Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Грамматический строй речи важен для полноценного развития ребенка. Это основа, на которой выстраиваются коммуникативные навыки, формируются межличностные отношения. При гармоничном совершенствовании эмоциональная сфера ребенка позволяет стать ему личностью. Поэтому очень важно уделять речи большое значение в период ее формирования – в дошкольном возрасте.

Определение

В педагогике грамматическим строем речи называют умение правильно использовать слова. Ребенок должен освоить навык связывать несколько единиц в предложение, изменять окончания, вставлять предлоги.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Грамматический строй речи нужно начинать формировать в дошкольном возрасте ребенка. Этому помогают беседы, занятия, рассказы. Ребенок берет пример с окружающих его людей: родителей, воспитателей в дошкольном учреждении. Поэтому важно следить за качеством речи и уделять правильному произношению слов особое внимание.

Грамматический строй речи является важным аспектом логопедической работы с дошкольниками. Врач-педиатр отмечает, что правильное формирование грамматических конструкций способствует развитию не только речи, но и мышления ребенка. В подготовительной группе внимание уделяется основам синтаксиса и морфологии, что помогает детям осваивать сложные предложения и правильно использовать части речи. В средней группе акцент делается на расширение словарного запаса и правильное согласование слов, что является основой для дальнейшего обучения. В старшей группе логопеды работают над более сложными грамматическими структурами, что позволяет детям уверенно выражать свои мысли. Врачи подчеркивают, что ранняя работа над грамматическим строем речи способствует успешной адаптации детей в школе и улучшает их социальные навыки.

Упражнения для подготовительной группы

Грамматический строй речи – это неотъемлемая часть общего психологического развития. Благодаря этому умению, ребенок выстраивает социальные связи, повышается его коммуникабельность. Если же есть ряд нарушений, мешающих развитию речи, то у дошкольника может понизиться самооценка.

В коллективе ему будет сложно заводить дружеские отношения. Из-за этого он может стать замкнутым, что повлечет ряд психоэмоциональных расстройств. Чтобы помочь ребенку в развитии грамматического строя речи, необходимо регулярно заниматься с ним.

Упражнение «Доскажи словечко»

Цель данного упражнения – отработать правильное произношение окончаний, пополнить словарный запас ребенка. Также это помогает улучшить качество речи.

В качестве вспомогательного материала используют иллюстрации:

  • зимы;
  • ботинок;
  • варежек;
  • шапки;
  • шарфа;
  • зимней горки;
  • санок;
  • снежинок;
  • чашки чая;
  • сахара.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

В ходе упражнения педагог читает ребенку фразу, а недостающее слово вставляет дошкольник. Важно, чтобы он говорил правильное окончание. После этого фразу проговаривают полностью, соблюдая ее грамматический строй. Педагог может использовать изображения в качестве подсказки.

Например, воспитатель говорит: «У волчицы детеныш …». В конце он демонстрирует картинку волчонка. Таким образом, ребенок будет более активно идти на контакт, поскольку упражнение для него примет игровую форму.

Фраза для воспитателя Слово, которое должен досказать ребенок
На улице наступила Зима
Я надел на ноги теплые Ботинки (сапоги)
На руки Варежки
На голову Шапку
Вокруг шеи обвязал Шарф
Потом мы с мамой отправились кататься на Горку
С собой мы взяли Санки
А на дороге из-за льда очень Скользко
Когда мы шли домой после катания, с неба падали Снежинки
Дома мама сделала мне теплый Чай
С Сахаром

Усложненный вариант упражнения будет немного иным. Воспитатель задает наводящий вопрос, а ребенок должен на него ответить. Цель: использование логики для выбора правильного слова; выстраивание предложений; повторение (заучивание) прилагательных.

Ход занятия:

Речь педагога Ответы детей
Если чай теплый, то снег Холодный
Если кустарник низкий, то дерево Высокое
Если вата мягкая, то хвоя на елке Колючая (колкая)
Молоток тупой, а игла Острая
Молоко одноцветное, а радуга Разноцветная
Летом листья на деревьях зеленые, а осенью Желтые
Ромашки белые, а васильки Голубые

Грамматический строй речи – это важный аспект в развитии ребенка. Важно следить за правильным окончанием слов. Необходимо, чтобы ребенок, отвечая на вопрос, не допускал ошибок в произношении.

Грамматический строй речи играет ключевую роль в развитии языковых навыков у дошкольников. В логопедии этот аспект рассматривается как основа для формирования правильной речи. Специалисты отмечают, что в подготовительной группе дети начинают осваивать основные грамматические конструкции, что способствует их способности строить сложные предложения. В средней группе акцент делается на согласование слов, использование падежей и времён, что помогает детям лучше выражать свои мысли. В старшей группе внимание уделяется расширению словарного запаса и умению использовать грамматические правила в различных контекстах. Таким образом, работа над грамматическим строем речи способствует не только улучшению речевых навыков, но и общему развитию детей, формируя у них уверенность в общении.

«Найди вещи»

Упражнение-игру проводят с целью:

  • развития использования предлогов;
  • формирования умения отвечать на поставленный вопрос;
  • выбирать необходимые словарные единицы.
  • развивать культуру речевого общения.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Для упражнения педагог должен выполнить следующие действия:

  • Карандаш спрятать в книгу.
  • Тетрадь положить под журнал.
  • Чашку поставить на блюдце.
  • Ручку положить в пенал.
  • Налить в бутылку воду.

Все должно находиться на столе.

После этого приглашают ребенка и просят его ответить на ряд вопросов:

Реплика педагога Ответ ребенка
Где находится карандаш? в книге
Где лежит тетрадь? под журналом
На чем стоит чашка? на блюдце
Где находится ручка? в пенале
В каком предмете вода? в бутылке

Можно использовать и другие вещи. Например, положить варежки в шапку. Вопрос ставят таким образом, чтобы ребенок использовал предлог и существительное.

«Опиши предмет»

Цель упражнения:

  • активация словарного запаса ребенка;
  • развитие умения отвечать на вопрос;
  • закрепление умения ставить правильное окончание в словах;
  • развитие целостного визуального восприятия.

Чтобы ребенку было легче отвечать на вопросы и подбирать нужные слова, необходимо подобрать картинки. На изображениях присутствуют те предметы, которые ребенку предстоит описать.

Педагог подготавливает несколько слов-существительных и просит дошкольника назвать характерный признак вещи. Не ограничиваются одним ответом. Стимулируют назвать как можно больше признаков предмета. Важно учитывать правильное произношение окончания. Например, на вопрос: «Какой снег», допустимый ответ «Белый», а неправильный «Белая».

Картинка Фраза педагога Ответы детей
Зеленая елка Какая елка? зеленая;

колючая;

высокая

Елка, украшенная к новогодним праздникам. Какая елка? нарядная;

новогодняя;

красивая;

праздничная;

привлекательная;

очаровательная

Лев Какой лев? хищный;

опасный;

красивый;

дикий;

большой;

смелый

Конфета Какая конфета? вкусная;

сладкая;

шоколадная

Шапка Какая шапка? теплая;

красивая;

вязаная;

трикотажная

Шапка для девочки девчачья
Шапка для мальчика мальчишечья
Автомобиль Какой автомобиль? быстрый;

красивый;

железный;

тяжелый

Клоун Какой клоун? веселый;

смешной

Кошка Какая кошка? ласковая;

добрая;

пушистая

Кот Какой кот? ласковый;

добрый;

пушистый

Можно помогать ребенку выговаривать слова правильно.

«Считаем животных»

Цель: сформировать умение согласовывать существительные с числительными, подбирая подходящий род, падеж. В ходе упражнения ребята развивают умение образовывать множественные существительные.

Педагог просит помочь посчитать животных.

Например, зайцев:

  • 1 – заяц.
  • 2 – зайца.
  • 3 – зайца.
  • 4 – зайцев.
  • 5 – зайцев.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Грамматический строй речи – это правильное произношение каждого слова. Оттачивать это умение нужно даже с теми детьми, которые не допускают ошибок в словообразовании. Таким образом, повышают их культуру речевого общения. Животных в данном упражнении можно заменить иными вариантами. Это могут быть предметы, насекомые.

«Составляем рассказ по картинкам»

Цель: упражнять в образовании длинных предложений; развить умение склонять слова в зависимости от их использования.

Для упражнения педагогу необходимо подготовить несколько партий с изображениями:

Вариант Изображения и последовательность Фраза, которую составляют по изображению
№1 Мальчик, шапка, ботинки, шуба Мальчик надевает шапку, ботинки и шубу.
№2 Белка, орех, дерево Белка грызет орех на дереве.
№3 Девочка, конфета, чашка чая Девочка кушает конфету и запивает ее чаем.

В ходе упражнения педагог раскладывает перед ребенком карточки и просит помочь составить предложение, основанное на изображениях. У этого упражнения высокая степень сложности, а поэтому помощь взрослого обязательна. Можно задавать наводящие вопросы. Картинки перед ребенком раскладываются в том порядке, в каком должны идти слова в предложении.

Ход занятия (пример с карточками №1):

  1. Сегодня мы будем учиться сочинять рассказы по картинкам. Это очень весело и интересно. У нас на столе лежит несколько изображений. Давайте посмотрим, что на них нарисовано.
  2. На первом изображении мы видим (ответы детей) мальчика. На второй картинке (шапку). Тут изображены (ботинки). И вот последняя картинка, на ней нарисована (шуба).
  3. Теперь давайте произнесем все вслух: мальчик, шапка, ботинки, шуба.
  4. Попробуем сочинить предложение с этими словами. Произносим сначала «мальчик» (воспитатель просто показывает на картинку, а дети говорят вслух изображенный на ней предмет).
  5. Педагог задает наводящий вопрос: «После картинки с мальчиком у нас идут предметы одежды. Что мы с ними делаем, когда отправляемся на улицу?». Ответы детей: «Надеваем». После этого педагог поощряет ребят и говорит: «Правильно, мы надеваем одежду». Значит, если первая картинка у нас мальчик, а затем идет шапка, то, что он делает с ней?». Ответы детей: «Надевает».
  6. Педагог отвечает: «Правильно, надевает. Теперь скажем вместе: мальчик надевает шапку». Желательно, чтобы педагог демонстрировал картинки, а дети отвечали сами. Именно так они научатся формировать из слов полноценные предложения.
  7. Реплика взрослого: «Молодцы, ребята! Наш мальчик надевает шапку. Но посмотрите, есть еще одна картинка. Что на ней изображено?». Ответы детей: ботинки.
  8. Речь воспитателя: «Правильно. Теперь давайте объединим все картинки: мальчик надевает шапку, ботинки. Дополняем наше предложение, ведь есть еще одна картинка. Что на ней изображено?». Ответы детей: шуба.
  9. Фраза взрослого: «Да, шуба. Давайте скажем предложение полностью: мальчик надевает шапку, ботинки, шубу. А скажите, чем можно дополнить нашу фразу? Если я вам предложу вставить «и». Куда вы поместите такую букву?
  10. Ответы детей. На этом этапе педагог может предложить поставить «и» между картинками с шубой и ботинками. После этого составляют предложение: «Мальчик надевает шапку, ботинки и шубу».

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

По такому примеру можно составить несколько вариантов упражнения.

«Составляем рассказ по картинке» (упрощенный вариант)

Цель: развитие воображения; построение грамматического строя речи; формирование умения объединять слова в предложения, выбирая правильное окончание, число и падеж.

Для упражнения педагог подбирает несколько динамичных картинок и предлагает описать их.

Например:

  • Дети, которые лепят со снега снеговика.
  • Женщина готовит еду.
  • Мужчина ремонтирует автомобиль.
  • Люди собирают грибы в лесу.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Грамматический строй речи – это необходимое умение для выстраивания социальных связей. Ведь посредством общения происходит и эмоционально-психическое развитие. Все настолько взаимосвязано, что малейший сбой в системе повлечет необратимую цепную реакцию.

Занятия для средней группы

В возрасте от 4 до 5 лет у ребенка происходит совершенствование грамматической стороны речи. Идет ее активное развитие. Увеличивается словарный запас. В это время важно помочь дошкольнику выражать мысли законченными предложениями, понятными для окружающих.

«Обсуждаем сказку»

Для этого упражнения необходима предварительная работа с детьми.

Так, им читают вслух одно из художественных произведений (картотека подобрана согласно возрасту, можно взять иные подходящие варианты):

  • «Лисичка-сестричка и волк», Булатова М.
  • «Хвастливый заяц», Ивашова Н.
  • «Два жадных медвежонка», А. Кун и Важдаева В.
  • «Рукавчика», Могилевская С.
  • «Три поросенка», Михалков С.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Цель занятия:

  • Развитие голосового аппарата.
  • Формирование умения называть наиболее характерные признаки предметов, героев сказок.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование правильного звукопроизношения.

Занятие на примере обсуждения сказки «Три поросенка».

Ход занятия:

  1. Педагог читает детям художественное произведение. Желательно выбрать книгу с иллюстрациями либо демонстрировать картинки, используя электронную технику (проектор, ноутбук).
  2. Речь педагога: «Вы услышали интересную сказку о приключениях зверушек. Давайте мы с вами ее обсудим. Скажите, сколько было поросят?».
  3. Ответы детей (полные): трое поросят.
  4. Педагог: правильно, в сказке было 3 поросенка. Они жили дружно и веселились. А подскажите, почему зверята решили построить себе дома?
  5. Ответы детей: потому что пришла осень, и стало холодно.
  6. Педагог: верно. Давайте теперь посмотрим, какие же дома построили поросята. Вот избушка Ниф-Нифа (показывают картинку строения из соломы). Какой у него домик?
  7. Ответы детей: соломенный.
  8. Педагог: правильно. А из чего же построил домик брат Ниф-Нифа, Нуф-Нуф?
  9. Ответы детей: из сухих листьев и тонких прутьев.
  10. Педагог: молодцы! Остался один брат, Наф-Наф, из какого материала он построил себе дом?
  11. Ответы детей: из камня и глины.
  12. Педагог: все верно! Как вы думаете, Наф-Наф построил дом лучше, чем его братья?
  13. Ответы детей: да.
  14. Педагог: почему?
  15. Ответы детей: потому что дом из глины и камня крепче, чем изба из соломы и веток.
  16. Педагог: вы все правильно ответили. Но как вы узнали, что дом Наф-Нафа крепче, чем избушки его братьев?
  17. Ответы детей: волк смог легко разрушить соломенный домик и постройку из веток и палок.

Диалог можно выстраивать по-разному.

Например, попросить описать характеристики поросят:

  • Наф-Наф какой? Трудолюбивый, усердный.
  • Ниф-Ниф и Нуф-Нуф какие? Ленивые, трусливые, легкомысленные.

Важно выстраивать беседу так, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы. Можно помогать им подбирать слова. Таким образом, для обсуждения выбирают любое произведение, подходящее по возрасту ребят.

«Назови ласково»

Цель:

  • Развивать умение преобразовывать обычные слова в уменьшительно-ласкательную форму.
  • Формировать разговорную речь.
  • Развивать умение использовать суффиксы -ек, -ик, -еньк, -ечк, -ул.

В ходе занятия педагог называет детям слово, а дети должны произнести его в уменьшительно-ласкательной форме:

  • Сын – сынуля, сыночек.
  • Человек – человечек.
  • Стол – столик.
  • Дом – домик.
  • Кусок – кусочек.
  • Цветок – цветочек.
  • Глаза – глазоньки.
  • Яблоня – яблонька.
  • Таня – Танечка.
  • Соня – Сонечка.
  • Мама – мамуля, мамочка.
  • Дед – дедуля.
  • Сказка – сказочка.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Грамматический строй речи – это умение преобразовывать даже одно слово. Поэтому большое значение уделяют правильному произношению суффиксов и окончаний. Тренироваться можно даже на улице. На прогулке разрешено обсуждать деревья, птиц, насекомых.

«От малого к большому»

Цель: формирование умения использовать в речи существительные во множественном числе.

Педагог называет слово ребенку в единственном числе, а он должен преобразовать его в множественное:

  • Кот – коты.
  • Цветок – цветы.
  • Облако – облака.
  • Река – реки.
  • Океан – океаны.
  • Лиса – лисы.
  • Енот – еноты.
  • Шкаф – шкафы.

Слова можно подбирать, ориентируясь на уровень развития ребенка. Если он легко справляется с поставленной задачей, то можно усложнить задание. Ребенку предлагают назвать противоположное значение слова.

Например:

  • Маленькое облако – большое облако.
  • Низкая елка – высокая елка.
  • Злая собака – добрая собака.
  • Червивый гриб – не червивый гриб.
  • Чистые руки – грязные руки.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Таким образом, получится закрепить в речи ребенка антонимы.

«Найди потерянное»

Цель: формирование умения составлять слова в предложения, развивать мышление и память.

Для занятия педагогу необходимо подготовить парные картинки:

  • Шишки и ели.
  • Меда и пчел.
  • Рыбы и озеро.
  • Собаки и вольера для нее.
  • Хлеба и зерна.
  • Одежды и шкафа.
  • Нитки и иголки.

В ходе занятия педагог смешивает все картинки. Затем объясняет детям, что у каждого изображения есть пара. Обязательно нужно показать пример: выбирают 2 картинки и вслух говорят: «Шишки связаны с елью. Потому что они растут на этом дереве». Затем дают время на выполнение задания.

Когда дети сложили картинки, педагог просит объяснить, почему они подобрали пары так, а не иначе.

Варианты ответов:

  • Пчелы делают мед.
  • Рыба живет в озере.
  • Собака живет в вольере.
  • Из зерна делают хлеб.
  • Одежду складывают в шкаф.
  • В иголку заправляют нитку.
Игры для развития грамматического строя речи: Найди соответствия

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Необходимо помочь детям в составлении развернутых ответов.

Цель: сформировать умение описывать предметы словами, развивать языковую культуру общения.

Педагог подготавливает мешочек с игрушками или предметами.

Например:

  • Муляж яблока.
  • Куклу.
  • Машинку.
  • Книгу детскую.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Затем приглашает вытащить каждому ребенку по одному предмету из мешочка не глядя. После этого ребятам дают задание: нужно придумать рассказ-описание. Педагог на личном примере показывает, как это нужно сделать.

Например, «Я вытащила из мешочка куклу. Она в красивой одежде. На ней надето нарядное платье, на ногах обуты туфельки». По такому принципу дети должны описывать находящиеся в их руках предметы.

«Мамы, папы и малыши»

Цель: сформировать умение называть детенышей животных, употребляя слова в единственном или множественном числе.

Педагог подготавливает картинки зверей с их детенышами:

  • Волчица и волчата.
  • Лисы и лисята.
  • Заяц и зайчата.
  • Корова и теленок.
  • Кролик и крольчонок.
  • Зубр и зубренок.
  • Олень и олененок.
  • Лось и лосенок.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Затем педагог выстраивает занятие:

Реплика воспитателя Ответы детей
Мама лиса, а ее дети… Лисята
Если детеныш один, то тогда у лисы один… Лисенок
У зайчихи в норе родились… Зайчата
Зайчата ускакали играть, лишь один остался в норке. Кто остался в домике? Зайчонок
Мама корова, а сынок ее… Теленок
Но вскоре у мамы-коровы появились еще детки. И теперь у них в семье много маленьких… Телят
У мамы-крольчихи, сестры зайчихи, появился… Крольчонок
У зубра ребенок – это… Зубренок
У оленя сын… Олененок
А в другой семье оленей много деток. Все они…(кто?) Оленята
А у лося тогда кто? Лосята

Это простое упражнение, которое можно использовать как самостоятельное занятие или разминку.

Картотека для старшей группы

С 6 до 7 лет лексика дошкольников становится богаче. В речи активно используются антонимы и синонимы. Грамматический строй речи совершенствуется. У ребят формируется умение моделировать слова, использовать звуковой анализ.

«В гостях у повара на кухне»

Грамматический строй речи у ребенка дошкольного возраста находится в непрерывном формировании. Это процесс, который нуждается в помощи взрослого. Ведь именно они являются примером для подражания у малышей. Поэтому регулярные занятия способствуют лучшему и быстрому развитию словообразования.

Цели «В гостях у повара на кухне»:

  • Формировать умение соотносить названия посуды с наименованием продуктов питания (и не только), для которых она предназначена.
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков.
  • Развить умение четко произносить слова и согласовывать их в предложения.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

В начале занятия педагог читает вслух детям стихотворение:

  • На столе – стеклянный чайник.

Такой важный, как начальник.

Тут же фарфоровые чашки,

Совсем хрупкие, бедняжки.

И такие же тут блюдца –

Только стукни, разобьются.

Деревянный есть поднос,

Он еду для нас принес.

Дальнейший ход занятия:

  1. Педагог: ребята, про что сейчас был прочитан стих?
  2. Ответы детей: про посуду.
  3. Педагог: а вы знаете, что у каждой посуды свое предназначение. Вот, например, чай можно мне налить в кастрюли и пить из нее?
  4. Ответы детей: нет, нельзя.
  5. Педагог: почему, расскажите мне.
  6. Ответы детей: потому что чай наливают в чашку.
  7. Педагог: да, дети, чай наливают в чашку. Давайте я вам буду называть предметы, а вы будете угадывать, что предназначено для их хранения. Итак, куда мне положить сахар?
  8. Ответы детей: в сахарницу.
  9. Педагог: давайте ответим полным предложением. Сахар мы кладем в сахарницу.

По такому принципу называются следующие пары слов:

  • Перец насыпаем в перечницу.
  • Соль насыпаем в солонку.
  • Мыло кладем в мыльницу.
  • Суп наливаем в супницу.
  • Масло – масленка. Масло кладем в масленку.
  • Салфетки складываем в салфетницу.
  • Конфеты насыпаем в конфетницу.

Если во второй младшей группе дети называли только 1 нужное слово (например, соль – солонка), то в старшей им уже необходимо говорить предложениями. Это упражнение позволит им сформировать умение строить законченное выражение.

«Вопросы и ответы»

Цели:

  • Формировать умение составлять рассказы.
  • Развивать связную речь.
  • Придать высказываниям последовательность.

Педагог подготавливает картинки:

Детеныши кошки должны быть в следующих вариантах:

  • С рыбой.
  • Спящий котенок.
  • С клубком ниток.
  • Рыжий, белый и черный котята.

Грамматический строй речи. Что это в логопедии, подготовительной, средней, старшей группе дошкольников

Педагог рассказывает детям, что у него есть фотографии кошки с котятами, но необходимо разобраться, что изображено на них.

Диалог следующий:

  1. На этой картинке кто изображен? Демонстрируют фото 1-й кошки.
  2. Ответы детей: кошка.
  3. Педагог: верно. А кто тут у нас? Показывает картинку с котятами.
  4. Ответы детей: котята.
  5. Педагог: правильно! А какого цвета они?
  6. Ответы детей: рыжего, белого, черного.
  7. Педагог: верно. А что котята делают? По очереди демонстрирует картинки (с рыбой, спящий детеныш, с клубком ниток).
  8. Ответы детей: котенок ест рыбу, спит, играет с клубком.

После этого педагог просит кого-нибудь из детей составить рассказ. Взрослый может помогать наводящими вопросами.

Например:

  1. У мамы кошки (сколько котят?) трое котят.
  2. Все они разного цвета. Один котенок (какой?) белый, второй черный, а третий – рыжий.
  3. Котята не сидят на месте. Один котенок – ест рыбу, второй играет с клубком ниток. Но один малыш устал и (что сделал?) решил поспать.

Грамматический строй речи – это умение правильно использовать слова, выстраивать их в предложения. Начиная от самых простых форм общения, ребенок переходит к более сложным. К 7 годам благодаря регулярным занятиям дети овладевают грамматическим строем и звуковым составом. Вместе с этим, речь начинает выполнять и планирующую функцию. Так, она становится внутренней.

Видео о грамматическом строе речи

Игры на развитие грамматического строя речи:

Вопрос-ответ

Что такое грамматический строй речи простыми словами?

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых [40].

Как формируется грамматический речевой строй в дошкольный период?

Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека.

Какие категории входят в состав грамматического строя речи?

Важнейшие единицы грамматики (грамматические единицы) — морфема, слово, синтагма, предложение и текст. Все эти единицы характеризуются определённым грамматическим значением и определённой грамматической формой. Внутри грамматики (как и внутри других подсистем языка) выделяются парадигматика и синтагматика.

Что входит в лексико грамматический строй речи?

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Словарь — это слова (основные единицы речи), которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на развитие грамматических навыков через игры. Используйте настольные игры, карточки и ролевые игры, чтобы сделать обучение увлекательным и интерактивным. Это поможет детям лучше усваивать правила грамматики в непринужденной обстановке.

СОВЕТ №2

Регулярно читайте детям книги и обсуждайте прочитанное. Это не только расширяет словарный запас, но и помогает детям понимать структуру предложений и грамматические конструкции, что способствует формированию правильного речевого строя.

СОВЕТ №3

Создавайте ситуации для практики речи в повседневной жизни. Поощряйте детей описывать свои действия, рассказывать о своих чувствах и делиться впечатлениями. Это поможет им применять грамматические правила на практике и улучшить их речевую грамотность.

СОВЕТ №4

Работайте над артикуляцией и фонематическим слухом. Используйте специальные упражнения и скороговорки для развития четкости произношения и понимания звуковой структуры языка. Это создаст прочную основу для дальнейшего изучения грамматики.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации