С проблемой произношения звука Р сталкиваются многие родители. Для того, чтобы научить ребенка этому звуку, применяются различные методики. Одними из самых эффективных считаются логопедические скороговорки.
С чего начать
Для правильного развития речевого аппарата с помощью скороговорок логопеды рекомендуют:
- Делать все постепенно. Научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки довольно сложно, поэтому для начала следует осваивать звуки. Начинать лучше с четкого проговаривания слов по слогам.
- Хороших результатов можно достичь при регулярности занятий. Поэтому их следует проводить ежедневно.
- Проявить терпение, поскольку увидеть положительный результат после проведения 2-3 занятий вряд ли удастся.
Одним из ключевых моментов в изучении и проговаривании скороговорок является заинтересованность ребенка. Поэтому логопеды рекомендуют проводить занятия в игровой форме.
Здесь можно воспользоваться следующими приемами:
- Подготовить картинки либо игрушки, о которых идет речь в скороговорке. Это позволит ребенку быстрее запомнить фразу и научиться ее правильного проговаривать.
- Сделать инсценировку происходящих событий в скороговорке. Организовав мини-представление, можно не только повеселить детей, но и получить быстрое запоминание фраз.
- Прохлопывать ладонями скороговорку, создавая таким образом определенный ритм. Такой прием лучше всего подойдет для детей младшего возраста.
- Перекладывать мяч из одной руки в другую во время проговаривания рифмованных строк. Это позволит ребенку лучше сконцентрироваться и более четко произносить каждое слово.
- Подбрасывать мяч вверх во время проговаривания фраз, стараясь держать один и тот же темп. Рекомендуется родителям продемонстрировать ребенку, как это делать правильно, либо выполнять эти действия вместе с детьми. Стоит отметить, что подбрасывать мяч вверх следует при произношении нового слога.
- Предложить посоревноваться с ребенком в быстроте и четкости проговаривания скороговорки. В конце состязания победитель обязательно должен получить приз. Чтобы не расстраивать ребенка, взрослые должны поддаться – это замотивирует детей к изучению новых фраз. Такой соревновательный процесс подойдет для детей младшего возраста, которые стремятся всегда и во всем быть первыми. Соревнования можно устроить и между детьми, например, на дни рождении или просто во время совместной прогулки. Детям следует предложить легкую скороговорку и помочь им ее разучить. Чтобы участники не расстраивались при проигрыше, рекомендуется для каждого подготовить утешительный приз.
Также перед разучиванием скороговорок следует проконсультироваться с логопедом, который объяснит, как правильно выполнять постановку языка при назывании звука и даст другие полезные советы. Это поможет получить максимальную эффективность от домашних занятий.
Врачи, занимающиеся логопедией, отмечают важность скороговорок для развития речевых навыков у детей. Они помогают не только улучшить артикуляцию, но и развивают фонематическое восприятие. Легкие скороговорки, такие как “Рыба рыба, рыбака”, могут быть отличным стартом для малышей, позволяя им уверенно произносить звук “Р”. Сложные варианты, например, “На горе, горе, калина, калина, на горе растет”, требуют большей концентрации и тренировки, что способствует укреплению речевых мышц. Врачи рекомендуют включать скороговорки в ежедневные занятия, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Это не только развивает речь, но и способствует улучшению общей моторики и координации.
Как разучивать скороговорки
Скороговорки на Р и другие звуки логопеды советуют изучать, придерживаясь определенных правил:
- Сначала взрослому нужно медленно прочитать скороговорку ребенку вслух, а затем обсудить ее содержание.
- Затем скороговорку можно проговорить вместе. Если она очень длинная, то учить ее следует по частям. При изучении коротких фраз рекомендуется рассказывать их на одном дыхании.
- После того, как ребенок уже запомнил скороговорку, он должен начинать произносить ее самостоятельно без помощи родителей. Сначала это можно сделать шепотом, а потом немного громче.
- Скороговорку нужно проговаривать медленно, четко говоря все слова. Постепенно скорость можно увеличивать.
- Произносить фразу в разных стилях. Лучше всего продемонстрировать это взрослым для начала. Например, показать, как будет говорить скороговорку цыпленок, используя писклявый голос, либо робот и так далее. Можно подключать разную интонацию, менять скорость произношения. Можно даже пропеть фразу. Это поможет не только запомнить скороговорку, но и научит четко называть каждый звук.
- После того, как сковородка будет полностью выучена, можно включить в процесс обучения соревнования — кто быстрее и четче проговорит фразу. В это занятие можно привлекать всех членов семьи, друзей. Дополнительно такое времяпровождения улучшит семейные взаимоотношения.
Стоит отметить, что скороговорки помогают улучшить дикцию. Поэтому их часто используют и взрослые люди, чья работа связана с ораторским искусством (например, телеведущие, дикторы).
Скороговорки со звуком Р логопедические для самых маленьких (для детей 3-4 лет)
Если другие звуки и буквы ребенок начинает произносить ближе к 4-5 годам, то Р проявляется ближе к 6-ти годам. Однако для подготовки ребенка к этому этапу можно разучивать скороговорки раньше, не ожидая указанного возраста, а когда ребенок уже начал активно разговаривать.
Обычно это происходит в 3-4 года. Поэтому при выборе скороговорки следует придерживаться основного правила — они должны быть короткими. Ведь в таком возрасте многие дети только начинают говорить предложениями и постепенно расширять свой словарный запас. Одна из самых популярных скороговорок звучит так: На дворе трава, на траве дрова.
Эффективность в подготовке речевого аппарата к называнию звука Р оказывают также следующие скороговорки:
- На горе Арарат растет виноград.
- Проворонила ворона своего вороненка.
- Дрова вдоль двора, дрова вширь двора.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- На рынке Кирилл кружку прикупил.
- Краб крабу сделал грабли, продал грабли крабу краб.
- Белые бараны били в барабаны, громко били, лбы разбили.
https://youtube.com/watch?v=D1FLEhI_aKQ%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Скороговорки на букву “Р” занимают особое место в логопедической практике. Многие родители и логопеды отмечают, что они не только развивают артикуляцию, но и делают занятия более увлекательными для детей. Легкие скороговорки, такие как “Рыба рыба, где ты была?” помогают малышам освоить правильное произношение, а более сложные варианты, например, “На дворе трава, на траве дрова”, требуют сосредоточенности и терпения. Дети с удовольствием повторяют их, что способствует улучшению речевых навыков. Кроме того, скороговорки развивают слуховое восприятие и внимание, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Родители отмечают, что такие занятия не только полезны, но и создают позитивную атмосферу, укрепляя связь между взрослыми и детьми.
Для возраста 5-6 лет
В этом возрасте буква Р уже начинает появляться в речевом аппарате ребенка. Поэтому при изучении скороговорок следует делать основной упор на четкое произношение слов с этой буквой.
Наиболее популярные и эффективные скороговорки представлены ниже:
- У рыбака руки грязные от червяка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Римме рубин подарил Роман, а рубин потерялся – упал за диван.
- У рыбаков рыбы пруд пруди.
- Трубачи трубили в трубы, раздували себе губы.
- 3 дроворуба на 3 дворах рубят дрова.
- В роще щебечут стрижи, вороны и сороки.
- Раки на горе кричали, спорили, рычали.
- Сережка режет редиску в окрошку.
- Грибы гребет грибник в ведро.
- Карпы в аквариуме, акулы – в террариуме.
7-8 лет
Скороговорки на Р логопедические в этом возрасте могут содержать более 3 строчек. Важно объяснить ребенку значение фразы, что позволит дополнительно расширить его кругозор и мировосприятие.
Для тренировки выговаривания звука Р рекомендуют использовать следующие скороговорки:
- Хитрую сороку поймать морока, а 40 сорок — это 40 морок.
- Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре чуть не утонула.
- Рисовала Лара акварелью нарциссы, а георгины гуашью нарисовала Наташа.
- 3 черных котенка стащили 3 картонки в потемках.
- Дает Маринке картинки Даринка, картинки в корзину кладет Маринка.
- Варвара магазин обворовала, а потом весь товар растеряла.
- Приготовила Раиса для Егора суп из риса.
- У Артема в ранце ручки, марки, сланцы.
- Рука руку мыла, рука руке подарок дарила.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали
На твердый и мягкий звук
Скороговорки на Р логопедические принесут максимальную пользу, если проводить с ребенком разминочные упражнения для проговаривания звука. Для начала логопеды рекомендуют делать упор на правильную постановку твердого звука Р.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Установить правильное дыхания. Этот процесс можно совместить с процессом игры, например, надувание мыльных пузырей. Ребенку на одном выдохе нужно выдуть максимальное количество пузырей. Использование каждый раз такой игры не всегда возможно, поэтому с ребенком можно потренироваться выдувать воображаемые пузыри. Для этого делается глубокий вдох, а выдох совершается долго и сильно (словно выдувается большой мыльный пузырь).
- Размять мышцы губ. Для этого применяется несколько упражнений, представленных в таблице ниже.
Упражнение | Как выполнять |
Злая собака | Ребенок должен показать, как рычит злой пес. |
Дудочка | |
Кит | Нужно сильно надуть щеки. |
Лягушка | Изобразить лягушку, максимально широко улыбнувшись. |
- Выполнить упражнения для языка. Наиболее простым, но эффективным является сворачивание языка в трубочку. Также рекомендуется выполнять подъем языка к небу и вождение по нем кончиком языка назад и вперед. Интересным для детей станет демонстрация звука цоканья лошадиных копыт и попытки достать языком до носа, а затем до подбородка.
После такой разминки можно приступать к проговариванию скороговорок на твердый Р, например, следующих:
- Баран баранку грызет спозаранку.
- Сурок спит в просторной норке, норка у него на горке.
- Рома испугался грома и зарыдал он громче грома.
- Бородач баран барабанил в барабан.
- Рак ругался на рачонка, и рачонок рыдал громко.
После того, как ребенок научился выговаривать твердый звук, на постановку мягкого Р понадобится намного меньше времени. Залогом успеха в этом случае станет регулярная тренировка речевого аппарата с помощью специальных упражнений и проговаривания скороговорок. Для начала рекомендуется начать с проговаривания слогов с мягким звуком Р.
Не стоит загружать ребенка сложными объяснениями разницы между твердыми и мягкими звуками – достаточно предложить сравнить звучание буквы в разных словах. Это может быть пара слов — карандаш и рюкзак.
Если ребенок уже умеет читать, можно предложить ему найти в представленных словах звук Р, который произносится мягко.
Закрепить полученный результат поможет изучение и проговаривание скороговорок с мягким Р. к примеру:
- Рех, рех, рех, а я грецкий ем орех.
- Арь, арь, арь, под рябину сел глухарь.
- Рю, рю, рю, я редиску не люблю.
- Рям, рям, рям, свой рюкзак Риме отдам.
- Боря ириской угостил Иришку.
- Варя жарит, Рита, варит, а Боря песни сочиняет.
- 33 машины в ряд тараторят, тарахтят.
Сложные
Скороговорки на Р логопедические, состоящие из 1 и более четверостишья, относят к сложным и часто называют скороговорками-стихами. Они подходят для занятий с детьми старше 8 лет. В них одновременно сочетается и твердый, и мягкий звук Р, что позволяет получить более эффективный результат.
Такими скороговорками являются следующие:
* * *
Прилетела стрекоза – как фонарики глаза.
Вроде дремлет стрекоза,
Но глаза-фонарики.
Ищут – где ж комарики?
* * *
Взял Борис тарелку
Взял Борис поднос.
И тарелку белке
С орешками принес.
* * *
Тренировались здесь терьеры
Перепрыгивать барьеры
И различные преграды.
Тренировке терьеры рады.
* * *
Варил Боря макароны
Для своей сестры Матрены.
И для братика Сережи
Макароны сварит тоже.
* * *
Предложили кобре
Поиграть на домре.
Кобра поиграла
И добрее стала.
Рекомендации психологов и педагогов
При изучении скороговорок и их дальнейшем проговаривании логопеды советуют делать упор на четком проговаривании определенного звука. Поэтому не стоит изучать фразы, где задействовано сразу несколько сложных для произношения звуков.
Такое желание охватить максимальное количество звуков может привести к неудаче ребенка – он просто не сможет четко и правильно проговорить скороговорку. В результате родители раздражаются и ругают детей за это, что способствует понижению самооценки у ребенка.
Чтобы избежать таких проблем, рекомендуется перед началом самостоятельного изучения скороговорок для постановки звуков ознакомиться с имеющимися рекомендациями логопедов. Их можно найти на специализированных сайтах либо проконсультироваться со специалистом лично.
Также при изучении педагоги и психологи рекомендуют учитывать возраст ребенка и не подбирать для него сильно сложные скороговорки. Даже в школьном возрасте лучше начать с проговаривания коротких фраз, постепенно переходя к более сложным.
Логопедические скороговорки являются эффективным способом помочь детям научиться четко и правильно выговаривать звук Р. Но для получения положительного результата, необходим системный подход к занятиям со стороны родителей и заинтересованность ребенка в обучающем процессе.
Видео на тему: скороговорки на букву Р
Скороговорка на букву р:
https://youtube.com/watch?v=2DxGmmgVHtM%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие скороговорки улучшают речь?
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Ткёт ткач ткани на платки Тане. Осип охрип, Архип осип. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Ехал Грека через реку,
Какая самая легкая скороговорка?
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
Какая самая сложная скороговорка в мире?
Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Интервьюер интервента интервьюировал.
Какие есть скороговорки для детей?
Сшила Саша Сашке шапку. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте скороговорки в зависимости от уровня подготовки ребенка. Начинайте с простых и коротких фраз, постепенно переходя к более сложным. Это поможет избежать разочарования и повысит мотивацию к обучению.
СОВЕТ №2
Регулярно практикуйтесь с ребенком. Установите определенное время для занятий, чтобы ребенок привык к регулярным упражнениям. Это поможет улучшить артикуляцию и развить речевые навыки.
СОВЕТ №3
Используйте игровые элементы. Превратите занятия в увлекательную игру, добавляя элементы соревнования или поощрения. Например, можно устроить конкурс на лучшее произношение скороговорки.
СОВЕТ №4
Обратите внимание на произношение и интонацию. Помогайте ребенку правильно артикулировать звуки, акцентируя внимание на трудных местах. Это поможет ему не только в скороговорках, но и в речи в целом.