С появлением в семье новорожденного ребенка родителям необходимо знать, что в каждый месяц своего развития он должен уметь ребенок. Пристальное внимание к соответствию нормам позволит вовремя заметить развитие отклонений и приступить к лечению в случае необходимости.
Карта развития новорожденного по месяцам – мальчик и девочка
Отечественные педиатры ежемесячно обследуют младенцев на соответствие физического, моторного, психоэмоционального и речевого развития средним показателям, установленным Всемирной организацией здравоохранения.
Физическое развитие ребенка констатируют с помощью антропометрических параметров, нормы которых представлены в виде центильных таблиц. Для удобства пользователей в данной статье 12 центильных матриц систематизированы в одну таблицу (Табл.1). Возрастные нормы по месяцам охватывают период в 30-45 дней.
Моторные навыки выражаются в способности ребенка держать голову, двигать конечностями, брать предметы, переворачиваться, тянуться, садиться и т.п. Психоэмоциональное развитие контролируется со слов родителей, обследования невролога и педиатра.
Речевые навыки – самый лояльный параметр развития ребенка, возрастные нормы имеют разброс в несколько месяцев.
Месяц жизни | Пол младенца | границы нормы роста (см) | Прибавка за месяц | Границы нормы веса (кг) | Прибавка за месяц | Окружность
средний показатель (см) |
|
головы | грудной клетки | ||||||
0 | девочка | 45,4-52,9 | 2,4-4,2 | 32,0-37,0 | 30,8-37,0 | ||
мальчик | 46,1-53,7 | 2,5-4,4 | 32,5-37,7 | 31,7-37,3 | |||
1 | девочка | 49,8-53,6 | 3 – 3,5 | 3,2-5,5 | 400-900 | 33,8 -39,5 | 32,9-39,0 |
мальчик | 50,8-58,6 | 3 – 3,5 | 3,4-5,8 | 400-1200 | 34,8-39,8 | 33,3-39,4 | |
2 | девочка | 52,2-60,8 | 3 – 3,5 | 3,7-5,6 | 400-1300 | 35,6 -41,4 | 34,6-40,9 |
мальчик | 53,4-62,1 | 3 – 3,5 | 3,9-6,6 | 400-1500 | 36,9-41,8 | 35,0-41,6 | |
3 | девочка | 55,1-63,9 | 3 – 3,5 | 4,4-6,5 | 500-1200 | 36,9-43,0 | 36,2-42,8 |
мальчик | 56,1-65,5 | 3 – 3,5 | 4,5-7,5 | 600-1300 | 38,4-43,3 | 36,5-43,8 | |
4 | девочка | 57,4-66,4 | 2-2,5 | 5,0-7,4 | 500-1100 | 38,2-44,2 | 38,1-44,3 |
мальчик | 58,6-68,7 | 5,2-8,4 | 400-1300 | 39,6-44,5 | 38,1-45,7 | ||
5 | девочка | 59,9-68,8 | 2-2,5 | 5,5-8,2 | 300-1000 | 39,2-45,4 | 39,4-45,9 |
мальчик | 61,0-70,9 | 5,8-9,1 | 400-1200 | 40,6-45,9 | 39,3-47,7 | ||
6 | девочка | 62,1-70,8 | 2-2,5 | 6,1-9,0 | 300-1000 | 40,1-46,3 | 40,6-47,2 |
мальчик | 63,0-72,5 | 6,4-9,7 | 400-1000 | 41,5-46,7 | 40,6-49,0 | ||
7 | девочка | 63,7-72,7 | 1,5-2 | 6,5-9,7 | 200-800 | 41,0-47,3 | 41,8-48,5 |
мальчик | 65,0-74,1 | 6,9-10,3 | 200-1000 | 42,2-47,7 | 41,7-50,1 | ||
8 | девочка | 65,2-75,2 | 1,5-2 | 7,0-10,5 | 200-800 | 41,6-48,0 | 42,8-49,8 |
мальчик | 66,5-75,7 | 7,4-10,8 | 200-800 | 42,8-48,4 | 42,7-51,1 | ||
9 | девочка | 66,5-75,8 | 1,5-2 | 7,4-11,2 | 100-600 | 42,4-48,5 | 43,6-51,0 |
мальчик | 67,8-77,1 | 7,8-11,3 | 200-800 | 43,5-49,0 | 43,6-52,0 | ||
10 | девочка | 67,7-77,1 | 1 | 7,7-11,3 | 100-500 | 42,8-49,2 | 44,3-52,0 |
мальчик | 68,8-78,8 | 8,0-11,8 | 100-600 | 44,0-49,6 | 44,3-52,8 | ||
11 | девочка | 69,0-78,5 | 1 | 8,1-12,2 | 100-500 | 43,2-49,6 | 45,0-52,7 |
мальчик | 69,9-80,4 | 8,3-12,3 | 100-500 | 44,3-50,0 | 44,8-53,6 | ||
12 | девочка | 70,5-79,3 | 1 | 8,3-12,6 | 100-500 | 43,5-50,1 | 45,5-53,3 |
мальчик | 71,0-81,7 | 8,6-12,7 | 100-500 | 44,6-50,7 | 45,3-54,3 |
Таблица 1. Нормы физического развития
Важно помнить, что дети, в силу генетических особенностей, могут рождаться с большими или меньшими отклонениями весо-ростовых показателей от усредненных норм. Динамику физического развития отслеживают в соответствии с антропологическими данными при рождении.
Врачи подчеркивают, что первые 12 месяцев жизни являются критически важными для физического и психомоторного развития ребенка. В возрасте одного месяца малыш должен уметь удерживать голову в положении на животе, а к трем месяцам – активно реагировать на лица и звуки. К шести месяцам дети начинают сидеть с поддержкой и проявляют интерес к окружающему миру. В девять месяцев они могут ползать и передвигаться по комнате, а к году многие уже делают первые шаги и произносят простые слова.
Что касается роста и веса, то в среднем к году ребенок должен весить примерно три раза больше своего веса при рождении и достигать роста около 75 см. Врачи рекомендуют регулярно проводить осмотры у педиатра, чтобы следить за развитием и своевременно выявлять возможные отклонения. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и темпы его развития могут варьироваться, но общие ориентиры помогут родителям лучше понять, как поддерживать малыша на его пути к взрослой жизни.
Что должен уметь ребенок первого месяца жизни
В первые сутки после рождения у ребенка происходит естественная убыль веса в пределах 300 г. Далее младенец должен ежедневно набирать массу тела, так как именно прибавка в весе является основным показателем здоровья ребенка в период новорожденности.
Что должен уметь ребенок в первые дни жизни, определяется на уровне рефлексов. У малыша с рождения должны присутствовать безусловные врожденные рефлексы.
Основными из них являются:
Дети первого месяца жизни спят 70% всего суточного времени. Во время бодрствования малыши кушают, выполняют естественные отправления, пассивно наблюдают за миром.
К концу первого месяца ребенок старается самостоятельно удерживать голову несколько секунд, поворачивает ее на звук. Успокаивается на руках у мамы, поскольку помнит и узнает ее запах, голос и ритм сердца. Кряхтением, возней и плачем малыш сигнализирует о физическом дискомфорте: голоде, сырости, боли.
Что должен уметь ребенок второго месяца жизни
Ко второму месяцу жизни заканчивается период новорожденности, как цикла акклиматизации малыша к новым условиям существования.
Способности младенца проявляются в следующем:
- Моторное развитие ребенка второго месяца жизни характеризуется снижением тонуса мышц. Руки и ноги малыша легко разгибаются и сгибаются. Очень важно в этот период регулярно делать массаж рук, ног и спины младенца.
- Ребенок способен подносить руки к лицу и подолгу рассматривать их, сжимая и разжимая ладонь в кулак. В положении лежа на животе малыш способен поворачивать голову, недолго удерживая ее над поверхностью.
- Ребенок самостоятельно поворачивается на спину из положения лежа на боку.
- Появляются первые звуки. Гуление носит протяжный характер, малыш как бы пропевает отдельные звуки.
К концу второго месяца проявляется «комплекс оживления». Малыш осознанно наблюдает за яркими предметами, активно двигает руками и ногами, выражая радость. Появляется сознательная улыбка в ответ на внимание родителей, склонившихся над ребенком.
Развитие ребенка до одного года — это удивительный процесс, который включает в себя множество изменений и достижений. В первые месяцы жизни основное внимание уделяется физическому росту: к 6 месяцам многие дети удваивают свой вес при рождении и начинают активно проявлять интерес к окружающему миру. К 3 месяцам они уже могут удерживать голову, а к 6 — переворачиваться.
С 7 до 12 месяцев наблюдается стремительное развитие моторики: малыш начинает ползать, а затем и вставать на ножки, опираясь на мебель. В этом возрасте важно также развитие речевых навыков: к 12 месяцам многие дети начинают произносить свои первые слова. Социальные навыки тоже играют большую роль — дети учатся взаимодействовать с окружающими, проявляя радость или недовольство. Каждый месяц приносит новые достижения, и важно поддерживать ребенка, создавая для него безопасную и стимулирующую среду.
Что должен уметь ребенок третьего месяца жизни
Что должен уметь ребенок на третьем месяце жизни является своеобразным рубежом моторного и психоэмоционального развития.
К концу периода дети:
- хорошо держат голову;
- приподнимают туловище, лежа на животе, опираясь на руки;
- свободно поворачиваются на спину в любую сторону из положения на боку;
- совершают исследовательские операции руками – берут и удерживают легкие погремушки, пробуют на вкус все окружающие предметы;
- внимательно следят за перемещением погремушки взглядом, поворачивая голову.
Зрительный аппарат ребенка уже способен различать яркие цвета: красный, черный, оранжевый. Лежа в кроватке, малыш долгое время может наблюдать за вращением подвесного мобиля. Подвешивать игрушки над кроваткой нужно на расстоянии вытянутой руки младенца.
Психоэмоциональное развитие характеризуется ответными реакциями со стороны малыша на интонации и мимику взрослого. Ребенок улыбается в ответ на ласковое обращение, плачет, если родитель говорит строгим тоном, хмурится. Дети третьего месяца жизни активно повторяют мимические выражения лица, с интересом наблюдают за тем, как родители проявляют эмоции.
Продолжает формироваться речь. Теперь малыш учится произносить слоги «ба», «бу», «ага» «агу».
Что должен уметь ребенок четвертого месяца жизни
Что должен уметь ребенок четвертого месяца жизни, определяют врачи-педиатры – продолжается его активное развитие. Все имеющиеся навыки совершенствуются и появляются новые.
Ребенок в этот период:
- Целенаправленно тянется к игрушкам, ярким предметам; оценивает расстояние до них, захватывает руками, держит, трясет. Появляются любимые игрушки;
- Различает множество звуков, узнает голоса близких людей, вслушивается в музыку. Ему нравится играть с музыкальными игрушками, погремушками.
- При кормлении малыш поддерживает бутылочку двумя руками. Охотно играет в «ладушки», хлопает в ладоши.
- К концу месяца дети учатся переворачиваться из положения лежа на спине на живот. Появляются первые попытки ползания.
- Налаживается режим дня. Малыш реже просыпается ночью. Дневной сон происходит в одно и то же время.
Что должен уметь ребенок пятого месяца жизни
Действия малыша становятся осмысленными. Пятимесячный ребенок должен проявлять интерес к окружающим предметам.
Безразличие к ярким вещам в этом возрасте может указывать на патологии зрительных органов, нарушения неврологического характера.
- Двигательная активность увеличивается. Теперь малыш стремится самостоятельно садиться, хватаясь руками за опору. Педиатры настоятельно не рекомендуют усаживать детей без поддержки, это способствует искривлению позвоночника.
- Свободно переворачивается со спины на живот и обратно.
- Ползает по-пластунски по ровной поверхности, дотягивается до игрушек.
- Требует общения, не может находиться в одиночестве дольше 10 минут.
- Активные, физически крепкие дети способны самостоятельно вставать в манеже, кроватке.
- Малыши с интересом наблюдают за окружающим миром во время прогулок, подолгу не засыпают.
Наступает время прорезывания первых зубов. Младенцы становятся беспокойными, усиленно трут игрушками десны. Облегчить зуд помогают прорезыватели с жидким наполнителем, которые можно охлаждать в холодильнике. Прохладный силикон немного облегчает страдания.
Перед сном можно наносить на десны тонкий слой обезболивающего геля «Холисал». Возможно поднятие температуры, появление насморка. Симптомы исчезают, как только зуб полностью прорежется.
Что должен уметь ребенок шестого месяца жизни
С полугодовалого возраста дети прекращают активно набирать вес, за счет постоянно увеличивающейся двигательной активности.
Вот что должен уметь ребенок в 6 месяцев:
- Внимательно слушать речь взрослых, повторять слоги, лепетать, имитируя взрослую речь.
- Реагировать на собственное имя.
- Поворачивать голову и находить взглядом знакомые предметы.
- Свободно манипулировать небольшими предметами: доставать, перекладывать из одной руки в другую.
- Садиться из положения лежа, сидеть без поддержки непродолжительное время.
- Начинать ползать на четвереньках.
- Стоять при поддержке взрослого, держась за опору.
- Эмоционально проявлять привязанность к матери.
Полугодовалый младенец активно проявляет недовольство в моменты исчезновения матери из поля его видимости. Психологи объясняют такое поведение малыша его неуверенностью в возвращении мамы обратно, страхом потери любимого человека.
В ближайшие 3 месяца реакции на отсутствие матери будет только усиливаться, сто свидетельствует о правильном психоэмоциональном развитии ребенка и здоровом микроклимате в семье.
Что должен уметь ребенок седьмого месяца жизни
Семимесячный малыш осваивает навыки самостоятельного поведения.
Он уверенно может сам:
- садиться, сидеть без поддержки;
- быстро передвигаться на четвереньках;
- вставать и переступать приставным шагом, опираясь на вертикальные поверхности;
- совершать различные манипуляции с предметами (открывать, закрывать, доставать);
- понимать слова взрослого, выполнять простые просьбы;
- останавливаться и замирать при слове «нельзя».
Очень важно объяснять ребенку причину запрета. Помочь ему установить причинно-следственную связь: нельзя – значит опасно. Родителям следует помнить, что число запретов не должно превышать 3 «нельзя» до того времени, пока он их не усвоит. Только после этого объясняются новые запреты. В противном случае, малыш будет исследовать запретные зоны в отсутствие наблюдателей.
Также в этот период усиливается зависимость от присутствия матери, он все время следит, чтобы она была в поле его зрения. Проявляется особая привязанность к другим родственникам, которых малыш часто наблюдает, появляется настороженность при встрече с новыми людьми.
Что должен уметь ребенок восьмого месяца жизни
Восьмимесячный младенец продолжает осваивать ранее приобретенные навыки.
К тому, что должен уметь ребенок, добавляются:
- Лепет, напоминающий речь иностранца. Малыш много «говорит» наборами звуков, похожими на слова.
- Игры с взрослым, с осознанным повторением движений: полетели, хлопнули, сели, топнули.
- Умение откусывать и жевать не слишком твердую пищу.
- Прием пищи из ложки и жидкости – из чашки-поильника.
- Понимание и выполнение просьб: дай, возьми, покажи.
- Демонстрация своих желаний жестами и мимикой. Таким образом ребенок просит взять что-либо с полки, стола.
Психоэмоциональное развитие проявляется в усилении страха:
- от знакомства с новыми людьми,
- от разлуки с матерью,
- при появлении новых звуков.
Зачастую дети сильно пугаются звуков пылесоса, микроволновой печи, стиральной машины. В такие моменты малыша нужно брать на руки и объяснять происходящее. Лучше всего показывать, почему рычит пылесос, нажимая на кнопку питания рукой ребенка. Он быстро поймет, что страшную машину можно выключить.
Появление страха – важный этап развития психики и самосознания ребенка. Беспокоиться стоит тогда, когда малыш в этом возрасте не пугается абсолютно ничего. Возможно, у него есть нарушения слухового аппарата, расстройства эмоциональной сферы. В этом случае необходимо отправиться к педиатру, которые направит к узким специалистам.
Что должен уметь ребенок девятого месяца жизни
Девятимесячный малыш фонтанирует эмоциями. Он способен заливисто смеяться, восторженно удивляться и протестующе возмущаться. Мир покоряется ему. Теперь он свободно перемещается в пространстве. Многие дети начинают самостоятельно ходить в период с 9 до 10 месяцев.
Ребенок должен в этом возрасте знать части тела и лица, уметь показать, что и где у него находится: руки, ноги, глаза, уши. Дети девятимесячного возраста умеют снимать с себя отдельные предметы одежды: шапку, носки.
Малыши очень любят игры с бумагой, книгами. Они с удовольствием рвут, мнут листы, рассматривают сюжетные иллюстрации. Родителям следует быть готовыми к подобным опытам: запастись ненужными яркими журналами, картонными и пластиковыми книгами.
Появляются яркие протесты. Стрижка ногтей, удаление слизи из носа, чистка ушей вызывают у ребенка отрицательные эмоции. Такое поведение свидетельствует об осознании ребенком собственного тела. Он понимает, что ногти, уши, нос – это его личное, и пытается защитить свое, что свидетельствует о здоровом взрослении психики.
Что должен уметь ребенок десятого месяца жизни
Ребенок продолжает осваивать язык взрослых, теперь он способен воспринимать простые словесные шутки, смеяться над забавными на его взгляд словосочетаниями, звуками.
Он проявляет интерес к детям, радуется изображениям детей на упаковках детского питания, подгузников, восторженно реагирует на появление в поле досягаемости сверстников и детей дошкольного возраста.
Также малыш с удовольствием манипулирует мелкими предметами: перебирает бусины, нанизывает детали пирамидки, складывает кубики.
Родителям следует не упускать удачный момент и активно развивать мелкую моторику и мыслительную активность. Для этого подойдут игры-шнуровки, мешочки с крупами, опыты с переливанием воды из одной емкости в другую с помощью маленького стаканчика.
В этот период ребенок учится преодолевать препятствия, залезает на диван, кресло, поднимается по ступеням. Спускаться ребенок пытается лицом вперед, поэтому важно несколько раз показать малышу, как разворачиваться, чтобы сначала опускать на пол ноги. Ребенок и сам сможет освоить разворот и спуск, набив предварительно шишки при падениях.
У него появляются любимые занятия, позволяющие определить склонность к определенным способностям: танцы, пение, рисование, конструирование.
Несмотря на отсутствие полного ряда зубов, малыша нужно постепенно приучать к восприятию и «пережевыванию» твердой пищи. Прикорм в этом возрасте разнообразен, не стоит перетирать всю пищу в пюре.
Что должен уметь ребенок одиннадцатого месяца жизни
Главным из того, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, является появление автономной речи:
- Малыш способен понятными взрослым из близкого окружения словами попросить что-либо. Слова необязательно будут звучать правильно, главное, чтобы родители знали, что они означают, и ребенок это видел. Регулярно поправляя малыша в произношении слов, мама очень быстро исправит ситуацию.
- Ребенок прекрасно понимает речь взрослых, прислушивается, когда говорят о нем, реагирует в зависимости от смысла услышанной информации.
- Одиннадцатимесячный младенец способен подражать языку зверей, изображать звуки машины, поезда, самолета, обозначая ими самих животных и предметы.
Моторное и психоэмоциональное развитие проявляется в следующих действиях:
- Ребенок с удовольствием выполняет несложные поручения.
- Развивается ролевое восприятие. Ребенок переносит обыденные действия на игрушки: качает, кормит, одевает.
- Малыш учится пользоваться ложкой, пить из чашки самостоятельно.
- Умеет махать рукой в знак приветствия и прощания, выражать привязанность радушными объятиями и заискивающей улыбкой.
- Танцует под ритмичную музыку, подпевает.
В 11 месяцев практически все дети проявляют интерес к хождению, начинают ходить самостоятельно без поддержки. Родителям важно позаботиться об обуви малыша. В этом возрасте вся обувь должна быть ортопедической, с высокими задниками, для предотвращения искривления ног и развития плоскостопия.
Что должен уметь ребенок в год
В преддверии первого юбилея дети полностью отождествляют себя с взрослыми. Вступает в силу кризис 1 года: малыши стремятся все делать самостоятельно, протестуют, поступают «наоборот».
Годовалый ребенок четко разделяет социальные роли всех членов семьи, с каждым из которых ведет себя по-разному. Нередко в отсутствии матери ребенок становится послушным и покладистым, в то время как наедине с мамой активно проявляет задатки будущего характера.
Малыш проявляет настойчивость в достижении желаемого, выражает протест при выполнении дел, которые ему не нравятся.
Что должен уметь делать ребенок в год:
- Самостоятельно ходить, присаживаться на корточки и вставать.
- Пользоваться ложкой и чашкой.
- Самостоятельно пить из бутылочки, чашки-непроливайки.
- Понимать слова взрослого, говорить несложные слова. Словарный запас в год должен достигать 10 слов. Считать следует все произносимые ребенком буквосочетания, если они обозначают что-то конкретное постоянно («ав-ав» — собака, «муу» — корова, «ам» — кушать).
- Знать и показывать все части тела на себе, других людях, куклах.
- Играть: катать мяч, игрушки-каталки, собирать пирамидку.
- Взаимодействовать с другими детьми, повторять их действия (игры в песочнице).
- Подражать поведению взрослых: переключать каналы на пульте, «говорить» по телефону, «читать» книги, журналы.
- Понимать названия и находить нужные предметы по просьбе родителей.
- Спокойно, без истерик отпускать маму при разлуке. Выражать радость при встрече.
- Проявлять интерес к новым вещам, игрушкам, радоваться подаркам.
Важным фактором правильного умственного и физического развития является грудное вскармливание. Дети с меньшей массой тела более подвижны, чем упитанные младенцы. Немного активнее развиваются малыши, имеющие регулярный тесный контакт с детьми более старшего возраста.
Сравнивая своего малыша с тем, что ребенок должен уметь делать в каждый период своего развития, родителям нужно помнить о том, что каждый младенец индивидуален, и не стоит паниковать, если развитие ребенка не опережает или даже немного отстает от развития сверстников. Своевременные посещения педиатра и других специалистов помогут контролировать процесс развития.
Видео о том, что должен уметь ребенок до года
Что должен уметь ребенок в 8 месяцев:
https://youtube.com/watch?v=k-nw_w-gj0g%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:
https://youtube.com/watch?v=NdSmoJW_VRg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие навыки должны быть у ребенка в 1 месяц?
Держать голову. Узнавать маму. Смотреть на предмет или неподвижного человека. Произносить горловые звуки, похожие на бульканье. Прислушиваться к звукам. Улыбаться. Реагировать на прикосновения. Просыпаться и есть в одно и то же время.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц?
К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т. П. ), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.
Советы
СОВЕТ №1
Следите за ростом и весом вашего ребенка, регулярно записывая данные в специальную таблицу. Это поможет вам отслеживать его развитие и вовремя замечать отклонения от нормы.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на основные навыки, которые ребенок должен развивать в каждом месяце. Например, в 3 месяца он должен уметь удерживать голову, а в 6 месяцев — переворачиваться. Это поможет вам правильно оценить его развитие и при необходимости обратиться к специалисту.
СОВЕТ №3
Создавайте благоприятную среду для развития ребенка. Игрушки, которые способствуют развитию моторики и сенсорных навыков, а также время, проведенное на животике, помогут вашему малышу развиваться быстрее и увереннее.
СОВЕТ №4
Регулярно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и пойте песни. Это не только укрепляет эмоциональную связь, но и способствует развитию речи и слуха, что очень важно в первые месяцы жизни.