Два года – это переходный и очень важный возраст в развитии ребенка, в этот момент формируется личность. Если предыдущие 24 месяца развития динамику отслеживал врач, то теперь от родителей зависит, чему научится и что будет уметь малыш в этом возрасте.
Физические данные ребенка в 2 года
При рождении каждого грудничка измеряют (вес, рост), и отныне эти данные становятся исходными, от которых будут отталкиваться специалисты в определении индивидуальной нормы роста и развития ребенка в будущем. Тем не менее существуют среднестатистические показатели, определяющие рост и вес каждого возрастного периода.
Усредненные параметры 2-х летних мальчиков:
Показатель |
Норма | Допустимые колебания (+/-) |
вес, см | 12,6 | 2,3 |
рост, кг | 88 | 5,4 |
окружность головы, см | 48,8 | 2,3 |
обхват груди, см | 51,6 | 3,2 |
Аналогичные показатели для девочек:
Показатель | Норма | Допустимые колебания (+/-) |
вес, см | 12,2 | 2,3 |
рост, кг | 86,8 | 4,2 |
окружность головы, см | 47,8 | 2,3 |
обхват груди, см | 51,3 | 2,8 |
Как видно из таблиц, данные по мальчикам превосходят параметры для девочек, это является вполне закономерным в этом возрастном периоде. В будущем значения сравняются и девочки даже перехватят лидерство (это начинается на 5-ти летнем рубеже и далее усиливается, согласно данным анализа, проведенным в школах).
Особенности физиологического развития 2-х летнего ребенка:
- Сохранена грудничковая пухлость (складки, ямочки), которая постепенно проходит.
- Большой размер головы, относительно тела (в последующих годах этот диссонанс выровняется).
- Не прочные кости скелета (за исключением черепа), они мягкие и содержат много хрящей.
- Нормальное положение – выпячивание живота и прогибание спины (это происходит из-за того, что органам брюшной полости еще тесновато).
- Короткие конечности и длинное тело – верный показатель смещения центра тяжести вверх.
В 2 года дети являются очень активными и интересующимися всем вокруг. Хорошо и целенаправленно ходить, уметь бегать – навыки, освоенные за прошлые месяцы, тем не менее координация развита еще недостаточно, и при движении малыши могут растопыривать пальцы рук для баланса, что является нормой.
А вот дополнительными достижениями ребенка, свидетельствующие о положительной динамике развитии считаются:
- преодоление препятствия путем перешагивания;
- попытки залезать на высокие горки, карабкаться вверх;
- хождение назад и совершение круговых движений (необходимый навык, который не должен настораживать родителей);
- способность подняться и спуститься по лестнице самостоятельно;
- взойти на наклонную горку и съехать с нее;
- совершать прыжки (невысокие и частые);
- ходить по узкой длинной возвышенности (бордюр, бревно);
- толкать мяч ногой;
- желать рисовать (красками, карандашами, мелками);
- проявлять интерес к пластилину и пытаться что-то слепить.
Если какое-то из перечисленных действий незнакомо ребенку, возможно, причина в том, что он еще не имел возможности попробовать его и с успехом преодолеет при первом знакомстве.
Иногда, чтобы научиться прыгать или перешагивать, достаточно несколько раз продемонстрировать это ребенку сверстникам (например, на групповых развивающих занятиях в игровой форме под музыку). Спустя 2-3 посещения группы прыжки и перешагивания будут освоены и принесут массу положительных эмоций.
В возрасте двух лет и одного месяца ребенок демонстрирует значительный прогресс в физическом и когнитивном развитии. Обычно его рост составляет около 85-90 см, а вес варьируется от 11 до 14 кг. В этом возрасте малыши активно осваивают новые навыки: они могут бегать, прыгать, подниматься по лестнице и бросать мяч. Речевые навыки также значительно развиваются – ребенок начинает использовать простые предложения и активно задавать вопросы.
Врачи рекомендуют родителям активно заниматься с детьми, предлагая разнообразные игры и занятия. Чтение книг, пение песен и простые творческие задания способствуют развитию речи и моторики. Важно создавать безопасную и стимулирующую среду, где ребенок может исследовать и экспериментировать. Общение с другими детьми также играет ключевую роль в социализации и эмоциональном развитии. Регулярные прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье и способствуют физическому развитию.
Познавательное развитие ребенка в 2 года
Малыши в этом возрасте очень любознательны, стремятся открыть все ящики в доме, заглянуть в кухонные емкости, высыпать их содержимое, вылить воду из чашки или бутылки, трогать растения и играть с животными. Именно в этот период родители должны быть очень внимательными и не допускать заглатывания мелких предметов.
К 24-м месяцам ребенок может отлично справляться со следующими задачами:
- листать книги и разглядывать картинки, узнавая предметы;
- различать до 8 основных цветов;
- определять геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
- распознавать горячее и холодное;
- знать несколько цифр и букв и даже показывать на пальцах свой возраст;
- правильно применять предметы (ложкой кушать, мелком рисовать, тряпкой вытирать, совком копать).
Следует отметить, что двухлетки сосредотачивают свое внимание только на небольшом количестве предметов, быстро теряют интерес, устают за короткое время и переключаются на новые игры.
Что умеет ребенок в 2 года и месяцы — зависит от совместных игр с родителями и сверстниками, наличия специальных игрушек, посещения детских центров раннего развития (с 1 года).
Очень увлекательными и познавательными для малыша являются ролевые игры с взрослыми. Они с интересом выполняют поручения мамы или папы (принести, отнести телефон, чашку, достать мячик, встать, лечь, закрыть глазки, показать части тела).
Эти наставления формируют у ребенка верную последовательность действий, которую он быстро запоминает (например, если в процессе одевания на прогулку комментировать действия взрослого и просить малыша подать шапку, перчатки, ботинки, то спустя некоторое время он самостоятельно будет приносить нужную одежду.
Подражание взрослым – любимое действие всех двухлетних детей, так они учатся самостоятельности. Поэтому если малыш пытается помогать маме (доставать влажное белье из стиральной машины, подавать овощи, протирать пол влажной тряпкой), не стоит его лишать этой возможности.
Конечно, время на выполнения простой работы увеличиться, но для ребенка это является началом трудового воспитания.
Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года
Дети очень чувствительны к проявлению другими людьми своих эмоций (как в отношении детей, так и взрослых). Если кто-то в их ближнем окружении плачет, то вероятно, что ребенок тоже расстроится, если смеется, то будет радостным.
Учитывая этот факт, стоит следить за психологической обстановкой вокруг крохи, уводить его из мест с повышенной агрессивной обстановкой, не кричать и не выяснять отношения в его присутствии. Чтобы у малыша формировалась уравновешенная психика, атмосфера вокруг него должна быть дружелюбной и спокойной (желательно с несколькими взрослыми в одной семье).
Что умеет ребенок в 2 года и месяцы – он проявляет выраженный интерес к взрослым людям (помимо родственников), без страха знакомится с детьми на игровой площадке, подходит, улыбается, прикасается. Так формируется самостоятельная коммуникабельность (даже если речь еще развивается).
Также он активно жестикулирует, использует различные интонации голоса (выражая свои желания и чувства), сочувствует другим людям (видя, что кто-то плачет или расстроен, подойдет, обнимет или предложит игрушку).
Интересный факт, что мальчики и девочки в 2 года уже осознают свою гендерную принадлежность, но тем не менее разительно отличаются по своему поведению, а именно:
1. Девочки:
- прекрасно понимают, что должны носить платья и юбки;
- являются более усидчивыми;
- раньше начинают говорить и имеют больший словарный запас;
- требуют разрешения и похвалу от родителей.
2. Мальчики:
- осознают, что должны быть сильными и мужественными;
- очень активны и шустры;
- стараются во всем быть самостоятельными и не признают помощи;
- не интересуются (обычно) творческими занятиями;
- не усидчивы и не могут долго выполнять одно действие.
https://youtube.com/watch?v=KI8w35fN7lY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Многие родители, видя насколько самостоятелен и общителен стал их ребенок в 2 года, начинают задумываться о возможности посещения детского сада.
Если ребенок не освоил некоторые своевременные навыки, то в садике за 2-3 месяца он научится:
- меняться игрушками и отстаивать свое право собственности;
- держаться за руки;
- питаться по четкому графику и без помощи взрослого;
- взаимодействовать с горшком (видя как это делают другие);
- засыпать днем самостоятельно, а проснувшись – не скандалить;
- убирать игрушки на место;
- лучше разговаривать;
- одеваться и раздеваться.
В возрасте двух лет и одного месяца дети активно развиваются, и их навыки становятся более разнообразными. В этот период малыши могут уверенно ходить, бегать и даже прыгать. Их словарный запас значительно увеличивается, и они начинают строить простые предложения. Родители отмечают, что дети проявляют интерес к окружающему миру, задавая множество вопросов. Важно поддерживать это любопытство, читая книги, играя в развивающие игры и гуляя на свежем воздухе.
Рост и вес ребенка в этом возрасте варьируются, но в среднем мальчики достигают 86-92 см и весит около 12-14 кг, а девочки – 84-90 см и 11-13 кг. Занятия с ребенком могут включать рисование, лепку и музыкальные игры, что способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей. Также полезно организовывать простые ролевые игры, которые помогают развивать социальные навыки и воображение. Главное – быть терпеливыми и поддерживать позитивную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно в процессе обучения.
Речевое развитие ребенка 2 лет
Активный период формирования речи и начало налаживания общения со сверстниками как раз выпадает на этот возрастной период.
Что умеет ребенок в 2 года и месяцы — он придумывает «свои» слова с опущением некоторых букв или слогов и заменяет ими целые фразы.
Педагоги советуют при произношении таких слов корректировать ребенка и не повторять коверканные фразы, чтобы они не закреплялись в произношении.
По средним статистическим данным, дети третьего года жизни должны уметь произнести порядка 200 слов, а также формировать простые короткие предложения (типа «пошли гулять», «хочу кушать»). Однако для современных детей этот норматив не характерен и родителям не стоит переживать, если их дитя еще не говорит.
По мнению специалистов, в таком случае необходимо подождать полгода и понаблюдать за динамикой становления речи, а также активно участвовать в ее развитии, водить кроху на кружки и секции, оставлять со сверстниками наедине.
Но если малыш к 2-м годам так и не научился выражать свои эмоции и говорит на языке, понятном только ему одному, то родителям рекомендуется проконсультироваться с логопедом и детским неврологом.
Бытовые навыки детей 2 лет
Дети с большим любопытством учатся самообслуживанию, поскольку это поднимает их самооценку. Совершенно нормальным считается, если ребенок хватает еду из тарелки руками, желает именно то, что кушают остальные, имеет любимые продукты и, садясь за стол, быстро теряет интерес к пище.
Что умеет ребенок в 2 года и месяцы – он способен самостоятельно мыть руки и умываться, держать ложку и кушать ею жидкую пищу, пить из чашки, снимать и надевать простые вещи без застежек (носки, шарф, варежки, штаны), а также использовать горшок по прямому назначению.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания – процесс индивидуальный и во многом зависит от темперамента, скорости запоминания ребенка, а также от уровня опрятности родителей и сложившимся традициям в семье.
Если при обучении малыша какому-то новому бытовому действию возникает трудность, необходимо разбить его на подзадачи (например, процесс надевания шорт, может сложиться из нескольких задач: сесть на стул, продеть одну ногу, затем вторую, встать и подтянуть руками шорты). В такой подробной последовательности ребенок быстрее запомнит, как справиться с задачей.
Некоторые дети учатся через посредников – любимых мягких игрушек. В таком случае маме необходимо показать действие на игрушке, а потом предложить ребенку повторить.
Один из самых трудно воспитываемых бытовых навыков (по мнению мам) – приучение к горшку. Согласно исследованиям, проведенным педиатрами, дети способны освоить эту привычку в возрасте от 18 до 36 месяцев (причем девочки быстрее справляются, чем мальчики).
Это обусловлено процессом развития полушарий мозга (только в 1,5 года малыши начинают испытывать позывы к мочеиспусканию и дефекации и могут недолго сдерживаться).
Занятия с ребенком
Если ребенок к 2 годам еще не научился выполнять необходимые действия или не заговорил, достаточно ежедневно уделять по 30 минут на узконаправленные развивающие игры с упражнениями. Спустя 1-2 месяца прогресс будет существенным, а радость родителей затмит прошлые настороженности.
Артикуляционная гимнастика
Если ребенок не говорит или коверкает слова – выполнение артикуляционной гимнастики для подвижности губ и языка ускорит речевое развитие и поможет исправить дефекты произношения. Эти забавные и веселые упражнения обычно с удовольствием повторяются малышами.
Оптимально проводить гимнастику 2 раза в день (утром и вечером) по 5-7 минут. В домашних условиях ребенка сажают перед зеркалом, чтобы он мог видеть свое отражение или напротив взрослого, демонстрирующего действие.
Примеры упражнений артикуляционной гимнастики:
- Сложить губы трубочкой, выдержать 5 — 7 секунд.
- Открыть рот, языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю.
- Широко улыбнуться, показав сомкнутые зубы.
- Открыть рот и показать язык, совершать им быстрые движения вверх и вниз, издавая звук.
- Показать язык и сложить его лодочкой.
- Имитировать звук походки лошади (касаясь кончиком языка неба).
- Продемонстрировать, как кошка лакает молоко.
- Касаться языком внутренних частей щек, чтобы ребенок видел и повторил.
Дыхательные упражнения
Также важную роль в постановке правильного произношения слов играют дыхательные упражнения и игры (учат ребенка плавно и долго выдыхать воздух).
Примеры:
- Надуть мыльные пузыри через трубочку.
- Взять перо или легкий помпон и попросить ребенка задуть его в «футбольные ворота».
- Показать, как воет волк «у-у-у», кричит осел «и-а-и-а», издать звук «а-а-а».
- Втянуть воздух носом, выдохнуть через рот.
Дополнительные рекомендации для правильного развития речи:
- Нужно предоставлять ребенку возможность высказываться или что-то объяснить, не перебивая и не договаривая за него смысл фразы.
- Придумывать задания малышу, требующие произношения слов (например, «попроси у мамы яблоко», «позови папу к телефону», «зови брата играть»).
- Щедро хвалить за правильное произношение слов и замену их по смыслу (когда вместо «мяу» ребенок скажет «кошка», вместо «фыр-фыр» — ежик).
- Вечером читать сказки вслух и показывать картинки, объясняя, что нарисовано. Очень важно применять прилагательные, описывая героев. Так лучше усваивается грамматика русского языка и обогащается словарный запас ребенка.
- На прогулках необходимо показывать на предметы и объяснять их предназначение, при возможности – разрешить их потрогать.
- В игровой манере учить ребенка сравнивать предметы и обобщать их в группы (например, собрать шары в коробку, найти кубики одного цвета, назвать треугольные предметы на картинке).
- Позволять смотреть короткие мультфильмы и сказки, в которых не спешно проговариваются действия персонажей.
Упражнения для развития мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики рук (косвенно влияют на речь):
- Насыпать в тарелку крупные макароны разного цвета и формы, фасоль, бобы и попросить ребенка разложить их по цвету в разные чашки.
- Налить в поднос немного воды, озадачить малыша просьбой впитать жидкость в губку и выжать двумя руками.
- Налить в глубокую тарелку воды и положить пустые контейнеры от шоколадных яиц. Ребенку дать ложку и попросить доставать предметы, откладывая в сторону.
- Подвести дитя к натянутой веревке и дать несколько прищепок, чтобы он повесил их сам.
- Дать ребенку крупные бусины (пуговицы) с большим отверстием, чтобы нанизывать их на шнурок.
- Позволить малышу скомкать бумагу, фантики от конфет и протолкнуть их сквозь горлышко бутылки.
Полезными игрушками для развития мелкой моторики рук являются самодельные доски и книжки. Выполнить их возможно из подручных и простых материалов, имеющихся в каждом доме.
Примеры:
- Бизиборд – доска с прикрепленными предметами, которые откручиваются, защелкиваются, вставляются, открываются ключом, крутятся.
Как правило, такие игрушки содержат запретные в быту элементы (розетки, выключатели, телефоны), так привлекающие детей.
- Мягкие книжки с заданиями, каждая страничка которой предлагает выполнить простое действие (назвать животных, переместить машинку, посадить овощи в грядку, одеть куклу).
- Напольные или настенные игры, сделанные из подручных материалов, предлагающие ребенку завинтить крышечки по цвету, порядку, алфавиту или нарядить елку.
Задания и игры для развития детского внимания и логики
Примеры заданий на логику:
- Игра «в прятки» — спрятать любимую игрушку и попросить ее найти, повторить 2 — 3 раза, меняя тайник.
- Маме необходимо выйти из комнаты и надеть яркую заметную вещь (например, шарф или кофту) и попросить ребенка определить, что было надето.
- Собрать в коробку предметы разного цвета и просить кроху доставать определенный элемент.
- Собрать разноцветный набор пуговиц или камушков (по 10-20 шт. каждого цвета), нарисовать или вырезать из цветной бумаги крупные буквы (как на фото ниже) или нарисовать своими руками, затем предложить ребенку разложить на изображение камушки соответствующего цвета.
- Аналогичная игра – раскладывание цветных предметов по баночкам, учит запоминать цвета и формы, а также логически мыслить, группируя предметы. Сделать ее можно своими руками из йогуртовых стаканчиков и старых бус.
- Разрезать картинку на 2-3 части и предложить ребенку ее собрать воедино.
Занимаясь с мелкими деталями, необходимо следить, чтобы они не попадали в дыхательные пути крохи.
Если у малыша еще сохранялось желание все пробовать на вкус, то рекомендуется заменить элементы на более крупные части, и продолжать занятия.
Важность и польза развивающий игр неоспорима. Ежедневные совместные занятия родителей с детьми помогают сохранить близкие отношения, делают семью счастливее, дружнее и менее подверженной конфликтам.
В такой семье ребенок в 2 года будет более развит, чувствовать себя значимым и нужным, самостоятельно уметь делать то, на что его сверстникам потребуется еще несколько месяцев на обучение. В будущем развитые дети легче осваивают школьную программу и с легкостью изучают иностранные языки.
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео о развитии детей в 2 года
Что умеет ребенок в 2 года:
https://youtube.com/watch?v=bnwnmrLnNlw%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Чем должен заниматься ребенок в 2 года?
В 2 года можно читать с ребенком развивающие книги и заниматься по тематическим карточкам, изучать цвета, счет до трех, свойства предмета через тактильные навыки. А еще играть в сюжетно-ролевые игры или в мяч, заниматься с рамками-вкладышами, составлять пазлы или лепить.
Что умеет делать ребенок самостоятельно в 2 года?
Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.
Что должен уметь ребенок в два года?
Ребенок 1 – 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей, эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.
Что должен уметь ребенок в 2 3 года по фгос?
Правильно складывать пирамидку, матрешку. Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика). Складывать пазлы из 2-4 частей. Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные», «такой же». Ещё
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на развитие речи. В 2 года и месяцы дети начинают активно осваивать язык. Читайте им книги, рассказывайте истории и задавайте вопросы, чтобы стимулировать их словарный запас и навыки общения.
СОВЕТ №2
Развивайте мелкую моторику. Предлагайте ребенку заниматься простыми поделками, такими как лепка из пластилина, рисование или сборка конструктора. Это поможет улучшить координацию движений и подготовит руки к письму в будущем.
СОВЕТ №3
Создавайте игровые ситуации для обучения. Используйте повседневные моменты, чтобы учить ребенка новым навыкам. Например, во время приготовления пищи можно научить его считать продукты или различать цвета овощей и фруктов.
СОВЕТ №4
Поощряйте самостоятельность. Позвольте ребенку выполнять простые задачи, такие как одевание, уборка игрушек или помощь в домашних делах. Это не только развивает навыки, но и повышает уверенность в своих силах.