Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Су-Джок техника в логопедии считается нетрадиционной методикой коррекции речи у ребенка. Эта терапия строится на основах восточной медицины и акупунктуры. Воздействие оказывается на особые энергетические точки на теле, преимущественно на пальцы. Вреда для ребенка это не представляет. Если применять терапию неправильно, то она просто окажется неэффективной.

С какой целью применяют

Условием всестороннего развития ребенка является хорошо поставленная речь. Она позволяет беспрепятственно изучать окружающий мир, беседовать, развивать коммуникативные связи. Но бывают случаи, когда ребенку ставят неприятный диагноз – задержку речевого развития. Справиться с проблемой дошкольнику помогает квалифицированный логопед.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

В его арсенале большое количество методик, условно разделенных на 2 категории:

  • Методы, напрямую воздействующие на речь ребенка.
  • Опосредованные методы (нетрадиционные формы).

Су-Джок терапия во всем мире признана нетрадиционной, но очень эффективной методикой. Благодаря ей, в 90% случаев удается развить и улучшить речевую культуру дошкольника. Это было установлено во время исследований, к участию в которых привлекали детей с нарушениями звукопроизношения.

Су-Джок терапия ставит перед собой следующие задачи:

  • С помощью специальных массажеров оказывать влияние на участки в коре головного мозга, отвечающие за развитие речи.
  • Воздействовать на акупунктурные точки.
  • Способствовать снижению психомоторного возбуждения.
  • Содействовать нормализации тонуса ребенка.
  • Развивать внимание, мышление, память у детей дошкольного возраста.
  • Улучшать способность ориентироваться в пространстве.
  • Поэтапно внедрять терапию в коррекционную работу.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Цель у Су-Джок терапии всего одна – исправление речевых нарушений.

Су-Джок терапия, основанная на принципах акупунктуры и рефлексотерапии, находит все большее применение в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Врачи отмечают, что данная методика способствует улучшению речевых навыков и развитию моторики. Стимуляция определенных точек на руках и ногах помогает активизировать мозговую деятельность, что особенно важно для детей, испытывающих трудности в освоении речи.

Специалисты подчеркивают, что Су-Джок терапия может быть эффективным дополнением к традиционным методам логопедической коррекции. Она не только помогает улучшить артикуляцию, но и способствует снятию напряжения, что делает занятия более продуктивными и комфортными для детей. Врачи рекомендуют использовать эту методику в сочетании с другими логопедическими упражнениями, что позволит достичь наилучших результатов в развитии речевых навыков у малышей.

Терапия для детей дошкольного возраста в логопедической работе

В своих работах Сухомлинский В. А., педагог-новатор, отмечал, что на краешках пальцев ребенка расположен его ум. Под этими словами скрывается научное положение. Зоны мозга, отвечающие за моторику рук и речь, находятся рядом друг с другом. Это значит, что шевеления пальцев вызывают активацию соседних участков, влияющих на речь.

Подобную теорию описывал в своих работах Иммануил Кант, немецкий философ. Он называл руку – наружным мозгом человека. На кистях расположены зоны и точки, имеющие тесную связь с областями коры больших полушариях, а также с основными органами человеческого организма.

Пальцы рук, находясь в движении, отправляют нервные импульсы в головной мозг. Они, в свою очередь, стимулируют в нем соседние области, отвечающие за речь. Исходя из этого, Су-Джок терапия оказывает влияние на важные зоны внутри головы. Благодаря этому, данная техника используется как профилактическое и коррекционное средство речевых нарушений.

Приемы Су-Джок терапии логопеды в коррекционной работе задействуют в качестве:

  • Общеукрепляющего средства всего организма.
  • Средства, развивающего мелкую активность пальцев рук.
  • Массажа при нарушениях дизартрических.

Логопед внедряет в коррекционную работу следующие формы Су-Джок терапии:

Наименование Описание
Рассказывание сказок Во время рассказа логопед вовлекает в процесс детей. Задействуют в работе и специальные (колючие) шарики. После прочтения обязательно начинается беседа.
ОРУ, применение массажеров Су-Джок во время физкультминуток Включить Су-Джок терапию разрешено в повседневную специально-организованную деятельность. Так, в занятие включают физкультминутки с использованием массажеров.
Гимнастика пальчиковая с задействованием Су-Джок массажеров Пальчиковые гимнастики предшествуют началу занятий по лепке, рисованию, аппликации, конструированию. Также использовать их можно в качестве средства для снятия напряжения.
Совмещение движений с речью Координация движений с речью внедряют в физкультминутки, пальчиковые гимнастики.
Изучение взаимосвязи букв и звуков Посредством упражнений дети оттачивают умение правильно произносить слова, сохраняя звуковую сторону речи.
Развитие навыка использования в речевых оборотах предлогов Частое нарушение в речи ребенка – не проговаривание (полное или частичное) предлогов. В ходе терапии этот недостаток устраняется.
Игровая деятельность, направленная на развитие восприятия и фонематического слуха Благодаря упражнениям, дети воспринимают на слух правильное произношение слов, построение предложений. Если фонематический слух развит достаточно хорошо, то многие пробелы в развитии речи удастся заполнить.
Развитие памяти, внимания Су-Джок терапия оказывает благотворное влияние на развитие памяти. Идет положительное воздействие на повышение внимания, его концентрации.
Повышение качества лексико-грамматического строя речи У детей с ОНР присутствуют речевые расстройства. Из-за этого затруднено нормальное развитие всех компонентов данной системы. Терапия позволяет мягко и безопасно скорректировать недоразвитие речи.
Доведение до совершенства звукового и слогового произношения слов Правильная речь немыслима без нормального произношения звуков и слогов. Су-Джок терапия помогает, даже если есть малейшие сбои в этой сфере.
Запоминание стихотворений для исправления нарушенных звуков Нарушение звуков исправляют посредством чистоговорок, скороговорок, совмещенных с элементами Су-Джок терапии.

Су-Джок терапия признана безопасным, всесторонним и высокоэффективным методом коррекции нарушений речи. Важно отметить, что согласно технике, влияние оказывают на акупунктурные точки, находящиеся на стопах (реже) и кистях. Для этого используют специальные шарики и кольца.

Помимо этого, терапия проходит в тесном сотрудничестве с занятиями, улучшающими лексико-грамматическую сторону речи. Только благодаря такой форме взаимодействия, Су-Джок методика оказывает стимулирующее влияние на развитие речи ребенка.

Методы терапии

Методы коррекционной терапии Су-Джок в обязательном порядке включают использование специальных приспособлений: шариков и колечек. Их совмещают с речевыми упражнениями.

Логопедическая работа включает в себя 2 метода терапии:

  • Метод, влияющий на артикуляционный аппарат (гимнастики, логопедические массажи).
  • Метод, влияющий на сенсорику и мелкую активность пальцев (игры).

Оба метода абсолютно безвредны. Использовать их можно в домашних условиях или на специализированных занятиях с логопедом. Каждый метод включает в себя большое количество способов воздействия на детей.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Для всех них обязательно выполнение следующих условий:

  • Терапию разрешено проводить, когда ребенок не болеет какой-либо инфекцией.
  • Ребенка нельзя принуждать к выполнению заданий. Все должно строиться на желании дошкольника участвовать в совместной деятельности со взрослым (логопедом).
  • Надавливать на биологически активные точки сильно нельзя. Достаточно легкого воздействия, чтобы кожа приобрела розоватый оттенок.

Придерживаясь этих правил, даже в домашних условиях можно провести Су-Джок терапию.

Су-Джок терапия — это метод альтернативной медицины, основанный на воздействии на определенные точки на руках и ногах, которые соответствуют различным органам и системам организма. В логопедической работе с детьми дошкольного возраста этот подход становится все более популярным. Многие специалисты отмечают, что Су-Джок помогает улучшить речевые навыки, развивать мелкую моторику и повышать концентрацию внимания.

Родители также положительно отзываются о данном методе, подчеркивая его безвредность и доступность. Дети, как правило, охотно участвуют в занятиях, так как терапия включает игровые элементы. Это создает комфортную атмосферу, способствующую обучению. В результате многие логопеды отмечают улучшение речевых навыков и общее развитие детей, что делает Су-Джок терапию ценным дополнением к традиционным методам коррекции речи.

Игровая деятельность с Су-Джок массажерами

Для детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Совмещая ее с Су-Джок терапией, удается организовать высокоэффективное занятие. Ребята активно вовлекаются в процесс, у них появляется заинтересованность. Логопеду не придется искать дополнительные средства мотивации, поскольку дети легко включаются в игру.

Отгадай-ка (Эстафета)

Логопед ладошкой перекатывает мячик Су-Джок к ребенку, сопровождая действие вопросом. Дошкольник возвращает предмет аналогичным движением, но уже с устным ответом.

Примерные варианты словесных игр:

Игра Вопрос логопеда Ответ ребенка
Назови ласково Кот Котик
Папа Папочка
Цветы Цветочки
Дождь Дождик
Куст Кустик
Родители и их детеныши У кошки Котенок
У гусыни Гусенок
У медведицы Медвежонок
У зайчихи Зайчонок
У лисицы Лисенок
У вороны Вороненок
У свиньи Поросенок
У овечки Ягненок
У коровы Теленок
Ассоциации Летом Тепло
Зимой Холодно
Мороженое Сладкое
Вата Мягкая
Гром Громкий
Радуга Разноцветная
Клоун Смешной
Соль Соленая
Сказка Интересная

В игре «Ассоциации» ответы детей могут быть разносторонними. Например, к слову «мороженое» ребята могут назвать: шоколадное, с изюмом, на палочке. Каждый из этих ответов будет верным.

Много-много

Су-Джок терапия в игре «Много-много» проходит с использованием мяча. Логопед перекатывает его ладошкой к ребенку, сопровождая любым словом в единственном числе. Дошкольник возвращает мяч, ставя названную единицу речи во множественное число.

Такая игра поможет усовершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Варианты слов для игры:

  • Лошадь – лошади.
  • Кровать – кровати.
  • Стул – стулья.
  • Цветок – цветы.
  • Гриб – грибы.
  • Капля – капли.

Подобрать слова логопед вправе самостоятельно. Так, он может сделать акцент в игре на проговаривание проблемных букв. Например, «Ш».

В таком случае подбирают следующие слова:

  • Камыш – камыши.
  • Мышь – мыши.
  • Ванюша – Ванюши.

Аналогичным образом выстраивают работу и с иными проблемными буквами.

Стукнем шарик мы рукой, если слышим звук такой

Игра помогает развить у ребенка внимание, фонематический слух. Для такой деятельности понадобится шарик Су-Джок. Задача ребенка – стукнуть по мячику, когда в названном слове услышит определенный звук. Работают с самыми проблемными вариантами:

Могут быть и иные звуки.

Су-Джок терапия имеет множество достоинств

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Если проблемный звук «Ш», то логопед подбирает слова:

  • Самокат.
  • Шапка.
  • Каша.
  • Шуба.
  • Машина.
  • Сок.

Ребенку предстоит стукнуть по шарику только на тех словах, в которых присутствует «Ш». Аналогичным образом подбирают картотеку слов и к иным, проблемным звукам.

Назови и сосчитай

Игра помогает улучшить произношение отдельных слов, запомнить цифры.

Для деятельности понадобятся:

  • Кольца Су-Джук в количестве 5 шт.
  • Картинки с животными или любыми вещами.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Игра проходит по следующему алгоритму:

  1. Логопед показывает ребенку картинку.
  2. Ребенок называет, что изображено на картинке и в каком количестве.
  3. Одновременно с ответом ребенок надевает на пальчик кольцо.

Важно, чтобы ребенок склонял слова правильно. Например, один кот, два кота и так до 5.

Колечко надеваем, а фразу верно повторяем

При помощи этой игры идет отработка проблемных звуков. Дополнительно понадобятся колечки Су-Джок (5 единиц). Логопед просит повторять ребенка фразы, надевая на пальчик одновременно круг Су-Джок.

Достоинство игры – в возможности подстроить ее под любой проблемный звук. Например, под «Ш».

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Текст игры:

Этот пальчик – малыш (мизинец).

Этого зовут – Глупыш (безымянный палец).

Этого – Илюша (средний палец).

Этого – Ванюша (указательный палец).

А это, не малыш,

Это – крепыш (большой палец).

Использовать можно любой иной текст, подходящий для коррекционной работы.

Угадай, на каком пальце

Для игры понадобится всего пару колечек Су-Джок. Такая деятельность улучшит у ребенка тактильное восприятие, поспособствует развитию внимания, концентрации.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Последовательность действий:

  1. Логопед просит ребенка закрыть глаза.
  2. Логопед надевает на любой пальчик кольцо Су-Джок.
  3. Ребенок отгадывает, где находится кольцо.

Детям старшего дошкольного возраста усложняют задачу. Одновременно можно надеть колечки сразу на несколько пальцев. Также можно играть наоборот. Ребенку нужно угадывать, где колечки отсутствуют.

Массажи

Для массажа в ходе терапии Су-Джок необходимо выполнение следующих требований:

  • Обеспечение каждого ребенка индивидуальным массажером (кольца, шарики).
  • Обработка антибактериальным средством рук и массажного оборудования перед началом сеанса и после его завершения.

Также каждый ребенок должен пройти инструктаж по безопасному использованию оборудования для массажа.

Ушная раковина

В ушной раковине находится разветвление 6 нервных тканей. Они связаны с вегетативными, центральными отделами ЦНС и внутренними органами. Воздействуя массажером на ушные раковины, оказывается тонизирующее, общеукрепляющее воздействие на организм. Это дает толчок к его «пробуждению».

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Мячиком Су-Джок делают круговые движения по ушной раковине. Начинают массаж с мочки, двигаясь вверх. 20-30 сек. двигаются по часовой стрелке, а затем меняют направление.

Пальцы кистей рук

Су-Джок мяч в терапии способствует развитию мелкой моторики, улучшению навыков самоконтроля, совершенствованию проприоцептивных ощущений.

С дошкольниками допустимо проводить следующие виды массажа кистей рук:

  • «Восьмерка». Кисть держат раскрытой. Большой палец отводят в сторону, а оставшиеся смыкают. Круговыми движениями водят вокруг них мяч.
  • «Создаем колобок». Ладони держат в раскрытом состоянии. Между ними кладут мячик и делают круговые движения.
  • «Греем руки угольком». Мяч, зажатый между кистей, перемещают от кончиков пальцев до запястья.

Высококвалифицированный логопед может придумать собственные методики массажа.

Предплечье ведущей руки

Воздействие массажером осуществляется на ведущую руку ребенка: левую или правую. За счет этого происходит укрепление мышц предплечья. Они же способствуют улучшению работы пальцев рук.

Благодаря массажу руки, удается:

  • Снять напряжение мышц.
  • Улучшить координацию ведущей руки.
  • Восстановить ослабленный тонус мышц.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Массажные движения:

  • Спиралевидные или круговые движения.
  • Продольное прокатывание от запястного сустава до локтевого и наоборот.
  • Точечные отрывистые надавливания, чередующиеся с плотными нажатиями.

Ребенок самостоятельно контролирует массажный процесс. Обязательное условие – отсутствие болевых ощущений.

Массаж лицевых мышц

Массажер позволяет привести в нормальное состояние тонус лицевых мышц. Идет косвенное воздействие на периферическую сторону речевого аппарата. Опосредованные движения помогают улучшить произношение слов.

Во время массажа мяч держат в левой или правой руке. Если ребенку удобно, то усложняют задачу: воздействуют на обе стороны лица одновременно.

Удерживая пальчиками мячик, прокатывают его в следующих направлениях:

  • от крыла носа к уху;
  • от середины лба к вискам;
  • от центра верхней губы к ушной раковине;
  • от носовой спинки к уху;
  • от середины подбородка к уху.

После этого легкими непродолжительными надавливаниями воздействуют мячом на кожу лица. Завершают массаж круговыми движениями по щечкам.

Пальчиковый массаж кольцами Су-Джок

Воздействие на пальцы оказывается при помощи эластичных колец из металла. Благодаря им снимается переутомление в мозговых зонах, наступает психическое успокоение.

Важно отметить, что каждый палец отвечает за определенную область в организме:

  • Мизинец – сердечная деятельность.
  • Средний палец – кишечник.
  • Безымянный – печень.
  • Большой палец – мозговая активность.
  • Указательный – поджелудочная железа и желудок.

Массаж делают каждому пальцу. Такой комплексный подход улучшает состояние всего организма. Использовать эластичные кольца можно в конце занятия в качестве средства для рефлексии. Это позволит закончить упражнение на положительной ноте.

Массаж проходит по стандартной процедуре: на каждый палец надевают колечко и продвигают его от кончика к основанию. Кратность – 6-8 раз. Свидетельством положительного эффекта служит ощущение тепла во всем пальце.

Пальчиковая гимнастика

Гимнастику для пальцев с задействованием массажных шариков или колечек Су-Джок делают перед занятием. Такая разминка подготовит руки к выполнению различных действий.

Су-Джок терапия. Что это такое в логопедической работе для детей дошкольного возраста

Актуальна гимнастика перед началом:

  • аппликации;
  • рисования;
  • конструирования;
  • лепки.

Текст гимнастики можно подобрать непосредственно под тему занятия.

Грибочки

Су-Джок терапия в виде гимнастики проходит с использованием колец. По 1 экземпляру для каждого ребенка. Логопед читает текст и показывает движения, а дети повторяют услышанное и увиденное.

Техника выполнения:

Слова Действия
В лес густой мы все пойдем. Пальцы на 1 руке расправлены. Ими шевелят.
Лукошечко с собой возьмем. Смыкают пальцы, придавая им форму чашечки.
Грибочков много наберем,
А потом домой пойдем.
На пеньке нашли опята, Надевают на мизинец колечко и снимают.
Очень малые ребята.
Под кустом грибы цветные – Водят кольцом сверху вниз по безымянному пальцу.
Мухоморы то, лесные.
Подо мхом сидит лисичка, Проводят колечком от кончика к основанию среднего пальца.
Рыжей бестии сестричка.
А вот этот старичок Надевают колечко на указательный палец и проводят им от кончика к основанию и обратно.
Называется сморчок.
Ну а этот белый гриб Надевают колечко на кончик большого пальца, проводят им вниз, а затем обратно.
Зовут гордо – Боровик.

Повторяют аналогичные движения и с пальцами другой руки.

Играем с мячиком

Эта пальчиковая гимнастика позволяет одновременно проработать речь и выполнить массаж пальцев. Для деятельности понадобится 2 шарика Су-Джок (по 1-у для каждой руки).

Текст гимнастики (слова сочетают с движениями):

Катим шарик взад-вперед.

А потом наоборот.

Шарик влево прокатили,

И направо не забыли.

Покатаем колобка,

Кругом мы туда-сюда.

А потом похлопаем,

И снова покатаем.

А потом еще разок

В игру эту сыграем.

Если у ребенка выполнять синхронно обеими руками движения не получается, то совершенствуют сначала ведущую конечность.

Су-Джок приемы в терапии, связанной с коррекцией речи, станут хорошим вспомогательным средством. Их достоинство – в доступности. Любой родитель, даже не имея логопедического образования, сможет использовать эту технику в домашних условиях. Достаточно приобрести массажеры и найти свободное время для упражнений.

Видео о Су-Джок терапии

Су-Джок терапия: пальчиковые игры:

Вопрос-ответ

Чем полезен Су Джок для детей?

«Су–джок» терапию можно отнести к методам самопомощи. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Что такое Су Джок терапия?

Метод используется для лечения заболеваний сердца и сосудов, нервной системы, желудочно-кишечного тракта и др. В его основе лежит принцип энергетического соответствия: каждый орган или часть тела имеет зону (точку) проекции на кисти и стопе.

Что развивает Су Джок терапия?

Упражнения с использованием Су-Джок обогащает знания ребенка о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулирует речевые области в коре головного мозга, а также способствует общему укреплению организма и повышению энергетического уровня ребенка.

Какая точка отвечает за речь?

За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основы Су-Джок терапии, чтобы лучше понимать, как она может помочь в логопедической работе. Знание точек на руках и ногах, соответствующих различным органам и функциям, позволит вам более эффективно применять эту методику в процессе коррекции речевых нарушений у детей.

СОВЕТ №2

Проводите занятия в игровой форме. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию через игру, поэтому используйте элементы игры при применении Су-Джок терапии. Это поможет не только удержать внимание ребенка, но и сделать процесс более увлекательным и эффективным.

СОВЕТ №3

Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка. Су-Джок терапия может иметь разные результаты в зависимости от личных предпочтений и особенностей восприятия. Подбирайте методы и подходы, которые будут наиболее комфортны и эффективны для конкретного ребенка.

СОВЕТ №4

Совмещайте Су-Джок терапию с другими методами логопедической работы. Использование различных подходов в коррекции речевых нарушений может значительно повысить эффективность занятий. Например, комбинируйте Су-Джок с артикуляционной гимнастикой или дыхательными упражнениями.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации