Организационный момент на уроке в начальной школе, занятии в детском саду. Интересные примеры в стихах

Любые уроки в начальной школе требуют большой сосредоточенности от подрастающих учеников. Залогом того, что дети будут прилежно выполнять задания учителя на протяжении всего занятия, является их интерес и вовлеченность в процесс.

Добиться этих важных составляющих можно только уделяя особое внимание организационному моменту, задающему настроение и динамику последующему уроку, вне зависимости от его направленности.

Общепринятая модель начала урока

Организационный момент на уроке в начальной школе является частью общепринятой модели построения занятия с детьми. Несмотря на наличие большого количества примеров традиционной вводной части, современные учителя предпочитают отходить от нее, отдавая предпочтение творческому вовлечению детей в учебный процесс.

Однако при знакомстве с учениками (первые 2-3 месяца занятий с новым классом) рекомендуется использовать базовую схему урока, чтобы дать младшим школьникам возможность привыкнуть к окружающей их обстановке без необходимости проявлять себя творчески в первые дни в школе.

Организационный момент на уроке в начальной школе, занятии в детском саду. Интересные примеры в стихах

Общепринятая модель начала урока представляет собой организационный момент для знакомства, приветствия и формирования настроения учащихся.

Обычно он состоит из нескольких этапов:

Этап организационного момента Краткое описание
Взаимное приветствие присутствующих на уроке Дети знакомятся не только с учителем, но и между собой. Приветствуя друг друга, они осваивают правила этикета, учатся быть внимательными к окружающим их людям.
Перекличка Обычно проводится в игровой форме. Например, учитель называет фамилию и имя ученика, а ребенок должен ответить, что он в классе, назвав при этом себя так, как он хотел, чтобы к нему обращались другие дети. Перекличка создает комфортную обстановку для дальнейшего взаимодействия детей и учителя между собой.
Проверка готовности На этом этапе педагогу следует вслух перечислить детям предметы, которые понадобятся в ближайшее время. После озвучивания списка, необходимо дать детям время, чтобы достать из портфелей то, чего не достает в настоящий момент на парте.
Оценка состояния класса и своего рабочего места Учитель перед проведением урока должен убедиться в том, что обстановка в классе способствует формированию у детей сосредоточенности на учебном процессе (никому не светит в глаза солнце, никому не дует, стулья не шатаются и так далее). Кроме оценки окружающей обстановки педагогу рекомендуется проверить наличие необходимых вещей для дальнейшего занятия на своем рабочем столе, чтобы в оставшееся время урока не возникало заминок по вине учителя.
Формулировка темы занятия и объяснение хода урока Детям, оказавшимся в новой обстановке, важно понимать, что будет происходить с ними в ближайшее время. Узнав тему урока, а также получив своеобразный инструктаж к дальнейшим действиям, учащимся будет легче следовать за учителем и ходом его мыслей, а переход между основными этапами урока не вызовет у них сложности или потери сосредоточенности.

Организационные моменты на уроках в начальной школе и занятиях в детском саду играют ключевую роль в создании комфортной и продуктивной атмосферы для детей. Врачи отмечают, что правильно организованный процесс помогает детям сосредоточиться и развивать свои навыки. Например, использование стихов для введения в тему может значительно повысить интерес малышей. Один из врачей делится опытом: “На занятии мы начали с короткого стихотворения о природе. Дети с удовольствием повторяли строки, а затем обсуждали, что они узнали”. Такой подход не только развивает речь, но и способствует эмоциональному вовлечению. Другой врач подчеркивает, что ритмичные стихи помогают детям запомнить важные правила и инструкции, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Мотивационное начало урокаМотивационное начало урока

Методы создания психологического настроя на уроке в начальной школе и детском саду

Организационный момент на уроке в начальной школе не только служит для проверки готовности детей к занятиям, но и создает у них нужное психологическое состояние, способствующее лучшей усваиваемости учебного материала. В зависимости от специфики детского коллектива, педагогу следует грамотно выбирать метод создания нужного настроя на уроке в начальной школе или дошкольном учреждении.

Наиболее часто с этой целью опытные учителя прибегают к использованию:

Педагогам рекомендуется каждый раз придумывать новые методы создания психологического настроя, беря при этом за основу общепринятые способы. Не стоит использовать один и тот же прием с разными классами. Это будет не только малоэффективным, но и может вызвать отторжение учащихся, осознающих отсутствие заинтересованности в дальнейшем ведении урока у самого учителя.

https://youtube.com/watch?v=BcMQ0FvT8NY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Организационный момент нетрадиционного урока

Нетрадиционный урок отличается от обычного рядом характерных для него черт.

Среди основных из них:

  • необычное место проведения;
  • наличие элементов нового в рамках общей школьной программы;
  • сочетание коллективной работы с индивидуальной;
  • привлечение в рамках изучаемой темы людей, имеющих схожий род деятельности;
  • использование видео и аудио материалов;
  • творческая работа;
  • коллективный анализ деятельности после урока;
  • создание инициативной группы, состоящей из учеников-добровольцев, участвующих в подготовке к предстоящему занятию;
  • комбинирование изучаемой темы с актуальными для конкретной возрастной группы событиями.

Организационный момент на уроке в начальной школе, занятии в детском саду. Интересные примеры в стихах

Организационный момент на уроке в начальной школе может различаться в зависимости от направленности самого предмета.

Например:

Название предмета Интересные варианты организационного момента
Русский язык Учитывая важность русского языка, как предмета, изучаемого в начальной школе, нетрадиционные уроки по темам, связанным с ним, необходимо проводить с максимальным вовлечением учеников в образовательный процесс. Психологически настроить детей на дальнейшую работу можно:
  • Попросив улыбнуться каждому человеку, с кем их взгляд встретится в течение последующих 45 сек.
  • Прочитав самостоятельно придуманную сказку (например, если тема урока – это гласные и согласные буквы, то начать занятие можно, поведав учащимся историю о том, как поссорились буквы «А» и «Б» и как их родственники, разделившись на 2 лагеря, образовали общепринятую сегодня классификацию русских букв).
  • Попросив найти в предложении изучаемый звук, букву, корень или окончания (предложения необходимо использовать из известных фильмов или мультфильмов, которые дети знают. Такая хитрость способствует параллельной работе мозга в двух направлениях – выполнение задания и ассоциативное воспроизведение момента из известного произведения).
  • Дать послушать песню, связанную с общей направленностью проходимого на занятии материала (например, песня «Давайте восклицать» не только настроит детей на активную работу, но и может стать вводной частью для дальнейшего изучения вежливых слов).
  • Попросив сделать комплимент любым 3 присутствующим так, чтобы приятные слова начинались с заданных учителем букв (перед тем, как ожидать от детей выполнения этого задания, учителю необходимо показать на собственном примере, что от них требуется. Это не просто облегчит задание младшим школьникам, но и раскрепостит их и сделает преподавателя в них немного «ближе»).После организационного момента следует плавно переходить к основной теме урока, при этом даже во время основной части занятия, ссылаясь на приятные эмоции детей при выполнении вводного задания.
Математика Наиболее вовлекающей в дальнейшую работу вводной частью урока математики является театрализованная постановка. В любительском спектакле могут участвовать учителя, родители или часть самих детей, добровольно решивших сделать вклад в организацию занятия. В качестве главного героя можно взять современных персонажей известных мультфильмов или представителей «классики», например, Буратино или Незнайку: «Здравствуйте, дети! Вы меня, конечно, узнали. Я — …! Я пришел к вам за помощью. Вот уже почти неделю я все бьюсь над несколькими задачками, которые никак не хотят мне поддаваться. Вы мне поможете? А за это после того, как мы вместе с вами справимся с трудностями, я поделюсь с вами своим самым большим секретом! Ну что, согласны? Вот, что нам предстоит решить: … (в этом моменте преподаватель озвучивает тему урока или читает вслух конкретную задачу, решать которую планируется в ходе урока)». По завершению такого нетрадиционного урока математики главный герой, как и обещал, должен поделиться с учениками секретом. Тайну можно сочинить любую, главное, чтобы она была связана с основным сюжетом произведения и не характеризовала используемого героя с негативной стороны. Например, Незнайка может рассказать, что у него остался друг на Луне, а Буратино – описать историю, как он встретился с лисой Алисой и котом Базилио и вновь проучил их.

В качестве альтернативы можно предложить детям спасти героя известного мультфильма. Одолеть злодея, вставшего на пути и держащего героя в неволе, возможно только, освоив предлагаемую педагогом тему урока. В заключении занятия, если каждый ученик действительно овладел материалом, можно показать небольшую театральную зарисовку, иллюстрирующую процесс освобождения главного героя и его благодарность ученикам.

Чтение Чтобы на уроке чтения дети увлеченно пытались как можно скорее освоить навык или отточить его, преподавателям рекомендуется в качестве вводной части урока использовать:
  • Поговорки или присказки (необходимо подобрать пословицу так, чтобы ее значение было понятно и интересно для обсуждения детям конкретного возраста. Как только педагог после прочтения народного творчества удостоверится, что каждый учащийся понял, какой смысл был заложен в озвученном, необходимо предложить детям сформулировать свою точку зрения на этот счет, используя объективные, на детский взгляд, аргументы. Обычно такие обсуждения превращаются в дискуссию, что не просто задает необходимый темп и динамику уроку, но и учит детей корректно доносить свое мнение до окружающих).
  • Визуализацию (учитель предлагает детям совершить путешествие по осеннему лесу. Продвигаясь по лесу, педагог вслух проговаривает учащимся, что их окружает, используя в своем рассказе как можно больше художественных и стилистических оборотов).
  • Медитацию (учитель, включив на фоне приятные звуки природы, просит детей расслабиться, закрыть глаза и повторять за ним психологические установки, связанные с дальнейшей деятельностью. Например, «сейчас я максимально внимателен и нацелен на учебу. Я хочу получать новые знания, и я счастлив, что у меня сейчас будет такая возможность» и так далее).
  • Детское воображение (например, прочитав стихотворение «Зима недаром злится…», учителю следует попросить учащихся придумать собственную историю, связанную с тем, как, по их мнению, весна обычно вступает в свои права, куда исчезает снег и холодные ветра).При использовании вышеприведенных приемов не следует постоянно корректировать детей. Важнее дать им понять, что, обладая навыком чтения, им откроется безграничный мир художественной литературы.
Окружающий мир Чтобы заинтересовать младших школьников в изучении окружающего мира, учителям следует акцентировать их внимание на важности понимания того, как устроена природа. В качестве эффективного приема воздействия на сознание детей преподавателям рекомендуется взывать к детскому воображению. В качестве организационного момента взрослому следует предложить учащимся подумать, «Каким был бы мир, если…» (например, если бы все выбрасывали мусор в соответствующие урны или заводы перешли бы на экологически чистой производство и так далее). Подобная постановка вопроса спровоцирует детей к живому обсуждению и вовлеченности к учебному процессу в целом.

Другим вариантом нестандартного урока может стать занятие – путешествие, в ходе которого дети, под руководством учителя, «полетят» на воображаемом самолете (идеальным будет наличие декораций, раздача буклетов пассажирам воздушного судна и так далее) по разным полушариям Земли или вдруг все превратятся в астронавтов и посетят космическое пространство, параллельно изучая, как устроена планета, на которой живет человечество и небесные светила, находящиеся в миллионах километрах от Земли.

Для детей постарше интересным будет разгадывание головоломок или кроссвордов, в которых спрятаны слова, имеющие прямое отношение к теме урока. Например, в ходе организационного момента преподавателю следует рассказать ученикам «тайну», что перед звонком в их кабинет заглянула Осень и оставила задание для самых смышленых детей. Те, кто будут активно участвовать в разгадывании кроссворда, по указанию Осени, получат специальные призы (учитель заранее готовит бумажные медали, присваивающие звания наиболее инициативным ученикам, например, «Знаток лесных грибов»).

История В начальной школе в абсолютном большинстве случаев история, как школьный предмет, редко вызывает повышенный интерес со стороны учеников. Обычно это связано с необходимостью заучивания большого количества фактов и точной информации, а также отсутствием возможности раскрыть свой творческий потенциал в рамках традиционных уроков.

Нестандартный подход учителя в привитии у детей внимательности к событиям прошлого может стать более эффективным в случае разъяснения учащимся необходимости понимания истории не только своего народа, но и людей во всем мире (зная, к чему ошибки прошлого привели древних людей, в настоящее время необходимо сделать все, чтобы избегать их повторения).

Внимание детей к истории привлекут и организационные моменты, составленные в стиле:

  • интервью (детям предлагается представить, что они могли бы задать вопрос «в прошлое»);
  • театрального представления (рекомендуется избегать длинных постановок, так как дети в начальной школе быстро теряют сосредоточенность и внимание на происходящем событии);
  • вводной части к «Мозговому штурму» (заблаговременно перед началом такого урока детям необходимо дать задание выучить события конкретного исторического периода. Учащиеся класса делятся на 2 или 3 команды. Команда, давшая наибольшее количество правильных ответов в викторине, получает медаль или картонный кубок).

Организационный момент — это важная часть урока, где учитель настраивает детей на продуктивную работу. Многие педагоги отмечают, что именно в этот момент создаётся атмосфера доверия и заинтересованности. Например, в детском саду можно начать занятие с веселого стишка:

“Собрались мы в круг большой,
Скоро будет день большой!
Светит солнышко в окне,
Начинаем мы в игре!”

Такой подход помогает детям сосредоточиться и настроиться на позитивный лад. В начальной школе учителя используют рифмованные фразы, чтобы привлечь внимание:

“Кто готов учиться, поднимите руки,
Скоро начнём мы учить буквы и звуки!”

Эти простые стихи не только развлекают, но и помогают детям понять, что урок — это увлекательное путешествие, где каждый может внести свой вклад. Важно, чтобы организационный момент стал не просто формальностью, а настоящим началом увлекательного процесса обучения.

Стихи для организационного момента урока

Организационный момент на уроке в начальной школе может быть составлен в стихотворной форме.

Организационный момент на уроке в начальной школе, занятии в детском саду. Интересные примеры в стихах

Например:

Всех приветствую, ребята,

На урок вы все пришли.

Пусть тетрадь не будет смята,

Полна записей доклада.

Хочешь, смейся; хочешь, плачь

Вот вам несколько задач.

Их решайте поскорее,

Черти линии ровнее,

Не спеши, подольше думай,

И решенье к ним придумай!

***

Ну, привет вам, ребятишки!

Все вы взяли с собой книжки?

Все готовы заниматься?

Новым всем интересоваться?

Начинаем наш полет,

«Пристегнись!» — кричит пилот.

Мы взлетаем выше крыш

К новым знаниям, малыш!

Хорошо продуманные организационные моменты являются неотъемлемой частью уроков в начальной школе. Вводная часть способствует вовлечению детей в учебный процесс, а также прививает им внимательность в процессе коллективной работы.

Организационный момент на уроке в начальной школе, занятии в детском саду. Интересные примеры в стихах

Учитывая то, что каждый класс обладает уникальными характерными чертами (более активный, более развитый, менее собранный и так далее), уроки для детей должны составляться индивидуально с учетом направленности образовательной программы, а также особенностей самих учащихся.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео об организационном моменте на уроке

Мотивационное начало урока, пример:

https://youtube.com/watch?v=eElaxIUi3jg%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Каковы основные цели организационного момента на уроке в начальной школе?

Основные цели организационного момента включают создание комфортной атмосферы для обучения, настройку детей на активное участие в занятии и формирование у них чувства ответственности за собственное обучение. Это время помогает педагогам установить контакт с учениками и подготовить их к восприятию новой информации.

Какие интересные примеры стихов можно использовать для организации занятия в детском саду?

Для организации занятия в детском саду можно использовать стихи, которые включают рифмы и ритмы, например, короткие стихи о природе, животных или сезонах. Стихи, такие как “Уж я не знаю, что мне делать” или “На лужайке, на траве”, могут привлечь внимание детей и создать позитивное настроение, а также помочь в развитии их слухового восприятия и памяти.

Как можно разнообразить организационный момент на уроке с помощью игр?

Разнообразить организационный момент можно с помощью простых игр, таких как “Снежный ком”, где каждый ученик по очереди называет свое имя и добавляет одно слово, связанное с темой урока. Также можно использовать игру “Кто я?”, где дети встают в круг и по очереди задают вопросы, чтобы угадать, какое животное или предмет они изображают. Эти игры помогают развивать коммуникационные навыки и создают дружелюбную атмосферу в классе.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте рифмованные стихи для создания позитивной атмосферы на уроке. Стихи могут помочь детям сосредоточиться и настроиться на учебный процесс, а также сделать организационные моменты более увлекательными и запоминающимися.

СОВЕТ №2

Включайте в организационные моменты элементы игры. Например, можно предложить детям придумать рифмы к словам, связанным с темой занятия, или создать короткие стихи о том, что они собираются изучать. Это не только развивает творческие способности, но и способствует лучшему усвоению материала.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на визуальное оформление стихов. Используйте яркие картинки и иллюстрации, чтобы привлечь внимание детей. Это поможет им лучше воспринимать информацию и сделает организационные моменты более интересными.

СОВЕТ №4

Не забывайте о вовлечении родителей. Предложите им поучаствовать в создании стихов или игр для уроков. Это поможет укрепить связь между домом и школой, а также создаст атмосферу сотрудничества и поддержки.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации