Педагогические программы для детского сада являются основой для эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Правильный выбор образовательной техники позволит воспитать гармоничную, умную и добрую личность. Современная методика «ИСТОКИ» по ФГОС уделяет должное внимание абсолютно всем аспектам формирования зрелой личности.
Значение занятий по программе «Истоки» в детском саду
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду — это специально разработанная образовательная методика, основным аспектом которой является пробуждение детей к интересу и познанию явлений природы.
Суть программы состоит в полном отказе от педагогики монологического типа к осмысленному диалогу ребенка с взрослым, родителей и учителей, а также детей между собой. Воспитательный вектор, прежде всего, направлен на цельное саморазвитие личности, что не ограничивается дошкольной подготовкой.
Значение занятий по программе учитываются исходя из содержательной классификации, которая ориентируется 3 этапами детского развития:
- Ранний. От самого рождения до 3 лет.
- Младший дошкольный. В период от 3 до 5 лет.
- Старший дошкольный. Начиная с 5 лет.
На каждом из этапов, педагогом определяется вид деятельности, который соотносится с образовательным процессом. Основной подход в виде общения ребенка с авторитетным взрослым является основой организационного этапа по развитию коммуникативных навыков.
Врачи отмечают, что программа ИСТОКИ, внедренная в детских садах в рамках ФГОС, имеет положительное влияние на развитие детей. Специалисты подчеркивают важность комплексного подхода к воспитанию и обучению, который учитывает как физическое, так и психоэмоциональное состояние малышей. Программа способствует формированию у детей навыков общения, сотрудничества и саморегуляции, что, по мнению врачей, является основой для их успешной социализации в будущем.
Кроме того, медицинские работники акцентируют внимание на том, что занятия, предусмотренные программой, способствуют укреплению здоровья детей. Игровые и двигательные активности, включенные в образовательный процесс, помогают развивать координацию и физическую выносливость. Врачи уверены, что такая интеграция образовательных и оздоровительных мероприятий создает оптимальные условия для гармоничного развития детей, что в свою очередь снижает риск возникновения различных заболеваний и укрепляет иммунитет.
Цели и задачи программы по ФГОС
Главной идеей программы является обогащение и развитие личности ребенка, которые идут наряду с полным отречением от педагогической акселерации — искусственного ускорения, вредящему получаемым навыкам и совершенствованию.
Основные цели программы «ИСТОКИ»:
- Развитие духовных, общественных и нравственных аспектов воспитания личности.
- Приобщение к основным вопросам образования, которые строятся на основании нравственных или духовных обычаев народов.
- Сформирование творческих или универсальных навыков до уровня, который котируется в рамках современного общества, а также соотносится с возрастными возможностями детей.
- Совершенствование коммуникативных навыков, что позволяет взаимодействовать с другими индивидами. Развитие руководящих способностей.
- Воссоздание специальных условий для ребенка, что помогает лучше адаптироваться и подготовиться к начальной школе.
- Сохранение и развитие эмоционального и физического здоровья.
- Снабжение детей равными стандартами саморазвития, которые в последующем сохраняются и поддерживаются.
Задачи образовательной деятельности по педагогической программе «ИСТОКИ» рассматриваются исходя из линий развития ребенка, при которых учитываются те или иные возрастные изменения.
Вид развития | До 3 лет | С 3 до 5 лет | С 5 лет |
Коммуникативно-социальное | Сформирование основных правил общения между детьми и взрослыми для проведения групповой деятельности.
Воспитание культурных качеств, включая сопереживание, эмпатию и отзывчивость. |
Ознакомление с нормами общения и поведения со сверстниками.
Получение основного представления о профессиональном труде взрослых. Воспитание доброго отношения к другим людям. Стимуляция интереса к групповой деятельности. |
Обучение уважительному обращению к другим людям.
Развитие необходимых способностей для самоорганизации. Поддержка мотивации к участию различных видов деятельности, оказание помощи. Обучение чувства ответственности и расширение базовых знаний о различных бытовых ситуациях. |
Познавательное | Совершенствование навыков для различия 4 основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый).
Работа над сравнением предметов, исходя из формы, цвета и величины. Совершенствование мелкой моторики и координации движений. |
Получение необходимых навыков о собственном представлении, предметах, окружающем обществе и природе.
Совершенствование навыка группировки предметов исходя из их предназначения. Развитие ощущения пространственных координат. |
|
Физическое | Занятия в игровой форме, как в рамках самостоятельной деятельности, так и в групповой.
Совершенствование ритма движения и координации. |
Развитие навыков выполнения сложных движений по методике.
Формирование способности ориентироваться в пространстве, держать равновесие, повышение ловкости и быстроты движений. Обучение правилам личной гигиены. |
Сформирование осмысленного применения различных движений в соответствии от определенных условий.
Развитие силовых, ловких и выносливых навыков. Воспитание нужной настойчивости к определенной цели. Желание улучшить результативность на соревнованиях. |
Эстетическое | Совершенствование заинтересованности в различных предметах искусства — художественные произведения, картины, музыка
Формирование навыка воображения, ощущения ритмичности |
Обучение пользования средствами самовыражения (краски, фломастеры, карандаши).
Развитие навыка создания образов при помощи различных техник: пятна, мазки, пластилин, глина. Обработка навыков создания аппликационных предметов, используя эмоциональные переживания во время работы (молодец, получилось). Воспитание ощущения эмоции в музыки (грустная, веселая). |
Воссоздание необходимых условий для передачи чувствований или эмоций при помощи художеств.
Ознакомительный процесс с искусством разных эпох и жанров. Поддержание нужного стремления к созданию уникальных образов в поделках, рисунках или аппликациях. Возможность для вольного эксперимента воссоздания образов при помощи художественных материалов. Сформирование ощущения прекрасного и желания любоваться искусством. |
Полноценное развитие личности создается на основе присвоения ребенку общекультурных аспектов, которые закладываются при помощи предметов, деятельности или общения со сверстниками. Это помогает увеличить педагогическую содержательность, сделав образование базисным, с наличием множества аспектов.
Принципы реализации
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду включает в себя научные достижения в сфере отечественной психологии и педагогики, которые вобрали в себя более переосмысленный опыт западных дисциплин.
Программа позволяет руководствоваться 10 фундаментальными принципами реализации:
- Любая получаемая информация подается в режиме «от общего к частному», что дает возможность определять каждое явление и квалифицировать его в качестве чего-то обобщенного.
Это позволяет более легко встраивать получаемые навыки и знания в уже имеющиеся системы понятий. Программа также отличается системным подходом к организационным вопросам педагогического процесса.
- Информативная составляющая каждой области (художество, окружающий мир, искусство, чтение и другие) подается интегрировано. Это позволяет добиться взаимного совершенствования в группах, при этом, не нарушая целостности мировоззрения.
- Эвристический подход к образованию в случае, когда дети самостоятельно приходят к определенным выводам. Педагог же только направляет их в нужное русло. К примеру, при изучении химических свойств воды, учащиеся переливают ее из одного стакана в другой, понимая, что жидкость имеет свойство принимать форму.
- Акцентирование на демонстрации. Чтобы более точно объяснить подготовительной группе такие понятия, как половина, целое или четверть, учитель разрезает фрукт пополам или разламывает хлебобулочное изделие.
- Проведение экспериментов при помощи разных предметов, которые стимулируют процесс поиска у малышей.
- Учитываются не только личностные аспекты детей (настойчивость, храбрость, лидерство), но и скорость темпа выполнения различных задач. Это позволяет корректировать методику проведения исходя из того, является ребенок медлительным, или же слишком быстрым.
- Изложение материала обязательно опирается на все виды восприятия: зрение, осязание, слух, чувство времени. Индивиды с различным восприятием могут в одинаковой степени усваивать получаемые навыки, тренируя те аспекты, которые плохо развиты.
- Применение освоенного материала на личном опыте. К примеру, рисование, танцы, конструирование и прочее.
- Учет пола ребенка. Прослушивание определенного текста у мальчиков определяется повышенным вниманием к содержанию, тогда как девочки руководствуются эмоциональными переживаниями, чувствами и эмпатией.
- Ориентирование на сам процесс выполнения, а не на результат. Поэтому особо важно определять такие аспекты, как аккуратность выполнения рисунков или любых других создаваемых предметов.
В любой проведенной деятельности, включая динамические игры или сказочные инсценировки, следует не только обращать внимание на конечный результат, но и оценивать предварительную подготовку детей.
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду вызывает множество положительных отзывов среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что она способствует всестороннему развитию детей, формируя у них как когнитивные, так и социальные навыки. Педагоги подчеркивают, что благодаря интеграции различных образовательных областей, дети становятся более любознательными и активными участниками учебного процесса. Родители также отмечают, что программа помогает детям лучше адаптироваться к школьной жизни, развивая у них самостоятельность и уверенность в себе. Важно, что ИСТОКИ учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, что делает обучение более персонализированным и эффективным. В целом, программа получает высокую оценку за свою актуальность и практическую направленность, что делает её важным инструментом в раннем образовании.
Достоинства и недостатки программы
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду от остальных техник отличается главным преимуществом, которое характеризуется четкостью изложения материала и его точной структурированностью.
Основные достоинства методики:
- Воплощение наиболее целостной тактики совершенствования личности. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Способность к представлению и оценочному суждению культуры в контексте знакомства с творчеством народности, художественными произведениями, мнением об окружающем мире.
- Обучение сопереживанию и сочувствию к природному миру.
Программа «ИСТОКИ» создает необходимые условия для взаимодействия в рамках детского сада и семьи. Так, родители начинают активно учувствовать в учебно-воспитательном процессе ребенка. Методика объединяет все педагогические требования по ФГОС.
https://youtube.com/watch?v=ycdIPVMvjVM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Несмотря на фундаментальные достоинства, программа также имеет ряд недостатков:
- Методика акцентирует особое внимание на мире животных, лишь немногим затрагивая растения.
- Принцип развития посредством продуктивной самостоятельной деятельности характеризуется недостаточной эффективностью в некоторых случаях.
- Определенные линии развития могут быть несвязанными с обсуждаемым направлением и планом, которые в большей степени реализуются через совершенствование тех или иных навыков. Задачи в рамках старшей группы определяются условностями, что не позволяет получить целостное представление об окружающем мире.
Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе.
Организация и проведение занятия в ДОУ
Организационные вопросы и проведение занятий по программе в ДОУ осуществляются исходя из возрастных категорий подгрупп. При этом существуют рекомендации, которые являются базовыми для любой внутригрупповой практики.
Подготовка к занятию
Первоначальная подготовка к проведению учитывает создание комплексных зон на территории детского сада, которые акцентируют внимание детей на природе, тем самым развивая те или иные навыки. Так, можно прибегнуть к размещению яркой птицы в летнем саду или елки в зимнем уголке.
Базовая часть подготовки включает:
- Подробное описание возраста детей в подгруппе.
- Вычет усредненных показателей интеллектуального развития для определенного возраста.
- Создание предметно-развивающих уголков исходя из вышеописанного анализа.
- Организационные вопросы бытовой и профессиональной деятельности педагогов, родителей и психологов.
Интерактивные объекты размещаются таким образом, чтобы дети смогли наблюдать и проводить собственные эксперименты. Здесь необходимо создать нужные условия, которые не будут сдерживать ребенка.
Проведение занятия
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду предполагает наличие 4 основных методических приемов.
При желании их можно группировать или видоизменять, исходя из особенностей подгруппы:
- Беседа. С этой методики начинаются все организованные процессы. К примеру, перед тем как рассмотреть тематическую группу «Домашние животные», воспитатель спрашивает у младшей группы о том, есть ли у них дома питомцы. При возможности, педагог должен рассказать о своем животном.
Помимо мотивационной составляющей, беседа — это отличная возможность для подведения результатов программы и создания нужной рефлексии. Начиная со 2 полугодия, дети узнают о том, как правильно давать оценочное суждение и описывать собственные переживания, полученные на занятии.
- Словесные приемы. Для того чтобы создать качественный диалог между участниками беседы, следует использовать специальные словесные приемы.
Такая речь характеризуется не только педагогическим, но и назидательным эффектом. Высказанные слова педагога позволяют детям расширить собственный кругозор и узнать о новых словосочетаниях. Отличается высокой эффективностью для навыка разнообразного и грамотного изложения мыслей.
- Стихотворения, потешки, загадки и зарисовки. Отлично активизируют и мотивируют детей на дальнейший процесс обучения.
Также обладают стимуляцией к изменению активности, исходя из особенностей проведенных техник. К примеру, для переключения внимания следует использовать более веселые и энергичные стихи, которые можно дополнять при помощи жестов или эмоций.
Поскольку зрительные образы являются приоритетными в воспитании дошкольников, занятия должны включать:
- различные картинки, которые изображают ту или иную деятельность или сюжет;
- материалы для непосредственной демонстрации — проектор, музыкальное сопровождение, игры;
- экспериментальная деятельность при помощи различных материалов для изучения свойств воды, земли и других природных элементов.
Принципиальное различие программы «ИСТОКИ» над другими техниками — наличие содержательного элемента, который излагается на основании взаимосвязи с природными явлениями.
Даже на тех занятиях, которые не связаны тематикой окружающего мира, дети рассматривают различные явления, объясняемые через природу. К примеру, счет можно выучить при помощи желудей или каштанов.
Пример составления плана по внедрению методики «ИСТОКИ»
Автором следующего плана внедрения программа «ИСТОКИ» является эксперт в сфере педагогики — Калашникова С. В. Расписание учитывает множественные факторы развития у детей разных возрастных категорий.
Тематика | Развитие навыков федерального плана | Развитие навыков регионально-национального плана | Локальная задача | Техники и приемы | Ожидаемый вывод | ||
Сентябрь | |||||||
«Мы в детском саду» | Обучить детей правилам этикета, встречая и провожая педагогов в детском саду.
Сформирование необходимых представлений о взрослых профессиях. |
Ознакомить с простыми планами ДОУ, образами и знаками, которыми описываются помещения учреждения. | Подробное знакомство с профессиональной работой воспитателя. | Экскурсионные занятия по детскому саду; беседы; игры; просмотры видео и картинок при помощи проектора | Знания про основные правила этикета в общественных местах.
Представление о будущей профессии, в частности — воспитателем. |
||
«Улица, на которой мы находимся» | Ознакомить детей простым правилам, при помощи которых можно составить план окружающей территории — знаками, символами или образами. | Обучить детей проходить маршруты (улицы родного города) разной сложности по плану или описанию. | Соблюдение правил безопасности на улице. | Беседа; показ иллюстраций и карт; составление собственных правил по поведению на улице. | Ознакомлены с основными правилами поведения в общественных местах, знают дорожные знаки. | ||
Ноябрь | |||||||
«Откуда пришел стол» | Научить детей создавать простые причинно-следственные связи.
Группировать различные события в определенную последовательность. Подробно познакомить с методами производства деревянной мебели. Заинтересовать детей народной культурой при помощи старинных промыслов. |
Дать необходимые знания о производственном процессе мебели близлежащих фабрик. | Научить определять и называть основные свойства предметов.
Ознакомить детей с химическими и физическими свойствами дерева при помощи разнообразных инструментов. |
Проведение беседы; просмотры иллюстраций и видео; обсуждение и озвучивание доводов. | Обладают основными представлениями о методах изготовления мебели из дерева, включая их свойства и знания об истории народности. |
Для обеспечения особой атмосферы, следует добавлять различные настольные игры, которые отличаются исходя из предметной или тематической области. Особо важно участие взрослых и наличие творческого порядка.
Оценка и анализ
Анализ полученных результатов особо важен при оценке интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, которые определяются исходя из тематической деятельности.
Такой мониторинг проводится при помощи:
- наблюдательской деятельности;
- диалога с родителями и детьми;
- создания различных ситуаций.
Анализ данных может проводиться как педагогом, так и психологом, при помощи специализированных методик. В случае, когда оценочного суждения воспитателя достаточно, профессиональный анализ специалиста может не проводиться.
При этом оценка различными психологическими тестами особо важна для профильного образования и выявления профессиональных качеств.
Оценочный лист по программе «ИСТОКИ»:
Оценка типа развития | Средняя оценка исходи из возрастной группы | Уровень: достаточный, почти достаточный, недостаточный (Д, ПД, Н) |
Социально-коммуникативное | ||
Познавательное | ||
Речевое | ||
Художественное и эстетическое | ||
Физическое |
Педагогическая программа под названием «ИСТОКИ» позволяет комплексно сформировать личность дошкольника, учитывая такие аспекты, как возраст, психологический тип мышления, способность к обучению и тому подобные нюансы. Методика разработана в соответствии со всеми правилами ФГОС и активно используется в детском саду.
Видео о программе
Программа ИСТОКИ:
https://youtube.com/watch?v=dfJHbi4D4-w%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Кто является автором программы истоки?
Программа «Истоки» (авторы: И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.
Как называется новая программа в детском саду?
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
Какие программы существуют в детском саду?
Какие бывают программы? Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные – одно или несколько из направлений.
Что такое фгос в детском саду?
Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность обязательных требований, к дошкольному образованию. ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные принципы программы ИСТОКИ, чтобы понять, как она интегрируется в образовательный процесс. Это поможет вам лучше ориентироваться в методах и подходах, используемых в детском саду.
СОВЕТ №2
Обсуждайте с воспитателями и педагогами, как программа ИСТОКИ реализуется в конкретной группе. Это позволит вам узнать о практических аспектах и получить рекомендации по поддержке развития вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Участвуйте в мероприятиях и родительских собраниях, посвященных программе ИСТОКИ. Это даст вам возможность задать вопросы и обменяться опытом с другими родителями, что способствует более глубокому пониманию программы.