Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Эффективность педагогического коллектива в детском саду оценивается исходя из применения определенных образовательных техник, которые соответствуют требованиям ФГОС. Одной из таких методик является популярная программа «РАДУГА», которая обладает высоким коэффициентом успеваемости у детей.

Значение занятий по программе «Радуга» в детском саду

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду является рекомендованной педагогической методикой Министерством образования РФ. Представляет собой систему образовательного процесса со структурированным и комплексным уклоном.

Основная аудитория — дети от 2 до 7 лет. Предполагает планомерное развитие навыков воспитанников лишь одним педагогом.

Комплексный педагогический проект по образованию и подготовке детей был введен в практическую среду в 1989 году. Методика разработана кандидатами наук, профессорами кафедры педагогики и психологами.

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду рекомендована к применению в отношении детей 2-7 лет

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Высокая популярность объясняется наличием акцентирования младших и средних возрастных групп на поддержании нужной заинтересованности при помощи познания, созидания, игрового общения. В старших дошкольных группах — создание нужной мотивации для обучения, в том числе наличие олимпиад.

Методологические значения программы выведены из централизованной идеи отечественной психологии — развитии творческой личности ребенка в качестве отдельного субъекта, активно познающего культуру. Именно с этой позиции были разработаны основные техники педагогического воздействия.

Для организации эффективной работы внутри коллектива, педагог применяет различные виды практической деятельности:

  • творческой;
  • трудовой;
  • социальной.

По возможности проводится их заключение в игровую форму.

Интересно, что первые дети, учащиеся по методике более 20 лет назад, называют программу «Радуга» как основополагающий аспект создания доброй и позитивной атмосферы в детском саду, которую они помнят до сих пор.

Врачи отмечают, что программа РАДУГА, внедренная в детских садах в соответствии с ФГОС, имеет положительное влияние на развитие детей. Специалисты подчеркивают важность интеграции различных областей знаний и навыков, что способствует гармоничному развитию ребенка. Врачи акцентируют внимание на том, что программа включает в себя элементы физического воспитания, что помогает формировать у детей здоровые привычки с раннего возраста.

Кроме того, специалисты указывают на значимость эмоционального и социального развития, которое поддерживается через игровые и творческие занятия. Это, в свою очередь, способствует улучшению психоэмоционального состояния детей и снижению уровня стресса. Врачи уверены, что комплексный подход программы РАДУГА способствует не только физическому, но и психологическому благополучию детей, что является важным аспектом их общего развития.

Программа РадугаПрограмма Радуга

Цели и принципы программы по ФГОС

Общие направления программы раскрываются исходя из целей педагогической работы в определенной возрастной группе, что позволяет расширять и видоизменять образовательные техники. Основные цели программы затрагивают такие важные аспекты, как развитие и совершенствование личности.

Помимо этого, «Радуга» позволяет:

  • Укрепить и сохранить выработку полезных привычек, которые составляют здоровый образ жизни. Так, дети не только выполняют различные задачи, но и помнят о важности мытья рук от использованного клея.
  • Улучшить физическое и психологическое состояние. К примеру, соответствие коммуникативных навыков исходя из возраста ребенка.
  • Обеспечить максимально возможное и содержательное обучение при помощи расширения кругозора. К примеру, рассмотрение тематики народного творчества влечет за собой ознакомление с гжелью, старинными игрушками и хохломой.
  • Всесторонне подготовить ребенка к школе, включая мотивационную составляющую и последующее обучение. Затрагиваются конкретные знания, которые характерны образовательному процессу.

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Для того чтобы реализовать поставленные ребенком цели, программа предлагает решение следующих задач:

  • Обеспечение возможности радостно и содержательно проводить время в детском саду. В этом случае любая познавательная деятельность приводится в игровую форму.
  • Совершенствование важных коммуникативных навыков и речевого аппарата, что возможно благодаря чередованию групповой и индивидуальной форм работы. Сюда же относится общение с родителями и педагогами.
  • Возможность укрепления физического состояния ребенка благодаря поднятию таких важных вопросов, как личная гигиена и самочувствие. Выявляются не только в контексте организационного процесса, но и во время игр.
  • Ознакомление с вопросами защиты, в том числе обучение основам поведения на улице, технике бытовой безопасности.
Программа «Радуга» позволяет решить многие задачи касательно обучения и воспитания детей

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

  • Предоставление базовых знаний о математическом представлении окружающего мира.
  • Формирование уважительного общения с окружающим миром, в частности воспроизводится вопрос о значимости помощи природе.
  • Приобщение к знаниям, искусству или труду. Совершенствует общее осознание моральной стороны добра и зла, а также позволяет выявить эмоциональные действия человека.
  • Совершенствование навыков самоконтроля, в том числе эмоций, трудностей, рефлексии и любых других аспектов.

Представленные программы, задачи и цели исходя из возрастной группы, являются обязательной составляющей, которая применяется в случаях дошкольной организации и введении обновленной педагогической программы.

Достоинства и недостатки программы

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду — это педагогическая методика, которая пользуется достаточно высокой популярностью.

На практике можно выделить объективные достоинства ее внедрения:

  • Полноценное психологическое и физиологическое развитие. В ходе различных видов деятельности, дети приобретают необходимую информацию, включая способность сосредотачивать физическую энергию в полезное русло. Подобным образом происходит высококачественная дошкольная подготовка.
  • Техники, позволяющие максимально реализовать персональный подход к каждому ребенку, что возможно благодаря дифференциальному усвоению программных вопросов.

Так, у преподавателя появляется возможность изменять содержание техники таким образом, чтобы дети с необходимым уровнем развития приобретали немного больше ранее обозначенной информации. В то же время ребенок с недостающими знаниями может улучшить уровень собственного развития и довести его до необходимых значений.

https://youtube.com/watch?v=b0TsRNd22vo%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

  • Составление наглядно-формирующей среды с целью формирования позитивной атмосферы внутри группы, поддержания внутренней уверенности у детей, а также формирования условий для успеха. При этом вещественно-технические особенности не играют никакой роли.

Преподаватель самостоятельно подходит к выбору нужных материалов, которые используются в педагогических целях. Например, при развитии сенсорных возможностей, педагог не покупает уже готовые реквизиты, а производит их сам: пустой ящик, наполненный монетами, мелкими игрушками, сахаром, многое другое.

  • Высококачественный подход к анализу деятельности не с психологической стороны «ребенок должен», а с «ребенок в этом возрасте способен на…». При этом оценочные суждения включают не только практику, но и процесс общения и наблюдения.
Программа «Радуга» помогает раскрыть способности ребенка

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Как и любая другая программа, методика «Радуга» обладает рядом недостатков, которые в некоторых случаях могут не устраивать педагога. Техника не может дать точную установку без применения дополнительных инструментов.

Предполагается, что воспитатель не только исполнитель, но и творец: каждый ребенок обладает рядом способностей, которые можно раскрывать техниками или методиками. Механизм особо сложно реализовать большинству воспитателей, в особенности молодым и неопытным.

Как показывает практика, некоторые из проводимых техник усложнены, что связано с одновременной публикацией новых дополнений и экспериментального внедрения программы в педагогическую среду.

Поэтому многие пожелания детских садов при первом запуске не учитывались, включая не самое объективное соотношение возрастных категорий к ожиданиям родителей.

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду вызывает множество положительных откликов от педагогов и родителей. Многие отмечают, что она способствует всестороннему развитию детей, включая эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы. Педагоги подчеркивают, что методические материалы программы легко адаптируются к индивидуальным потребностям воспитанников, что позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе. Родители, в свою очередь, отмечают, что занятия по программе делают обучение увлекательным и разнообразным, что повышает интерес детей к учебному процессу. Также многие говорят о том, что программа помогает формировать у детей навыки сотрудничества и коммуникации, что является важным аспектом их подготовки к школе. В целом, РАДУГА воспринимается как современный и эффективный инструмент в раннем образовании.

Приемы программы «Радуга»

Исходя из возраста ребенка и видов деятельности, задействованных в самой программе, «Радуга» отличается 4 основными группами приемов, которые наиболее эффективны при комплексном подходе.

Наглядные

Наглядно-образное мышление — это основополагающий тип сознания дошкольников, который формирует эстетическое представление ребенка и поддерживает более прочное усвоение новой информации. Потому особо важно присутствие наглядности на всех этапах занятия.

В педагогической практике используются следующие приемы, которые развивают образное мышление:

  • Картинки. Техника особо актуальна для младших коллективов. К примеру, с ее помощью можно ознакомить ребенка с необходимостью и важностью гигиены после прогулки (мытье рук, ног, умывание). Также она позволяет развить бытовую последовательность действий (положить личные вещи в детский шкаф, убрать за собой постель).
  • Наблюдение. Организационный метод познавательной активности, который дает возможность знакомиться с определенным явлением при помощи органов чувств.

Так, при помощи наблюдения за окружающей средой, ребенок может получить представление о том, как создаются живые организмы. Хороший пример — дети собираются вокруг миски с водой, куда педагог капает растительное масло. После чего происходит процесс наблюдения за тем, как капли начинают объединяться, формируя одну общую кляксу.

Один из приемов программы «Радуга» — наглядная демонстрация материала (например, обучение детей гигиене в картинках)

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

  • Демонстрация. Прием характеризуется показом различных фото и видео материалов, а также инсценированных сцен, при помощи которых детей обучают свойствам предметов или отдельных явлений.

К примеру, для того чтобы научить ребенка правильно собирать снег со двора, педагог показывает небольшие слайды, попутно объясняя, как правильно загребать снег и держать лопату.

Наглядный метод способствует формированию у ребенка важных качеств, при помощи которых он начинает прослеживать взаимосвязь между различными явлениями, тем самым повышая общую наблюдательность.

Словесные

Поскольку речевой аппарат не может развиваться без применения техники активного слушания, программа «Радуга» еще с дошкольного возраста предлагает включать ребенка в диалог:

  • Беседа. Позволяет намного лучше узнать ребенка, включая его интересы и склонности. Создавая собственные техники в группе, связанные с общением, педагог может наиболее эффективно сотрудничать с детьми.
Словесные приемы обучения можно дополнять настольными играми, во время которых дети обсуждают пути решения задачи

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Так, при помощи одной из методик «Круг общения», малыши по приходу в детский сад, начинают диалог с того, о чем новом они узнали вчера и что хотят выучить сегодня. Зачастую такое общение дополняется гимнастикой и настольными играми.

  • Рассказ. Нередко используется для повышения мотивации в самом начале занятия. К примеру, на уроке можно рассказать о Незнайке, который получил задание от Кнопочки по поливке той клумбы, на которой растений больше. Таким образом, дети учатся количественному сравнению предметов.
  • Загадки и стихотворения. Применяя эту технику, учитель не только развивает логическое мышление детей, но также настраивает их на дальнейшее взаимодействие, тренирует скорость мышления. Если в младшей группе часто применяются головоломки с поговорками, то в старшей — простые задачи на логику.
  • Сказки. Данный прием хорошо вписывается в концепцию развития речи, расширяя словарный запас и развивая эмоциональную открытость у детей. При помощи сказок, педагог способен мотивировать ребенка, объясняя определенные понятия (например, с целью разъяснить, почему важно всегда говорить правду и не стесняться окружающих).
Чтение художественной литературы вслух — один из самых эффективных приемов при обучении детей

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

  • Чтение. Это хороший метод, который позволяет развить инициативность у детей — прочувствовать собственную значимость в коллективе. Подобное чтение определяется не сколько качеством текста, сколько повышением навыка. Будь то инструкция по уходу за личной гигиеной или вырезка из журнала. Чтение обязательно происходит вслух.

Работая с младшей группой, педагог должен намеренно создавать различные ситуации, при которых детям необходимо искать и проговаривать слова. К примеру, если ребенок указывает пальцем на желаемый предмет, старший должен сделать непонимающий вид до тех пор, пока малыш не произнесет то, что он хочет — на минимально доступном уровне.

Игровые и практические

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду определяет игры в качестве ведущего типа деятельности, что в совокупности с другими приемами позволяет добиться хорошего результата в обучении.

Примеры популярных игр в ДОУ:

Возрастная категория Тип игры Название Цель Проведение
I младшая группа Подвижный «Мы и мыльные пузыри» Развитие позитивных эмоций в группе.

Помощь ребенку в случае длительной адаптации в детском саду.

Снятие напряжения между детьми.

Педагог выпускает многочисленные мыльные пузыри, рассказывая любое веселое стихотворение. Дети их ловят, делятся собственными впечатлениями, эмоциями.
II младшая группа Дидактический «Кто что ест?» Укрепить имеющееся представление о пище животного мира Дети достают овощи или фрукты из общего мешка. Каждый ребенок должен определить, что это за предмет и сказать, какое животное его потребляет.
Старшая «Один — это много» Обучить созданию существительных чисел множественного типа Основным инструментом является мяч. Педагогом называются существительные объекты в единственном числе, после чего кидается мяч. Ребенок должен назвать множественное число предмета.
Средняя Сюжетный с ролевыми вставками «Наш любимый детский сад» Совершенствовать знания об основном предназначении детского сада и профессиональной деятельности людей, которые в нем работают — нянь, поваров, воспитателей.

Воспитание у ребенка мотивации к подражанию хороших качеств у взрослых.

Использование имеющихся игрушек, которые подходят для игровой тематики. После предложения поиграть в детский сад, педагог выбирает профессию для каждого ребенка. В процессе игры необходимо следить за отношениями между детьми, при возможности  — подсказывать и помогать выходить из трудных ситуаций.

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Игровые приемы тесно связаны с практическими, куда входят аппликации, рисунки, проекты и подделки. При помощи них ребенок познает не только себя, но и окружающий мир — детский сад в целом, других детей.

Символичные

Наиболее популярный прием, используемый практически всеми ДОУ в новом учебном году, — это создание общего панно «Гора самоцветов». Суть техники состоит в образном нанесении цветов радуги, которые символизируют основную область программы «Радуга» — познание и совершенствование.

Панно «Гора самоцветов»

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Так, каждый из детей приносит из дома яркие пуговицы, бисер или бусины, которыми в последующем украшается нарисованная гора. Задача выполняется в групповом формате. По завершению проекта происходит демонстрация картины родителям и педагогу. В течение последующего года, поделка украшает интерактивный уголок детского сада.

Организация и проведение занятия в ДОУ

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду проводится в рамках установленных временных рамок, которые рассчитываются на основании требований к различным возрастным категориям:

  • I и II младшие группы: 15-20 мин.
  • Средняя группа: 25 мин.
  • Подготовительная и старшая группы: 35-40 мин.
Проводя занятия в ДОУ, необходимо помнить о временных рамках — для каждого возраста предусмотрена разная продолжительность уроков

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

Практические и технические элементы занятий подстраиваются под заданный хронометраж:

  • Подготовка (3-5 мин). Введение детей в тематику при помощи мотивации и актуализации заданной информации — изображений, загадок и головоломок, демонстрационных презентаций.
  • Главный блок (20-25 мин.). Характеризуется наличием знакомства с подающимся материалом, включая его обработку и анализ, творческое восприятие информации.

К основному этапу подключаются физические упражнения, игры и общение с детьми. Исходя из особенностей блока, детей обучают самостоятельной деятельности, при возможности, — педагог практически не помогает, только наблюдательная деятельность.

  • Завершающий блок. Дается оценочное суждение всей группе и каждому ребенку по отдельности. Важно говорить одобряющие слова, которые будут мотивировать детей к дальнейшим занятиям. В старшей и средней возрастной категории, оценка работы происходит самими детьми.

Пример конспекта математического занятия по «Радуге» во II младшей группе.

Этап Описание
Введение Педагог привозит на санях небольшую игрушку снеговика, после чего все по очереди рассматривают его округленные формы.

Снеговик говорит детям: «Что-то одиноко и скучно мне по двору гулять, дорожки чистить, да снег убирать. Хочу себе друзей снеговиков. Дети, помогите мне!»

Воспитатель задает вопрос: «Ребята, поможем бедному снеговику?»

Ученики отвечают положительно.

Главный блок Педагог начинает демонстрацию того, из чего можно сделать снеговика: обводя пальцами, он показывает круги и говорит об отсутствии угловатости. После чего воспитатель предлагает каждому ребенку собственноручно покатать круг и понять его структуру.

Задаются вопросы:

«Укажите самый большой и маленький круги».

«Как мы называем фигуры, из которых сделан снеговик?».

После ответов, педагог проводит небольшую разминку, которая сопровождается стихотворениями или песнями о снеговике.

Воспитатель приглашает группу за стол, на котором расположены круги из бумаги разного размера. Дети делают друзей для снеговика.

Работа проходит в самостоятельном режиме с возможной помощью. Если есть желание — добавляются новые предметы, рисуются глаза, нос, шляпа или метла.

Завершающий блок Каждый из детей дарит снеговику нового друга. После чего игрушка благодарит ребят за выполненное задание.

Завершающий вопрос детям от педагога:

«Для кого мастерили снеговиков?»

«Из чего изготавливали?»

Подобная игра не только знакомит с объемными телами (конус, круг, цилиндр), но и укрепляет навык склейки, развивают моторику, воспитывает детей важному умению усидчивости, мотивируя их доводить начатое дело до конца.

Оценка результатов работы по программе

Программа РАДУГА, как и любая другая системная техника, требует оценочного суждения по ФГОС, благодаря которому педагог может оценить работу детей.

Анализ проведенной методики в детском саду характеризуется 3 шагами:

  • Выполнение плана. Процентное и численное соотношение детей, усвоивших суть программы исходя из образовательной деятельности.

На это указывают средний и высокий уровни выполнения, которые вычисляются из затраченного времени на выполнение задачи. На основе анализа выявляются дети, которым нужно больше внимания со стороны родителей и педагога.

Анализ результатов программы «Радуга» проводится на основе выполнения плана по занятиям

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду

  • Анализ программы, что включает оценочное суждение в рамках определенной шкалы (низкая, средняя и высокая). Учитывает выполнение задач исходя из использованных программных областей.
  • Описание анализа. Указывается результативность при задачах в каждой из тематических областей. Применяется процентное суждение нижних, средних или высоких показателей.

Описываются будущие перспективы и предрасположенность к тем или иным навыкам. Исследуются недостатки проведения, которые исправляются на следующем занятии.

Из всех имеющихся педагогических комплексов с интересными приемами, программа «РАДУГА», выведенная по всем стандартам ФГОС, пользуется наиболее высоким спросом. Педагог в ДОУ должен обладать творческим, индивидуальным и справедливым подходом к каждому ребенку.

Видео о программе

Программа РАДУГА:

https://youtube.com/watch?v=0aHq8mHVz5U%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что такое программа РАДУГА и как она связана с ФГОС?

Программа РАДУГА — это образовательная программа для детских садов, разработанная в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Она направлена на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Программа включает в себя различные виды деятельности, такие как игровая, познавательная и художественно-эстетическая, что способствует гармоничному развитию ребенка.

Каковы основные цели программы РАДУГА?

Основные цели программы РАДУГА заключаются в создании условий для полноценного развития детей, формировании у них базовых навыков и умений, а также в подготовке к обучению в школе. Программа акцентирует внимание на развитии творческих способностей, социальной адаптации и эмоционального интеллекта, что является важным аспектом в дошкольном образовании.

Какие методы и подходы используются в программе РАДУГА?

В программе РАДУГА применяются разнообразные методы и подходы, включая игровые технологии, проектную деятельность, исследовательский подход и интеграцию различных видов деятельности. Это позволяет детям активно участвовать в образовательном процессе, развивать критическое мышление и креативность, а также формировать навыки сотрудничества и коммуникации.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные принципы программы РАДУГА, чтобы понять, как она соотносится с ФГОС. Это поможет вам лучше ориентироваться в методах и подходах, используемых в образовательном процессе, и позволит более эффективно взаимодействовать с педагогами.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на индивидуальные особенности детей. Программа РАДУГА акцентирует внимание на том, что каждый ребенок уникален. Используйте разнообразные методы и подходы, чтобы учитывать интересы и потребности каждого воспитанника.

СОВЕТ №3

Регулярно общайтесь с педагогами и другими родителями. Обсуждение успехов и трудностей, с которыми сталкиваются дети, поможет создать поддерживающую среду и даст возможность обменяться опытом в реализации программы РАДУГА.

СОВЕТ №4

Следите за обновлениями и новыми материалами, связанными с программой РАДУГА. Это позволит вам оставаться в курсе изменений и нововведений, а также применять актуальные методики в воспитании и обучении ваших детей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации