Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Сложно разговорить ребенка – это частая проблема, с которой могут столкнуться как молодые родители, так и семьи с опытом воспитания. Некоторые родители хотят, чтобы их сын или дочь говорили поменьше и не задавали постоянно вопросов. А есть и те, кто мечтает, чтобы их малыш в свои 1,5-2 года сказал хоть слово. Причин молчания ребенка масса и выявить их лучше как можно раньше, тогда есть шанс, что малыш полноценно начнет говорить и догонит в развитии своих сверстников.

Почему дети в 1,5-3 года плохо говорят

Разговорить ребенка в 2 года или чуть старше, если он не разговаривает несложно, но главное точно установить причину его такого долгого молчания. Чаще всего причина связана с неврологическими проблемами. Помочь найти причину молчания поможет логопед-дефектолог, после чего поможет подобрать наилучший из методов коррекции.

Врачи подчеркивают важность раннего общения с детьми для их речевого развития. В возрасте 1.5-3 лет малыши активно впитывают информацию и начинают осваивать язык. Логопеды рекомендуют использовать простые и понятные слова, а также активно вовлекать ребенка в разговор. Например, можно задавать вопросы о предметах вокруг, поощряя его отвечать. Игры с рифмами и песенками также способствуют развитию речи. Важно не торопить ребенка и давать ему время на обдумывание ответа. Чтение книг с яркими иллюстрациями помогает расширить словарный запас и развивает воображение. Регулярные занятия и положительная атмосфера создают условия для уверенного общения и активного участия ребенка в диалоге.

Эти 4 упражнения на запуск речи работают 100%.Эти 4 упражнения на запуск речи работают 100%.

Индивидуальный темп

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему особенному графику. Если малыш пошел раньше сверстников, но при этом не говорит, как все остальные, то в этом ничего страшного нет. У каждого малыша свой темп развития.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Подобная задержка развития речи называют темповой. С опозданием, но ребенок все же догонит сверстников.

Отсутствие мотивации

Если у ребенка нет мотивации для того, чтобы начать самостоятельно выражать свои мысли в слух, то он этого делать не будет. Дети, чрезмерно опекаемые родителями, часто считают, что им не нужно ничего говорить, взрослые и так все знают.

Разговорить ребенка в возрасте 1.5-3 лет — задача, требующая терпения и творчества. Многие родители делятся опытом, что ключевыми моментами являются игры и взаимодействие. Логопеды советуют использовать простые и понятные слова, а также активно вовлекать малыша в общение. Например, можно задавать вопросы о том, что он видит вокруг, и поощрять его отвечать жестами или звуками.

Упражнения, такие как пение простых песенок и чтение коротких стихов, помогают развивать речь. Также полезно использовать игрушки, которые требуют взаимодействия: куклы, машинки или конструкторы. Родители отмечают, что важно хвалить ребенка за любые попытки говорить, даже если это всего лишь звуки. Таким образом, создается позитивная атмосфера, способствующая развитию речевых навыков.

5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.

Педагогическая недоработка

Каждый ребенок с первых дней своего появления на свет должен быть окружен вниманием и обязательно речью. Если с ним не разговаривают, считая, что если он сам не говорит, то это делать не обязательно, то правильно и вовремя сформировать речь не получится. Если малыш не слышит речь, то расширить пассивный словарный запас не удастся.

В семье говорят на разных языках

Дети, которые постоянно слышат вокруг себя речь на разных языках, могут долго молчать из-за того, что не в состоянии определиться на каком из языков им начать выражать свои мысли.

Чтобы построить правильно речь малышу, нужно самостоятельно научиться отделять одну речь от другой. А вот для этого ему может потребоваться больше времени, чем сверстникам, чтобы начать разговаривать.

Постоянные стрессы

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье оставляет свой негативный след не только на взрослых, но и на детях. Испуг, сложные отношения в семье, частые ссоры между взрослыми – это все то, что может оказать негативное влияние на развитие ребенка и стать причиной задержки развития речи.

Также стоит упомянуть и о синдроме отсутствия речи – госпитализме. Этот синдром проявляется у детей, которые были вылучены из семьи и помещены в лечебное учреждение. Этот синдром встречается и у домашних детей, когда в семье нет нужного внимания, любви.

Негативизм

Когда взрослые длительное время на чем-то настаивают, то у ребенка может выработаться протест. Если взрослые будут постоянно просить малыша что-либо сказать, то он просто замкнется в себе и говорить не будет.

Сложная беременность и роды

Тяжелые роды и гипоксия плода могут вызвать сбои в развитии нервной системы. Сложности может выявить невролог во время обследования или же отклонения могут быть заметны в период активного развития речи. Помочь провести коррекцию может только специалист – логопед и невролог.

Проблемы со слухом

Чтобы ребенок начал время разговаривать, ему необходимо правильно воспринимать речь. Если у малыша проблемы со слухом, то формирование речи будет проходить у него со сложностями.

Разговорить ребенка в 2 года можно, но лучше пройти обследование у отоларинголога, чтобы исключить проблемы со слухом.

Проблемы с артикуляцией

Звук формируется при правильной работе речевого аппарата. Если в нем имеют проблемы, то это может сильно отразиться на развитии речи. Низкий тонус мышц, короткая уздечка языка и любые другие проблемы с артикуляционной системой – это все, что может негативно сказаться на развитии речи.

Алалия

Этот синдром означает, что у ребенка недоразвиты центры речи.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Произойти это может из-за повреждений головного мозга во время внутриутробного развития плода или раннего младенчества. Справиться с проблемой, если причина в алалии не получится, потребуется обязательно помощь специалиста.

Другие проблемы

Отсутствие речи могут негативно сказаться на умственном и психическом развитии малыша. Только благодаря раннему прохождению комплексного обследования и правильно организованной коррекции можно быть уверенным, что развитие речи войдет в норму.

После обследования специалисты часто выявляют такие проблемы, влияющие на речь ребенка в 2-3 года:

Аутизм Опытный специалист может выявить этот недуг у ребенка старше года. Ребенок с таким диагнозом вообще не идет ни на какой контакт с взрослым и не смотрит в глаза во время общения.
Умственная отсталость Этот недуг может диагностировать только логопед или психиатр.
Ринолалия Патологию диагностируют сразу после появления малыша на свет. Малышу после постановки диагноза требуется операция и работа с дефектологом.
Афония Нарушение работы голосовых связок и часто это наблюдается у детей с ДЦП. У детей с таким диагнозом голос может полностью отсутствовать.
ОНР Недоразвитие речи часто связано с проблемами слуха. Этот диагноз чаще ставится детям старше 3 лет.
ЗРР Этот диагноз ставится детям с педагогической запущенностью. Проявляется у малышей, которыми родители вообще не занимаются.
Афазия Проявляется у детей старше 3 лет и наблюдается после перенесенной травмы головы или тяжелого недуга.
Анартрия Подобные проблемы наблюдаются у детей 2 лет. Малыш не только не может говорить, но и не ест твердую пищу, не улыбается, не произносит вообще никаких звуков.

Советы родителям

Разговорить ребенка в 2 года можно только после выяснения точной причины его молчания.

Специалисты советуют родителям сразу не паниковать, а предпринять такие шаги:

  1. Записаться на прием и посетить в обязательном порядке специалистов: психиатра, невролога, дефектолога. Только с их помощью можно исключить наличие физических и психических расстройств. Если отклонения будут выявлены, то необходимо сделать все возможное, чтобы их устранить.
  2. Наладить атмосферу в кругу семьи. Постараться один раз выяснить все отношения и сделать все возможное, чтобы скандалов и конфликтов в семье не было. Любой ребенок всегда нуждается в любви, внимании и опеке. Каждый ребенок должен всегда чувствовать, что его любят и он нужен взрослым, как воздух. Психика ребенка устроена так, что если он видит, как взрослые ругаются, то он всегда винит себя в этом.
  3. Малышу всегда нужно уделять внимание, даже если сильно устали или имеют трудности. Чтобы психика малыша правильно развивалась, ему просто необходимо знать, что ему уделят внимание, когда он этого захочет.
  4. Ежедневно находить время для ребенка, чтобы правильно развивать его речь. Нужно подобрать легкую и простую гимнастику, которая будет положительно влиять на расширение его словарного запаса. Подобные задания дают малышу главное – общение с взрослыми.
  5. Организовать правильный режим дня. Для развития правильной речи важно соблюдать четкий распорядок дня, который предусматривает: правильное питание, прогулки на улице, чередование бодрствования и сна. Все это позволит малышу правильно развиваться и укрепит его здоровье.
  6. Читайте ребенку в слух. Если ребенок не разговаривает или плохо говорит, то нужно больше уделять ему внимания и проводить совместное время активно и познавательно. Чаще нужно с ним играть, заниматься уборкой, завести домашнего питомца, проводить время на свежем воздухе.
  7. Развивайте мелкую моторику. Можно приобрести специальные игрушки или попросить малыша помочь в лепке вареников. Также можно создавать поделки из пластилина.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Разговорить ребенка в 2 года поможет посещение детского сада. Там ребенок будет в окружении сверстников, прислушиваясь к ним, ему захочется также с ними общаться.

Логопедические упражнения

Разговорить ребенка, который не разговаривает вообще в свои 2 года, а только показывает пальцем, в состоянии и сами родители. Есть специальные логопедические упражнения, которые легко можно выполнять дома, помогая малышу начать полноценно разговаривать и выражать свои мысли.

Стоит обязательно запомнить, что любой малыш нуждается в общении. Чтобы ему было интересны занятия, его следует заинтересовать. Большая часть занятий основываются на подражании. Любой малыш старается копировать действия окружающих его людей: повторяет слова, жесты, копирует привычки. Если такого за малышом не наблюдается, то нужно уделить особое внимание логопедическим упражнениям.

Развитие моторики

Многие взрослые считают, что моторика никак не влияет на развитие речи. Но это ошибочное мнение, ученые доказали, что ежедневные пальчиковые игры помогают ребенку начать разговаривать.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Достаточно регулярно дома выполнять такой несложный комплекс:

  1. Сложить вместе указательный палец и большой. Остальные пальцы приподнять и растопырить в стороны. Следует ребенку показать этого необычного петушка и читать вместе с ним такой стишок: «Наш Петушок, золотой гребешок, пошел на базар и купил один сапожек».
  2. Сомкнуть также вместе два пальца: большой и указательный. Постучать ними по столу и читать стишок: «Вот пришла курочка, зернышко нашла, сама не ела, деткам отнесла».
  3. Соединить вместе два средних пальца и большой, мизинец и указательный согнуть. Показывая, таким образом, мышку, обязательно проговаривать: «Мышка сушку грызет, а пришла кошка и мышка в норку уползла».
  4. Фаланги пальцев выгнуть в разные стороны и проговаривать: «Наши пальчики дружные и очень нужные. Нужно братьев посчитать, на одной руки их пять. На другой не меньше, все они хороши, пальчики мои».

Эта гимнастика считается разминкой, которая должна обязательно заинтересовать ребенка к дальнейшим урокам. Логопедические занятия требуют особой усидчивости, а добиться этого в 2-3 года довольно сложно.

Артикуляционные упражнения

Прежде чем приступить к логопедическим занятиям, обязательно следует размять мышцы языка. Проводить ее лучше взрослому и ребенку вместе и обязательно перед зеркалом.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Она включает в себя такие упражнения:

  1. Нужно предложить ребенку представить, что язык – это кисточка, которой можно легко нарисовать любой рисунок. Рот слегка стоит приоткрыть и языком поводить взад/вперед, начиная от зубов и глубоко к горлу.
  2. Выполнить упражнение «Язычок на качелях». Рот следует открыть как можно шире. Язык положить под нижние зубы, а кончик поднять под верхние зубы. И двигать кончиком вниз/вверх несколько раз.
  3. Вкуснотища. Языком провести по верхней губе, а после перейти на нижнюю и сделать таких круговых движений не менее 5 раз.
  4. Почистить зубы языком. Широко открыть рот и языком медленно начать проводить по нижнему ряду зубов, а после перейти на верхний и так повторить несколько раз.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Выполняя вот такие несложные упражнения, можно легко ежедневно выполнять логопедический комплекс, который поможет малышу начать разговаривать и четко проговаривать каждое слово.

Подражание звукам

Когда упражнения по моторике и артикуляции пройдены, можно приступать к проговариваю звуков. Изначально следует попробовать подражать звукам, издаваемым животными.

Можно с ребенком проговаривать такие фразы:

  1. Лягушка на болоте глава, сидит на песке и говорит: «Ква-ква».
  2. Петушок в речку боялся упасть и все кричал «Кукареку».
  3. Колокольчик на ветру весь день звенит: «динь-динь».
  4. Дождик капает «кап-кап», нужно зонт с собой брать.
  5. Лошадь весело бежит и копытами стучит: «цок-цок».
  6. Свинка хрюкает «хрю-хрю», утра крякает «кря-кря», курочка кудохчет, собачка лает «гав-гав».

Такие упражнения придутся по душе ребенку, ведь они увлекают и помогают сконцентрировать внимание.

Логоритмика

Подобная гимнастика позволяет малышу не только начать разговаривать, но и помогает разнообразить словарный запас. Логопедическая ритмика помогает развивать у малыша моторику, речь, память и концентрировать внимание. Подобные упражнения легко даются детям уже с 2-х лет.

Если малыш говорит, но плохо, то пусть повторяет то, что ему удалось запомнить. Если он совсем еще не говорит, то взрослому необходимо петь, а в это время у ребенка развивается слух и значительно пополняется речевой запас.

Логоритмика — прекрасный инструмент логопеда, помогающий разговорить «молчуна», развить моторику и речевые навыки ребенка в 1,5-2-3 года

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Когда взрослый начнет петь, то малышу станет интересно, что же будет дальше, поэтому он сидит и внимательно слушает. А спустя несколько занятий это его настолько увлечет. Что ему самому захочется повторять за взрослым.

Можно завлечь малыша игрой, например:

  1. Идем на прогулку. Взрослый вслух читает стих, ребенок повторяет движения. Наши ножки (дотянуться до ног руками), шагают по дорожке (руками похлопать по коленям), по кочкам, да по кочкам (двигаться медленными шагами), переступаем через цветочки (высоко поднимать ноги).
  2. Делаем зарядку. Можно выполнить с малышом несложную зарядку, во время которой проговаривать: Поднимаем ручки вверх «раз-два-три», а после опустим ручки. Ножками потопаем, ручками похлопаем, побегаем, попрыгаем, поприседаем. Зарядку мы доделали и снова пойдем гулять.

Упражнения для развития слуха

Несколько упражнений помогут малышу развивать слух. Дети в возрасте 2-3 лет должны уже определять звуки, окружающие его: звук льющегося дождя, лай собаки, мурлыканье кошки, шелест листьев под ногами и другие.

Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

Ребенку во время занятий нужно давать слушать разные звуки, и он должен определить, кто или что их издает. Когда он начнет легко их распознавать, можно усложнить задачу, давать прослушивать по 3-4 звука. Если малыш не может определить, то ему следует помочь, чтобы он не замкнулся.

Разговорить ребенка без привлечения специалистов могут и сами взрослые. Но вот только им нужно быть особенно внимательным к своему чаду. Если ребенку уже есть 2 года, и он постоянно молчит, то нужно попробовать понаблюдать за ним и обязательно удастся выявить факторы, влияющие на развитие речи.

Возможно, причина заключается в том, что он просто стесняется или настроение у него плохое. Также никогда не сравнивайте свое чадо с другими детьми, он особенный. Большая часть проблем связаны с невнимательностью взрослых или их усердием, когда они хотят сделать из своего ребенка уникума.

Только если ребенок в 3 года не начал говорить, и все попытки были предприняты, стоит обращаться за помощью к специалистам.

Видео на тему: как разговорить ребенка в 1,5-2-3 года

Как разговорить ребенка:

https://youtube.com/watch?v=CCuMiU2NduM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Как понять, что ребенку нужно помочь с речевым развитием?

Важно обратить внимание на то, как ребенок общается. Если в возрасте 1.5-2-3 лет он использует меньше 50 слов, не строит простые предложения или избегает общения, это может быть сигналом о необходимости помощи. Также стоит учитывать, если ребенок не реагирует на обращение или не понимает простые инструкции.

Какие игры могут помочь в развитии речи у малыша?

Игры с использованием игрушек, кукольных театров или настольных игр отлично способствуют развитию речи. Например, можно играть в “повторялки”, где взрослый произносит слова, а ребенок их повторяет. Также полезны игры с картинками, где ребенок должен назвать изображенные предметы или животных.

Как правильно общаться с ребенком для улучшения его речевых навыков?

При общении с ребенком важно использовать простой и понятный язык, задавать открытые вопросы и поощрять его к ответам. Необходимо активно слушать малыша, поддерживать его инициативу и давать время на размышления. Также полезно комментировать действия ребенка и описывать окружающий мир, чтобы расширить его словарный запас.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые методы. В этом возрасте дети учатся через игру, поэтому включайте в общение различные игрушки, куклы и картинки. Например, можно разыгрывать сценки с любимыми персонажами, задавая вопросы и побуждая ребенка отвечать.

СОВЕТ №2

Чаще читайте книги и рассказывайте истории. Выбирайте яркие и красочные книги с простыми текстами. Обсуждайте картинки, задавайте вопросы о сюжете и персонажах, чтобы стимулировать речь ребенка и развивать его словарный запас.

СОВЕТ №3

Поощряйте повторение и имитацию. Используйте простые слова и фразы, которые ребенок может легко повторить. Играйте в “повторялки”, где вы произносите слово, а ребенок старается его повторить. Это поможет развить его артикуляцию и уверенность в общении.

СОВЕТ №4

Создавайте ситуации для общения. Постарайтесь организовать время, когда вы можете поговорить с ребенком без отвлекающих факторов. Например, во время еды или прогулки. Задавайте открытые вопросы, чтобы ребенок мог выразить свои мысли и чувства.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации