Специалисты уверены, что развитие умственных способностей детей зависит от хорошо сформированной у них моторики рук. Родители с первых месяцев жизни ребенка должны разминать его пальцы и выполнять определенные гимнастические упражнения.
Связь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка
Профессор Бехтерев доказал связь между уровнем подвижности пальцев рук и речевой функцией человека. Это подтверждено опытным путем, когда при движении кистей и пальцев тестируемого человека просили произносить звуки как можно четче.
Со временем были разработаны специальные игровые программы для дошкольников. Их целью являлась необходимость развития правильной речи через стимулирование мелкой моторики пальцев. Задания, которые включали в комплекс, делились в соответствии с возрастными параметрами людей. Они эффективны для развития детской речи благодаря одновременному проговариванию текста.
Исследованием взаимосвязи мелкой моторики и речи занимались также такие ученые, как М.М. Кольцова и М.И. Рузина. Они выяснили, что деятельность отдела головного мозга, отвечающего за речь, активизируется при начале движения пальцев руки.
И наоборот, когда человек начинает говорить, речевой центр посылает соответствующие импульсы рукам. В результате исследований был разработан «Пальчиковый игротренинг».
Гимнастика для пальцев рук для детей делится на виды:
Пальчиковые игры | Описание |
Для кистей рук | Это несложные упражнения, которые можно делать даже грудным детям.
Они помогают:
|
Статические | Это более сложные игры, которые нуждаются в точных движениях. Они применяются после освоения более простых заданий. |
Динамические | Такие игры призваны развивать координацию движений и свободно работать пальцами рук. |
Врачи отмечают, что гимнастика для пальцев рук играет важную роль в развитии детей. Упражнения, направленные на укрепление мелкой моторики, способствуют улучшению координации движений и развитию речевых навыков. Специалисты подчеркивают, что активные движения пальцами стимулируют нервные окончания, что, в свою очередь, положительно сказывается на работе мозга. Регулярные занятия помогают детям быстрее осваивать навыки письма и рисования, а также улучшают их способность к концентрации. Кроме того, такие упражнения могут стать увлекательной игрой, что делает процесс обучения более интересным и эффективным. Врачи рекомендуют включать гимнастику в повседневные занятия, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка.
Как часто нужно заниматься гимнастикой пальцев с ребенком?
Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию:
- речи. Ребенок повторяет слова за взрослым и центры мозга, отвечающие за речь, активизируются. Впоследствии ребенок хорошо говорит и выражает свои мысли;
- внимательности. Благодаря играм у ребенка развивается концентрация через заинтересованность. Такие тренировки подготавливают малыша к школе;
- памяти. Удерживание внимание на объекте (движения пальцев) способствует развитию кратковременной памяти, а выучивание слов наизусть – долговременной;
- мелкой моторики. Регулярные повторы упражнений развивают гибкость и подвижность пальцев и кистей;
- воображения. Во время выполнения упражнений дети фантазируют и представляют персонажей из стихотворения. Это развивает творческий потенциал.
Все упражнения дают нужный эффект только когда их выполняют регулярно и длительно
. Для достижения хорошего результата занятия должны проходить минимум 5 мин каждый день.
В процессе занятий главное следить, чтобы малыш не отвлекался на другие события. Заставлять его не рекомендуется: только веселой игрой можно привлечь ребенка и развить нужные функции. По этой же причине стоит постоянно менять ее правила.
Это заинтересует малыша и заставит повторять действие нужное количество раз. В результате выработается стойкий навык, который он будет повторять на уровне рефлексов. С возрастом упражнения можно менять, постепенно усложняя движения.
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
У каждого возраста свои правила организации игр. Для возраста 1-2 года они особенные, ведь дети совсем маленькие и в первый год родители сами разминают их пальцы при пассивном участии малыша. Это правило действует и когда ребенок немного подрастет. Вначале он не будет понимать, как делать нужные движения, а в дальнейшем будет делать сам, подражая старшим.
Пальчиковые развивающие игры для возраста 1-2-х лет выбирают согласно возрастанию их сложности. Сначала выполняют простые движения взрослые, берущие руки ребенка в свои. Затем предлагаются игры с несложными действиями.
Их может быть 2-4 на каждой из рук:
- несильное сжимание и разжимание кулака;
- круговые движения одного указательного пальца и другие, которые дети выполняют под присмотром взрослых, но самостоятельно;
- несложные игровые движения, выполняемые детьми без участия взрослых, где постепенно усложняются упражнения для кистей и пальцев. Например, одновременное действие обеих рук и пальцев на них;
- простые игры при самостоятельном выполнении становятся сложнее. Ребенку предлагается поочередно выполнить одно движение сначала одной, а затем – другой рукой.
В этом возрасте эффективна следующая обучающая схема:
- Неоднократная демонстрация игровых движений педагогом с красочными комментариями, позволяющими заинтересовать ребенка.
- Выполнение действий раками малыша, чтобы он понял, как это делается и включился в веселую игру.
- Самостоятельное выполнение движений под комментарий взрослых.
Не нужно заставлять малышей говорить, что они делают: это для них еще трудно.
Гимнастика для пальцев рук становится все более популярной среди родителей и педагогов, которые стремятся развивать речь и моторику у детей. Многие отмечают, что такие упражнения не только улучшают координацию движений, но и способствуют активизации речевых центров мозга. Родители делятся положительными отзывами о том, как занятия помогают детям быстрее осваивать новые слова и фразы. Педагоги подчеркивают, что регулярные занятия гимнастикой для пальцев делают уроки более увлекательными и интерактивными. Дети охотно участвуют в играх, что способствует развитию не только моторики, но и творческого мышления. В результате, такие занятия становятся важным элементом в подготовке детей к школе и социализации.
Кулачок
Посадив ребенка на колени, мама начинает загибать ему пальцы, приговаривая слова:
Палец | Слова |
Этот пальчик – |
|
Мизинец | Самый маленький |
Безымянный | Очень слабенький |
Средний | Длинненький |
Указательный | Самый сильненький |
Большой | Толстячок |
Кулак | Ну а вместе будет кулачок! |
В гости
В этом упражнении необходимо выполнить следующее:
Слова | Действия |
Прибежали к Саше гости,
Все друг другу руки пожали. |
Имитируется бег пальцами по ровной поверхности |
Соединяются вместе следующие пальцы | |
Здравствуй Боря, | Большой и указательный |
Здравствуй Женя, | Средний и большой |
Рад Алеша, | Безымянный и большой |
Рада Светлана | Мизинец и большой |
Не хотите пирожок? | Складываются обе ладони |
Может лучше коржик? | Ладони открываются |
Или вкусный рожок? | Кулаки ставятся друг на друга |
Вот конфет вам на дорожку | Пальцами необходимо потыкать в другую ладонь |
Вы возьмите понемножку, | Ладони 3-4 раза собираются в кулак |
А теперь стряхнули быстро крошки | Хлопать в обе ладони |
Сидит белка на тележке
Говоря присказку, взрослый по очереди сгибает пальцы на руке малыша.
Это необходимо выполнять, пока не будут перечислены все персонажи.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Гимнастика для пальцев рук для детей 2-3 лет помогает:
- развить координацию и моторику рук;
- сформировать мыслительные способности малыша;
- выработать правильное произношение и понятную речь. Это происходит при частом повторении стихов, сопровождающихся движением рук.
https://youtube.com/watch?v=Srv_yKpCprY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
В 3 года малыш может выполнять игровые движения без помощи мамы. Она только контролирует их правильность и произносит слова.
Кораблик
Данное упражнение выполняется следующим образом:
Слова | Действия |
Вот мой кораблик | Кисти раскачиваются в стороны |
Он плывет ко мне домой | Ладони вытягиваются вперед и смыкаются углом |
Прочно я держу штурвал | Имитация действия |
Я здесь главный капитан | Выполнить 4 быстрых хлопка |
Пальчиковая гимнастика в стихах для дошкольников, игры для детей 3-4 лет
У детей, с которыми взрослые постоянно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиты творческие данные и коммуникативные способности
. У них концентрированное внимание и высокая эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям. Такие малыши меньше капризничают и легче переносят внимание на интересные предметы.
Основой пальчиковой гимнастики является желание ребенка делать как взрослые. Малыш следит за действиями родителей и во всем им подражает: и в движениях, и в речи.
Тренировке памяти детей способствует и произнесение стихов во время игр. Постепенно заучивая строки, ребенок тренирует память. Малышам в возрасте 3-4 рекомендуется выполнять своеобразную зарядку каждый день. Если в саду этого не делают, можно поиграть вечером с мамой.
Зайка
Каждое выражение обязательно сопровождается движениями:
Слова | Движения |
Мчится он без оглядки, | Хлопнуть в ладоши |
Лишь сверкают его пятки | Стукнуть кулаками |
Мчится зайчик что есть духу, | Руки соединены в замок, а пальцы шевелятся |
Хвост его короче уха | Еще раз ударить кулаками |
Живо угадай-ка: кто же это? | Выполнить хлопок в ладони |
Зайка! | Рукой указать на игрушку или самого ребенка |
Апельсин
Веселая игра про апельсин потребует выполнение следующего:
Слова | Действия |
Мы делили апельсин! | Покачиваются руки в замке |
Много нас, | Пальцы растопыриваются |
А он один | Оставляется 1 палец |
Эта долька для ежа, | Из кулака отгибается 1 палец |
Эта долька для стрижа, | Отгибается еще 1 палец |
Это долька для утят, | Отгибается следующий палец |
Это долька для котят, | Отгибается еще 1 палец |
Эта долька для бобра, | Отгибается последний палец |
А для волка кожура! | Ладони опускаются вниз |
Он на нас сердит, беда! | Сделать угрожающее покачивание пальцем |
Разбегайтесь, кто куда! | Изобразить бег пальцами по поверхности колен, дивана |
Улитка
Последовательность игры:
- Сложив руки у груди сжать одну в кулак, а другой ее сверху накрыть.
- Произнести следующие слова: Улитка-улитка, Отвори свою калитку, Выходи из прочного дома, Будем с тобой знакомы!
- Показать кулак, положив его на другое предплечье и обхватив запястье за ним ладошкой другой руки.
- Произнести следующее: Улитка, а улитка, Высуни рога, Дам нам пирога!
- 2 пальца кулака быстро раскрыть. Если это будет мизинец и безымянный палец, кулак будет похож на улитку. Но даже если пальцы будут другими, ненужно одергивать ребенка. Это тоже хорошо, ведь он понял смысл игры.
- Произнести слова: Улитка-улитка, а пошли гулять!
- Прислушаться и подумать, что ответить.
- Произнести: Поползли, поползли, поползли.
- Выполнить рукой движение по предплечью и дальше по плечу. Произнести: Ой, стало щекотно! Пойду к другой улитке!
- Сказать до свидания и разжать кулак.
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Гимнастика для пальцев рук для детей 4-7 лет будет способствовать их подготовке к школе. В этом возрасте дети начинают овладевать правильной речью и написанием. Перед школой ребенок обязан уметь правильно держать ручку и грамотно общаться с учителем и одноклассниками. С 4-7 лет еще не поздно начать развитие мелкой моторики, которая приведет к увеличению запоминающих и умственных способностей.
Перед занятиями важно понять, как делать упражнения и постепенно увеличивать время тренировок. Следует подбирать упражнения, развивающие координацию движений, внимание и ловкость. Важно проследить, чтобы движения были точными, а нажатие имело определенную силу: в зависимости от задания оно должно быть более слабым или сильным
Перед началом выполнения упражнений, нужно провести разминку. Например, предложить ребенку виртуально варить кисель или суп, расспросив, что нужно взять для этих блюд.
Дни недели
Кроме тренировок мелкой моторики и мыслительных способностей ребенка такие занятия можно сделать основой детского праздника. Сделав сценарий на основе одного из упражнений, легко занять детей на несколько часов.
Например, взять стихотворение «Дни недели»:
Слова | Движения |
В понедельник я стирала | Потирая руки одну об другую показать, как это было |
Вторник — полы подметала | Имитировать движения веника руками |
В среду испекла пирог | Показать, как замешивается тесто |
В четверг весь день искала мячик | Показать, какой это был тяжелый труд, смахнув пот со лба |
В пятницу — посуду мыла | Согнутыми пальцами вращательные движения другой ладони |
А в субботу торт купила | Ладони раскрыть и соединить нужно в области мизинцев |
В воскресенье позвала всех на день рождения | Показать зазывными движениями как это было |
Во время этого веселого и познавательного упражнения дети начинают понимать, что такое очередность и запоминать дни недели.
Горох
Эта игра может быть выполнена следующим образом:
Слова | Действия |
Заперты в стручке пять маленьких горошин | Ладони сжимаются в замок |
Вот, одна выросла, и стало ей тесно | Большие пальцы высвобождаются из замка |
Затем растет вторая | Еще один палец разгибается |
И еще третья, а потом | Средний палец высвобождается |
Четвертая и пятая | Кулак раскрывается полностью |
Стручок сказал: «Бом!» | Громкий хлопок в ладоши |
Популярные упражнения
Детская гимнастика для пальцев рук важна, поэтому нужно находить время и заниматься с малышом по 5 мин в день развивающими упражнениями, используя советы:
- перед занятием следует подробно объяснить ребенку, что он должен делать и почему. При показе движений акцентировать внимание на сложных движениях, подробно показав как правильно ставить руки. Вначале движения делаются просто, а затем можно начать читать стихи, раскладывая действия под каждую строку. Чтобы заинтересовать малыша, можно придумать фразу, которая станет началом для игры;
- первые несколько раз нужно сделать упражнение вместе с ребенком, показывая, что это интересно и взрослому. Если малыш поймет, что это не так, то станет отказываться от занятий;
- говоря стихи, необходимо стараться, чтобы ребенок их повторял. Так они быстрее запомнятся. Затем можно попросить проделать весь спектакль для родных. Это должно заинтересовать ребенка, который всегда рад играть и быть главным действующим лицом;
- нельзя менять игру каждую неделю. Только, когда все будет запомнено, меняются правила и тогда заинтересованность в освоении новых знаний станет интересным занятием;
- начинать ознакомительные движения нужно с простого, чтобы ребенок мог запомнить и повторить действия. Если малыш не сможет повторить ничего, он расстроится и откажется продолжать занятия. Не стоит критиковать его, если что-то пошло не так;
- если у малыша нет настроения играть, не нужно заставлять его это делать. Занятия всегда можно отложить и как только ребенок развеселится, он сам предложит поиграть;
- нужно хвалить маленького ученика и всячески его ободрять, не проявляя недовольства.
Среди популярных упражнений, выбираемых для занятий с маленькими детьми, выделяются:
- растирание ручек;
- ладоши;
- царапки;
- топ-топ;
- коза.
Они необходимы для совсем маленьких детей, ведь позволяют почувствовать способность владеть руками и начать понимать теплоту маминых рук.
Преимуществом игровой гимнастики для пальцев и кистей рук является то, что выполнить их может практически любой ребенок. Лучше, если мама будет заниматься с малышом с грудного возраста. Делать это нужно регулярно и тогда подросшие дети будут обладать хорошей координацией движений и живым умом.
Видео о пальчиковых играх
Пальчиковые игры и гимнастика для малышей:
https://youtube.com/watch?v=Vf94tMn82XI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что лучше всего развивает моторику рук у детей?
Различные виды массажа рук, кистей, пальцев, Игры с крупами и мелкими бытовыми предметами (кольцами, конструкторами, пазлами). Будьте осторожны, всегда следите за тем, чтобы ребенок не проглотил мелкий предмет! Специальные игрушки, предназначенные для развития моторики у детей.
Как улучшить моторику пальцев рук?
Смятие бумагисжимание губкиразбрызгивание воды из пульверизаторавырезание ножницамикопание воздушно-пузырчатой пленкиигра с игрушкой «Мистер Картофельная голова»игра с игрушкой «Жвачка для рук»
Какие игры развивают мелкую моторику рук?
Складывание игрушек. Игры с крупой. Упражнение на разрывание листа бумаги. Упражнение на перелистывание страниц. Разглаживание смятого листа бумаги. Игры с кубиками. Игры со шнуровками. Упражнения со счетными палочками. Ещё
Что развивает моторику пальцев?
Благодаря регулярным тренировкам мелкой моторики рук происходит интенсивное развитие психических процессов: мышление, внимание, память и речь, происходит быстрое овладение утраченными ранее бытовыми навыками, а все движения становятся координированными.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проводите упражнения для пальцев, такие как “пальчиковые игры”. Это могут быть простые рифмовки и стишки, которые включают движения пальцами, например, “Сорока-белобока”. Такие игры не только развивают моторику, но и способствуют улучшению речевых навыков.
СОВЕТ №2
Используйте различные материалы для стимуляции тактильных ощущений. Предложите детям играть с пластилином, песком или крупами. Лепка и создание фигурок помогут развивать мелкую моторику и координацию движений, что положительно скажется на их речевом развитии.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия музыкальные элементы. Пойте песни и выполняйте движения пальцами под музыку. Это не только сделает занятия более увлекательными, но и поможет детям лучше запоминать слова и развивать слух.
СОВЕТ №4
Создавайте игровые ситуации, в которых дети смогут использовать свои пальцы активно. Например, можно устроить “магазин”, где они будут “покупать” и “продавать” игрушки, используя при этом пальцы для манипуляций. Это поможет развивать не только моторику, но и коммуникативные навыки.