На вопрос, во сколько дети начинают говорить, не все специалисты могут дать точный ответ. Детская речь появляется раньше, чем произносимые его устами осознанные слова «мама», «папа», «дай».
Особенности развития в норме
Родители должны понять, что развитие ребенка происходит так, как диктует ему его внутренний ритм, значительно отличающийся от средних статистических норм. Нередко бывает, что у малыша, который рано научился говорить, замедляется процесс расширения лексикона.
Может быть и наоборот: тот, кто очень долго молчал, внезапно может обогнать своих ровесников по расширению словарного запаса.
Во сколько дети начинают говорить – вопрос, который часто задают знакомые и родственники. Однако, давая оценку прогресса ребенку, не стоит серьезно задумываться над тем, что они говорят. Ведь многие сильно преувеличивают успехи в речи малыша.
https://youtube.com/watch?v=27ZabRMU4Lg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Врачи отмечают, что развитие речи у детей – это сложный и индивидуальный процесс. Обычно первые звуки, такие как гуление, появляются в возрасте около 2-3 месяцев. В этот период дети начинают экспериментировать с голосом, издавая различные звуки и лепет. К 6-9 месяцам они начинают произносить слоги, что является важным этапом в развитии речи. Первые слова, как правило, появляются в возрасте 10-14 месяцев. Это могут быть простые слова, такие как “мама” или “папа”. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и сроки могут варьироваться. Врачи советуют родителям активно общаться с детьми, читать книги и поощрять любые попытки говорить, что способствует более быстрому развитию речевых навыков.
Гуление
Самая первая форма общения – это простой плач. Родители хорошо знают, что ребенок плачет по-разному в зависимости от того, что ему нужно.
Например, если:
- это пронзительный вопль, возможно младенец просто проголодался;
- он хныкает, значит пришло время сменить ему подгузники.
За криком следует гуление, когда ребенок начинает произносить протяжные тихие певучие звуки.
Первые гласные звуки
Первое, что родители услышат от своего чада – это простое агуканье, которое ничего само по себе не значит. Ребенок просто произносит звуки, которые у него получаются. Он еще не старается говорить, но к нему приходит осознание, что определенные движения рта и языка могут превращаться в звуки.
Отсюда и появляется характерное «агу». Этот набор звуков сам по себе получается, когда младенец открывает, а затем сразу закрывает рот.
Дети начинают говорить в разном возрасте, и этот процесс может сильно варьироваться. Обычно первые звуки, такие как гуление, появляются уже в 2-3 месяца. В этом возрасте малыши издают простые звуки, которые со временем становятся более разнообразными. К 6-9 месяцам дети начинают лепетать, произнося слоги, такие как “ба-ба” или “ма-ма”.
Первые слова, как правило, появляются в возрасте около 12 месяцев. Это могут быть простые слова, такие как “мама” или “папа”. Однако не стоит волноваться, если ваш ребенок начинает говорить позже — многие дети начинают формировать свои первые фразы в 18 месяцев или даже позже. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие речи зависит от множества факторов, включая окружение, общение с родителями и индивидуальные особенности.
Лепет
Те звуки, которые можно назвать полноценными словами, появляются ближе к возрасту в полгода. К этому времени совершенствуется речевой аппарат, и малыш начинает экспериментировать, смыкая и размыкая губы, а также делая вдохи и выдохи, совершая движения языком, изменяя форму губ. Именно так рождается детский лепет.
Его слова можно будет записать буквами примерно так:
Однако все эти звуки пока неосознанные.
Слоги
Не стоит думать, что если у ребенка случайно вырвалось слово «мама», то это значит, что он обращается к своей матери. Он пока еще не умеет говорить и ни с чем не ассоциирует свои звуки.
И если кто-то утверждает, что его ребенок начал разговаривать в 7, 8 или 9 месяцев, то это будет глубоким заблуждением или принятие желаемого за действительное.
Первые осознанные слова
Во сколько дети начинают говорить – у специалистов существуют разные мнения, но настоящее слово, которые ребенок произнесет осознанно, следует ожидать ближе 1 году. Возможно, это случится в 11 месяцев.
Если ребенок скажет «мама», это будет означать, что он обращается к матера. Он уже сам понимает, что этим словом зовет свою маму. Довольно быстро его словарный запас в это время начинает расширяться. И вслед за «мамой» появляются многие другие простые слова: «папа», «баба», «дай».
При этом многие слова будут для него трудными, поэтому он их будет упрощать в силу своих возможностей. Некоторые слова в его речи могут сократиться, а некоторые исковеркаться.
Например, если он хочет:
- сказать, что что-то упало, он произнесет слово «бух»;
- поесть, скажет «ням-ням» или «ам»;
- путешествовать на поезде, то будет называть «ту-ту».
Здоровый нормально развивающийся ребенок еженедельно будет находить родителям повод для радости, произнося все новые и новые слова. Однако взрослым следует быть готовыми, что некоторые его слова могут стать непонятными.
Дело в том, что ребенок помнит гораздо больше слов, чем может произнести сам. Самые частые способы упрощения слов – их сокращение до 1-го слога. Поэтому «каша» часто превращается в слово «ка», «башня» – в «ба», а «кубик» и «кукла» – в «ку».
Кроме того, возможны упрощения другого рода. Например, если ударение в слове падает не на 1-й, а на какой-либо другой слог, то, соответственно, остается именно эта часть слова. Например, глагол «упало» на языке ребенка может звучать как «апа», а слово «тарелка» – как «лека».
Самые сложные для произнесения звуки дети могут просто убирать из слов. И тогда слово «птичка», например, превращается в «тика».
Часто дети придумывают концептуальные слова, которые служат объединением сразу для нескольких предметов. Например, одно-единственное слово может обозначать все, что обладает мягкостью: и не важно, будет это кошка или подушка.
Набор самых ранних слов ребенка ограничивается только 3-мя частями речи: существительными, глаголами и междометиями. Суть прилагательных ему понять чуть сложнее, поэтому они в лексиконе часто отсутствуют.
Оценивая развитие ребенка, необходимо обращать внимание не на количество слов в лексиконе, а на так называемый пассивный запас слов. Необходимо смотреть на то, сколько слов он знает и явно понимает их значение, когда их произносят взрослые. Ведь одно дело – понять, что говорит мама или папа, а другое дело сказать это трудновыговариваемое слово самому.
Первые простые предложения
После того, как ребенку исполнится 1,5 года и до того, как его возраст достигнет 2-х лет, он будет разговаривать все активнее. Он выучит пару очень коротких, но важных для общения слов: «Да» и «Нет». Теперь он сможет четко и уверенно выражать свое согласие или, наоборот, отрицать что-то.
Он будет чаще стараться как можно точнее повторять то, что услышал от взрослых. Не исключено, что ближе к 2-м годам это уже будут не отдельные слова, а целые предложения, состоящие из них.
Лексикон значительно расширится до 2-3-х сотен слов. Однако преобладающими по-прежнему будут существительные и глаголы, а также различные междометия. Сам ребенок не будет разграничивать их по частям речи. Это его научат делать только в 1-м классе школы.
При этом к существительным и глаголам, которые преобладают в речи в возрасте от 18 до 24 месяцев, добавляются и некоторые абстрактные слова. В частности, ребенок научится приветствовать и прощаться. Для этого удобнее всего ему будет использовать простейшие слова «привет» и «пока». Трудность может быть только с первым, где фигурирует сложный звук «р».
Ребенок, которому вскоре должно исполниться 2 года, осознает, что слова, которые используются вместе, работают эффективнее. Именно поэтому он будет изо всех сил стараться говорить не просто словами и фразами, а целыми предложениями. Правда они будут очень короткими, состоящими из 2-3-х слов (изредка из 4-х или 5-ти). Однако главное не их длина, а возможность отчетливо выражать желания.
Во сколько дети начинают говорить – ответ на этот вопрос разнится от индивидуальных особенностей ребенка. Речь малыша становится полноценной после того, как ему исполнится 2 года. В этот период в его лексиконе начнут появляться первые местоимения. Он будет говорить про себя – «Я», а про окружающих – «Ты» или «Вы».
Также он освоит слова, относящиеся к другим частям речи. Прилагательных, характеризующих предметы по признакам, станет гораздо больше. Он начнет понимать, что разные предметы могут иметь один и тот же признак: например, быть зелеными, красными, маленькими, большими.
При этом 2-летний ребенок понимает, что окружающие его предметы могут относиться к мужскому или женскому роду. Также он осознает, что предмет может быть 1 или может быть много. В связи с этим он начнет употреблять в своей речи существительные не только в единственном, но и во множественном числе.
Кроме того, теперь он будет стараться выражать свои мысли с интонацией. Он освоит слова, с которых начинаются вопросительные предложения. После освоения местоимений родителям следует подготовиться к частым вопросам. Ребенок постоянно будет спрашивать маму и папу то об одном, то о другом.
Более того, ребенок настолько хорошо освоит родную речь, что способен будет понять изменение глаголов по временам (прошедшее, настоящее и будущее). Он отчетливо будет понимать разницу между фразой: «Папа дал мне игрушку» и «Папа даст мне игрушку». В его юной голове могут уложиться склонения и спряжения. Однако он пока не будет знать, как это называется.
За несколько месяцев до того, как ребенку исполнится 3 года, с ним можно полноценно общаться. Сфера разговоров теперь не будет ограничиваться примитивными глаголами «кушать», «играть» и «спать».
В лексиконе у ребенка к его 3-летнему возрасту уже может быть около 1 000 слов. Он сможет легко рассказать своим родителям, чем занимался, когда гостил у бабушки, ответить практически на любые вопросы и задать в сотню раз больше.
К этому периоду формирование навыков речи ребенка завершилось. Теперь остается улучшить их и работать над увеличением словарного запаса, а также следить затем, чтобы в этот запас не попали какие-нибудь ненужные паразиты. Также большое значение имеет практика в произношении.
Как разговорить ребенка
Во сколько дети начинают говорить во многом зависит от интеллекта ребенка. Многие родители делают все, чтобы как можно быстрее разговорить малыша и при отсутствии речи начинают проявлять беспокойство.
Сегодня есть множество методик развития речи. Родители могут выбрать любую, главное, при этом не перестараться.
Может быть такое, что малыш замкнется от чрезмерной нагрузки, и у него исчезнет интерес к окружающему миру. Вместо этого он предпочитает узнавать новые слова исключительно из любимых им обучающих мультфильмов. Чтобы определить, не станет ли обучающая программа вредной для ребенка, внимательно нужно следить за тем, как ведет себя ребенок во время обучения.
Помимо авторских программ, существуют и универсальные рекомендации.
А именно:
- Не стоит думать, что ребенок заговорит скорее, если общение с ним будет намеренно сокращено до примитивнейших слов. Нужно, наоборот, стараться с рождения общаться с крохой на разные темы, в том числе и на совершенно отвлеченные.
- Если ребенок бодрствует, нужно постоянно с ним говорить. Лучше всего стараться описывать предмет, который бросается в глаза – что он делает, какой у него цвет, сколько их. Если этот предмет как-то связан с тем, что уже хорошо знакомо ребенку, нужно обязательно об этом сообщить.
- Не нужно закреплять в сознании ребенка упрощенные и искаженные формы слов. Если, например, увидев кошку, он радостно кричит «Ко», родитель должен подтвердить, что понял его, но после этого обязательно вслух произнести это слово полностью: «Да, это кошка». Нельзя придумывать подобные сокращения самим. Стоит понимать, что ребенок говорит слова в искаженном виде, потому что по-другому он пока не может.
- Всегда нужно хвалить ребенка за успехи, которых он добился, даже если они очень маленькие и, казалось бы, незначительное.
- Если речь у ребенка не появляется к тому возрасту, в котором она уже должна бы была возникнуть, то нужно постараться создать все условия для общения. Следует чаще с ним разговаривать, а также читать вслух и слушать.
Разговор
Родителям нет необходимости болтать без умолку. Однако следует делать это, когда они проводят время с ребенком .Когда малыш возьмет в руку какой-нибудь предмет, нужно произнести его название. То же самое можно делать, давая ребенку предмет, чтобы он его взял. Достаточно просто говорить: «Это кружка», «Это мячик», «Это машинка».
Нужно также описывать свои действия. Это могут быть следующее предложение: «Сейчас мы с тобой играем. А сейчас пойдем гулять».
Необходимо также пояснять, что творится вокруг. Например, если во время прогулки мимо проехал автомобиль, двигатель которого громко шумел, следует сказать ребенку: «Вот какая мимо нас громкая машина проехала». Стоит также обращать его внимание на звуки, издаваемые животными: «Вот птички поют песенки, вот собачка лает, а это ворона громко каркает».
Следует задавать ребенку вопросы: «Слышишь, как нас папа зовет домой? Пойдем быстрее к нему!»
Чтение вслух
Благодаря чтению ребенок узнает, что есть большое количество разных слов, будет учиться составлять предложения. Также чтение показывает, как развивается действие. Он захочет сочинять и рассказывать собственные истории, например, об игре кукол друг с другом, куда спряталась его игрушка или почему он отказывается есть суп.
Слушание
Историю ребенка нужно слушать внимательно. Пусть он видит, что маме и папе интересен его рассказ. При этом лучше всего смотреть ему в глаза. Нужно постараться сделать так, чтобы у него было желание говорить о том, что происходит вокруг.
Это будет для него стимулом к запоминанию и применению большего количества слов, а также к складыванию их в сложные предложения.
Когда начинать беспокоиться
Дети начинают говорить приблизительно в 12-месячном возрасте. Это считается той самой гранью, со скольки появляется осознанная и уверенная речь. Затем процесс ее совершенствования протекает уже по принципу лавины.
Одинаковых детей не бывает, даже если они близнецы. Какой-то ребенок может начать без умолку болтать в 11 месяцев, а кто-то будет упорно молчать и после того, как ему пойдет 2-й год. Однако существует очень важная точка времени, о которой должен помнить каждый родитель.
Если к 15 месяцам ребенок не произнес ни одного осознанного слова, это уже будет повод для беспокойства. В таком случае потребуется консультация врача. Не исключено, что малышу придется пройти дополнительное обследование, одним из которых может стать проверка слуха. Также, возможно, с ребенком нужно будет сходить к невропатологу.
Однако стоит иметь в виду, что никто не знает ребенка так, как его родная мать. Поэтому если ей кажется, что у малыша имеются какие-то трудности с речью или реакцией на услышанное, то этого основания уже будет достаточно для того, чтобы пойти на консультацию с педиатром.
Кроме таких признаков, которые только «кажутся», есть и объективные симптомы, говорящие о том, что у ребенка проблемы с восприятием или произношением звуков.
Они могут быть разными в зависимости от того, сколько ему лет:
Возраст | Описание |
3-4 месяцев | Если ребенку исполнилось 3 месяца, а у него все еще нет характерного для этого возраста лепета, то это должно стать поводом для беспокойства |
5-6 месяцев | В 5-месячном возрасте здоровый ребенок должен реагировать на резкие звуки, поворачивать голову, когда его зовут, а также часто смеяться. Если ничего этого в его поведении не наблюдается, то, возможно, имеются проблемы со здоровьем |
8-9 месяцев | В 8-месячном возрасте ребенок должен отзываться на свое имя, а лепет при этом у него должен быть разнообразным |
12 месяцев | Если малышу уже исполнился год, а он так и не сказал ни одного осознанного слова, значит, не стоит откладывать визит к врачу |
12-18 месяцев | Если ребенок на 3-ем полугодии своей жизни не может ответить на вопросы родителей, начинающиеся со слова «Где», то это также говорит о проблемах. Например, если он не может показать на нужный предмет, когда родители спросят его: «Где мячик?» или «Где игрушка?», значит нужно начинать беспокоиться.
Кроме того, если ребенок в этом возрасте, как ему и положено, разговаривает, необходимо обратить внимание на его лексикон. В нем должно быть не меньше 6 слов. Если слов меньше, это говорит о наличии проблем, которые нужно постараться решить |
18 месяцев | Тревожным симптомом может стать утрата приобретенных языковых навыков. Например, если у ребенка к 1,5 годам в лексиконе осталось 6 слов, хотя несколько недель назад их было больше (возможно полгода назад он знал, например, 20 слов), то о таком регрессе необходимо обязательно сказать врачу |
Родители всегда должны помнить не только о том, во сколько дети начинают говорить, но и что речь – это основа коммуникации. Это означает, что как только их ребенок осознанно скажет первые в своей жизни слова, перед ними откроются большие возможности для общения со своим крохой и его обучения.
Объяснения, рассказы, ответы на вопросы помогут воспитать умного и интеллигентного человека. При этом важно не только говорить, но и уметь слушать юного собеседника, учитывая его потребности.
Видео на тему: во сколько дети начинают говорить
Когда дети начинают говорить:
https://youtube.com/watch?v=vdF5DkUdWqA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
В каком возрасте ребенок сказал первое слово?
Первое слово ребенок произносит примерно в 7-8 месяцев или чуть позже. Естественно, это будет не самостоятельное слово, а только слог или пара повторяющихся слогов. Неслучайно ребенок, как правило, первым всегда произносит слово «мама».
В каком возрасте ребенок говорит первое слово?
Первые слова и предложения Современные врачи и педагоги не дают однозначного ответа на этот вопрос. Иногда малыш начинает говорить немного позже сверстников, но это считается вариантом нормы, если он хорошо понимает обращенные к нему слова. Большинство детей начинают разговаривать в возрасте от одного года до двух лет.
В каком возрасте ребенок должен говорить первые слова?
9 – 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых. К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов. К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка.
В каком возрасте дети начинают говорить агу?
В 3 месяца малыш уже использует свой голос, чтобы вступить в контакт с другими людьми: он «агукает», затем замолкает, смотрит на взрослого, ждет ответной реакции, когда взрослый отвечает ему, он ждет, пока тот закончит, и лишь потом снова «агукает».
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на этапы развития речи: в возрасте 2-3 месяцев дети начинают гулить, а к 6-9 месяцам могут произносить простые слоги. Следите за этими этапами, чтобы понимать, как развивается речь вашего ребенка.
СОВЕТ №2
Создавайте языковую среду: общайтесь с ребенком, читайте ему книги и пойте песни. Чем больше он слышит речь, тем быстрее начнет говорить сам. Используйте простые слова и фразы, чтобы облегчить понимание.
СОВЕТ №3
Не сравнивайте своего ребенка с другими: каждый ребенок развивается в своем темпе. Если ваш малыш начинает говорить позже, это не всегда означает наличие проблемы. Консультируйтесь с педиатром, если у вас есть сомнения.
СОВЕТ №4
Поощряйте попытки общения: когда ваш ребенок начинает гулить или произносить первые слова, реагируйте на это с энтузиазмом. Хвалите его за старания, чтобы он чувствовал себя уверенно и продолжал развивать свои речевые навыки.