Любая мотивация в отношении учебы, как и постоянная поддержка во всех трудностях, встречаемых на пути образования, является неотъемлемой составляющей формирования психологического комфорта ребенка. Психологи советуют родителями продумать грамотную стратегию поведения с малышом, придерживаться которой необходимо всем членам семьи.
Сделать это можно, обладая знаниями о видах мотивации, а также способах стимулирования ребенка к занятиям спортом, музыкой, уроками или изучению английского языка.
Причины нежелания учиться
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога зачастую предлагают целый спектр вариантов воздействия) необходимо решать, опираясь на первоначальные причины возникновения у него нежелания получать новые знания.
Наиболее частыми обстоятельствами, имеющими существенное влияние на потерю интереса к учебе, являются:
Причины нежелания учиться | На что обратить внимание родителям в первую очередь для исправления ситуации |
Чрезмерный стресс, эмоциональное или физическое переутомление | Пересмотреть распорядок дня ребенка и, обсудив с ним, отказаться, например, от посещения одной из дополнительных секций. |
Обострение заболеваний или спонтанное возникновение физического дискомфорта (головные боли, вздутие живота и так далее), связанного с переполняющим ребенка волнением в преддверие посещения учебного заведения | Поговорить со школьником, внимательно его выслушать и выявить, что конкретно заставляет возникать мысли о нежелании посещать конкретное учебное заведение. |
Негативное восприятие учителя (конфликты, излишняя строгость, грубость, требовательность со стороны педагога) | Уточнив обстоятельства, вынуждающие ребенка бояться педагога, обсудить с учителем его способы мотивации подрастающего поколения |
Ссоры или недопонимания с одноклассниками или детьми других возрастов, также посещающими данное учебное заведение | Совместно с ребенком проработать несколько возможных вариантов выхода из конфликтных ситуаций, которые он сможет проявить на практике в своей школьной жизни |
Отсутствие поощрения за успехи со стороны родителей | Обращать внимание на заслуги и старания школьника, пусть даже недостаточные для получения отличной оценки от педагога |
Страхи, связанные с неумением ребенка находится в коллективе и искать точки соприкосновения со сверстниками | Помочь ребенку найти общие интересы со своими одноклассниками, предложив ему, например, сходить в кинотеатр на фильм, который обсуждается сейчас молодежью |
Сложности в обучении, в частности недостаточное количество знаний у конкретного ребенка, необходимых для того, чтобы справиться с простейшими заданиями | Самостоятельно попытаться подтянуть ребенка, заполнив пробелы в знаниях соответствующей информацией. В случае отсутствия возможности у родителей своими силами помочь ученику, необходимо обратиться к услугам репетитора |
Отсутствие заинтересованности в отдельном предмете или нежелание тратить время на обучение, которое можно потратить на развлечения | Привести аргументы, способные доказать ребенку конкретного возраста важность саморазвития для его дальнейшей жизни. Например, связать необходимость изучения конкретного предмета с получением соответствующего высшего образования по окончанию школы |
Неготовность к посещению образовательного учреждения, в частности его психологическая составляющая | Как можно чаще в разговорах с ребенком положительно отзываться о его учебном заведении, акцентируя внимание на моментах, считающимися достоинствами школы для ученика конкретного возраста |
Непонимание причин своего нахождения в стенах учебного заведения | Помочь подрастающему человеку грамотно расставить приоритеты, направив его к финальному выводу о необходимости посещать школу для достижения поставленных жизненных целей |
Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой.
Врачи и психологи единодушны в том, что мотивация ребенка к учебе — это ключевой аспект его развития. Они рекомендуют создать позитивную атмосферу, где учеба воспринимается как увлекательное занятие. Важно установить режим дня, который включает время для уроков, чтения и занятий спортом. Психологи советуют использовать игровые методы обучения, чтобы сделать процесс более интересным. Например, можно организовать чтение книг в формате квеста или соревнования по английскому языку. Также стоит поощрять ребенка за достижения, чтобы он чувствовал свою значимость. Занятия музыкой и спортом не только развивают навыки, но и способствуют улучшению концентрации и дисциплины. Врачи подчеркивают, что важно поддерживать открытое общение, чтобы ребенок мог делиться своими успехами и трудностями.
Нужно ли заставлять ребенка учиться
Мотивировать ребенка к учебе не значит насильно заставлять выполнять требования взрослых. Психологи в своих советах о том, как стимулировать желание малыша получать новые знания, рекомендуют родителям не давить на него, а постараться понять и дать уверенность в том, что его чувства уважают.
Отсутствие необходимости насилия над собственным ребенком, проявляющееся в том, что его заставляют быть прилежным учеником, должно быть обусловлено пониманием родителей обстоятельств современного мира. Некоторые школьные знания не просто не приносят пользы, но и зачастую забываются ученикам с течением времени.
Но знания, обуславливающие понятие грамотности, должны быть заучены каждым учеником, вне зависимости от его желания. Чтобы базовая информация усваивалась легче, преподавателям следует разнообразить образовательную программу, а родителям проявить большое терпение и сопереживание своему ребенку.
Какой бывает мотивация
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога по данному вопросу можно найти в свободном доступе в Интернете) должны решать родители, используя свои знания о существующих типах мотивации. Они варьируются в зависимости от особенностей темперамента малыша.
Характер детей можно разбить на группы:
- Первооткрыватель. Такие дети стремятся исследовать что-то новое, при чем для них важно, чтобы эта информация способствовала складыванию их общего представления о том, как устроен мир. Аргументом, подталкивающим таких людей к действию, может стать мысль о том, что конкретная теорема до сих пор не доказана, или обсуждаемая в классе тема по настоящее время оспаривается учеными с различными точками зрения.
- Практик. Важно понимать цель приобретения тех или иных знаний. Им необходимо постоянно объяснять, как на практике им сможет пригодиться в дальнейшем учеба.
- Безусловный победитель. Важно быть первыми во всем. Невозможность быть лучшим в какой-либо сфере провоцирует у них возникновение апатии и нежелания пробовать свои силы в дальнейшем. Для мотивации необходимо акцентировать их внимание на том, что, только преодолев сложности в учебе, им удастся получить признание со стороны одноклассников и стать лучшим среди сверстников.
- Командный игрок. Стимулирует совместная работа с другими людьми. Видя, что он приносит пользу окружающим, ребенок с таким темпераментом воодушевляется и преумножает свое желание к получению новых знаний. Их может смотивировать понимание того, что они являются примером для своих сверстников, которые повторяя за ним, начинают меняться к лучшему.
- Любитель вызовов. Побуждает к действию осознание того, что им был брошен вызов. Постоянное стремление испытать свои способности может использоваться родителями такого малыша в качестве побуждения к учебе или любому другому виду деятельности.
Многие родители сталкиваются с трудностью мотивации детей к учебе. Психологи советуют подходить к этому вопросу с пониманием и терпением. Важно создать комфортную атмосферу для занятий: выделить отдельное место для уроков, убрать отвлекающие факторы. Регулярные перерывы помогут избежать усталости и повысить концентрацию.
Чтение можно превратить в увлекательное занятие, выбирая книги по интересам ребенка и обсуждая прочитанное. Занятия музыкой и спортом развивают дисциплину и настойчивость, поэтому стоит поддерживать увлечения ребенка, а не навязывать свои.
Для изучения английского языка полезно использовать игры и мультфильмы, что сделает процесс более интересным. Главное — хвалить ребенка за достижения, даже самые маленькие, и показывать, что учеба — это не только обязанность, но и возможность развиваться и получать удовольствие.
Рекомендации психологов родителям
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога могут быть полезны при изучении родителями данного вопроса) — вопрос, возникающий перед молодыми мамами и папами в воспитании своего малыша.
Для того чтобы маленький член семьи рос в комфортных психологических условиях, специалисты советуют:
- не заставлять ребенка беспрекословно выполнять указания;
- в случае отказа в какой-либо просьбе, объяснять подрастающему человеку свою позицию;
- разговаривать как можно больше со своим сыном или дочерью;
- серьезно относится к детским проблемам;
- не высмеивать неудачи ребенка;
- не обсуждать в негативном ключе способности школьника с другими людьми;
- искать общие интересы со своим ребенком;
- всегда выполнять данные ранее обещания, не давая повода усомниться в себе;
- искренне интересоваться рутинными событиями, произошедшими в жизни сына или дочери;
- выделить ребенку личное пространство и ежедневно давать время на занятия, которые ему нравятся;
- ограничить время, проводимое подрастающим человеком перед экраном компьютера или телевизора, заменив его на совместные прогулки или, как вариант, семейные игры.
Родителям нужно прислушиваться и, по возможности, выполнять просьбы ребенка, кажущиеся на первый взгляд незначительными.
Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.
Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:
- предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром, поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
- провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
- учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
- ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
- поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
- помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
- своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям, а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
- выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
- объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.
например: при имеющемся желании ребенка в будущем работать архитектором, важно на отлично знать азы геометрии, черчения, алгебры.
Способы мотивировать ребенка заниматься музыкой
Психологи категорически не рекомендуют родителям воплощать в своих детях личные несбывшиеся планы на жизнь. Например, не стоит заставлять ребенка заниматься музыкой, если ему это неинтересно, но мама в детстве мечтала стать профессиональной скрипачкой.
Сюжет, в котором объясняются причины нежелания ребенка продолжать занятия музыкой, и даются советы, что делать в таких случаях:
https://youtube.com/watch?v=48lPvIJVwr4%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Бывает и так, что отказ от занятий своим хобби является временным и может быть расценен как своего рода протест. В таком случае родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы мотивировать своего малыша продолжать начатое дело.
Для возврата стремления ребенка к занятиям музыкой психологи рекомендуют:
- узнать истинную причину случившегося отторжения от любимого дела (если в ходе разговора выяснится, что маленькому члену семьи никогда и не нравилась музыка, а ходил он туда из-за боязни ослушаться взрослых, следует предложить ему обсудить варианты других занятий, которые будут приносить ему удовольствие);
- искренне просить будущего музыканта устраивать домашние концерты для родных и близких, восхищаться его способностями и поощрять за старания;
- всячески способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя на сцене комфортно (например, посетить с этой целью дополнительные занятия по сценическому искусству и так далее);
- оценить профессионализм и внимательность педагога в отношении конкретного ученика (зачастую потеря мотивации происходит у детей из-за некорректного поведения учителя).
можно найти своему ребенку друга, идеально – ровесника, с аналогичными увлечениями.
Как делать уроки
Правила процесса выполнения заданных на дом упражнений должны варьироваться в зависимости от возраста ученика. Например, школьнику, посещающему начальные классы, необходимо делать перерывы для отдыха и смены деятельности каждые 15 мин.
Ученики старшей школы в этом не нуждаются и могут выполнить уроки за раз, не отвлекаясь на посторонние дела.
https://youtube.com/watch?v=aLOfA1U3i6o%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
К общим рекомендациям специалистов по поводу правильного выполнения домашнего задания относятся:
- структурирование общего количества заданной работы (это может быть план с пометками или обширный список);
- получение уверенности в том, что ребенок понимает конкретное задание и готов его выполнить;
- не откладывать выполнение домашней работы на вечернее время, но и не садиться за тетради сразу же после возвращения ученика из школы;
- обеспечить школьника комфортными условиями (например, отсутствие посторонних звуков, поводов для прерывания деятельности и так далее);
- начинать с максимально сложной или неприятной части работы (в подобном случае ребенок будет стремиться как можно скорее приступить к простым заданиям, прилагая максимум усилий для преодоления первого этапа);
если домашняя работа требует от школьника много времени, и родители видят, что ребенок устал, то целесообразно сделать паузу, предложив, например, вместе перекусить.
Как мотивировать ребенка заниматься спортом
Специалисты оценивают обстановку, выясняя, действительно ли желание заниматься спортом является не методом воплощения несбывшихся планов родителей.
Основная часть рекомендаций специалистов сводится к нижеследующим советам профессионалов:
- помочь ребенку определиться с предпочтительным видом спорта, опираясь на его способности, физическую развитость и финансовые возможности семьи (последний пункт важен ввиду требующихся затрат на соответствующее спортивное оборудование, снаряжение и так далее);
- совместно с маленьким членом семьи поехать в магазин за покупкой спортивной формы, доверив ему право последнего голоса;
- посещать всей семьей спортивные мероприятия, соревнования по выбранному виду спорта, акцентируя внимание ребенка на силу и выносливость профессиональных участников;
- убедить будущего спортсмена, что от неудач в начатом деле его не станут меньше уважать или любить родные или друзья;
- на собственном примере доказывать важность спорта в жизни каждого человека (для здоровья, внешнего вида, развития внутренних качеств и так далее).
Как мотивировать ребенка к изучению английского
Изучение иностранных языков является обязательной частью современной системы школьного образования. Квалифицированные педагоги утверждают, что начинать мотивировать ребенка к изучению английского языка необходимо как можно раньше.
https://youtube.com/watch?v=h7KCSHtxL0U%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
По мнению психологов, привить ученику желание понимать иностранцев можно путем:
- регулярного описания открывающихся возможностей тем, кто свободно может объясняться на английском языке (например, стажировка или работа в Англии);
- просмотра американских фильмов с субтитрами, отмечая, что люди, понимающие язык, всегда первыми могут оценить заграничные новинки кино и книг;
- прослушивания любимых ребенком песен на английском языке (это не только разовьет слуховое восприятие иностранной речи, но и подтолкнет ученика перевести текст с целью понять смысл произведения);
- проведения занятий в игровой форме (с детьми младшего возраста) или, используя английские слова в бытовой речи, общаясь на актуальные темы (с подростками и ребятами среднего школьного возраста);
- проведения совместных домашних уроков (для родителей, не знающих английского языка).
Можно задействовать знания ребенка в важных делах, например, чтение и перевод инструкции к новому предмету бытовой техники и так далее.
В каких случаях нужна помощь психолога
Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.
Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:
- частых заболеваний малыша;
- возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
- периодической резкой смены настроения;
- формирования внезапной замкнутости;
- наличия безосновательных капризов и частых истерик.
Но не стоит забывать, что каждый родитель решает самостоятельно, как мотивировать ребенка к учебе!
Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов. Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о способах мотивации ребенка к занятиям
Какие существуют виды мотивации и как ими пользоваться при воспитании ребенка, можно узнать просмотрев видео:
https://youtube.com/watch?v=3QIU95Nvh48%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Как создать комфортную атмосферу для учебы ребенка?
Создание комфортной атмосферы для учебы включает в себя выбор тихого и хорошо освещенного места, где ребенок сможет сосредоточиться. Убедитесь, что у него есть все необходимые материалы под рукой, и минимизируйте отвлекающие факторы, такие как телевизор или мобильные устройства. Также важно установить регулярное время для занятий, чтобы у ребенка выработалась привычка к учебе.
Как поддерживать интерес ребенка к учебе и занятиям?
Поддерживать интерес ребенка можно через разнообразие методов обучения. Используйте игровые элементы, интерактивные приложения или проекты, которые соответствуют его интересам. Также важно хвалить ребенка за достижения, даже за маленькие, чтобы он чувствовал свою значимость и прогресс. Обсуждайте с ним, какие цели он хочет достичь, и помогайте планировать шаги к их реализации.
Как справляться с трудностями в учебе у ребенка?
Если у ребенка возникают трудности в учебе, важно не паниковать. Начните с выявления причин: может быть, ему сложно понять материал, или он испытывает стресс. Поддержите его, предложив помощь и дополнительные ресурсы, такие как репетиторы или обучающие видео. Также стоит обсудить с ребенком его чувства и переживания, чтобы он не чувствовал себя одиноким в своих трудностях.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте комфортную и вдохновляющую учебную среду. Убедитесь, что у ребенка есть собственное место для занятий, где он может сосредоточиться и не отвлекаться. Украсьте пространство мотивирующими постерами или фотографиями, которые будут вдохновлять его на учебу.
СОВЕТ №2
Используйте игровые методы обучения. Превратите занятия в увлекательную игру, чтобы ребенок воспринимал учебу как развлечение. Например, можно использовать карточки для изучения английских слов или проводить спортивные соревнования, связанные с решением математических задач.
СОВЕТ №3
Ставьте достижимые цели и отмечайте успехи. Помогите ребенку установить небольшие, но конкретные цели для каждой учебной сессии. После достижения этих целей обязательно отмечайте успехи, будь то похвала, маленький подарок или совместное времяпрепровождение.
СОВЕТ №4
Поощряйте самостоятельность и ответственность. Дайте ребенку возможность самостоятельно планировать свое время и выбирать, что и когда он будет учить. Это поможет ему развить чувство ответственности за свои учебные достижения и повысит мотивацию.