Среда, в которой растёт дошкольник, является образовательным и воспитывающим пространством. Предметы, окружающие ребенка, стимулируют его к творческому поиску, развивают способности. Чем разнообразнее среда вокруг, тем более она способствует разностороннему развитию ребенка.
Понятие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда – это материальные объекты и эстетические условия, способствующие всестороннему развитию личности. Предметно-развивающая среда вовлекает детей в познавательную творческую деятельность: они рисуют, участвуют в спектаклях, проектах.
Развивающее пространство трансформируемо, изменяет свою функцию в зависимости от ситуации и разных интересов детей. Игры, игрушки, мебель, окружающие ребенка, рационально организуют в пространстве. Ребенок в правильно организованном пространстве может удовлетворить двигательную активность и поиграть в спокойные игры.
В предметно-развивающей среде имеется возможность свободного доступа ко всем игрушкам и развивающим пособиям. При её проектировании планируют зоны для разного вида деятельности детей: для отдыха, для занятий, для игр. Организованная по правилам развивающая среда даёт детям чувство психологического комфорта, спокойствие.
Предметно-развивающая среда в детских образовательных учреждениях играет ключевую роль в формировании личности ребенка. Врачи подчеркивают, что правильно организованное пространство способствует не только физическому, но и психическому развитию детей. В старших группах акцент делается на развитие социальных навыков и самостоятельности, в то время как в младших группах внимание уделяется сенсорному восприятию и моторике. Средняя и подготовительная группы должны обеспечивать разнообразие игровых и обучающих материалов, что стимулирует познавательную активность. Врачи отмечают, что такая среда должна быть безопасной и доступной, чтобы дети могли свободно исследовать и экспериментировать, что в свою очередь способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Как создается развивающая среда?
Предметно-развивающая среда – это окружение детей, в котором созданы условия для дальнейшего развития ребёнка. Пространство способствует раскрытию талантов ребёнка и гармоничному развитию.
При проектировании развивающей среды для игр, отдыха и занятий детей учитывают показатели:
- возрастные особенности детей;
- гендерные особенности;
- условия для удовлетворения ежедневной двигательной активности детей;
- условия для общения детей, воспитанников и взрослых, для их совместной деятельности;
- условия для творческой работы;
- условия для занятий;
- комфортные условия для спокойных игр, релаксации.
Расстановка мебели в помещении не мешает свободно передвигаться воспитанникам, играть. Дети без усилий достают игрушки, книги, пособия. Рекомендована мебель спокойных тонов, отвечающая безопасности детей. В зависимости от функции – игровой, развивающей, релаксационной, каждая зона пространства наполняется материалами и оборудованием.
Для центра физической активности это, например, мячи разного размера, игра «Дартс», скакалки. Уголок творчества наполняется сыпучими продуктами, пластилином, раскрасками. В зоне отдыха ставят детский диван, игрушки для самостоятельных игр.
Принцип позиций при взаимодействии
Современный личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает общение с детьми на равных, дает свободу мышлению детей. Для успешного общения педагогу важно установить контакт с воспитанником или группой детей. При отсутствии контакта невозможно достижение поставленных целей.
Принцип позиции, или дистанции, предполагает позицию воспитателя как партнера. Физически это выражается тем, что глаза ребенка находятся на уровне глаз педагога, а иногда ребенок может посмотреть на воспитателя сверху. Для реализации принципа дистанции используют мебель разной высоты.
Контактируя с ребёнком один на один, учитывают индивидуальные особенности детей, находя нужную дистанцию для общения. Одни дети комфортно общаются при близком контакте, другим необходимо общение на расстоянии.
Дистанция для общения может меняться и в зависимости от настроения ребёнка, от вида деятельности, которым он занимается в данный момент. В развивающем пространстве каждый ребенок должен иметь возможность найти себе место для комфортного общения.
Предметно-развивающая среда в детских образовательных учреждениях играет ключевую роль в формировании личности ребенка. В старшей группе акцент делается на развитие самостоятельности и критического мышления, где дети активно исследуют окружающий мир через разнообразные материалы и игры. Средняя группа ориентирована на социальное взаимодействие, поэтому пространство наполнено элементами для совместной деятельности. В подготовительной группе внимание уделяется подготовке к школе, здесь создаются условия для развития навыков, необходимых для учебы. Младшая группа знакомит детей с основами взаимодействия с предметами, что способствует развитию моторики и познавательных процессов. В целом, предметно-развивающая среда формирует у детей интерес к обучению и способствует гармоничному развитию.
Принцип активности
Под принципом активности в предметно-развивающей среде понимается возможность совместного моделирования развивающего пространства ребенком и взрослым. Принцип активности означает, что окружающая детей среда должна формировать у детей познавательный интерес, подталкивать их к активному творчеству.
Реализуется принцип через совместное продумывание педагогом и детьми оформления уголков в помещении: «музыкального уголка», «зоны творчества», «читального уголка». Хорошо показывает себя прием «Рисование на стене», когда в распоряжение детей отводится часть стены, на которой они могут рисовать по желанию.
Звуки природы, вода, песок, камни формируют эстетические чувства детей, эмоции. Звуки используют как фон при играх детей, на занятиях. Занятия детей в музыкальном зале, спортивном зале, где дети могут высказать свои идеи, способствуют реализации принципа активности.
Принцип стабильности-динамичности
Предметно-развивающая среда – это стабильное и одновременно динамичное пространство.
Воспитанники привыкают к определенному местоположению предметов, например:
- ящиков с игрушками;
- мягкой мебели;
- стеллажей.
Само помещение игровой комнаты является зоной стабильности: дети приходят сюда, играют, занимаются и отдыхают. В то же время предметное наполнение динамично.
Игровое пространство, отвечая принципу стабильности-динамичности, должно быть легко трансформируемым: одно и то же пространство легко превращается по желанию детей в сцену, или в «Больницу», или здесь мальчики соревнуются в гонках на машинках. Конструкторы «Лего» помогают трансформации пространства в разные по содержанию зоны.
Используя конструктор можно построить гараж, школу, дома. Дети, имеющие возможность перестроить окружающую обстановку по своему желанию, настроению, активны, изобретательны. Новые ощущения и эмоции создают позитивный настрой. Уютная, комфортная обстановка способствуют лучшему восприятию информации от педагога, плодотворному контакту.
Принцип гибкого зонирования и комплексирования
Соблюдение принципа гибкого зонирования и комплексирования дает возможность детям одновременно заниматься разными видами деятельности. При этом воспитанники не мешают друг другу.
Например, дети группой играют в настольную игру, другая группа играет в «Больницу», один ребенок спокойно рассматривает иллюстрации. Развивающая среда построена таким образом, что дети свободно общаются, играют и не мешают друг другу.
Помогает построить предметно-развивающую среду зонирование помещения с помощью переносных перегородок, ширм, расстановка мебели. Зоны легко можно перепрофилировать на разные темы путем смены предметного наполнения, оформления. Для плановых занятий по программе оборудованы спортивный зал, музыкальный зал.
Гендерный принцип
Предметно-развивающая среда – это платформа, на которой формируются основы восприятия себя по половой принадлежности, самоидентификация себя как мальчика или девочки.
Для младшего возраста оформление групп построено так, что дети учатся осознавать свою половую принадлежность:
- для девочек постельные принадлежности одного цвета (розовые, оранжевые), для мальчиков другого;
- в уголке для девочек наборы игр – куклы, набор посуды, игра «Поликлиника;
- в уголке для мальчиков представлены разного вида конструкторы, виды транспорта.
Воспитатель часто употребляет слова «мальчики», «девочки», подчёркивая половую принадлежность ребенка. В старшем дошкольном возрасте, когда дети идентифицируют себя как мальчика или девочку, окружающее развивающее пространство способствует контакту разнополых детей друг с другом.
Работа педагога в этом направлении ведется по привитию правил общения между мальчиками и девочками. Воспитатель ненавязчиво развивает склонности детей, учитывая общественные эталоны мужественности, женственности.
Принцип сочетания разнообразных элементов
Предметно-развивающее пространство организуется по принципу сочетания привычных и неординарных элементов в оформлении. С принципа совместимости разнообразных элементов начинается эстетическое развитие ребёнка.
Это обязательное оформление интерьера помещений группы, образовательного учреждения большими яркими игрушками из различного материала:
- текстиля;
- пластика;
- кожи.
Оформленные выставки простых скульптурных произведений, этюдов развивает у воспитанников чувство прекрасного, знакомит с культурой мира. Для разностороннего восприятия картины мира воспитатель знакомит детей с эпизодами из жизни животных в разных жанрах: юмористическом, реалистическом, фантастическом.
Речевая развивающая среда группы
Речевая развивающая среда – составная часть общего развивающего пространства воспитанников. От организации речевой развивающей среды зависит развитие познавательного интереса детей. Речевую среду формируют предметное окружение и речь, общение педагога с воспитанниками.
Обращаясь к воспитанникам, педагог следит за правильным построением предложения, точностью высказывания, чистотой речи, отсутствием слов-паразитов, лаконичностью. В группах оборудуется речевые уголки – дети могут играть индивидуально или группами.
В речевых уголках собраны:
- сюжетные картинки – по временам года, занятиям людей. По ним дети составляют рассказы;
- скороговорки, поговорки, пословицы;
- рассказы, сказки по программе, меняющиеся детские журналы;
- музыкальные игры;
- ярко оформленные настольные игры-путешествия.
К речевой развивающей среде группы относят виды театров – пальчиковый театр, «театр теней».
Комплексные меры
Предметно-пространственная организация среды в дошкольном учреждении направлена на гармоничное развитие воспитанников. Комплексные меры включают и предметное наполнение пространства, и деятельность педагогов, и взаимодействие с родителями.
Все применяемые меры организации пространства направлены на комфортность нахождения ребенка в нем, присутствие стремления к познанию нового через игры, занятия, через рассматривание картин и книг. Окружающее детей пространство развивает, укрепляет здоровье и безопасно для жизни детей.
Основным составляющим звеном в правильной организации пространства является квалификация педагога. Воспитатель ненавязчиво направляет деятельность детей, организует их, преподает основы этики поведения.
Плодотворное сотрудничество с родителями повышает положительный результат воспитания и развития. Дети быстрее осваивают новое, легче адаптируются, если родители откликаются на рекомендации педагогов, выполняют их при общении с детьми дома.
Как создать развивающую среду в домашних условиях?
Предметно-развивающая среда – это то, что помогает ребёнку развиваться активнее, динамичнее. Используя минимальное количество вложений, взрослые организовывают развивающее пространство в домашних условиях. Нужные материалы найдутся дома.
Главное условие организации развивающего пространства – безопасность для ребёнка. Убираются опасные предметы и оборудуются помещения, чтобы ребенок мог спокойно передвигаться, без вреда для здоровья.
Материалы и оборудование для пространственно-развивающей среды в домашних условиях | Развивающая функция |
Большие, яркие картины, наклейки на стены
Азбука, цифры, предметные картинки |
Видя часто перед глазами иллюстрации, ребенок непроизвольно запоминает информацию, проявляет интерес к изображенным предметам. Некоторые иллюстрации – буквы, цифры, оформляются звуковым сопровождением. Нажимая на кнопки, ребенок слышит, как правильно произносится буква или цифра. |
Крупы | Игра с разными видами круп развивает мелкую моторику ребенка. Крупу рассыпают на подносе перед ребенком и рисуют на ней пальцем, отделяют крупную крупу от мелкой. Насыпав крупу в яркие пластиковые ёмкости с крышками, слушают звук при потряхивании ёмкости. |
Коврик с нашитыми застёжками, пуговицами, шнурками | Играя с разными видами застёжек, пуговиц ребенок получает представления о размерах, учится делать узлы и развязывать их. |
Канцелярские принадлежности: ножницы, цветная бумага, клей | Развитию творческого мышления, мелкой моторики способствуют занятия с бумагой и ножницами. Цветная бумага может быть гладкой, гофрированной, бархатной. Беря её в руки, ребенок знакомится с разными видами поверхности. Из старых, ярко иллюстрированных журналов вырезают картинки и наклеивают на картон, создавая аппликации. |
Вода | Игры в воде и с водой успокаивают, расслабляют. При купании позволяют ребенку некоторое время под присмотром поиграть в воде с игрушками, поплескаться в ванне. В таз с водой запускают корабли, моют игрушечную посуду или купают куклу. |
Спортивный уголок | Спортивный уголок дома способствует развитию крупной моторики. Турник, шведская стенка, лестница развивают силу и ловкость детей. |
Развивающие средства и пособия должны быть доступны для ребенка в любой момент. По мере роста развивающие пособия, книги, игрушки перекладываются на полку выше. При желании рисования, вырезания, зная, где находятся принадлежности, ребёнок занимается самостоятельно.
Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с введением ФГОС?
В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта к организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении предъявляются требования:
- содержательность и насыщенность. Наполнение средствами обучения, инвентарем, материалами, позволяющими удовлетворить потребности воспитанников в двигательной, игровой, творческой деятельности;
- трансформируемость. Изменяемость в зависимости от ситуации, от поведения и желания детей;
- полифункциональность. Предметы используются в разных вариациях, в разных видах деятельности детей;
- доступность. Предметы и пособия доступно всем;
- безопасность. При организации развивающего пространства соблюдаются все санитарно-эпидемиологические нормативы и правила пожарной безопасности.
https://youtube.com/watch?v=Yq3PDl88wRs%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Предметно-развивающая среда по ФГОС в ДОУ помогает реализации образовательных программ по:
- социально-коммуникативному развитию;
- познавательному развитию;
- речевому развитию;
- художественно-эстетическому развитию;
- физическому развитию.
При организации среды в предметном содержании отсутствуют игрушки и пособия, провоцирующие детей на агрессивные действия, жестокость, насилие. Пространство развития детей наполняется элементами, имеющими высокий развивающий потенциал.
Чем больше заданий можно придумать с использованием элементов среды, тем выше их развивающий потенциал. Цветовое и световое содержание пространства комфортно для детей. Рекомендовано окрашивание стен в светлые пастельные тона, а освещение должно быть равномерным.
Одним из требований ФГОС является возможность изменения зон среды, предметного наполнения. Развивающая среда оперативно изменяется при помощи ширм, знаков, символов, делится на зоны. Если обстановка не изменяется длительное время дети скучают, теряют интерес.
В окружающей детей развивающей среде используются информационно-образовательные технологии для групповой работы, для индивидуальной работы под руководством педагога.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде
По ФГОС требования к организации предметно-развивающей среды различаются в зависимости от возраста детей.
Для младшей группы
Младшую группу составляют воспитанники 3-4 лет. В этом возрасте дети учатся самостоятельности, любознательны и активны. Дети предпочитают групповые, коллективные игры, предпочитают общение друг с другом, а не с воспитателем.
Развитие детей этого возраста часто сильно различается. Одни дети развиваются быстрее, запоминают информацию. Другим нужно время подумать. У детей продолжают формироваться навыки самообслуживания.
При организации предметно-развивающей среды для младшей группы соблюдаются требования:
- предметы развивающего пространства имеют размеры, чтобы детям комфортно было ими играть и манипулировать. Дети свободно держат их в руке;
- все зоны хорошо освещены;
- педагог имеет возможность видеть всех детей в любой точке помещения, участка;
- книги, игрушки, пособия периодически дополняются и обновляются;
- для каждого ребенка созданы условия активного поиска;
- двигательная активность детей удовлетворяется полностью.
Для средней группы
Дети средней группы 4-5 лет по сравнению с младшей имеют более сформированные навыки самообслуживания. В играх, общении друг с другом учитываются общие интересы. Появляются ролевые игры, воспитанники понимают, что играют роль. В конструировании преобладают сложные постройки из 6-7 элементов. Дети этого возраста очень любознательны, хотят знать обо всём, что видят вокруг.
При организации пространственно-развивающей среды в средней группе рекомендуется 40-50 % пространства выделить для активной зоны. В предметном наполнении преобладают не одиночные игрушки, а наборы игр, например «Магазин», «Больница», наборы посуды.
Для мальчиков собираются наборы военной техники, виды транспорта, строительная техника. У детей 4-5 лет возрастает желание к конструированию, среда оснащается конструкторами разного размера.
Активный поиск нового, любознательность удовлетворяются сменой материалов в зонах, сменой расположения предметов. Располагая предметы на границах зон, можно легко использовать их для разных видов деятельности, в разных играх.
Для образовательного сектора рекомендуется:
- наличие уголка природы с сезонными изменениями;
- уголок математики;
- материалы и оборудование для опытов – песок, вода, магниты;
- материал по краеведению – иллюстрации, открытки, альбомы.
Педагоги следят за доступностью предметов для всех детей, эстетичностью оформления группы и систематическим обновлением предметного содержания.
Для старшей группы
Дети 6-7 лет – это старшая дошкольная группа. Воспитанники приходят к пониманию, что они старшие дети в саду. Педагогам рекомендуется активное привлечение детей к созданию развивающего пространства. В этом возрасте сознание детей выходит за рамки личного опыта, они узнают о странах, животных, растениях через книги, передачи, интернет-ресурсы.
В группе рекомендуется оформление учебной зоны с доской и партами, напоминающей школьную обстановку. Это поможет в будущем быстрее адаптироваться ребёнку в школе.
Старшие дошкольники предпочитают сюжетно-ролевые игры. Размер игрушек небольшой, игры настольные. Дидактические игры с правилами – «Лото», «Игры-путешествия», «Домино» должны быть представлены в многообразии.
Библиотека дополняется энциклопедиями, рассказами о детях, о животных. Уголок творчества кроме бумаги, карандашей, красок дополняется глиной, гипсом. Расширяется краеведческий уголок, дополняется гербом, флагом страны.
Уделяется большое внимание наличию и использованию предметов, способствующих развитию чтения у детей:
- таблицы с буквами;
- настольные игры с цифрами и буквами;
- книги с крупным шрифтом.
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ
Предметно-пространственная среда, учитывая требования ФГТ, даёт возможность каждому ребенку заняться интересным ему видом деятельности, удовлетворить потребность в общении.
Для развития познавательного интереса служат развивающие игры, предметы для экспериментирования и опытов – магниты, увеличительные стекла, весы. Задачи образовательной области решает «Учебный уголок», наполняемый предметами и пособиями способствующими развитию речи, чтения, математики.
Предметное наполнение развивающего пространства учитывает половые различия детей. Представлены материалы, игрушки и игры, воспитывающие мужественность у мальчиков и женственность у девочек. Обязательно присутствует уголок ряженья, используя предметы которого дети примеряют разные роли.
Рекомендуется дополнять предметное наполнение ящиком с бросовым материалом: лоскутами, разноцветными пластиковыми крышками, лентами, например. Дети могут по ходу игры смастерить недостающие элементы. Организуя окружающую среду для детей учитывают, что ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая.
Предметная среда динамична, меняется в зависимости от возраста, желания воспитанников. Это открытая система, учитывающая новые потребности. Развивающее пространство активизирует самостоятельность ребенка, здесь он получает знания, социальный опыт.
Видео о предметно-развивающей среде
Организация предметно-развивающей среды в домашних условиях:
https://youtube.com/watch?v=TRqT2IQRDkM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Что представляет собой предметно развивающая среда Доу?
JI. Новоселова дает следующее определение: предметно- развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Что включает в себя предметно пространственная среда?
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Что такое развивающая предметно пространственная среда учреждения дошкольного образования?
Организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Каковы требования фгос до к развивающей предметно пространственной среде?
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Советы
СОВЕТ №1
Создавайте разнообразные зоны для игры и обучения. В каждой группе (младшей, средней, старшей и подготовительной) важно организовать пространство, которое будет включать игровые, учебные и творческие зоны. Это поможет детям развивать разные навыки и интересы, а также способствует их социализации.
СОВЕТ №2
Используйте натуральные и безопасные материалы. В предметно-развивающей среде старайтесь использовать игрушки и материалы, которые сделаны из экологически чистых и безопасных для здоровья детей материалов. Это не только обеспечит безопасность, но и поможет развивать у детей уважение к природе.
СОВЕТ №3
Регулярно обновляйте и адаптируйте среду. Дети быстро растут и меняются, поэтому важно периодически обновлять предметно-развивающую среду, добавляя новые игрушки, материалы и оборудование, которые соответствуют интересам и потребностям детей в каждой возрастной группе.
СОВЕТ №4
Включайте детей в процесс организации пространства. Позвольте детям участвовать в выборе и расстановке игрушек и материалов. Это не только повысит их интерес к окружающей среде, но и поможет развивать навыки сотрудничества и ответственности.