Развитие ребенка в 2 месяца происходит действительно стремительными темпами. Какие физиологические и психоэмоциональные процессы происходят, что должен уметь ребенок и как развивать его способности в этом возрасте, — стоит знать каждому родителю.
Нормы веса и роста девочки и мальчика
Согласно официальным данным российских педиатров, рост и вес ребенка в 2 месяца в норме имеют приблизительно такие значения:
- Вес мальчиков (кг) – норма от 4,2 до 6,0; рост (см) – норма от 53,8 до 59,4.
- Вес девочек (кг) — норма от 4,2 до 5,5; рост (см) — норма от 53,3 до 59,3.
Данные показатели являются нормативными, но в медицинской практике часто встречаются отклонения от норм.
Если родился недоношенный ребенок, весом около 1,5 кг, то к двухмесячному возрасту он не успеет догнать средний вес здорового ребенка. Но к полугоду такие дети обычно догоняют ровесников и развиваются так же, как и все остальные.
В возрасте двух месяцев развитие ребенка характеризуется значительными изменениями как в физическом, так и в эмоциональном плане. Врачи отмечают, что в этом возрасте мальчики и девочки демонстрируют схожие навыки. Ребенок начинает лучше контролировать свои движения, может поднимать голову, лежа на животе, и активно реагирует на окружающий мир. Он начинает различать лица и может следить за движущимися предметами.
Специалисты рекомендуют родителям активно взаимодействовать с детьми через игры и разговоры. Простые упражнения, такие как покачивание на руках или легкий массаж, способствуют укреплению мышц и развитию координации. Также важно уделять внимание зрительным и слуховым стимулам: яркие игрушки и мелодии помогут ребенку развивать восприятие. Врачи подчеркивают, что регулярные занятия не только способствуют физическому развитию, но и укрепляют эмоциональную связь между родителями и детьми.
Физиологическое развитие ребенка
В 2 месяца происходит стремительный рост развития. Все системы организма усиливают напряженную работу. Устанавливаются более тесные связи между отделами головного мозга, что приводит к развитию новых способностей, появляются новые навыки и возможности, поэтому дети становятся более активными.
Передача уже более четкой, точной, яркой информации от зрительных нервов в головной мозг способствует развитию аналитических функций и возможностей сравнения.
Развитие и совершенствование слуха помогает гармоничному общему развитию. Младенец может видеть маму и слышать интонацию её речи, сопоставлять это с дальнейшими действиями. Он понимает, когда взрослые ласково с ним разговаривают, а когда чем-то недовольны.
Обостряется обоняние – ребенок чувствует много разных запахов, узнает запах близких. Некоторые резкие запахи (например, духов) могут его раздражать, он может расплакаться, вертеть головой и не успокаиваться, пока источник не исчезнет.
Повышается кожная чувствительность. Это можно проверить, задев ручку или ножку чем-то холодным. Малыш должен одернуть ручку (ножку) или расплакаться на неприятное ощущение. Также проверить чувствительность можно перышком, проведя по животику — отреагирует махами ручек и ножек.
Моторика и движения
В возрасте двух месяцев развитие ребенка активно продолжается, и родители начинают замечать первые достижения. Мальчики и девочки в этом возрасте могут проявлять интерес к окружающему миру: они следят за движущимися предметами, реагируют на звуки и могут улыбаться в ответ на улыбку взрослого. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и нормы могут варьироваться.
Чтобы поддержать развитие, родителям рекомендуется проводить время на полу с малышом, показывать яркие игрушки и читать простые книги. Массаж и легкие физические упражнения помогут укрепить мышцы и улучшить координацию. Также стоит уделять внимание общению: разговоры и песни способствуют развитию слуха и речи. Важно создать комфортную и безопасную атмосферу, где ребенок сможет исследовать мир, что положительно скажется на его эмоциональном и физическом развитии.
Движения ручками
- Младенец во время бодрствования активно двигает ручками, ножками, пытается повернуться на бок. Но движения эти ещё в большинстве случаев хаотичные.
- Многие дети в 2 месяца пробуют напряженно согнуться, лежа на спине, подтягивая ножки к груди. При этом ручки согнуты в кулачки и находятся в тонусе, действуют уже «заодно» с ногами – в этот период у ребенка головной мозг начинает давать сигналы действовать совместно всему организму.
- Если подать в ручку удобную игрушку, он может ухватиться за нее и подержать в кулачке некоторое время.
Умеет ли ребенок держать головку
- В положении«столбиком» здоровые дети пытаются уже сами держать головку.
- В положении лежа на животе, кроха может до одной минуты удерживать головку, поднимая её и поворачивая для лучшего рассмотрения ближайших предметов.
Развитие слуха
В 2 месяца дети умеют различать многие звуки: голоса близких людей (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки или братика), шорох погремушки, мелодию любимой песни, стук молотка. Напряженно прислушиваясь, поворачивают голову на источник звука. Если встать с одной стороны от ребенка и начать с ним разговаривать, здоровый малыш непременно повернет голову в сторону голоса.
Так родители могут проверять слух у детей и в старшем возрасте, постепенно переходя на шепот, чтобы оценить, насколько хорошо он их слышит.
Слишком громкие звуки могут напугать. Напротив, любимая песня приведет к хорошему расположению и поможет отвлечь от проблем с коликами.
Зрение ребенка
В 2 месяца дети умеют различать цвета предметов. Их зрительные нервы уже окрепли и подают правильные сигналы, позволяя быстрее знакомиться с окружающим миром. Малыш начинает выделять любимые игрушки, более бурно на них реагирует, взмахивая руками и ногами.
Младенец может уже подолгу рассматривать яркую игрушку, если повесить над кроваткой, картинку или любимую книжку. Желательно, чтобы картинка или книжка были больших размеров.
Появление в поле зрения маминого лица, здорового малыша приводит в сильное оживление. Если малыш увидит незнакомого человека, это приводит его в настороженность или даже кроха может плачем отреагировать на это.
Формирование речи
Двухмесячные дети уже могут в ответ на мамин голос или песенку протягивать гласные: «а», «о», «у». Это называется гуление. Впервые появляются голосовые ответы, когда всё хорошо, комфортно, приятно.
Мама, нежно поглаживая малыша и напевая ему песенку, может услышать ответ своего крохи в виде протяжных звуков. Также можно это наблюдать, когда мама на руках укачивает малыша, ему комфортно, спокойно, хорошо и он может напевать гласные звуки перед тем, как заснуть. Вообще, напевание в ответ означает, что ребенок в хорошем расположении духа, что его всё устраивает, ему приятно.
Эмоции и сознание
Эмоциональное состояние ребенка сильно зависит от маминого настроения. Если она спокойна, улыбается, напевает ласковые песни, поглаживает его, берет на руки, прижимает к себе – ребенок спокоен и весел.
Впервые младенец осознанно может улыбнуться в ответ на мамину улыбку или песенку именно в двухмесячном возрасте.
В 2 месяца ребенок уже осознанно плачет, требуя внимания или показывая недовольство. Если мама не отвечает на призывы, не обращает внимания или берет на руки с раздражением, – малыш чувствует это на эмоциональном уровне. В таком настроении он не может заснуть и от этого капризничает ещё больше.
Уже в 2 месяца дети умеют по интонации, тону речи определить настроение взрослых, отношение к ним и отреагировать улыбкой или плачем.
Поведение и интеллектуальное развитие
Для двухмесячного малыша характерно веселое расположение с постоянными махами рук и ног, когда бодрствует, улыбкой в ответ на обращение к нему или на песню. В это время здоровый ребенок должен спать ещё по 18 – 20 часов в день, постепенно к концу второго месяца сокращая сон до 15 – 18 часов.
Начинается усиленная интеллектуальная (умственная) деятельность:
- младенец хорошо отличает маму от других людей, радуется ее появлению в поле его зрения;
- отвечает пением на голос мамы или на приятную песню;
- различает предметы и их цвета;
- плачет, когда напуган, раздражен или хочет привлечь внимание;
- поворачивается в сторону звука погремушки или голоса;
- старается самостоятельно держать голову, отжимается на руках, лёжа животе;
- может недолго удерживать удобную игрушку.
В этот период происходит усиленное познание мира и себя, младенец находит свои пальчики и берет их в рот, деснами и языком ощупывает и посасывает их. Именно с этого времени начинается период, называемый «всё попробовать на зубок».
Полезные советы по развитию ребенка
Режим дня и развивающие упражнения
Чтобы ребенок мог расти правильно, необходима помощь.
Для этого родителям можно:
- организовать правильный распорядок дня (совершать прогулки на свежем воздухе);
- ввести один дневной сон на улице (улучшается сон и аппетит);
- проветривать комнату (рекомендации всех педиатров);
- чаще брать на руки, успокаивая;
- поглаживать массажными нежными движениями во время принятия воздушных ванн;
- обязательно перед едой укладывать на живот, чтобы давать возможность самому приподниматься на руках и держать голову;
- поглаживать живот по часовой стрелке, когда лежит на спине. Это помогает улучшить пищеварение;
- после еды 20-30 минут держать в вертикальном положении «столбиком» — это помогает выходу воздуха, который попал малышу вместе с молоком и уменьшает колики;
- делать зарядку – это махи вверх – вниз руками и «лягушка» для ножек. Эти упражнения улучшают кровоснабжение мозга и выводят газы из кишечника;
- обязательно давать положительные эмоции! Улыбка и песня – поднимут настроение, помогут справиться со страхами и развиваться дальше.
Учеными доказано: если младенец считает, что он не нужен, у него на этом фоне развиваются различные отклонения, фобии и патологии.
Именно поэтому, нужно создать все условия, чтобы маленький человечек понимал, что он желанный и любимый. Дети очень чутко реагируют на интонацию, с какой произносятся слова. Доброжелательный тон, нежные объятия дадут уверенность и чувство защищенности.
Психологи утверждают, что «ум находится на кончиках пальцев». Постоянный массаж пальчиков рук и ног помогает быстрее развить умственные способности и речь.
Игры для развития малыша
«Угадай, где?»
Малыш лежит на спинке, взрослый показывает ему красивую погремушку. Потом прячет ее за спину и спрашивает «Угадай, где?». Гремит игрушкой справа или слева. Ребенок должен повернуть голову и найти игрушку глазами, при этом улыбнуться и начать радостно постукивать ногами. Нужно похвалить малыша, что нашел игрушку, давая понять, какой он молодец и настраивая его стараться и дальше.
«Повтори!»
Читаем короткую сказку или стихотворение малышу с выражением и разной интонацией несколько раз. А потом просим: «Повтори!». На что ребенок должен отреагировать гулением и радостными махами рук и ног.
«Коза рогатая»
Рассказывается стихотворение про козу и рукой бодаем животик. Делается весело несколько раз. Со временем ребенок понимает, при каких словах рука его бодает, должен попытаться сгруппироваться и защитить живот.
Эта игра развивает мышление и логику у младенца.
Она помогает мозгу ребенка выстроить причинно – следственную связь (причина – слова, которые произносятся; следствие – бодание живота).
«Запомни!»
Необходимо выбрать интересную вещь (может быть картина на стене или магнитик яркий на холодильнике) и показывать, когда проходите мимо этого места. Говорить: «смотри, какая или какой красивый». Давать возможность разглядывать.
Через некоторое время идти мимо и спросить: «Где картина? (магнитик) или: Где ляля?». Ребенок должен повернуть голову и найти глазами, радостно дергая ногами. Может потянуть свою руку.
При всех ответах на игры нужно подбадривать, одобрять и хвалить малыша. Для него это очень трудно, очень сильная умственная работа. Похвалить, чтобы ребенок и дальше пытался радовать и у него заложилось понимание на всю жизнь, что старания его будут отмечены.
Что должно вызвать беспокойство
Двухмесячный малыш уже многому научился, но в его режиме сон по-прежнему преобладает над длительностью бодрствования. Иногда кроха плачет от колик, но если берут его на руки, гладят живот – то он успокаивается. Чтобы помочь ребенку развиваться, важно заниматься с ним каждый день, применяя разносторонние методы и приемы.
Причинами для беспокойства родителей должны послужить такие факторы:
- Малыш не спит, не может заснуть через 2-3 часа игр, даже если его укачивают. Обязательно нужно сообщить педиатру на следующий же день, как не смог заснуть. Это может быть началом сложного неврологического заболевания.
- Отказывается брать грудь. Сосательный рефлекс у заложен с рождения. Грудное вскармливание для малыша — и еда, и успокоительное средство. Если же на протяжении 7 часов он отказывается брать грудь, даже если не ревёт – срочно сообщить врачу.
- Начался понос. Это приводит к обезвоживанию организма. Как только заподозрили понос, незамедлительно вызвать врача или скорую помощь. Иногда счет идет на часы, так как малыш в двухмесячном возрасте пьёт только молоко и восполнить нехватку воды в организме неоткуда.
- Насторожить должен и непрерывный плач, если не успокаивается более двух часов после принятия средств от колик. Плач может говорить о том, что у ребенка что-то болит помимо живота и необходим осмотр врача. Лучше сразу попасть к хирургу, чтобы проверил специалист.
- Срочно вызвать скорую помощь, если почувствовали затруднение дыхания или хрипы.
- Если младенец запрокидывает голову назад и закатывает глаза, но при этом не спит нужно немедленно вызвать врача или ехать в больницу.
- Если на теле появилась сыпь, не исчезающая при легком надавливании на кожу, если даже нет температуры – срочно нужно звонить в скорую и объяснить причину вашего беспокойства.
- Если температура выше 39 градусов и не сбивается жаропонижающими препаратами в течение получаса – это повод срочного вызова скорой помощи.
- Если у младенца рвота (не путать со срыгиванием) – это может быть острое кишечное заболевание. Срочный вызов скорой помощи.
На втором месяце жизни развитие здорового ребенка очень быстрое и разностороннее, однако, в этом возрасте дети совершенно беззащитны и беспомощны. Поэтому кроме внимательного отношения к гигиене и развитию, стоит следить за возможными отклонениями, замечать особенности поведения и реагировать на них срочным походом к педиатру в случае обнаружения какого-нибудь негативного явления.
Видео о развитии ребенка в 2 месяца
Особенности кормления и развития ребенка в 2 месяца:
Вопрос-ответ
Чему нужно учить ребенка в 2 месяца?
В 1-2 месяца показывайте малышу звучащие и светящиеся игрушки, а также игрушки, выполненные из разных материалов (пластмассовые, деревянные, резиновые, тряпичные и др. ). Разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, пританцовывайте с ним, легонько покачивая. Все это развивает слух, зрение, тактильную чувствительность.
Что должно насторожить в поведении 2 месячного ребенка?
Ребенок мало ест, что может негативно сказаться на физическом развитии, малыш не пытается держать головку, плохо сосредотачивает взгляд и не следит за движущейся игрушкой, не реагирует на звук.
Что должен уметь ребенок в 2 месяца невролог?
Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается, в 3-3, 5 месяца – переворачивается на бочок, в 4, 5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки, в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
Чему учатся дети в 2 месяца?
Что должен уметь ребенок в 2 месяца Он радует вас первой улыбкой, более эмоционально реагирует на голос родителей или звук игрушки, внимательно следит за заметными движущимися объектами, детально рассматривает лица взрослых, часто останавливая взгляд на глазах, хаотично сгибает-разгибает руки и ноги.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за развитием моторики. В возрасте 2 месяцев дети начинают активно двигать руками и ногами. Проводите время на полу, позволяя ребенку свободно двигаться, а также используйте игрушки, которые можно подвесить над ним, чтобы стимулировать хватательные рефлексы.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на зрительное восприятие. В этом возрасте дети начинают фиксировать взгляд на ярких предметах. Используйте игрушки с контрастными цветами и узорами, чтобы развивать зрительное восприятие и внимание вашего малыша.
СОВЕТ №3
Разговаривайте с ребенком. Даже если ваш малыш еще не может отвечать, общение с ним способствует развитию слуха и языковых навыков. Читайте ему книги, пойте песни и просто разговаривайте о том, что вас окружает.
СОВЕТ №4
Создайте комфортную среду для сна. Важно, чтобы ребенок хорошо спал, так как это способствует его развитию. Убедитесь, что в комнате тихо, темно и комфортно, а также придерживайтесь режима сна, чтобы помочь малышу установить привычки.