Современные детские поэты и писатели создают для дошкольников произведения в лучших традициях прошлого, пронизанные добротой, светом и радостью.
Поэзия эмоционально обогащает ребенка и его духовный мир.
Стихи – это исключительный случай расширить абстрактное мышление и фантазию, познакомить с тем, чего малыши никогда не видели, иногда то, что увидеть невозможно.
Тематики детских стихотворений
С 3-х лет у детей начинает формироваться мышление и описательная речь. Важно в этот период дать ребенку возможность широкого представления об окружающем мире. Тематика детских стихов разнообразна. Это небольшие легко запоминающиеся четверостишья о животных, игрушках, природе, маме, сладостях.
Праздничные, веселые, задорные, словно песни, дети легко воспринимают и запоминают такие стихи. Это важно для развития и становления у малыша мышления, памяти и речи.
Современные детские поэты играют важную роль в развитии дошкольников, предлагая им яркие и запоминающиеся произведения. Врачи отмечают, что чтение стихов способствует не только развитию речи, но и эмоциональному восприятию мира. Поэты, такие как Юлия Друнина и Ирина Пивоварова, создают стихи, которые легко запоминаются и вызывают у детей положительные эмоции. Их произведения помогают формировать у детей интерес к литературе, развивают воображение и креативность. Врачи подчеркивают, что совместное чтение с родителями укрепляет эмоциональную связь, что особенно важно в возрасте 3-7 лет. Таким образом, современные детские поэты становятся неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка.
Стихи для детей по годам
Детские поэты для дошкольников создали целый пласт литературы: стихи разной тематики, сказки, песни, шутки-прибаутки, загадки в стихах. Все это создано с научным подходом, умело дифференцировано с учетом возраста, интереса и запоминаемости. Взрослея ребенок, знающий множество стихов, успешнее учится и развивается, расширяет свой кругозор.
3-4 лет
Детские поэты для дошкольников младших групп создали короткие стихи познавательной тематики, учитывая их возрастную особенность. Стихотворения имеют оттенок игры и развлечения, носят описательный характер. Главное в них – возможность улавливать эмоции и настроение благодаря ритму.
Для малышей, только начинающих пользоваться формирующимся мышлением и ничем не отягощенной памятью, трудились:
1. Берестов В.Д. (01.04. 1928 –15.04.1998) – писатель, переводчик, детский поэт. Родился в г. Мешовск Калужской обл. Рано научился читать, в детстве сочинял стихи. Первая книга – «Про машину» вышла в 1957 г. и заслужила признание критиков и читателей. Затем были – «Жаворонок», «Улыбка», «Пятая нога» и другие.
Его стихи для малышей всегда познавательны, кратки, легко запоминаются, соответствуют своему названию: «Котенок», «Петушки», «Бычок», «Идет коза рогатая».
2. Авдеенко К.Л. – детский поэт, родился 03.04.1977 в г. Ленинск (Байконур, Казахстан), живт в г. Киеве, пишет стихи и сказки для самых маленьких. Его произведения поучительны: нужно учиться читать, ходить в садик, слушаться маму. Написаны стихи в шутливой форме: «Свинки дяди Пинки», «Кряк и Бряк», «Елочка душистая, елочка пушистая».
Особняком стоят его потешки, небольшие стихи для малышей, которые легко запоминаются, помогая развивать память и речь. Названия говорят сами за себя: «Супчик», «Оладушки», «Макарошки», «Огурчик», «Котлетки», « Мышка и хлебушек».
3. Сеф Р.С. (06.10.1931 – 20.02.2009) – поэт, детский писатель, прозаик и переводчик, драматург, член правления МГО СП России, председатель ассоциации детских писателей Москвы. Воспитывался бабушкой, родители были репрессированы. Учился в МГУ на факультете журналистики. В 1966 г. стал членом Союза писателей СССР.
Издано более 30 сборников стихов тиражами в несколько миллионов. Его стихи для малышей помогают открывать огромный мир в доступной форме, дают маленькому человеку представление о его обширности, развивают интерес к познанию. Это замечательные короткие и лаконичные произведения: «Моторчик», «Огоньки», «Дождик», «Муравей и арбуз» и другие.
4. Токмакова И.П. (03.03.1929 – 05.04.2018) – детская писательница и поэтесса, переводчик, Лауреат Госпремии России. Начала свое творчество в раннем детстве. Окончила филфак МГУ, работала переводчиком. Ее произведения для младших дошкольников легко воспринимаются на слух. В них она наделяет предметы и явления самостоятельной индивидуальностью и деятельностью.
Малыши с удовольствием воспринимают такую подачу информации. Именно субъектностью дышат такие стихи, как «Дождик», «Каша», «Осинка», «Тили-тили», «Купите лук».
5. Успенский Э.Н. (22.12.1937 – 14.08.2018) – писатель, драматург, сценарист, телеведущий. Ему дети обязаны появлением таких персонажей, как Чебурашка, крокодил Гена, кот Матроскин, пес Шарик и дядя Федор.
Стихи отличаются необычным юмором, эксцентричностью и правдой жизни. Умение простые и обыденные вещи называть своими именами, вызывает восхищение родителей и маленьких слушателей его стихов: «Про мокрые штанишки», «Лягушонок», «Про детей, которые плохо едет в детском саду», «Кошка».
Современные детские поэты для дошкольников привлекают внимание родителей и педагогов своим умением создавать яркие и запоминающиеся образы. Их произведения часто наполнены игривостью, рифмой и мелодичностью, что делает чтение увлекательным для маленьких слушателей. Поэты, такие как Анастасия Орлова и Юлия Друнина, используют простые слова и понятные сюжеты, что помогает детям легко воспринимать текст. Родители отмечают, что стихи этих авторов развивают воображение, учат детей чувствовать ритм и рифму, а также способствуют формированию любви к литературе. Кроме того, современные детские поэты часто затрагивают важные темы дружбы, природы и эмоций, что помогает детям лучше понимать окружающий мир. Чтение их произведений становится не только увлекательным, но и познавательным процессом, который способствует развитию речи и мышления у малышей.
5-6 лет
Детские поэты (для дошкольников старшей возрастной группы от 5 до 6 лет) писали стихи с учетом успешно развивающегося образного мышления и некоторыми навыками самостоятельного чтения. Стихи издаются книгами с яркими картинками, крупным шрифтом.
К подобным произведениям следует отнести книги известных авторов:
1. Барто А.Л. (17.02.1906 – 01.1981) – русской поэтессы, писательницы, сценариста и радиоведущей. Стала поэтессой по совету первого наркома просвещения молодой Советской республики Луначарского А.В., которому понравилось ее прочтение стихов. Первые стихи – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» принесли Агнии Барто популярность детской писательницы.
Интересный факт: на встрече с космонавтами Ю.Гагарин на листочке передал записку поэтессе со словами «Уронили Мишку на пол…», это были его первые стихи детства. В музее Агнии Барто сохранился его автограф.
В своих стихах она вела диалог со своими маленькими читателями на разные бытовые темы, которые остаются для детей актуальными и в наше время. Стихи больше похожи на сказки, которые с первых строк увлекают ребенка и легко запоминаются.
Язык изложения прост и понятен. Персонажи всегда имеют свои имена, по которым их помнят и взрослые: «Наша Таня громко плачет…», «Кто не знает Любочку…», «Мы с Тамарой…». Лучшими для детей возраста 5-6 лет считаются стихотворения: «Слон», «Козленок», «Игра в стадо», «Лягушата», «Смешной цветок», «Чудеса, «Зайка в витрине».
2. Маршака С.Я. (03.11.1887 – 04.07.1964) – русского поэта, сценариста, переводчика, критика и драматурга. В 1920 г. начал писать сказки для малышей. В 1930 г. вместе с А.М. Горьким создали Издательство детской литературы.
В своих произведениях он умело создавал волшебный мир, увлекающий детей, рассказывал завораживающие истории. Взрослые и дети любят его замечательные стихи: «Робин Бобин кое-как подкрепился натощак», «Детки в клетке», «Усатый полосатый», «Мяч».
3. Заходера Б.В. (09.09.1918 – 07.11. 2000) – детского прозаика, поэта, переводчика и популизатора мировой детской литературы. Благодаря этому поэту появились в русском переводе произведения про Винни-Пуха, Мери Поппинс и Алисы из Страны Чудес, намного превосходящие оригинал своим остроумием и необычайной притягательностью.
Писателю долго не удавалась издать собственные произведения для детей. В1956 г. вышел его первый труд «Мартышкино завтра», потом были «Никто и другие», «Товарищам детям» и другие. Его стихи возбуждают детское воображение, учат добру, подталкивают к мечтам, помогают понять истинную красоту. Самые подходящие стихи для детей 5-6 лет: «Волчок», «Кит и кот».
4. Александровой З. Н.(1907 – 1983) – русской поэтессы, переводчицы, работавшей во многих редакциях газет и журналов. Многие ее стихи стали песнями. Цель ее жизни – поэтическое творчество для ребятишек, поэтому ее стихам свойственна мягкая лиричность, своеобразная интонация.
Тематичность детских стихов, выходящих из-под ее пера, легко находила дорогу к умам и душам ее маленьких читателей. Они всегда полны высокого нравственного содержания, дают возможность детям самостоятельно формулировать мораль, следующую из небольших поэтических рассказов, названия которых говорят сами за себя: «Утром», «Сама», «Купанье», «Лошадка», «Черника».
Детские поэты для младших классов
Младший школьный возраст – начало формирования логического мышления и способности мыслить абстрактными категориями. Для детей 7-8 лет важны сюжетные стихи, по прочтению которых можно сделать для себя жизненно-важный вывод.
Такую возможность младшим школьникам представляет поэзия именитых авторов:
1. Чуковского С.Я. (1882-1969) – русского писателя, поэта, литературоведа, переводчика, самого издаваемого автора в нашей стране. Только за 2017 г. выпущенный тираж его книг составил более 2 000 000 экз. Писать для малышей он начал, когда был уже хорошо известен, как критик.
В 1916 вышел его первый детский сборник «Елка» и сказка «Крокодил», а в 1923 г. – знаменитые «Мойдодыр», «Тараканище», чуть позже – «Бармалей». Стихотворные сказки Чуковского завораживают детей сюжетной линией и льющейся, словно музыка, словами.
Современники утверждали, что это «детский поэт от Бога». До сих пор дети, только научившиеся грамоте, с удовольствием читают его уникальные сказки: «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Айболит» и другие.
2. Михалкова С.В. (1913 -2009) – поэта, драматурга, публициста, баснописца, соавтора гимна СССР и автора гимна РФ, председателя Союза писателей России, а 1992-2008 гг. – председателя Международного сообщества писательских союзов. Михалкова называют поэтом Страны Детства. Первым произведением, принесшим ему признание детского писателя, стал «Дядя Степа».
Тематика его стихов разнообразна, но до сих пор востребована, легко читается и запоминается. Нет ребенка в нашей стране, не знающего стихов Михалкова: «Азбука», «Дело было вечером», «Под Новый год», «Про девочку, которая плохо кушала».
3. Хармса Д.И. (1905- 1942) – поэта и драматурга, настоящая фамилия Ювачев. Его творчество своеобразно, вначале он создавал сложные философские произведения в стихах и только позже направил свой дар на детскую поэзию.
Его творения поучительны, очень интересны и красивы. Музыка его стихов познавательна, устремлена на формирование у детей любви к природе, труду и романтике. Детям младших классов следует прочитать его замечательные стихи: «Про Петю», « Иван Иваныч самовар», « Лиса и петух».
4. Усачева А.А. (родился 5 июля 1958 г.) – поэта, драматурга и радиоведущего. Первые его творения написаны еще в юности. Потом служба в армии, учеба в Тверском университете. Первая публикация в журнале «Мурзилка».
Его стихи мелодичны, просты и понятны, учат морали и хорошему поведению. Некоторые из его стихотворений рекомендованы к изучению в школе. Заслуживают внимания: «Леталка», «Подарок», «На папе», «Фантазер».
https://youtube.com/watch?v=S5lmOREcpe4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Поэты классики
Немало хороших произведений для детей создано поэтами и писателями XIX в., которых заслуженно считают детскими поэтами, на их сказках выросло ни одно поколение людей. В настоящее время их с удовольствием читают и любят современные дети.
Для дошкольников писали сказки в стихах, такие детские поэты-классики, как:
- Пушкин А.С.(06.06.1799- 10.02.1837) – гордость русской поэзии, еще при жизни получил статус классика. Изучение его биографии и произведений входят в школьную программу. Знакомство с его творчеством у детей начинается еще в дошкольном возрасте. С удовольствием читаются и запоминаются поэтические сказки великого поэта: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Наряду с волшебным завораживающим сюжетом, сказки Пушкина отличаются высокой моралью и поучительностью, которую сформулировал сам поэт: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
- Жуковский В.А. (09.02.1783 -24.04.1852) – русский поэт классик, основатель романтизма, автор многочисленных стихов, песен и баллад. Воспитатель и наставник царских детей. Автор гимна Российской империи. Немало создано им творений для детей разного возраста. Тематика его произведений – вечное противопоставление зла добру. Добро и правда всегда берет верх над ложью и жадным, глупым злом. Его поэтические сказки погружают детей в волшебный мир, формируя сказочные образы, стимулируют мыслительные процессы, завораживают своим сюжетом: «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Котик и козлик».
- Кольцов А.В. (15.10.1809 – 10.11.1842) – русский поэт, автор самых мелодичных и лиричных стихов в русской классической поэзии. Его слова переложены на музыку многих известных композиторов, таких как Балакирев, Мусоргский, Даргомыжский. Они воспевают простую сельскую жизнь русских крестьян, их труд, красоту русской природы. На душе становится светлее и радостнее после прочтения его стихов. Для детей у поэта есть уникальные произведения, знакомящие с восхитительной гармонией окружающего мира, мира полей, лугов и лесов. Слова в стихотворениях воспринимаются словно музыка, о чем говорят названия его произведений: «Пленившись розой, соловей», «В поле ветер веет», «Соловей», «Не шуми ты, рожь», «Мир музыки».
- Тютчев Ф.И. (05.12.1803 – 27.07.1873) – поэт-лирик, публицист, мыслитель, дипломат, членкор Петербургской АН, тайный советник. Его небольшие стихотворения, словно фрагменты многословных од, сжатые и унифицированные. Они позволяют проникнуть в суть метафизических процессов бытия, раскрывая ее на физическом уровне. Произведения Тютчева дают представление о красоте природы, окружающего мира, временах года. Его поэзию начинают изучать в младших классах школы. Стихи запоминаются без труда и сохраняются в памяти на всю жизнь. И сейчас с удовольствием люди воспроизводят, запомнившиеся с детства, творения Тютчева: «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Не остывшая от зноя», «Декабрьское утро» и «Летний вечер».
- Фет А.А. (05.12.1820 – 03.12.1892) – поэтический гений, признанный во всем мире, мемуарист, членкор Петербургской АН. Его лирика не оставляет равнодушным ни одного человека. Читая его творения, рождаются образы настолько яркие и проникновенные, что возникает иллюзия присутствия в том месте, о котором идет повествование, с запахами, звуками и ощущениями. В стихах для детей поэт дает представление о любви к Родине и ближнему, нежности, дружбе, верности, добре. Его стихотворения восхищают и умиляют одновременно: «Мама, глянь-ка из окошка», « Учись у них – у дуба, у берёзы», « Была пора, и лед потока», «Летний вечер тих и ясен», «Кот поёт, глаза прищуря».
Юбиляры 2020
Память о поэтах и писателях, создавших для детей великолепные произведения, всегда широко отмечается культурной общественностью, не делается различий из какой страны автор, если его книги находят отклик в детской душе.
Авторы | Годы жизни | Место рождения | Юбилей | Творческий жанр | Произведения |
Андерсен
Ханс Кристиан |
02.04.1805 –
04.08. 1875 |
г. Оденсе,
Датско-Норвежская уния |
215 лет со дня рождения | Датский писатель, сказочник | «Гадкий утенок», «Русалочка»,
«Снежная королева», «Дюймовочка». |
Гаршин Всеволод Михайлович | 14.02.1855 –
01.04.1888 |
Имение Приятная Долина, Екатеринославская
Губерния, Российская империя |
165 лет со дня рождения | Русский писатель, новеллист | Сказка «Лягушка-путешественница». |
Ершов
Петр Павлович |
06.03.1815 –
30.08.1869 |
д. Безруково Тобольская губерния,
Российская империя |
205 лет со дня рождения | Русский поэт. Драматург | Сказка «Конек-Горбунок». |
Кассиль
Лев Абрамович |
10.07.1905 –
21.06.1971 |
Покровская слобода,
Саратовская обл. |
115 лет со дня рождения | Русский писатель, сценарист.
Автор повестей и рассказов для детей |
«Кондуит и Швамбрания» |
Киплинг Редьярд | 30.12.1865 –
18.01.1936 |
г. Бомбей,
Индия, Колония Великобритании |
155 лет со дня рождения | Английский писатель, поэт и новеллист | «Книга джунглей»,
«Семь морей», «Просто сказки» |
Родари Джанни | 23.10.1920 –
14.04.1980 |
Оменья, Пьемонт.
Италия |
100 лет со дня рождения | Итальянский детский писатель | «Приключения Чиполлино»,
«Джельсомино в Стране лжецов» |
Фет Афанасий Афанасьевич | 05.12.1820 –
03.12.1892 |
Усадьба Новоселки. Мценский уезд. Орловская губерния. Российская империя. | 200 лет со дня рождения | Русский лирический поэт | «Вечер у взморья»,
«Сентябрьская роза», «Ночь светла, мороз сияет» «Майская ночь», «Летний вечер тих и ясен» |
Саша Черный, наст. имя
Гликберг Александр Михайлович |
13.10.1880 –
05.08.1932 |
г. Одесса.
Российская империя |
140 лет со дня рождения | Поэт Серебряного века, прозаик, журналист | «Детский остров»,
«Кошачья санатория», «Румяная книжка» |
Антуан де Сент-Экзюпери | 29.06.1900 –
31.07.1944 |
Лион, Франция | 120 лет со дня рождения | Писатель, поэт. Летчик | Сказка «Маленький принц» |
Современные детские писатели
Яркое стихотворчество присуще современным детским поэтам, они без труда завоевывают внимание детей, увлекая их близостью изложения, удивительным понятийным аппаратом близким детям.
Лучшие современные писатели:
- Маша Рупасова, начавшая свое творчество с появлением собственного сына. Она не могла подобрать нужных песенок колыбельных для своего малыша и сочинила целый букет замечательных стихов прибауток, колыбельных для всех малышей нашей страны. Читая ее стихи, охватывает ощущение собственного детства, доброго и радостного, которое удалось автору перенести в наше настоящее. Ее книги: «Наоборотная мама», «С неба падали старушки», «Едет мамин человечек», «Дедушка, ты где душка?» сближают взрослого с ребенком, помогают осознать и понять окружающий мир вместе.
- Михаил Яснов, написавший свою первую книгу в 1979 г. Поражает его удивительное чувство восприятия детей, проникновения в их еще совсем маленький мир, где понятия путаются с образами и рождаются необычные, но всем понятные слова неологизмы, на изобретение которых способны только маленькие дети. Сами названия стихов Яснова говорят этим языком: «Носомот с бегерогом», «Чучело-мяучило», «Мамонт, Папонт и остальные», «Чудетство».
- Дарья Герасимова известна не только как поэтесса, но и гениальный иллюстратор детских книжек в русском лубочном стиле, где волшебные птицы и звери из русских сказок переплетаются с необычными сказочными цветами. Стихи начала печатать с 1999 г., чистые, светлые, как мысли ребенка, который вышел в этот мир, где столько замечательного, неведомого: все хочется узнать, попробовать, потрогать и понюхать. Главное – тема материнства, единение мамы со своим ребенком и теми повседневными заботами, которые в итоге делают ее счастливой. Об этом и многом другом можно узнать из книг Герасимовой: «Я иду зверей считать», «Азбука превращений», «Крокодиловая роща», «Я иду искать цвета».
- Тим Собакин, пишущий под разными забавными псевдонимами: Савва Бакин или Сидор Тяфф. Настоящее имя автора – Андрей Иванов. Автор играет своими псевдонимами, так же с предметами и понятиями, сочиняя слова перевертыши, которые так близки и понятны детям. Это не только вызывает любопытство и формирует интерес к его стихам, но и расширяет возможность восприятия. Названия его книжек забавны, так же и стихи в них входящие: «Из переписки с коровой», «Собака, которая была кошкой», «Шоколадный крокодил» и другие.
- Вера Полозкова известна и как актриса, и как певица. Но главное ее достоинство – это поэтический дар детского писателя, умеющего мастерски погрузить своих маленьких читателей в магическую субстанцию смыслов и понятий. Ее стихам так же свойственна трансформация слов из детского словотворчества, которые не только умиляют, но и помогают детям не чувствовать себя в таких случаях непонятыми: «Осточерчение», «Непоэмание», «Знак равенств, знак неравенства».
Увлекательные стихи детских поэтов, неустанно создающих произведения для дошкольников, способствуют гармоничному развитию личности ребенка, индивидуальности и характера, формируют эстетический вкус.
Видео на тему: детские стихи для дошкольников
Детские стихи: Агния Барто:
https://youtube.com/watch?v=oREQTKbRF44%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие есть детские поэты?
Агния БартоВалентин БерестовЕлена БлагининаИосиф БродскийАлександр ВведенскийОлег ГригорьевОвсей ДризБорис ЗаходерЕщё
Какой поэт писал для детей?
Если говорить о поэзии для детей, то, без сомнения, каждый назовет три фамилии — Чуковский, Барто и Маршак. Некоторые добавят Заходера, Михалкова и Остера или вспомнят детские стихи Хармса, Мандельштама и Бродского.
Какие сейчас популярные книги для детей?
Софи Блэколл. «Если ты прилетишь на Землю» Дугал Диксон. «Тираннозавр Рекс. Михаил Савинов. «Как открыли Антарктиду» Андрей Дубровский. «Мы живем в Древней Греции. Евгения Гюнтер. «Я принцесса! » Любовь Новицкас. «Декабристы» Ксения Ремезова. Петр Воротынцев. Ещё
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте произведения, которые соответствуют возрасту вашего ребенка. Для дошкольников 3-7 лет лучше всего подойдут короткие стихи с яркими образами и простыми рифмами, которые легко запоминаются и вызывают интерес.
СОВЕТ №2
Читая стихи, используйте выразительное чтение. Интонация, мимика и жесты помогут сделать процесс более увлекательным и запоминающимся для ребенка, а также развивают его восприятие и воображение.
СОВЕТ №3
Стимулируйте творческое мышление, предлагая детям сочинять свои стихи. Можно начать с простых рифм или предложений, что поможет развить их языковые навыки и уверенность в себе.
СОВЕТ №4
Обсуждайте прочитанные стихи с ребенком. Задавайте вопросы о том, что ему понравилось, какие образы запомнились, и как он понимает смысл стихотворения. Это поможет развить критическое мышление и эмоциональную связь с литературой.