Детский фитнес полноценно и гармонично развивает ребёнка эстетически, духовно и физически. Программа для дошкольников – основа занятий. Система обучения подразумевает последовательное увеличение нагрузки. Преподаватель может придерживаться содержания программы, в то же время у него есть возможность подходить с творчеством к проведению тренировок.
Роль детского фитнеса в дошкольном периоде
Детский фитнес (программа для дошкольников включает в себя целый комплекс упражнений) положительно влияет на ребёнка:
- даёт детям представление о хореографии, гимнастике, акробатике;
- дисциплинирует и организовывает;
- воспитывает культуру эмоций;
- формирует и сохраняет правильную осанку ребёнка, укрепляет мышечный корсет;
- развивает гармоничное телосложение, выносливость, артистизм;
- укрепляет здоровье;
- участвует в эстетическом развитии и самоопределении дошкольника;
- прививает интерес к занятиям, любовь к спорту;
- развивает и тренирует психические процессы;
- воспитывает чувства долга, нравственность, коллективизм;
- развивает мелкую и крупную моторику (при использовании нетрадиционных методов).
Врачи единодушны в том, что детский фитнес играет важную роль в физическом и психическом развитии дошкольников. Регулярные занятия помогают укрепить мышцы, развить координацию и гибкость, а также способствуют формированию здоровых привычек. Программы, включающие упражнения и игры, адаптированные для маленьких детей, делают занятия не только полезными, но и увлекательными. Физкультура и гимнастика под музыку стимулируют интерес к движению, развивают чувство ритма и улучшают настроение. Врачи подчеркивают, что такие занятия способствуют социализации детей, учат работать в команде и развивают коммуникативные навыки. Важно, чтобы физическая активность была разнообразной и включала элементы игры, что сделает процесс обучения более естественным и радостным.
Направления детского фитнеса
Выделяют следующие основные направления детского фитнеса:
- ритмическая гимнастика. Движения выполняются под музыкальное сопровождение. Дети учатся их исполнять в такт музыки.
- зверобика. Это направление подходит для детей до 3 лет (младший дошкольный возраст). Воспитанники повторяют за педагогом упражнения, которые копируют повадки животных.
- логоритмика. Здесь выполняются упражнения и одновременно произносятся звуки, стихотворения небольшого размера. Происходит тренировка речевого аппарата, развивается физическая сила, выносливость и правильное дыхание.
- фитбол-гимнастика. Подобранные преподавателем движения снимают напряжение с позвоночника, тренируют мышцы спины, брюшного пресса и таза. Упражнения выполняют с помощью специального мяча – фитбола.
- стэп-аэробика. Упражнения делают под ритмическую музыку для развития и укрепления крупных мышц, они выполняются непрерывно, развивая выносливость и координацию движений.
- игровой стретчинг. В форме игры педагогом даются упражнения на растяжку разных мышц, связок, сухожилий. Упражнения увеличивают подвижность суставов, эластичность и гибкость мышц, тем самым уменьшается риск травм.
Роль музыкального сопровождения
Обязательным условием на занятиях фитнесом является музыкальное сопровождение. Музыка позволяет гармонично развивать способности дошкольника, развивает выразительность и осмысленность исполнения ритмических движений, тренирует память и внимание. Дети любят заниматься под музыку, это улучшает их настроение и тренировки проходят практически незаметно.
Воспитанники учатся координировать упражнения согласно ритму, такту и настроению музыкальных композиций.
Музыкальное сопровождение – это методический способ, который ускоряет формирование и обогащение навыков и вызывает адекватную двигательную реакцию. Та или иная музыкальная композиция имеет определенные компоненты музыкальной выразительности.
К ним принадлежит мелодия, темп, динамические оттенки, ритм, метр, структура музыкального произведения. С ними обязательно следует считаться, выбирая для сопровождения музыкальную композицию для тех или иных упражнений. Также при выборе музыки педагогу необходимо учитывать возраст учащихся. Поэтому для занятий с детьми до 3 лет нужно подбирать музыку с простым и чётким ритмом.
Музыкальные композиции также должны быть разнообразными. Продолжительное использование однообразных мелодий в течение многих занятий рассеивает внимание и ребёнок теряет интерес к ним.
Детский фитнес становится все более популярным среди родителей, стремящихся обеспечить своим детям активное и здоровое детство. Многие отмечают, что программы для дошкольников помогают развивать не только физическую силу, но и координацию, гибкость и выносливость. Упражнения и игры, которые проводятся в формате веселых занятий, делают процесс обучения увлекательным и интересным для малышей. Физкультура и гимнастика под музыку создают атмосферу радости и энергии, что способствует лучшему усвоению движений. Родители также отмечают, что такие занятия формируют у детей командный дух и социальные навыки, ведь они учатся взаимодействовать с другими детьми. В целом, детский фитнес становится важной частью гармоничного развития, помогая малышам не только укрепить здоровье, но и развить уверенность в себе.
Организация физкультурной программы для дошкольников
Программа чётко регламентирует какие должны быть тренировки, когда и где их проводить и для какой возрастной аудитории. Каждая тренировка должна состоять из 3-х этапов: разминки, основной и заключительной части. Разминка – самый важный этап, так как без неё нельзя давать никакую физическую нагрузку, иначе могут быть травмы.
Преподаватель даёт простые движения, которые подготавливают мышцы, суставы и другие органы к более сложным элементам. Ход основной части тренировки зависит от направления фитнеса, который даётся в конкретный период.
В последней части занятия преподаватели, в основном, используют игровую форму – это снимает напряжение, дети восстанавливают дыхание, нормализуется частота пульса, и тренировка заканчивается на положительной ноте, после чего воспитанники снова хотят посещать занятия.
Программа для дошкольников ориентируется на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, единственным условием для занятий является отсутствие медицинских противопоказаний. Поэтому можно посещать тренировки детям от 3-х лет.
Преподаватель расписывает программу «детский фитнес», а затем проводит занятия согласно ей, разделяя детей на возрастные группы, ведь для каждого возраста длительность тренировки отличается. Так, для детей 3-4 лет её продолжительность не должна быть более 20-25 мин., детям 4-6 лет можно увеличить тренировку до 30 мин., а для детей 6-7 лет – 35 мин. Занятия проводят 2-3 раза в неделю.
Для организации деятельности воспитанников, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы не должна превышать 10-15 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.
Детский фитнес (программа для дошкольников включает в большинстве общеукрепляющие упражнения) и для полноценной реализации этой программы необходимо специальное оборудование.
Аименно:
- гимнастические скамейки;
- маты;
- велотренажёры;
- беговые дорожки;
- степ-платформы;
- фитболы;
- гантели;
- гимпнастические палочки;
- скакалки;
- обручи;
- мячи разного размера;
- гимнастические коврики.
Преподаватель проводит занятия в хорошо освещенном, сухом, проветриваемом и чистом спортивном зале, покрытие пола не должно быть скользким, иметь неровности, щели.
Какие упражнения, комплексы, игры под музыку рекомендованы специалистами по детскому развитию?
Преподаватель может дать разные общеразвивающие задания, виды шагания, бега, прыжков, подскоков, включать элементы с танцев (верёвочки, ковырялочки) и движения (полька, переменный шаг, шаг с притопом).
Ритмическая гимнастика
Упражнения, которые можно использовать:
№
п/н н |
Упражнение | Исходное положение | Выполнение |
1 | «Покажи руки». | Ноги на уровне плеч, руки убрать за спину. | Выставить руки перед собой, занять и.п. Руки вверх, занять и.п. Развести руки по сторонам, занять и.п. |
2 | «Высокий-низкий». | Ноги на уровне плеч, руки опущены. | Встать на полупальцы, руки и голову вверх, занять и.п.
Сесть, руки положить на колени, занять и.п. |
3 | «Как умеем прыгать». | Ноги вместе, руки на талию. | Прыжки на обоих ногах и поочередно на каждой (4 раза). |
4 | «Покажи ноги». | Сесть, руки на колени. | Встать, руки по бокам. Поочередно выдвинуть вперёд то левую, то правую ногу. |
5 | Приставной шаг. | Поставить ноги рядом, руки на талию. | Шагнуть левой ногой, приставить правую. Шагнуть правой – приставить левую. |
6 | Приставной шаг с маршем на месте. | Поставить ноги рядом, руки на талию. | Сделать 2 приставных шага. Затем промаршировать 4 раза, высоко поднимая колени. |
Зверобика
Возможные упражнения:
- «Летит птица». И.п.: ноги на уровне плеч, руки опустить вниз. Имитировать взмах крыльев руками, занять и.п.
- «Птица ныряет». И.п: ноги на уровне плеч, руки приложить к плечам. Сделать наклон вперёд, руки отвести назад, занять и.п.
- «Ласточка». 1-й вариант. И.п.: сесть, руки по бокам. Встать, руки отвести назад, прогнуть спину, занять и.п. 2-й вариант. И.п.: сесть, руки по бокам. Встать, поднять руки параллельно полу, отвести одну ногу назад (в колене не сгибать). Повторять 6 раз, меняя ноги.
- «Цапля». И.п.: ноги на уровне плеч, руки на талию. Согнуть одну ногу и поднять вверх. Повторять 4-6 раз, меняя ногу.
- «Крокодил». И.п.: лечь лицом вниз на гимнастический коврик, руки вдоль тела. Поднять голову и без помощи рук плечи вверх (зафиксировать на 5 секунд), занять и.п.
- «Черепаха». И.п.: сидя на пятках сгруппироваться, руки возле коленей на полу. Перенести корпус вперёд, опустив живот и таз на пол, выполнить стойку на руках, повернуть голову вправо, влево, занять и.п.
- «Зайцы». И.п.: ноги рядом, руки выставить вперед, согнув в локтях. Прыгать вперёд 4 прыжка, сделать назад 1 прыжок, вправо 2 прыжка, влево 2 прыжка.
https://youtube.com/watch?v=mFH7mRc5p-M%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Логоритмика
Детский фитнес (программа для дошкольников обязательно включает занятия по логоритмике, на которых дети знакомятся с новыми словами и их усваивают, развивают память и внимание) следует выполнять на музыкальном, спортивном, логопедическом занятии, при этом следить за правильным произношением звуков и слов, за дыханием воспитанников.
Преподавателю рекомендуется использовать для занятий известные музыкальные композиции, например «Мишка косолапый…». Также он может включать в занятия музыку из авторских разработок Екатерины Железновой, под которые легко выполняются речевые и физические упражнения: «Автобус», «Ну-ка повторяйте», «Я еду-еду-еду», «Мишка пляшет», «Ослик», «Тук-ток».
Рекомендуемые упражнения:
- «Лягушка». И.п.: ноги поставить шире плеч, руки на талию. Сесть, руки разместить на полу между ступней, произнести: «Ква!».
- «Гуси». И.п.: сесть, ноги расставить, опереться на руки. Наклониться, дотронуться руками до ступней, произнести: «Ш-ш-ш».
- «Кошка». И.п.: опереться на колени и руки. Голову опустить, выгнуть вверх дугой спину (зафиксировать положение 5 секунд). Голову вверх, выгнуть вниз спину (зафиксировать на 5 секунд).
- «Мишка-косолапый…». И.п.: поставить руки по бокам. Сделать 10 шагов на пятках, остановиться и сделать 4 наклона вперёд поочередно к обеим ногам (руки должны доставать до пола), занять и.п., сделать 4 приседания, промаршировать 6 раз.
- «Часы». И.п.: ноги на уровне плеч, руки на талию. Сделать наклоны в разные стороны, говоря: «Тик-так».
Фитбол-гимнастика
Преподавателям рекомендуется давать гимнастические движения, такие как прыжки с держанием мяча в разных положениях, массаж и самомассаж с использованием мяча.
Перечень упражнений для использования:
- «Буратино». И.п.: сесть на мяч, ноги расставить шире плеч, руки по бокам. Сделать круговое движение головой.
- «Солнце». И.п.: опереться на пятки, держа мяч перед собой. Встать на колени, поднять мяч вверх, занять и.п.
- «Плавец». И.п.: сесть на мяч, разместив на нём руки. Попеременно поднимая руки имитировать движения плавца. «Грести» сначала 4 раза назад, потом 4 раза вперед.
- «Ловим комаров». И.п.: сесть на мяч, руки положить на мяч. Сделать хлопок руками перед собой, занять и.п, сделать 2 хлопка руками в одну строну, при этом повернуть туда же корпус, занять и.п., сделать хлопок руками вперёд, вернуть руки в и.п, сделать то же самое в другую сторону.
- «Змея». И.п.: лечь спиной вверх на гимнастический коврик, мяч положить перед собой, руки находятся около мяча. Поднять плечи, прогнуться и дотронуться до мяча, занять и.п.
- «Где пятки?» И.п.: лечь на мяч лицом вниз, обхватить его руками, опираться на пальцы, колени прямые. Поочередно поднимать ноги и фиксировать в течение 5 секунд.
Стэп-аэробика
Используя степ и ритмическую танцевальную композицию, преподаватель должен давать упражнения подряд без паузы – это тренирует выносливость, работу сердца.
Возможный комплекс упражнений:
- Шаг возле степа 16 раз.
- Шаг на степе 8 раз.
- Выполнить приставной шаг на степ и с него вперёд и назад.
- Выполняя шаг на степе 8 раз, поднимать одну руку вперёд, вверх, назад, после другая рука делает то же самое.
- Шаг на степе 8 раз, руки согнуты (пальцы в кулаке), выполняются круговые движения, имитируя поезд.
- Выполнить приставной шаг на степ и с него вперёд и назад, делав холопок над головой.
- Выполнить приставной шаг на степ и с него в разные стороны, приседая.
- Шаг на степе 8 раз с высоко поднятыми коленями.
- Бег на месте возле степа 8 раз.
- Без вокруг степа 8 раз.
- Шаг на степе 8 раз.
- Шаг на носках вокруг степа по 2 раза в разных направлениях.
- Приставной шаг на степ и с него 8 раз.
- Шаг на пятках вокруг степа 4 раза (можно менять направление).
- Шаг на степе 8 раз.
- Приставной шаг со степа в разных направлениях, постоянно возвращаясь в и.п. (руки на пояс).
- Шаг на степ правой ногой, сделать мах левой ногой согнутой в колене, встать на пол на левую ногу и приставить правую. Повторить то же самое с левой ноги. По 4-6 раз.
Игровой стретчинг
Стрейчинг растягивает мышцы, при этом не травмирует их. Самым важным для стрейчинга является плавное выполнение движений, без рывков, поэтому используется спокойная музыка для занятий.
Рекомендуемые упражнения для использования:
- «Дерево». И.п.: пятки рядом, носки смотрят в стороны, руки вдоль тела. Подняться на пальцы, поднять руки, занять и.п.
- «Звезда». И.п.: пятки рядом, носки смотрят в стороны, руки вдоль тела. Поднять руки в стороны, зафиксировать положение 2-3 секунды, занять и.п.
- «Ракета». И.п.: ноги на уровне плеч, стопы параллельны, руки вдоль тела. Поднять руки, сесть, при этом пятки должны быть на полу, встать и руки опустить.
- «Кольцо». И.п.: лечь спиной вверх, обхватить щиколотки ног. Поднять голову, приподнять плечи, грудь и, по возможности, живот от пола, занять и.п.
- «Цапля». И.п.: лечь спиной вверх, руки вдоль тела, ноги выпрямить. Согнуть одну ногу, стопа на полу, занять и.п. Поменять ногу.
Обеспечение безопасности детей во время гимнастики, игры
Детский фитнес (программа для дошкольников должна быть неопасной) проводится под наблюдением педагога, который соблюдает правила безопасности, расписанные в программе. Так, на занятии должен обязательно присутствовать воспитатель, тренировку может посетить заведующий дошкольным учреждением, медицинская сестра.
Перед занятием преподаватель должен поинтересоваться самочувствием детей группы, осмотреть их готовность к тренировке. Дети обязаны приходить на занятия в спортивной форме и обуви. Без их наличия ребёнка нельзя допускать к тренировке. У девочек должны быть заплетены и убраны волосы, чтобы они не мешали выполнять упражнения.
Во время занятия следить за самочувствием детей, если дошкольники с упражнениями не справляются, то снизить нагрузку для всех или разрешить кому-то посидеть и отдохнуть некоторое время. Если учитель даёт упражнения на шведской стене, то нужно возле неё положить гимнастические маты и стоять возле ребёнка, контролируя его движения, в случае опасности придержать или удержать его от падения.
Нельзя разрешать детям спрыгивать со снарядов. Перед выполнением упражнений на снарядах педагогу нужно произвести инструктаж по технике безопасности для детей.
Преподавателю запрещается:
- использовать снаряды, специальное оборудование в неисправном состоянии, неподходящего размера и из токсичного материала;
- оставлять детей без присмотра;
- следить за дистанцией между детьми во избежание травм;
- во время ходьбы и бега перед детьми не должно быть никаких препятствий.
Перед тем, как начинать занятие «детский фитнес», преподавателем должна быть составлена специальная программа для дошкольников, которую утверждает руководитель дошкольного учебного заведения. Во время тренировок педагогу обязательно учитывать возрастные особенности, способности детей, следить за их самочувствием, соблюдать технику безопасности.
Автор: Инна Крылова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о детском фитнесе
Как тренировать ребенка?! Детский фитнес:
https://youtube.com/watch?v=gx9IEP-0GOQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как называются упражнения под музыку?
Aerobics, от греч. Aer — «воздух» и βίος — «жизнь») — гимнастика, состоящая из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Что делают на детском фитнесе?
Детский фитнес – это система спортивно-оздоровительных занятий, которая разрабатывается с учетом возрастных особенностей и физической подготовки ребят и включает элементы аэробики и степ-аэробики, гимнастики и силового тренинга, йоги и восточных единоборств, танцевальные движения и т. Д.
Какие тренировки для детей?
Командно-игровые: футбол, баскетбол, регби, гольф, циклические: бег и плавание, сложнокоординационные: фехтование, художественная и спортивная гимнастика, аэробика, акробатика, скоростно-силовые: легкая атлетика, интеллектуальные: шашки, шахматы.
Как называется гимнастика под музыку?
✅ FM-модулятор (трансмиттер) позволяет одновременно прослушивать музыку, заряжать смартфон и отвечать на вызовы, не отвлекаясь от управления автомобилем.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте игры и упражнения, которые соответствуют возрасту и уровню физической подготовки вашего ребенка. Это поможет избежать травм и сделает занятия более увлекательными. Например, для дошкольников подойдут простые игры с мячом, эстафеты и легкие гимнастические упражнения.
СОВЕТ №2
Включайте музыку в занятия фитнесом. Музыка создает позитивную атмосферу и помогает детям лучше сосредоточиться на движениях. Выбирайте веселые и ритмичные мелодии, которые будут вдохновлять детей на активность и танцы.
СОВЕТ №3
Создайте регулярный график занятий, чтобы физическая активность стала частью повседневной жизни вашего ребенка. Постарайтесь проводить занятия в одно и то же время, чтобы ребенок привык к режиму и ожидал физкультуры как увлекательного события.
СОВЕТ №4
Поощряйте детей за достижения и старания, даже если они не достигают высоких результатов. Позитивная поддержка и похвала помогут развить у ребенка уверенность в своих силах и желание заниматься физической активностью.