Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в детском саду для средней группы направлены в основном на закрепление ранее полученной информации. К уже известным манипуляциям и навыкам самообслуживания добавляются новые, более сложные. Все это позволяет сформировать и воспитать у ребенка адекватную оценку своих действий, а также привить ему любовь и заботу о самом себе.

Характеристика занятий

У детей в возрасте 4-5 лет наступает важный период развития познавательной сферы. Это основной этап, когда закладываются главные личностные аспекты. КГН в детском саду помогает освоить и закрепить основы самообслуживания и культуру общения.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Благодаря регулярным упражнениям и занятиям, у ребенка формируется:

  • Интерес к собственному внешнему облику.
  • Адекватное оценивание собственных возможностей.
  • Культура поведения.

Также входят в привычку и закрепляются жизненно необходимые навыки и умения. Посредством упражнений дети понимают о необходимости гигиены, правилах здорового поведения.

Все процессы самообслуживания уже имеют направленность. Дети понимают необходимость КГН. Такие действия, как самостоятельная подготовка кровати ко сну либо чистку зубов ребята уже делают без помощи взрослых. Постепенно задачи усложняются. Все это позволяет сделать ребенка самостоятельным и культурно развитым.

Врачи подчеркивают важность формирования культурно-гигиенических навыков у детей в средней группе. На этом этапе жизни дети активно осваивают социальные нормы и правила поведения, что делает обучение гигиене особенно актуальным. Специалисты отмечают, что регулярные занятия по гигиеническим навыкам способствуют не только физическому здоровью, но и психоэмоциональному развитию детей.

Врачи рекомендуют включать в образовательный процесс игры и практические занятия, которые помогут детям осознать значимость личной гигиены. Например, обучение правильному мытью рук, уходу за зубами и соблюдению чистоты в окружающей среде формирует у детей ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Кроме того, врачи акцентируют внимание на том, что такие навыки, приобретенные в детстве, становятся основой для формирования здорового образа жизни в будущем. Важно, чтобы воспитатели и родители работали в тесном сотрудничестве, создавая поддерживающую атмосферу для закрепления этих навыков.

Упражнения

КГН в средней группе детского сада выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Им посвящены не только отдельные упражнения, но и полноценные занятия. Благодаря им усвоение нового материала проходит эффективней.

Сервировка

Цели:

  • побудить к выполнению обязанностей дежурного по столовой;
  • освоить обязанности дежурного.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Задачи:

  • закрепить навык раздавать второе, третье блюдо;
  • закрепить умение убирать посуду после еды;
  • воспитать желание поддерживать порядок на кухне и содержать столы в чистоте.

https://youtube.com/watch?v=61LvlJDHh4M%3Ffeature%3Doembed

Оборудование:

  • тарелки;
  • столовые приборы;
  • чашки;
  • хлебницы;
  • салфетницы;
  • скатерть.

Ход занятия:

  • Воспитатель здоровается с детьми: «Добрый день, дети».
  • Дети здороваются с воспитателем.
  • Педагог продолжает: «Ребята, а вы любите кушать?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель продолжает: «Дети, а давайте мы с вами поделимся историями о своей любимой посуде. Быть может, у кого-то из вас есть чашка, из которой вам нравится пить или тарелка для еды. Я начну первой. У меня дома на кухне есть любимая тарелка. Она голубого цвета. На ней есть красивый узор в виде цветочков. В нее я кладу первые блюда, потому что тарелка глубокая. Кто следующий расскажет о своей любимой посуде?».
  • Ответы детей. Они по очереди рассказывают о своей любимой посуде дома.
  • Воспитатель после этого продолжает: «Дети, вот вы назвали свою любимую посуду. А как вы заботитесь о ней?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель продолжает: «Послушайте, как я забочусь о своей любимой тарелке. Я аккуратно ставлю ее на стол. После еды я ее мою губкой с мылом. Затем я ополаскиваю ее чистой водой и вытираю досуха полотенцем. Но вы еще маленькие, и вам сложно самостоятельно помыть посуду. Как вы можете помочь маме содержать ее в чистоте?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель говорит: «Вы можете свою посуду после еды уносить со стола. Ставить ее нужно в мойку. Ваши мама или папа сами помоют ее или сложат в посудомоечную машину. Ребята, сегодня мне понадобится 2 героя, которые помогут накрыть на стол. И хоть ваша красивая посуда дома, у нас в группе тарелки с чашками тоже неплохие. Поэтому заботиться о них также нужно. Итак, кто же мне поможет накрыть на стол?».
  • Ответы детей.
  • После отбора 2 дежурных воспитатель вместе с ним сервирует столы. Это упражнение можно сделать перед завтраком. Для упражнения следует выбрать детей, которые плохо понимают сервировку. Совместная деятельность с воспитателем позволит им закрепить материал и улучшить собственные навыки.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе детского сада становятся важной темой для обсуждения среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что формирование этих навыков способствует не только поддержанию чистоты и порядка, но и развитию самостоятельности у детей. Родители делятся положительным опытом, когда их дети с удовольствием моют руки перед едой, убирают игрушки и следят за своим внешним видом. Педагоги подчеркивают, что регулярные занятия по КГН помогают детям осознать важность личной гигиены и уважения к окружающим. В результате, дети становятся более ответственными и внимательными, что положительно сказывается на их социализации. Обсуждения на эту тему способствуют обмену опытом и лучшим практикам, что, безусловно, обогащает образовательный процесс.

Как мы с грязью боролись

КГН в средней группе хорошо закрепляются, если воспитатель использует не только словесные методы. Дети любят практическую деятельность, а поэтому они активнее включаются в воспитательный процесс, если упражнение будет активным.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе: алгоритм умывания

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Цели:

  • закрепить представления о важности самообслуживания и влиянии КГН на здоровье;
  • сформировать осознанное положительное отношение к самообслуживанию.

Задачи:

  • закрепить умение тщательно мыть руки;
  • воспитать потребность в опрятности и чистоте;
  • побудить к самостоятельному поддержанию опрятного внешнего вида.

Оборудование:

  • центр песка и воды;
  • поднос с настоящими фруктами;
  • игрушка доктора Айболита;
  • кукла Маша;
  • тара с мягкой глиной;
  • емкость с сухим песком;
  • тканевые салфетки;
  • гладкие камешки;
  • бутылка с водой;
  • тара мыльного раствора;
  • полотенца (по 1 на каждого ребенка).

https://youtube.com/watch?v=w–axB8GkLo%3Ffeature%3Doembed

Ход занятия:

  • Воспитатель говорит: «Здравствуйте, дети!».
  • Дети здороваются с воспитателем.
  • Воспитатель продолжает: «Ребята, а вы знаете, как сделать грязь?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель говорит: «Для создания грязи нам понадобится песок и вода. Кто поможет мне сделать грязюку-мазюку?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель выбирает помощников, и они делают грязь. После этого ребята занимают свои места.
  • Сюрпризный момент – появляется доктор Айболит с подносом фруктов. Воспитатель говорит (за игрушку): «Дети, добрый день!».
  • Дети здороваются с Айболитом.
  • Воспитатель, имитируя речь игрушки, продолжает: «Я принес вам полезные фрукты. Это угощение богато витаминами и минералами. Только вот я вижу, что вы баловались и сделали грязь?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель в роли Айболита продолжает: «Пока вы играли с грязью, на ваших руках появилось очень много микробов! Что же нам поможет победить их?».
  • Ответы детей.
  • После этого воспитатель говорит: «А вот что поможет победить нам грязь, мы узнаем при помощи экспериментов».
  • Педагог демонстрирует подготовленные материалы:
  1. тару с мягкой глиной;
  2. емкость с сухим песком;
  3. тканевые салфетки;
  4. гладкие камешки;
  5. бутылку с водой;
  6. тару с мыльным раствором.
  • Воспитатель говорит: «Давайте попросим куклу Машу помочь нам. Она вымажет руки грязью, а мы поможем ей избавиться от нее одним из подготовленных средств».
  • Поочередно воспитатель пытается убрать с рук куклы загрязнения разными предметами. Эффективнее всего смываются они при помощи мыльного раствора.
  • Воспитатель говорит: «Вот, доктор Айболит, посмотри, мы с детьми узнали, какое средство лучше всего убирает грязь с рук».
  • Воспитатель голосом Айболита говорит: «Ну и чем же?».
  • Ответы детей: «Мыльным раствором».
  • Воспитатель говорит голосом Айболита: «Раз вы нашли способ, как победить грязь, то тогда я угощу вас вкусными фруктами. Только сначала помойте руки».
  • Дети вместе с воспитателем отправляются в уборную и моют руки. После этого все пробуют угощение Айболита.

Как поддерживать красоту и здоровье

КГН в средней группе – это хороший способ привить детям любовь к уходу за собой. В результате упражнений здоровый образ жизни станет для них привычной нормой, которой они будут придерживаться в дальнейшем.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Цели:

  • сформировать и закрепить знания о важности поддержания опрятного внешнего вида.

Задачи:

  • воспитать положительное отношение к КГН;
  • закрепить в памяти основное предназначение предметов гигиены.

Оборудование:

  • маленькое зеркало.
  • кукла Таня с неопрятным внешним видом;
  • мешочек с предметами гигиены.

https://youtube.com/watch?v=WPvpw8LyiC0%3Ffeature%3Doembed

Ход занятия:

  • Воспитатель здоровается с детьми: «Добрый день!».
  • Дети здороваются с воспитателем.
  • Воспитатель продолжает: «Ребята, сегодня вы все очень красивые. Но вы не видите себя. Посмотреть на свое лицо и прическу можно с помощью зеркала. Вот такого».
  • Воспитатель демонстрирует в руках маленькое зеркало, а затем говорит: «Сейчас мы будем передавать зеркало друг другу в руки, смотреть на себя и говорить о своем внешнем виде. Сейчас я покажу, как».
  • Воспитатель смотрит в зеркало и говорит: «Сегодня у меня красивая прическа».
  • После этого педагог передает зеркало ребенку. Они по очереди смотрятся в него и описывают свой внешний вид. Варианты ответов:
  1. Моя улыбка белоснежная, потому что я почистил зубы.
  2. Сегодня у меня красивая прическа. Мама заплела мне косички с яркими бантиками.
  3. Моя кожа на лице блестит, потому что я умыла ее чистой водой.
  • После ответов детей наступает сюрпризный момент: в группе появляется неопрятная кукла Таня. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какая неопрятная гостья у нас появилась. Таня, ты очень плохо выглядишь».
  • Педагог говорит, имитируя речь куклы: «А как я выгляжу?».
  • Воспитатель просит детей назвать прилагательные, описывающие внешний вид куклы. Например, лохматая, грязная.
  • Воспитатель говорит: «Вот у нас есть чудесный мешочек с предметами гигиены. Кукла Таня сейчас будет доставать их по одному, а мы будем рассказывать ей, для чего они нужны».
  • Кукла Таня при помощи воспитателя достает поочередно предметы гигиены. Вместе детьми они рассказывают об их предназначении. Варианты ответов:
  1. Расческа. Она нужна для создания прически. Помогает оставаться волосам гладким.
  2. Зубная щетка. Поддерживает чистоту зубов. Помогает убирать остатки еды после приема пищи.
  3. Мыло. Помогает убирать грязь с рук после прогулки.
  • Воспитатель говорит: «Дети, а давайте поможем Тане советами. Расскажите ей, что вы делаете, чтобы оставаться опрятными и красивыми?».
  • Дети рассказывают о методах ухода за собой.

Вежливые слова

КГН помогают детям в средней группе закрепить основные способы ухода за собой. Со временем они входят в полезную привычку. Внедрять навыки нужно не только в саду, но и дома.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Цели:

  • сформировать культуру общения;
  • внедрить и закрепить в словаре ребенка вежливые слова.

Задачи:

  • побудить к культурному общению со сверстниками и иными людьми;
  • воспитать желание использовать вежливые слова.

Оборудование:

https://youtube.com/watch?v=9DnBEsjKIS8%3Ffeature%3Doembed

Ход занятия:

  • Воспитатель говорит: «Дети, здравствуйте».
  • Дети здороваются с воспитателем.
  • Воспитатель продолжает: «Ребята, к нам в гости пришел Ругайка. Давайте с ним поздороваемся».
  • Дети здороваются с гостем.
  • Воспитатель говорит за куклу: «Еу-еу».
  • Воспитатель обращается к кукле: «Ругайка, а что ты такое сказал. Мы с ребятами и не поняли».
  • Ругайка отвечает: «Я же поздоровался. Сказал вам еу-еу!».
  • Воспитатель пожимает плечами и говорит: «Нет, таких приветствий с детьми мы не знаем. Ругайка, а расскажи нам, как ты еще общаешься с друзьями».
  • Воспитатель, имитируя голос Ругайки, говорит: «Когда товарищи чихают, я говорю – кто чихает, тот микробы бросает. Если нужно кушать, то я зову их так: эй, еда уже стоит, че ждете».
  • Воспитатель специально прерывает Ругайку, и говорит: «Ой, хватит! Все. Такими словами мы не общаемся друг с другом, и тебе не советуем».
  • Воспитатель говорит: «Вот скажи, Ругайка, а у тебя много друзей?».
  • Ругайка отвечает: «Если честно, то нет. Никто со мной дружить не хочет».
  • Воспитатель говорит: «А я с ребятами знаю, почему у тебя нет друзей».
  • Ругайка говорит: «И почему же?».
  • Воспитатель говорит: «Потому что ты не знаешь вежливых слов».
  • Ругайка говорит: «Поможете мне, ребята, научиться вежливым словам?».
  • Воспитатель обращается к детям: «Ну что, ребята, готовы помочь Ругайке выучить вежливые слова? Вы ведь знаете их. А то он так и не заведет себе друзей».
  • Ответы детей: «Да, поможем».
  • Воспитатель говорит: «В таком случае, садись Ругайка на стул, и слушай, что расскажут тебе дети».
  • Далее воспитатель с детьми ведет диалог:
Реплика педагога Ответы детей
Когда человек чихает, что мы ему говорим? Будь здоров.
Если нам нужна помощь, как мы обращаемся к другу или взрослому? Помоги мне, пожалуйста.
Если нас угощают вкусной едой или дарят подарок, то каким словом мы благодарим? Спасибо.
Если человек провинился, то что он говорит? Простите меня.
Какими словами мы здороваемся? Привет, добрый день, здравствуйте.
А как мы прощаемся? Пока, до свидания, до встречи.
Как мы приглашаем к столу? Садитесь, пожалуйста, кушать.
  • Воспитатель говорит, обращаясь к Ругайке: «Ну вот, Ругайка. Дети назвали тебе основные слова, необходимые для вежливого общения. Погости у нас в группе, и ты поймешь, как нужно общаться, чтобы люди хотели дружить с тобой».

Носовой платочек

КГН в средней группе развивают не только при помощи слов. Можно использовать даже аппликацию. Например, этот метод подходит для планирования интегрированного занятия.

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в средней группе

Цели:

  • закрепить умение использовать носовой платок по назначению;
  • сформировать представления о необходимости поддержания слизистых оболочек в чистоте.

Задачи:

  • побудить к поддержанию опрятного внешнего вида;
  • воспитать культуру поведения.

Оборудование:

  • клей;
  • шаблоны носовых платочков из бумаги;
  • кукла Незнайка;
  • вырезанные из бумаги узоры.

https://youtube.com/watch?v=FLZyT7EhOkA%3Ffeature%3Doembed

Ход занятия:

  • Воспитатель говорит: «Добрый день, дети».
  • Дети здороваются с воспитателем.
  • Воспитатель говорит: «Ребята, послушайте загадку»:

Если носик простудился,

Насморком болеет.

Насухо вытереть его

Поможет нам …

  • Ответы детей: «Платочек».
  • Воспитатель говорит: «Правильно. Нам помогает во время насморка носовой платочек. Ой, а кто это чихает?».
  • Воспитатель достает куклу Незнайку, имитируя его чихание. Воспитатель обращается к нему: «Привет, Незнайка. А ты что, заболел?».
  • Воспитатель отвечает за Незнайку: «Привет, ребята. Приболел мой носик. С него капает, как с крыши после дождя».
  • Незнайка чихает и вытирает нос рукавом.
  • Воспитатель говорит: «Ой, Незнайка, а ты зачем вытираешь носик рукавом от одежды?».
  • Незнайка говорит: «А чем же мне еще вытирать его?».
  • Воспитатель говорит: «А вот дети знают, чем вытирать нужно носик. Подскажите Незнайке ответ, ребята?».
  • Ответы детей: «Носовым платком».
  • Воспитатель говорит: «Конечно, только чистым носовым платочком. Он очень полезный предмет. Присядь Незнайка, я расскажу тебе и детям, зачем им нужно пользоваться. В нашем носике есть слизистая оболочка, если на нее попадает микроб, то может начаться насморк. Как микроб может попасть в нос, вы знаете, ребята?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель говорит: «Дети, достаточно почесать нос грязной рукой и все, микробы попадут внутрь носа, а потом распространятся по всему организму. Из-за этого любой человек может серьезно заболеть. Также можно почесать грязной рукой и глаз. В таком случае микроб тоже распространиться по всему организму. Чтобы этого не произошло, нам помогает чистый носовой платочек. Его нам можно носить в кармашке, отдельно от остальных предметов. Также вы можете использовать одноразовые бумажные салфетки. Ну что Незнайка, понял, для чего нужен платочек?».
  • Незнайка отвечает: «Да, теперь я знаю, что такое носовой платочек. Но вот беда, у меня такого предмета гигиены нет».
  • Воспитатель говорит: «Не переживай, Незнайка. Сейчас мы с детками сделаем тебе много красивых платочков. Да, ребята, поможем Незнайке?».
  • Ответы детей.
  • Воспитатель раздает необходимые материалы для аппликации, и дети украшают шаблоны платочков разными узорами. В конце занятия все любуются полученными работами, а Незнайка благодарит ребят за помощь.

КГН – это основа, которая формирует отношение ребенка к самому себе. В средней группе в арсенале воспитателя большое количество способов сформировать и закрепить полезные привычки у воспитанников. Достаточно подобрать наиболее подходящие упражнения к темпераменту воспитанников, чтобы они с интересом откликались на такую деятельность.

Видео о воспитании детей

Практикум «Формирование культурно гигиенических навыков одевания и раздевания у детей«:

https://youtube.com/watch?v=hitCxJojryc%3Ffeature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что входит в культурно гигиенические навыки?

К культурно – гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Какие группы культурно гигиенических навыков входят в содержание воспитания дошкольников?

Гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т. П. ), навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям), навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Какие навыки входят в группу навыков культуры еды?

Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. Не крошить хлеб. Пережевывать пищу с закрытым ртом. Не разговаривать с полным ртом. Тихо выходить по окончании еды из-за стола. Говорить спасибо после еды. Пользоваться только своим прибором.

Что входит в Кгн в детском саду?

Самостоятельное умывание. Пользование туалетной комнатой. Поддержание аккуратного внешнего вида. Способность описать свои действия и намерения грамотным русским языком. Общение с окружающими людьми на принципах уважения и доброжелательности.

Советы

СОВЕТ №1

Обучайте детей основам личной гигиены через игровые формы. Используйте песни, стихи и ролевые игры, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и запоминающимся. Например, можно создать игру, в которой дети будут “мыть руки” с помощью мыльных пузырей или изображать, как они чистят зубы.

СОВЕТ №2

Создайте в группе уголок гигиены, где дети смогут самостоятельно практиковать навыки. Оснастите его зеркалом, мылом, зубными щетками и другими необходимыми предметами. Это поможет детям почувствовать себя взрослыми и ответственными за свое здоровье.

СОВЕТ №3

Регулярно проводите занятия по культурно-гигиеническим навыкам, включая обсуждение важности чистоты и порядка. Объясняйте, почему эти навыки важны для здоровья и благополучия, используя простые и понятные примеры из повседневной жизни.

СОВЕТ №4

Поощряйте детей за проявление самостоятельности в соблюдении гигиенических норм. Например, можно вводить систему “звезд” за чистоту и порядок, что будет мотивировать детей заботиться о себе и своем окружении.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации