Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных букв. И вместе с гласными буквами они образуют определенную языковую систему письма.
Буквенный и звуковой состав языка
Условная последовательность букв в языке, образующая систему письменных знаков, называется алфавитом. Каждая буква в слове соответствует звуковому элементу (элементам), благодаря чему в принципе возможна письменная фиксация речи и ее воспроизведение при чтении.
Русский язык располагает алфавитом, состоящим из 33 букв.
Русская система буквенных символов представлена в таблице ниже:
А
а |
Б
бэ |
В
вэ |
Г
гэ |
Д
дэ |
Е
е |
Ё
ё |
Ж
жэ |
З
зэ |
И
и |
Й
и краткое |
К
ка |
Л
эль |
М
эм |
Н
эн |
О
о |
П
пэ |
Р
эр |
С
эс |
Т
тэ |
У
у |
Ф
эф |
Х
ха |
Ц
цэ |
Ч
че |
Ш
ша |
Щ
ща |
Ъ
твёрдый знак |
Ы
ы |
Ь
мягкий знак |
Э
э |
Ю
ю |
Я
я |
Врачи, особенно педиатры и логопеды, подчеркивают важность правильного восприятия и произношения звуков в раннем возрасте. Звонкие и глухие согласные, а также гласные и шипящие звуки играют ключевую роль в формировании речевых навыков у детей. Они отмечают, что знакомство с этими звуками через игры и упражнения способствует развитию фонематического слуха, что, в свою очередь, улучшает чтение и письмо. Врачами рекомендовано использовать таблицы и памятки, которые помогут детям легче запоминать и различать звуки. Такие наглядные материалы делают обучение более увлекательным и эффективным, что положительно сказывается на речевом развитии. Важно, чтобы родители активно участвовали в этом процессе, создавая комфортную и поддерживающую атмосферу для обучения.
Количество букв
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы входят в русскую языковую знаковую систему. Самая широкая и основная группировка букв – разделение на согласные и гласные. Русский примыкает к группе языков консонантного типа, то есть в нем преобладают согласные письменные знаки.
Количественное соотношение букв в русском языке выглядит следующим образом: 10 гласных, 21 согласных и 2 буквы, не относящиеся к данным категориям (ь, ъ).
Количество звуков
Звуковой состав отличается от буквенного на 9 элементов в большую сторону, в русском языке насчитывается 42 звука.
Причины несовпадения звукового и буквенного состава языка:
- Распадение букв я, ю, е, ё на 2 звуковых элемента, один из которых представляет собой согласный звук [j’].
- Отсутствие звукового облика у букв ъ и ь.
- Добавление парных согласных звуков по мягкости.
Общее количественное соотношение букв и звуков русского языка представлено в таблице ниже:
Звуки | Количество звуков | Количество букв |
Гласные | 6 | 10 |
Согласные | 36 | 21 |
+ъ и ь, которые не обозначают никакой звук | ||
Итого | 42 | 33 |
Согласные звуки принято делить по следующим критериям:
- Твердый/мягкий/непарный по твердости/мягкости.
- Звонкий/глухой/непарный по звонкости/глухости (сонорный).
- Шипящие.
Звуки в нашем языке делятся на разные группы, и каждая из них играет важную роль в произношении слов. Согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Звонкие согласные, такие как “б”, “д”, “ж”, звучат, когда мы произносим их с вибрацией голосовых связок. Глухие согласные, например, “п”, “т”, “ш”, произносятся без этой вибрации. Гласные звуки, такие как “а”, “о”, “и”, звучат более открыто и плавно, создавая основу для слогов.
Шипящие звуки, такие как “ж” и “ш”, добавляют особую окраску речи и помогают различать слова. Для первоклассников важно запомнить, какие звуки относятся к каждой группе, чтобы правильно читать и писать. Создание таблицы с примерами поможет лучше усвоить материал и сделать занятия более увлекательными. Учите звуки, и ваша речь станет ярче и выразительнее!
Значение букв я, ю, е, ё
Особое значение для русской графики имеют буквы я, ю, е, ё.
В зависимости от конкретного положения в слове они могут выполнять разные функции:
- Обозначать 1 гласный звук ([а], [у], [э], [о]) и мягкость предшествующего согласного. Данная функция характерна в том случае, когда указанные буквы следуют сразу после согласного. Примеры: мять [м’ат’], люк [л’ук], лёд [л’от], день [д’эн’].
- Обозначать 2 звуковых элемента: согласный [j’] + гласные [а], [у], [э], [о]:
я = [j’а]
ю = [j’у]
е = [j’э]
ё = [j’о].
Такую роль эти буквы могут играть в следующих позициях:
- В абсолютном начале слова. Примеры: ярмарка [j’армарка], ёлка [j’олка], юла [j’ула], ель [j’эл’].
- После другой гласной буквы. Примеры: баян [баj’ан], уют [уj’ут], жуёт [жуj’от].
- После ь и ъ, выполняющих разделительную функцию. Примеры: семья [с’им’j’а], пьёт [п’j’от], шьют [шj’ут].
Значение букв ъ, ь
Несоответствие количества букв и звуков в русском языке объясняется и особым назначением букв ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак). Изначально данные графические символы в языке играли совершенно конкретную роль: они обозначали на письме звуки речи, которые подвергались редукции (произносились недостаточно четко).
С течением некоторых исторических процессов буквы ъ и ь утратили данную функцию и перестали вообще обозначать какие-либо звуки.
На современном этапе развития языка значение данных букв ограничивается несколькими служебными функциями:
- Смягчение. Данная функция относится только к Ь (мягкому знаку). Он смягчает любые согласные (за исключением шипящих) в середине, а также в конце слова (примеры: возьму, жаль, соль, ноль письмо, пальма). Посредством мягкого знака обозначается и мягкость сонорного согласного звука [л] перед любыми другими согласными (примеры: больной, мальчик, мыльница).
- Разделение. Твердый и мягкий знаки играют разделительную роль в слове. Благодаря данной функции букв ь и ъ остальные звуки не сливаются при чтении, и читающий может абсолютно точно воспроизвести слово в звучащей речи. Примеры: подъезд, адъютант, двухъярусный, обезьяна, сеньор. Наличие разделительных знаков, как правило, сигнализирует о следовании двойной гласной (я, ё, е, ю).
Отличие букв от звуков
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы соотносятся со звуками в языке. Но понятия «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Буква – это не более чем изображение, картинка. Она не обладает какими-либо свойствами и не различает слова, а выступает в качестве описательного элемента.
Понятие о звуке
Звук – это минимальный элемент речи, который является результатом сложных артикуляционных манипуляций. Звуки речи обладают определенными характеристиками с точки зрения восприятия речи и акустики. Артикуляционно все звуки делятся на 2 больших класса – гласные и согласные.
Понятие о букве
Буква – это графический знак, которым на письме обозначаются звуки. Все буквы в языке делятся на гласные и согласные, а также на строчные и прописные. Звукобуквенные отношения в языке неоднозначны. Так, одной и той же буквой могут обозначаться на письме совершенно разные звуки (пример: молоко – [мъл˄ко], буквой о обозначено 3 разных звука).
Имеет место и обратная ситуация, когда один и тот же звучащий элемент изображается на письме различными буквами (пример: лук – луг, [лук] – [лук]).
Графический символ может одновременно обозначать сразу 2 звука (пример: юла – [j’ула]), а в других случаях ни одного (пример: ель – [j’эл’]). В орфографической ситуации «непроизносимая согласная» у буквы отсутствует всякое звуковое соответствие (пример: лестница – [л’эсн’ица]).
Отличия букв от звуков
Основные отличия букв от звуков представлены в таблице ниже:
Буква | Звук |
Визуальный элемент (видим, читаем) | Аудиальный элемент (слышим, произносим) |
Обозначающий элемент | Обозначаемая единица |
Не обладают никакими характеристиками, делятся только на гласные и согласные | Обладают следующими характерными особенностями: твердость/мягкость, глухость/звонкость. Бывают ударными и безударными. |
Не определяют выбор звука речи | Определяют выбор буквенного знака |
Разделение звуков и букв на согласные и гласные
Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных. Гласные буквы составляют противоположный по характеристикам класс элементов.
Отличие гласных звуков от согласных:
- По способу артикуляции:
- гласные образуются при участии голоса, шумы полностью отсутствуют; воздушная струя не встречает какой-либо преграды при произнесении;
- согласные образуются либо только из шумов (глухие), либо из шумов и голоса (звонкие и сонорные).
- По акустическим характеристикам:
- гласные определяются тоном, они отличаются мелодичностью и гармоничностью восприятия; такой акустический эффект достигается за счет определенных колебаний голосовых связок;
- согласный звук характеризуется дисгармоничностью и отсутствием музыкальности из-за преодоления потоком воздуха механических преград речевого аппарата.
- По функции в слове:
- основная функция гласных – слогообразование (количество слогов всегда приравнивается к числу гласных звуков в слове). Другие дополнительные функции – это окрашенность речи, сила звучания, эмоциональная нагруженность;
- главная функция согласных звуков – делать речь четкой, разборчивой, членораздельной (практически любое слово можно угадать по согласным звукам, при отсутствии гласных).
Гласные звуки и буквы
Русский язык насчитывает в своем составе 10 гласных букв и 6 гласных звуков. В звучании русского литературного языка преобладают звуки [и] и [а], данный феномен принято называть «аканье», «иканье». Главная особенность гласных звуков, вызывающая трудности в орфографическом написании, – это видоизменение качества звука (редукция) в ослабленной позиции.
Сильным положением для гласного считается нахождение звука под ударением, в остальных случаях сила и качество звучания ослабляется. Главная функция гласного звука – способность образовывать слог и становиться его вершиной. В русской языковой системе согласные не могут выступать в качестве слогообразующих единиц.
Согласные звуки
Согласные – это класс звуков речи, который противоположен по своим акустическим и артикуляционным признакам классу гласных звуков.
Согласные звуки принято разделять на группы на основании разных критериев:
- по степени шума и голоса (глухие, звонкие, сонорные);
- наличие палатализации (смягчения): твердые, мягкие.
За пределами школьной лингвистики рассматриваются и другие, более сложные группировки согласных звуков.
Выделение согласных в группы по основным лингвистическим характеристикам представлены в таблице ниже:
Согласные звуки | Твёрдые | Мягкие | ||||
парные по твёрдости/мягкости | ||||||
Звонкие | [л], [м], [н], [р] | [л’], [м’], [н’], [р’] | [j’] | |||
парные по звонкости/глухости | [ж] | [б], [в], [г], [д], [з] | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’] | |||
Глухие | [ш] | [п], [ф], [к], [т], [с] | [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] | |||
[ц] | [х] | [х’] | [ч’], [щ’] | |||
Парные/непарные согласные по глухости/звонкости
Большая часть согласных звуков образует пары по глухости/звонкости. Глухой – это согласный звук, который состоит только из шума. В образовании звонкого согласного участвует также и голос, связки при артикуляции вибрируют.
Парные согласные по глухости/звонкости:
[б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].
5 согласных звуков не имеют глухого парного звука:
[л], [м], [н], [р], [j’]. Эти звуки всегда звонкие, по-другому их называют сонорными. При произнесении данных согласных участие голоса более выражено, чем у других звонких звуков.
4 согласных элемента не имеют парной единицы по звонкости:
[х], [ц], [ч’], [щ’].
Произнесение и написание звонких единиц и глухих может не совпадать. В зависимости от того в каком положении находится звук в слове, выделяют сильные и ослабленные позиции для глухих и звонких звуковых единиц.
Сильные позиции для согласных единиц, имеющих парные звуки по глухости/звонкости:
- Нахождение в лексической единице перед гласным звуком. Примеры: лиса, лоза.
- Нахождение в лексической единице перед звонким согласным звуком. Примеры: звонок, шнурок.
Слабые позиции для звонких звуковых единиц:
- В конце слова. Примеры: дуб, зуб, друг.
- В положении перед глухим звуковым элементом. Примеры: впереди, вовсе.
Слабые позиции для глухих согласных звуков:
- В конце слова. Примеры: лук, звук.
- В положении перед звонким, а также сонорным согласным звуком. Примеры: сделать, сбежать.
В сильном положении воспроизводимый звук идентичен букве, которой он обозначается (пример: лиса, с = [с]; звонок, з = [з]). Слабая позиция меняет качество произнесенного звука: глухие согласные озвончаются, а звонкие произносятся глухо. Таким образом, буква соответствует парному глухому или звонкому звуку.
Примеры: дуб, б = [п]; сделать, с = [з]. Из-за нахождения звука в слабом положении нередко возникают трудности в правописании. Необходимо видоизменить слово так, чтобы звук, вызывающий трудность в написании, оказался в сильной позиции (пример: луг [лук] – луга [луга]).
Парные/непарные согласные по твердости/мягкости
Значительная часть согласных звуков в русском языке образует пары по твердости/мягкости. Для обозначения мягкого парного звука в русском алфавите не предусматривается отдельной буквы. Мягкость звука на письме обозначается либо мягким знаком, либо гласными е, ё, ю, я, в составе которых присутствует мягкий согласный [j’].
Парные согласные звуки по твердости/мягкости:
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
3 согласных не имеют мягкого парного звука:
[ж], [ш], [ц].
3 согласных не имеют твердого парного звука:
[ч’], [щ’], [j’].
Важно хорошо различать твердые и мягкие согласные звуки для того, чтобы избегать нарушения орфографических и орфоэпических норм.
Самую большую сложность, пожалуй, в разграничении твердых и мягких звучащих единиц создают слова иностранной этимологии (происхождения). В русском языке всегда была тенденция к смягчению согласного следующими за ним гласными я, ю, е, ё. Однако, в иноязычных лексических единицах эта закономерность часто нарушается.
Примеры к данной орфоэпической ситуации представлены в таблице ниже:
твердый согласный | мягкий согласный | ||||
аль[тэ]рна-тива
ар[тэ]рия а[тэ]ист а[тэ]лье бижу[тэ]рия бу[тэ]рброд гро[тэ]ск резю[мэ] |
диспан[сэ]р
ин[дэ]кс ко[дэ]кс компью[тэ]р ко[тэ]дж ла[зэ]р майо[нэ]з сви[тэ]р |
стюар[дэ]сса [тэ]зис
[тэ]мбр [тэ]ннис [тэ]нт [тэ]рмос [тэ]ст экстра[сэ]нс |
аг[р’э]ссия
ака[д’э]мия алли[т’э]рация ба[с’э]йн бе[р’э]т брю[н’э]т гипо[т’э]за [д’э]када [д’э]кан [д’э]по |
[д’э]фис
кон[с’э]рвы ко[ф’э] к[р’э]м ку[п’э]йный либ[р’э]тто му[з’э]й О[д’э]сса п[р’э]сса прог[р’э]сс |
[р’э]ф[р’э]н [с’э]йф
[с’э]ссия стра[т’э]гия [т’э]рапевт [т’э]рмин [т’э]ррор фа[н’э]ра ши[н’э]ль |
Шипящие
4 согласных звука в русском языке принято называть шипящими:
[ж], [ш], [ч’], [щ’]. Звуки [ж], [ш] всегда твердые вне зависимости от позиционного расположения в слове. Звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие также вне зависимости от соседних звуков. Из-за особенных характеристик шипящих звуков существуют особые орфографические правила, связанные с их написанием.
Правила, связанные с употреблением шипящих согласных звуков.
Постановка Ь в конце слова после шипящего звука. Мягкий знак не требуется для смягчения шипящих звуков: твердые [ж], [ш] в любом случае остаются твердыми, как и мягкие [ч’], [щ’] останутся мягкими.
Для правильной постановки мягкого знака необходимо пользоваться правилами орфографии, представленными в таблице ниже:
Ь пишется | Ь не пишется |
В конце существительных (ж.р., им.п., ед. ч.). Примеры: мышь, глушь, рожь. | В конце существительных (м.р., им.п., ед.ч.). Примеры: ткач, врач, страж. |
В конце глагола, стоящего в любой форме. Также Ь сохраняется перед -ся, -те. Примеры: печь, жечь, беречься. | В конце существительных (ж.р. и ср.р., род.п. мн.ч.). Примеры: (много) куч, туч, училищ. |
В конце наречий. Примеры: навзничь, настежь. | В конце прилагательных в краткой форме. Примеры: горяч, хорош, свеж. |
В конце наречий (исключений). Примеры: уж, замуж, невтерпеж. |
Постановка гласного звука после шипящего согласного:
- После шипящих звуков необходимо писать гласные а, у (примеры: чаша, шуба). Буквы я, ю в данном случае не употребляются. Исключения: жюри, жюльен, брошюра и некоторые другие.
- После ж, ш, ч, щ следует писать букву и (не правильно писать букву ы). Примеры: жир, широкий, чистота.
- После шипящих для обозначения ударного звука [э] обычно используется буква е (примеры: качели, жесть). Буква Э используется лишь в некоторых аббревиатурах (пример: ЖЭК) и после иноязычной приставки меж- (пример: межэтнический).
- Для обозначения ударного [о] после звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] используется буква о в следующих орфографических случаях:
- Окончания у существительных, у прилагательных и суффиксы всех наречий на -о. Примеры: ножом, хорошо, чужой.
- Следующие суффиксы у существительных: -ок, -онок, -чонок, -оныш, -онк, -овк, -об, -отк, -овщин. Примеры: ручонка, прыжок, чащоба и другие.
- Суффикс у прилагательных -ов- и производные формы и слова от данных прилагательных. Примеры: алычовый, алычовка.
- В суффиксах -охоньк-. Пример: хорошохонько.
- В корнях существительных и у прилагательных на месте беглого гласного. Примеры: ожог, жгу.
- Буква ё обозначает ударный [о] во всех остальных случаях, которые не описаны в предыдущем пункте.
- В безударной слабой позиции после звуковых единиц [ж], [ш], [ч’], [щ’], как правило, пишется буква е. Примеры: жестянка, чепец, желать.
- В некоторых иностранных словах после шипящих в безударной позиции пишется буква о.
Примеры: шоссе, жонглер, шоколад.
Понятие о транскрипции
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы лучше всего отображаются в фонетической транскрипции. Буквенная фиксация речи не отражает ее звуковой облик. Графическое изображение речи во многих случаях неоднозначно (пример: буква ю может означать 2 звука или же 1).
Для точной передачи звучащей речи на письме был разработан метод транскрибирования.
Фонетическая транскрипция призвана передавать даже тонкие особенности звуков, обусловленные аспектами акустики и артикуляции. Транскрипционная фонетическая запись всегда заключается в квадратные скобки. Для обозначения некоторых звуковых параметров используют дополнительные (диакритические) знаки, например, [’] знак мягкости согласного звука.
Фонетический разбор лексической единицы
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы необходимо обозначать при разборе лексической единицы со стороны фонетики. Звуковой анализ слова – это описание лексической единицы с точки зрения ее буквенного и звукового содержания, а также слогового разделения.
Пошаговая инструкция фонетического разбора лексической единицы:
- Выписать необходимое слово в той словоформе, в которой оно представлено.
- Обозначить ударный слог.
- Расчленить единицу на слоги.
- В квадратных скобках произвести транскрибирование.
- Записать отдельно, в вертикальный столбец, каждый звук из фонетической транскрипции.
- Охарактеризовать каждый выписанный звук по предложенной ниже схеме:
- гласный:
- согласный:
- звонкий/глухой/сонорный, твердый/мягкий, шипящий.
- Подсчитать количество букв в лексической единице.
- Определить численность звуков в анализируемом слове.
- Соотнести звукобуквенный состав, обозначить несоответствия, если они имеются.
Звонкие и глухие, шипящие звуки, относящиеся к классу согласных букв, а также гласные буквы позволяют фиксировать письменно и воспроизводить устно речевой поток. Данные единицы – основа языковой системы.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о буквах и звуках русского языка
Как производится фонетический разбор слова, можно посмотреть здесь:
Вопрос-ответ
Что такое звонкие и глухие согласные звуки?
Звонкие согласные звуки — это звуки, при произнесении которых голосовые связки вибрируют (например, б, д, ж). Глухие согласные, наоборот, произносятся без вибрации голосовых связок (например, п, т, ш). Различие между ними важно для правильного произношения и понимания слов.
Как отличить шипящие звуки от других согласных?
Шипящие звуки — это особая группа согласных, которые произносятся с характерным шипящим или свистящим эффектом. К ним относятся звуки ж, ш, ч, щ. Их можно отличить по тому, что они создают более яркий и резкий звук, чем другие согласные.
Почему важно знать о гласных и согласных звуках?
Знание о гласных и согласных звуках помогает детям правильно читать и писать, а также развивает их фонематическое восприятие. Это, в свою очередь, способствует улучшению речевых навыков и пониманию языка в целом.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте таблицу звуков как настенное пособие. Разместите её на видном месте в классе или дома, чтобы дети могли легко к ней обращаться во время чтения и письма. Это поможет им быстрее запомнить различия между звонкими и глухими, а также согласными и гласными звуками.
СОВЕТ №2
Играйте в звуковые игры! Придумайте игры, в которых дети будут классифицировать слова по типам звуков. Например, можно называть слова, а дети должны поднимать карточки с соответствующими звуками. Это сделает обучение более увлекательным и запоминающимся.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на произношение. Регулярно практикуйте произношение шипящих и свистящих звуков, чтобы дети могли четко их различать. Используйте рифмы и стихи, чтобы сделать занятия более интересными и помочь детям запомнить звуки.
СОВЕТ №4
Поощряйте детей составлять свои собственные примеры слов с разными звуками. Это не только поможет им лучше усвоить материал, но и развивает творческие способности. Дети могут создавать короткие истории или стихи, используя слова с определенными звуками.