, способствующие их развитию. Важно, чтобы ребенок умел хотя бы частично одеваться и раздеваться, а также следовать простым инструкциям. Социальные навыки играют значительную роль: дети должны уметь делиться игрушками и играть в группе, что способствует развитию эмоционального интеллекта.
Кроме того, специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику, предлагая ребенку заниматься рисованием, лепкой или конструированием. Важно, чтобы ребенок мог называть основные цвета и формы, а также считал до пяти. Чтение простых книг и обсуждение изображений помогут развить речь и воображение. Регулярные прогулки на свежем воздухе, игры на площадке и занятия спортом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Родителям следует помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут различаться.
В возрасте трех лет дети активно развиваются как физически, так и эмоционально. Эксперты подчеркивают, что в этом возрасте мальчики и девочки должны уметь выполнять ряд основных навыков. Во-первых, они должны свободно передвигаться, бегать, прыгать и лазить, что способствует развитию координации и силы. Во-вторых, важно, чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться и раздеваться, что формирует чувство независимости.
Также в этом возрасте дети начинают активно развивать речь. Эксперты рекомендуют родителям поощрять общение, задавая вопросы и читая книги. Социальные навыки, такие как умение делиться и играть в группе, также имеют большое значение. Важно, чтобы родители создавали условия для игры с другими детьми, что способствует развитию эмоционального интеллекта. Наконец, эксперты советуют включать в повседневную жизнь простые задания, такие как помощь в домашних делах, что поможет ребенку развивать ответственность и самостоятельность.

Рост и вес
Малыш должен нормально развиваться не только психически, но и физически.
Для ребенка 3-х лет считается нормой:
- для мальчика – рост от 92,5 см до 1 м, вес 13–16 кг;
- для девочки – рост 91–99 см, вес 12–16 кг.
| Категория развития | Что должен уметь ребенок в 3 года | Советы для родителей и игры |
|---|---|---|
| Крупная моторика | – Бегать, не спотыкаясь, менять направление. – Прыгать на двух ногах. – Подниматься и спускаться по лестнице, чередуя ноги. – Бросать мяч двумя руками. – Ездить на трехколесном велосипеде. |
– Играйте в догонялки, прятки. – Устраивайте полосы препятствий из подушек и стульев. – Играйте в мяч: бросайте, ловите, пинайте. – Поощряйте катание на самокате или беговеле. |
| Мелкая моторика | – Переворачивать страницы книги по одной. – Строить башни из 8-10 кубиков. – Рисовать простые фигуры (круг, квадрат). – Держать карандаш тремя пальцами. – Застегивать крупные пуговицы. – Нанизывать крупные бусины. |
– Предлагайте игры с пластилином, тестом для лепки. – Рисуйте пальчиковыми красками, мелками. – Собирайте крупные пазлы, конструкторы. – Учите застегивать одежду, шнуровать ботинки. – Играйте с сортерами, вкладышами. |
| Речь и коммуникация | – Использовать предложения из 3-5 слов. – Понимать и выполнять простые инструкции из 2-3 шагов. – Называть свое имя, возраст, пол. – Задавать вопросы “Что?”, “Где?”, “Кто?”. – Рассказывать о своих впечатлениях. – Понимать простые сказки и стихи. |
– Много разговаривайте с ребенком, задавайте вопросы. – Читайте книги, обсуждайте картинки. – Поощряйте ролевые игры, где ребенок может говорить за разных персонажей. – Учите новые слова, объясняйте их значение. – Пойте песни, рассказывайте стихи. |
| Познавательное развитие | – Различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). – Считать до трех. – Различать понятия “большой-маленький”, “много-мало”. – Соотносить предметы по форме и размеру. – Понимать причинно-следственные связи (например, “если уронить, то разобьется”). – Находить одинаковые предметы. |
– Играйте в игры на сортировку по цвету, форме, размеру. – Считайте предметы вокруг. – Загадывайте загадки, решайте простые головоломки. – Играйте в “найди отличия”, “найди пару”. – Обсуждайте, почему происходят те или иные события. |
| Социально-эмоциональное развитие | – Играть рядом с другими детьми, иногда взаимодействуя. – Делиться игрушками (с напоминанием). – Проявлять сочувствие к другим. – Выражать свои эмоции (радость, грусть, злость). – Понимать и соблюдать простые правила. – Начинать одеваться и раздеваться самостоятельно. |
– Организуйте совместные игры с другими детьми. – Учите делиться, объясняйте, почему это важно. – Обсуждайте эмоции, учите их называть. – Поощряйте самостоятельность в бытовых вопросах. – Читайте книги о дружбе, эмоциях. |
| Самообслуживание | – Самостоятельно есть ложкой и вилкой. – Пить из чашки без проливания. – Мыть руки с мылом. – Частично одеваться и раздеваться. – Проситься на горшок и пользоваться им. |
– Предоставляйте ребенку возможность делать что-то самостоятельно. – Помогайте, но не делайте за него. – Хвалите за успехи и поощряйте попытки. – Создайте комфортные условия для освоения навыков самообслуживания. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, что должен уметь ребенок в 3 года, а также рекомендации для родителей:
-
Социальные навыки: В возрасте 3 лет дети начинают активно развивать социальные навыки. Они могут играть в группе, делиться игрушками и проявлять эмпатию. Важно поощрять взаимодействие с другими детьми, чтобы развивать навыки общения и сотрудничества.
-
Когнитивное развитие: В этом возрасте дети начинают понимать простые концепции, такие как количество и размер. Они могут считать до 3-5 и различать основные цвета. Игры с сортировкой и классификацией предметов помогут развить их логическое мышление.
-
Физическая активность: Мальчики и девочки в 3 года должны иметь возможность развивать свою физическую активность. Они могут бегать, прыгать и лазить. Родителям рекомендуется организовывать активные игры на свежем воздухе, что способствует не только физическому, но и эмоциональному развитию ребенка.
Эти навыки и умения являются основой для дальнейшего развития ребенка, и родители могут поддерживать их, создавая подходящую игровую и обучающую среду.

Речевые навыки
Что должен уметь ребенок в три года и что он действительно умеет – это не всегда одно и то же. Развитие речевых навыков малыша во многом зависит от его окружения, особенно от взрослых.
В три года ребенок должен обладать определенными навыками как пассивной, так и активной речи:
1. Пассивная речь.
Младший дошкольник должен:
- правильно сопоставлять предмет и его изображение, находить на картинке названные части предмета, обращать внимание на детали (например, у платья есть карманы, рукава, пуговицы);
- понимать и выполнять указания взрослых («Принеси книгу», «Поставь стульчик к столу»);
- демонстрировать знание простых сказок («Колобок», «Теремок»), подсказывая взрослому отдельные слова или действия во время рассказа;
- проявлять эмоции и интерес при прослушивании стихов, песен, загадок и сказок.
2. Навыки активной речи:
- К трем годам словарный запас нормально развивающегося ребенка составляет от 700 до 1500 слов.
- Малыш правильно называет предметы, их качества и действия. Знает и использует обобщающие термины (например, чашка, тарелка – это посуда).
- В разговоре формирует предложения из 3–5 слов, правильно используя род, число, падеж и предлоги. Слова произносятся четко, с правильным ударением, а предложения – с соответствующей интонацией.
- Выговаривает все или почти все звуки, за исключением сонорных, шипящих или свистящих.
- Умеет вести простой диалог: задает вопросы, слушает ответы или сам отвечает на заданные ему вопросы.
- Знает, как правильно обращаться к взрослым. В общении использует вежливые слова: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо».
В три года дети активно развиваются, и важно понимать, какие навыки они должны осваивать. Родители часто обсуждают, что мальчики и девочки могут иметь разные интересы, но основные умения остаются схожими. В этом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, есть ложкой и пить из чашки. Также важно развивать речь: трехлетний малыш должен знать около 200-300 слов и уметь строить простые предложения.
Социальные навыки также играют важную роль. Ребенок должен уметь играть с другими детьми, делиться игрушками и выражать свои эмоции. Развивающие игры, чтение книг и занятия творчеством помогут в этом. Родителям стоит обратить внимание на физическое развитие: умение прыгать, бегать и лазить по лестнице. Программа развития для трехлетнего ребенка должна быть разнообразной и включать как физические, так и интеллектуальные активности, что способствует гармоничному развитию личности.
Мышление
Так как для 3-летнего ребенка ведущей является предметная деятельность, то характерным для этого возраста становится наглядно-действенное мышление. Исследуя различные предметы, малыш познает мир и получает необходимый опыт.
Задача взрослых состоит в обеспечении ребенка различными предметами (игрушками, подходящими по возрасту играми), чтобы он мог изучать их.
Что должен уметь ребенок в 3 года в соответствии со своими возрастными особенностями и при правильном обеспечении предметного окружения:
- сосредотачиваться на предмете;
- устанавливать связи между предметом и явлением (например, если мяч толкнуть, то он покатится);
- делать самые простые обобщения (все мячики – круглые).
Развитие моторики
Мелкая моторика представляет собой способность координировать движения рук и пальцев в зависимости от конкретной задачи, которую выполняет ребенок в данный момент. Развитие этой функции напрямую связано с работой мозга. Поэтому для гармоничного роста малыша крайне важно, чтобы он овладел необходимыми навыками и умениями в соответствующие возрастные периоды.
Этапы развития моторики:
- В возрасте до 3 лет ребенок использует всю кисть для хватательных движений. С 3 лет и старше он начинает все чаще применять пальцы для выполнения различных действий.
- К 3 (4) годам малыш должен уметь правильно держать и использовать фломастеры, карандаши, мелки и кисточки.
- Ребенок способен отщипывать небольшие кусочки пластилина (или глины) от большого куска, раскатывать их круговыми движениями ладоней, формируя шары или колбаски.
- Он может строить различные конструкции по образцу из деталей маленького конструктора (размер деталей должен соответствовать возрасту ребенка).
- Малыш составляет простейшие аппликации: выкладывает по образцу подготовленные взрослыми элементы, наносит клей и прижимает их к бумаге.
Бытовые навыки
Очень важным элементом в комплексном развитии ребенка является совокупность бытовых навыков, которым необходимо обучить малыша к этому возрастному периоду.
В возрасте 3 лет дети уже в состоянии справляться с рядом действий по самообслуживанию, выполнению несложных трудовых заданий. Взрослые должны давать возможность действовать ребенку самостоятельно в тех случаях, когда ему это по силам. Иначе он будет лишен определенного опыта, и это отрицательно скажется на его дальнейшем развитии.
В 3 года ребенок должен стремиться к самостоятельности и иметь такие бытовые навыки:
1. уметь пользоваться предметами в соответствии с их прямым назначением:
- самостоятельно есть, правильно используя посуду;
- мыть руки с мылом, вытираться полотенцем;
- должным образом обращаться с носовым платком;
- уметь пользоваться туалетом (после 3 лет следует отказаться от горшка и приучать ребенка к пользованию унитазом);
2. владеть элементарными навыками самообслуживания:
- самостоятельно одеваться и раздеваться (взрослый может помочь справиться со сложными застежками и шнурками);
3. выполнять мелкие хозяйственно-бытовые поручения:
- после игры складывать свои игрушки на место;
- помогать взрослым накрывать на стол (разложить ложки, поставить хлебницу);
- под присмотром взрослого полить цветы, покормить рыбок в аквариуме.
Двигательные навыки
Что должен уметь ребенок в возрасте трех лет в области физической активности – это важная информация, на которую родителям стоит обратить особое внимание. Любые отклонения в развитии моторных навыков могут сигнализировать о возможных проблемах, как физического, так и психического характера.
К трем годам ребенок становится достаточно активным и уже уверенно управляет своим телом:
- В возрасте 3 (4) лет малыш уверенно ходит и бегает, поддерживая координацию и меняя направление и скорость.
- Он легко переходит от бега к ходьбе и обратно (например, в игре «Догони меня»).
- Умеет правильно спрыгивать с небольшой высоты, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь аккуратно.
- Прыгает с места в длину на расстояние примерно 40 см.
- Ловит мяч двумя руками (может бросать его от груди и катить в нужном направлении).
- При перешагивании через предмет сохраняет равновесие (игра «Не наступи на линию»).
- Свободно ползает на четвереньках и проползает под препятствиями (игра «Доползи до мячика», «Пролезь в обруч»).
- Умеет подниматься и спускаться по лестнице-стремянке (игра «Обезьянки»).
- В подвижных играх способен согласовывать свои движения с действиями других участников.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
На 4-м году жизни ребенок продолжает свое познавательное (интеллектуальное) развитие. Оно происходит по нескольким направлениям: предметная деятельность, познание окружающего мира, конструирование, настольные игры.
Предметная деятельность:
- После 3 лет ребенок должен знать и различать цвета. В этом возрасте достаточно ориентироваться в 4-х: красном, желтом, зеленом и синем («Принеси все флажки зеленого цвета»).
- Устанавливает сходство и различие между однородными предметами, основываясь на одном из признаков: цвете, форме или величине. Сравнивая исследуемые предметы с образцом, ребенок должен свои выводы аргументировать словами «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький». При анализе формы применять ощупывание, рассматривание, сопоставление.
- Хорошим показателем психического развития является умение малыша сортировать предметы, опираясь сразу на несколько признаков. Например, сбор пирамидки, которая состоит из 4 и более разноцветных колец разного размера (сравнение по цвету и величине).
- На 4-м году жизни малыш уже умеет использовать предметы в качестве бытового или игрового орудия для решения некоторых практических задач (например, достать закатившийся под кровать шарик при помощи указки или игрушечного меча).
Знания об окружающем мире
Общество и быт:
-
В три года ребенок должен обладать базовыми знаниями о профессиях: парикмахер – стрижет волосы, учитель – обучает, воспитатель – заботится о детях.
-
Уметь называть город или населенный пункт, где он проживает.
- Указывать и называть части тела и лица: руки, ноги, голова, глаза, рот, уши.
- К четырем годам малыш должен уметь по внешнему виду распознавать физическое и эмоциональное состояние человека: грустит, смеется, болеет, устал, плачет.
Для нормального развития, особенно в контексте игровой деятельности, важно, чтобы в три года ребенок был знаком с повседневной деятельностью близких: мама готовит, папа чинит игрушки, сестра делает уроки. Также он должен уметь называть предметы домашнего обихода и понимать их назначение: пылесос предназначен для уборки, кастрюли – для готовки, шкафы – для хранения вещей.
Живая природа:
- Ребенок, которому исполнилось три года, должен понимать, что такое дерево, трава, цветок, а также знать названия распространенных овощей и фруктов.
- Уметь называть домашних и некоторых диких животных, а также их детенышей (кошка – котенок, курица – цыпленок, белка – бельчонок, лиса – лисенок).
- Узнавать птиц: воробей, ворона, попугай, голубь.
Неживая природа:
- Определять основные свойства воды и ее функции: она течет, бывает холодной и горячей, необходима для питья и стирки, встречается в природе (лужи, реки, дождь).
- Называть простейшие проявления времен года: зимой холодно, идет снег, весной распускаются листья и цветы, осенью листья желтеют и опадают.
Для стимулирования интеллектуальной и познавательной активности важно, чтобы у ребенка вызывали интерес игры с конструкторами и сюжетными наборами («Домашние животные», «Дикие животные», «Автомобили»).
- В возрасте трех (четырех) лет малыш должен понимать, что создание простых сюжетных конструкций возможно путем соединения отдельных элементов (например, два домика – это уже улица; дом, забор и домашние животные – это сельский дворик или ферма).
- Ему должны быть знакомы базовые пространственные представления: высокий, низкий, длинный.
Эмоциональное развитие
К 3 годам эмоциональное развитие ребенка также претерпевает значительные изменения. 4-й год жизни характеризуется как «кризис 3 лет». В этот период в поведении малыша появляются бунтарские настроения, связанные с тем, что его желания и возможности далеко не тождественны.
Родители не должны удивляться ярким эмоциональным вспышкам, которые начинают проявляться в поведении малыша (он пытается психологически отделиться от тех, кто его опекает).
Наоборот, в 3 года следует ожидать таких проявлений, как:
- негативизм;
- упрямство (настаивает на своем, требует, чтобы учитывали его мнение);
- строптивость (бунтует против норм воспитания, принятых в его семье);
- стремится к самостоятельности;
- может проявляться деспотизм (это характерно для семей, имеющих одного ребенка) или ревность (чаще проявляется в многодетных семьях);
- обесценивание всего, что раньше ребенку нравилось (старые правила, игрушки, мультфильмы и многое другое).
Кроме отрицательных, четвертый год жизни несет и положительные моменты в эмоциональном развитии:
- у ребенка ярко проявляются эстетические чувства (нравится красивая одежда, игрушки, природа);
- ярко выражены эмоциональные состояния (грусть, радость, любовь, задумчивость, удивление, страх).
Математические представления
Знания и навыки, которые ребенок приобретает в возрасте трех лет, становятся основой для дальнейшего освоения математических понятий. Поэтому крайне важно предоставить малышу тот объем математической информации, который он способен усвоить на данном этапе.
В три года (и немного старше) ребенок должен уметь:
- понимать понятия «много» и «мало»;
- группировать предметы по цвету, форме и размеру;
- выявлять общий признак (например, все апельсины круглые, а все огурцы зеленые);
- использовать слова «ни одного», «один», «много» для обозначения количества предметов;
- сравнивать множества, накладывая предметы одного множества на предметы другого (например, если у нас 3 зайца и 2 морковки, то зайцев больше, так как один остается без морковки);
- уметь сопоставлять предметы по величине (выше, шире, длиннее);
- знать некоторые геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, прямоугольник и квадрат, и находить в окружающем мире предметы с этими формами;
- ориентироваться в пространстве: сверху, снизу, впереди, позади;
- называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Творчество
Свое творчество дети обычно выражают в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Рисование:
- В возрасте 3 лет дети для своего рисунка самостоятельно выбирают цвет, правильно держат кисть, карандаш.
- Рисунок располагают на всей площади листа.
- Пользуются элементарными изобразительными приемами: мазки, штрихи, линии, пятна, простые геометрические формы.
Лепка:
- Дети владеют простыми приемами лепки: раскатыванием, сплющиванием, вытягиванием (для придачи определенной формы кусочку пластилина), прижатием, примазыванием (для соединения частей).
Аппликация:
- Дети самостоятельно подбирают бумажный фон для своей работы.
- Составляют изображение из отдельных деталей, заготовленных взрослыми, располагают его по центру листа.
- Знают правила приклеивания (промазать деталь клеем с изнаночной стороны, приложить ее смазанной стороной к бумаге, придавить тканевой салфеткой).
Конструирование из бумаги:
- Дети знакомы с такими приемами работы с бумагой, как разрывание и сминание. Показателем хорошо развитого воображения является способность увидеть в смятых комочках художественный образ (например, цветущую клумбу, яркие игрушки в песочнице).
Конструирование (строительный конструктор):
- Дети знакомы с деталями строительного конструктора: кирпичиком, цилиндром, кубиком, призмой.
- Умеют детали приставлять, прикладывать. Достраивают постройку в высоту, в длину.
- Делают сюжетные композиции путем соединения нескольких построек (например, машина на мосту).
Навыки социального общения
Чтобы успешно интегрироваться в общество, необходимо развивать навыки общения. На протяжении своего роста дети осваивают определенные умения, которые помогают им уверенно чувствовать себя в социальной среде.
Социальные навыки:
- На ранних этапах жизни дети начинают взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, используя как речь, так и иногда невербальные способы общения.
- Ребенок должен уметь обращаться с просьбами к окружающим (например, обменяться игрушкой с другим ребенком или попросить взрослого завязать шарф) и уметь слышать и выполнять поручения.
- Важно знать и называть окружающих по именам (членов семьи, воспитателей, друзей по играм).
- Эмоциональная отзывчивость и способность сопереживать другим также являются важными аспектами.
- Ребенок должен уметь говорить о себе в первом лице («Я смотрю мультфильм»).
- Четкое понимание своей половой принадлежности и умение по внешним признакам (одежда, прическа, имя) определять пол других людей или их изображений.
Тревожные сигналы для родителей
Взрослые должны понимать, что незначительные, на первый взгляд, отклонения в поведении ребенка, не характерные для конкретного возраста, могут свидетельствовать об определенных проблемах в психическом или физическом развитии. Чем раньше будут замечены такие странности, тем быстрее и успешнее получится с ними справиться.
Насторожить родителей 3-летнего ребенка должны такие признаки в его поведении:
- недоверчивость, нежелание общаться;
- речь развита слабо (малый словарный запас, нечеткое произношение большинства слов, слова в предложении не связаны между собой грамматическими категориями);
- не сосредотачивается на игре или игровые действия слишком кратковременны;
- агрессивен, отбирает игрушки у других детей;
- не сопереживает окружающим;
- эмоциональное состояние неустойчиво и часто меняется (спокойное состояние быстро сменяется возбуждением и наоборот);
- не может полностью воспроизвести показанные ему игровые действия;
- самостоятельно не использует в игре предметы-заменители;
- не проявляет никакого интереса к действиям взрослых и сверстников;
- с большим трудом (и то частично) овладевает навыками самообслуживания.
Режим дня и правила организации питания
Нормальное развитие ребенка возможно лишь при условии соблюдения правильного режима и сбалансированного питания.
Примерный распорядок дня
| № | Деятельность | Время |
| 1. | Утреннее пробуждение | 6.30–7.30 |
| 2. | Утренние гигиенические процедуры (туалет, умывание) | 7.30–8.00 |
| 3. | Завтрак | 8.20–9.00 |
| 4. | Игры или занятия | до 10.00 |
| 5. | Прогулка на свежем воздухе (активные игры) | до 12.20 |
| 6. | Обед | 12.30–13.00 |
| 7. | Послеобеденный сон | до 15.00 |
| 8. | Просыпание (гимнастика, туалет, одевание) | 15.00–15.30 |
| 9. | Полдник | 15.30–16.00 |
| 10. | Самостоятельная игра | 16.00–16.30 |
| 11. | Вечерняя прогулка | до 18.00 |
| 12. | Ужин | 18.30–19.00 |
| 13. | Прогулка (в теплое время года) или игры в помещении | до 20.00 |
| 14. | Спокойные игры, чтение сказок, подготовка ко сну | 20.00–20.30 |
| 15. | Ночной сон | с 20.30 (21.00) |
Питание должно быть четырехразовым и сбалансированным.
На каждый килограмм веса ребенка необходимо получать:
- белка – 3–3,5 г;
- жира – 3,5–4 г;
- углеводов – 13–15 г.
В рационе должны присутствовать разнообразные продукты.
Примерные нормы основных продуктов для детей дошкольного возраста:
- Молоко. Для питья и приготовления молочных блюд достаточно 600 г (часть можно заменить кефиром или простоквашей);
- Творог. Рекомендуется 40 г в день.
- Яйца. Одно в день (желательно желток, так как белок может вызывать аллергические реакции). Яйцо можно добавлять в супы, пюре, каши.
- Мясо. По 60 г в день 5–6 раз в неделю в вареном, жареном виде, в виде тефтелей и котлет. Можно использовать говядину, телятину, курицу, нежирную свинину и рыбу. Мясные блюда хорошо сочетаются с овощными гарнирами. Мясные супы и бульоны полезны благодаря высокому содержанию экстрактивных веществ.
Однако не следует злоупотреблять. В возрасте от 3 до 5 лет норма потребления составляет 250–300 г в день. 1 или 2 дня в неделю желательно делать вегетарианскими.
- Хлеб. Ребенку достаточно 100 г хлеба из пшеничной муки и 50 г из ржаной. Необходимо учитывать и другие мучные изделия: булочки, сухари, пироги, печенье.
- Овощи и фрукты являются полезными продуктами. Поэтому (если нет особых противопоказаний) их не следует ограничивать в рационе.
Здоровое и правильное развитие каждого ребенка во многом зависит от его родителей. Поэтому мамам и папам важно понимать, что должен знать и уметь ребенок (и не только в 3 года). Эту информацию можно получить в любом дошкольном учреждении или просмотрев специальные программы. Однако всегда стоит помнить, что ребенок – это личность, которую не следует ограничивать строгими рамками.
Автор: Ирина Журавка
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео про умения и навыки детей в 3 года
Что должен уметь ребенок в 3 года:
Игровая деятельность и её значение
Игровая деятельность является основным способом познания мира для детей в возрасте трех лет. В этом возрасте игра становится не только развлечением, но и важным инструментом для развития различных навыков и умений. Через игру дети учатся взаимодействовать с окружающей средой, развивают свою фантазию, креативность и социальные навыки.
Важность игровой деятельности для детей в три года трудно переоценить. Она способствует развитию моторики, как мелкой, так и крупной, а также формирует основы эмоционального интеллекта. В процессе игры дети учатся выражать свои чувства, понимать эмоции других, а также развивают навыки сотрудничества и разрешения конфликтов.
Существует несколько видов игр, которые особенно полезны для трехлетних детей:
- Ролевые игры: В этом виде игры дети могут примерять на себя различные роли, что помогает им развивать воображение и социальные навыки. Например, играя в «магазин», ребенок учится взаимодействовать с другими, а также осваивает базовые навыки счёта и обмена.
- Конструктивные игры: Строительство из кубиков или других материалов развивает мелкую моторику и пространственное мышление. Дети учатся планировать свои действия и решать задачи, что способствует развитию логического мышления.
- Игры с правилами: Простые настольные игры или подвижные игры с правилами учат детей следовать инструкциям, развивают терпение и умение ждать своей очереди.
- Творческие игры: Рисование, лепка и другие виды художественной деятельности помогают развивать креативность, а также мелкую моторику. Дети учатся выражать свои мысли и чувства через творчество.
Важно, чтобы родители активно участвовали в игровой деятельности своих детей. Это не только укрепляет эмоциональную связь, но и позволяет родителям лучше понять интересы и потребности ребенка. Совместные игры могут стать отличной возможностью для обучения и развития, а также для создания позитивной атмосферы в семье.
Кроме того, следует помнить, что каждая игра должна быть безопасной и соответствовать возрасту ребенка. Родители должны следить за тем, чтобы игрушки были качественными и не содержали мелких деталей, которые могут быть опасны для здоровья. Также важно разнообразить игровой опыт, чтобы ребенок мог развивать различные навыки и интересы.
В заключение, игровая деятельность в возрасте трех лет играет ключевую роль в развитии ребенка. Она не только развивает физические и умственные способности, но и формирует личность, учит взаимодействовать с окружающим миром. Родители, поддерживая и направляя игровую деятельность своих детей, могут значительно способствовать их гармоничному развитию.
Вопрос-ответ
Что должен уметь ребенок в 3 года по ФГОС?
По ФГОС в 3 года ребенок должен уметь самостоятельно выполнять простые действия, такие как одеваться и убирать игрушки, а также развивать навыки общения, включая использование простых фраз и выражение своих эмоций. В этом возрасте важно также развивать мелкую моторику, творческие способности через игры и занятия, а также основы социального взаимодействия, такие как умение делиться и играть в группе.
Какие навыки развивать в 3 года?
В три года важно развивать навыки общения, такие как словарный запас и умение выражать свои мысли; моторные навыки, включая мелкую и крупную моторику через игры и творчество; а также социальные навыки, включая умение делиться и взаимодействовать с другими детьми. Также стоит уделить внимание развитию базовых когнитивных навыков, таких как распознавание форм, цветов и простых чисел.
До скольки должны уметь считать дети в 3 года?
Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
Что должно насторожить в поведении ребенка в 3 месяца?
В три месяца ребенка должно насторожить отсутствие зрительного контакта, недостаточная реакция на звуки и голоса, отсутствие улыбки в ответ на общение, а также отсутствие интереса к окружающим предметам. Если малыш не проявляет активности в движениях или не пытается удерживать голову, это также может быть сигналом о необходимости консультации с педиатром.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на развитие моторики. В возрасте трех лет дети должны уметь выполнять простые действия, такие как рисование, лепка из пластилина и складывание кубиков. Предоставьте ребенку разнообразные материалы для творчества, чтобы развивать его мелкую моторику и координацию движений.
СОВЕТ №2
Стимулируйте речевое развитие. Читайте ребенку книги, рассказывайте истории и задавайте вопросы, чтобы развивать его словарный запас. Играйте в ролевые игры, которые помогут ребенку учиться выражать свои мысли и эмоции.
СОВЕТ №3
Создайте условия для социализации. Позвольте ребенку общаться с другими детьми, участвовать в групповых играх и посещать детские площадки. Это поможет ему развивать навыки общения, учиться делиться и работать в команде.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на эмоциональное развитие. Учите ребенка распознавать и выражать свои чувства. Обсуждайте с ним различные эмоции и ситуации, чтобы он мог лучше понимать себя и окружающих.







