Конструирование – разновидность детского творчества, помогающая сформировать у детей, посещающих подготовительную группу детского сада логическое и технологическое мышление.
Знакомящая их со свойствами различных материалов она помогает постепенному познанию азов графической грамоты, обучает навыкам использования эскизов, выкроек и чертежей, дает представление о том, как измерять, строить схемы, вырабатывает способность анализировать.
Перечисление аспектов обучения конструированию
Конструирование в подготовительной группе, как и остальная деятельность педагога, имеет под собой цель создать наиболее благоприятные условия для полноценного развития физических и психологических качеств детей, оказать им помощь в формировании основ базовой культуры личности, помогает подготовиться к школе.
Постепенно знакомящее дошкольников с основными свойствами бумаги, строительного материала, различных тканей оно способствует:
- развитию наблюдательности и любознательности;
- формированию логического, технологического, пространственного и математического мышления;
- выработки трудолюбия, усидчивости и стремления доводить начатое дело до конца.
Под основной целью и задачей, реализуемыми педагогами, работающими в подготовительной группе дошкольного учреждение, является помощь посредством программы «Конструирование»:
- в формировании у ребенка интереса к эстетической стороне окружающей действительности, выработка у него творческого отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
- в реализации потребности детей в самовыражении и в развитии у них интереса к различным формам конструирования и моделирования;
- в воспитании умения работать как самостоятельно, так и в коллективе, делать свою поделку частью общего замысла.
К 6-7-летнему возрасту, дети уже умеют правильно обращаться с бумагой, картоном, разнообразным строительным материалом, поэтому основной задачей педагога является обучить их применять свои знания на практике, правильно планировать свою работу.
Воспитателям не нужно указывать дошкольникам, что и как им нужно делать, как заготавливать материал для поделок. Теперь им необходимо давать воспитанникам как можно больше свободы для творчества, обучить составлению планов и действиям по нему.
Педагог должен контролировать процесс создания поделок, показывать и объяснять новые техники, непонятные ребенку, при этом давая ему как можно больше возможностей для самостоятельного творчества.
Постепенно осваивая новые техники и методы конструирования дошкольники учатся проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, а также:
- получают положительные установки, формирующие их отношению к окружающему миру, к различным видам трудовой деятельности и к находящимся рядом людям;
- учатся умению выражать свое мнение и отстаивать свою позицию, при этом приобретают способность договариваться и учитывать интересы других людей;
- учатся взаимовыручке, умению проявлять эмпатию;
- становятся способны работать в коллективе, выполняя при этом как функции лидера, так и исполнителя;
- развивают воображение и фантазию, а также пытаются реализовать свой творческий потенциал во время конструирования;
- тренируют мелкую моторику рук;
- формируют навыки ориентации в пространстве;
- учатся самостоятельно придумывать различные конструкции, а затем выполнять свои задумки при создании изделий из различных подручных материалов.
Врачи отмечают важность конструирования в подготовительной группе как средства развития детей. Этот процесс способствует формированию у малышей пространственного мышления, моторики и креативности. В рамках ФГОС целесообразно создавать картотеки, которые помогут педагогам систематизировать цели и задачи занятий. Такие картотеки могут включать различные виды конструкторов, материалы для творчества и рекомендации по их использованию. Врачи подчеркивают, что занятия конструированием не только развивают интеллектуальные способности, но и способствуют социализации детей, улучшая их коммуникационные навыки. Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Обучение детей составлению плана
Конструирование в подготовительной группе должно обязательно начинаться с составления плана работы, помогающего дошкольникам четко и точно определить дальнейшую последовательность своих действий.
В задачу педагога входит обязательное обучение старших дошкольников навыкам планирования, используя для этого разнообразные вспомогательные материалы – наборы конструкторов, кубики.
Для более эффективного обучения специалисты рекомендуют использовать метод от обратного, во время которого педагог вначале сам строит какую-то модель, а дети пытаются зарисовать её план на бумаге.
После этого воспитатель предлагает им самим придумать поделку, нарисовать её план, а затем изготовить модель, следуя принципу «от простого к сложному» и постепенно увеличивая количество используемых деталей.
В работе с уже готовыми планами также требуется постепенно усложнять схемы. Теперь воспитатель должен предлагать детям строить объемные, представленные сразу в нескольких ракурсах на схемах изделия, при необходимости додумывая дополнительные, незаметные на планах элементы.
Так, от строительства простых домиков из кубиков в младшей группе дети, посещающие подготовительную группу, должны постепенно перейти к изготовлению замков, от простых аппликаций – к сложным, объемным конструкциям из бумаги и картона.
Особое значение в процессе обучения имеет и индивидуальный подход к каждому ребенку. Поскольку дети демонстрируют разную степень развития навыков и мелкой моторики воспитателю необходимо дифференцировать задания по степени сложности для каждого ребенка, а также использовать индивидуальную систему оценки готовых работ.
Каждое занятие рекомендуется также начинать со вступления, мотивирующего детей на творческую работу, а сам процесс обучения проводить в форме игры и связанной с ней беседы, во время которой необходимо обсудить все детали будущей поделки.
Что можно конструировать
Конструирование в подготовительной группе может проводиться в любой технике. В 6-7- летнем возрасте дети уже освоили навыки аппликации, лепки с применением природных материалов, изготовления поделок из бросовых материалов, знают свойства бумаги и картона, умеют работать с конструкторами, строительными элементами.
Педагог также может предложить им освоить новые методы конструирования – бисероплетение, оригами, квиллинг, при этом размер готового изделия будет напрямую зависеть от выбранного ребенком способа изготовления.
Во время занятий можно использовать любые материалы:
- разнообразную бумагу и картон;
- бросовый материал (коробки из-под молока или сока, пластиковую посуду, ватные палочки);
- ткань, иголку и нитки;
- бисер и проволоку;
- соленое тесто;
- природные материалы (шишки, каштаны, листья и ветки деревьев);
- детали конструкторов Lego и кубики.
Педагогу рекомендуется подготовить готовые шаблоны для аппликаций, выкроек, черно-белые планы зданий, а во время занятия дети самостоятельно должны обвести их у себя на бумаге, фетре, ткани или нарисовать план, а затем приступить к самостоятельной работе, вырезая готовые детали и соединяя их между собой.
Специалист контролирует работу детей, но не вмешивается в нее, лишь при необходимости оказывая помощь при работе с очень плотным или толстым материалом, а по окончании занятия вместе с детьми изучает готовые изделия, обращая особое внимание на точность выполнения и творческий подход к созданию модели.
Изготавливать дети могут как индивидуальные поделки, так и коллективные изделия, обучающие способности работать «в команде» и способствующие выработки коммуникативных навыков.
Использовать для создания поделок можно любую технику, как уже знакомую детям, так и новую, требующую приобретения дополнительных знаний и умений:
Конструирование в подготовительной группе становится важным элементом образовательного процесса, способствующим развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Педагоги отмечают, что занятия конструированием помогают детям развивать мелкую моторику, пространственное мышление и воображение. В рамках ФГОС разработаны четкие цели и задачи, которые направлены на формирование у детей навыков работы с различными материалами и инструментами. Картотека с целями по ФГОС позволяет воспитателям систематизировать занятия, делая их более структурированными и целенаправленными. Родители также положительно отзываются о таких занятиях, отмечая, что дети становятся более уверенными в себе и учатся работать в команде. Конструирование не только развивает навыки, но и формирует у детей интерес к окружающему миру.
Оригами
Японское искусство, основанное на складывании различных фигурок из бумаги. Проводимое при помощи специальных плотных бумажных наборов оно способствует развитию мелкой моторики рук и общему интеллектуальному развитию ребенка.
Изготавливаемые в данной техники фигурки могут быть разного размера, а заготовки для них должен обязательно подготовить педагог из тонкой, но плотной, хорошо сгибающейся цветной бумаги квадратной формы.
Лоскутное шитье
Необычный вид детских занятий, напоминающий своей формой сбор мозаики, в процессе которой готовое изделие собирается из сшитых в определенном порядке различных лоскутков ткани.
Сделать в технике «лоскутное шитье» можно как одеяла и коврики, так и разнообразные декоративные поделки.
Поделки с использованием природного материала
Художественная техника создания объемных изделий при помощи соединенного друг с другом разнообразного природного материала.
Способствующая развитию мелкой моторики рук и творческого потенциала ребенка она требует использования:
- каштанов, желудей или шишек;
- различных веток деревьев, сосновых иголок;
- камней и гальки разного размера;
- сухой травы.
В качестве соединительного материала может быть использован пластилин или термо-клей.
Как использовать бросовый материал
Творческая деятельность дошкольников, требующая при изготовлении поделок использовать не только бумагу и картон, но и различные не традиционные материалы – картонные втулки, спичечные коробки.
Способствующее развитию детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также являющееся неотъемлемой частью экологического воспитания оно может проводиться с использованием:
- картонных пакетов из-под молока или сока, подходящих для изготовления кормушек для птиц и кукольных домиков;
- спичечных коробков, используемых при изготовлении мебели для кукол;
- пластиковой посуды, используемой как полностью, так и разрезанной на части;
- картонных втулок, применяемых при формировании объемных моделей;
- ватных дисков и палочек;
- пробок от пластиковых бутылок;
- пластиковых или картонных контейнеров;
- алюминиевой или медной проволоки.
Дополнительно при конструировании используются:
- клей;
- пластилин;
- фломастеры или маркеры;
- ножницы и шило.
Лего-конструирование
Конструирование, предполагающее использовать для моделирования (строительных игр) детали конструктора Лего, помогает развить детям в подготовительной группе математические, творческие, речевые и коммуникативные навыки. Метод подходит как для индивидуальных, так и для коллективных занятий.
Как использовать строительный материал
Творческое моделирование, предполагающее использование в качестве элементов для построения поделки различные детали из строительных наборов – кубики, цилиндры, бруски, любого размера и формы.
Применение для конструирования правильной формы геометрических тел позволяет детям легко получить желаемую объемную конструкцию, передав пропорциональность её частей, симметричное их расположение.
Конструирование в подготовительной группе должно обязательно быть тематическим. Образец поделки воспитатель может не давать, используя вместо этого план-схему и фотографии готового изделия.
Конструирование из строительного материала «Город игрушек»
Задачи занятия: | Создание условий для обучения детей:
|
Используемые материалы: |
|
Во время занятия воспитатель предлагает детям посетить сказочный город, где живут игрушки и обращает внимание на то, что в нем нет домов. Далее специалист спрашивает у воспитанников, кто занимается строительством домом, а получив правильный ответ – «Архитекторы», предлагает детям поработать ими, создав из строительного материала – дома для игрушек, магазины, аптеки, больницы.
Каждый ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет строить, а по окончанию занятия педагог расставляет готовые здания в городе и просит каждого ребенка описать свое сооружение.
Кто быстрее
Конструирование проводится с использованием строительного материала.
Задачи занятия: | Обучение детей:
|
Используемые материалы: |
|
Во время занятия воспитатель предлагает детям поиграть в архитекторов и разделяет их на 2 команды по 5-6 человек в каждой. По сигналу педагога дети начинают строить свои модели, ориентируясь на предложенную им схему. Работать при этом должен каждый ребенок.
Готовые модели по завершении занятия воспитатель оценивает вместе с детьми, обращая внимание не только на то, какая из команд быстрее выполнила задание, но и на устойчивость, точность выполнения задания, аккуратность постройки.
Конструирование из бумаги в технике «Оригами»
Цель занятие: | Овладение детьми навыками оригами. |
Задачи урока: |
|
Используемые материалы: |
|
В начале урока воспитатель рассказывает детям сказку о собачке, потерявшей друзей, а затем предлагает попытаться сделать их из бумаги.
Ориентируясь на схему, прикрепленную к доске, педагог предлагает детям посмотреть, как сделать поделку, для чего:
- складывает бумажный лист вначале по диагонали с двух сторон, а затем разворачивает и загибает каждый из углов к центру;
- открывает левый треугольник, сворачивает его наполовину и закрывает;
- загибает правый треугольник в обратном направлении, а затем внутрь;
- сгибает заготовку с двух сторон по углам и возвращает лист обратно;
- при помощи маркеров или фломастеров дорисовывает собачке нос, глаза и рот.
Внимательно смотря на схему, дети стараются повторить действия воспитателя, конструируя собственную поделку. По окончанию занятия они вместе с воспитателем анализируют получившиеся модели собачек, сравнивают их и рассказывают каждый о своей поделки.
Конструирование из лего-конструктора «Роботы»
Задачи урока: |
|
Используемые материалы: |
|
В начале занятия воспитатель предлагает детям отправиться на ракете в космос и посетить планету «Роботов». Она просит каждого ребенка подойти к ней и получить билет на ракету, а затем рассаживает группу и включает аудиозапись.
По завершению полета педагог приглашает детей осмотреть планету, рассказывает о предназначении и видах роботов, используемых в повседневной жизни, предлагает познакомиться с некоторыми из них, живущими на планете.
После осмотра роботов-трансформеров воспитатель предлагает детям проявить фантазию и самим сделать новых жителей планеты их деталей конструктора Лего-Duplo, а после завершения работы каждый ребенок может рассказать о своем роботе и дополнить выставку.
Конструирование – творческая деятельность, организуемая педагогами для детей, посещающих подготовительную группу детского сада, основной целью которой является подготовка к школе, а также оказание помощи в развитии у дошкольников математического, пространственного и логического мышления, умения анализировать и работать со схемами.
Создаваемые из бросовых материалов, бумаги или деталей конструктора поделки позволят детям 6-7-ми лет проявить свою фантазию, а также научат умению работать самостоятельно и правилам взаимодействия со сверстниками.
Видео о конструировании
Творческое конструирование. Подготовительная группа:
Вопрос-ответ
Какие основные цели конструирования в подготовительной группе по ФГОС?
Основные цели конструирования в подготовительной группе включают развитие творческих способностей детей, формирование пространственного мышления, а также навыков работы с различными материалами. Конструирование также способствует развитию мелкой моторики, координации движений и социальной активности через совместную деятельность.
Как правильно организовать процесс конструирования в подготовительной группе?
Для успешной организации процесса конструирования необходимо создать комфортную и безопасную среду, обеспечить доступ к разнообразным материалам и инструментам. Важно также планировать занятия с учетом интересов детей, использовать игровые методы и поощрять их инициативу, чтобы каждый ребенок мог проявить свои идеи и творчество.
Какие материалы лучше всего использовать для конструирования в подготовительной группе?
Для конструирования в подготовительной группе рекомендуется использовать разнообразные материалы, такие как картон, бумага, деревянные блоки, конструкторы, природные материалы (камни, шишки, ветки) и пластилин. Это позволит детям экспериментировать с формами и текстурами, развивая их креативность и воображение.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте разнообразные материалы для конструирования, такие как картон, пластилин, деревянные блоки и природные материалы. Это поможет детям развивать творческое мышление и мелкую моторику, а также расширит их представления о формах и текстурах.
СОВЕТ №2
Включайте в занятия элементы игры и соревнования. Это сделает процесс конструирования более увлекательным и мотивирующим для детей. Например, можно организовать конкурс на лучшее сооружение или предложить создать конструкцию по заданной теме.
СОВЕТ №3
Обеспечьте детям возможность работать в группах. Совместная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, учит детей слушать друг друга и находить компромиссы, что является важной частью социального взаимодействия.
СОВЕТ №4
Регулярно обновляйте картотеку с целями и заданиями, учитывая интересы и уровень развития детей. Это позволит вам адаптировать занятия под конкретную группу и поддерживать высокий уровень вовлеченности и интереса к процессу конструирования.