Счет в уме – один из важнейших навыков ребенка, необходимых ему не только для обучения в школе, но и для повседневной жизни, развивающий способность рационально мыслить, память, логику и концентрацию внимания.
Начинать обучать ему детей педагоги рекомендуют родителям с 4-5-ти лет, что позволит своевременно подготовиться к школе, используя для занятий разнообразные игровые методики.
Во сколько лет детей нужно учить считать
Как быстро научить ребенка считать – описано ниже в статье, а начинать занятия с ним детские психологи и педагоги рекомендуют не ранее, чем он достигнет 4-5 лет. Этот возраст считается специалистами наиболее подходящим для освоения простейших арифметических действий – сложения и вычитания.
Несмотря на это интерес к счету малыши могут проявлять уже в более раннем возрасте, а в 1,5-2 года способны сосчитать окружающих их предметы, загибая пальца на руке. В 3-4-летнем возрасте родители могут научить ребенка совершать простые арифметические действия, взяв за основу кубики или пирамидку, и показать на наглядном примере, как именно можно прибавлять или вычитать.
К 6-7-ми годам детский мозг уже достаточно развит для того, чтобы перейти к более сложным операциям с цифрами – умножению и делению, и именно в этот период детские педагоги рекомендуют перейти к обучению устному счету, организуя занятия в интересной для детей игровой форме.
Врачи и педагоги единодушны в том, что раннее развитие математических навыков у детей играет важную роль в их общем образовательном процессе. Для того чтобы научить ребенка быстро считать в 1-2 классах, рекомендуется использовать игровые методики и визуальные материалы. Например, использование счетных палочек, карточек с изображениями или интерактивных приложений может значительно повысить интерес ребенка к математике.
Кроме того, важно включать в обучение элементы соревнования, например, устраивать мини-турниры по решению простых задач. Это не только развивает навыки счета, но и формирует у ребенка уверенность в своих силах. Врачи подчеркивают, что регулярные тренировки, проводимые в игровой форме, способствуют лучшему усвоению материала и повышают мотивацию. Главное — создать комфортную и поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет проявлять свои способности и не бояться ошибок.
С чего начать обучение счету
Как быстро научить ребенка считать родителям подскажут профессиональные педагоги, авторы специальных, обучающих методик. Занятия с детьми специалисты советуют проводить систематизировано, постепенно переходя от более простых действий к сложным, и уделяя большое внимание практики.
Перед их началом нужно убедиться в готовности малыша, определив, хорошо ли развито у него наглядно-образное мышление, опирающееся на зрительные образы, что даст возможность:
- использовать во время занятий счетные палочки, карточки с цифрами и арифметическими знаками;
- привязывать числительные к уже известным малышу понятиям (например, 3 поросенка, 7 гномов).
Весь процесс обучения рекомендуется разделить на несколько этапов:
Шаг 1
На начальном этапе ребенок должен познакомиться с цифрами и понять какое именно количество предметов они обозначают. Сделать это можно при помощи карточек, картинок с числами, стилизованных магнитов, палочек для счета.
Каждое числительное также можно привязать к определенным, хорошо известным ребенку понятиям – сказочным, мультипликационным героям или различным явлениям. Например, 3 кота, 4 колеса у автомобиля, 5 пальцев на руке.
Для ускорения процесса запоминания можно также:
- Рисовать различные объекты – паука, у которого 8 ног, собаку – с 4-мя лапами.
- Как можно чаще употреблять в речи фразы, содержащие определенные цифры, например, «Тебе в этом году исполниться 6 лет, а твоей сестре – 2 года» или «Мы живем на 3-м этаже, а для того, чтобы дойти до дома, нам нужно пройти 2 улицы».
- Предлагать малышу посчитать количество предметов, которые он видит перед собой, например, число ступенек на лестнице или птиц, сидящих на ветке.
- Во время прогулки периодически спрашивать ребенка о том, какие цифры он видит прямо сейчас на вывесках магазинов, указателях номеров домов, магазинных ценниках.
Помощь в изучении цифр также окажут различные стихи-считалки – легко запоминающиеся и способствующие освоению счета.
Все занятия обязательно должны проходить в доступной для ребенка игровой форме.
Многие родители и учителя делятся своими мнениями о том, как эффективно научить детей считать в начальных классах. Одним из популярных подходов является использование игровых методик. Игры с числами, карточки и настольные игры помогают детям воспринимать математику как увлекательное занятие, а не скучное обязательство. Также рекомендуется применять визуальные материалы: цветные схемы и рисунки делают процесс обучения более наглядным и интересным.
Некоторые эксперты подчеркивают важность регулярной практики. Краткие ежедневные занятия, даже по 10-15 минут, могут значительно улучшить навыки счета. Кроме того, важно создавать положительную атмосферу, где ребенок не боится ошибаться и может задавать вопросы. Взаимодействие с родителями и учителями, а также использование современных технологий, таких как обучающие приложения, также способствуют быстрому освоению счета. Главное — поддерживать интерес и мотивацию, чтобы обучение стало радостью, а не обязанностью.
Шаг 2
Переходить к счету до 10 и обратно можно только после того, как малыш освоит цифры. Считать можно все что угодно – любые игрушки, окружающие предметы, детали конструктора, животных и машины на улице.
Научившись считать указанные предметы, ребенок должен перейти к освоению простейших арифметических действий – сложения и вычитания, для чего мама или папа могут предложить ему сосчитать, например, «Сколько машин будет стоять во дворе, если сейчас на парковку приедет еще одна?», или «Какое количество груш останется в тарелке, если съесть одну из них?».
На наглядном примере, например на фруктах или кубиках, родители также могут показать малышу состав числа, предположив, что: 4 яблока – это 3 яблока + 1 яблоко или 4 кубика – это 2 кубика + 2 кубика. Используемые предметы при этом нужно положить на стол и наглядно продемонстрировать описываемые действия.
Аналогичным образом нужно заниматься с малышом вычитанием, разместив на столе 4 банана и объяснив, что 3 банана будет соответствовать 4-м бананам – 1 банан.
Шаг 3
На третьем этапе обучения ребенок может перейти к счету вслух без наглядной демонстрации предметов, при этом он должен сам проговаривать ход арифметических действий, например, «3 + 5 будет 8» или «6 минус 3 будет 3».
Шаг 4
Заключительным этапом обучения специалистами считается счет в уме, во время которого ребенок, глядя на предметы, может в уме, без проговаривания совершаемых вычислений, дать ответ на задаваемый ему вопрос о количестве выбранных предметов.
Эффективные методики обучения устному счету
Как быстро научить ребенка считать – ответят родителям детские психологи и педагоги, предварительно оценив степень развития малыша и его готовность к обучению.
Переходить к устному счету дети могут только после того, как у них сформируется абстрактное мышление, и они научатся хорошо считать до 10.
Занятия рекомендуется проводить в игровой форме, например:
- Предложить ребенку поиграть в «магазин», где он будет исполнять роль продавца, а родитель покупателя. Во время игры малыш должен сам расставить товар, нарисовать и развесить ценники, а затем попытаться продать какую-либо вещь взрослому – сосчитав и озвучив итоговую сумму покупки, а затем уменьшив её на предложенную скидку.
- Устроить «математическое» соревнование между несколькими детьми (сыном или дочерью и его друзьями), предварительно придумав для них несколько задач и предложив наперегонки решить их. Все участники игры обязательно должны получить призы – один главный и поощрительные.
- Предложить ребенку поиграть в «Домик» — игру, направленную на ознакомление с составом числа, для чего нужно будет построить из картинок с цифрами или кубиков многоэтажный дом, так, чтобы расположенные на каждом этаже цифры в сумме давали число, соответствующее установленному на крыше. Во время строительства дети постепенно обучаются устному счету.
Специалистами также разработан ряд авторских обучающих методик:
Методика Монтессори
Методика, созданная итальянским педагогом Марией Монтессори, основана на использовании в обучении счету разнообразного прикладного материала – монет, камней, кубиков, цветных брусков.
Основной принцип работы её при этом построен на подключении к процессу тактильных (сенсорных) ощущений, при помощи которых малыш может быстро освоить простейшие математические действия с числами.
Во время занятий дети вначале знакомится с цифрами зрительно и сенсорно – трогают разнообразные фигурки, привыкают к их текстуре, пересчитывают предметы, а после ознакомления переходят к решению придуманных взрослыми задач.
Так родителям следует, например:
- предложить ребенку выбрать из предложенного материала монеты, из которых состоит монета в 5 руб.;
- расположить цветные бруски вдоль одной линии по размерам и предложить малышу посчитать, сколько мелких частей, будет в итоговой фигуре;
- подбросить игральные кубики и предложить ребенку сосчитать, сколько именно их упало;
- разложить фигурки по десяткам и, добавив еще пять, озвучить малышу свое действие, например: «Если к 10 прибавить 5, то получиться 15».
Постепенно работая с предметами, детям удается освоить устный счет.
Методика Домана
Обучающая методика Глена Домана основана на развитие у ребенка фотографической памяти, а процесс обучения счету здесь построен на использовании карточек с красными точками, нанесенными в определенном количестве.
Вначале обучения мама или папа должны показать ребенку карточки с числами от 1 до 10, а затем, после того, как ребенок научится считать, используя накладный материал, продемонстрировать, как нужно совершать различные арифметические действия.
Занятия по методике Домана должны проводиться регулярно.
Методика Зайцева
Разработанная Н.А. Зайцевым методика «Стосчет» предлагает изучать числа не десятками, а сотнями. Для проведения занятия на доску или на стенку нужно прикрепить ленту с цифрами и карточками. На последних все числа будут изображены как графически, так и в структурном формате (посредством закрашенных кружков).
Так, например:
- у 1 будет закрашена только одна ячейка;
- у 2 – две;
- у 3 – три.
Визуально воспринимающие новую информацию дети проговаривают вслух число, указывают на соответствующую карточку указкой и постепенно обучаются считать в уме.
Методика Леушеной
Как быстро научить ребенка считать, родители могут узнать, изучив широко используемую в школах классическую методику советского педагога А.М. Леушеной.
Основанная на изучении арифметики при помощи разнообразных подручных средств – палочек для счета, других, находящихся на столе вещей, она заставляет ребенка вначале сосчитать их, а затем передвинуть, совершая простейшие математические действия. Каждый шаг малыша при этом должен сопровождать комментарием обучающего.
На следующей ступени происходит работа с абстрактными понятиями — «больше», «меньше», заставляющая детей не только считать предметы, но и сравнивать их.
Методика Полякова
Рекомендуемая для работы с детьми, уже изучившими числа от 1 до 10, методика С. Полякова помогает отработать полученные знания при помощи арифметических операций «сложения» и «вычитания» вначале в пределах десяти, а затем перейти к работе с двухзначными цифрами.
До 5-ти лет обучение детей проводится при помощи коробки с кубиками, где коробка будет восприниматься как «дом», а кубики – как «её жители». Во время занятий вначале ребенку предлагается сосчитать, сколько именно жителей в доме, а затем совершить простые арифметические действия, представив это как ответ на вопрос:
«Сколько будет жильцов, если к ним пришли в гости еще 2?» или «Сколько жителей останется дома, если один из жильцов пойдет в магазин». Как только ребенком будут освоены математические операции в пределах 10 можно начинать работать с двухзначными числами.
Математические таблицы
Разработанные специалистами таблицы позволяют научить ребенка считать, ориентируясь на типовые арифметические действия. Заучивать их не нужно. Вместо этого родители должны объяснить ребенку как именно они устроены и продемонстрировать несколько простых примеров.
Повесить таблицу дома нужно на видном месте, что позволит активировать зрительную память и облегчит запоминание.
Другие методы обучения устному счету
Быстро научить ребенка считать, можно опираясь на наглядный материал – счетные палочки, карточки, кубики или пальцы.
Популярные способы:
Вид методики | Её характеристика |
Счет на пальцах | Одним из самых простых способов, где в качестве наглядного материала будут выступать пальцы рук. Начинается занятие с присвоения каждому пальцу определенного имени, соответствующего его порядковому номеру, а затем ребенок должен по очереди называть каждый из них вначале по порядку, а затем вразнобой. Как только им будет освоен счет в пределах десяти, можно приступать к простым арифметическим действиям, убирая или добавляя пальцы. В последнюю очередь ребенка нужно познакомить с понятием «0», а для этого просто сложить руку в кулак, спрятав все пальцы. |
Счет на счетных палочках | Методика аналогичная предыдущей, за исключением того, что вместо пальцев здесь будут использоваться счетные палочки в количестве от 1 до 10. Для проведения простых арифметических действий нужно просто убирать или добавлять требуемое количество палочек. |
Счет по линейке | Методика, требующая применения для обучения устному счету обычной линейки на которой, для примера, для того, чтобы определить, сколько будет 5+2 ребенок вначале должен найти цифру 5, а затем отсчитать от нее вправо 2 раза по 1 см так, чтобы получилась цифра 7. Аналогичным образом происходит обучение вычитанию. |
Больше-меньше | Упражнение, во время которого любые выбранные предметы (счетные палочки, кубики, детали конструктора LEGO) нужно разделить на 2 неравные группы, а затем попросить малыша определить в какой именно их «больше», а в какой «меньше». |
Счет по 1 | Методика, требующая проведения всех арифметических операций при помощи 1. Например: 3+4= 1+1+1+1+1+1+1 или 5-2=5-1-1. |
Всем поровну | Один из методов М. Монтессори во время которого в комнату, где находится одновременно несколько человек, ребенок должен принести такое же количество фруктов или конфет. Одновременно с этим можно попросить его сосчитать количество людей и необходимое им количество сладкого. |
Закрепить пройденный материал помогут «математические игры»:
Наименование игры | Её характеристика |
«Сосчитай» | Во время прогулки родители могут попросить ребенка сосчитать всех встречающиеся ему на пути птиц, машины или деревья. |
«Нарисуй-ка» | Игра, во время которой взрослый просит ребенка нарисовать на бумаге определенное количество предметов, животных или людей, например, 2 бабушки, 1 кошка. |
«Хлопки в ладоши» | Упражнение, при котором родители называют любые словосочетания, например «зеленая трава» или «3 богатыря», а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит в речи любое числительное. |
«Угадай на ощупь» | При подготовке к занятиям нужно вырезать их картона цифры от 1 до 9, а затем предложить ребенку закрыть глаза, взять заготовки и, опираясь на тактильные ощущения, опознать их. |
«Назови соседей» | Игра, во время которой ребенок должен выбрать любую цифру и назвать её «соседей». Например, рядом с цифрой 5 находятся цифры 4 и 6. |
«Отгадай число» | Занятие, во время которого мама или папа должны загадать в уме любое число, например 15 и попросить ребенка путем наводящих вопросов «Можно ли разделить его на 2?» или «Сколько получиться, если вычесть из него 5?» отгадать его. |
«Два числа» | Игра, при которой ребенок и взрослый должны выбрать каждый по одному числу, например, 6 и 9, а затем по очереди совершать с ним какое-либо математическое действие, например, прибавить 2 или вычесть 1. В следующий раз операции проводятся уже с новым числом. Выигрывает в игре тот, что ни разу не ошибется. |
Помочь родителям также могут онлайн тренажеры:
- Образавр;
- Развивайка. Тренажер устного счета;
- ИвК. Скоросчет – игра онлайн;
- Числобой.
Рекомендации для родителей
Обучая ребенка считать, детские педагоги и психологи советуют родителям помнить о том, что:
- Развитие абстрактного мышления начинается у детей в 5-летнем возрасте, поэтому для более раннего обучения необходимо привязывать числа к конкретным предметам — реальным или нарисованным.
- Не нужно показывать ребенку графическое изображение цифр до того момента, пока он не научится уверенно считать до 10 и обратно, а также не освоит простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.
- Заниматься с детьми нужно регулярно (2-3 раза ежедневно), при этом отводя на одно занятие от 7 до 15 мин и проводя их в доступной для детей игровой форме.
- Придумывать уроки в зависимости от уровня подготовки ребенка, поскольку очень сложные или наоборот простые задачи будет ему просто неинтересны.
- Обязательно нужно придумать систему поощрения и постоянно хвалить малыша за достижения.
- Большое внимание должно уделяться практике и повторению пройденного материала. Делать это можно везде, например, попросив ребенка на прогулке или в магазине показывать знакомые ему цифры.
Обучать ребенка счету родители должны начинать в возрасте 4-5-ти лет, что позволит своевременно подготовить его к школе.
Заниматься с ним детские психологи советуют в игровой форме, систематически, по 10-15 мин несколько раз в день, а для быстрого освоения чисел и простейших математических действий выбрать подходящую методику, разнообразные математические игры, при этом уделяя большое внимание закреплению пройденного материала.
Видео об обучении счету
10 способов научить ребёнка считать:
Вопрос-ответ
Как научить ребенка быстро считать в уме?
Начинать занятия нужно с самых простых заданий. Малыш должен научиться считать предметы в уме, а лишь затем озвучивать ответ. Тренировать этот навык можно в течение дня. Положите на стол несколько яблок и попросите ребенка сосчитать их количество, не называя при этом цифры вслух, а озвучив только конечный ответ.
В каком возрасте ребенок начинает считать в уме?
Чтобы ребенок успешно учился и развивался в целом, он должен быстро считать в уме. Начинать прививать это умение нужно в 3-5 лет. Считается, что такой возраст наиболее благоприятен для обучения: дети уже с легкостью осваивают сложение и вычитание.
Как научить ребенка считать в уме до 100?
Как научить ребёнка считать до 100 Расскажите ребёнку о том, что десятков всего девять, после этого назовите каждый десяток: десять, двадцать, тридцать и так далее. Предложите ему каждый день заучивать по 10 новых цифр каждого десятка. В конце дня спрашивайте, что ребёнок запомнил, и повторяйте выученное в другие дни.
Как научить ребенка вычитать до 10?
Расскажите ребёнку о каждой цифре Начать обучение, безусловно, стоит с небольшого рассказа о цифре. Сделайте цифры частью повседневной жизни Считайте всё, что окружает малыша: Расклейте цифры по дому Разучите с ребёнком тематические стихи Используйте развивающие игрушки
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые методы обучения. Включите в процесс обучения игры, которые требуют счета, такие как “Счет до 10” с использованием карточек или настольных игр. Это сделает обучение более увлекательным и поможет ребенку быстрее усваивать материал.
СОВЕТ №2
Применяйте визуальные материалы. Используйте картинки, схемы и предметы для наглядного объяснения чисел и операций. Например, можно считать фрукты или игрушки, что поможет ребенку лучше понять концепцию количества и сложения.
СОВЕТ №3
Регулярно практикуйтесь в счете. Уделяйте хотя бы 10-15 минут в день на практику счета. Это могут быть простые задачи на сложение и вычитание, которые можно решать в игровой форме или в виде мини-тестов.
СОВЕТ №4
Поощряйте достижения ребенка. Не забывайте хвалить ребенка за успехи, даже если они небольшие. Это поможет ему чувствовать себя уверенно и мотивированно продолжать учиться и развиваться в математике.