В задачи дошкольного образования входит приобщение детей к культуре. В подготовительной группе педагоги помогают ребятам освоить дорожную грамотность. Воспитатели работают над тем, чтобы выполнение ПДД вошло в привычку и стало осознанной необходимостью.
Характеристика занятий
Главная цель приобщения воспитанников к ПДД – это закрепление основ поведения на улице, в условиях, где человек разделяет городское пространство с транспортом. Посредством занятий, игр и викторин у детей формируются представления о дорожных знаках, светофорах, пешеходных переходах.
Благодаря целенаправленной деятельности воспитателя, решаются следующие задачи:
- У воспитанников формируются представления о видах дорожных знаков: информационно-указательных, предупреждающих и запрещающих.
- Ребят учат ориентироваться в условиях городской среды.
- Дети знакомятся со многими понятиями. Например, «площадь», «проспект», «бульвар».
- У воспитанников формируют культуру поведения в общественном транспорте, на улице.
Все это имеет огромное значение для ребенка в будущем. Ведь ПДД – это основа безопасного поведения. Зная их главные положения, ребята будут внимательнее относиться к собственной жизни. У них будет присутствовать уважение к иным участникам дорожного движения: пешеходам, велосипедистам, водителям автотранспорта.
Врачи отмечают важность обучения правилам дорожного движения в подготовительной группе детского сада. Это не только способствует формированию у детей основ безопасности на дороге, но и развивает их внимательность и ответственность. В рамках ФГОС, занятия по ПДД помогают детям осознать значимость соблюдения правил, что в дальнейшем может снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Картотека, включающая игры, задания и наглядные материалы, позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным. Врачи подчеркивают, что раннее знакомство с ПДД формирует у детей навыки безопасного поведения, что является залогом их здоровья и безопасности в будущем.
Упражнения
ПДД в подготовительной группе входят в категорию познавательной деятельности. Это часть блока «социализация». Воспитатель для ознакомления детей с новым материалом использует разные педагогические средства и инструменты. Даже прочтение стихотворения по соответствующей теме и последующая беседа способствуют приобщению детей к культуре поведения на дороге.
Страна правил дорожного движения
Цели:
- сформировать представления об основах ПДД.
Задачи:
- ознакомить воспитанников с дорожными знаками;
- закрепить наименования транспорта, участвующего в городском движении;
- повысить внимательность;
- развить самостоятельность;
- побудить к творческому решению поставленных задач.
Оборудование демонстрационное для создания развивающей среды:
- макет светофора;
- дорожный знак (из бумаги) 5.16;
- кружочки из бумаги или картона красного, зеленого и желтого цветов.
Материал для раздачи детям:
- листы формата А4;
- карандаши цветные и простые;
- фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
- Я с вами сегодня отправлюсь в волшебную страну. Называется она Мир правил дорожного движения. Пойдете со мной?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
- Хорошо, я возьму вас с собой, но вначале мы с вами поговорим. Присядьте на свои места.
Дети занимают свои места на стульчиках.
Воспитатель говорит:
- Ребята, прежде чем идти в страну ПДД, нам нужно вспомнить основные положения нашего поведения на улице. Вот подскажите мне, как вы должны вести себя на прогулке в городе?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Мы на улице не должны перебегать дорогу в месте, не оборудованном для прохода пешеходов. Дети обязаны идти рядом с родителями, чтобы не попасть в сложную ситуацию. Ведь можно отстать или потеряться. А на улице много опасностей, и из-за этого в одиночку детям находиться в условиях городской среды не стоит. Ответьте мне, пожалуйста, почему нельзя перебегать дорогу в месте, где нет пешеходного перехода?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, по трассе (дороге) движется большой поток машин. Их скорость очень велика. И если какой-то человек выбежит на дорогу в неположенном для этого месте, то случится беда. Ведь машина не может остановиться резко. Когда вы гуляете по городу, то какие улицы нравятся больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— А вы знали, что в нашем городе есть большие, просторные улицы. Но их правильно называть – проспекты. Вы знаете их названия?
Ответы детей.
Если в городе нет проспектов, то воспитатель показывает детям иллюстрации. Это необходимо, чтобы дети понимали разницу.
Педагог продолжает:
— Когда мы гуляем по городу, то на улице замечаем большое количество транспорта. Какие его виды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Есть военный, грузовой, пассажирский и легковой транспорт. Какой подходит нам с вами?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Мы можем ездить на пассажирском транспорте. Назовите мне его разновидности.
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Мы можем перемещаться по городу на автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси. Еще есть и личный автомобиль. Но вот если в свою машину мы можем сесть и поехать сразу от дома, то, как нам попасть в автобус, например? Он же возле подъезда не стоит, не ждет нас.
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Нам нужно найти автобусную остановку. Пассажирский транспорт ездит по определенному маршруту. По пути он делает остановки – чтобы люди могли выйти или зайти в него. Но как нам узнать, где же останавливается автобус?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Нам поможет дорожный знак.
ПДД в подготовительной группе должны включать ознакомление с основными знаками. Это база, необходимая будущим школьникам. Умение ориентироваться в условиях городской среды помогает развить самостоятельность и повысить безопасность передвижения детей по улице.
Воспитатель демонстрирует знак 5.16 «Место остановки автобуса» и говорит:
— Ребята, этот знак нам показывает, что тут останавливается автобус. Видите, транспорт нарисован внутри прямоугольника. Даже если вы не умеете читать, то по картинке догадаетесь, что это остановка. А теперь выходите на ковер вместе со стульчиками.
Воспитатель помогает детям выйти и расставить стульчики. Схема рассадки на ковре – как в автобусе.
Воспитатель говорит:
— Ребята, мы с вами как будто едем в автобусе. Чтобы наша поездка была веселой, давайте я прочитаю вам загадки. Все они – про волшебную страну ПДД.
Воспитатель читает загадки, а дети их отгадывают:
Загадка |
Ответ |
Этот транспорт всем подходит,
Есть он даже у детей! Руль, педали и колеса – Управляй им, не робей. |
Велосипед |
Колесит туда-сюда,
По маршруту он всегда. Людям очень помогает, По городу перемещает. |
Автобус |
Он как автобус, на колесах.
Но что за чудо? Есть рога! По проводам они, как вожжи, Тянут этот транспорт без труда. |
Троллейбус |
Воспитатель говорит:
— Молодцы, вы все правильно отгадали! А теперь сыграем в игру «Можно или нельзя».
Воспитатель проводит д/и «Можно или нельзя». Он задает вопросы детям, а они отвечают.
Перечень:
- На остановке общественного транспорта прыгать и бегать (нельзя).
- Во время движения автобуса высовываться из окна (нельзя).
- Сидеть на скамейке, пока ждем общественный транспорт (можно).
- Уступать места в автобусе бабушкам и дедушкам (можно).
Воспитатель говорит:
— Пока мы с вами играли, наш автобус уже приехал. Кто же нас тут встречает?
Воспитатель показывает макет светофора и читает стихотворение:
— Стоит посреди улицы,
Сигналы подает!
То желтеньким, то красным
Он светом подмигнет.
Ребята, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это же светофор. Вы знаете, для чего он?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Светофор регулирует дорожное движение. Перечислите цвета, которые есть у него?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— А теперь я проверю, знаете ли вы, что обозначают эти сигналы. Воспитатель демонстрирует кружки из бумаги зеленого, красного и желтого цветов. Дети отвечают, какому из них соответствует сигнал «внимание», «стоп», «можно идти».
Воспитатель говорит:
— А теперь сыграем в игру «Светофор». Когда я показываю вам красный сигнал, нужно сесть на стул. Как только я беру в руки желтый – вы встаете, а на зеленый знак – маршируете на месте.
Дети играют в игру с воспитателем.
Воспитатель после проведения игры говорит:
— Молодцы, дети. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на свои стульчики. Пока будем ехать, я прочитаю вам стишок. А вы внимательно слушайте, про что он.
Воспитатель читает стихотворение:
— Плотным потоком по городским дорогам,
Едут, спешат, сигналят, пыхтят.
Малые и большие – разные такие.
Мы с ними, ребята, должны подружиться,
Друг друга должны мы всегда уважать.
Ведь это поможет нам всем на дороге,
Порядочными участниками движения стать.
Воспитатель говорит:
— Про что это стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Это стихотворение про автомобили. В нем рассказано о том, что правила дорожного движения помогают нам безопасно передвигаться по улицам и не мешать друг другу. Вот мы и приехали в детский сад. Возьмите свои стульчики и поставьте их обратно за столы.
Воспитатель поручает детям нарисовать самое запоминающееся впечатление из сегодняшнего путешествия. Это может быть дорожный знак, автобус или светофор.
В подготовительной группе детского сада педагоги активно работают над формированием у детей знаний о правилах дорожного движения. Воспитатели используют разнообразные методы: игры, занятия, беседы и наглядные материалы. Картотека, содержащая карточки с изображениями дорожных знаков, ситуаций на дороге и транспортных средств, помогает детям лучше усвоить информацию. Основные цели, прописанные в ФГОС, заключаются в развитии у детей безопасного поведения на дороге, формировании ответственности и внимательности. В процессе обучения малыши учатся не только запоминать правила, но и применять их на практике, что способствует созданию безопасной среды в будущем. Важно, чтобы дети понимали значимость соблюдения ПДД, что станет основой их безопасного поведения в жизни.
Где можно играть?
ПДД в подготовительной группе помогают детям в освоении безопасной городской среды. Педагог привлекает к образовательной работе и родителей воспитанников. Только в содействии с ними удастся сформировать у ребенка правильное отношение к дорожной культуре.
https://youtube.com/watch?v=X6ReqMpqfiI%3Ffeature%3Doembed
Цель:
- сформировать представления о безопасных местах для игр в городе.
Задачи:
- ознакомить воспитанников о необходимости правильного выбора места для игровой деятельности;
- дать информацию, почему недопустимо играть в не предназначенных для этого местах;
- закрепить умение действовать по сигналу;
- воспитать желание быть порядочным гражданином.
Оборудование демонстрационное:
- кукла Незнайка;
- картинки небольшого размера с транспортом и людьми.
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
— Занимайте свои места на стульчиках.
Дети выполняют поручение воспитателя.
Педагог продолжает:
— Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка (демонстрирует его). Но посмотрите, что же у него с рукой?
Рука у куклы перевязана бинтом.
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Ребята, Незнайка решил поиграть в мячик на дороге, где ездят машины. Как вы думаете, он поступил правильно?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Играть на дороге в мяч – это плохое решение. Мы с вами уже взрослые, и должны знать, что в городе играть, где захочется, нельзя. Незнайка, наверное, не посещал детский сад, и не знает этого. Поможем ему понять, где же разрешено играть в городе, а где этого делать нельзя. Сначала прочитаю вам всем стихотворение. Послушайте его внимательно.
Педагог читает стихотворение:
— В городе есть улицы, проспекты,
Тротуары.
В городе и транспорта движется
Немало.
Чтобы друг другу не мешать,
Правила нам нужно знать.
Ребята, вы ведь знаете правила дорожного движения?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— А вот давайте я вас проверю. Мы сыграем в игру «Каждой забаве – свое место». Я буду показывать вам разные городские площадки, а вы называйте мне, можно на них играть или нет.
Воспитатель показывает детям поочередно иллюстрации. Ребята отвечают: можно ли играть в показанных местах. Ответ обосновывают.
Варианты картинок:
Картинка |
Описание ответа |
Городской парк с пешеходными тропинками. | Играть в этом месте можно. Парк сделан специально для людей. Тут ходят по дорожкам, дышат свежим воздухом. В парке нет дорог для автомобилей, а поэтому тут можно кататься на самокатах или бегать по травке. |
Игровая площадка во дворе многоэтажного дома | Это место сделано специально для детских игр. Тут стоят разные приспособления для активного отдыха: качели, горки, песочницы. Здесь можно играть. |
Проезжая часть | Тут играть нельзя. По дороге ездят машины. Мешать им не стоит. |
Каток зимний | Он сделан специально для зимних развлечений. В этом месте можно кататься на коньках. |
Футбольное поле | Это место для игры в футбол. Тут зеленая травка, нет дорог. |
Воспитатель говорит:
— Вот дети, как много хороших мест есть для нас с вами. Мы можем поиграть на них. А вот для машин мест мало. Им отведена только дорога, парковки и все. Поэтому не стоит мешать транспорту и играть в местах, где перемещаются автомобили. Незнайка этого не понимал.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку:
— Становитесь в круг, ребята, проведем физкультминутку.
Дети выходят в центр группы.
Педагог читает текст физкультминутки и показывает движения.
ПДД в любой возрастной группе, не только в подготовительной, должны преподноситься воспитателем в ненавязчивой форме. Поэтому в занятия включают игры, физкультминутки, загадки на данную тему. Это способствует лучшей усвояемости новой информации.
Текст физкультминутки «Игровые площадки»:
— В город вышли погулять (ходьба на месте).
Где же место отыскать (прикладывают руку ко лбу, как козырек)?
Чтобы побегать (бег на месте), поскакать (прыжки),
Чтобы мячик погонять (имитируют удары ногой).
На дороге (разводят руки в стороны)?
Нет, нет, нет (делают крест-накрест руками).
На ней играть – для нас запрет.
Нужны нам парки и дворы
Для игр детворы (показывают знак ободрения руками).
Воспитатель говорит:
— Молодцы, дети! А теперь возвращайтесь на свои места.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель говорит:
— А теперь поиграем в игру «Город».
Воспитатель раздает детям картинки с транспортом (автомобили, автобусы) и людьми (дети с мячиками, например). После этого педагог объясняет правила игры:
— Ребята, я буду называть разные слова, связанные с городом. А вы внимательно слушайте. Тем ребятам, которым я раздала картинки с транспортом, должны будут поднимать руки на словах, где можно ездить машинам. Другим участникам игры наоборот, это нужно делать только на тех словах, которые обозначают разрешенные для людей игровые зоны.
Воспитатель проводит игру.
Поочередно он называет слова:
- парк;
- автостоянка;
- пляж;
- трасса;
- сквер;
- магистраль.
Подобрать можно и иные, подходящие к тематике игры слова. После завершения воспитатель обращается к детям:
— Вот мы и узнали, где в городе можно играть безопасно. Незнайка теперь тоже будет соблюдать правила поведения.
В конце воспитатель может провести беседу или обсудить с детьми полученную на занятии информацию.
Фликер
Цель:
- сформировать представление о фликере.
Задачи:
- побудить детей к ношению фликера на одежде;
- дать информацию о важности светоотражающего предмета;
- воспитать культуру общения.
Оборудование демонстрационное:
- фликеры разных форм;
- фонарики;
- коробка (в нее предварительно складывают фликеры).
Для самостоятельной деятельности детей:
Ход занятия:
Воспитатель здоровается с детьми:
— Добрый день, дети!
Дети здороваются с воспитателем.
Воспитатель продолжает:
— Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, про какой оно предмет.
Поможет он нам темной ночью,
Осветит нас – и это точно.
Водитель даже с сотни метров,
Увидит нас, ведь мы заметны.
Похож предмет на модный стикер,
Так это стильный, классный … (фликер).
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Да, ребята, это стихотворение про фликер. Вы знаете, что это за предмет такой?
Ответы детей.
Воспитатель говорит:
— Фликер, ребята, это светоотражающий предмет. Благодаря ему, водители лучше видят пешеходов в темное время суток. Давайте проведем эксперимент.
Воспитатель приглашает детей выйти из-за стола и стать в центре группы. Ребята выполняют поручение педагога.
Воспитатель говорит:
— Мне нужно 3 участника.
Из числа желающих педагог выбирает участников.
— Вам, ребята, я раздам фликеры.
Воспитатель 3-м участникам дает по 1 фликеру и говорит:
— Ребята, становитесь далеко, в другой конец группы, а фликеры спрячьте в руках. Представьте, что вы пешеходы.
Ребята выполняют поручение воспитателя.
Педагог обращается к оставшимся детям:
— Мы с вами, ребята, будем водителями. Посмотрите на наших пешеходов. Они стоят далеко. Если бы была полная темнота, то мы бы их силуэты различали плохо. Вместо фар, у нас будут фонарики.
Воспитатель дает в руки 2-3 детям фонарики и говорит:
— Посветите на наших пешеходов.
Дети выполняют поручение.
Воспитатель говорит:
— Мы видим их, но плохо. А теперь, пешеходы, достаньте фликеры.
Дети достают фликеры.
Воспитатель говорит:
— Водители, светите фонариками на наших пешеходов.
Дети выполняют поручение воспитателя.
ПДД в подготовительной группе помогают ознакомиться детям с предметами, способствующими безопасному перемещению по дороге. Это важно, поскольку такая информация содействует повышению чувства ответственности за свою жизнь и здоровье. Педагог развивает понимание, что в условиях городской среды следует вести себя правильно и уважительно по отношению к иным участникам движения.
Педагог говорит:
— Ну вот, вы видите, как ярко светится фликер. Он отражает свет фонарика. Водителю легко рассмотреть в темноте пешехода, даже если он одет во все темное и сливается с серой окружающей местностью. Садитесь на свои стулья.
Дети занимают свои места на стульчиках.
Воспитатель убирает затемнение с окон и говорит:
— Ребята, а теперь мы с вами сделаем себе фликеры самостоятельно. Но сначала давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Текст пальчиковой гимнастики:
Свои пальцы распрямляем,
Словно веером качаем (махи кистью).
А теперь остановили –
Пальцы в кулачок сложили.
Напрягли их, подержали,
Затем снова покачали (распрямляют пальчики и машут ими).
После пальчиковой гимнастики воспитатель раздает детям необходимые для создания фликера материалы:
- заготовки из светоотражающего материала (ромбы, кружки, звездочки);
- плотный картон или ткань;
- клей ПВА.
Воспитатель показывает, как сделать фликер. Для этого он наклеивает заготовку из светоотражающей ткани на картон. Дети повторяют. После этого все участники процесса обсуждают поделки, делятся впечатлениями от занятия.
Соблюдение ПДД стоит привить детям еще в детстве. В подготовительной группе это особенно важно, поскольку через короткий срок дети станут школьниками. Им придется стать частью городской культуры. Зная основы безопасного поведения, они будут избегать опасных ситуаций.
Видео о занятиях по ПДД в старшей группе
Как проходят занятия по ПДД в подготовительной группе.
https://youtube.com/watch?v=Ni32EftGX70%3Ffeature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что должен содержать уголок ПДД в детском саду?
Картинки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей части. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. Макет дороги с переключаемыми сигналами светофора. Комплект дорожных знаков. Дидактические игры.
Для чего нужны правила дорожного движения для детей?
Обучение ПДД способствует формированию у ребят уважительного отношения к другим участникам движения, включая пешеходов, велосипедистов, водителей и пассажиров. Умение соблюдать правила и уважать других – это важные составляющие культуры поведения на дороге.
Что такое ПДД в детском саду?
Правила дорожного движения для детей
Какие есть правила дорожного движения?
Иди по тротуару, придерживаясь правой стороны. Передвигайся по тротуару спокойным шагом. Не беги и не создавай помех другим пешеходам. Двигаться по тротуару надо не более, чем два человека в ряд. Обходи препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть. Не играй и не балуйся на тротуаре.
Советы
СОВЕТ №1
Создайте игровые ситуации, которые помогут детям наглядно понять правила дорожного движения. Используйте игрушечные машины, светофоры и дорожные знаки, чтобы сделать обучение интерактивным и увлекательным.
СОВЕТ №2
Включите в занятия элементы творчества, такие как рисование или создание поделок на тему ПДД. Это поможет детям лучше запомнить правила и развить их творческие способности одновременно.
СОВЕТ №3
Регулярно проводите занятия на свежем воздухе, где можно отработать правила дорожного движения в реальных условиях. Прогулки по безопасным маршрутам помогут детям закрепить полученные знания и навыки.
СОВЕТ №4
Обсуждайте с детьми различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, и предлагайте им находить правильные решения. Это развивает их критическое мышление и учит принимать ответственные решения.