Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Сказкотерапия используют в любой возрастной группе дошкольного учреждения как средство формирования развития активной речи. Этот метод хорошо зарекомендовал себя, поскольку ребята любят художественные произведения и легко включаются в диалог со взрослым. Это позволяет побудить детей к обсуждению сказки, высказыванию личного мнения.

Определение, что это такое

Метод, в котором задействованы сказочные формы (художественные произведения, например) для развития речи ребенка называется сказкотерапия. Недооценивать этот способ нельзя, поскольку для детей дошкольного возраста сказки являются важным инструментом повышения языковых возможностей.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Художественные произведения с волшебными сюжетами помогают детям развивать фантазию. При совместном с педагогом обсуждении сказок у детей улучшается качество диалогической и монологической речи. Развивается творческий потенциал ребенка, увеличивается словарный запас.

На примере героев сказок дети переживают различные ситуации. Таким образом, развивается оценочное отношение к добру или злу. Ребенок учится сопереживать персонажам. Сказка дает толчок к развитию эмпатии.

Сказкотерапия становится все более популярным инструментом в развитии речи у дошкольников. Врачи и специалисты в области детской психологии отмечают, что использование сказок способствует не только улучшению речевых навыков, но и развитию воображения и эмоционального интеллекта. Сказки помогают детям лучше понимать окружающий мир, выражать свои мысли и чувства, а также учат их сопереживанию.

Кроме того, врачи подчеркивают, что сказкотерапия создает комфортную атмосферу для общения, что особенно важно для детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. В процессе совместного чтения и обсуждения сказок дети учатся формулировать свои мысли, задавать вопросы и находить ответы. Это способствует не только развитию речи, но и укреплению связи между ребенком и взрослым, что в свою очередь положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Таким образом, сказкотерапия является эффективным и доступным методом, который может значительно обогатить речевое развитие дошкольников.

Упражнения для подготовительной группы

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников в подготовительной группе используется в качестве упражнений в контексте общего занятия. Обучающие средства этого метода можно включать в викторины, театральные выступления (по художественным произведениям). В арсенале педагога большое количество сказок, подходящих по возрасту подготовительной группы.

«Сказки пришли в гости»

Сказкотерапия становится все более популярным инструментом в развитии речи дошкольников. Многие педагоги и психологи отмечают, что использование сказок помогает детям не только расширить словарный запас, но и развить воображение, эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки. Сказки создают безопасное пространство для самовыражения, где ребенок может обсуждать свои чувства и переживания. Родители также подчеркивают, что совместное чтение и обсуждение сказок укрепляет семейные связи и способствует развитию критического мышления. Важно, что сказкотерапия позволяет детям учиться через игру, что делает процесс обучения увлекательным и естественным. Таким образом, сказки становятся не просто развлечением, а мощным инструментом для формирования речи и личностного роста дошкольников.

Цель

Цели занятия:

  • развитие фонематического слуха, интонационной культуры родной речи;
  • снижение уровня тревожности;
  • формирование умения грамотно выражать эмоции;
  • развитие речи при помощи пересказов.
Виды сказкотерапии

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Ход занятия

Педагог: Ребята, мы с вами читали очень много сказок. Давайте вспомним названия произведений, которое вы запомнили.

Ответы детей (ребята указывают те сказки, которые они помнят).

Педагог: Молодцы, вы запомнили большое количество сказок! А теперь я хочу проверить, помните ли вы героев произведений. Я буду читать вам загадки, а вы попробуете угадать персонажей. Готовы?

Ответы детей: Да!

Педагог: Тогда начинаем. Вот первая загадка:

«Ушла мать за молоком,

Сказала детям стеречь дом.

Но хитрый волк преобразился,

И к малышам он в дом ввалился.

Ребята, кто эти малыши, которые впустили волка в дом?»

Ответы детей: Семеро козлят.

Педагог: Напомните мне, пожалуйста, про что была эта сказка?

Ответы детей: Сюжет сказки про маму-козу, которая отправилась за молоком и оставила козлят дома. Хитрый волк сделал себе тонкий голосок и переоделся. Козлята подумали, что это вернулась их мама, и открыли ему дверь. Волк схватил всех малышей и утащил в лес. Когда мама-коза вернулась домой, она поняла, что случилось, и побежала за злодеем. Там она нашла волка и хитростью спасла своих детей.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

По такому примеру педагог проводит беседу и с другими загадками. Важно стимулировать детей пересказывать сюжет уже знакомой сказки. Если ребята плохо помнят произведение, то можно подсказывать им. Также заранее рекомендовано продумать ряд вопросов по сказке.

Пример, основанный на произведении «Волк и семеро козлят»:

  • Сколько было козлят в семье?
  • Куда ушла мама-коза?
  • Что делал волк, чтобы обмануть козлят?

В упражнение должны входить произведения, которые уже знакомы ребятам. Используют сказки, читаемые не только в подготовительной группе, но и в более младших возрастных категориях.

Загадки для остальных произведений:

Загадка Ответ
Над ним в детстве издевались,

Птицы во дворе клевались.

Обзывали некрасивым,

Прогоняли со всей силы.

Бедный птенчик так страдал,

И однажды он сбежал.

В камышах от всех скрывался,

Но в один день не сдержался.

Выплыл к лебедям прекрасным,

Хоть и считал, что так опасно.

Но был приятно удивлен,

Ведь лебедем стал тоже он.

Гадкий утенок
Этот парень был ленивым,

Не работал никогда.

Но однажды за водою,

Его отправила родня.

Словил ведром в реке он щуку,

Она волшебною была,

Он загадал ей 3 желания,

Исполнила их все она.

Емеля
Добрый врач лечил зверей,

Нет его в мире добрей.

Всем этот доктор помогал,

Никогда не уставал.

К нему однажды прискакал,

Очень встревоженный шакал.

Позвал он в Африку врача,

И умчался тот скача.

Врач поехал далеко,

В сказочное Лимпопо.

Доктор Айболит.
Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

Через лес пролегал путь,

В чаще страшно, просто жуть!

За девочкой волк увязался,

Потом к бабушке помчался.

Бабушку он проглотил,

Потом внучкой закусил.

Красная Шапочка

Педагогу важно обсуждение каждой сказки. Необходимо, чтобы дети рассказывали сюжет, вспоминали главных героев. Так ребята будут развивать речь и культуру общения.

«Сказки потерялись»

Цель занятия: развитие речевой активности; формирование правильного звукопроизношения; воспитание культуры общения.

Для упражнения педагогу необходимо подготовить парные картинки:

  • Рыбы и старика с неводом.
  • Лягушки и уток.
  • Цветка с разноцветными листьями и девочки.
  • Золотого ключика и Буратино.
  • Чебурашки и крокодила Гены.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

В ходе занятия педагог рассказывает, что все сказки перепутались. Нужно помочь им найти друг друга. После этого на столе он раскладывает все картинки. Дети должны найти пары и соединить их. Когда это задание выполнено, переходят к обсуждению.

Педагог задает детям следующие вопросы (по тем картинкам, которые дети складывали):

  • Как называлась сказка, в которой есть персонаж Золотая Рыбка?
  • Кто поймал Золотую Рыбку?
  • Почему дед отпустил рыбку в море?
  • Какие желания загадывала старуха в сказке?

Ряд вопросов задают и по остальным сказкам. Произведения можно взять любые. Главное условие: чтобы детям они были знакомы.

Занятия для средней группы

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников в средней группе имеет большие возможности.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

В возрасте с 4 до 5 лет у детей формируются разнообразные конкретные представления. Сказки могут помочь им развить воображение, сделав его произвольным и оригинальным. Все это влияет на качество речи, поскольку детям для выражения эмоций и переживаний приходится использовать как можно больше словесных единиц.

«Зимовье зверей»

Цели занятия:

  • приобщение детей к творчеству писателей;
  • развитие способности воспринимать и оценивать художественное произведение;
  • формировать умение отгадывать загадки, построенные на сравнении и описании характерных черт героев;
  • последовательно пересказывать сюжет.

Педагог: Дети, я приглашаю вас разогреть мышцы, а то наши ножки и руки уже соскучились, и хотят подвигаться. Становитесь в круг, сейчас мы сделаем разминку:

«У быка на голове – рога?

Да да да! (руки имитируют рога на голове).

Ох и страшные они!

Да да да.

У кого еще рога страшней?

Подскажите мне, ребята, поскорей.

У барана очень рога высоки (тянутся руками вверх),

У барана рога очень широки (руки в стороны).

У какого зверя нос как пятачок (возле носа сворачивают кисти в кулачки)?

Пятачок размером с детский кулачок.

Ну конечно, это же свинья,

Вся щетиною покрыта она (сгибаются вниз, дотрагиваясь пальцами ступни, медленно поднимаются. Руки скользят от низа до верха тела, до плеч).

Есть и с шерстью зверь домашний у людей –

Котофей – это наш котик, враг мышей (имитируют движение лап кота в нападении).

Кто в курятнике живет (разводят руки в стороны)?

Курочек всех бережет (перекрещивают руки на поясе)?

Ну конечно, петушок (руки ставят на пояс),

Храбрый, смелый, наш дружок.

Мы зверей и птиц назвали,

Быть может, сказку вы узнали?»

Педагог: Ребята, давайте сядем на свои места.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Дети садятся за столы или на ковер в круг (как удобнее).

Педагог: Мы с вами сделали разминку. Кого вы запомнили в ней?

Ответы детей: Быка, барана, кота, свинью, петуха.

Педагог: Молодцы! Всех назвали. Я подготовила для вас сказку, в которой присутствуют все наши герои с разминки. Произведение называется «Зимовье зверей». Послушайте сказку, а потом мы с вами ее обсудим.

Педагог читает ребятам произведение, а затем приступает к обсуждению.

Список вопросов для беседы:

  • Когда звери решили построить домик?
  • Зачем героям нужен был дом?
  • Из каких материалов строили дом друзья?
  • Кто спал на полу домика? В подвале? На печи? На жердочке?
  • Какие хищные звери увидели домик?
  • Что волки решили сделать?
  • Получилось ли у волков забрать домик себе? Если нет, то почему?

После того как произведение обсудили, педагог просит детей пересказать сказку по цепочке. Один ребенок начинает, затем воспитатель останавливает его и поручает продолжить рассказ другому воспитаннику. Таким образом, сказку повторяют от начала до конца всей группой.

«Моя любимая сказка»

Цель занятия: формировать умение в правильной последовательности пересказывать знакомые произведения; развивать дикцию.

В ходе занятия педагог просит детей назвать их самые любимые сказки. После того как дети ответили, воспитатель приглашает их поучаствовать в настоящем приключении.

Для этого заранее подготавливает:

  • Картинку с репкой, которую необходимо разрезать на небольшие квадраты и спрятать их в конверт.
  • Мешочек с яйцом и курицей (игровой инвентарь).
  • Картинку избушки изо льда.
  • Любую игрушку, которая будет гостьей на занятии.

Все предметы, кроме игрушки-гостьи, прячутся в разных местах.

Педагог: Ребята, наша гостья (на примере Мышки) пригласила нас поучаствовать в веселом приключении. Вы хотите присоединиться к веселью?

Ответы детей: Да.

Педагог: Тогда наша Мышка расскажет вам о том, что нам предстоит сделать.

После этого педагог говорит за Мышку. Можно попросить участвовать в этой роли человека. Например, второго воспитателя или музыкального работника.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Педагог в роли мышки: Вы, ребята, знаете много произведений! Но я придумала для вас интересные задания, чтобы проверить: сможете ли вы узнать сказку по подсказкам. Их я спрятала. Мне нужен храбрец, который найдет первую.

Педагог выбирает из числа добровольцев ребенка и поручает ему искать подсказку. Мышка говорит «Холодно», если воспитанник не приближается к предмету», и «Тепло», если он приближается к нему. Когда ребенок находит подсказку, воспитатель вместе с детьми пытается выполнить задание.

Все они проходят по следующему плану:

  1. Конверт с разрезанной картинкой репки. Детям нужно сложить все элементы воедино и назвать сказку. Правильный ответ: «Репка».
  2. Мешочек с яйцом и курицей. Выбирают ребенка, и он на ощупь должен определить, что лежит в мешочке. Воспитатель подсказывает, что это элементы какой-то сказки. Правильный ответ: «Курочка Ряба».
  3. Картинка избушки изо льда. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каком произведении был такой домик. Задает наводящие вопросы. Правильный ответ: «Зайцева избушка».

Чтобы найти каждую подсказку, соблюдают правила игры «Холодно-горячо». Так дети учатся действовать по сигналу. Когда все разгадано, мышка хвалит детей и просит их помочь вспомнить сказки, названия которых они разгадали.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Педагог предлагает пересказать одно произведение. Мышка выбирает сказку, и дети рассказывают ей ее.

«Котята»

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников помогает раскрепоститься детям. Они не стесняются рассказывать о любимых героях, описывать сюжетную линию. Все это положительно влияет на качество речи.

Цель занятия: развитие грамотно выражать эмоции, воспитывать внимательность, сопереживать героям. Также это занятие помогает освоить интонационную культуру русского языка и фонематический слух.

Педагог подготавливает произведение «Котята», в переводе Маршака С. Я. Также нужно выбрать иллюстрации, описывающие сюжет стихотворения.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на веселую разминку. Становитесь в круг:

«Мы пушистые комочки (руки скрещивают на грудной клетке).

Часто ходим на носочках (поднимаются на пальчиках ног).

Ловим мышек (растопыривают пальцы на руках)

Цап-царап!

Для нас мыши – главный враг.

Стоят ушки (ставят кисти рук на голову),

Хвост трубой (показывают, какой хвост).

Ах, красивый я какой (руками обхватывают лицо)!»

Педагог: Дети, садитесь на места.

После того как воспитанники заняли стульчики, педагог просит угадать, про какого зверя был стишок. Правильный ответ: котенок. После этого воспитатель читает им произведение Маршака С. Я.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Затем педагог обсуждает стихотворение.

Вопросы для детей:

  1. Почему хозяйка выгнала котят на улицу?
  2. Какая в это время была погода?
  3. Котята продолжили ругаться на улице?
  4. Что сделали котята?
  5. Впустила ли их хозяйка обратно?
  6. Продолжили ли ссору котята дома?
  7. Что сделали малыши?

После этого педагог просит детей пересказать сюжет произведения.

«Гуси-лебеди»

Цель занятия: обогащение словаря ребенка, воспитание умения слушать произведение, ознакомление с книжной культурой. В ходе занятия ребята учатся выражать последовательно мысли и переживания.

Дополнительный материал для занятия:

  • Книга «Гуси-лебеди», в пересказе М. Булатова.
  • Карточки с изображениями (2-3 партии): девочки, мальчика, печи, дров, реки, яблоневого дерева, гусей или лебедей, сказочного персонажа Бабы-Яги.

В начале занятия педагог читает детям сказку. После этого он делит детей на команды (например, рассаживает их несколькими группами за 2-3 стола). Воспитатель предлагает поучаствовать в игре. Для нее он раздает на каждый стол 1 партию заранее заготовленных картинок.

После этого объясняет правила игры воспитанникам:

  1. Педагог задает вопрос.
  2. Дети отвечают на него при помощи картинки.
  3. Та группа, которая первая подняла правильное изображение, выбирает 1 ребенка, который объясняет, почему они выбрали именно этот вариант.

Список вопросов:

  1. Кому родители поручили смотреть за братцем?
  2. Кто прилетел во двор, пока Машенька играла с подружками?
  3. Кого украли гуси-лебеди?
  4. Когда Маша побежала за птицами, кого она встретила в поле?
  5. Что печка предложила ей сделать?
  6. Какое дерево увидела Маша?
  7. Кто подсказал дорогу Машеньки, когда она попрощалась с яблонькой?
  8. Какой зверек в лесу помог Маше?
  9. Куда ежик привел девочку?

После этого педагог предлагает сыграть в подвижную игру «Гуси лебеди». Для этого выбирают 2 ребенка, которые будут в роли птиц. Остальная часть воспитанников станет убегать в безопасное место (куда именно, показывает воспитатель). По сигналу дети разбегаются, а водящие их ловят.

Картотека для старшей группы

В возрасте от 5 до 6 лет у детей формируется последовательный и самостоятельный пересказ художественных произведений (сказок). Ребята должны уметь передавать словами выразительные черты главных героев рассказов.

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников на этом этапе помогает детям активировать весь словарный запас. Поскольку при обсуждении произведений задействовать придется прилагательные, существительные, глаголы.

«Команда супергероев»

Цель занятия:

  • Развитие активной речи ребенка.
  • Содействие налаживанию речевого общения детей в совместных видах деятельности.
  • Совершенствование умения понимать речь окружающих, не испытывая трудностей в диалоге.
  • Развивать словесность.

Педагог: Ребята, назовите мне, пожалуйста, супергероев, которых вы знаете.

Ответы детей могут содержать имена персонажей современных кинофильмов, комиксов, мультфильмов.

Педагог: Ого, как много вы знаете супергероев. Но вот проблема, все они далеко от нас. А что же мы будем с вами делать, если какой-нибудь злодей нападет на наш город (поселок, деревню)?

В ответах дети предлагают разные сценарии развития событий.

Педагог: А я хочу предложить вам создать нашу команду супергероев. Ведь и у нас много персонажей, которые могут объединиться и стать на защиту нашей страны. Вам интересно такое предложение?

Ответы детей: Да, да!

Педагог: Наши супергерои спрятались в сказках! Давайте мы будем вспоминать все произведения, в которых описаны самые смелые и выдающиеся герои. А чтобы нам было легче, я буду зачитывать подсказки. Вы готовы?

Ответы детей: Да!

Педагог: Тогда начнем!

Воспитатель зачитывает детям загадки, которые описывают героев русских сказок:

  • «Этот врач спасет любого.

Он поможет нам всегда.

Может лапку пришить зайцу,

Не боится он труда!

В Африке лечил,

И даже, пешком дошел до Лимпопо,

Как зовут его – все знают,

Ведь знаменитость он давно. (Айболит)

Родом из русских былин.

Он с Тугарином сражался,

Победителем остался. (Алеша Попович)

Заколдованной была.

В образе простой лягушки

На болоте так жила. (Василиса Премудрая)

Педагог: Вот мы с вами и угадали героев. Давайте обсудим, хорошая ли у нас выйдет команда с ними?

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Взрослый должен подвести детей к тому мнению, что в команде собраны самые необходимые герои:

  • Доктор Айболит, который умеет лечить.
  • Василиса Премудрая обладает умом и умеет колдовать.
  • Алеша Попович – это физически сильный и неуязвимый богатырь.

Педагог предлагает детям нарисовать своего супергероя для этой команды. Благодаря этому, воображение и фантазия ребенка будут активно работать над созданием облика персонажа. В конце рисования педагог просит каждого ребенка рассказать о выдуманном герое и его способностях.

Сказкотерапия в этом упражнение работает не только как средство формирования развития речи, но и выступает в роли активатора воображения дошкольников. Ребенок размышляет, фантазирует. Все эти процессы сопровождаются мозговой активностью, что положительно влияет на ум дошкольника, его сообразительность.

«Угадай-ка»

Цель занятия: закрепить знания о сказках, развитие памяти и мышления, улучшение качества речи.

В ходе игры педагог называет первую часть прозвища одного из сказочных героев, а ребенок должен досказать недостающее слово:

  • Гуси –… (лебеди).
  • Мышка –… (норушка).
  • Муха –… (Цокотуха).
  • Петушок –… (Золотой гребешок).
  • Курочка –… (Ряба).
  • Лягушка –… (квакушка).
  • Коза –… (дереза).
  • Сивка –… (бурка).
  • Царевна –… (Несмеяна, лягушка).
  • Василиса –… (Прекрасная, Премудрая).
  • Гадкий –… (утенок).
  • Соловей – … (разбойник).
  • Конек –… (Горбунок).

В учебном арсенале педагога сказкотерапия занимает одно из главных мест. Она выступает как средство, помогающее формировать развитие речи, мышления, воображения. Для достижения целей используют чтение и обсуждение произведений отечественных и зарубежных писателей. На основе сюжетов можно составлять дидактические игры, викторины для дошкольников.

Видео о сказкотерапии

Сказкотерапия как инструмент формирования речи и коррекции поведенческих проблем:

Вопрос-ответ

Как сказкотерапия помогает в развитии речи у детей?

Сказкотерапия способствует развитию речи у детей через использование сказок, которые обогащают словарный запас, развивают грамматические навыки и улучшают произношение. В процессе активного слушания и пересказа сказок дети учатся выражать свои мысли, формулировать предложения и развивать воображение.

Какие сказки лучше всего подходят для сказкотерапии?

Для сказкотерапии подходят как классические народные сказки, так и современные авторские произведения. Важно выбирать истории с яркими персонажами и четким сюжетом, которые могут вызвать эмоциональный отклик у детей. Сказки с моралью или поучительным содержанием также способствуют развитию критического мышления и эмоционального интеллекта.

Как можно интегрировать сказкотерапию в повседневные занятия с детьми?

Сказкотерапию можно интегрировать в повседневные занятия через чтение сказок перед сном, использование театра теней или кукольного театра для иллюстрации сюжетов, а также через совместное создание собственных сказок. Важно вовлекать детей в обсуждение прочитанного, задавать вопросы и поощрять их к пересказу и интерпретации историй.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте разнообразные сказки для развития речи. Читайте детям как классические, так и современные сказки, чтобы расширить их словарный запас и познакомить с различными стилями повествования.

СОВЕТ №2

Включайте в процесс чтения интерактивные элементы. Задавайте вопросы о персонажах и сюжете, предлагайте детям придумать свои окончания сказок или создать новые истории на основе прочитанного.

СОВЕТ №3

Организуйте театрализованные постановки. Пусть дети разыгрывают сцены из сказок, это поможет им не только развивать речь, но и улучшить навыки общения и взаимодействия с другими детьми.

СОВЕТ №4

Создавайте сказочные ситуации в повседневной жизни. Используйте элементы сказок в играх и занятиях, чтобы сделать обучение более увлекательным и запоминающимся для детей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации