Сегодня среди молодых родителей, педагогов и педиатров возникает много споров с какого возраста необходимы развивающие занятия. Желая только лучшего для ребенка, многие мамы и папы непомерно нагружают детей, записывая их сразу на несколько кружков разной направленности.
В то же время некоторые родители считают, что ребенку 2-6 лет в первую очередь нужно как следует насладиться детством, а когда время придет его всему научат в школе.
Важность развивающих занятий для детей
Развивающие занятия не должны занимать все время ребенка и превратить его в жизнь в сплошную гонку за знаниями, где нет места детским забавам и играм. Подбирать материал и время для его усвоения следует в соответствии с возрастом ребенка.
Грамотно подобранные, интересные для малыша, занятия помогут:
- расширить кругозор ребенка;
- привить любовь и стремление к получению новых познании;
- научиться общаться с окружающим миром и идентифицировать себя в нем;
- развивать логическое мышление;
- пополнить и нарастить словарный запас;
- тренировать память.
Пускать развитие ребенка на самотек и пренебрегать занятиями с ним также не стоит, ведь можно упустить драгоценное время и вырастить школьника, которому будет вообще ничего не интересно. При желании можно проводить интересные занятия в игровой форме и дома.
Врачи отмечают, что развивающие занятия для детей в возрасте 3-6 лет играют ключевую роль в подготовке к школе. В этом возрасте формируются основные когнитивные и социальные навыки, которые помогут ребенку адаптироваться к учебному процессу. Специалисты подчеркивают важность разнообразия занятий: игры на внимание, логические задачи и творческие задания способствуют развитию мышления и воображения.
Кроме того, занятия в группе помогают детям учиться взаимодействовать с ровесниками, что является важным аспектом социализации. Врачи рекомендуют родителям уделять внимание не только академическим навыкам, но и эмоциональному развитию, создавая комфортную и поддерживающую атмосферу. Правильный подход к обучению в этом возрасте закладывает фундамент для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Занятия с ребенком до года
С рождения до 1 года жизни ребенок делает в своем развитии колоссальный рывок. И хотя многие считают, что малыш слишком мал для серьезных занятий, именно в это время закладывается познавательная активность ребенка. Развивающее обучение в таком возрасте проходит в игровой форме, в процесс обычно активно вовлечена мама малыша (могут участвовать и другие родственники).
Изучение букв и цифр
В этом возрастном периоде целью является не воспроизведение алфавита и цифр по порядку, а узнавание. Малышу демонстрируются карточки с цифрами, на которых изображены крупные предметы (мяч, цветок, кубик) в количестве равном каждой цифре. При этом взрослый подробно объясняет, что это за предметы и сколько их изображено на картинке.
Результат закрепляют при помощи пальчиковых игр, подбирая игры со счетом. Изучение алфавита проходит также демонстрационным методом. Карточки с буквами должны быть довольно крупными. Рядом с буквами могут находиться изображения с предметами, начинающимися с этой буквы. Малышу показывают карточку и поясняют, что изображено и как называется заглавная буква.
Ближе к году при регулярных занятиях ребенок будет сам называть некоторые буквы, находить их по просьбе среди разложенных карточек. Начинают занятия с 3-6 месяцев, когда ребенок становится контактным.
Многие родители отмечают, что развивающие занятия для детей в возрасте 3-6 лет играют ключевую роль в подготовке к школе. Они помогают формировать базовые навыки, такие как чтение, счет и логическое мышление. Родители подчеркивают важность игры в обучении: через игровые методики дети легче усваивают информацию и развивают креативность.
Некоторые мамы и папы делятся опытом, что занятия в группе способствуют социализации, учат детей работать в команде и находить общий язык с ровесниками. В то же время, другие родители предостерегают от перегрузки, подчеркивая, что важно учитывать индивидуальные интересы и способности ребенка. В целом, развивающие занятия воспринимаются как полезный инструмент, который помогает подготовить детей к школьной жизни, создавая прочный фундамент для дальнейшего обучения.
Карточки методики Глена Домана
Глен Доман — физиотерапевт из Америки, придумавший восстанавливающие программы для детей с особенностями развития нервной системы. Детям занятия по данным программам позволяют развивать мышление, тренировать память. Занятия предполагают чередование двигательной активности, которая естественна для всех здоровых детей, с демонстрацией обучающих карточек.
На карточках изображены фрукты, овощи, деревья, предметы быта, цвета, написаны простые слова, цифры, несложные примеры. По мнению создателя программы, связь между физическим развитием и интеллектуальным огромна. Поэтому ребенок должен иметь возможность двигаться с первых недель жизни. Не приветствуется тугое пеленание, тесная одежда, ходунки, манежи, длительное пребывание в коляске.
С 3-6 месяцев ребенку начинают показывать картинки с различными изображениями. Занятия не отнимают много времени, всего за один раз демонстрируют 10-15 изображении (по 1 секунде каждую), озвучивая, что нарисовано на каждом из них.
Это приучает малыша к обучению, впоследствии поможет легко научиться читать и считать:
Каждодневное наполнение | Изучается 5 наборов (категории) слов по 5 карточек (всего 25 карточек) |
Одно занятие | 1 комплектация карточек из 5 слов, показанных лишь однажды |
Частота | Каждая комплектация карточек демонстрируется 3 раза в день |
Длительность занятия | 5 секунд |
Изученные (введенные ранее) слова | По 5 слов ежедневно (из разных категорий) |
Общее число демонстрации каждого слова | 3 раза в день на протяжении 5 дней (всего 15 раз) |
Сторонники данной методики отмечают, что у малышей рано развивается фотографическая память. Проводить занятия могут сами родители в домашних условиях. В то же время в программе нет занятии на развитие сенсорики и моторики пальцев рук.
Рисование по методике Марии Гмошинской
Гмошинская – детский врач, кандидат и руководитель центра раннего развития детей. Ее разработка – дать возможность рисовать детям как можно раньше. По ее мнению заниматься творческим процессом с ребенком можно с 6-7 месяцев, когда навык сидения становится стабилен. Для организации процесса понадобятся листы формата А3 и гуашь (4-6 цветов).
Рисуют малыши пальцами вместе с взрослыми, что благотворно влияет на становление речи, нервной системы. Занятия рисованием призваны вырастить спокойного ребенка, помочь ему с цветовосприятием.
Занятия на фитболе
Преимуществами занятии на фитболе являются:
- снижение тонуса сгибательных мышц, наблюдаемого у многих грудничков;
- укрепление мышц спинки;
- покачивания на мяче помогает работе внутренних органов, помогут укачать младенца при коликах, метеоризме;
- занятия имитируют колебания, напоминающие малышу о времени проведенном в материнской утробе и успокаивают его.
Упражнения с мячиками
Отличным способом развития речи и моторики являются занятия с массажными шипованными мячиками. Играть с такими мячами-ёжиками можно с самого рождения. Начиная с 2-3 недельного возраста мячиком проводят по стопам малыша, массажируют ладони.
Когда ребенок подрастет упражнения проводят в игровой форме, имитируя, как мячик по ножке или ручке съезжает с горки, становится ежиком, которого надо щипать и щекотать.
Развивающие занятия для детей от 1 года до 2 лет
Занятия для ребенка 1-2 лет, развивающие его интеллект, память и речь, должны быть направлены на познание мира, его устройства и формирование первых логических связей. Подросший малыш в этом возрасте продолжает активно познавать мир. Различные по характеру обучающие методики будут способствовать физическому, умственному и сенситивному развитию крохи.
Рисование с помощью пальцев
Малыш в этом возрасте теперь может рисовать пальцами более осознанно. Родителям все еще следует контролировать процесс, но уже после 1,5 лет, регулярно занимаясь, ребенок может самостоятельно разукрасить картинку, ближе к 2-м годам рисовать несложные формы. Для занятий подойдет гуашь, или специальные пальчиковые краски.
Кинетический и живой песок
Игры с песком неотъемлемая часть развития детей в возрасте от 1 до 2 лет. Чтобы игра проходила с пользой родителям стоит показывать малышам как лепятся фигурки. Некоторые родители обходят песочницы стороной из-за того, что дети быстро пачкаются и доставляют после таких игр много хлопот.
Однако это неверный подход, ребенок должен прощупать живой натуральный песок, попробовать лепить из него, да и к тому же в песочницах обычно развиваются первые коммуникативные навыки общения с другими детьми. Для похода в песочницу следует подобрать одежду более темных тонов из легко стирающихся тканей.
Существует также кинетический песок, которым можно играть дома, так как он не запачкает одежды и легко собирается даже с ковров. Он состоит и обычного песка и полимера, бывает разных цветов, чем привлекает внимание детей. Занятия как с обычным, так и с кинетическим песком помогает развивать воображение и творческие задатки.
Полезны такие игры как для здоровых деток, так и имеющих некоторые особенности развития (аутизм, СДВГ).
Аппликации
Вырезание из бумаги деталей целого предмета и последующее приклеивание вместе с мамой займет ребенка на долгое время. Изображения не должны быть сложными. Пусть это будет дом, снеговик или яблоко. Такие картинки малыш в полной мере сможет приклеивать самостоятельно или вместе с мамой. А вот доверять вырезать элементы ребенку в этом возрасте пока не стоит.
Игры и рисование песком
Рисование при помощи песка – это эффективный метод арт-терапии, который успешно применяется в работе с малышами.
Песок имеет ряд преимуществ:
- он сыпуч, приятен на ощупь;
- помогает расслабиться, снять детскую агрессию, напряжение;
- развивает пальчики малыша и креативное мышление;
- риск неудачи нивелирован – работать с ним легко, всегда можно исправить результат.
Для занятий необходим поднос и сухой песок. Важный момент играть и рисовать песком ребенок должен 2-мя руками, это способствует развитию межполушарной ассиметрии.
Бизиборд
Бизиборд представляет собой развивающий стенд (доску) с множеством занимательных предметов, таких как кнопки, замки, прищепки, детали. Такую доску можно приобрести в магазине либо же изготовить самостоятельно. Бизиборд выступает как тренажер и способствует развитию усидчивости, сообразительности, логики и сенситивной моторики.
Во время игр взрослому необходимо присматривать за ребенком из-за обилия мелких элементов на бизиборде.
Песни и игры по методике Железновых
Занятия для ребенка 1-2 лет, развивающие с доминированием игровой формы и музыкальным сопровождением, оказывают положительное влияние на интеллект ребенка. На постсоветском пространстве очень популярна методика музыкантов и педработников Екатерины и Сергея Железновых.
В методику включены потешки, песни, колыбельные, сказки –постановки с музыкальным сопровождением, подвижные, пальчиковые и жестовые игры. Занятия построены в форме игры, ребенка ничего не принуждают делать. Воспитатель (учитель, мама) показывают движения и наблюдают за реакцией ребенка, который повторяет движения только при желании.
Во время занятии используются простейшие музыкальные инструменты: бубен, погремушки, трещотки, клавесы, шейкеры, ксилофон, барабан, тарелочки, ложки.
Благодаря групповым занятиям у детей:
- появляется чувство ритма, развивается музыкальный слух;
- развивается умение взаимодействовать в коллективе;
- корректируются речевые нарушения.
Развитие от 2 до 3 лет
Занятия для ребенка 2-3 лет развивающие становятся разнообразней в этом возрасте, ведь подросший малыш уже более осознанно учиться считать, складывать буквы в слоги, развивается его речь. Важнейшим новым умением является развитие наглядно-действенного мышления, свидетельствующего о переходе от младенчества к раннему детству.
Ребенок начинает понимать для каких целей предназначены предметы и вещи, как ими пользоваться. Чтобы развитие предметной деятельности проходило успешно, важно чтобы ребенок понимал, что одним и тем же предметом можно выполнять разные действия. Поэтому важно, чтобы окружающая обстановка не была перегружена большим числом игрушек.
Развитие мелкой моторики и сенсорной чувствительности
На этом этапе развития колоссальное значение имеет тренировка пальцев, ведь развитие моторики и сенсорики важно для интеллекта. В этом возрасте малышу можно предлагать занятия с разными крупами, макаронами, пуговицами, фасолью. Для этого в емкости перемешивают 2-3 вида круп и предлагают малышу отобрать каждую отдельно.
https://youtube.com/watch?v=dvabkg9-N58%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Полезным занятием будет нанизывание на нитку или проволоку пуговиц, крупных макарон. Так как ребенок достаточно мал, весь процесс должен контролироваться взрослым.
Развитие воображения с помощью творчества
Должное внимание следует уделять рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия должны проводится с ребенком не реже 2-3 раз в неделю. В таком возрасте ребенок уже зачастую сам может иметь намерение изобразить что-либо (дом, человек). Для лепки в таком возрасте лучше ребенку лучше предлагать тесто (специальное).
Оно более мягкое, чем пластилин, и малыш сможет самостоятельно вылепливать шарики, колбаски. В детских магазинах для детей этого возраста предлагаются аппликации по возрасту, где картинка выкладывается при помощи пуговиц, маленьких клеящихся элементов.
Физическое развитие, ловкость
Полноценное развитие детей невозможно без движения. В возрасте от 2 до 3 лет большую часть времени малыш тратит именно на активные действия, ребенку доставляет радость бегать и прыгать. В этом возрасте дети хорошо катаются на велосипеде, некоторые на самокате. Дома можно проводить с ребенком гимнастику, зарядку по утрам.
Полезны будут занятия в бассейне, где ребенка будут обучать плаванию. Подвижные игры с мячом разовьют ловкость и скорость, научат координировать движения.
Развитие речи, обучение чтению, счету
Словарный запас к концу 2 года жизни достигает 1000-1500 слов. Очень негативное влияние оказывает на речевое развитие длительный просмотр мультфильмов, игры на планшете, телефоне. В этом возрасте следует читать ребенку, рассказывать сказки, учить с ним стихи.
Чем больше ребенок слышит грамотную речь, чем больше вовлечен в беседу, тем крепче становятся нейронные связи в области мозга, отвечающие за речь. Обучение счету проводят в игровой форме, предлагая малышу посчитать игрушки, кубики, мячики.
Развитие памяти, логики, внимания
Начиная с 2 лет с ребенком можно выполнять очень простое упражнение тренирующее память «запомни картинку».При успешном освоении этого задания задачу усложняют предлагая малышу изобразить на бумаге несложный узор (ближе к 3-ем годам).
Чтобы малыш учился выстраивать логические цепочки, внимательно анализировал входящую информацию, очень полезны игрушки-сортеры, карточки, где надо находить и соотносить понятия по заданным параметрам (найти часть целого, соотнести по цвету, одушевленности, принадлежности к животному или растительному миру).
Знакомство с окружающим миром
Занятия для ребенка 2-3 лет должны обязательно включать знакомство с окружающей реальностью. Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой по парку, посещением зоопарка. Маленькому человеку в этом возрасте любопытно все вокруг. Задача взрослого — объяснять доступно и подробно все явления, происходящие вокруг и дома проводить параллели в детской игре (игра в магазин, в доктора).
От 3 до 4 лет
Этот период времени в жизни ребенка характеризуется переходом любопытства в любознательность. Вчерашний малыш становится младшим дошкольником и продолжает познавать мир более осознанно. Важная особенность этого периода – кризис 3 лет, когда происходит становление «Я» ребенка, первичная социализация.
Развитие речи
Большинство детей этого возраста уже посещают детский сад и их словарный запас пополняется теперь еще и на занятиях во время общения с воспитателем.
Однако по-прежнему огромную роль играет внутрисемейное общение поэтому важно:
- не перебивать малыша;
- в разговоре не коверкать и не искажать слова;
- уделять внимание чтению книг;
- побуждать ребенка к беседе, поддерживать разговор.
Всевозможные игры со словами помогут освоить родной язык, расширить словарный запас.
Например:
- ребенок вытягивает карточку с буквой и подбирает слова на нее;
- задача ребенка в ответ на вопрос — сформулировать, где находится тот или иной предмет (на шкафу, под столом);
- ребенку называют слово, а он должен образовать прилагательное;
- взрослый предлагает малышу помочь подобрать рифмы к словам.
Развитие мелкой моторики
Так как малыш подрос задачи можно несколько усложнить. Кроме игры с крупами, песком ребенку предлагают обвести трафарет, стакан, собственную ладошку. Лепка из пластилина еще один способ занять руки малыша с пользой. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно лепить снеговиков, машинки, некоторые фрукты. Изучение живого природного материала также будет полезно.
Гуляя по лесу можно насобирать шишек, при помощи которых делать массаж для маленьких ладоней.
Логическое мышление
Мыслительный процесс в 3-4 года носит эмоциональный характер. Поэтому развитие логики должно проходить в игровой форме, способной увлечь ребенка.
Для такого возраста подбирают простые игры, развивающие базовые логические принципы:
- обобщение предметов по категориям — при помощи лото или карточек ребенок учиться объединять изображения по разным группам (животные, фрукты, времена года);
- выделение и отличие свойств предмета – такие игрушки обычно присутствуют еще в раннем младенчестве (шарики, мячи, кубики, рамки-вкладыши);
- умение сравнивать и анализировать развивают загадки;
- любимая многими детьми игра «найди лишнее» и «ассоциации» (стол-стул, чашка – ложка);
- умение ориентироваться в частях целого, формировать структуру помогают развивать пазлы.
Творческие способности
Задачей взрослых и воспитателей является создание условий благоприятных для раскрытия творческого креативного потенциала ребенка:
- важно не принуждать к какому-либо виду деятельности, а предоставить свободу выбора;
- для самоопределения важна окружающая среда – наличие материалов и приспособлений для занятий творчеством;
- раскрытию заложенного потенциала способствует безопасный микроклимат в семье, детском учреждении.
Ребенок в 3-4 года может проявлять большую склонность к определенному занятию (рисованию, музыке, танцам). При наличии желания у ребенка его можно записать в танцевальный кружок, на пение, музыку. Главное, чтобы занятия приносили радость и не сильно перегружали нервную систему малыша.
Элементарные математические представления
Элементарные математические понятия, которыми должен оперировать ребенок в 3-4 года это:
- форма;
- счет и количество;
- величина;
- умение ориентироваться во времени.
Занятия проводят 1-2 раза в неделю.
Малыша учат:
- оперировать понятиями «мало-много»;
- считать до пяти и обратно;
- сравнивать группы предметов (до 5 предметов) и анализировать где больше, меньше, поровну;
- узнавать фигуры и формы (шар, треугольник, куб, квадрат).
Музыкальное развитие
Цель музыкального развития – побуждение ребенка к активности. Дети учатся подпевать, ритмично двигаться, распознавать характер музыки.
На музыкальных занятиях в садах, на кружках детей учат:
- танцевать в парах;
- двигаться в такт с предметами (платки, листочки);
- узнавать и называть музыкальные инструменты.
Развитие от 5 до 6 лет
У детей этого возраста особое внимание следует уделить развитию:
- памяти;
- внимания;
- воображения;
- восприятия.
Занятия следует выстраивать в игровой форме с элементами обучения. Для развития воображения хороши ролевые игры со взрослыми. В этом возрасте ребенок может четко представить себя врачом, учителем, продавцом, с удовольствием вовлекается в процесс игры. Для тренировки памяти ребенку читают или дают слушать в записи сказки.
После просят пересказать услышанное, вспомнить, что было изображено на той или иной картинке. Ребенок в этом возрасте способен сам находить себе занятия. Старший дошкольник зачастую сам просит краски, пластилин, ножницы, клей и творит. Еще один важный момент – обучение чтению и письму. Лучше начинать с книг, которые больше всего нравятся ребенку.
Начиная с 5 лет, ребенка начинают учить писать в прописях, постепенно подготавливая руку к письму. При наличии проблем с речью обязательно следует посещать коррекционные занятия у логопеда.
Занятия для детей младшего школьного возраста
Младшие школьники активно вовлечены в учебный процесс. Задача родителей помогать детям справляться с программой, следить за здоровьем ребенка. Многие дети в это время посещают различные секции, кружки по интересам. Ребенок в состоянии заниматься сосредоточенно одним делом от 10 до 30 мин. Занятия должны быть построены так, чтобы не перегружать ребенка.
Упор следует делать на предметы, с которыми у ребенка возникают затруднения. Помимо интеллектуального развития полезны занятия спортом, плавание, танцы, гимнастика.
Занятия для детей разного возраста должны выстраиваться в соответствии с особенностями их индивидуального развития. В возрасте от 0 до 7 лет ребенок проходит колоссальный путь от младенчества до школьной скамьи. Каким будет этот путь, зависит от окружения малыша.
Видео о развивающих играх для детей
20 идей развивающих занятий для ребенка до 2-х лет:
https://youtube.com/watch?v=3yZaq9EHf1s%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие бывают развивающие занятия для детей?
Игры на моторикуречевые игрыигры на воображениеигры для сенсорного восприятияигры для тренировки памяти
Что такое подготовка детей к школе?
Подготовка к школе – это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе. Ниже описаны компоненты готовности, а подпункты, которые включены в эти компоненты – служат направлениями, по которым непосредственно осуществляется подготовка.
Чем полезны развивающие занятия для детей?
Чем полезны развивающие занятия для ребёнка Ребёнок растёт в обогащенной развивающей среде, что способствует развитию его познавательных способностей, заинтересованному отношению к окружающему миру, формированию познавательного интереса и привычки самостоятельно мыслить.
Чем занять ребенка в 3. 5 года?
Йога для детей Чтобы поиграть с ребёнком в йогу, не нужно быть опытным практиком. Мультфильмы Настольные игры Чтение Фотосессия Монтессори игры Рукоделие Виртуальные музеи
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые методы обучения. В этом возрасте дети лучше воспринимают информацию через игру. Применяйте настольные игры, развивающие карточки и интерактивные приложения, чтобы сделать занятия увлекательными и интересными.
СОВЕТ №2
Стимулируйте творческое мышление. Предлагайте детям рисовать, лепить из пластилина или создавать поделки из подручных материалов. Это не только развивает мелкую моторику, но и помогает формировать креативное мышление.
СОВЕТ №3
Включайте в занятия элементы повседневной жизни. Учите детей считать предметы во время прогулки, распознавать цвета и формы в окружающем мире. Это поможет им связать полученные знания с реальной жизнью и повысит интерес к обучению.
СОВЕТ №4
Создайте распорядок дня. Регулярные занятия в определенное время помогут ребенку привыкнуть к учебному процессу. Включите в распорядок время для чтения, рисования и других развивающих активностей, чтобы формировать у ребенка привычку к обучению.