Дети с удовольствием воспринимают все новое, интересное и увлекательное. Поэтому и серьезный научный эксперимент они способны легко усвоить, если он будет проведен в игровой занимательной форме. Используя простые обыденные предметы, в домашних условиях можно приоткрыть для детей удивительный мир химии и физики.
Для дошкольников
Приучать детей к науке необходимо уже с раннего возраста. Именно в этот период родители каждый день слышат такое частое «почему». И вместо простого ответа лучше продемонстрировать ребенку наглядный опыт-объяснение, который поможет лучше усвоить новую информацию.
Эксперимент для детей в домашних условиях должен быть понятным, доступным для конкретного возраста, и позволяющим весело и непринужденно познавать окружающий мир. Последующие исследования подойдут для проведения, как дома, так и в детсаду.
Врачи отмечают, что эксперименты с водой и другими материалами, проводимые детьми в домашних условиях или в детских садах, могут значительно способствовать развитию их познавательных навыков. Такие занятия помогают формировать у детей интерес к науке, развивают критическое мышление и творческий подход к решению задач. Специалисты подчеркивают, что важно выбирать безопасные и простые эксперименты, которые не требуют сложных материалов и могут быть выполнены под присмотром взрослых. Например, изучение свойств воды через простые опыты с плаванием и растворением способствует пониманию физических процессов. Врачи также рекомендуют обращать внимание на эмоциональный аспект таких занятий, так как положительные эмоции от успешных экспериментов укрепляют уверенность детей в своих силах и способностях.
«Живая змея»
Этот опыт будет интересен маленьким ученым двухлетнего возраста.
Для него необходимы следующие материалы:
- бумага;
- ножницы;
- карандаши;
- источник тепла.
Ход опыта:
- Ножницами вырезать из бумаги спираль.
- Раскрасить спираль в виде змеи.
- «Оживить» изделие. Для этого необходим источник тепла, которым может выступить горящая свеча, электрическая плита, лампа накаливания, разогретый утюг или сковорода. Над одним из этих предметов следует держать на нитке спираль-змейку. Под воздействием теплого воздуха «змейка» начнет вращаться.
Как идет дождь
Ребенку 3-х лет можно интересно и доступно объяснить это явление природы следующим образом.
Для демонстрации понадобится:
- банка емкостью 3 л;
- горячая вода;
- тарелка;
- лед.
Ход опыта:
- Наполнить 1/3 банки горячей водой.
- Лед высыпать в тарелку и поставить ее на горлышко банки.
- Наблюдать за реакцией подобной той, которая происходит в природе. Испарения от горячей воды в виде пара движутся вверх. Там они сталкиваются с холодным воздухом и образовывают облако, из которого идет дождь. В банке дождь будет идти 1,5 – 2 мин.
Эксперименты с водой и другими материалами становятся популярным способом обучения и развлечения для детей всех возрастов. Родители и педагоги отмечают, что такие занятия развивают любознательность, критическое мышление и творческий подход. В домашних условиях простые эксперименты, например, с окрашиванием воды или созданием вулкана из соды и уксуса, не только увлекают, но и позволяют детям понять основные научные принципы. В детских садах и начальных классах школьного обучения такие активности способствуют социализации, ведь дети учатся работать в команде, делиться идеями и обсуждать результаты. Многие родители отмечают, что подобные эксперименты укрепляют связь между ними и детьми, создавая атмосферу доверия и сотрудничества. Важно, чтобы эксперименты были безопасными и под контролем взрослых, что делает процесс еще более увлекательным и познавательным.
Как деревья «пьют воду»
Все растения пьют воду, всасывая ее из почвы. А высоким деревьям удается поднимать влагу на десятки метров в высоту до самой верхушки кроны. И этот процесс проходит без насосов или других технических хитростей. Следующий опыт поможет понять ребенку 3-4 лет как все это проходит.
Для эксперимента понадобится:
- спичка;
- блюдце;
- раствор зеленки.
Ход опыта:
- Застелить рабочее место, чтобы защитить его от возможных трудно выводимых пятен зеленки.
- Капнуть в блюдце немного зеленки.
- Держа спичку в вертикальном положении, опустить ее конец в зеленую жидкость.
- Наблюдать за медленным проникновением и движением зеленки вверх по спичке. Деревянная плоть будет постепенно окрашиваться.
Это объясняется тем, что клетки древесины образовывают тончайшие капилляры (трубки), которые снабжают влагой все дерево. Жидкость по ним поднимается за счет капиллярных сил, которые преодолевают атмосферное давление.
Увидеть работу капиллярных сил в действии можно еще во время процедуры взятия крови из пальца. Медсестра прокалывает палец скарификатором, вследствие чего появляется капля крови. Затем к ней подносится стеклянная трубочка, по которой словно всасываясь, быстро поднимается красная жидкость.
Как «пьют и едят» цветы
Так же как и деревья, цветы питают из почвы воду и полезные вещества. Показать ребятам этот процесс можно на самих цветах. Интересно будет сделать это двумя способами. Освоив первый урок, опытные малыши еще с большим интересом будут наблюдать за другим подобным экспериментом:
Опыт | Необходимые материалы | Ход опыта | Результат |
№1 |
|
|
Светлые лепестки цветков окрасятся в тон подкрашенной воды. Растение «пьет» жидкость подобно тому, как люди делают это через соломинку. При разрезе стебля растения вдоль, эти окрашенные «соломинки» видны. |
№2 |
|
|
Белые лепестки окрасятся в 2 цвета. Одна половина розы потянет краску одного цвета, другая – второго. Для этого эксперимента можно взять и больше красителей. В таком случае стебель необходимо разрезать на такое же количество ответвлений. |
Секретное письмо
Эксперимент для детей в домашних условиях вызовет еще больше восторга, если будет иметь неожиданный результат. Пятилетние малыши часто любят писать или рисовать «секретики». С помощью родителей ребенок может сделать настоящее зашифрованное письмо.
Для работы необходимо:
- молоко;
- сок лимона;
- емкость;
- лист бумаги;
- кисточка;
- утюг.
Ход опыта:
- Кисточкой написать на листе послание, перед этим обмакнув ее в молоко или лимонный сок. Письмо получится если использовать любую из этих жидкостей, но стоит попробовать оба «чернила», чтобы сравнить эффект.
- Просушить бумажный лист, чтобы он выглядел чистым.
- Расшифровать тайные записи с помощью горячего утюга, нагревая ним лист.
В качестве жидкости для письма можно также использовать сок яблока или лука.
Личная радуга
Познакомившись с таким исследованием, ребенок сможет любоваться радугой не только после дождя.
Для этого ему потребуется:
- вода;
- небольшое зеркало;
- фонарь;
- миска;
- лист бумаги.
Ход опыта:
- Наполнить миску водой и поместить на дне зеркало.
- Включить фонарь и направить на зеркало его свет.
- Отражающийся от зеркала луч нужно поймать на белую бумагу. Это отражение и будет радугой.
Такое явление возникает из-за того, что луч света, который состоит из нескольких цветов, при прохождении сквозь воду раскладывается на составные части.
Для начальных классов
Ученикам начальной школы очень важно показать, насколько интересен окружающий мир, и пробудить у них желание познавать его. Участие ребят в научных опытах не только способствует изучению ими новых явлений, но и воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает мыслительную деятельность и творческие способности.
Опреснение воды
Эксперимент для детей может послужить хорошим уроком на будущее. Среди маленьких школьников есть много любителей приключенческих книг и фильмов. Поэтому следующий проведенный в домашних условиях опыт может стать полезным для будущих путешественников.
Для него понадобятся:
- вода;
- соль;
- камушки (или любой другой груз);
- стакан;
- таз;
- пищевая пленка.
Ход опыта:
- Подготовить соленую воду: налить ее в таз и посолить. Перемешать жидкость до полного растворения соли.
- Поставить в центр таза стакан, края которого должны находиться немного выше поверхности воды, но ниже краев таза. Чтобы стакан не всплывал, в качестве груза необходимо положить в него чистый камушек или другой предмет.
- Накрыть таз пищевой пленкой, закрепив ее края вокруг таза узлом. При этом натягивание должно быть таким, чтобы в центре можно было образовывать углубление, которое также зафиксируется камушком. Размещение стакана и углубления должны совпадать.
- Поставить всю эту конструкцию под солнечными лучами и ждать опреснения воды. В результате испарения вода будет оседать на пленке, и стекать по наклону в стакан, а соль при этом будет оставаться в тазу.
Таким образом можно добыть питьевую воду, причем с этим опытом способны справится самостоятельно даже ученики начальных классов.
Радуга в стакане
Этот опыт может показаться слишком простым, но на самом деле требует большой внимательности и кропотливости.
Для него необходимо:
- 5 стаканов;
- вода;
- сахар;
- краска.
https://youtube.com/watch?v=6H9GjM8R5T4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Ход опыта:
- В 4 стакана налить по 3 ст. л. воды и красители: в разные емкости – разные краски.
- Положить в первую емкость 1 ст. л. сахара, во вторую – 2 ст. л., в третью и четвертую соответственно – 3 и 4 ст. л. сахара.
- В выставленные по порядку емкости влить по 3 ст. л. воды. Тщательно перемешивая, добавить в каждый стакан пару капель одной краски.
- Половину пятого стакана наполнить чистой водой.
- С помощью ножа вылить в стакан с чистой водой содержимое остальных емкостей. Для этого следует по лезвию ножа перелить в чистую воду жидкость четырех стаканов по мере насыщенности раствора, то есть увеличения «сладкости».
- После правильного выполнения процедур в стакане будет видно радугу, слои которой не смешались благодаря разнице плотности жидкостей.
Вулкан
Этот зрелищный эксперимент приводит в восторг, как малышей, так и младших школьников. Чтобы сделать его еще более увлекательным, можно создать для вулкана соответствующий фон: тропический остров с камнями, деревьями и динозаврами. Опыт следует проводить только в присутствии взрослых.
Для создания домашнего катаклизма с тематическими инсталляциями понадобится:
- поднос;
- маленькая банка или бутылка;
- пластилин;
- бусины, ракушки, камни, нитки;
- игрушки-деревья, динозавры;
- сода;
- йод;
- уксус;
- средство для мытья посуды.
Ход опыта:
- Создать макет острова. В центре подноса нужно поставить вулкан-банку и облепить ее пластилином. Разместить на острове камни, ракушки, деревья, динозавров или других животных.
- Подготовить вулкан к пробуждению: насыпать в баночку 1 ч. л. соды, добавить несколько капель йода и 1 ч. л. средства для мытья посуды. Затем перемешать массу палочкой.
- Пробудить вулкан, аккуратно влив в него немного уксуса.
- Наблюдать за эффектным шипением и извержением из жерла густой, окрашенной йодом пены.
Такой эксперимент ребята захотят повторить не один раз. Поэтому целесообразно сразу сделать этот макет на глубоком подносе, чтобы лава не выходила за пределы макетного острова.
Яйцо в бутылке
Не только детям, но и многим взрослым трудно представить, как в бутылку с горлышком можно поместить целое вареное яйцо. Но это возможно.
Для демонстрации «фокуса» понадобится:
- бутылка с широким горлышком;
- вареное яйцо;
- бумага;
- спички.
Ход опыта:
- Очистить от скорлупы яйцо. Оно должно быть сваренное вкрутую.
- Поджечь бумагу и быстро поместить ее в бутылку. Упав на дно, она должна продолжать гореть.
- Тем временем установить яйцо в вертикальном положении на горлышко бутылки.
- Смотреть на «фокус»: яйцо начнет проскальзывать в бутылку.
Процесс горения приводит к расширению воздуха. Установленное на горлышко яйцо перекрывает доступ кислорода, без которого горение невозможно. В результате огонь угасает, воздух внутри емкости постепенно остывает, сжимается и затягивает за собой пластичное яйцо внутрь.
Неньютоновская жидкость
Существуют жидкости с большой и малой вязкостью. Но есть еще такие жидкости, вязкость которых зависит от изменения скорости. Их называют неньютоновскими. При мягком воздействии вещество проявляет свойства жидкости, а при сильном – ведет себя как твердое тело. В природе таким примером выступают зыбучие пески.
Простой, но эффектный эксперимент с таким видом жидкости не потребует больших затрат:
- 1 стакан воды;
- 2 стакана крахмала;
- емкость для смешивания;
- ложка.
Ход опыта:
- В миску насыпать крахмал.
- Влить стакан теплой воды, размешивая массу ложкой.
С неньютоновской жидкостью существует множество игр для детей. Ее можно сминать в руках, при этом она внезапно станет твердой, но пластичной. Если слепить из массы фигурку и отставить – она тут же растечется лужицей.
Забавно переливать такую массу из чашки в чашку. Если это делать плавно, то масса течет ровной струей, но при небольшом встряхивании посуды смесь сразу затвердевает.
Кроме реакции на механическое воздействие, можно также наблюдать за «танцем» неньютоновской жидкости при включении мощного динамика. Чтобы еще более усилить яркий эффект, следует аккуратно подсыпать в смесь красители.
При желании и наличии большого количества крахмала, можно сделать опыт более масштабным, приготовив неньютоновскую жидкость в ванне (на 10-15 см емкости). Дети смогут прыгать на твердой поверхности, а как только остановятся – их ноги провалятся на дно.
Для 5-6 класса
Эксперимент для детей в домашних условиях можно провести с целью лучшего усвоения школьного материала. Родители могут помочь ребенку понять законы физики и химии, разобраться в проходящих в школе темах или же подготовить к изучению предметов в будущем. Ученикам 5-6 классов будут интересны и познавательны следующие необычные опыты.
Крышка из бумаги
Если перевернуть стакан с водой, то она выльется. Но если положить сверху на емкость лист бумаги, то результат будет другим.
Для эксперимента понадобится:
Ход опыта:
- Наполнить 2/3 стакана водой.
- Вырезать из бумаги прямоугольник, который бы «с запасом» накрывал стакан.
- Положить лист сверху на стакан.
- Аккуратно перевернуть стакан.
Процедуру лучше проводить над миской. Но если все сделать аккуратно, то бумага притянется к стакану словно магнитом, и вода не выльется. На лист с одной стороны будет давить вода, а с другой – воздух. Давление последнего будет сильнее давления воды.
Химический завтрак
Эксперимент для детей в домашних условиях может быть не только познавательным, но и вкусным. Дети 10-12 лет могут с помощью родителей приготовить необычный завтрак химика.
Существуют особенные натуральные красители, которые в зависимости от кислотности среды могут придать блюду интересный окрас. Например, таким образом, можно приготовить яичницу.
Для приготовления химического омлета потребуется:
- куриное яйцо;
- 100 г краснокочанной капусты;
- соль;
- ситечко;
- емкость.
Ход опыта:
- Нашинковать мелко капусту. Залить емкость с капустой кипятком и отставить до полного остывания.
- Процедить массу, чтобы получить капустный сок.
- Взбить в миске яйцо с полученным соком, в результате чего яичный белок окрасится в сине-зеленый цвет.
- Вылить смесь на разогретую сковороду и наблюдать, как омлет обретает ярко-зеленый окрас.
Такая реакция происходит из-за того, что краснокочанная капуста содержит антоцианы. За их счет сок капусты обладает уникальной способностью изменения цвета в зависимости от кислотности среды. Сок имеет фиолетово-малиновый цвет в нейтральной среде и зеленый – в щелочной, причем такой цвет сохраняется даже при термической обработке продукта.
Поединок Кока-Колы и молока
Такой опыт можно провести дома или на уроках химии, биологии. Он будет интересен как ученикам 5-6 классов, так и старшим детям.
Для работы необходимо:
- бутылка Кока-Колы;
- стакан молока.
Ход опыта:
- Открыть бутылку Кока-Колы и отлить часть напитка, освободив немного пространства для молока.
- Долить бутылку молоком и закрыть крышечкой. Перевернуть бутылку несколько раз, не взбалтывая ее.
- Поставить бутылку на стол и наблюдать за происходящим далее. Пройдет 15 мин. и через стекло будет видно большие бурые хлопья, еще через несколько минут масса расслоится на полупрозрачную жидкость и темную взвесь. Подождав еще час, можно будет увидеть прозрачную жидкость и осадок из хлопьев на дне.
В результате взаимодействия содержащейся в Коле ортофосфорной кислоты и молочного белка образовывается водород и соль трикальцийфосфат. Последнее известно широким использованием в промышленности (производство стекла, абразивов) и сельском хозяйстве (удобрение, подкормка скота).
После соединения молока с фосфорной кислотой, оно обретает плотность и образовывает осадок, а его жидкость поднимается. Если бы реакция происходила в организме, то это привело бы к выведению из него кальция.
Не стоит употреблять молоко после Колы или наоборот, чтобы не навредить своему организму. А особенно следует задуматься стоит ли детям увлекаться этим напитком.
Перья с кристаллами
Для того чтобы вырастить необычным способом в домашних условиях кристаллы, понадобится:
- вода;
- 1 коробка соли;
- 3 искусственных пера длиной 10-15 см.
- 3 банки, высота которых равна или немного больше длины перьев;
- прищепки.
Ход опыта:
- Приготовить соленую кристаллическую воду. Для этого нужно взять воды столько, чтобы хватило наполнить 3 банки. В кастрюлю с водой добавить соль и кипятить до ее растворения. Затем снова досыпать в раствор соль, пока на поверхности воды не образуется ее слой.
- Равномерно разлить соленую жидкость по банкам. На дне емкостей образуется слой соли.
- Прихватить конец пера прищепкой и разместить посередине банки, окунув само перо в банку с концентратом. Аналогично проделать с другими перьями.
- Поставить емкости на солнечном окне и оставить их на 2-3 дня, периодически наблюдая за ними. Формирование кристаллов начнется уже через 3 часа, но через пару суток инкрустация будет гораздо красивее.
Такая реакция происходит благодаря высокой концентрации соли в воде. При испарении жидкости молекулы соли соединяются вокруг пера. Образуя квадратную или прямоугольную форму, они становятся все больше и больше.
Камера-обскура
С помощью следующего эксперимента можно сделать впечатляющее фото, не выходя из комнаты. Главное, чтобы комната имела окно с видом на что-нибудь, и на улице был яркий солнечный день.
Для работы необходимо подготовить:
- фотоаппарат;
- плотный картон;
- скотч.
Ход опыта:
- С помощью скотча заклеить окно большим листом плотного картона, чтобы не допустить попадания света в комнату.
- В центре картонного листа вырезать ровное отверстие диаметром 7 мм.
- После привыкания глаз к темноте, на стенах комнаты можно будет увидеть перевернутую улицу.
- Снять комнатный вид на фотоаппарат на выдержке 10-30 секунд.
Интересные научные эксперименты для детей не требуют специального оборудования или защиты докторской диссертации. Проведенные в домашних условиях простые опыты пробудят у ребят желание к новым исследованиям и открытиям.
Автор: Инна Чаплич
Видео с экспериментами для детей
Необычные и интересные эксперименты для детей:
https://youtube.com/watch?v=SqNQsRUkyaU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что смешивается с водой?
Растворяются в воде и другие вещества: сахар, уксус, спирт. Но известно много веществ, которые в воде не растворяются. Если смешать с водой песок, то вода станет мутной, а песок через некоторое время осядет на дне сосуда. Не растворяется в воде мел и некоторые жидкости, например, растительное масло и бензин.
Какие есть эксперименты?
Физический экспериментКомпьютерный экспериментПсихологический экспериментМысленный экспериментКритический экспериментПилотный экспериментВспомогательные методы
Почему вода всасывается в стакан?
Почему же вода поднимается в стакан? Отвечаем: сжимаясь, воздух засасывает воду в стакан до тех пор, пока температура воды и воздуха не станет одинаковой.
Что можно изучить в воде?
На примере воды можно изучить силу давления, капиллярный эффект, смешивание цвета и много чего еще. Важно заранее подготовить рабочее место, застелив стол непромокаемым материалом.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте простые материалы, которые легко найти дома. Например, для экспериментов с водой подойдут пластиковые бутылки, стаканы, ложки и даже обычные кухонные принадлежности. Это поможет детям не только понять научные принципы, но и развить креативность в использовании доступных ресурсов.
СОВЕТ №2
Обязательно объясняйте детям, что происходит во время эксперимента. Задавайте им вопросы, чтобы они могли сами сделать выводы. Это не только развивает критическое мышление, но и делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.
СОВЕТ №3
Проводите эксперименты на свежем воздухе, если это возможно. Это не только безопаснее, но и позволяет детям наслаждаться природой. Например, можно изучать свойства воды, проводя опыты с дождевой водой или исследуя, как вода взаимодействует с различными природными материалами.
СОВЕТ №4
Создайте тематические дни экспериментов. Например, один день можно посвятить исследованиям свойств воды, а другой — изучению различных жидкостей и их взаимодействия. Это поможет структурировать занятия и сделать их более интересными для детей.