Сориентироваться в уровне готовности к обучению в школе и знаниях детей младшего школьного возраста можно, задавая им интересные вопросы, которые помогают также определить отклонение в развитии.
Решение задач и упражнений для размышления в форме игры тренируют память, внимание, логические и аналитические способности, выделению обобщающих черт тех или иных явлений. Чем раньше родители начнут заниматься с детьми, тем легче будет проходить обучение в общеобразовательном учреждении.
Занимательная викторина с ответами
Интересные вопросы для размышления проверяют и развивают смекалку, внимание, чувство юмора, знания, находчивость, наблюдательность. Существует множество методик, которые определяют уровень развития интеллекта, речи, умение ориентироваться в пространстве. Занимаясь ежедневно по 20-25 мин. с ребёнком, родители решают проблему семейного досуга с пользой для всех.
Перечень вопросов викторины с ответами:
Вопросы | Ответы |
Какая самая большая часть света? | Азия |
Самый большой/маленький океан | Тихий/ Северный Ледовитый |
На каком материке нет рек? | В Антарктиде |
Откуда к европейцам пришли кукуруза, фасоль, картофель? | Из Центральной и Южной Америки |
Какое озеро самое глубокое? | Байкал |
Мама поделила булку на 4 части. Сколько ей понадобилось разрезов? | 2 |
Назвать 5 дней, при этом нельзя называть числа и сами дни недели. | Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра |
В какое время года на деревьях появляются листья? | Весной |
Что остаётся на земле после дождя? | Лужи |
Какая самая большая страна? | Россия |
Назвать столицу России | Москва |
В каком городе есть такое явление как «белые ночи»? | Санкт-Петербург |
На что похоже солнце? | На блин, круг |
С чего начинаются соревнование? | Со старта |
Какой герой в греческой мифологии совершил 12 подвигов? | Геракл |
Какая птица является символом мудрости? | Сова |
На что ставится фотоаппарат или микроскоп для устойчивости. | Штатив |
Звук, обозначающий высоту | Нота |
Как звали кота Бабы-Яги? | Кот-Баюн |
В чём содержат змей в зоопарке? | Террариум |
Назвать море, в котором нельзя утонуть? | В мёртвом море высокое содержание соли, которая не даёт утонуть |
Какая птица не летает, а плавает? | Пингвин |
Врачи отмечают, что интеллектуальные викторины и логические игры играют важную роль в развитии детей. Они не только развлекают, но и способствуют формированию критического мышления и креативности. Специалисты подчеркивают, что такие занятия помогают детям учиться решать проблемы и находить нестандартные решения. Веселые и смешные вопросы стимулируют любознательность, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению информации. Кроме того, совместные игры укрепляют социальные навыки, учат работать в команде и уважать мнения других. Врачи рекомендуют родителям активно вовлекать детей в подобные активности, чтобы развивать их умственные способности и эмоциональный интеллект.
Загадки на смекалку
Интересные вопросы для размышления в форме загадок очень нравятся детям. Находя ответ, ребёнок развивает свою речь, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память.
Перечень загадок:
- На деревянном треугольнике есть 3 крепких волоска, которые издают бойкий голосок. (Балалайка).
- Есть 3 братца, один из них бежит впереди – сзади 2 бегут, а первого никак не догонят. (Трёхколесный велосипед).
- На крыше он живёт, пузатенький, в полном расцвете сил и очень любит варенье. (Карлсон).
- Сделал папа Карло деревянного мальчика с длинным носом, который везде его совал. (Буратино).
- Жил луковка – мальчишка, в сказочной стране. Послушен он не слишком. А имя скажешь мне? (Чипполино).
- Это доктор проделал большой путь: через лес и океан добирался он, чтобы излечить птиц и зверей. (Айболит).
- Необычная игрушка, которая танцует на одной ножке. (Волчок или юла).
- Оно одноногое, но многорукое. (Дерево).
- Этот плотник с помощью крепкого зубила, строит жилище с одним окошком. (Дятел).
- Она прокалывает полотно, сшивает изделия и вышивает узоры. (Иголка).
- Эти подружки вместе, одна из них всегда у неё в ушке. (Нитка с иголкой).
- Надевается на палец и похоже на перевёрнутое ведёрко. (Напёрсток).
- У него днём есть только один глаз, а ночью много? (У неба).
- Он льёт, она пьёт, другие зеленеют, да и растут. (Дождь, земля, растения – трава, деревья).
- Когда настал вечер, она поехала во дворец на красивой карете. Имя её никто не знает. В полночь она вернулась домой в прежнем виде. (Золушка).
- Медведь нёс девочку в корзине за спиной к себе домой, не зная, что она там сидит. Какое название сказки? («Маша и Медведь»).
- Были у неё именины, позвала она много гостей. После появился на празднике злодей, который хотел убить именинницу, но коварного злодея победили. (Муха-Цокотуха).
- Он открыл свою пасть и что-то проглотил. Стало вдруг темно, все были напуганы. Медведь его победил. Враг струсил враг и вернул то, что проглотил! («Красное солнце»).
- Ухватились друг за друга помощники и никак не могли вытянуть то, что выросло на огороде. Общим трудом вытянули её. (Репка).
Шуточная викторина
Интересные вопросы для размышления в виде шуточной формулировки вызывают не только положительные эмоции у ребёнка, но и во время игры он показывает самостоятельность и инициативу, что очень важно для развития речи и мышления.
Викторина:
Интересные вопросы для размышления детей становятся настоящим источником радости и познания. Родители и педагоги отмечают, что такие викторины не только развлекают, но и способствуют развитию критического мышления и логики. Веселые и смешные вопросы помогают детям раскрыть свои творческие способности, а также учат их находить нестандартные решения. Логические игры, в свою очередь, развивают внимание и усидчивость, что особенно важно в современном мире. Многие родители делятся, что такие занятия сближают семью, создавая атмосферу доверия и веселья. В результате, дети не только получают знания, но и учатся общаться, делиться мнениями и смеяться вместе.
На логику и внимательность
Интересные вопросы для размышления проверяют знания, развивают логику, внимание, наблюдательность. На сегодня существует немало методов тренировки внимания и логики, по которым преимущественно занимаются педагоги, психологи.
По предложенным вопросам могут заниматься и родители самостоятельно, они просты и доступны. Дети быстро и легко входят в игру со своими воображением, даже не подозревая, какие сложные задания порою они выполняют.
Вопросы | Ответы |
Полина, Карина и Таня выступали на конкурсе в разноцветных нарядах: белом в чёрный горошек, зелёном и синем. Полина была не в зелёном, Таня была не в зелёном и не белом в черный горошек. В каких платьях выступали девочки? | У Карины синее платье, у Полины – белое в чёрный горошек, у Тани – зелёное |
У Ксении и Ольги фамилии Иванова и Федосеева. Назвать их фамилии если Ольга и Федосеева – учатся в одном классе? | Ольга не Федосеева, а Иванова, Ксения – Федосеева |
Пришли домой муж и жена, брат и сестра. Принесли 3 фрукта и поделили поровну. Сколько всего было людей? | Жена, муж, брат жены |
Сидят на кухне 2 матери, 2 дочки, внучка и бабушка. Посчитать количество людей | Трое: бабушка, мама, дочь |
Если завтра было бы вчера, то до конца недели оставалось бы столько же дней, сколько прошло от конца прошлой недели до вчера. Какой день? | Среда |
2 рогалика и упаковка сахара имеют большую массу, чем 2 рогалика и вафли. Масса чего больше – сахара или вафель? | Сахара |
У броненосца 2 передние ноги, 2 задние, да еще 2 левые и 2 правые. Сколько ног всего? | 4 |
Ствол дуба больше соснового, а ствол сосны больше берёзового. Какой ствол больше: сосновый или дубовый? | Ствол дуба |
Катя, Лера и Полина живут в трёхэтажном доме. На каких этажах живут подруги, если Катя живёт не на 2-м этаже, а Лера – не на 2-м и не на 3-м? | Лера живет на 1-м, Катя – на 3-м, Полина – на 2-м |
Учебник дороже ручки, карандаш дороже ластика. Что дешевле – карандаш или ручка? | Невозможно определить |
Ира выше Арины, а Арина выше Олеси. Кто выше – Олеся или Ира? | Ира |
Чтобы попасть на футбол, 2 отца и 2 сына приобрели 3 билета. Как это возможно? | Всего людей 3: сын, отец и дедушка |
На турнире по художественной гимнастике Алина, Оля, Галя и Марина заняли первые 4 места. Как распределились места, если Галя 2-я, Марина стала призёром, но не победила, а Алина оказалась выше Оли? | Галя заняла 2-е место, Алина – 1-е, Марина – 3-е, Оля – 4-е |
3 мальчика играли в шашки. Всего было сыграно 3 партии. По сколько партий сыграл каждый мальчик? | По 2 партии |
Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и в третий ряд. Сколько их было всего? | 3 |
Задание 1:
- Необходимо запомнить по порядку 7 слов. Пока ребёнок их читает, должен рисовать крестики. Крестиков должно быть нарисовано больше, чем слов. Чем больше крестиков будет нарисовано, тем больше очков получит ребёнок. На каждое слово даётся 3-4 сек.
- Слова: тигр, кошелёк, виноград, снеговик, мост, кактус, река.
- Теперь необходимо записать эти слова.
- Если написано меньше 5 слов, то оценить ответ в 3 балла, если 5-6 слов – 7 очков, если все слова записаны – 15 баллов, если все слова, но в неправильном порядке – 10 очков.
- Теперь нужно посчитать крестики. Если нарисовано 10-15 крестиков, то дополнительно приплюсовать к количеству баллов 3, если 15-30 крестиков – 10, если больше 30 крестиков – 15. Важно отметить, что неправильно нарисованные крестики не считаются.
Задание 2:
- Дать ребёнку запомнить по порядку 15 картинок. Для тренировки внимания и памяти, лучше всего вообразить, что картинка – это кадр из фильма. На выполнение задания даётся 5 мин.
- Изображения сложить, перемешать и положить на стол.
- Ребенок должен разложить их в правильном порядке.
- Если картинки разложены правильно, то оценить в 10 баллов, если есть хоть 1 ошибка, то тест не оценивается.
- Теперь снова перевернуть изображения вниз, чтобы их не было видно.
- Дополнительные очки зарабатываются путём задавания взрослым, таких как: какое было количество цветов в корзинке на картинке, сколько котят было возле окна, что стояло на столе и так далее. (всё зависит от того, что изображено на картинке). За каждый правильный ответ даётся 3 балла.
Задание 3:
- Необходимо взять 5 пар одинаковых карточек. Перемешать их между собой, разложить изображением вверх в 4 ряда по 3 карточки в каждом.
- Запомнить расположение одинаковых карточек.
- Далее картинки переворачиваются тыльной стороной вверх.
- Теперь нужно открыть верхнюю слева карточку. К примеру, там изображен жук. Ребёнок должен перевернуть парную ей карточку. Если он ошибся, то снова картинка переворачивается изображением вниз.
- Игра продолжается до тех пор, пока не найдутся все парные картинки.
- Оценивается игра следующим образом: если ребёнок сделал всё правильно, то даётся ему 10 баллов, если были ошибки – 5 баллов, если нашёл только 1 пару – 1 балл.
Задание 4:
- Взять 2 картинки, на которых есть различия.
- За каждое найденное отличие даётся 1 балл.
https://youtube.com/watch?v=yvgatZAz5EE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Познавательные игры
Интересные познавательные игры учат детей разного возраста логически мыслить, запоминать. Задания для размышления положительно влияют на развитие внимания, логики, памяти, речи. Необходимо заниматься с ребёнком с раннего возраста, родителям нужно создать атмосферу комфорта перед тем, как задавать вопросы, и поддерживать на протяжении игры внимание, чередовать разные виды деятельности.
Занятия следует проводить в форме игры. Во время усвоения материала нужно показывать предметы, которые родитель называет, ведь так ребёнок знакомится с окружающим миром.
Задание 1, найти, какие буквы сбежали со своих мест:
Землю роет старый кот.
Под землею он живёт.
Нам темно попросим папу
Нам включить поярче лапу.
***
Говорит Володя Коле:
– Стройку получил я в школе.
Любопытные мартышки
Собирают с ёлок фишки.
***
Здесь хорошее местечко
– Протекает рядом печка.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
(Кот – крот, лапу – лампу, стойку – тройку, фишки – шишки, печка – речка, шапки – лапки).
Задание 2, рассказать на что похоже:
- стрела, гвоздь, лыжная палка (похожи на цифру 1);
- змея, лебедь, тремпель, шахматный конь (похожи на цифру 2);
- птица в полёте, усы у мужчины, лук и стрела (похожи на цифру 3);
- перевёрнутый стул, рогатка (похожи на цифру 4);
- утюг, морской конёк, одноколесный велосипед, кораблик (похожи на цифру 5);
- свисток, клубок со спицами, замок, кресло-качалка (похожи на цифру 6);
- хоккейная клюшка, коса, топор (похожи на цифру 7);
- катушка ниток, бантик, очки, матрёшка (похожи на цифру 8);
- воздушный шар на нитке, шланг, мышка, очки на одном ушке (похожи на цифру 9);
- кольцо, спасательный круг, колесо, бублик (похожи на цифру 0).
Задание 3, найти из чего мама готовит:
- Суп/борщ: курица, картошка, кабачки, топор, огурец, лук, свёкла, футболка, морковь, томаты, клубника, капуста, перец.
- Салат: мука, капуста, дрожжи, огурец, сахар, майонез, квас, соль.
- Пирог: каша, сырые яйца, сандалии, сахар, погремушка, мука, яблоки, удочка, дрожжи.
Задание 4, определить какая профессия:
- мука, доска, нож, тёрка, половник, скалка, сковородка, кастрюля (повар);
- кувалда, отвёртка, рукавицы, самосвал, каска, перфоратор, кирпичи, рубанок, рулетка (строитель);
- мигалка, наручники, пистолет, рация, бронежилет (полицейский);
- указка, ручка, глобус, журнал, доска, тетрадь, линейка, учебники (учитель);
- опрыскиватель, резиновые сапоги, садовые перчатки, грабли, лопата, шланг, лейка, секатор (садовник);
- компас, штурвал, подзорная труба, якорь, спасательный круг, фуражка (моряк);
- бинты, термометр, шприц, таблетки, аптечка, стеноскоп (врач);
- ракета, скафандр, спутник, планеты, звезда, астероид, комета (космонавт).
Задание 5:
Рассортировать виды транспорта: велосипед, трактор, вертолёт, самокат, трамвай, тепловоз, снегоход, самолёт, яхта, мотоцикл, поливальная машина, катер, троллейбус, велосипед, электропоезд, скорая помощь, лодка, лесовоз, корабль.
- Спецтехника: трактор, скорая помощь, поливальная машина, лесовоз.
- Железнодорожный транспорт: тепловоз, электропоезд.
- Водный транспорт: яхта, лодка, корабль, катер.
- Воздушный транспорт: самолёт, вертолёт.
- Общественный транспорт: троллейбус, трамвай.
- Транспортное средство: снегоход, мотоцикл, самокат, велосипед.
Задание 6, найти лишнее:
- Яблоко, лодка, абрикос, груша. (Лодка).
- Вилка, кастрюля, окно, сковорода. (Окно).
- Автобус, трамвай, машина, стул. (Стул).
- Холодильник, книга, ручка, тетрадь. (Холодильник).
- Воскресенье, вторник, апрель, понедельник. (Апрель).
- Весна, июль, август, июнь. (Весна).
- 5, 12, +, 4. (Плюс).
- Точка, голова, вопросительный знак, запятая. (Голова).
- Рука, нога, обувь, спина, плечи. (Обувь).
- Сандалии, ботинки, сапоги, кочерга. (Кочерга).
Задание 7:
- Гуляя или по пути из образовательного учреждения считать сколько окон в доме, сколько ромашек растёт на клумбе, сколько машин проехали зелёного цвета.
Задание 8:
- Что можно сделать из треугольника, квадратов разной величины, прямоугольника? (Из большого квадрата можно сделать дом, треугольник – крыша дома, небольшие квадраты – окна, прямоугольник – дверь).
Задавать интересные вопросы в форме игры для размышления необходимо спокойно, в доверительной обстановке, нельзя торопить с ответом и проявлять недовольство.
Объяснив суть задания на отдельном примере, ребёнок находит ответ, а родители и педагоги (воспитатели в дошкольном учреждении) понимают уровень его развития. Регулярные занятия с детьми тренируют память, внимание, обогащают словарный запас, развивают речь.
Автор: Инна Крылова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео об интересных вопросах для размышления детей
Загадки для детей! Тест на сообразительность:
https://youtube.com/watch?v=BWd5yJUmvwY%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие странные вопросы задать?
Что будет делать кошка, если облить собаку валерьянкой? Как может звучать худший слоган для зубной пасты? Как назвать самца божьей коровки? Почему бублики готовят с дырками? Какой эксперимент вы бы провели, если были бы сумасшедшим ученым? Как звали бы Красную Шапочку без ее головного убора?
Что это вопрос с подвохом?
Вопросы с подвохом — это вопросы‚ которые задаются с целью запутать собеседника. Этот вопрос как бы вводит в заблуждение. Также вопросы с подвохом часто используются в шутках‚ загадках или интеллектуальных играх.
Какие есть викторины?
Тематические (выявляют интересы учащихся)Развлекательно-развивающие (способствуют развитию мышления, гибкости ума, логики)Лингвистические (способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала)Межтематические (включают межпредметные связи).
Советы
СОВЕТ №1
Используйте вопросы, которые соответствуют возрасту детей. Убедитесь, что вопросы не слишком сложные или слишком простые, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность. Например, для младших детей подойдут вопросы о животных или цветах, а для старших — логические задачи и загадки.
СОВЕТ №2
Сделайте процесс игры интерактивным и веселым. Включите в викторины элементы соревнования, например, делите детей на команды и награждайте победителей небольшими призами. Это поможет создать атмосферу дружеского соперничества и повысит мотивацию.
СОВЕТ №3
Поощряйте детей делиться своими мыслями и идеями. После каждого вопроса дайте возможность каждому участнику объяснить свой ответ или предложить альтернативные варианты. Это развивает критическое мышление и уверенность в себе.
СОВЕТ №4
Включите в викторины разнообразные форматы вопросов. Используйте не только текстовые задания, но и визуальные, аудио или даже практические задачи. Это сделает игру более увлекательной и разнообразной, что поможет удержать внимание детей на протяжении всей активности.