Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Игровая деятельность дошкольников направлена на активное развитие личности ребенка и особенно она важна в период интенсивного развития во время посещения детского сада и подготовке к школе. Игра в старшей группе – это такое средство, где воспитание может легко перерасти в самостоятельное воспитание.

Именно благодаря игре ребенок лучше и легче усваивает любые навыки и привычки, готовит детей к продолжению дела старшего поколения, формируя и развивая способности и качества, без которых выполнить любую деятельность не получится.

Характеристика занятий

Игровая активность в старшей группе – это организованная деятельность, которая направлена на развитие умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленных перед ними игровых задач.

Игровая деятельность в старшей группе направлена на активное развитие личности ребенка

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Игровая деятельность – это естественная потребность любого ребенка, где за основу берется подражание представителям взрослого поколения. Игра помогает детям разобраться с тем, для чего нужен труд человеку, а после еще и становится активным методом воспитания и обучения.

Существует много видов игр и каждый из них имеет свои многочисленные варианты. Дети в дошкольном возрасте достаточно изобретательны. Они могут самостоятельно усложнять или наоборот упрощать любой вид игры, придумывать свои правила и вводить в игру отдельные детали. Игры для детей – это всегда творческая изобретательность.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Игровая деятельность в старшей группе характеризуется такими особенностями:

  • это форма активного отражения ребенком всего, что окружает его;
  • отличительная особенность игры – способ, использующийся ребенком в выбранной деятельности;
  • легко меняется по мере формирования новых условий жизни ребенка;
  • это форма творческого отражения действительности;
  • это средство оперирования знаниями, уточнение и обогащения уже полученных знаний, а это дает возможность активно развивать познавательные и нравственные способности сил ребенка;
  • может развивать и деятельность совместно с коллективом;
  • помогает разносторонне развивать ребенка, ведь правила можно легко менять и развивать.

Игровая деятельность в старшей группе позволяет ребенку активно развиваться во всех направлениях и это происходит особенно активно, если используются все существующие вид игр.

Самые популярные и их особенности описаны в таблице ниже.

Виды игр Особенности
Сюжетно-ролевые С помощью этих игр развить у дете эмоциональную насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность и творческие способности.
Драматические У этого вида игр есть определенный замысел. В них сочетаются ролевые и реальные действия. Подобные игры оказывают огромное влияние на речь ребенка. С их помощью ребенок усваивает богатство родного языка, учится использовать разные интонации, вырабатывает четкое произношение слов.
Строительно-конструктивные Это одна из разновидностей творческой игры. В ней дети отражают свои знания и впечатления об окружающем его мире. В таких играх происходит замещение одних предметов другими: конструктор может быть заменен песком или снегом.
Дидактические Этот вид игр направлен на решение конкретно поставленных задач в обучении детей, помогают воспитывать и развивать ребенка в любом направлении.
Подвижные Эти игры удовлетворяют потребность растущего детского организма в движении, помогают накопить двигательный опыт. Активность, положительные эмоции – это все, что благоприятно влияет на самочувствие, настроение, физическую активность.
Музыкальные Позволяют развивать творческие способности, чувство ритма.

Игровая деятельность в старшей группе помогает решать массу важных для развития ребенка задач:

  • развить самостоятельность, научить проявлять инициативу, выявить творческие способности, познать навыки саморегуляции;
  • сформировать доброжелательное отношение к сверстникам, получить навыки взаимодействия, работе в команде;
  • воспитать в ребенке дружеские взаимоотношения, привычку совместно играть, заниматься и трудиться;
  • уметь самостоятельно находить интересные для всех занятия;
  • воспитать уважительное отношение к окружающим;
  • сформировать такие качества, как отзывчивость и сочувствие;

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

  • сформировать умение самостоятельно оценивать свои поступки и анализировать неудачи;
  • развить стремление выражать свои эмоции, отстаивать свое личное мнение;
  • расширить представление о правилах поведения в обществе;
  • обогатить словарный запас вежливых слов;
  • самостоятельно находить нужные речевые средства;
  • показать все значение родного языка;
  • дать базовые знания для перехода на новый этап – похода в школу.

Врачи отмечают, что игровая деятельность в старшей группе играет ключевую роль в развитии детей. Она способствует не только физическому, но и психоэмоциональному развитию, формируя важные социальные навыки. Специалисты подчеркивают, что игры, организованные с учетом целей ФГОС, помогают детям развивать креативность, критическое мышление и умение работать в команде. Картотека с целями, разработанная для старшей группы, позволяет педагогам структурировать игровую деятельность, делая ее более целенаправленной и эффективной. Врачи рекомендуют активно использовать разнообразные игровые методики, чтобы обеспечить гармоничное развитие детей и подготовить их к школе. Таким образом, игровая деятельность становится не только источником радости, но и важным инструментом для формирования здоровой личности.

Музыкальная игра "Будь ловким" подготовительная группаМузыкальная игра "Будь ловким" подготовительная группа

Упражнения

Игровая деятельность в старшей группе принесет неоценимую пользу, если будут правильно сочетаться конкретные двигательные задачи в форме игровых упражнений и сюжетные игры, во время которых все движения, усвоенные детьми ранее будут только усовершенствоваться и закрепляться.

Во время игр не обязательно выявлять победителя и того, кто лучше усвоил программу, главное, чтобы все правила выполнялись правильно и даже слабый ребенок смог легко разобраться в том, что же от него хочет добиться воспитатель. Очень важно во время занятий чередовать игры.

Например, сначала позаниматься за столом, где нужно включить логику, после можно добавить подвижную игру, где развиваются физические навыки, а после можно добавить музыкальный урок, позволяющий развивать слух ребенка. Также можно добавить игры на свежем воздухе, где нужно поискать нужный предмет или дерево, развить зрение и внимательность.

Путешествие по родному городу

Цель: развить у ребенка внимание и наблюдательность. Материалы для игры: картинки с изображение жителей города разного возраста, профессий, общественный транспорт, отдельные общественные здания. Ход игры: воспитатель раскладывает картинки в разных частях комнаты.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Педагог делит детей на 4 отдельных группы и каждой дает свое задание:

  • 1-ой – предлагает собрать картинки и рассказать, кто же живет в родном городе;
  • 2-ой – картинки с профессиями и рассказать, где работают жители города;
  • 3-ей – собрать картинки с общественным транспортом и рассказать, как можно передвигаться по городу;
  • 4-ой – собрать изображения зданий и рассказать, какие организации работают в городе.

Выигрывает та группа детей, которая соберет все картинки и точно расскажет о том, что на них изображено.

Игровая деятельность в старшей группе является важным аспектом развития детей, и мнения родителей, педагогов и специалистов о ней разнообразны. Многие отмечают, что игры способствуют формированию социальных навыков, таких как сотрудничество и коммуникация. Педагоги подчеркивают, что правильно организованная игровая деятельность помогает детям развивать креативность, критическое мышление и эмоциональную устойчивость. Картотека с целями по ФГОС служит полезным инструментом для планирования и оценки игр, позволяя учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Родители также отмечают, что через игру дети лучше усваивают знания и навыки, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. В целом, игровая деятельность воспринимается как неотъемлемая часть образовательного процесса, способствующая гармоничному развитию личности ребенка.

Что изменилось?

Цель: помочь детям развить их внимание. Материалы для игры: потребуется до десятка игрушек.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ход игры: педагог расставляет перед детьми игрушки. После он предлагает детям запомнить, какие игрушки присутствуют. После по сигналу дети должны закрыть глаза, а воспитатель убирает одну из игрушек. Дети должны назвать, что же исчезло и по возможности подробно описать убранную игрушку.

4 стихии

Цель: развить у детей внимание, которое непосредственно связанно со слухом и двигательной функцией. Ход игры: воспитатель предлагает детям сесть по кругу и сам располагает напротив них. Дальше педагог объясняет правила игры.

Если взрослый говорит слово: — Вода. Дети должны вытянуть руки вперед. — Земля. Руки опустить вниз. — Воздух. Дети поднимают руки вверх. — Огонь. Дети вращают руками в области лучезапястного сустава. Кто выполнит движение неправильно, выходит из круга.

Логически закончи фразу

Цель: развить у детей логическое мышление и воображение, научить их анализировать.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ход игры: воспитатель предлагает детям логически закончить сказанную ним фразу:

— Лимон кислый, а сахар …

Ходим мы ногами, а кушаем …

Стол выше стула, а стул …

Саша вышел из дома раньше Сережи, а Сережа …

Если река глубже ручейка, то ручеек …

Если сестра старше брата, то брат …

Правая рука справа, левая …

Угадай-ка!

Цель: научить ребенка правильно описывать предмет, развить наблюдательность, словарный запас.

Дидактическая игра «Угадай диких животных»

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – он будет водящим. Водящий должен выбрать в комнате определенный предмет, а после описать его, при этом смотреть на него не стоит, чтобы дети не сразу догадались, о чем говорит водящий.

Ищем пару

Цель: развить у ребенка фонематический слух, научить находить слова, которые схожи по звучанию, распознавать в словах одинаковые слоги.

Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – ведущего. Ведущий должен назвать слово – существительное, а дети подхватить и продолжить, называя слова со схожими слогами. Так, например, ребенок говорит: — Утка. А дети по очереди подбирают другие слова: мишутка, шутка, прибаутка, минутка.

Кто и что услышит?

Цель: помочь детям увеличить свою фразовую речь, развить фонематический слух. Материалы для игры: ширма, различны звучащие инструменты: колокольчик, труба, барабан и другие.

https://youtube.com/watch?v=zBQFbLO2c3o%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Ход игры: педагог выбирает одного ребенка, который идет за ширму. За ширмой ребенок должен взять любой из инструментов и издать ясный и контрастный звук. Дети в свою очередь должны по звуку распознать, что же за инструмент издал данный звук.

Кто больше придумает?

Цель: активизировать словарный запас детей, автоматизировать разные звуки. Материалы для игры: мяч. Ход игры: воспитатель ставит детей в круг, а сам берет в руки мяч. Педагог должен выбрать один из звуков, который он и сообщает детям. После этого он бросает одному из детей мяч, называя слово, включающее в себя выбранный звук.

И так мяч передается из руки в руки с придуманным словом, в котором есть названный звук, стоящий в начале, середине или конце слова. Ребенок не назвавший слово выходит из игры.

Слова-перевертыши

Цель: активизировать словарный запас, научить детей слоговому анализу слова. Ход игры: воспитатель выбирает одного из детей. Он в свою очередь должен выйти из комнаты, а другие дети должны загадать слово, но только наоборот, например, околом.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ведущий заходит в комнату, слышит слово и говорит его правильно – молоко. И в такой последовательности по очереди могут выходить все дети, а после угадывать «закодированное» слово. Можно предложить детям другой вариант игры: дети садятся в круг и по очереди загадывают друг другу слово, кто не ответил правильно выходит из игры.

Ищем заблудившееся слово

Цель: помочь детям научиться подбирать точные по смыслу слова. Ход игры: педагог читает стихотворения, при этом заменяет одно слово на другое. Дети в свою очередь должны найти слово, которое не соответствует смыслу стихотворения и подобрать правильную смысловую замену.

Воспитатель начинает читать стих:

— Куклу выронив из ног,

Маша мчится к маме…

Дети должны заменить слово ног на руки.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Педагог продолжает:

— Там ползет зеленый лук с длинными усами.

Дети сова должны провести замену: лук на жук.

Воспитатель продолжает:

— Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

— Обязательно примите 10 цапель (капель) перед сном.

Воспитатель читает следующую фразу:

— Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

Что умеют делать звери?

Цель: научить детей правильно составлять разные словосочетания.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать для себя роль какого-то животного. После этого ребенок должен рассказать о том, что умеет делать, выбранный ним зверь, чем он питается, как двигается, где обитает. Ребенок, рассказавший о своем звере все правильно, получает картинку с изображением, выбранного зверя.

Это игру можно немного разнообразить или усложнить. Можно предложить детям показывать картинку со зверем, а после подбираться глаголы, которые будут соответствовать действиям, выполняемых этим зверем. Например, рыбы кушают, плавают, ловятся.

Платочек

Цель: развить быстроту и ловкость. Ход игры. Все встают в круг. Водящий с платком идет за кругом, кладет его на плечи одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот, и другой стараются занять свободное место в кругу.

Посетим кафетерий

Цель: познакомить детей с ранее неизвестными им словами, научиться правильно делать заказ, посетив кафетерий. Материалы для игры: поднос с кубиками.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Ход игры: воспитатель начинает свой рассказ: — Дети у нас открылся новый кафетерий и можем его посетить, ознакомиться с меню. Дети рассаживаются за столом, а воспитатель выбирает одного из детей – официанта, который будет подходить к каждому из детей и принимать заказ.

Итак, официант подходит к одному из детей и предлагает: — Вам подать чай, кофе, какао или сок? Ребенок выбирает чай, и официант его спрашивает с чем: — Вам с лимоном, с сахаром, черный или зеленый. Другой ребенок выбирает кофе. Официант уточняет: — Вам с молоком, заварной или растворимый, вам с сахаром или без, вам капучино, экспрессо или американо.

Также и с соком, ведь он бывает яблочным, апельсиновым, виноградным и другого вида. А дальше воспитатель может обратить внимание детей и на то, что такие слова, как кофе или какао не склоняются. Если можно сказать я бы хотел выпить, чая или чаю, то слово кофе в любой интерпретации всегда будет кофе.

О чем еще можно так сказать?

Цель: помочь детям разобраться в том, что такое многозначное слово и где его можно применять. Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка, который будет водящим. Он должен назвать глагол, а дети подбирают в нему слова, ориентируясь на его многозначность.

Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Игровая деятельность в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Водящий говорит: — Идет. Дети подбирают к нему слова: — Снег, человек, животное, время, трамвай, дым. Водящий говорит еще слово: — Играет. Дети снова подбирают слова: — Дудочка, ребенок, солнышко, собака. И снова слово за ведущим: — Горький или горькое. Дети подбирают слова: — Таблетки, перец, лук, слезы.

Какая, какой, какое?

Цель: научить детей подбирать определения к предмету, явлению. Ход игры: педагог называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

  • Белка – пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
  • Пальто – теплое, зимнее, новое, старое, длинное, корот­кое, красное.
  • Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, ве­селая, грустная.
  • Мяч – резиновый, круглый, большой, синий.
  • Дом – деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, 2-этажный, многоэтажный.

Игровая деятельность для детей дошкольного возраста – это неотъемлемая часть содержания, а также организации образовательного процесса в старшей группе.

С одной стороны, игра довольна ценна сама по себе, а еще к тому же она позволяет расширить сферу познания, позволяет постигать нормы и правила поведения в обществе.

А с другой стороны игру еще используют как основу учебно-воспитательного процесса, используемого различные виды активности и варианты взаимодействия. Это определяет важность методически выверенного подхода к выбору, подготовке и проведения игр с дошкольниками.

Видео о развитии дошкольников

Игровая деятельность в старшей группе:

https://youtube.com/watch?v=H8AADaPPYU8%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какая цель у игры в детском саду?

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Что такое игровая деятельность в педагогике?

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из эффективных средств обучения и воспитания.

Что развивает у детей дидактические игры?

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Что такое дидактические задания?

Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или её недостаток, то есть носят проблемный характер.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите требования ФГОС к игровой деятельности в старшей группе. Это поможет вам лучше понять, какие цели и задачи необходимо ставить перед детьми, а также как правильно организовать игровую деятельность для их всестороннего развития.

СОВЕТ №2

Создайте разнообразные игровые ситуации, которые будут способствовать развитию ключевых компетенций у детей. Включайте в картотеку игры на развитие логического мышления, коммуникативных навыков и творческих способностей.

СОВЕТ №3

Регулярно обновляйте картотеку с играми, добавляя новые методы и подходы. Это позволит поддерживать интерес детей к игровым занятиям и обеспечит их активное участие в процессе обучения.

СОВЕТ №4

Обсуждайте с коллегами успешные практики и делитесь опытом. Совместная работа и обмен идеями помогут вам находить новые подходы к организации игровой деятельности и улучшать качество образовательного процесса.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации