Переживания за домашних питомцев, совместные игры, уход за ними — этот опыт помогает детям в определении жизненных ценностей. Любимыми произведениями детей на многие годы остаются книги с описаниями и картинками про животных.
Общие принципы работы с развивающими картинками животных для дошкольников
Разнообразный мир домашних животных пробуждает в детях любознательность, стимулирует к игровой и художественной деятельности. Осознанное положительное отношение к животным формируется у детей тогда, когда они понимают их повадки, особенности, выказывают чувство сопричастности. Ребёнок, полюбивший животных, никогда не будет приносить им зла.
Занятия, прогулки, экскурсии предоставляют для этого большие возможности, на них дети получают свои первые впечатления. Со многими животными дети знакомятся по ходу проведения дидактических игр, рассматривая книжные иллюстрации.
Картинки животных, домашних, диких, используемые в играх, помогают решать многие педагогические задачи:
- Выявлять уровень знаний дошкольников о животном мире.
- Формировать экологические представления о флоре и фауне.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к живтоным как домашним, так и диким.
- Прививать чувство ответственности за состояние природы и её обитателей.
Таким образом, основная направленность этого вида работы – морально-экологическая. Педагогическая работа по ознакомлению с окружающим миром требует системы и плановости. Объём сведений, который получают дети, определяется образовательной программой.
Знания, полученные ими в результате программы, подразделяются на 2 группы:
- Сведения о фауне, её представителях, характерных особенностях внешнего вида. Соотношение вида и характера поведения животных в окружающей среде, приспособление к условиям жизни.
- Сведения о взаимодействии человека и животных.
Знания, которые должны иметь дети о животных:
- Внешний вид. Части тела, повадки, характер движения, чем питается.
- Среда обитания. Как приспосабливаются звери к окружающим условиям.
- Приносимая польза и вред человеку, природе.
Первая группа знаний расширяет кругозор ребёнка, вторая – определяет его поведение по отношению к окружающему миру. Картинки животных, домашних, диких, должны соответствовать возрастным группам.
Дети младшего дошкольно возраста, по результатам игр с развивающимися картинками, должны научиться:
- Различать по картинкам и в натуральном виде: кошку, собаку, корову, курицу, лошадь, козу.
- Уметь выделять и называть внешние признаки.
- Узнавать и называть детёнышей животных.
В этой возрастной группе самыми популярными является серия картинок «Домашние животные», куда входят:
- Кошка с котятами.
- Лошадь с жеребёнком.
- Собака со щенками.
- Коза и козлята.
- Куры и цыплята.
Для детей среднего возраста следует подбирать дидактические картинки, расширяющие знания о животном мире:
- Учить выделять части тела, характерный окрас.
- Свойства передвижения, питания, отдыха.
- Условия жизни в домашних, природных условиях, в неволе.
В старших возрастных группах знания углубляются:
- Дети должны знать и описать характерные особенности внешнего вида.
- Знать и описывать жизненные повадки животных.
- Определять среду обитания различных животных, способы приспособления к ней.
- Уметь рассказывать, как животные заботятся о своём потомстве.
Врачи, особенно педиатры и психологи, подчеркивают важность визуального восприятия животных для детей. Картинки домашних и диких животных, включая лесных и хищных, помогают развивать у детей не только зрительное восприятие, но и эмоциональную связь с природой. Наблюдая за изображениями, дети учатся различать виды животных, их повадки и среду обитания. Врачи отмечают, что такие занятия способствуют развитию речи, так как дети начинают запоминать названия животных и их следов. Это также может быть полезно для формирования ответственности и заботы о домашних питомцах. Визуальные материалы могут стать основой для обсуждений о экологии и защите природы, что важно для формирования у детей уважения к окружающему миру.
Виды картинок
Картинки животных – домашних, диких – представленные в книгах, дидактическом материале, помогают закрепить знания, полученные на экскурсиях, во время походов в зоопарк.
Особое место в образовательной программе занимают дидактические игры, обучение детей в которых происходит опосредованно. На занятиях дети уточняют, закрепляют полученные сведения о природе. Все игры, развивают внимание, память, умственные способности дошкольников.
В процессе ознакомления с животным миром используются виды игр:
- Предметные. По ходу игры с использованием конкретных предметов, указывающих на группы изучаемых животных, дети знакомятся с видами животных, их детёнышей. Игры этого типа проводятся во всех возрастных группах, задания, даваемые детям, усложняются от возраста к возрасту. Например, «Чьи детки?», «Кто в доме живёт?», «Найдём маму», «Животные зоопарка», «Животные Севера и их детёныши», «Звери, обитающие в наших лесах».
- Сюжетные. В процессе занятий используются карточки, на которых изображены несколько персонажей, например, дикие животные, обитающие на Севере, Юге, домашние. Картинки могут изображать небольшой сюжет из жизни животных.
- Раскраски. Карточки – трафареты или с контурными изображениями зверей, которые можно раскрашивать, использовать для подбора животного по его силуэту.
- Логические. Изображения жилищ диких зверей в зимнее время и летнее. Кто где живёт, в каких условиях, как готовятся к зимовке дикие и как проводят зиму домашние животные.
Для проведения занятий широко применяются и другие виды дидактических игр:
- Настольно-печатные. Учат применять знания в новой ситуации, развивают логическое мышление. К этой группе относятся различные лото, домино. Они помогают систематизировать знания, эффективны при проведении с небольшой группой детей.
- Тематические. Помогают сравнивать, обобщать, классифицировать приобретённые знания.
- Разрезные картинки. Помогают детям осознать предметную целостность изображения, тренировать память, ручную моторику.
Картинки животных (домашних и диких) должны быть подобраны таким образом, чтобы с их помощью решались задачи, соответствующие возрасту детей.
Например:
- Младший возраст. Формируются навыки ухода за животными, развивается интерес, бережное отношение. Дидактический материал подбирается простой, дети должны усвоить названия животных, их детёнышей, ориентироваться в парных картинках.
- Средний возраст. Ребят учат выделять характерные особенности, присущие каждому животному, классифицировать по общему признаку.
- Старший дошкольный возраст. Учат классификации, описанию с показом действий, составлению общей картины из разрезных карточек, умению высказывать суждение.
Рекомендуемые темы карточек:
Виды карточек | Тематика
Издательство |
Дидактический материал |
Мелованый картон, 16 карточек с текстом | Животные жарких стран
Из-во Сфера |
Изображения: бегемот, верблюд, жираф, кенгуру, коала, носорог, обезьяна |
Мелованый картон, 16 раздаточных карточек с текстом | Зимующие птицы
Из-во Сфера |
На каждой карточке описание вида |
Мелованный картон, 16 карточек | Животные холодных широт
Из-во Сфера |
Пингвин, полярный волк, белый медведь, |
Мелованые раздаточные карточки, 16 шт. | Обитатели морей и океанов
Из-во Сфера |
Акула, дельфин, осьминог, морская черепаха, медуза |
Раздаточные карты, 16 шт. | Птицы домашние и декоративные | Гусь, голубь фазан, цесарка, селезень |
Набор из 20 карточек | Дикие животные
Из-во Вундеркинд с пелёнок |
Карточки по методике Глена Домана |
Набор из 40 карточек
По методике Г. Домана |
Домашние животные и их детёныши
Из-во Вундеркинд с пелёнок |
Описаны интересные факты о жизни животных и загадки по теме |
Мелованые карты, 16 шт. | Животные Северной Америки
Из-во Маленький Гений |
Мустанг, койот, медведь гризли, луговая собака |
25 картинок и брошюра с интересными фактами о жизни животных | Мемо Удивительные животные
Производитель: Бэмби |
Звездонос, носач, пиранья, скунс, хамелеон, броненосец,
гепард, синий кит |
Плакат с маркером | Домашние животные
Из-во Гений-Пресс |
Пособие о животных, где живут, чем питаются |
14 двусторонних карточек, инструкция | Кто живет в лесу
Из-во Айрис-Пресс |
Описания животных, задания на закрепление материала |
20 карточек | Домашние животные
Из-во Литур |
Обучающие карточки с описаниями |
Набор карточек | Домашние животные
Из-во Мозаика-Синтез |
Наглядно-дидактическое пособие для групповых и индивидуальных занятий |
Набор карточек | Птицы домашние
Из-во Мозаика-Синтез |
Посбие для детей 3–7 лет |
Развивающее лото, картиочки+фишки | Домашние животные
Производитель Анданте |
Ознакомление с животными и их питанием |
Набор парных карточек, 31 шт. | Мир животных
Производитель Мемори |
Изображения животных би птиц, чем питаются, какие звуки издают |
Лото, парные карточки, 4 карты, 48 карточек | Животные и птицы средней полосы России | Подбор пар, сортировка по классам животных, раскраска, лото, |
Обучающие карточки на плотном картоне, | Животные прерий и степей, из-во Проф-Пресс | Черепахи, суслики, антилопы. |
Состоит из набора карточек, каждый из которых посвящен определённой тематике | Животные и растительный мир лесной зоны
Из-во Про-Пресс |
Парные карточки животных и их среды обитания |
https://youtube.com/watch?v=RveMHphfIxc%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Примеры игр и занятий с картинками
Каждая дидактическая игра требует соответствующей подготовки, как детей, так и педагога. Выбирая игры, необходимо учитывать возраст ребёнка и его подготовленность.
Перед игрой следует:
- ознакомить детей с содержанием дидактического занятия;
- предварительно провести беседу, в ходе которой уточняются знания детей;
- объяснить правила проведения игры;
- если необходимо, составить образец рассказа, которому будут следовать дети.
Картинки животных, как домашних, так и диких, вызывают у детей неподдельный интерес и восхищение. Яркие изображения кошек, собак, медведей и волков не только радуют глаз, но и помогают детям лучше понять окружающий мир. Многие родители отмечают, что такие картинки способствуют развитию воображения и любознательности у малышей.
Кроме того, изображения следов животных становятся отличным инструментом для обучения. Дети с удовольствием изучают, какие следы оставляют разные виды, что развивает их наблюдательность и внимание к деталям. Картинки с названиями животных помогают запомнить их и расширяют словарный запас.
Таким образом, визуальные материалы о животных не только развлекают, но и обучают, создавая основу для дальнейшего изучения природы и экологии.
Домашние животные и их детёныши
Игра «Собери семью». Цель игры: формирование логики, умения составлять фразы.
Ход игры:
- Картинки животных (домашних) раскладываются на столе. Отдельной стопкой лежат карточки с изображением их детёнышей.
- Даётся задание поставить карточки в ряд, чтобы каждому виду животного соответствовал свой детёныш.
Игры «Кто кем будет», «Кто кем был» направлены на развитие логики и речевой активности.
Ход игры:
- На карточке изображены животные вместе со своими детёнышами.
- Педагог спрашивает, как буду называться их дети, какого размера будут, когда вырастут, где живут.
- Можно проводить упражнение наоборот: как называются родители изображённых детёнышей.
Игра «Кто лишний». Игра учит классифицировать домашних и диких животных по общим признакам.
Ход игры:
- Дети рассматривают картинки, на которых изображена группа, состоящая из 5 животных. Четверо из них принадлежат одной тематической группе, а пятое – к другой группе.
- Ребята должны выделить лишнего, сгруппировать остальных, назвав их одним словом, например, домашние или дикие. Далее они должны объяснить, по каким признакам группировали зверей.
Игра «Кто где живёт?». Учит обобщать и делать выводы, развивает навыки разговорной речи.
Ход игры:
- На столе разложены карточки с дикими животными.
- Педагог задаёт вопросы: «В дупле живёт…» «В берлоге живёт…».
- Дети отвечают на вопрос, выбирая соответствующую картинку.
Аналогично проводится игра «Кто чем питается?». Во время игрового процесса дети вспоминают, кто из животных травоядный, а кто является хищником. Отвечая, они показывают соответствующую картинку.
Игра «Собери целую картинку»:
- Педагог раздаёт карточки, изображающие животных, разрезанные на 2 части для дошкольников младшего возраста, и на 3, 4 части для старшего возраста.
- Собрав картинку полностью, ребёнок должен рассказать, что он знает об этом животном.
Животные севера
Игра «Назови семью»:
- Предварительно показываются слайды с изображением северного ландшафта и зверей, обитающих там. Показ сопровождается рассказом педагога о жизни зверей в суровых условиях севера.
- Затем детям раздаются карточки, с изображением северных животных и их детёнышей. Они должны подобрать пару и сказать, как они называются, чем питаются, рассказать, как их покров приспособлен к зимовке.
Игра-занятие «На Севере дальнем»:
- Педагог предлагает отправиться в путешествие к Северному полушарию. Рассказывает детям о климате, животных, попутно спрашивая их, что они об этом знают.
- Затем детям раздают карточки с северными обитателями.
- Педагог загадывает загадку, при отгадывании дети должны показать зверька, о котором шла речь. Можно вместо загадок рассказывать стихи о животных.
Хищные животные
Игра «Зоопарк».
В этой игре дети систематизируют и закрепляют свои знания:
- Раздаются карточки с дикими животными.
- Педагог спрашивает, кто был в зоопарке и кого там видел.
- Затем каждый ребёнок описывает животного из имеющихся у него картинок и рассказывает, может он жить в зоопарке или нет.
- Из правильных ответов собирается зоопарк на столе. Для него можно использовать муляжи животных.
Игра «Найди животное»:
- Картинки, изображаюшие домашних животных, раздаются детям.
- У педагога в руках карточки, на каждой из которых нарисована ёлка с торчащим из-за неё хвостом, лапой или ушами.
- По характерному признаку ребята должны определить, кто спрятался за ёлкой и найти его в своих карточках.
- Ребёнок, собравший больше всех картинок, выигрывает.
Сюжетные иллюстрации с несколькими персонажами
Игра «Путешествие по зимнему лесу», «Путешествие по летнему лесу».
Ход игры:
- Педагог предлагает рассмотреть пейзажные картины, на которых изображены лес зимой и летом.
- Детям раздаются карточки диких зверей, зимующих в лесу.
- Вместе с педагогом дети рассказывают, о зимовке животных, где и как они обитают летом, как питаются в зависимости от сезона.
Дидактическая игра «Где чей дом». Формируется понимание среды обитания животного.
Ход игры:
- В комплекте дидактические карточки в количестве 24 шт., и 2 игровых поля, с нарисованными лесом и деревней.
- При наводящих вопросах ведущего, дети выбирают зверей из своей стопки карточек и раскладывают по среде обитания, диких зверей отправляют в лес, домашних животных – в деревню.
История в картинках
Игра «Собери семью»:
- Раздаются карточки взрослых диких особей животных, например, лев, жираф, медведь.
- На других картинках изображены их детёныши.
- Каждый ребёнок должен подобрать своим животным детей, назвать, рассказать, где обитают.
- Ребёнок, собравший больше карточек, выигрывает.
Игра «Времена года». Игровое занятие для старших дошкольников, помогает формировть связную речь, представления о сезонности погоды и как с этим связана жизнь животных.
Ход игры:
- Педагог предлагает посмотреть на 2 картины, изображающие разное время года.
- У детей разложены карточки с дикими животными, живущими в лесу.
- Каждый ребёнок выбирает животного и рассказывает, как он зимует и как проводит время в лесу в летний период.
Игра «Придумай рассказ». Проводится со старшими дошкольниками.
Ход игры:
- Рассматривая карточку с домашним или диким животным, ребёнок должен описать его, рассказать, где живет, какую пользу приносит.
- Детям самостоятельно бывает сложно составить рассказ, поэтому такого рода игры проходят по определённому плану: вначале педагог даёт образец рассказа, а затем рассказывают дети.
Угадывание животного по наводящим вопросам
Игра «Отгадай животное по словесному описанию». Во время игры развивается умение наблюдать и составлять словесный рассказ.
Ход игры:
- Педагог раздаёт детям дидактический материал и предлагает по очереди описывать зверей.
- Остальные дети, не видя карточку, должны отгадывать по словесному описанию.
- Можно в рассказ добавлять загадки.
Игра «О ком я говорю»:
- Перед детьми раскладываются карточки.
- Ведущий описывает одного из зверей, изображенных на картинке.
- Кто первый из детей угадал, забирает карту себе.
- Побеждает тот, кто больше собрал картинок.
Следы
Игра «Следы в лесу». Цель: обучение сравнительному методу, развитие наблюдательности.
Ход игры:
- Разложенные на столе парные картинки изображают домашних и диких животных, и карточки, на которых нарисованы характерные следы: лошади, кошки, гуся, коровы, зайца, медведя.
- Ребёнку предоставляется возможность определить, где чей след.
Игра «На кого похож». Более лёгкий вариант, развивающий внимание. На карточках изображены силуэты животных, живущих вместе с человеком. В руках у детей трафареты, которые должны при правильном ответе совпасть с силуэтом.
Игра с парными карточками
Зоологическое лото. В процессе игры дети учатся классифицировать по признакам, узнают о среде обитания зверей.
Ход игры:
- Ребятам предлагаются карточки, изображающие представителей разных классов животных: птиц, земноводных, зверей.
- Каждому классу соответствует карточка с определённым цветом: жёлтая – для зверей, голубая – для земноводных, зелёная – для птиц.
- Задача детей: соединить карты, поместив животных в обычную для них среду обитания, обозначив тем самым, где живут представители данного класса.
Игра «Кто на кого похож?». В процессе игры дети учатся группировать по признакам, объединять в классы.
Ход игры:
- Детям раздают парные карточки, на которых нарисованы: лев и кошка, корова и лошадь, белка и кошка.
- Рассматривая картинки, дети отвечают на вопрос воспитателя о схожих и различных приметах животных (шкура, уши, размер, повадки).
- Для каждой возрастной группы подбираются различные по сложности вопросы.
Игра «Зимние запасы»:
- На столе разложены отдельные картинки, изображающие лесных зверей и даров леса.
- Дети рассказывают, кто где в лесу устраивает склад лесных даров для зимовки.
- Затем картинки соединяются парами, каждому зверю должна соответствовать определённая еда, которой они питаются.
Игра с карточками стопкой
Игра «Наши друзья, живущие в лесу и дома»:
- Из стопки карточек, сложенных на столе, следует выбрать одну.
- Составить рассказ о животном, раскрывая его повадки, место обитания.
Игра «Давайте расселим зверей по их домикам в лесу»:
- Педагог показывает картину, изображающую лес, реку, жилища диких животных.
- Перед детьми разложены карточки с дикими зверями.
- Ребёнок, выбрав одну, должен найти на картине место обитания зверя и рассказать, почему он должен жить именно в таком домике.
Игра «Составь сказку». Игра для старших дошкольников.
Ход игры:
- Перед ребёнком лежат две стопки карточек. Выбирая животного из одной стопки, подбирая ему среду обитания из другой, ребёнок должен рассказать историю зверя, как зовут его детёныша, где они обитают, чем питаются.
- Второй вариант состоит в том, что выбирая животного, ребёнок вспоминает сказку, связанную с ним.
- Педагог показывает детям диких животных, часто встречающихся в народных сказках. Показывая их, педагог предлагает придумать сказочное действие, которое они рассказывают по очереди. Картины с животными могут быть сюжетными.
Экологическое воспитание детей не должно ограничиваться только теорией, картинками из жизни домашних и диких животных, книгами о многообразии флоры и фауны. Знания об окружающем мире необходимо закреплять в процессе экскурсий, живого общения с природой.
Автор: Беляева Анна
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о картинках для детей с названиями
Картинки животных для детей, учим:
https://youtu.be/Q6aMVjaB768
Вопрос-ответ
Какие виды домашних животных можно встретить на картинках для детей?
На картинках для детей можно встретить множество домашних животных, таких как собаки, кошки, попугаи, морские свинки, кролики и другие. Эти изображения помогают детям лучше понять и запомнить названия животных, а также развивают их интерес к питомцам.
Как изображения диких животных помогают в обучении детей?
Изображения диких животных, таких как львы, тигры, слоны и медведи, помогают детям развивать навыки наблюдения и изучения природы. Они учат детей различать виды животных, их особенности и место обитания, а также формируют уважение к дикой природе.
Почему важно показывать следы животных на картинках?
Показ следов животных на картинках помогает детям понять, как различать животных по их следам и признакам. Это развивает их наблюдательность и интерес к экологии, а также способствует обучению о том, какие животные обитают в различных средах обитания.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте картинки животных как инструмент для обучения. Создайте карточки с изображениями домашних и диких животных, добавляя их названия и интересные факты. Это поможет детям не только запомнить названия, но и расширить их кругозор.
СОВЕТ №2
Включите в занятия элементы игры. Например, организуйте игру “Угадай животное” с использованием картинок. Покажите ребенку изображение, а он должен назвать животное и рассказать о его среде обитания или привычках. Это сделает процесс обучения увлекательным.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на следы животных. Подготовьте изображения следов различных животных и обсудите с детьми, как можно определить, кто прошел по этой тропинке. Это поможет развить наблюдательность и интерес к природе.
СОВЕТ №4
Занимайтесь совместным рисованием. Предложите детям нарисовать своих любимых животных, используя картинки в качестве примеров. Это не только развивает творческие навыки, но и помогает лучше запомнить особенности каждого животного.