Логоритмика — новое, но часто в последнее время использующееся слово. Психологи, педагоги, родители все чаще сталкиваются с проблемой нарушения речи у детей. В младшем возрасте эта патология не так критична, но с поступлением ребенка в школу ситуация усугубляется, отрицательно сказывается на обучении малыша, провоцирует проблемы в общении со сверстниками.
Существует много методик, техник по коррекции речевых нарушений. В последнее время особой популярностью стала пользоваться логоритмика. Для детей это увлекательные занятия, которые всегда сопровождаются музыкальным сопровождением и различными упражнениями на дыхание, движение и другие навыки.
Суть и базовые принципы
Логоритмика – это новое направление в профилактике и терапии речевых нарушений. Представляет собой целый комплекс двигательных упражнений для детей, которые одновременно должны сопровождаться произношением фраз, звуков, слов.
Специалисты уверены, что такие занятия принесут ощутимую пользу ребенку не только в плане устранения проблем с речью, но и в общем развитии. Главное – это правильно построить занятия, согласно возрастным особенностям и серьезности отклонений.
Логоритмика для детей – это комплекс занятий, которые преследуют следующие цели:
- формирование навыков правильного дыхания;
- научить умению контролировать свое дыхание, движения;
- улучшить координацию движений;
- стимулировать развитие памяти, внимания, умение ориентироваться в пространстве;
- привить чувство ритма;
- культурное и духовное развитие через приобщение к музыке;
- увеличение словарного запаса;
- всестороннее развитие ребенка.
Достижение все поставленных целей возможно только при условии, что логоритмикой с детьми будут заниматься настоящие профессионалы с ответственным подходом к своему делу.
Можно также выделить некоторые главные принципы этого направления:
Принцип развития | Он предполагает не только развитие речевого аппарата, но двигательных, коммуникативных навыков. |
Принцип всестороннего воздействия | Занятия должны положительно влиять на весь организм ребенка. |
Этиопатогенетический принцип | При построении занятий необходимо учитывать причины появления речевой патологии. |
Принцип комплексности | Логопедическая ритмика должна быть связана с другими видами деятельности: слушанием музыки, ритмичными движениями, танцевальными навыками, игрой на музыкальных инструментах. |
Также выделяют принцип учета проявлений заболевания. Соблюдение всех принципов позволит достичь максимально эффективных результатов в устранении речевых нарушений у ребенка.
Логоритмика представляет собой уникальный метод работы с детьми, который сочетает в себе элементы логопедии и ритмики. Врачи отмечают, что такие занятия способствуют развитию речевых навыков, улучшению координации движений и эмоциональной сферы ребенка. Упражнения с музыкальным сопровождением помогают детям лучше воспринимать информацию и развивать слуховую память. Например, простые ритмические движения под музыку могут быть связаны с произнесением слогов или слов, что делает процесс обучения более увлекательным. В детских садах логоритмика активно используется для коррекции речевых нарушений, а также для общего развития детей. Специалисты рекомендуют родителям проводить подобные занятия дома, используя простые музыкальные инструменты или записанные мелодии, что способствует укреплению связи между родителями и детьми и делает обучение более эффективным.
Показания к началу применения
Занятия логоритмикой для ребенка будут полезны не только при наличии нарушений речи, но и для общего развития.
Но имеется категория проблем у малышей, при наличии которых такие занятия особенно показаны, к таковым можно отнести:
- Любые нарушения речи.
- Заикания.
- Задержка развития речевых навыков.
- Нарушение координации движений.
- Неразвитая моторика.
- Речь быстрая, невнятная, прерывистая.
- Ослабленный организм, частые заболевания.
- Нарушено произношение отдельных звуков.
- Возраст интенсивного формирование речевых навыков в период от 2,5 лет до 4.
- Имеется необходимость отработать плавность произношения.
- Укрепить мышечный аппарат.
Систематические занятия логоритмикой для детей помогут предупредить усугубление проблемы или устранят ее при наличии патологии.
Полезные рекомендации
Успешность занятий зависит от многих факторов, среди которых не только мастерство педагога, но и некоторые другие нюансы:
- От создания благоприятных условий для отработки процессов торможения или возбуждения у малышей с речевыми патологиями.
- От правильно подобранной дозировки занятий.
- От успешного сочетания ритма, динамики музыки, слов и темпа. Музыкальное сопровождение и словесные инструкции педагога вызывают у детей двигательные реакции тела. Темп и интенсивность музыки или активизируют движения, или тормозят реакцию.
- От правильно подобранного ритма для каждого конкретного ребенка в зависимости от возраста.
При подготовке занятий помогут следующие рекомендации, особенно для начинающих психологов и педагогов:
- Во время урока сам педагог должен все движения показывать, стимулируя ребенка к подражанию.
- Более эффективными будут занятия во второй половине дня.
- Ребенок не должен скучать, все движения, музыкальное сопровождение ему должны нравиться.
https://youtube.com/watch?v=SlMiksvjKb8%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
- Для повышения результативности рекомендуется не только подбирать движения и музыку, но и использовать игрушки, игровые моменты, костюмы.
- Занятия с детьми любой возрастной группы необходимо начинать с самых простых упражнений, только когда навык будет отработан на все 100% можно двигаться дальше, усложняя.
- При наличии единой программы ее все-равно необходимо корректировать под особенности каждого малыша.
- Педагог должен поощрять ребенка за самые малейшие достижения, недопустимо показывать свое недовольство внешним видом, взглядом или тем более словами.
Со стороны специалистов к логоритмическим занятиям предъявляется ряд требований, при соблюдении которых повышается вероятность успеха:
- За подготовку и проведение занятий отвечает логопед совместно с музыкальным руководителем.
- Групповые занятия не должны длиться более получаса.
- План занятия составляется с опорой на лексические темы.
- Содержание меняется постепенно с повышением уровня сформированности речевых и моторных навыков.
- На занятии используются произведения зарубежных и русских писателей в соответствии с возрастом малышей.
Логоритмика для детей — это методика, которая сочетает в себе элементы музыки, ритма и речи, направленная на развитие речевых навыков и координации движений. Родители и педагоги отмечают, что занятия логоритмикой помогают детям не только улучшить дикцию, но и развить слух, память и внимание. Упражнения обычно сопровождаются музыкальным фоном, что делает процесс обучения увлекательным и динамичным.
Дома можно использовать простые ритмические игры, где ребенок подстраивается под музыку, выполняя движения или произнося слова в такт. В детских садах логоритмика часто включает в себя групповые занятия, где дети учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию социальных навыков. Многие родители отмечают, что после занятий у детей улучшается не только речь, но и общее настроение, а также желание заниматься творчеством.
Основной комплекс
Большинство упражнений логопедической гимнастики рекомендуется выполнять в положении сидя. Но важно следить, чтобы спина ребенка была прямая, мышцы не зажаты.
Начинать лучше с артикуляционных упражнений для языка и губ. Количество повторений зависит от тяжести отклонений. Если ребенок самостоятельно не может овладеть основными навыками, то логопед должен оказать ему индивидуальную помощь.
Разучивание комплекса осуществляется постепенно, по этапам: в первую очередь осваивается движение, потом текст, а на последней стадии все сочетается вместе. Все проводится в игровой форме, чтобы дети чувствовали себя свободно, раскрепощенно, чувствовали игру в этих занятиях.
Домашние занятия
Некоторые родители думают, что логоритмика для ребенка — это сложные занятия, которые должны проводиться только специалистом. Но ничего сложного в комплексе нет, достаточно побеседовать с логопедом, чтобы он показал основные движения, которые подойдут для домашних занятий.
Перед выполнением важно, чтобы мама обращала внимание на следующие моменты:
- настроение малыша;
- состояние здоровья;
- использование во время таких игр любимых игрушек.
Начинать лучше с самых простых упражнений, по мере их освоения можно включать в занятия более сложные движения.
Упражнение «Ветерок»
Алгоритм выполнения следующий:
- Руки разводятся в сторону и при этом проговариваются слова: «Что случилось с кленами?»
- «Закивали кронами деревья» (дети делают кивки головой).
- «А теперь будто встали на дыбы» (ребенок поднимает руки вверх и становится на носочки).
- «Орешник сам не свой-шелестит густой листвой» (малыш трет ладони друг об друга и при этом издает звук «ф-ф-ф»).
- «И еле слышно шепчет ясень» (проговаривается звук «ш-ш-ш») — не согласен, не согласен (при этом ребенок покачивает головой).
- «Зашумели ветви на осеннем ветре» (малыш раскачивается из стороны в сторону и произносит звук «у-у-у»).
Упражнение «Капельки»
По очереди проговариваются следующие фразы с выполнением движений:
- «Дождик, дождик веселей». Руки нужно вытянуть вперед, повернуть ладонями вверх.
- «Капай, капай, не жалей». Произносится «кап-кап-кап».
- «Брызни в поле пуще — трава станет гуще». Ребенок присаживается на корточки и трогает «травку».
- Над головой соединяются руки и проговаривается: «Только нас не замочи».
- «Зря в окошко не стучи». Делается грозное движение пальчиком.
Упражнение «Домик»
Суть упражнения следующая:
- «Посмотрите — это дом». Ребенок руками показывает на домик.
- «С дверью, крышей и окном». Руками нужно показать это.
- «Есть крылечко и труба». Нужно делать движения ногами, имитируя шаг по ступенькам, а одну руку поднять вверх, изображая трубу.
- «Цвет у дома голубой. Заходите смело в дом». Одну руку отводят в сторону, приглашая войти.
Эти упражнения не обязательно сопровождать музыкальными произведениями, поэтому они легко могут использоваться для домашних занятий.
Упражнения для детского сада
Занятия в группах дети также очень любят, глядя друг на друга они стараются выполнить все упражнения. Для самых маленьких прекрасно подойдет следующее упражнение.
«Облака и ветер»
Техника выполнения:
- Дети проговаривают вместе с логопедом: «Ветер дует громко в уши» (при этом складывают губы трубочкой и проговаривают звук «у-у-у»).
- «Облака плывут над сушей» (машут ручками над головой и тянут звук «о-о-о»).
- «Пошел дождь и все гномики» (пальчиками стучат по своей ладошке).
- «Быстро спрятались по домикам». Соединяют руки над головой и приседают.
«Одуванчики»
Все вместе с логопедом проговаривают:
- «Вышли с леса на полянку». Шагают, размахивая руками.
- «Вдруг увидели цветы». Проговаривается звук «о-о-о».
- «С шапкой белоснежной». Руками нужно показать шапку.
- «Как у старенькой зимы». Тянут звук «у-у-у».
- «Одуванчиком зовется, ты спеши в него подуть». Дети сдувают с ладошки кружок из бумаги.
- «Быстро с шапкой расстается». Нужно потрясти кистями рук.
- «Улыбнуться не забудь». Нужно широко улыбнуться, не сжимая при этом зубы.
Упражнение «Петушок»
Последовательность выполнения следующая:
- На вдохе произнести слова: «Я веселый петушок». А на выдохе – проговорить «ко-ко-ко».
- «У меня есть гребешок». Ребенок должен потрясти головой.
- «Я насупленный индюк» (говорится на вдохе, а на выдохе произнести «па-па-па».
- «Зернышки ищу тюк-тюк». Нужно наклонять головой, имитирую это действие.
- «Я лошадка озорная». Нужно делать цокающий звук языком от неба.
- «Хвост и грива золотая». Нужно потрясти головой.
Выполняя любые упражнения, дети должны быть эмоционально вовлечены, не обязательно точно следовать тексту, нужно позволять детям импровизировать. Если у ребенка не только страдает речевой аппарат, но и выражено заикание, то в комплекс необходимо включать и упражнения на укрепление мышечного тонуса, артикуляцию.
Упражнение «Язычок»
Необходимо выполнять следующие действия:
- «Мы поставили замок». Дети улыбаются с сомкнутыми зубами.
- «Язычок пройти не смог». Языком нужно упереться в зубы.
Полезно деткам с заиканием проговаривать слова и выполнять действие одновременно, например, «Маша мыла мылом Милу». При этом ребенок проводит соответствующие действия с куклой. Коллективные занятия учат таких малышей общаться со сверстниками, способствуют развитию эмоционально-волевой сферы.
На первых занятиях ролевых игр можно сначала разучить с детьми выполнение различных действий без слов, а уже потом раздать их.
Подбирать текстовую часть необходимо с учетом тех речевых нарушений, которые есть у ребенка. В этом случае коллективное занятие превращается и в индивидуальное. Расписание занятий педагог составляет исходя из тяжести речевых нарушений, особенностей ребенка.
Для достижения эффекта желательно, чтобы занятия были не менее двух раз в неделю. Если у ребенка заикание, то частота доходит до 3-4 раз. Лучше организовывать уроки после обеденного сна.
Закрепление результата
Для исправления и коррекции речевых нарушений у детей важно не только заниматься логоритмикой, но и использовать другие направления в работе:
- Развивать чувство ритма, используя музыкально-дидактические, речевые и ритмические игры.
- Учить правильно выполнять дыхательные движения, подбирая упражнения, способствующие формированию, развитию физиологического и речевого дыхания.
- Развивать мимические мышцы через выполнение упражнений на формирование артикуляционного аппарата.
- Без развития мелкой моторики достичь хороших результатов также сложно. Обязательно применять пальчиковые игры, упражнения с использованием мелких предметов.
Когда ожидать результата
Независимо от имеющихся проблем, стойкий положительный результат стоит ожидать не менее чем через полгода. Если речевые нарушения серьезные, то только после регулярных занятий в течение года появятся первые изменения в сторону улучшения.
Логоритмика для ребенка — это эффективный способ справиться с речевыми проблемами. Но успешность зависит от согласованной работы логопедов и родителей. Важно найти индивидуальный подход к каждому малышу, учитывать его особенности.
Видео о развитии речи у детей
Логоритмика для детей:
https://youtube.com/watch?v=yOyUH3ucfg8%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что такое логоритмические упражнения?
Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики, дыхания и произношения, укрепление костно-мышечного аппарата.
Что делают на Логоритмике в детском саду?
В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованием частых движений тела, активнойартикуляционной и дыхательной гимнастики, музыки и слов. Цели и задачи логоритмики – помочь детям устранитьречевые нарушения, развить музыкальный слух, координацию и речь ребенка.
Что такое Логоритмика и для чего она нужна?
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него. Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка.
Кто проводит занятия по Логоритмике?
Коррекционные занятия по логоритмике с детьми проводят опытный логопед-дефектолог.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные музыкальные стили. Логоритмика включает в себя не только ритмические упражнения, но и элементы вокала и движения. Подбирайте музыку разных жанров — от классики до народных мелодий, чтобы развивать у ребенка чувство ритма и музыкальный слух.
СОВЕТ №2
Создайте уютную атмосферу для занятий. Убедитесь, что в комнате, где вы будете заниматься логоритмикой, достаточно пространства для движений, а также приятное освещение и минимальный уровень шума. Это поможет ребенку сосредоточиться и получать удовольствие от занятий.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия элементы игры. Дети лучше воспринимают информацию через игру, поэтому используйте игровые элементы и задания, которые помогут развивать речевые навыки и координацию. Например, можно предложить ребенку повторять за вами движения под музыку или разыгрывать небольшие сценки.
СОВЕТ №4
Регулярно проводите занятия. Для достижения наилучших результатов важно заниматься логоритмикой регулярно. Постарайтесь выделять время на занятия несколько раз в неделю, чтобы закреплять полученные навыки и поддерживать интерес ребенка к обучению.