Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Если ребенок в 2-4 года не разговаривает, то родители в первую очередь обязаны определить корень проблемы, а уже после применять различные логопедические техники, порой изматывающие малыша, и даже приводящие к сбою психоэмоциональной и физиологической нормы развития индивидуума. Важно учитывать возрастные этапы формирования речи, состояние здоровья, регулярно стимулировать артикуляционный аппарат, выполняя дыхательные гимнастики, развивая слух и зрительный контакт.

Возможные причины

Знания об окружающем мире можно передавать по-разному: картинки, жесты, движения тела, мимика и т.д. Но ученые считают, что язык является самым полным и наиболее полезным способом общения друг с другом. Теперь становится понятным, почему у маленьких детей крайне необходимо развивать способности языкового общения. Малыши должны уметь слушать, реагировать с пониманием, разговаривать. Это позже даст возможность им совершенствовать навыки чтения и письма.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Задержка речевого развития может наблюдаться в разном возрасте, в норме, до 2 лет ребенок должен заговорить. Вследствие расстройства речи нарушается связь с окружающим миром, огранивается умственное развитие в целом.

Многие врачи отмечают, что отсутствие речи у детей в возрасте от одного до четырех лет может быть связано с различными факторами. Одной из причин может быть задержка речевого развития, которая часто наблюдается у детей, особенно если в семье есть подобные случаи. Также стоит учитывать влияние окружающей среды: недостаток общения и стимуляции может замедлить развитие речевых навыков.

Если ребенок не реагирует на обращение или не понимает простые команды, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах, таких как слуховые нарушения или расстройства аутистического спектра. Важно не паниковать, а обратиться к специалистам — логопедам и педиатрам, которые помогут определить причины и предложить подходящие методы коррекции. Раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию и помочь ребенку развить необходимые навыки общения.

Когда и что делать, если ребёнок не говорит? - Доктор КомаровскийКогда и что делать, если ребёнок не говорит? – Доктор Комаровский

Основные причины отсутствия речи до 2 лет

Возможные причины:

  1. Родовые травмы или патологи внутриутробного развития – аффиксация плода, затяжные роды, частые стрессовые ситуации, нервные переживания матери при беременности.
  2. Невралгия – общий гипотонус мышц или дисфункция развития головного мозга.
  3. Проблемы со слуховым аппаратом – полное или частичное снижение слуха.
  4. Интеллектуальная недостаточность – умственная отсталость в разной степени, что стимулирует задержку психического развития.
  5. Аутизм – замкнутость и необщительность ребенка.
  6. Афония – нарушение работы голосовых связок.
  7. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за дефектных особенностей звукового аппарата.
  8. Дефицит внимания или просчеты в воспитании – ребенком не занимаются, говорить самостоятельно он не хочет или боится.
Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Без постановки точного диагноза проводить корректирующую работу с ребенком не эффективно, важно исключить психические нарушения, патологии голосового аппарата, синдром умственной отсталости.

Причины отсутствия речи от 3 лет

Ребенок 3-4 года не разговаривает вследствие нарушения физического и психоэмоционального состояния здоровья. После 3 лет дети способны учить стихи, рассказывать и даже читать самостоятельно сказки, правильно склоняя слова и формируя предложения.

Если же речь малыша скудна, то причины могут быть нескольких видов:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Внешнее проявление причины молчаливости ребенка может заключаться в отсутствии мотивации, нежелании малыша выражать свои потребности при помощи речи. Такое может быть при чрезмерной опеке родителями, когда за ребенка все делают взрослые, не давая ему возможность выразить личное мнение. Также имеет место излишняя требовательность к чаду, когда его настойчиво требуют повторять каждое слово, при этом правильно склоняя по падежам. Такое давление формирует страх, что ведет за собой – нежелание разговаривать вовсе.

Если в семье разговаривают на нескольких языках сразу, то ребенку может быть сложно определиться с лексемами одного языка. Часто такие дети начинают говорить позже сверстников, однако хорошо все понимают и идентифицируют. Немаловажно учитывать атмосферу в доме, наличие/отсутствие общения взрослых с ребенком, влияние гаджетов, уровень социализации в обществе.

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок в возрасте 1-4 лет не говорит или не реагирует на обращения. Это может вызывать беспокойство и страх. Причины могут быть разнообразными: от индивидуальных особенностей развития до возможных нарушений слуха или аутизма. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и некоторые могут начать говорить позже, чем их сверстники.

Если малыш не реагирует на имя или не понимает простые команды, стоит обратить внимание на его поведение. Возможно, ему сложно сосредоточиться или он испытывает трудности с восприятием окружающего мира. В таких случаях полезно обратиться к специалистам: логопедам или детским психологам, которые помогут выявить причины и предложить подходящие методы работы.

Родителям стоит создавать благоприятную языковую среду: читать книги, петь песни, активно общаться с ребенком. Важно проявлять терпение и поддержку, ведь каждый шаг к общению — это уже большой успех.

Генетический фактор

Нельзя исключать генетический аспект развития речи в семье. Исследование британских ученых доказало тот факт, что существует конкретный ген, ROBO2, который оказывает влияние на способность к обучению ребенка. Расположен он в 3 хромосоме, рядом с участком, который отвечает за склонность к проявлению дислексии (нарушение процесса чтения).  Порой из-за генетических особенностей ребенок не может координировать движение глаз, имеет нарушенный фонематический слух. В таком случае без опытного специалиста не обойтись.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Однако на способность говорить этот ген не влияет, а потому при длительном молчании ребенка полагаться на этот факт опрометчиво, тем самым запуская нарушения в его психическом и интеллектуальном развитии.

К какому специалисту обратиться

Ребенок 1-4 года не разговаривает, значит, нужно пройти обследование у нескольких специалистов:

  • педиатр;
  • лор;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • логопед.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Работа по восстановлению речи у ребенка проводится комплексно, сначала составляется план занятий и согласовывается последовательность применения разных видов терапии. А потому может потребоваться помощь физиотерапевта, остеопата, массажиста, диетолога.

Диагностика

Ребенок в 1-4 года упорно не желает разговаривать, значит на первичном осмотре у педиатра необходимо установить предварительный диагноз ЗРР, ЗПРР, ОНР (задержка речевого/психического развития). Далее проводится динамическое обследование (после курса логопедических занятий), вследствие которого уточняется клинический диагноз. Педиатр оценивает возрастное развитие, устанавливает наличие соматических заболеваний. Невролог назначает обследования ЭЭГ, ЭхоЭГ, УЗДГ артерий головы.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

На приеме у отоларинголога определяется острота слуха, а психиатр при помощи тестов изучает психомоторное развитие. Может потребоваться консультация у остеопата, если зажаты сосуды шеи и головы.  Когда имеются выраженные проблемы со здоровьем, психоэмоциональные нарушения, то в первую очередь необходимо посетить профильного специалиста, пройти курс лечения, а после проводить работу по восстановлению речи.

Методы лечения

Ребенок 1-4 года не разговаривает, значит, для коррекции речевого развития нужно использовать комплексный мультидисциплинарный подход, для которого потребуется медикаментозная терапия для устранения неврологических причин задержки речи с обязательной совместной работой педагогов и родителей.

Медицинские мероприятия

При лечении ЗПРР могут применяться такие медицинские методы:

  • ТКМП – транскраниальная микрополяризация способствует усилению моторной части, что способствует активизации нагрузки речи, выполняется воздействием током слабой силы на зоны Брока и Вернике (участок коры головного мозга);
  • назначение ноотропов – препараты для восполнения дефицита витаминов и микроэлементов в организме ребенка, которые способствуют улучшению обменных процессов в мозговой ткани («Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» , «Энцефабол», «Нейромультивит»);
  • массаж – как общий, для всего тела, с целью устранения напряжения в мышечной части спины, шеи, рук, ног, так и профильный, логопедический (иннервация мышц речевого аппарата);
  • артикуляционная гимнастика – укрепление мышц языка, губ, щек, мягкого неба;
  • магнитотерапия – лечебное воздействие низкочастотного магнитного поля в непрерывном или импульсном режиме;
  • электроакупунктура – активизация рефлексогенных зон электрическим током.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

https://youtube.com/watch?v=dIOr8aPmd8k%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

При наличии структурных повреждений черепа и позвоночника потребуется квалифицированная помощь остеопата. В результате восстановления функций костной, нервной системы и кровоснабжения нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга, что изменяет поведение ребенка и стимулирует развитие речи. К альтернативным методам лечения задержки речи можно отнести дельфинотерапию, музыкальное воздействие на органы чувств, иглотерапию, восстановление режима сна, рациона питания, а также малоинвазивную микрохирургическую операцию с целью присоединения дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга.

Работа логопеда и дефектолога

Ребенок 1-4 года не разговаривает, значит, нужно применить коррекционную работу логопеда и дефектолога, направленную на развитие мелкой моторики, памяти, мышления. Задача специалистов – активизировать артикуляционный аппарат, стимулируя мимические и жевательные мышцы лица и шеи.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Результат – ребенку будет легче произносить звуки и их сочетание, составлять предложения и формировать тексты:

Деятельность логопеда и инструктора по физической культуре

Коррекционно-развивающая деятельность

Ознакомление с диагнозом

Развитие слухового, зрительного и пространственного восприятия действительности

Составление индивидуального плана занятий

Работа над мелкой моторикой и координацией движения

Наблюдение и контроль за действиями и речью ребенка в процессе обучения

Закрепление звуков речи

Отчет по итогам совместной работы

Развитие речевого и физиологического дыхания

Индивидуальная консультация после каждого занятия

Работа над темпом речи, ритмом, интонацией

Развитие мимической мускулатуры

На коррекционных занятиях используется нетрадиционное оборудование и материалы ручной работы (изделия из пластмассовых бутылок, дорожки из бревен, камня, мешочки с крупой, бусы для нанизывания на веревку, различные вкладыши, цветные лоскутки ткани и прочее). Важно полученную информацию после работы со специалистом закрепить дома, повторяя сюжетную форму занятий. В таком случае результаты по стимуляции речи будут проявлены уже спустя первую неделю активного взаимодействия ребенка – родителя – представителей коррекционной группы.

Работа в кругу семьи

Помогать осваивать речевые и мыслительные умения обязаны родители с самого рождения ребенка, а точнее, еще с утробного периода, читая сказки и разговаривая с ним. Наилучший стимулятор речи младенца – тесный контакт с матерью, наличие чувства привязанности и общения со взрослыми.

Существует множество методик, которые родители могут использовать для развития у детей устных языковых навыков:

  1. Объяснение новых слов и действий. Довольно активно расширять лексический запас ребенка можно за счет воспроизведения новых слов, которые можно проговаривать на каждом шагу — во время чтения сказки, просмотра мультфильмов, разглядывания новых игрушек, приема пищи, на прогулке и прочее. Важно доступно и внятно объяснять каждое новое слово или выражение, чтобы ребенок мог постоянно расширять свой словарный запас. При самостоятельном просмотре мультфильмов ребенком важно строго дозировать время, так как нейроны мозга в этот период простаивают, что приводит к образованию энзимов, разрушающих миелинизацию нервных связей.
  2. Концентрация внимания на деталях. Например, во время прогулки в парке можно рассматривать деревья, кусты, цветы: какого цвета, размера и формы встречаются листья; как по высоте отличаются деревья; как можно определить их возраст; почему листья меняют цвет. Если увидели на ветке белочку – какого она цвета, для чего ей нужен такой пушистый хвостик, что зверек любит кушать, как двигается. Важно обращать внимание на все детали, с подробным описанием внешнего вида и действий объектов окружающей среды, таким образом, запас слов ребенка будет расширяться с каждой минутой.
  3. Вопросы и ответы. Во время общения с ребенком необходимо стимулировать разговорную речь, задавая различные вопросы касательно его интересов и действий. Это позволит использовать шире словарный запас и научит правильно формулировать мысли. Родителям важно давать подробные ответы на вопросы малыша, чтобы поддерживать интерес к разговору и поэтапно передавать свой опыт и знания.
  4. Размышление вслух. При вербализации своих мыслей взрослые смогут привлечь внимание малыша к своим действиям и показать, как, используя речь, можно решать возникшие задачи. Например, при одевании ребенка в сад задавать следующие вопросы: «Интересно, что нам сегодня надеть? Думаю, надо выглянуть в окно и посмотреть, какая погода. Я вижу, что ветки на деревьях колышутся. Значит, дует ветерок. Любопытно, холодный или теплый воздух на улице? Попробую выглянуть за окно и почувствовать воздух. Холодно. Какую одежду мы должны носить в холодную погоду? Следует нам одеться сегодня потеплее».
  5. Изучение скороговорок, чистоговорок, потешек. Даже в рутинном бытовом процессе можно выделить время на совместное проговаривание с ребенком стишков, скороговорок, считалок, потешек. Можно спеть любимую песенку при утреннем одевании малыша в сад, прочитать стихотворение во время вечерней прогулки, разучить потешку в процессе приготовления пищи. Развитие устной речи происходит через общение с людьми. В будущем языковые навыки будут крайне необходимы ребенку для овладения чтением и письмом. Чем лучше малыш научится говорить в дошкольные годы, тем успешнее будут его школьные достижения.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимаетРебенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Что нельзя делать взрослым

В процессе активизации речи у ребенка важно избегать следующих моментов:

  • постоянно заставлять малыша говорить, во избежание риска сопротивления или же несения ему психологической травмы;
  • повторять за ребенком его лепетания, искажая слова и предложения (шапка-тяпка, велосипед – ласипед, Дима – биба);
  • говорить и делать все за него – лишить подрастающего человека возможности выбора, выражения Я, индивидуального проявления чувств, желаний, эмоций;
  • постоянно «таскать» ребенка на развивающие занятия, на уроки к логопеду – важно во всем соблюдать меру и не гнаться за новомодными методиками раннего развития;
  • не использовать в речи уменьшательно-ласкательные суффиксы — имеется в виду на постоянной основе, ребенок должен слышать чистую и грамотную речь, таким образом, ее он и будет воспроизводить в процессе взросления и обучения.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Также не стоит ограждать ребенка от процесса социализации, важно создать условия для его общения с другими детьми (посещение детских площадок, садик, хождение в гости). При семейных неурядицах важно оградить малыша от стрессов, а родителям стоит запастись терпением и научиться не повышать голос в коммуникации между собой и ребенком.

Физическая активность

Развитие общей моторики соприкасается с речевым развитием, а потому важно стимулировать двигательную активность ребенка. Родителям необходимо создать условия для активного развития координации движения.

Варианты физической нагрузки:

  • прыжки на одной и двух ногах;
  • ползание по тропе с препятствиями;
  • спуски с горки;
  • езда на велосипеде, самокате, велобеге;
  • плавание;
  • упражнения с фитболом, мячом;
  • катание на качелях, ходьба по бревну.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Часто после посещения деревни дети начинают лучше говорить, как следствие пребывания на свежем воздухе, ограниченное воздействие гаджетов, хождение босиком, игра в песочнице, наблюдение за животными и птицами, звуковое подражание им.

Возможные последствия и осложнения

Длительное молчание ребенка без надлежавшей профильной помощи по восстановлению речи может привести к целому ряду нарушений со стороны психоэмоциональной, физической, нервной систем, что, в свою очередь, влияет на развитие памяти, мышления, восприятия, пространственного ощущения.  В процессе социализации такие дети могут потерять доверие к себе, перестать верить в свои силы, занижая собственные способности и возможности.

Ребенок 1-2-3-4 года не разговаривает. Причины, что делать, если не реагирует, не понимает

Результат – низкая самооценка, нелюбовь к себе, появление целого ряда комплексов, которые станут серьезной преградой для дальнейшего становления личности во всех сферах жизни. Надеяться на самостоятельное разрешение проблемы неблагоразумно, даже с учетом статистики – 2 % детей из 10 случаев ЗПР догоняют своих сверстников в возрасте 7-8 лет. Чаще всего формируется патологическое развитие личности с отсутствием чувства долга, ответственности, с эгоцентричными установками, неспособностью к волевому усилию и труду.

Если ребенок в 1-4 года плохо разговаривает или вовсе молчит, то важно не затягивать с походом к специалистам, чтобы своевременно начать реабилитационную программу по восстановлению речи и психоэмоционального развития индивидуума.

Видео о развитии речи у ребенка

Почему ребенок не говорит:

https://youtube.com/watch?v=XpqlxvDNhlY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какой диагноз если ребенок не понимает обращенную речь?

Сенсорная алалия (дисфазия). Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Какой диагноз если ребенок не разговаривает?

Общая информация Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами. При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи.

В каком возрасте нужно бить тревогу Если ребенок не говорит?

Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.

Когда стоит паниковать если ребенок не говорит?

Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития. Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на уровень развития слуха вашего ребенка. Если он не реагирует на звуки или ваше обращение, возможно, стоит проконсультироваться с врачом-отоларингологом для проверки слуха.

СОВЕТ №2

Создайте языковую среду вокруг ребенка. Читайте ему книги, рассказывайте истории, задавайте вопросы и побуждайте его отвечать. Используйте простые слова и фразы, чтобы он мог легче их запомнить и повторить.

СОВЕТ №3

Играйте в игры, которые способствуют развитию речи. Например, используйте игрушки, которые требуют взаимодействия, такие как куклы или фигурки, и поощряйте ребенка описывать действия или эмоции персонажей.

СОВЕТ №4

Не забывайте о важности общения. Постарайтесь минимизировать использование экранов и больше общайтесь с ребенком лицом к лицу. Это поможет ему лучше воспринимать невербальные сигналы и развивать навыки общения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации