Словесные игры (в дошкольном учреждении или в домашних условиях) в младшей группе способствуют развитию звуковой культуры речи. Дети в ходе упражнений овладевают ее основами. Малыши начинают использовать прилагательные, существительные, глаголы. Пополняется активный словарь ребенка, чтоб дает больше возможностей для общения.
Характеристика занятий
Словесные игры (в сочетании с движениями или картинками) в младшей группе содействуют развитию речи. Регулярные упражнения позволяют сформировать активный словарь ребенка объемом 1,5 тыс. слов. Посредством речи дети уже умеют обозначать свои потребности.
Игры со словами способствуют:
- Формированию описательной речи.
- Развитию умения использовать падежные окончания.
- Пониманию определения будущего времени глагола.
- Задействованию в речи предлогов, прилагательных.
- Формированию правильному произношению слов родного языка, а также звуков.
- Развитию фонематического слуха.
Благодаря играм, дети проявляют интерес к речевому общению.
Врачи подчеркивают важность словесных игр в развитии детей в 1 младшей группе. Эти игры способствуют не только улучшению речевых навыков, но и развитию когнитивных функций, таких как внимание и память. Врачи отмечают, что использование картотеки с разнообразными заданиями помогает детям осваивать новые слова и фразы в игровой форме, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Цели, прописанные в ФГОС, акцентируют внимание на формировании у детей элементарных навыков общения и взаимодействия. Врачи рекомендуют активно внедрять словесные игры в образовательный процесс, так как они способствуют социализации и эмоциональному развитию. Такие занятия помогают детям лучше понимать окружающий мир и выражать свои мысли, что в дальнейшем положительно сказывается на их общем развитии и адаптации в обществе.
Упражнения
Используя словесные игры, можно добиться хороших результатов в развитии ребенка.
Посредством упражнений добиваются следующих целей:
- Развитию диалогической речи и использование ее как средства для общения.
- Формирование фонетического, грамматического и лексического строя речи.
- Развитию навыков общения с использованием слов.
В словесных играх задействуют ситуации, понятные ребенку. Результативность упражнений можно повысить, если постепенно вводить в них новые слова, ранее не знакомые дошкольнику.
https://youtube.com/watch?v=cIaWMXUCuCc%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Потешка «Гуси-лебеди»
Цель:
- Воспитать умение слушать речь взрослого.
- Развить способность соотносить слова текста с действиями.
- Побудить к диалогу и ответам на вопросы взрослого.
Ход упражнения:
- Дошкольники садятся на стульчики, выставленные кругом.
- Воспитатель занимает место среди детей так, чтобы его было видно всем участникам мероприятия.
- Педагог предлагает поиграть в игру «Гуси-лебеди». Для согласия нужно громко похлопать.
- Дети хлопают в ладоши.
- Воспитатель читает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним:
Слова | Движения |
Гуси-лебеди летят, | Машут руками. |
Они к нам в гости спешат. | Топают ногами. |
Хотят кушать? | Руки прикладывают к лицу. |
Да-да-да! | Кивают головой. |
Угостим их? | |
Как всегда! | Кивают головой. |
Тогда кашу им несите. | Топают ногами. |
Сладким чаем напоите! | Гладят живот. |
- Воспитатель задает вопросы по потешке:
- Кто прилетел к нам в гости? Гуси-лебеди.
- Что хотели гуси-лебеди? Кушать.
- Угостили мы гостей? Да.
- Какую еду дали им? Кашу.
- А какой напиток? Чай сладкий.
Игру словесную можно делать в качестве разминки или физкультминутки.
Словесные игры в 1 младшей группе становятся важным инструментом для развития детей. Педагоги отмечают, что такие игры способствуют не только расширению словарного запаса, но и формированию коммуникативных навыков. В процессе игры дети учатся выражать свои мысли, слушать и понимать других, что является основой для успешного общения.
Картотека словесных игр, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, включает разнообразные задания, направленные на развитие речи, внимание и память. Цели таких игр заключаются в создании комфортной и увлекательной атмосферы, где каждый ребенок может проявить себя. Педагоги подчеркивают, что регулярные занятия помогают детям не только развивать языковые навыки, но и укреплять уверенность в себе, что важно для их дальнейшего обучения.
Говорящие картинки
Цель:
- Развить навыки общения.
- Расширить представления детей об окружающем мире посредством игровой деятельности.
- Освоить и закрепить названия предметов в активном словаре ребенка.
- Воспитать познавательность.
Материалы для проведения игры – картинки.
Подбирают следующие изображения:
- Кота.
- Мыла.
- Полотенца.
- Одежды.
Игра проходит по следующим правилам: педагог читает стихотворение, а дети помогают ему добавлять не хватающие слова. Подсказки – картинки. В скобках указаны слова, которые должны произносить ребята. Воспитатель делает паузу, показывает изображение. Такого плана придерживаются до конца упражнения, изменяя лишь картинки.
Ход игры:
- В гости (котик) торопился.
(Мылом) он с утра умылся.
(Полотенцем) обсушился,
И в (одежду) нарядился.
Котик стал очень нарядным,
И красивым, и опрятным.
Когда в гости мы пойдем,
Себя в порядок приведем.
Вопросы для обсуждения стихотворения:
- Кто собирался в гости? Кот.
- Чем котик умывался? Мылом.
- Чем вытирал шерстку? Полотенцем.
- Будут ли детки тоже следить за своим внешним видом? Да.
- А зачем? Чтобы быть красивыми.
Словесные игры в младшей группе по длительности не должны превышать 10 мин. Внимание в этом возрасте у детей еще короткое, а поэтому увлечь их надолго не получится. Такое упражнение можно использовать в качестве занятия в утреннее время.
Птичий двор
Цель:
- Сформировать представления о том, какие звуки издают разные виды птиц.
- Побудить дошкольников отвечать на вопросы отдельными словами.
- Воспитать любознательность.
Материалы:
- Имитация птичьего двора. Можно сделать инсталляцию на подоконнике.
- Игрушки птиц: кур, цыплят, индюков, гусей. Такие же стоит подобрать и картинки.
- Аудиозаписи: общая с птичьего двора и по отдельности каждого вида птиц.
- Мольберт.
Ход игры:
- Сюрпризный момент: в группе находят красивый конверт.
- Воспитатель читает содержимое. В конверте – приглашение в деревню, на птичий двор.
- Посещение птичьего двора.
- На площадке включают аудиозапись со звуками птиц.
- Знакомство с курами, гусями, петухом, цыплятами, индюками.
- Возвращение в группу.
- Обсуждение птиц. Воспитатель спрашивает у детей:
- Каких птиц сегодня дети видели? Кур, петуха, индюков, гусей, цыплят. По мере поступления ответов педагог ставит на мольберт соответствующее изображение. Если дети назвали кур, то демонстрируют картинку с ними и так далее по списку.
- Педагог предлагает послушать, как птицы разговаривают. Поочередно он включает аудиозаписи каждого вида пернатых, увиденных детьми на птичьем дворе.
- Дети, вот так между собой общаются куры (включают запись). А вы сможете так повторить? Давайте попробуем вместе: ко-ко-ко-ко. Молодцы!
- А теперь, я усложню вам задачу. Кто разговаривает вот так (включают аудиозапись гусей).
- Ответ детей: гуси.
- Давайте попробуем повторить за гусями? Га-га-га.
- Молодцы! А теперь послушаем, как говорят индюки (включают соответствующую аудиозапись).
- Ребята, а на птичьем дворе есть детский сад! В нем живут такие же малыши, как и вы. Подскажите, как их зовут (для подсказки используют картинку с цыплятами)?
- Как общаются между собой цыплята? Пи-пи-пи-пи.
Благодаря этой игре, дошкольники запоминают, какие птицы приносят пользу человеку.
Предлоги – наши друзья
Словесные игры в младшей группе – это хороший и полезный способ проведения свободного времени. Достоинство этого развивающего метода – доступность. Проводить упражнения можно как в стенах дошкольного учреждения, так и дома.
Цель:
- Развить навык использовать правильно предлоги «за», «в», «под», «на».
- Обогатить активный словарный запас.
- Дать представления о частях речи.
Материалы:
- Аудиозапись «Звуки леса».
- Корзинка.
- Макет гриба.
Ход деятельности:
- Ребята становятся друг за другом. Впереди – воспитатель. Включают аудиозапись «Звуки леса».
- Шагают по группе, приговаривая:
Грибы и ягоды беру.
Вот за ними мы и идем.
За грибами все бредем.
- В бор чудесный мы пришли.
В чащу леса все зашли.
Будем тут грибы искать.
Под деревьями скакать (прыгаю на месте).
- Вот и первый гриб нашли –
Под кусточек загляни.
Вот на мху грибок сидит,
Шляпкой манит, говорит:
«Ты меня скорей срезай»,
Да в корзинку помещай» (сгибаются и кладут макет гриба в лукошко).
- Дальше по лесу идем (шагают),
Скоро мы грибы найдем.
Вот и вышли на полянку,
Отдохнем тут, ведь так жарко (садятся на пол)
В лесу бегать и скакать,
Нам нужно все же отдыхать.
- На полянке хорошо,
На полянке нам свежо.
Дальше по лесу пошли (встают и шагают),
Много в нем грибов нашли!
- Садятся после этого на стульчики, а воспитатель спрашивает:
- Куда мы ходили с вами? В лес.
- За чем мы пошли в лес? За грибами.
- Где мы нашли первый грибочек? Под кустом.
- Куда мы его положили? В корзинку.
- Гуляя по лесу, мы очень устали. Где мы отдыхали? На полянке.
Эту игру можно использовать как развлечение.
Помогаем кукле Маше
Цель:
- Ввести в активный словарь существительные – названия предметов гардероба.
- Привить умение внимательно слушать, а также понимать услышанное.
- Побуждать к участию в общении.
Необходимое оборудование:
- Кукла.
- Одежда для игрушки и обувь.
- Картинки: носочков, платья, кепки, сандалий.
- Игровой уголок, имитирующий дом.
Ход игры:
- Воспитатель читает стихотворение:
Кукла Маша дома плачет.
Хочет в гости к нам прийти,
Но одежду не может найти.
К кукле Маше мы придем!
Ее одежду мы найдем!
- Дети, пойдем в гости к кукле Маше, и узнаем, что у нее случилось.
- Отправляются в игровой уголок. В нем находится кукла Маша, но из одежды на ней только нижнее белье.
- Ребята, посмотрите, Маша потеряла всю одежду, и из-за этого она не может выйти из дома. Как вы считаете, разрешено ли идти гулять на улицу в трусиках и маечке?
- Ответы детей: нет.
- Правильно! Нельзя гулять в трусиках и маечке в общественном месте, потому что это нижняя одежда. Давайте поможем кукле найти необходимые вещи, чтобы она смогла прийти к нам в гости. Вот у меня есть подсказки.
- Педагог читает загадки (в качестве подсказки правильного ответа используют картинки):
Оно от ветра защищает (платье).
От лучей голову спасает (кепка).
Мягкие – (носочки).
- Молодцы, дети! Вот вы и отгадали все. Теперь оденем нашу Машу.
- Ой, а вот на ногах чего не хватает? Обуви.
- Какую обувь мы носим летом? Босоножки, сандалии, кеды. Одно из перечисленных обувают Маше.
- Дети, кукла Маша говорит вам всем спасибо! Если бы не вы, она так бы и осталась сидеть дома. Но теперь, когда она одета, ей разрешено отправиться с нами в группу. Возьмем Машу с собой?
Словесные игры в младшей группе лучше сочетать с какими-нибудь предметами. Это может быть наглядно-демонстрационный материал, игровое оборудование. Такое дополнение способствует привлечению внимания дошкольников и их включению в образовательный процесс.
Какой – какая
Цель:
- Закрепить в словаре прилагательные, описывающие яркие и видимые признаки уже знакомых детям предметов.
- Развить навык общения с использованием слов.
- Воспитать усидчивость и любознательность.
Необходимое оборудование – картинки. На них должно быть изображено следующее:
- Большой дом и маленький.
- Зеленое яблоко и красное.
- Лимон и шоколад.
- Ворона и попугай.
В ходе занятия педагог показывает картинки, а дети должны назвать характерный признак предмета.
Примерный план:
- Сюрпризный момент: в группу приходит игрушка (любая).
- Педагог рассказывает детям, что игрушку заколдовала страшная Баба-Яга. Она забрала все ее знания. Чтобы помочь расколдовать игрушку, нужно пройти все испытания.
- Показывают детям картинки, а они отвечают одним словом:
- Один дом (какой) большой. А второй (маленький).
- Вот 2 яблока. Какого цвета этот? А другой?
- Вот лимон, какой он на вкус? Кислый. А шоколад? Сладкий.
- А вот 2 птицы: ворона и попугай. Какие они? Попугай разноцветный, а ворона черная.
- Молодцы! Вы прошли все испытания Бабы-Яги. Теперь наша игрушка расколдована!
Можно подобрать иные картинки.
Лисичка и зайчик
Цель:
- Приобщить детей к участию в рассказе-образце.
- Побудить отвечать на вопросы.
- Сформировать правильное проговаривание слов и коротких фраз.
Необходимое оборудование – картинки. На них изображено следующее:
- Лесная полянка. На ней лиса и зайчик.
- Лиса и зайчик идут по лесной тропинке, а за кустом прячется волк.
- Избушка, рядом с ней лисичка и заяц, за ними крадется волк.
- Стол с угощениями. За ним сидят лисичка и зайчик.
- Бегущий с мешком волк, и догоняющие его лисичка и зайчик.
- Волк, застрявший в болоте. Рядом с ним главные герои.
- Лиса и заяц тянут волка из болота.
- Стол с угощениями. За ним сидят все герои.
Ход игры:
- Педагог показывает картинки, и рассказывает по ним детям сказку.
- Воспитанники помогают взрослому. Он, для приобщения детей к общению, побуждает их отвечать на поставленные вопросы.
План сказки:
- Картинка с лисой и зайчиком на лесной поля. Педагог говорит: встретились как-то лисичка и (кто) зайчик в лесу. Поздоровались они друг с другом, а Лисичка и говорит: «Пойдем, зайчик, ко мне в гости. Я тебя угощу». Согласился Зайчик, и отправились они в хатку к Лисе.
- Показывают детям новую картинку: Лиса и Зайчик идут по лесу, а за кустом прячется Волк. Реплика воспитателя: идут друзья (по чему они шагают) по тропинке в гости. А за кустом притаился (кто) волк. Но друзья не видят его и идут спокойно.
- А Волк был хитрый. Он разговор друзей подслушал и захотел проследить, куда же Зайчик с Лисичкой пойдут, чтобы угощение их украсть.
- Показывают новую картинку: избушку, рядом с ней Лиса и Зайчик, сзади крадется Волк. Педагог продолжает рассказывать: привела тропинка друзей прямо к (чему их привела дорожка) домику. Зашли они в избушку, и стала Лисичка Зайчика угощать.
- Меняют картинку. Теперь на ней изображен стол с разными угощениями, а за ним сидят Лисичка и Зайчик. Поставила Лисичка на стол много всяких десертов (каких): чай с лесными ягодами, пирог, банку варенья, сушки, пряники, конфеты. Только сели друзья за стол, как случилась беда.
- Меняют картинку: Волк бежит с угощениями, а за ним Лисичка и Зайчик. Педагог продолжает рассказ: в избушку ворвался Волк, схватил все угощения и стал убегать. Что сделали Лисичка и Зайчик? Побежали за ним.
- Новая картинка: Волк увяз в болоте. Зайчик и Лисичка рядом на берегу. Но далеко Волк убежать не смог – попал он (куда) в болото, и стал (что делать) тонуть. Заплакал Волк. А Лисичка спрашивает: «Зачем же ты, Волк, мое угощение украл?» Отвечает ей Волк: «Потому что я тоже хочу в гости ходить, чтобы меня все угощали. Но никто не приглашает, все боятся». Говорит Волку Зайчик: «А ты попробуй со зверями дружить, а не пугать их. Тогда и с тобой общаться все будут». Стало Волку стыдно за свое поведение. Попросил он прощения у Лисички с Зайчиком.
- Показывают новую картинку: Зайчик с Лисичкой вытягивают Волка из трясины. Педагог же рассказывает: простили звери Волка, и (что сделали) помогли ему выбраться из болота. После этого отправились они все вместе к Лисичке в гости.
- Демонстрируют новую картинку, на которой все звери сидят за столом. Продолжение рассказа: Накрыла она (что) стол. Поставила на него много десертов. С тех пор Волк не обижал никого в лесу, и поэтому смог найти много новых друзей.
Можно использовать какую-нибудь красочную книжку с иллюстрациями.
Совушка-сова
Словесные игры в младшей группе чаще всего представлены стишками. В такой форме дошкольники усваивают материал легко и непринужденно. Для достижения лучшего результата взрослый использует разную интонацию, подчеркивая слова тембром голоса.
Цель:
- Сформировать умение соотносить слова с действиями.
- Развить интерес к играм.
В ходе игры педагог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним:
Речь воспитателя:
В кустах щебечут круглый год (разводят руками).
Днем они в лесу летают (машут руками),
Его песнями наполняют.
Но когда ночь наступает,
Пение всех птиц смолкает (прикладывают указательный палец к губам).
В гнездышках они спать ложатся (садятся на корточки),
Чтобы силы набираться.
Лишь одна сова не спит (встают).
Летает лихо (машут руками),
И кричит.
Сова большая (показывают руками),
Страшная,
Для мышек она опасная (машут указательным пальцем).
Сидит сова на суку (садятся на корточки):
Лес пугает (складывают ладони рупором у рта): ухху-ху.
Прячется сова в дупло,
Когда солнышко встало (встают).
Вопросы воспитателя:
- Кто щебечет в лесу днем? Птицы.
- Когда наступает ночь, куда прячутся птицы? В гнездышки.
- Что они делают ночью? Спят.
- А какая птичка ночью не спит? Сова.
- Кто совы боится? Мыши.
- Когда солнце встает, куда прячется сова? В дупло.
Игра помогает закрепить в памяти новые слова: сова, щебет, дупло.
В гостях у зверей
Цель:
- Закрепить в памяти названия животных.
- Сформировать умение воспроизводить интонацию.
- Развить навык использовать звукоподражание разного уровня сложности: из разных слогов, одного продолжительного звука.
Необходимое оборудование:
- Плакат с изображениями: волка, медведя, кота, собаки, лошади, барана, коровы, осла.
- Альтернатива плаката: изображения каждого животного по отдельности.
- Аудиозаписи со звуками животных.
Ход игры:
- Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к зверям. На мольберт вешают плакат с разными животными.
- Поочередно воспитатель просит назвать каждое животное.
- Педагог объясняет детям, что у животных есть свой язык, с помощью которого они общаются между собой. Взрослый предлагает выучить каждый из них, чтобы поздороваться с животными.
- Включают первый звук. Например, кота. Воспитатель просит отгадать, чем это голос. Ребята называют ответ. После этого вместе с педагогом дети говорят: мяу-мяу. Нужно попытаться сохранить ту интонацию, которую использует животное.
Таким образом знакомятся со всеми животными и звуками, которые они издают.
Словесные игры советуют проводить в младшей группе регулярно. В этом возрастном периоде речевой аппарат ребенка активно развивается. Упражнения же будут способствовать формированию правильного грамматического строя речи, улучшению ее качества.
Видео на тему: словесные игры в младшей группе
Развитие речи: словесные игры:
https://youtube.com/watch?v=yzV2tXtIxL0%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какая цель у игры в детском саду?
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Что развивают словесные игры?
Особую роль в развитии речи ребёнка играют словесные игры, помогающие развивать внимание, мышление, логику. Словесные игры знакомят малыша с окружающим миром, обогащают его словарный запас.
Какая может быть цель игры?
Внешними целями игры могут быть: 1) ставка, 2) престиж, почет, 3) обучение, 4) выявление судьбы, воли богов, 5) заручка мистических сил, 6) проведение досуга, 7) самоутверждение. Большинство из этих целей уже упоминалось выше.
Что развивают игры у детей?
Игра, интегрируясь во все формы и виды деятельности дошкольника, развивает у ребенка творческую активность и инициативность, воображение и память, формирует умения и навыки системного мышления, связную речь, воспитывает доброжелательность, внимание, чуткость, отзывчивость, заботу, терпение.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные словесные игры, чтобы развивать не только словарный запас, но и коммуникативные навыки детей. Например, игры на ассоциации или рифмы помогут детям лучше запомнить слова и научиться их использовать в контексте.
СОВЕТ №2
Включайте в занятия элементы творчества. Позвольте детям создавать свои собственные истории или стихи, используя новые слова. Это не только развивает воображение, но и способствует лучшему усвоению лексики.
СОВЕТ №3
Регулярно обновляйте картотеку словесных игр, добавляя новые слова и темы. Это поможет поддерживать интерес детей и обеспечит разнообразие в обучении, что особенно важно в 1 младшей группе.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Подбирайте игры и задания с учетом уровня развития и интересов детей, чтобы каждый мог участвовать и получать удовольствие от процесса обучения.