Формирование гендерной идентичности относится к актуальным вопросам современной психологии дошкольников, направленным на оказание им помощи в устойчивом понимании особенностей своего пола.
Регулируемая Федеральными стандартами государственного образования и другими подзаконно-нормативными актами концепция дисциплины имеет под собой цель — формирование у детей не только склонности к использованию преимуществ собственного пола, но и выработку необходимых для успешной социализации личностных качеств.
Характеристика
Гендерное воспитание дошкольников – это составленная в соответствии с подзаконными нормативными актами программа, имеющая под собой цель сформировать у детей младшего возраста правильное представление о роли мужчины и женщины, отвечающее потребностям современного общества.
Работа педагогов детских дошкольных учреждений, должна быть направлена на усвоение ребенком принципов гендерной модели поведения, необходимой для определения себя в качестве женщины или мужчины. Основной задачей дисциплины при этом является осознание ребенком собственной принадлежности к определенному полу: признание себя мальчиком или девочкой.
По словам психологов, современное общество выступает против активного использования гендерных преимуществ, присущих каждой личности с рождения.
Такая позиция позволяет выделить в качестве актуальной задачи дисциплины не только определение половой принадлежности детей, но и помощь специалистов в выработке у них основы, для дальнейшего развития личностных качеств, а также оказание поддержки в становлении требуемых для успешной социализации жизненных приоритетов.
Второй задачей дисциплины является помощь в осознании каждым ребенком себя представителем определенного пола, что позволит не утратить в дальнейшем его способности к правильному распределению ролей в семье, без искажения свойственных от рождения гендерных качеств: мускульных (для мальчиков) и феминных (для девочек).
Цель занятий – создание в рамках детских садов (ДОУ) посредством игры необходимых условий, помогающих ребенку в дальнейшем сформировать свою личность с учетом присущих ему гендерных особенностей.
Работа педагогов ДОУ должна быть направлена на:
- зарождение межполового взаимодействия между детьми;
- развитие у них положительной позиции к собственному полу;
- получение ребенком верного понимания женской и мужской роли в семье и социуме;
- заложение у ребенка основ эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств, а также вариантов поведения, присущих представителям определенного пола;
- знакомство подрастающего поколения с понятием «семьи», как основного социального института современного общества;
- углубление знания дошкольников о делении всех людей по половому признаку;
- содействие гендерной идентификации, обучение способам правильного реагирования на проявление сексуального развития у детей обоих полов.
Дисциплина включена в число общеобразовательных для детей младшей, средней и подготовительной групп детского сада, и имеет под собой цель — обособление мальчиков и девочек и одновременную организацию их совместного игрового времяпровождения, направленного на обучение их способам гендерного взаимодействия, для принятия мальчиками мужских, а девочками — женских ролей.
Преподавание дисциплины осуществляется воспитателями ДОУ и основано на принципах:
Название принципа | Его характеристика |
Полноценного развития ребенка | Заключается в полноценном проживании ребенком всех этапов детства и требует от педагога максимального обогащения личности за счет развертывания разнообразных видов деятельности. |
Построения образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями детей | Реализуется посредством самостоятельного выбора каждым ребенком содержания своего образования. |
Содействия и сотрудничества детей и взрослых | Принцип основан на признании ребенка полноценным участником образовательных отношений и заключается в выборе форм совместной деятельности педагога и детей. |
Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности | Реализация данного принципа требует от педагогов:
|
Организации сотрудничества с семьей | Заключается в обязательном взаимодействии педагогов с членами семьи ребенка, предполагающем обязательное равенство партнерских сторон при уважительном отношении друг к другу. |
Приобщения детей к социокультурным традициям и нормам, характерным для семьи и общества | Носит социально-культурное направление и имеет под собой цель – воспитание достойного члена общества, посредством формирования у ребенка основ нравственности и морали посредством принятой игровой формы занятий. |
Учета этнокультурной ситуации развития детей | Принцип основан на приобщении ребенка к национальной культуре, обычаям и традициям. |
Возрастной адекватности дошкольного образования | Требует учета возрастных особенностей детей и направлен на создание условий, соответствующих возрасту и уровню развития каждого ребенка. |
https://youtube.com/watch?v=2Y4hfrPj4YY%3Ffeature%3Doembed
Врачи отмечают, что гендерное воспитание дошкольников в детском саду играет важную роль в формировании их личности и социального поведения. Специалисты подчеркивают, что в этом возрасте дети активно усваивают социальные нормы и роли, что может влиять на их самооценку и взаимодействие с окружающими. Важно, чтобы воспитатели создавали равные условия для мальчиков и девочек, избегая стереотипов и предвзятости. Это поможет детям развивать свои интересы и способности, не ограничиваясь традиционными гендерными рамками. Врачи также рекомендуют проводить занятия, способствующие развитию эмпатии и уважения к различиям, что в будущем поможет формировать более гармоничное общество.
Виды занятий
Гендерное воспитание дошкольников заключается в совместной работе педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей и ставит перед собой цель — овладение детьми культурными элементами в сфере межполового взаимодействия и понимания ими мужской и женской роли в современном обществе, что позволит в дальнейшем выработать адекватную модель социокультурного поведения личности.
Занятия с детьми включают в себя:
- Развлечения и праздники.
- Трудовую деятельность.
- Игровую деятельность.
- Чтение художественных произведений.
- Диалоговые методы (беседы, вопросы) на темы: «Я – девочка, Я – мальчик», «Продолжи истории».
- Тестирование «Нарисуй человека».
В средней группе
Гендерное воспитание дошкольников в возрасте 4-5-ти лет проходит в форме беседы или игры, направленной на становление у детей первоначального понятия о положительных чертах характера лиц обоих полов, воспитание культуры межполового взаимоотношения.
Гендерное воспитание дошкольников в детском саду вызывает множество обсуждений среди родителей и педагогов. Многие считают, что раннее знакомство детей с гендерными ролями помогает формировать уважение и понимание между полами. Сторонники такого подхода подчеркивают важность равного доступа к различным видам деятельности, что способствует развитию индивидуальности каждого ребенка. Однако есть и критики, которые утверждают, что излишняя акцентуация на гендерных различиях может привести к стереотипам и ограничению свободы выбора. Важно, чтобы воспитатели создавали среду, где дети могут свободно выражать себя, независимо от пола, и учились сотрудничать и уважать друг друга. В конечном итоге, гендерное воспитание должно быть направлено на формирование гармоничной личности, способной принимать и ценить разнообразие.
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Обучающая игра, имеющая под собой цель:
- сформировать у дошкольников младшего возраста умение определять сходные и отличительные черты, присущие лицам обоих полов;
- воспитание у детей положительного отношения к близким им людям;
- оказание помощи ребенку в выражении своих чувств.
Необходимый для проведения занятия материал – принесенные детьми фотографии из семейного альбома.
Этапы игрового процесса:
- В начале занятия педагог дает понятие «семьи», включающей родителей (одного из них) и других родственников, а затем просит ребят внимательно изучить принесенную ими фотографию матери (или отца) и рассказать о ее (его) внешности и занятиях.
- После того как дети выполнят задание, воспитатель начинает задавать им вопросы:
- На кого из родственников похожи родители?
- Какие качества им присущи?
- Какие выполняют домашние обязанности?
- На кого из родителей похож сам ребенок и почему?
- Чем он хочет заниматься, когда вырастет?
- Подводя итог занятия, воспитатель делает выводы о том, что родители детей помимо профессиональной деятельности так же занимаются определенными домашними обязанностями и воспитанием детей.
«Волшебный цветок»
Групповое упражнение, помогающее воспитать культуру межполового взаимодействия у детей обоих полов, направлено на становление у дошкольников мнения о чертах характера и основных качествах личности, присущих как мальчикам, так и девочкам.
Используемый во время занятия игровой инвентарь: пластиковый (или картонный) цветок, со съемными лепестками.
Этапы игрового процесса:
- В начале занятия воспитатель рассказывает детям сказку о городе, где все жители жили дружно, но однажды волшебница обиделась на них и рассорила между собой.
- По окончании рассказа педагог предлагает воспитанникам помирить сказочных персонажей, собрав «Цветок дружбы». Для выполнения данного задания каждый из детей должен взять один из картонных лепестков, назвать любое, вызывающее у него симпатию качество, присущее мальчикам (или девочкам) и приложить его к середине цветка.
- Дети поочередно выполняют требования педагога, а воспитатель постепенно собирает цветок.
«Как я дома помогаю»
Занятие направлено на развитие у дошкольников представления о существующих мужских и женских домашних обязанностях, а также воспитание желания по оказанию им помощи.
Необходимый материал: пластиковый (или картонный) цветок со съемными, разноцветными лепестками.
Этапы игрового процесса:
- Воспитатель просит ребят по очереди брать цветочные лепестки и называть выполняемые дома родителями домашние обязанности. Например: мама готовит ужин, папа чинит телевизор.
- После того как задание будет выполнено, педагог просит ребят снова собрать цветок, на этот раз перечислив домашние обязанности, выполняемые ими самим. Например: «Я поливаю цветы» или «Я кормлю кошку».
«Оденем куклу»
Сюжетно-ролевая игра направлена на ознакомление дошкольников с предметами гардероба, принадлежащими определенному полу, и позволяет обучить дошкольников различать друг друга по половому признаку.
Используемый на занятии материал:
- куклы разного пола;
- комплект одежды к ним.
Ход игрового процесса:
- Воспитатель берет в руки куклу-мальчика и просит детей дать ему имя, например Ваня или Саша.
- Справившимся с заданием малышам, педагог предлагает одеть куклу, выбрав подходящую из сложенной рядом одежды.
- Дети принимаются за выполнение задания, а воспитатель сопровождает их действия наводящими вопросами: «Что носят мальчики?» или «Какого цвета носочки нужно подобрать для куклы-мальчика?»
- После выполнения задания воспитатель показывает детям одетую куклу Ваню и благодарит их за помощь.
- Для следующего задания педагог берет в руки куклу-девочку, просит детей дать ей имя, например, Маша или Юля.
- Получившую имя куклу дети одевают при помощи воспитателя, сопровождающего данный процесс вопросами: например, «Правда ли, что девочки носят юбки и платья?», «Можно ли повязать кукле Маше красивый розовый бант?».
Для старшей группы
Гендерное воспитание дошкольников в возрасте 5-6-ти лет проходит в игровой форме, направленной на становление культуры межполового взаимодействия, определения присущих каждому гендерному типу черт характера.
«Предмет – мужчина» «Предмет – женщина»
Символическая игра имеет под собой цель развития творческого мышления, а также помогает обучить детей определению гендерных различий.
Необходимые для игры материалы: различные предметы (подушка, кувшин, мяч) определенного пола.
Ход игры:
- Воспитатель дает определение гендерным признакам, а затем поясняет детям, что они могут быть присущи не только людям, но и окружающим предметам.
- В продолжение рассказа педагог просит детей рассмотреть находящиеся вокруг предметы (стулья, мячи, куклы) и мысленно оживить их в качестве мужчины или женщины.
- После того как дети дадут характеристику каждого предмета, воспитатель просит их выбрать понравившуюся вещь, «оживить» и обыграть взаимодействие ее с другими предметами с помощью жестов или слов.
«Найди свою пару»
Игра способствует развитию творческого потенциала, развитию межполового взаимодействия и обучению детей вхождению в образ придуманного героя.
Занятия проводятся на игровой площадке и не требуют применения дополнительного инвентаря.
Ход игрового процесса:
- Воспитатель разбивает детей на пары.
- По сигналу педагога малыши разбегаются в разные стороны и изображают различные предметы.
- Второй сигнал воспитателя дается для того, чтобы дети смогли найти свою пару, и, взяв ее за руку, привести к педагогу. У каждой новой пары педагог спрашивает, какие именно предметы они изображали и как дополняли друг друга.
«Кто я в семье»
Проведение занятия направлено на формирование у ребенка представления о близкородственных связях, а также обучение его правильному употреблению понятий: мать — отец, сын — дочь, бабушка — дедушка, брат — сестра, внук-внучка.
Используемый для игры инвентарь:
- фотографии родственников, принесенные детьми из семейного архива;
- карточки, изображающие членов семьи.
Этапы игрового процесса:
- Воспитатель разъясняет детям основы существующей в обществе семейной иерархии, включающей в себя родителей, детей и других родственников и с помощью картинок дает определение каждому из них.
- Во второй части занятия педагог просит детей взять принесенные из дома фотографии и рассказать о запечатленных там членах семьи. Во время рассказа воспитатель расспрашивает воспитанников, задавая вопросы, помогающие им определить роль каждого из членов семьи.
Для подготовительной группы
Гендерное воспитание дошкольников старшей, подготовительной группы направлено на выработку у ребенка понятия, о распределении ролей в собственной семье и идентификацию себя, а также окружающих по гендерному типу. Варианты игр, разработанные специалистами:
«Мама»
Задача занятия:
- сформировать у ребенка понимание роли матери в рамках семьи и профессиональной деятельности;
- воспитать чувство привязанности к близкому человеку, желание доставить им удовольствие;
- закрепить в употреблении слова благодарности и вежливости.
Применяемый материал:
- открытки, изображающие цветочные букеты и разнообразные сувениры;
- карточки со словами благодарности.
Ход игровой деятельности:
- Педагог просит детей сочинить состоящий из нескольких предложений рассказ о своей маме, описав ее портрет и род занятий.
- После выполнения первой части задания воспитатель предлагает малышам при помощи открыток выбрать подарок для своей мамы, и поблагодарить ее.
- Игра заканчивается определением ребенка, правившего себя как «самый внимательный сын (дочь)» и обсуждением сделанного детьми выбора.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Игра проводится с целью:
- обучения детей особой внимательности друг к другу и умению выражать симпатию к лицам одного или противоположного пола;
- закрепления знаний о маскулинных и феминных качествах.
Необходимые материалы:
- два макета кукол – Таня и Ваня;
- любой живой цветок.
Этапы игрового процесса:
- В начале занятия воспитатель представляет детям кукол Таню и Ваню и рассказывает историю о том, как кукла Ваня познакомилась с куклой Таней. Особое внимание педагог акцентирует на том, что куклы сразу подружились, потому что «мальчику» очень понравилась добрая и красивая Маша, а «девочке» – решительный и активный Ваня.
- Закончив свой рассказ, педагог сообщает детям о том, что куклы пришли к ним в гости и хотят узнать дружат ли они и что думают друг о друге.
- Взяв в руки цветок, воспитатель предлагает детям передавать его из рук в руки, одновременно делая при этом комплимент, например: «Ира это тебе, потому что ты очень добрая». Оказавшимся без внимания детям комплимент говорит сам воспитатель.
«Благородные поступки»
Процесс игры направлен на побуждение детей к совершению «благородных» поступков и проводится при помощи мяча.
Этапы игрового занятия:
- Дети вместе с воспитателем встают в круг.
- Взяв в руки мяч, педагог кидает его ребенку, одновременно перечисляя все благородные поступки, совершаемые ради девочки (женщины) и мальчика (мужчины).
Примеры благородных поступков:
Для мальчиков | Для девочек |
|
|
«Сказка наоборот»
Занятие призвано развить творческий потенциал у детей обоих полов, за счет формирования у них способности к перевоплощению в образ героя противоположного им пола.
Ход игры:
- Воспитатель вместе с детьми сочиняет сказку, главными действующими лицами в которой будут популярные сказочные персонажи: Буратино, Баба-яга, Золушка, Принц.
- После того как дети придумают сказку, педагог предлагает им разыграть ее с условием, что роли героев (Кота в сапогах, Принца, Кощея Бессмертного) будут исполнять девочки, а женских персонажей (Золушку, Бабу-ягу, Злую мачеху) – мальчики.
Гендерное обучение – образовательная программа, направленная на формирование у дошкольников принципов самосознания, заложение первых представлений о межличностном взаимодействии, моральных и социально-нравственных норм.
Проводимые в форме игры занятия призваны помочь детям осознать свою половую принадлежность, дают возможность приобрести навыки общения с противоположным полом и обеспечивают необходимые условия для дальнейшей гендерной социализации личности.
Видео на тему: гендерное воспитание дошкольников в детском саду
Гендерное воспитание в детском саду:
https://youtube.com/watch?v=oLgrn26xlj0%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Почему важно учитывать гендерные аспекты в воспитании дошкольников?
Учет гендерных аспектов в воспитании дошкольников способствует формированию у детей уважения к различиям между полами, помогает развивать их индивидуальность и уверенность в себе. Это также способствует созданию более инклюзивной и гармоничной образовательной среды, где каждый ребенок может свободно выражать свои интересы и предпочтения, независимо от традиционных гендерных стереотипов.
Как педагоги могут внедрять гендерное воспитание в образовательный процесс?
Педагоги могут внедрять гендерное воспитание через разнообразные игры и занятия, которые не ограничивают детей в выборе ролей и интересов. Важно использовать нейтральные по гендеру материалы, а также активно обсуждать с детьми темы равенства и уважения. Кроме того, педагоги могут привлекать родителей к диалогу о гендерных стереотипах и их влиянии на развитие детей.
Какие методы можно использовать для оценки гендерного воспитания в детском саду?
Для оценки гендерного воспитания можно использовать наблюдения за поведением детей в различных игровых ситуациях, анкетирование родителей и педагогов, а также анализ учебных материалов на предмет их гендерной нейтральности. Важно также проводить беседы с детьми, чтобы понять их восприятие гендерных ролей и стереотипов, что поможет скорректировать подходы к воспитанию.
Советы
СОВЕТ №1
Создавайте разнообразные игровые ситуации, которые помогут детям понять и принять различные роли. Используйте куклы, игрушечные наборы и ролевые игры, чтобы показать, что и мальчики, и девочки могут заниматься любыми видами деятельности, независимо от традиционных гендерных стереотипов.
СОВЕТ №2
Обсуждайте с детьми темы равенства и уважения к каждому человеку. Проводите беседы о том, что все имеют право на свои чувства и желания, и что важно поддерживать друг друга, независимо от пола.
СОВЕТ №3
Включайте в образовательный процесс книги и мультфильмы, которые демонстрируют разнообразие гендерных ролей. Это поможет детям увидеть, что существует множество способов быть собой и что каждый имеет право на индивидуальность.
СОВЕТ №4
Поощряйте детей выражать свои эмоции и интересы, не ограничивая их рамками «мужских» или «женских» увлечений. Создайте среду, где каждый ребенок может свободно исследовать свои интересы и развивать свои таланты.