Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

В последнее время в образовательной сфере популярны техники конструктивно-модельного характера. Такая деятельность позволяет ребенку в подготовительной группе научиться конструированию, развить пространственное и творческое мышление, совершенствовать собственное воображение.

Теоретические аспекты обучения конструированию в подготовительной группе ДОУ

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе представляет собой занятия, в которых ребенок изготавливает поделки из разнообразных материалов:

  • пластилина;
  • бумаги;
  • конструктора.

Исходя из слов всемирно известного педагога А.С. Макаренко, разнообразные материалы  — это самый дешевый и полезный элемент игрового типа. Подобные игрушки наиболее близки к естественной деятельности: сочетая разнообразные материалы, человек может создавать культурную ценность.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Основная задача начальной группы — это подготовка к школе, о которой дети уже имеют общее представление, потому важно научить их использовать полученные знания, а также обучить планированию. Если в младших группах педагог самостоятельно ставил общую задачу для детей, то в подготовительной среде, ребенок получает большую свободу для творческого самовыражения

Традиционно организация любой деятельности начинается с определения конкретных задач, достижение которых говорит об успешности и эффективности приемов.

При планировании конструирования, педагогом преследуются цели:

Цель Характеристика
Обучение Изучение новых слов и терминов, таких как названия построенных и смоделированных предметов, геометрических фигур, используемых материалов и инструментов, методов работы, прочее.
Развитие Совершенствование мелкой моторики рук, концентрации и внимания, пространственного и логического мышления, коллективных и коммуникативных навыков. Также развивается творческое и аналитическое мышление.
Воспитание Закладывается желание и мотивация к работе, завершать начатое дело, а также интерес к индивидуальной или коллективной деятельности. Повышается любознательность.

Отличительная особенность детского конструирования — это тесная взаимосвязь с игровой деятельностью. Дети не изготавливают предметы, чтобы потом поставить на полку и ими восхищаться, а чтобы использовать их в дальнейших играх. В этом отношении ребенок может сам создавать игровые сценарии и моменты, которые потом реализуются в детском саду.

Шестилетний ребенок способен самостоятельно придумать цель задачи, составить план и сделать все возможное для ее реализации. При этом основная задача педагога — это помощь дошкольнику.

Воспитатель должен проверить процесс деятельности, показать и объяснить новые приемы, предложить решение непонятных проблем. Делать это нужно таким образом, чтобы дети чувствовали себя ответственными и независимыми. При этом ребенок испытывает не только удовольствие от хорошо проделанной работы, но и гордость за свою деятельность, — понимая, что она может быть важной и нужной.

https://youtube.com/watch?v=pYu2HqZjHsA%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Врачи отмечают, что конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе играет важную роль в развитии детей. Она способствует формированию пространственного мышления, улучшает мелкую моторику и развивает творческие способности. В процессе создания моделей и конструкций дети учатся работать в команде, что способствует развитию социальных навыков и умения взаимодействовать с окружающими.

Кроме того, такая деятельность помогает детям осваивать основы физики и математики через практическое применение знаний. Врачи подчеркивают, что занятия, направленные на конструирование, могут положительно влиять на эмоциональное состояние детей, снижая уровень тревожности и повышая уверенность в своих силах. Таким образом, конструктивно-модельная деятельность является важным элементом комплексного развития детей в дошкольном возрасте.

конструктивно модельная деятельность в группе раннего возрастаконструктивно модельная деятельность в группе раннего возраста

Как научить старшего дошкольника составлять план

Самый простой способ научить ребенка планированию  — это использование строительных элементов: кубики, игровые комплекты, конструкторы LEGO. Сначала дети пробуют построить любой объект исходя из наиболее простого плана, который предлагает педагог, после чего алгоритм может совершенствоваться. Конечной целью является возможность создания собственного плана.

Чтобы ребенок лучше понял суть планирования, можно прибегнуть к применению обратного метода, суть которого заключается в том, что педагог самостоятельно строит любой объект, а дети составляют его подробный план. После этого каждому ребенку предлагается возможность начертить личный алгоритм, по которому необходимо построить фигуру.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Строительство объектов по готовому плану должно характеризоваться постепенными переходами к более сложному выполнению. Детям рекомендуется работать над трехмерными плоскостями, выполненными под разными углами, исходя из конкретного плана. Это помогает развить навык, при котором ребенок додумывает недостающую деталь даже в том случае, если она не видна на чертеже.

Формы конструирования

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе характеризуется наличием разнообразных форм и типов конструирования, что позволяет ребенку развивать свои умения наиболее всесторонне.

На практике различаются следующие формы конструирования:

  • По образцу. Дети используют имитационную модель, при которой необходимо повторить все этапы построения педагога. Сначала воспитатель представляет полный порядок работы в медленном темпе и с подробными объяснениями, — от создания отдельных элементов до конечного результата. После этого группа начинает конструировать самостоятельно, с возможными поправками от педагога.
  • По модели. Является более сложным типом конструирования, который чаще всего используется после разработки деталей по образцу. В этом случае детям демонстрируется готовый объект, а не пошаговая инструкция по его изготовлению. Педагогом даются различные инструменты и материалы, которые используются самостоятельно, в любом виде.
  • По условиям. При таком методе ребенку даются некоторые характеристики выполняемого предмета, но не предоставляется визуальная и наглядная форма. Несмотря на то, что дети сами решают, как именно будет выглядеть объект, необходимо следовать начальному плану преподавателя. Ребенок может самостоятельно определиться с цветом, размерами и
  • По схемам или чертежам. В этом случае дети конструируют объект исходя из схематического изображения или чертежа, включая устные пояснения педагога. Такая форма построения развивает понимание плоского и трехмерного расположения объектов, включая их объем, пропорциональное и масштабное соотношение. В самом процессе нередко возникают различные нарушения, которые связаны с пространственным ориентированием ребенка.
  • По замыслу. Данная форма требует от ребенка правильного понимания абстрактных свойств и понятий определенного объекта, которые различаются исходя из функционального предназначения. Перед ребенком не стоит задача повторить объект, а выдумать новый, исходя из основного замысла.
  • По тематике. В этом случае ребенку задается конкретная тема, по которой он должен сконструировать определенный объект. К примеру, педагог может задать тематику «Машины» или «Архитектура». Все остальные свойства, включая выбор материала, детали и тому прочее определяются самостоятельно.
  • Модульное или каркасное. Является наиболее сложной разновидностью конструирования, которая характеризуется высокой требовательностью к используемым материалам. Поскольку ребенку необходимо построить каркасную или модульную конструкцию, чаще всего педагог прибегает к применению конструктора. Такой подвид конструирования дает возможность узнать о принципе разделения конкретного объекта на отдельные части, которые обладают разным функционалом, возможностями и прочностью.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Конструктивно-модельная деятельность проходит значительно эффективнее в том случае, когда формы конструирования чередуются между собой, в зависимости от особенностей ребенка, требований программы или возрастных ограничений в подготовительной группе.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе вызывает большой интерес у детей и педагогов. Многие родители отмечают, что такая деятельность способствует развитию творческого мышления и воображения у малышей. Дети с удовольствием создают различные модели, используя разнообразные материалы, что позволяет им проявлять свою индивидуальность и креативность. Педагоги подчеркивают, что в процессе работы над моделями дети учатся сотрудничать, обсуждать идеи и принимать решения в команде. Это не только развивает их коммуникативные навыки, но и формирует уверенность в себе. Кроме того, конструктивно-модельная деятельность помогает детям лучше понять окружающий мир, так как они учатся анализировать и конструировать, что в будущем станет основой для более сложных знаний и умений. В целом, отзывы о такой деятельности положительные, и многие считают её важным элементом подготовки к школе.

Проведение занятий по конструированию в детском саду

Уроки по конструированию должны отличаться должным вниманием к различным особенностям ребенка. Так, если для мальчика будет наиболее интересно строить модель космодрома или станции, то девочкам лучше всего предложить разработать дизайн мебели или одежды.

Ганутель: тема «Цветок»

Занятия по технике ганутель на тему «Цветок» являются достаточно простыми и увлекательными, которые часто радуют детей. Чтобы изготовить поделку, необходимо иметь пластичную нетолстую проволоку, которая хорошо держит форму и цветные нитки. Также у ребенка должна быть деревянная палочка с небольшим круглым сечением — лучше всего использовать обычную кисточку для рисования.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Так как техника рукоделия ганутель появилась в монастырях на Мальте, лучше всего связать занятие с исторической и географической справкой. Уместнее всего рассказать дошкольникам о самом острове и Средиземном море.

Пошаговая техника выполнения:

  1. Плотно намотать проволоку на кисть.
  2. Получившуюся спираль аккуратно снять, из которой сформировать контур нужного объекта — листков или стебля цветка.
  3. Намотать на форму нить.
  4. Сделать следующую деталь таким же образом.
  5. Собрать и зафиксировать готовое изделие.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе с применением техники ганутель способна развить у ребенка нужный навык усидчивости, целеустремленности и аккуратности. Также она позволяет совершенствовать воображение и умение планировать.

Коллективный проект «Огород»

Коллективный проект выполняется в классической форме пластилиновой аппликации, которая размещается на половине картонного листа. Каждый из детей делает собственный участок огорода, на котором растут выбранные растения — цветы, овощи или фрукты. Отдельные элементы грядки фиксируются с помощью скотча. Результатом игры получается наглядное пособие детской миниатюры.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Упражнение позволяет приобщать дошкольников к трудовой деятельности, развивает творческие и исследовательские способности, а также дает обобщенную информацию о растениях. Также игра учит выполнять коллективные и индивидуальные поручения со стороны ДОУ.

Конструирование из природных материалов

Одним из наиболее полезных и творческих заданий является конструирование из природного материала, в процессе которого ребенок создает оригинальные объекты. Это позволяет в полной мере развить аналитические способности, изобретательность и фантазию.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Исходя из особенностей группы и конкретно ребенка, упражнение выполняется исходя из следующих приемов:

  • Комбинирование. Создается сюжетная композиция сразу из нескольких объектов.
  • Метод уборки лишнего. Устраняются нежелательные детали, готовая композиция оформляется на имеющейся основе.
  • Метод достраивания образа. Выбранный материал фиксируется на подставке в определенном положении, после чего ребенок дополняет образ при помощи иного природного материала.
  • Изменение расположения. Внимательно рассматривается исходный материал, после чего представляется необходимая фигура. Различные элементы природного объекта вертятся, сгибаются для составления нужного образа.
Конструирование из природных материалов — одна из самых популярных форм конструктивно-модельной деятельности в подготовительной группе

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Дошкольники учатся планированию, изучают различные свойства и особенности природного материала. Ребенок начинает сформировывать умение вдумчиво отбирать сырье, из которого будет сконструирована поделка — подобрать шишки, ветки, корешки по размеру или форме. Могут использоваться: яичная скорлупа, каштаны, древесная кора, фруктовые косточки и многое другое.

Картотека игр для занятий по конструированию

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе особо эффективно проводится при наличии специально разработанной картотеки занятий. Благодаря этому педагог может оптимизировать процесс обучения.

Самостоятельная деятельность конструктивно-модального характера отличается смешиванием подвижных, дидактических и ролевых игр, при этом главную роль занимает творческое развитие.

«Кто быстрее»

Эта игра используется на занятиях по тематике «Строим по плану». Педагог готовит большой чертеж предлагаемой постройки, или использует несколько маленьких, в зависимости от количества команд. Также необходимо подготовить нужные строительные материалы. Чтобы усложнить задачу, можно добавить лишние детали.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Дети делятся на 2-3 команды, которые по сигналу педагога приступают к постройке. При оценке выполненного задания, учитывается не только быстрота выполнения, но и качество самого объекта — устойчивость, эстетичность и следование плану. Также следует обратить внимание на  сплоченность, поскольку по условиям игры, команда, в которой участвовали не все дошкольники, победить не может.

Игра «Кто быстрее», в первую очередь развивает координации, внимательность, точность, ответственность, а также тренирует умение работать в команде.

«Что в мешочке лежит»

Для этой игры педагогу понадобится плотный непрозрачный мешок и различные элементы от деревянного конструктора. Упражнение совершенствует тактильные ощущения, внимание и слаженность действий.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Воспитателем складываются имеющиеся детали конструктора в мешок, в который дети поочередно засовывают руку. После этого ребенку необходимо на ощупь определить деревянный элемент, правильно его назвать и вытянуть из мешка. Побеждает дошкольник, который угадывает больше всех деталей.

«Разложить детали по порядку»

Дошкольникам раздаются элементы от деревянного конструктора. Педагог должен на несколько секунд показать изображения 6 различных деталей, которые затем будут спрятаны. Детям необходимо выложить нужную последовательность ранее увиденных картинок. Упражнение хорошо развивает кратковременную память, тренирует внимательность.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Начать можно с 4 одноцветных элементов, после чего доходить до 7-10 разных по цветовой гамме. В идеале дошкольник должен запомнить последовательность, состоящую из 7-8 предметов, однако хорошим результатом уже является 6 элементов.

«Построение с закрытыми глазами»

Педагог делит дошкольников на группы по 3-4 человека, после чего каждому раздаются кубики из крупного игрового набора. После этого всем дается время на совещание внутри команды, детям завязываются глаза и дается задание построить то, что было ранее обговорено. Побеждает та команда, чья постройка покажется воспитателю интереснее.

Игра способна развить мелкую моторику рук, внимательность, а также аккуратность и умение договариваться внутри коллектива. Помимо этого ребенок учится планированию, приобретает базовые навыки строительства.

Самообразование воспитателя по теме конструирования

Конструирование представляет собой процесс, который способен разить творческий и креативный потенциал ребенка. Несмотря на то, что можно ограничиться обычными кубиками и аппликациями, это не даст возможность раскрыть весь потенциал дошкольника. К тому же это быстро приестся и перестанет интересовать ребенка.

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Чтобы обучить детей конструированию, педагог должен обладать достаточно развитым образным мышлением, воображением, а также владеть некоторыми навыками. На данный момент существует множество вариантов для саморазвития воспитателя — от книг по рукоделию, до интернет-курсов.

Как выполнить работу по самообразованию

Лучшим показателем хорошо проведенной практики в детском учреждении является аккуратно оформленная документация.

Педагог должен придерживаться основных правил и рекомендаций по написанию отчета по самообразованию:

  • Начальная часть работы должна обязательно включать ссылку на ФГОС ДО.
  • После выбора основной тематики, следует корректно и аккуратно сформулировать главный заголовок, который оформляется емко и подается в научном стиле.
  • Текст пишется профессиональным языком, с применением различных пояснений или терминов.
  • Добавлять как можно больше иллюстраций, диаграмм, таблиц или графиков, что способствует большей наглядности.

При хорошо выполненной работе по самообразованию, воспитатель может заполучить хорошее уважение у руководства детского сада, так как оно сможет предоставить документацию проверяющим органам. Педагог должен продолжить заниматься планированием занятий, самообразованием и разработкой новых тематик для практики с детьми.

На занятиях конструктивно-модельной деятельности, дошкольники осваивают базовые умения технического характера, что позволяет им строить простейшие объекты, при этом эффективно разрабатывают те или иные методы сооружения. Такая практика в подготовительной группе является основой для стимулирования творчески-познавательной деятельности ребенка.

Видео на тему: конструктивно-модельная деятельность в подготовительной группе

Творческое конструирование в подготовительной группе:

https://youtube.com/watch?v=J-Tv2VDe67Y%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Что такое конструктивно модельная деятельность?

Осуществление конструктивно-модельной деятельности представляет собой методику обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, картона, дерева, лего -конструктора, бросового материала, природного материала и т. Д.

Что такое конструктивная деятельность в детском саду?

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.

Какие основные умения приобретают дети в процессе конструктивной деятельности?

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе деятельности формируются важные качества личности: • трудолюбие, • самостоятельность, • инициатива, Page 4 • упорство при достижении цели, организованность.

Какие занятия проводятся в подготовительной группе?

Развитие речи с музыкой или чтениемМузыкальное занятие с физической культуройМатематика с познанием окружающей средыАнглийский с творческим урокомСказкотерапия с рисованием или лепкой и др.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте разнообразные материалы для конструктивно-модельной деятельности. Это могут быть как традиционные конструкторы, так и природные материалы, такие как камни, палочки и листья. Это поможет детям развивать креативность и воображение.

СОВЕТ №2

Создавайте тематические проекты, которые будут интересны детям. Например, можно предложить построить дом для сказочного героя или создать модель города. Это не только увлечет детей, но и поможет им лучше понять структуру и функции различных объектов.

СОВЕТ №3

Поощряйте командную работу. Разделите детей на группы и предложите им совместно решать задачи, связанные с построением моделей. Это развивает навыки коммуникации и сотрудничества, а также учит детей учитывать мнения и идеи друг друга.

СОВЕТ №4

Регулярно проводите выставки работ детей. Это поможет им гордиться своими достижениями и получать обратную связь от сверстников и взрослых. Выставки могут стать отличной возможностью для обсуждения и анализа созданных моделей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации