Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

Педагогические программы для детского сада являются основой для эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Правильный выбор образовательной техники позволит воспитать гармоничную, умную и добрую личность. Современная методика «ИСТОКИ» по ФГОС уделяет должное внимание абсолютно всем аспектам формирования зрелой личности.

Значение занятий по программе «Истоки» в детском саду

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду — это специально разработанная образовательная методика, основным аспектом которой является пробуждение детей к интересу и познанию явлений природы.

Суть программы состоит в полном отказе от педагогики монологического типа к осмысленному диалогу ребенка с взрослым, родителей и учителей, а также детей между собой. Воспитательный вектор, прежде всего, направлен на цельное саморазвитие личности, что не ограничивается дошкольной подготовкой.

Значение занятий по программе учитываются исходя из содержательной классификации, которая ориентируется 3 этапами детского развития:

  • Ранний. От самого рождения до 3 лет.
  • Младший дошкольный. В период от 3 до 5 лет.
  • Старший дошкольный. Начиная с 5 лет.
Программа «Истоки» по ФГОС в детском саду ориентирована на изучение детьми природных явлений

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

На каждом из этапов, педагогом определяется вид деятельности, который соотносится с образовательным процессом. Основной подход в виде общения ребенка с авторитетным взрослым является основой организационного этапа по развитию коммуникативных навыков.

Врачи отмечают, что программа ИСТОКИ, внедренная в детских садах в рамках ФГОС, имеет положительное влияние на развитие детей. Специалисты подчеркивают важность комплексного подхода к воспитанию и обучению, который учитывает как физическое, так и психоэмоциональное состояние малышей. Программа способствует формированию у детей навыков общения, сотрудничества и саморегуляции, что, по мнению врачей, является основой для их успешной социализации в будущем.

Кроме того, медицинские работники акцентируют внимание на том, что занятия, предусмотренные программой, способствуют укреплению здоровья детей. Игровые и двигательные активности, включенные в образовательный процесс, помогают развивать координацию и физическую выносливость. Врачи уверены, что такая интеграция образовательных и оздоровительных мероприятий создает оптимальные условия для гармоничного развития детей, что в свою очередь снижает риск возникновения различных заболеваний и укрепляет иммунитет.

Занятия для развития коммуникации детей по программе «Истоки»Занятия для развития коммуникации детей по программе «Истоки»

Цели и задачи программы по ФГОС

Главной идеей программы является обогащение и развитие личности ребенка, которые идут наряду с полным отречением от педагогической акселерации — искусственного ускорения, вредящему получаемым навыкам и совершенствованию.

Основные цели программы «ИСТОКИ»:

  • Развитие духовных, общественных и нравственных аспектов воспитания личности.
  • Приобщение к основным вопросам образования, которые строятся на основании нравственных или духовных обычаев народов.

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

  • Сформирование творческих или универсальных навыков до уровня, который котируется в рамках современного общества, а также соотносится с возрастными возможностями детей.
  • Совершенствование коммуникативных навыков, что позволяет взаимодействовать с другими индивидами. Развитие руководящих способностей.
  • Воссоздание специальных условий для ребенка, что помогает лучше адаптироваться и подготовиться к начальной школе.
  • Сохранение и развитие эмоционального и физического здоровья.
  • Снабжение детей равными стандартами саморазвития, которые в последующем сохраняются и поддерживаются.

Задачи образовательной деятельности по педагогической программе «ИСТОКИ» рассматриваются исходя из линий развития ребенка, при которых учитываются те или иные возрастные изменения.

Вид развития До 3 лет С 3 до 5 лет С 5 лет
Коммуникативно-социальное Сформирование основных правил общения между детьми и взрослыми для проведения групповой деятельности.

Воспитание культурных качеств, включая сопереживание, эмпатию и отзывчивость.

Ознакомление с нормами общения и поведения со сверстниками.

Получение основного представления о профессиональном труде взрослых.

Воспитание доброго отношения к другим людям.

Стимуляция интереса к групповой деятельности.

Обучение уважительному обращению к другим людям.

Развитие необходимых способностей для самоорганизации.

Поддержка мотивации к участию различных видов деятельности, оказание помощи.

Обучение чувства ответственности и расширение базовых знаний о различных бытовых ситуациях.

Познавательное Совершенствование навыков для различия 4 основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый).

Работа над сравнением предметов, исходя из формы, цвета и величины.

Совершенствование мелкой моторики и координации движений.

Получение необходимых навыков о собственном представлении, предметах, окружающем обществе и природе.

Совершенствование навыка группировки предметов исходя из их предназначения.

Развитие ощущения пространственных координат.

Физическое Занятия в игровой форме, как в рамках самостоятельной деятельности, так и в групповой.

Совершенствование ритма движения и координации.

Развитие навыков выполнения сложных движений по методике.

Формирование способности ориентироваться в пространстве, держать равновесие, повышение ловкости и быстроты движений.

Обучение правилам личной гигиены.

Сформирование осмысленного применения различных движений в соответствии от определенных условий.

Развитие силовых, ловких и выносливых навыков.

Воспитание нужной настойчивости к определенной цели.

Желание улучшить результативность на соревнованиях.

Эстетическое Совершенствование заинтересованности в различных предметах искусства — художественные произведения, картины, музыка

Формирование навыка воображения, ощущения ритмичности

Обучение пользования средствами самовыражения (краски, фломастеры, карандаши).

Развитие навыка создания образов при помощи различных техник: пятна, мазки, пластилин, глина.

Обработка навыков создания аппликационных предметов, используя эмоциональные переживания во время работы (молодец, получилось).

Воспитание ощущения эмоции в музыки (грустная, веселая).

Воссоздание необходимых условий для передачи чувствований или эмоций при помощи художеств.

Ознакомительный процесс с искусством разных эпох и жанров.

Поддержание нужного стремления к созданию уникальных образов в поделках, рисунках или аппликациях.

Возможность для вольного эксперимента воссоздания образов при помощи художественных материалов.

Сформирование ощущения прекрасного и желания любоваться искусством.

Полноценное развитие личности создается на основе присвоения ребенку общекультурных аспектов, которые закладываются при помощи предметов, деятельности или общения со сверстниками. Это помогает увеличить педагогическую содержательность, сделав образование базисным, с наличием множества аспектов.

Принципы реализации

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду включает в себя научные достижения в сфере отечественной психологии и педагогики, которые вобрали в себя более переосмысленный опыт западных дисциплин.

Программа позволяет руководствоваться 10 фундаментальными принципами реализации:

  • Любая получаемая информация подается в режиме «от общего к частному», что дает возможность определять каждое явление и квалифицировать его в качестве чего-то обобщенного.

Это позволяет более легко встраивать получаемые навыки и знания в уже имеющиеся системы понятий. Программа также отличается системным подходом к организационным вопросам педагогического процесса.

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

  • Информативная составляющая каждой области (художество, окружающий мир, искусство, чтение и другие) подается интегрировано. Это позволяет добиться взаимного совершенствования в группах, при этом, не нарушая целостности мировоззрения.
  • Эвристический подход к образованию в случае, когда дети самостоятельно приходят к определенным выводам. Педагог же только направляет их в нужное русло. К примеру, при изучении химических свойств воды, учащиеся переливают ее из одного стакана в другой, понимая, что жидкость имеет свойство принимать форму.
  • Акцентирование на демонстрации. Чтобы более точно объяснить подготовительной группе такие понятия, как половина, целое или четверть, учитель разрезает фрукт пополам или разламывает хлебобулочное изделие.
  • Проведение экспериментов при помощи разных предметов, которые стимулируют процесс поиска у малышей.
  • Учитываются не только личностные аспекты детей (настойчивость, храбрость, лидерство), но и скорость темпа выполнения различных задач. Это позволяет корректировать методику проведения исходя из того, является ребенок медлительным, или же слишком быстрым.

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

  • Изложение материала обязательно опирается на все виды восприятия: зрение, осязание, слух, чувство времени. Индивиды с различным восприятием могут в одинаковой степени усваивать получаемые навыки, тренируя те аспекты, которые плохо развиты.
  • Применение освоенного материала на личном опыте. К примеру, рисование, танцы, конструирование и прочее.
  • Учет пола ребенка. Прослушивание определенного текста у мальчиков определяется повышенным вниманием к содержанию, тогда как девочки руководствуются эмоциональными переживаниями, чувствами и эмпатией.
  • Ориентирование на сам процесс выполнения, а не на результат. Поэтому особо важно определять такие аспекты, как аккуратность выполнения рисунков или любых других создаваемых предметов.

В любой проведенной деятельности, включая динамические игры или сказочные инсценировки, следует не только обращать внимание на конечный результат, но и оценивать предварительную подготовку детей.

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду вызывает множество положительных отзывов среди педагогов и родителей. Многие отмечают, что она способствует всестороннему развитию детей, формируя у них как когнитивные, так и социальные навыки. Педагоги подчеркивают, что благодаря интеграции различных образовательных областей, дети становятся более любознательными и активными участниками учебного процесса. Родители также отмечают, что программа помогает детям лучше адаптироваться к школьной жизни, развивая у них самостоятельность и уверенность в себе. Важно, что ИСТОКИ учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, что делает обучение более персонализированным и эффективным. В целом, программа получает высокую оценку за свою актуальность и практическую направленность, что делает её важным инструментом в раннем образовании.

Достоинства и недостатки программы

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду от остальных техник отличается главным преимуществом, которое характеризуется четкостью изложения материала и его точной структурированностью.

Основные достоинства методики:

  • Воплощение наиболее целостной тактики совершенствования личности. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Способность к представлению и оценочному суждению культуры в контексте знакомства с творчеством народности, художественными произведениями, мнением об окружающем мире.
  • Обучение сопереживанию и сочувствию к природному миру.

Программа «ИСТОКИ» создает необходимые условия для взаимодействия в рамках детского сада и семьи. Так, родители начинают активно учувствовать в учебно-воспитательном процессе ребенка. Методика объединяет все педагогические требования по ФГОС.

https://youtube.com/watch?v=ycdIPVMvjVM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Несмотря на фундаментальные достоинства, программа также имеет ряд недостатков:

  • Методика акцентирует особое внимание на мире животных, лишь немногим затрагивая растения.
  • Принцип развития посредством продуктивной самостоятельной деятельности характеризуется недостаточной эффективностью в некоторых случаях.
  • Определенные линии развития могут быть несвязанными с обсуждаемым направлением и планом, которые в большей степени реализуются через совершенствование тех или иных навыков. Задачи в рамках старшей группы определяются условностями, что не позволяет получить целостное представление об окружающем мире.

Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе.

Организация и проведение занятия в ДОУ

Организационные вопросы и проведение занятий по программе в ДОУ осуществляются исходя из возрастных категорий подгрупп. При этом существуют рекомендации, которые являются базовыми для любой внутригрупповой практики.

Подготовка к занятию

Первоначальная подготовка к проведению учитывает создание комплексных зон на территории детского сада, которые акцентируют внимание детей на природе, тем самым развивая те или иные навыки. Так, можно прибегнуть к размещению яркой птицы в летнем саду или елки в зимнем уголке.

Перед проведением занятия важно подготовить место для его проведения — это может быть, к примеру, уголок природы

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

Базовая часть подготовки включает:

  • Подробное описание возраста детей в подгруппе.
  • Вычет усредненных показателей интеллектуального развития для определенного возраста.
  • Создание предметно-развивающих уголков исходя из вышеописанного анализа.
  • Организационные вопросы бытовой и профессиональной деятельности педагогов, родителей и психологов.

Интерактивные объекты размещаются таким образом, чтобы дети смогли наблюдать и проводить собственные эксперименты. Здесь необходимо создать нужные условия, которые не будут сдерживать ребенка.

Проведение занятия

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду предполагает наличие 4 основных методических приемов.

Изучение природы по программе «Истоки» в детском саду можно начинать с изучения домашних животных

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

При желании их можно группировать или видоизменять, исходя из особенностей подгруппы:

  • Беседа. С этой методики начинаются все организованные процессы. К примеру, перед тем как рассмотреть тематическую группу «Домашние животные», воспитатель спрашивает у младшей группы о том, есть ли у них дома питомцы. При возможности, педагог должен рассказать о своем животном.

Помимо мотивационной составляющей, беседа — это отличная возможность для подведения результатов программы и создания нужной рефлексии. Начиная со 2 полугодия, дети узнают о том, как правильно давать оценочное суждение и описывать собственные переживания, полученные на занятии.

  • Словесные приемы. Для того чтобы создать качественный диалог между участниками беседы, следует использовать специальные словесные приемы.

Такая речь характеризуется не только педагогическим, но и назидательным эффектом. Высказанные слова педагога позволяют детям расширить собственный кругозор и узнать о новых словосочетаниях. Отличается высокой эффективностью для навыка разнообразного и грамотного изложения мыслей.

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

  • Стихотворения, потешки, загадки и зарисовки. Отлично активизируют и мотивируют детей на дальнейший процесс обучения.

Также обладают стимуляцией к изменению активности, исходя из особенностей проведенных техник. К примеру, для переключения внимания следует использовать более веселые и энергичные стихи, которые можно дополнять при помощи жестов или эмоций.

Поскольку зрительные образы являются приоритетными в воспитании дошкольников, занятия должны включать:

  • различные картинки, которые изображают ту или иную деятельность или сюжет;
  • материалы для непосредственной демонстрации — проектор, музыкальное сопровождение, игры;
  • экспериментальная деятельность при помощи различных материалов для изучения свойств воды, земли и других природных элементов.
Принципиальное отличие программы «Истоки» от других методик — проведение опытов и экспериментов, которые наглядно демонстрируют природные явления

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

Принципиальное различие программы «ИСТОКИ» над другими техниками — наличие содержательного элемента, который излагается на основании взаимосвязи с природными явлениями.

Даже на тех занятиях, которые не связаны тематикой окружающего мира, дети рассматривают различные явления, объясняемые через природу. К примеру, счет можно выучить при помощи желудей или каштанов.

Пример составления плана по внедрению методики «ИСТОКИ»

Автором следующего плана внедрения программа «ИСТОКИ» является эксперт в сфере педагогики — Калашникова С. В. Расписание учитывает множественные факторы развития у детей разных возрастных категорий.

Тематика Развитие навыков федерального плана Развитие навыков регионально-национального плана Локальная задача Техники и приемы Ожидаемый вывод
Сентябрь
«Мы в детском саду» Обучить детей правилам этикета, встречая и провожая педагогов в детском саду.

Сформирование необходимых представлений о взрослых профессиях.

Ознакомить с простыми планами ДОУ, образами и знаками, которыми описываются помещения учреждения. Подробное знакомство с профессиональной работой воспитателя. Экскурсионные занятия по детскому саду; беседы; игры; просмотры видео и картинок при помощи проектора Знания про основные правила этикета в общественных местах.

Представление о будущей профессии, в частности — воспитателем.

«Улица, на которой мы находимся» Ознакомить детей простым правилам, при помощи которых можно составить план окружающей территории — знаками, символами или образами. Обучить детей проходить маршруты (улицы родного города) разной сложности по плану или описанию. Соблюдение правил безопасности на улице. Беседа; показ иллюстраций и карт; составление собственных правил по поведению на улице. Ознакомлены с основными правилами поведения в общественных местах, знают дорожные знаки.
Ноябрь
«Откуда пришел стол» Научить детей создавать простые причинно-следственные связи.

Группировать различные события в определенную последовательность.

Подробно познакомить с методами производства деревянной мебели.

Заинтересовать детей народной культурой при помощи старинных промыслов.

Дать необходимые знания о производственном процессе мебели близлежащих фабрик. Научить определять и называть основные свойства предметов.

Ознакомить детей с химическими и  физическими свойствами дерева при помощи разнообразных инструментов.

Проведение беседы; просмотры иллюстраций и видео; обсуждение и озвучивание доводов. Обладают основными представлениями о методах изготовления мебели из дерева, включая их свойства и знания об истории народности.

Для обеспечения особой атмосферы, следует добавлять различные настольные игры, которые отличаются исходя из предметной или тематической области. Особо важно участие взрослых и наличие творческого порядка.

Оценка и анализ

Анализ полученных результатов особо важен при оценке интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, которые определяются исходя из тематической деятельности.

Такой мониторинг проводится при помощи:

  • наблюдательской деятельности;
  • диалога с родителями и детьми;
  • создания различных ситуаций.
Анализ результатов программы «ИСТОКИ» проводится на основе выполнения плана по занятиям

Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду

Анализ данных может проводиться как педагогом, так и психологом, при помощи специализированных методик. В случае, когда оценочного суждения воспитателя достаточно, профессиональный анализ специалиста может не проводиться.

При этом оценка различными психологическими тестами особо важна для профильного образования и выявления профессиональных качеств.

Оценочный лист по программе «ИСТОКИ»:

Оценка типа развития Средняя оценка исходи из возрастной группы Уровень: достаточный, почти достаточный, недостаточный (Д, ПД, Н)
Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественное и эстетическое
Физическое

Педагогическая программа под названием «ИСТОКИ» позволяет комплексно сформировать личность дошкольника, учитывая такие аспекты, как возраст, психологический тип мышления, способность к обучению и тому подобные нюансы. Методика разработана в соответствии со всеми правилами ФГОС и активно используется в детском саду.

Видео о программе

Программа ИСТОКИ:

https://youtube.com/watch?v=dfJHbi4D4-w%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Кто является автором программы истоки?

Программа «Истоки» (авторы: И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.

Как называется новая программа в детском саду?

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от

Какие программы существуют в детском саду?

Какие бывают программы? Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные – одно или несколько из направлений.

Что такое фгос в детском саду?

Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность обязательных требований, к дошкольному образованию. ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные принципы программы ИСТОКИ, чтобы понять, как она интегрируется в образовательный процесс. Это поможет вам лучше ориентироваться в методах и подходах, используемых в детском саду.

СОВЕТ №2

Обсуждайте с воспитателями и педагогами, как программа ИСТОКИ реализуется в конкретной группе. Это позволит вам узнать о практических аспектах и получить рекомендации по поддержке развития вашего ребенка.

СОВЕТ №3

Участвуйте в мероприятиях и родительских собраниях, посвященных программе ИСТОКИ. Это даст вам возможность задать вопросы и обменяться опытом с другими родителями, что способствует более глубокому пониманию программы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации