Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Освоение вербального (словесного) общения малышом важно для формирования целостной личности в дальнейшем. Первая ступень научения – обучение азбуке. В этом процессе активное участие принимает как родитель, так и ребенок.

Когда начинать учить ребенка алфавиту

В психологии принято разделять несколько этапов взросления ребенка. Каждый отличается и формирует определенные черты личности будущей личности. Существует несколько интерпретаций теории, но самая известная из них – это теория З. Фрейда.

С точки зрения формирования отдельных психических и эмоциональных структур, свойств характера разделил эпигенетическую концепцию Э. Эриксон. Так, в разном возрасте у малыша формируются, например, чувства доверия, вины или трудолюбия.

Изучение азбуки зависит от уровня психического развития ребенка

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

В общем детство человека поделено на несколько стадий:

  • На всех стадиях развития самым важным является поддержка ребенка со стороны родителей. Это касается и старшего возраста: подросткового, юношеского. Соответственно каждой ступени это поддержка в разных видах деятельности: в творчестве, игре, фантазии.
  • Учить ребенка алфавиту следует во время сильнейшего интеллектуального скачка развития – это примерно 4-5 лет. Большое значение на развитие интеллекта оказывает наследственность родителей.

Например, один ребенок может спокойно воспринимать и даже идентифицировать буквы с 2-х лет, другой же будет с другом различать «А» и «Б» даже в возрасте 4-х лет.

  • Главным критерием, говорящим родителям, что уже «пора» показывать ребенку буквы и цифры, является его собственный интерес к азбуке. В возрасте 3-4 лет малыш начинает определять себя, отделять свою личность от своего отца, матери и окружающих. Именно в это время ребенок говорит «я сам» и стремится к самостоятельности.

Азбука для малышей, обучение которой может быть даже невозможной раннее 3-4-х лет, должна находиться в поле интереса малыша. Многие родители уверены в том, что стоит показывать буквы как можно раньше, но при этом не только глубоко ошибаются, но и могут нанести вред.

Дело в том, что в раннем возрасте ребенок не читает слова, не идентифицирует буквы, а лишь угадывает их по первым буквам. Причиной того становится недоразвитость мозга. В возрасте 2-3 лет развита эмоциональная сфера. И, наоборот, угнетены когнитивные (познавательные процессы).

С точки зрения психологии, для нормального развития психики важно сначала формировать наглядно-образное мышление, а затем уже абстрактно-логическое. Изучение букв на азбуке, сложение слов и цифр задействует второй тип мышления, что в дальнейшем сильно тормозит развитие первого.

Таким образом, начинать обучение азбуке стоит в возрасте 4-5 лет. В этом возрасте ребенок проявляет интерес к буквам и словам самостоятельно. Например, он может спрашивать родителей о том, что написано в журналах или в телевизоре.

Многие врачи подчеркивают важность раннего обучения детей чтению и знакомству с алфавитом. Специалисты отмечают, что освоение букв и звуков способствует развитию когнитивных навыков, улучшает память и внимание. Врач-педиатр рекомендует начинать обучение с простых и ярких материалов, которые привлекут внимание малыша. Это могут быть книги с крупными буквами и красочными иллюстрациями. Кроме того, врачи советуют использовать игровые методы, такие как песенки и стишки, что делает процесс обучения более увлекательным. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к обучению должен быть индивидуальным, учитывающим его интересы и темп развития.

АЛФАВИТ для малышей от А до Я. Мультик для малышей. Мульт АЗБУКА.АЛФАВИТ для малышей от А до Я. Мультик для малышей. Мульт АЗБУКА.

С чего начинать изучение

Начиная изучение букв, следует учитывать возраст и уровень психического развития ребенка. Зачастую для диагностики уровня психического развития используются психологические тесты. Для этого рекомендуется совместная работа с детским психологом или психологом-логопедом.

Обучение малышей азбуке следует проводить в игровой форме — так лучше усваивается материал

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Возраст Стадия развития Навыки
1 год Доверие или недоверие. Определяется степень открытости малыша к миру. В первую очередь, степень доверия зависит от заботы, которая проявлялась родителями.

Забота заключается в удовлетворении насущных потребностей. Недоверие может в дальнейшем стать опорой для развития агрессии и жестокости, враждебности по отношению к миру.

В таком случае ребенок становится неконтролируемым.

Несмотря на то, что младенец (это первые 5-6 месяцев после рождения ребенка) практически не имеет способностей к формированию навыков, уже с возраста новорожденности у него складывается определенная психическая структура.

Присутствуют не только рефлексы (глотание, сосание), но и складывается психика ребенка как ответ, реакция на окружающую среду.

2-3 года Автономия или сомнение. Вырабатываются такие важные качества, как автономия – то есть самостоятельность, и сомнение – как в собственных силах, так и в окружающем мире.

Недоверчивые дети становятся агностиками, а самостоятельные обладают склонностью к самообразованию и совершенствованию.

Для родителей важнее всего поддерживать проявления самостоятельности ребенка в этот период. Автономность дает толчок для развития доброжелательности, нормальному уровню самооценки

Лучший возраст для развития наглядно-образного типа мышления. К этому виду мышления относятся такие процессы, как, например, воображение, творческие решения.

Обучение азбуке и цифрам должно носить игровой характер, развивая автономность ребенка. Также поощряется его инициативность в изучении и времяпровождении.

3-6 лет Инициатива и чувство вины. Развиваются такие свойства, как инициативность – способность выдвинуть идею, предпринять необходимые меры в той или иной ситуации.

Например, в этом возрасте ребенок начинает активно фантазировать и воображать: он придумывает разнообразные игры, проявляет самостоятельную активность, рисует или лепит из пластилина.

В этом возрасте также происходит разделение родительского и детского набора качеств личности.

Детский набор – потенциал роста, любознательность, инициативность и доверчивость. Родительский – самоконтроль, автономность, самонаказание и чувство вины.

Соответствует дошкольной стадии развития. ­­­­В возрасте 3-6 лет ведущей деятельностью ребенка становится общение.

Наконец ребенок выходит за пределы общения «я-я» и «я-родители». Начинает развиваться логическое мышление.

Классическое обучение алфавиту

Самым простым способом обучения алфавиту по праву считается демонстрация букв по порядку (то есть, начиная с «А» и заканчивая «Я») ребенку и проговариванием звуков, которые эти буквы обозначают. Зачастую родители пользуются именно этим способом.

Азбука для малышей (обучение классическое) иллюстрируется большими буквами и красочными рисунками, чтобы заинтересовать малыша.

Для детей постарше подойдет алфавитный лабиринт – это методики для изучения алфавита, предполагающее сбор букв по порядку. Например, у исходной точки (откуда начинается лабиринт) стоит ежик и ребенку нужно помочь, собирая буквы по порядку, дойти ежику домой и донести яблоки.

Сначала ребенку демонстрируются простейшие гласные. Из них малышу будет намного легче начать составлять склады, а затем и слоги. К простейшим гласным относятся буквы: «А», «О», «У», «И». На скорость изучения влияет интонация, с которой взрослый проговаривает буквы.

Например, «пропеваемые» звуки, а также те звуки, на которых делается особый акцент или ударение, запоминаются детьми лучше, чем те, что не были выделены из остального текста или последовательности звуков.

Многие родители отмечают, что “Азбука для малышей” стала отличным помощником в обучении детей чтению. Эта методика помогает детям легко запомнить буквы и их звуки через яркие иллюстрации и увлекательные задания. Родители отмечают, что занятия проходят в игровой форме, что делает процесс обучения не только полезным, но и приятным. Дети с интересом изучают алфавит, а также учатся составлять простые слова. Кроме того, многие мамы и папы подчеркивают, что такая форма обучения развивает не только навыки чтения, но и внимание, память и творческое мышление. В целом, “Азбука для малышей” получает положительные отзывы и становится важным шагом на пути к грамотности.

Методика изучения гласных звуков

Изучение гласных выстраивается по следующей схеме.

Азбука для малышей — гласные звуки

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Азбука для малышей — гласные звуки

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Сначала ребенку предоставляют белые бумажные карточки, на которых:

  • жирным красным шрифтом написаны буквы: А, О, У, Ы, Э.
  • жирным синим шрифтом написаны буквы: Я, Ё, Ю, Е.

Для первого урока потребуются карточки и с красными, и с синими буквами: А, Я, О, Ё. Они поочередно предоставляются ребенку, чтобы тот постарался повторить, как читается буква.

При этом рекомендуется называть малышу буквы в стихотворном порядке, чтобы ему было легче запомнить. Оставлять карточку на виду нужно не более 1-й секунды. Карточки показываются малышу до пяти раз в день каждый день до следующего шага – закрепления гласных посредством игровых методик.

Второй урок предполагает использование закрепляющих игр.

Методика изучения согласных звуков

Для того, чтобы использовать игровое обучение согласных звуков, ребенку нужно знать уже некоторые гласные. Для этого сначала лучше воспользоваться методикой, представленной выше. Но это не значит, что малыш должен уже знать все гласные.

Азбука для малышей — согласные звуки

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Азбука для малышей — гласные и согласные звуки

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Аналогично методике изучения гласных звуков, материалом для подготовки служат карточки с буквами. Теперь столбцы состоят из 6 строк. Согласные размещены в верхних строках, твердые звуки обозначают буквы красного цвета, а мягкие – синего. В других строках перед каждой гласной буквой стоит согласная.

Таким образом, каждый столбец состоит из набора открытых слогов. Из полученных слогов сочиняются песенки для ребенка. Родитель объясняет малышу, что эти буквы – братики, аналогично методике с изучением гласных звуков, которые любят петь. Синие – младшие – братики, поют тоненькими голосами, а старшие – грубыми.

Авторские методики изучения алфавита

Помимо классических методик изучения алфавита, существуют и авторские. Их создатели – квалифицированные логопеды, психологи и специалисты в области мышления и речи. Иногда для того чтобы обучить малыша азбуке, нужно использовать специфичные методики.

Например, детям с затрудненным умственным развитием, задержкой психического развития или проблемами в социализации нужны специальные игровые методики. Обычное обучение их не заинтересует и будет малоэффективно.

Сергея Полякова

Сергей Поляков разработал экспресс-методику обучению азбуке. Сначала ребенок изучает гласные звуки, так как из них легче складывать слоги. После чего осваивает согласные. Методика включает в себя изучение букв на первых уроках и закрепление материала посредством закрепляющих игр «Ветер», «Прятки», «Перепрятки», «Ворона».

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Азбука для малышей (обучение по методике Полякова) позволяет освоить алфавит всего за несколько уроков. Первый урок, который включает в себя несколько занятий (до тех пор, пока малыш не запомнит звучание демонстрируемых букв), посвящен изучению гласных. Второй урок посвящен изучению и согласных, и гласных звуков.

Второй урок предполагает смешение гласных и согласных звуков посредством разных игровых и проективных методик. Так, во время повторения гласных звуков, начинают изучаться согласные и одновременно закрепляются в памяти малыша.

Кубики Зайцева

Это одна из игровых методик, обучающих детей буквам и чтению. ­Не раз игрушки доказали свою эффективность в обучении чтению малышей. Детям действительно интересно составлять слова с помощью кубиков. Отличие в том, что буквы написаны сразу в виде слогов, а не отдельно друг от друга.

Некоторые кубики включают в себя сразу по два слога на одной стороне и имеют прямоугольную форму. Помимо того, многие буквы в азбуке, которые сопровождаются различными яркими картинками, «привязывают» впечатление о букве со словом.

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Эффективность кубиков Зайцева определяется тем, что ребенок изучает не отдельно буквы или слоги, слова, а «склады». Это такие произносимые единицы, которые легче всего воспринимаются ребенком.  Таким образом, «склады» — это первые слоги от слов. Например, «МА» от слова «мама» или «КО» от слова «кошка».

Складами могут быть слияние согласной и гласной, отдельная гласная как слог, отдельная согласная в закрытом слоге или согласная с твердым/мягким знаками. Величина склада никогда не включает себя более двух букв. В слоге же может быть и 4, и 5.

Карточки Домана

Методика основывается на врожденной способности мозга к познанию окружения. Восприятие включает в себя зрительное, слуховое, тактильное и обонятельное. Каждое впечатление, полученное с помощью этих анализаторов, неосознанно запоминается ребенком.

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Азбука в карточках Домана запоминается лучше у малышей, предрасположенных к наглядно-образному восприятию информации. Для таких детей легче запомнить что-то ощущаемое физически, нежели осознаваемое. Обучение производится с помощью специальных карточек с выпуклыми буквами.

Игровые методики

Игровые методики отличаются тем, что задействуют воображение и фантазию ребенка. Ему легче проявить себя через игру. В возрасте, наиболее подходящем для изучения азбуки, как раз ведущей деятельностью является игра.

С точки зрения психологии развитии игра – это специфический вид деятельности, направленный на постановку ребенком определенной проблемой и нахождение способов ее решение через моделирование различных ситуаций.

С помощью игры усваиваются самые первые, базовые нормы поведения в обществе, моральные и нравственные ценности. Начинает формироваться социальный опыт.

Для изучения букв

Малыши уже, предположительно, запомнили А, Я, О, Ё в таком порядке и могут без труда распознать эти буквы. Игры помогут ребенку освоить новые комбинации гласных звуков. Такие игры разработаны Сергеем Поляковым и называются «Ветер», «Прятки», «Перепрятки» и «Ворона».

Первая закрепляющая игра заключается в следующем: родитель или педагог объясняет малышу, что синие буквы – это младшие братья красных букв. Затем вдруг поднимается ураган и перемешивает всех братьев.

Задачей ребенка становится разложить красные буквы к красным и синие соответственно, каждый раз называя саму букву, которая в руках, и букву рядом.

https://youtube.com/watch?v=jGw39JT5Yl8%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

В «Прятках» большие карточки с красными буквами накрывают меньше, с синими буквами сверху. Красные буквы – большие братики, которые прячут под собой младших. Диалог должен выстраиваться по типу: «А кто же спрятался под большим братиком?». Ребенок должен назвать и большого брата, и маленького.

Для обучения чтению слогов

Перед чтением слогов некоторые специалисты рекомендуют изучить сначала полностью всю азбуку. Другие психологи утверждают, что следует сначала изучить простейшие звуки и сочетать их с еще незнакомыми для ребенка.

В игровой форме родитель может смоделировать такую ситуацию: одна буква «А» начинает дружить с другой буквой – «У» и поэтому они при чтении идут друг за другом. То есть «А» и «У» читается, как «АУ».

Слоги — звуки животных

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Домино из слогов

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Начинает следует с простых слов, состоящих из 2-х слогов. Такими словами могут быть: мама, папа, рама, дача, Маша, пара. Желательно не использовать слова со сложными гласными или те, где слоги состоят из 3-х букв.

Для развития навыка чтения

Лучший способ закреплять имеющиеся навыки чтения у ребенка – это регулярно тренироваться. Мотивация дошкольника учиться может снизиться, помощниками становятся вновь игровые и проективные методики.

Методикой, требующей предельной внимательности ребенка, является «поиск спрятанных слов». Родитель предлагает в «лабиринте» из хаотично разбросанных букв найти спрятанные слова. Методика помогает развить внимательность и заинтересовать малыша в чтении.

Игра «Найди спрятанные слова»

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Отличным подспорьем могут стать рассказы, в которых некоторые слова заменены картинками, смайликами или другими изображениями, которые передают содержание слов. Например, вместо сплошного текста в сказке, такие книжки иллюстрируются в строчках смайликами овощей и людей.

Метод чтения по слогам Елены Бахтиной

Азбука для малышей (обучение алфавиту от Еленой Бахтиной) отличается от обычных азбук тем, что в середине страницы красуется образ, который должен малышом ассоциироваться с запоминаемой буквой.

Техника Елены Бахтиной задействует самую активную в раннем возрасте память – ассоциативную. Малыш, выделяя из окружающего мира объекты, начинает проводить связи между уже знакомыми и познаваемыми.

Метод чтения по слогам Елены Бахтиной основывается на ассоциативной памяти ребенка

Азбука для малышей обучение детей чтению, алфавит

Аналогично, Елена Бахтина предлагает закрепить за определенной буквой уже знакомый ребенку образ. Так, например, чтобы было легче запомнить букву «Б» — ее сравнивают с уже знакомым образом животного – бегемотом. Аналогично буква «У» вызывает в памяти образ улитки, которая несет на себе домик.

Иногда буквы начинают «дружить» между собой и появляются различные комбинации букв – слоги. Такое объяснение образования слогов позволяет возбудить интерес ребенка к изучению и составлению слогов.

Методика «соединение в слоги» позволяет быстрее обучить малыша алфавиту, чем по классической методике. Обычно для этого метода используется уже упомянутая азбука, разработанная Еленой Бахтиной.

Автор: Свиткевич Юлия

Видео об обучении азбуке

Азбука для малышей:

https://youtube.com/watch?v=P0enXHMINTk%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Какой метод обучения чтению наиболее эффективен для малышей?

Существует несколько методов, но одним из самых эффективных является метод фонетического чтения, который помогает детям связывать звуки с буквами и словами. Также полезно использовать игровые элементы, такие как карточки с буквами и интерактивные приложения, чтобы сделать процесс обучения увлекательным.

С какого возраста начинать обучение алфавиту?

Обучение алфавиту можно начинать с 3-4 лет, когда дети уже начинают осознавать звуки и буквы. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и не торопить процесс, чтобы обучение было радостным и интересным.

Как сделать обучение алфавиту увлекательным для ребенка?

Для того чтобы обучение было интересным, можно использовать различные игры, песни и стихи, связанные с буквами. Также полезно включать в занятия рисование букв, создание поделок и чтение книг с яркими иллюстрациями, что поможет ребенку лучше запомнить алфавит.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые методы обучения. Включите в процесс чтения игры с буквами, такие как “найди букву” или “собери слово”. Это сделает обучение более увлекательным и запоминающимся для вашего малыша.

СОВЕТ №2

Чтение вслух. Регулярно читайте своему ребенку книги, показывая буквы и слова. Это поможет ему ассоциировать звуки с буквами и развивать слуховое восприятие.

СОВЕТ №3

Создайте буквы из различных материалов. Используйте пластилин, картон или даже природные материалы, чтобы создавать буквы. Это поможет ребенку лучше запомнить алфавит через тактильные ощущения.

СОВЕТ №4

Регулярно повторяйте алфавит. Пойте песенки или рифмовки, которые включают буквы алфавита. Повторение в игровой форме поможет ребенку легче запомнить порядок букв.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации