Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду во второй младшей группе состоит из увлекательных и познавательных упражнений. В арсенале воспитателя большое количество педагогических приемов: игры, моделирование, опыты. Все это легко внедряется в планирование образовательного процесса, и находит поддержку среди воспитанников.
Характеристика занятий
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе необходима для формирования у детей представлений об окружающем мире. Педагоги таким способом расширяют у воспитанников знания об многих объектах и их свойствах.
В ходе деятельности используют практические методы.
Ребята не только слушают, но и принимают непосредственное участие в занятиях. Это позволяет наглядно увидеть, и изучить свойства различных предметов. Благодаря этому, дети учатся делать простейшие выводы, анализы. Развиваются исследовательские качества.
В ходе осуществления такой деятельности, дети с помощью педагога решают следующие задачи:
Задачи |
Описание |
Развивающие | Развивается речевой аппарат. |
Улучшаются различные виды восприятия: слуховое, визуальное, сенсорное. | |
Координация движений и мелкой моторики совершенствуется. | |
Улучшается память. | |
Внимание становится устойчивым. | |
Образовательные | Ребенок понимает предназначение научных приборов, и учится применять их в практике. Так, он изучает свойства весов, лупы, магнитов, ламп. |
Дети узнают новую информацию об особенностях неживой и живой природы. Ребята изучают их свойства, особенности, характерные черты. | |
Ребята начинают проявлять интерес к исследовательской деятельности. Это проявляется в самостоятельности. Ребята активно внедряются в процесс изучения явлений и предметов окружающего мира. | |
Воспитательные | У детей формируется ответственное отношение к поручениям взрослого (родителя или воспитателя). |
Самостоятельное экспериментирование становится результатом развития положительной мотивации к этой деятельности. | |
Развивается усидчивость, самоконтроль, аккуратность. | |
В коллективе создается доброжелательная атмосфера. |
Важно отметить, что упражнения с экспериментами ребятам очень нравятся. Они чувствуют себя исследователями, учеными. По этой причине польза от занятий будет высока.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе вызывает положительные отзывы специалистов в области детской психологии и педагогики. Врачи отмечают, что такие занятия способствуют развитию у детей любознательности и критического мышления. В процессе экспериментов малыши учатся наблюдать, делать выводы и задавать вопросы, что является важным этапом в их когнитивном развитии.
Кроме того, врачи подчеркивают, что подобные активности помогают развивать мелкую моторику и координацию движений, что особенно важно в этом возрасте. Участие в опытно-экспериментальной деятельности также способствует формированию социальных навыков, так как дети учатся работать в команде, делиться идеями и поддерживать друг друга.
Таким образом, врачи рекомендуют активно внедрять опытно-экспериментальную деятельность в образовательный процесс, так как она положительно влияет на всестороннее развитие детей и формирует у них интерес к окружающему миру.
Упражнения
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе разделена на нескольких разновидностей. Принято выделять: иллюстративные, поисковые, познавательные варианты занятий. Все они различаются целями и задачами. В образовательном процессе такие упражнения желательно чередовать, а не останавливаться на одном.
Чего боится снег
Цели:
- сформировать представления о свойствах снега;
- используя наглядный и практический метод выяснить влияние теплого воздуха и воды на снег.
Задачи:
- методом экспериментирования выяснить свойства снега;
- путем практических действий выяснить взаимосвязи снега и воды;
- воспитать желание заниматься исследовательской деятельностью.
Оборудование:
- большое ведро со снегом;
- лопатка для раздачи снега;
- бутылка теплой, не горячей, воды;
- лупа;
- глубокая тарелка, стакан и ложка по 1 единице для каждого ребенка;
- салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
— Ребята, сегодня я подготовила для нас с вами интересный эксперимент. Хотите принять в нем участие?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает:
— Хорошо. Для эксперимента нам понадобится кое-что. Сейчас я прочитаю про него загадку, а вы попробуйте назвать правильный ответ.
Воспитатель читает детям загадку:
— К нам из тучки он зимой
Часто прилетает.
Белой шубой, пуховой
Землю накрывает.
Дети, что это такое?
Ответы детей:
— Снег.
Воспитатель говорит:
— Правильно! Это снег. Вот он нам и понадобится для проведения эксперимента.
Воспитатель демонстрирует ведро со снегом, а затем говорит:
— Вот дети, как много у нас снега в ведерке. А назовите мне его качества. Какой снег?
Ответы детей:
— Холодный, белый, мокрый, тяжелый.
Воспитатель говорит:
— Все верно. Снег холодный. Поэтому мы с вами тепло одеваемся, когда выходим на улицу. Но ребята, сегодня мы с вами узнаем, чего же снег боится. Для этого нам и понадобится провести эксперимент. Сейчас я каждому из вас раздам необходимое оборудование.
Воспитатель раздает каждому ребенку по 1-й тарелке, стаканчику, ложке, лупе. После этого он говорит:
— Дети, чтобы познакомиться со снегом поближе, давайте его рассмотрим. Возьмите в руку лупу.
Дети берут в руки лупы.
Воспитатель говорит:
— А теперь посмотрите на снег через лупу. Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Мы видим, что снег состоит из множества маленьких снежинок. Когда их выпадает большое количество, они образуют сугробы. А теперь давайте мы с вами выясним, чего же боится снег. У нас с вами есть вот такая бутылка с водой.
Воспитатель демонстрирует детям бутылку с водой, и продолжает говорить:
— Сейчас я каждому из вас налью в стаканчик немного воды.
Воспитатель наливает немного воды в стаканы каждому ребенку, и говорит:
— А теперь давайте мы выльем нашу воду в снег.
Дети выливают воду в тарелки со снегом.
Воспитатель говорит:
— Посмотрите, наш снег боится теплой воды. Если у кого-то из вас он не растворился, то помешайте его ложечкой. Вы увидите, как он весь растает.
Дети мешают снег ложечкой.
Воспитатель продолжает:
— Дети, вы увидели, что снег растаял. Как вы думаете, почему это произошло?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, наш снег – холодный. Поэтому наши руки мерзнут, когда мы его берем. Но вода в бутылке была теплая. Снег боится тепла. Снежинки тают, когда попадают к нам домой. Вот у нас с вами осталось еще немного снега в ведерке. Как вы думаете, растает ли он?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Вот давайте мы с вами и проверим: боится ли снег теплого воздуха. Оставим ведерко с ним в нашей группе, и проверим его через несколько часов.
Воспитатель вместе с детьми выбирает теплый уголок в группе, и относит в него ведерко со снегом. Как только он растает, воспитатель с детьми обсудит это явление. Благодаря этому, ребята узнают, что снег тает под воздействием теплого воздуха.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе вызывает у педагогов и родителей множество положительных откликов. Многие отмечают, что такие занятия способствуют развитию у детей любознательности и критического мышления. В процессе экспериментов малыши учатся наблюдать, делать выводы и находить ответы на свои вопросы. Это не только развивает их интеллектуальные способности, но и формирует навыки работы в команде, когда дети совместно исследуют и обсуждают результаты.
Кроме того, родители подчеркивают, что опытно-экспериментальная деятельность помогает детям лучше усваивать материал, так как они учатся на практике. Занятия становятся более увлекательными и разнообразными, что способствует повышению интереса к обучению. В результате, дети становятся более активными и инициативными, что в дальнейшем положительно сказывается на их учебной деятельности в старших группах.
Зонтик для ежика
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение познавательных задач. В упражнении «Зонтик для ежика» ребята путем исследовательской деятельности будут находить ответы. Это занятие нравится воспитанникам, поскольку они принимают в эксперименте непосредственное участие.
Цель:
- формирование представлений о свойствах бумаги, ткани, полиэтилена, дерева.
Задачи:
- побудить детей к исследовательской деятельности путем поиска ответов на вопросы;
- развитие мышления;
- воспитание взаимопомощи.
Оборудование:
- стакан или ведерко из прозрачного материала;
- вода;
- лейка;
- полотенце;
- игрушка ежика, чтобы мог поместиться в стакан;
- лоскут ткани;
- салфетка из бумаги;
- деревянная дощечка;
- кусок полиэтиленовой пленки;
- конверт с письмом (текст в конспекте занятия).
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Педагог продолжает:
— Ребята, нам в группу сегодня почтальон принес письмо.
Воспитатель демонстрирует конверт и продолжает говорить:
— Откроем его?
Ответы детей:
— Да.
Воспитатель открывает конверт и достает письмо. Начинает читать его вслух:
— Привет, детишки! Пишет вам лесной ежик. К нам пришла большая беда. Захватила наш лес королева Дождей. Целые дни льют ливни. Все звери промокли, и не знают, как спастись от воды. Королева Дождей дала нам задание: придумать, как животные и птицы смогут устоять под ливнем и остаться сухими. Если мы справимся с этим, то она обещает уйти из леса. Но мы сами не можем выполнить ее задание. Быть может, вы поможете нам?
Воспитатель обращается к детям:
— Ой, ребята! Бедный ежик и его лесные друзья! Они страдают от дождика. Поможем им выполнить задание королевы Дождей?
Ответы детей:
— Да.
Воспитатель говорит:
— Давайте тогда мы позовем ежика к нам в группу.
Дети вместе с воспитателем зовут ежика:
— Ежик, ежик, ежик!
Воспитатель достает игрушку ежа и говорит:
— Пришел к нам ежик. Теперь давайте мы поможем ему. Ребята, подскажите мне, когда на улице идет дождь, какой предмет помогает нам оставаться сухим?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это зонтик! Мы можем ходить под ним, и оставаться сухими. Вот и нашему ежику нужно помочь сделать зонтик. Но для этого мы должны выяснить, какой материал не боится воды. Я подготовила следующие предметы: стакан, ткань, бумагу, лейку, деревянную дощечку и полиэтилен.
Воспитатель демонстрирует эти предметы ребятам, и говорит:
— А теперь мы с вами проведем эксперимент. Мне понадобится первый доброволец.
Воспитатель выбирает из числа желающих ребенка. Вместе с ним они наполняют лейку водой. После этого воспитатель говорит:
— Ребята, проверять наши материалы мы будем так. Берем ежика, ставим его в стакан. Теперь наверх мы положим салфетку. Петя, поливай сверху из лейки.
Предварительно под стаканом расстилают полотенце, чтобы лишняя вода не растекалась по столу. Ребенок поливает из лейки.
Воспитатель говорит:
— Ой, бумага нам не подходит. Да?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Посмотрите, вода проникла сквозь бумагу, и наш ежик мокрый. Значит, зонтик из этого материала не подойдет. Продолжаем эксперимент.
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе подразумевает непосредственное участие детей. Поэтому воспитатель благодарит Петю (например), и отправляет его на свое место. После этого просит помочь уже другого ребенка. Затем продолжают занятие.
Воспитатель говорит:
— Теперь нам поможет Алина. Берем кусочек ткани и кладем ее на стакан. Поливай Алина, из лейки.
Девочка выполняет поручение воспитателя.
Педагог говорит:
— Ну что, выдержала ткань напор воды?
Ответы детей:
— Нет.
Воспитатель говорит:
— Верно – не выдержала ткань. Значит, и из нее зонтик у нас не получится. Садись, Алина на место. Кто мне поможет теперь?
Воспитатель выбирает еще одного участника, а затем говорит:
— У нас есть деревянная дощечка. Кладем ее на стакан, и поливаем водой.
Ребенок выполняет поручение воспитателя, а тот после этого говорит:
— Ну, что, пропустило дерево воду?
Ответы детей:
— Нет.
Воспитатель говорит:
— Вот мы с вами и нашли первый материал, который не боится воды и не пропускает ее. Но дети, неужели мы сможем из дерева сделать зонтик?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Конечно, нет! Зонт из дерева будет тяжелым и неудобным. Поэтому из этого материала можно сделать крышу. Так получится уберечь дом от затопления. Давайте продолжим эксперимент. Садись, Алина. Кто мне поможет теперь?
Воспитатель выбирает участника, а затем говорит:
— У нас остался полиэтилен. Давайте проверим его на устойчивость к воде.
Воспитатель с ребенком повторяют действия: поливают сверху из лейки на полиэтилен.
После этого воспитатель говорит:
— Посмотрите, полиэтилен не пропустил воду!
Дети соглашаются с педагогом.
Воспитатель говорит:
— Ребята, мы с вами нашли подходящий материал для зонта. Посмотрите – полиэтилен легкий, он свободно гнется. Из него выйдет прекрасный зонтик! Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, мы помогли ежику найти материал, из которого лесные звери сделают зонтики. Королева Дождей уйдет от них, ведь животные выполнили ее задание. Это получилось благодаря вашей помощи. Спасибо!
Дети прощаются с ежиком. Это занятие можно сделать интегрированным. Например, во второй части ребятам предлагают создать аппликацию «Зонтик для ежа».
Юные археологи
Цель:
- сформировать представления о свойствах песка.
Задачи:
- сформировать умение использовать в практической деятельности совок, метелку, экскаватор игрушечный;
- воспитать любознательность.
Оборудование:
- ящик с песком;
- совок;
- метелка;
- игрушечный экскаватор;
- ящик с сюрпризом (можно положить внутрь угощение для детей).
Предварительная работа: воспитатель плотно упаковывает коробку с сюрпризом в полиэтилен. После этого он закапывает ее в ящик с песком. Это занятие желательно проводить по подгруппам с 3-4 участниками.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
— Ребята, а вы знаете, кто такие археологи?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Дети, в нашей земле находится очень много ценных предметов. Археологи занимаются раскопками. Они бережно извлекают из земли такие клады, и передают их в музеи. Хотите побыть немного археологами?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Тогда давайте мы подойдем к нашей рабочей площадке.
Воспитатель подходит с детьми к столу, на котором стоит ящик с песком.
Воспитатель спрашивает:
— Дети, чем наполнен ящик?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Да, это песок. Ребята, а он прозрачный?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Верно, он непрозрачный. Мы не видим, что же в этом ящике лежит. Ребята, как нам раскопать песок так, чтобы не испачкать руки?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Нам пригодятся вот такие предметы: экскаватор, совок и метелка. С их помощью мы будем раскапывать песок, и искать клад.
Опытно-экспериментальная деятельность, под руководством воспитателя, во второй младшей группе проходит с участием детей. Педагог раздает каждому участнику предметы для проведения раскопок. После этого ребята начинают археологические поиски клада в ящике с песком.
Педагог, как только дети добрались до клада, говорит:
— Ой, а вот мы и нашли какой-то клад. Теперь убираем экскаватор в сторону. Нам нужна помощь ребенка (имя) с метелкой.
Обращаясь к ребенку с метелкой, педагог говорит:
— Выметай аккуратно с поверхности клада песчинки.
Ребенок выполняет поручение воспитателя.
После того как клад откопан, воспитатель говорит:
— Посмотрите, дети, что мы с вами откопали! Как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— В песке скрывался какой-то ящик. Нам нужно его открыть. Только так мы узнаем, что же прячется внутри. Но ребята, вдруг там находится что-то опасное? Мы ведь точно не знаем, какой это клад. Поэтому давайте ящик открою я. Запомните, дети, если вы находите какой-то незнакомый предмет, то самостоятельно открывать его нельзя.
После этого воспитатель вместе с детьми открывает коробку. Внутри они находят угощение.
Воспитатель говорит:
— Ребята, мы с вами нашли клад с угощениями! Если хотите попробовать его, нам нужно помыть руки, ведь мы копались в песке. А значит, на наших ладошках поселились микробы. Смоем их теплой водой с мылом.
Дети отправляются вместе с воспитателем мыть руки. После этого они садятся за столы и кушают угощение.
Опытно-экспериментальная деятельность (в любой форме) во второй младшей группе должна длиться 15 мин. Это позволяет избежать переутомления воспитанников. После занятия желательно провести физкультминутку или пальчиковую гимнастику.
Видео об экспериментальной деятельности во второй младшей группе
Как выглядит экспериментальная деятельность в детском саду.
Вопрос-ответ
Что такое опытно экспериментальная деятельность?
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Какие занятия проводятся во второй младшей группе?
В группе раннего возраста проводятся чаще игры-занятия с дидактическим материалом, а также фронтальные занятия с использованием окружающей обстановки и общения с детьми для развития восприятия, мышления, внимания, памяти. Для проведения таких занятий используется сказочно-игровой сюжет.
Что такое экспериментальная деятельность в детском саду?
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Советы
СОВЕТ №1
Создавайте простые и доступные эксперименты, которые можно проводить с детьми. Например, используйте воду, песок и различные материалы для изучения их свойств. Это поможет детям понять основы физики и химии в игровой форме.
СОВЕТ №2
Включайте в опытно-экспериментальную деятельность элементы творчества. Позвольте детям создавать свои собственные проекты, используя подручные материалы. Это развивает их креативность и самостоятельность.
СОВЕТ №3
Обсуждайте с детьми результаты экспериментов. Задавайте им вопросы о том, что они наблюдали и почему, чтобы развивать их аналитическое мышление и умение делать выводы.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности. Перед проведением экспериментов объясните детям правила безопасности и следите за тем, чтобы все действия были безопасными и подходили для их возраста.