Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Возраст в 2-3 года – время, когда дети активно осваивают осмысленную человеческую речь. Сначала они пытаются произносить отдельные слова, а затем – целые фразы, постепенно постигая их смысл и расширяя свой словарный запас. От того насколько хорошо у малыша развиваются речевые функции во многом зависит его дальнейшая судьба.

Особенности развития

Недостатки речи в раннем детстве – явление обычное и легко устранимое при условии своевременно принятых мер, направленных на их коррекцию.

Чтобы понять, не отстает ли ребенок в овладении устной речью от своих сверстников, необходимо:

  1. Разобраться, что есть норма для данного возраста, а что – отклонение.
  2. Объективно оценить достижения малыша.

Врачи отмечают, что развитие речи у детей в возрасте 2-3 лет является важным этапом в их общем развитии. В этом периоде дети начинают активно осваивать новые слова и формировать простые предложения. Нормой считается, что к двум годам ребенок должен знать около 200 слов и уметь строить фразы из двух-трех слов. Врачи подчеркивают, что индивидуальные различия в темпах развития речи могут быть значительными, и важно учитывать особенности каждого ребенка.

Специалисты рекомендуют родителям активно участвовать в речевом развитии, читая книги, играя в дидактические игры и общаясь с детьми. Это способствует не только расширению словарного запаса, но и развитию социальных навыков. В случае, если к трем годам ребенок не начинает говорить или его речь не становится более понятной, врачи советуют обратиться к логопеду для диагностики и коррекции возможных нарушений.

5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.5 этапов запуска речи. Как облегчить процесс развития речи ребенка.

В норме

Развитие речи у детей начинается в возрасте 2-3 месяцев, когда младенец начинает «гулить». Чуть позже он предпринимает попытки повторить движения губ взрослых, а еще через некоторое время – начинает произносить первые слоги.

К своему 1-му дню рождения ребенок:

  • прекрасно разбирается в человеческих эмоциях;
  • узнает свое имя;
  • имитирует простейшие речевые действия.

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развитияРазвитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развитияРазвитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

В течение следующего года малыш учится самостоятельно произносить самые простые слова (в основном, состоящие из 2-х повторяющихся слогов). Однако свои желания он пока предпочитает выражать при помощи жестов, обычно показывая пальцем, что он хочет взять или куда пойти.

По достижению 18-ти месяцев ребенок пытается составлять из слогов предложения, а к возрасту 2-х лет расширяет словарный запас примерно до 300-400 слов, чаще используя их сначала наряду с жестами, позже – вместо жестов. Постепенно речь становится основным инструментом общения.

Развитие речи у детей условно можно разделить на следующие этапы:

Возраст Описание
2-3 года Темпы овладения речью ускоряются, ребенок активно учится произносить ранее недоступные для него звуки: Ж, Ш, Р. Его лексикон ежедневно пополняется новыми словами, количество которых к 3-м годам в норме достигает 1500.

Требования к уровню развития разговорной речи зависят от возраста. Для малыша, которому только что исполнилось 2 года, нормой считается наличие минимального количества речевых навыков.

Он должен:

  • знать имена всех членов семьи;
  • понимать обращенные к нему простые просьбы и интонацию, с которой они были высказаны;
  • использовать в своей речи не только названия предметов или имена людей, но и глаголы, определяющие действие: мама спит, папа сидит;
  • формировать короткие предложения (обычно, из 2-3 слов);
  • понимать смысл небольших детских рассказов;
  • в зависимости от обстановки, менять эмоциональную окраску собственных слов, говорить тише или громче.

Нормальным для детей этого возраста является неумение изъясняться шепотом, правильно употреблять родовые окончания или падежи. Не считается отклонением то, что ребенок не выговаривает часть согласных и отсутствие в его лексиконе местоимения «Я» (о себе – в 3-м лице).

Допустима также:

  • некоторая неразборчивость речи;
  • ее слишком быстрый темп, обычно – при избытке эмоций;
  • частое повторение одних и тех же вопросов, обращенных к взрослому
3 года Словарь ребенка, которому скоро исполнится 3 года, должен быть гораздо обширнее и состоять из:
  • существительных (60%);
  • глаголов (25%);
  • прилагательных (10%), описывающих самые простые качества предметов: цвет, размер, форму.

Причастия, деепричастия и числительные в лексиконе малыша практически отсутствуют, равно как и слова, обозначающие некие отвлеченные понятия.

В этом возрасте дети:

  • умеют составлять длинные, развернутые фразы;
  • при игре часто разговаривают сами с собой, комментируя собственные действия;
  • задают взрослым огромное количество вопросов;
  • проявляют живой интерес к книжкам с картинками, на которых легко находят знакомые объекты;
  • понимают просьбы, в которых есть условие;
  • начинают говорить о себе в 1-м лице.

В то же время, в 3-летнем возрасте простительна:

  • путаница в окончаниях;
  • неспособность, задав вопрос, выслушать ответ;
  • использование смягченных вариантов трудных для произношения звуков;
  • непоследовательность в пересказе
3-4 года В этом возрасте ребенок:
  • способен связно описать нечто, увиденное воочию или на картинке, формируя сложные предложения, состоящие из 5-6 слов;
  • хорошо знает и четко произносит свое имя и фамилию;
  • повторяет за старшими детские стишки и песенки;
  • может запомнить и пересказать своими словами короткий рассказ
5 лет Дети в норме:
  • легко справляются с составлением сложных фраз из 8 слов;
  • хорошо различают единственное и множественное число предметов;
  • знают не только свое имя и фамилию, но также возраст и адрес проживания;
  • легко ориентируются во времени и больше не путаются, когда надо рассказать, какое событие случилось раньше, а какое позже
6-7 лет Ребенок с нормальным речевым развитием:
  • четко выговаривает все буквы;
  • имеет словарный запас примерно в 3500 слов;
  • в разговоре правильно строит фразы, достаточно внимателен и способен к простейшему логическому анализу.

В его памяти уже существует запас стихотворений, сказок, песен, он успел освоить искусство ведения диалога, знает некоторые буквы и научился читать простые тексты

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Возможные отклонения

Для каждого возрастного периода существует свой список признаков того, что у ребенка существуют определенные проблемы с развитие речи.

Например, 2-х летнего малыша желательно показать логопеду, если он:

  • по-прежнему предпочитает общаться с помощью жестов и мимики;
  • не пытается составлять даже самые простые связные фразы;
  • никак не реагирует на обращенные к нему просьбы или приказы;
  • не различает интонации, с которой они были произнесены;
  • в его лексиконе не появляются новые слова, речь монотонна, лишена эмоциональной окраски.

К возрасту 3-х лет к перечню показателей неблагополучия добавляются новые пункты.

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

В частности, считается отклонением, если ребенок:

  • игнорирует местоимение «Я», продолжая говорить о себе в 3-м лице;
  • не старается выяснить смысл незнакомых слов и не предпринимает попыток произнести их;
  • не использует в своей речи глаголов, ограничиваясь исключительно существительными;
  • на речевое общение переходит неохотно и только в крайнем случае, используя для выражения своих мыслей самые простые словосочетания и не формируя из них связные предложения;
  • разговаривая, высовывает кончик языка между зубами, что приводит к неправильному произношению отдельных звуков.

Развитие речи у детей — важный этап в их общем развитии. В возрасте 2-3 лет малыши начинают активно осваивать язык, и это время считается критическим для запуска речи. Многие родители замечают, что в этом возрасте их дети начинают произносить первые слова, а затем формировать простые фразы. Нормы развития речи варьируются, но в среднем к 2 годам ребенок должен знать около 50 слов и уметь составлять простые предложения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут различаться. Некоторые дети начинают говорить раньше, другие — позже, но это не всегда свидетельствует о проблемах. Родители могут способствовать развитию речи, читая книги, общаясь и играя с детьми. Поддержка и внимание взрослых играют ключевую роль в этом процессе, помогая детям уверенно осваивать язык и выражать свои мысли.

Упражнения для развития речи

При отсутствии серьезных заболеваний, препятствующих нормальному формированию речевых навыков, стимулировать и корректировать данный процесс помогут специальные занятия.

Занятия направлены на:

  • развитие когнитивных функций;
  • укрепление мышц, отвечающих за артикуляцию и совершенствование органов дыхания, полноценная работа которых необходима для правильного произношения слов.

https://youtube.com/watch?v=IBvLgyeFPBU%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Задания, направленные на развитие мелкой моторики

За умение выполнять точные движения пальцами и правильно произносить слова отвечают одни и те же отделы мозга. По этой причине предложенные ниже упражнения помогут малышу быстрее овладеть речевыми навыками:

Упражнение Описание
Катание шариков На игровом поле нарисованы широкие линии различной конфигурации:
  • прямые;
  • изогнутые;
  • зигзагообразные.

Ребенку предлагается прокатить шарик точно по линии, не выходя за ее пределы. Упражнение выполняется сначала всей ладонью, потом – одним пальцем

Узор из изюма Раскатав тесто для приготовления пирога, необходимо попросить ребенка разложить по его поверхности несколько изюминок так, чтобы они находились на равном расстоянии друг от друга. При этом изюминки надо брать двумя пальцами
Пересыпание сахара (гороха, крупы) При помощи воронки и совочка необходимо переложить сахар из одной емкости в другую, стараясь ничего не просыпать
Шнуровка ботинок Малыш должен попробовать сам справиться со шнуровкой

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Мелкую моторику рук также развивают:

  • рисование;
  • раскрашивание картинок;
  • вырезание;
  • лепка из пластилина.

Задания на развитие крупной моторики

Недостаточно тренированные крупные мышцы – частая причина неуклюжести, быстрой утомляемости, ограниченности движений.

Двигательная активность дает возможность ребенку:

  • получать новые порции информации;
  • контактировать с другими людьми и является основным стимулом развития памяти, внимания и речи.

Развитие речи у детей 2-3-х лет возможно при применении следующих игр:

Игры Описание
Пройти по болоту Функции опасного болота исполнит полкомнаты, кочками, по которым можно перебраться из одного края «болота» в другой, станут подушки
Линии на полу Малышу можно предложить пройти по разложенным на полу цветным ленточкам следующими способами:
  • с пустыми руками;
  • держа в вытянутой руке стакан с водой;
  • с книжкой на голове: разливать или ронять нельзя.
Зоопарк Игра заключается в имитации характерных движений различных животных.

Можно:

  • выгибать спину как кошка;
  • топать ногами, как слоник;
  • прыгать зайчиком;
  • переваливаться с боку на бок, как медведь;
  • хлопать крыльями, как птица;
  • стоять на одной ноге, как цапля

Развитие крупных мышц стимулируют:

  • занятия детской йогой;
  • подвижные игры;
  • помощь маме в домашних делах.

Дыхательные упражнения

Развитое речевое дыхание – обязательное условие плавной, красивой речи, умения произносить слова четко и выразительно в будущем у детей.

Развитое с помощью дыхательных упражнений речевое дыхание — важное условие формирования у детей красивой, плавной речи

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Для совершенствования речевого дыхания можно:

  • дуть на кусочки ваты, лежащие на столе, чтобы они разлетались по всей комнате;
  • надувать воздушные шары;
  • играть на дудочке или губной гармошке;
  • выдувать мыльные пузыри;
  • создавая «попутный ветер» для бумажного корабля, плавающего в тазу, помогать ему причалить к нужному «берегу»;
  • произносить на выдохе сначала отдельные гласные (АААА, УУУУ), а затем – попарно: АУ, УА, АИ, следя, чтобы они произносились слитно;
  • играть в дровосека: стать прямо, ноги на ширине плеч, пальцы рук, сцепленные в замок, держат воображаемый тяжелый топор. По сигналу надо быстро поднять руки вверх (вдох) и опустить вниз, произнеся на выдохе «Ух»!

При выполнении упражнений необходимо учитывать, что они быстро утомляют ребенка, а иногда способны вызывать головокружение. По этой причине занятия ограничиваются во времени, а их продолжительность и интенсивность нарастают постепенно.

Артикуляционная гимнастика

Данные упражнения направлены на развитие мышц языка, губ, челюсти, непосредственно участвующих в процессе формирования слов и предупреждают различные отклонения звукопроизношения. При их выполнении ребенок должен сидеть перед зеркалом, контролируя правильность своих действий.

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Для детей 2-3 лет можно использовать игру-задание в «Язычок».

Для этого необходимо предложить малышу:

  1. Уложить свой язык спать. Требуется приоткрыть губы, язык свободно лежит во рту.
  2. Разбудить язык. Для этого приподнять кончик языка над зубами.
  3. Выглянуть в окошко: вытянуть язык как можно дальше.
  4. Отправить язык загорать на солнце. Для этого уложить его на нижнюю губу.
  5. Познакомить язык с носом: попробовать дотянуться кончиком языка до носа.
  6. Прогулять язык вдоль зубов: пройтись кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов.

Это упражнение не только укрепляет мышцы, ответственные за правильную артикуляцию, но и позволяют слегка растянуть, сделать более эластичной уздечку языка.

Чтобы артикуляционная гимнастика была эффективной, необходимо выполнить ряд требований, касающихся организации занятий:

  • они должны выполняться регулярно, с 2-х летними малышами достаточно заниматься через день, с ребенком, которому скоро исполнится 3 года – ежедневно;
  • продолжительность занятий не превышает 15-ти мин.;
  • каждое движение повторяется 6-7 раз;
  • поза удерживается в течение 5 секунд (в 2 года) 10 секунд (в 3 года);
  • занятия проводятся перед приемом пищи или через 1,5 ч после трапезы;
  • упражнения довольно утомительны для ребенка: если он устал, нужно обязательно сделать перерыв.

Занятия, направленные на развитие слухового восприятия

Формирование правильной речи невозможно без умения:

  • слушать и слышать;
  • легко распознавать звуки;
  • отличать один звук от другого: обладать хорошим фонетическим слухом.

Для его развития можно:

  • предложить ребенку прослушать аудиозапись (шум идущего поезда, стук дождевых капель, птичье пение), а затем рассказать, какие именно звуки он услышал и кто или что их издает;

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

  • попытаться с помощью голоса воспроизвести услышанные звуки;
  • поиграть в веселую игру: ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами, а взрослый, держа в руках колокольчик, перемещается вокруг него. Требуется определить, где именно сейчас находится источник звука;
  • показать ребенку какую-либо картину (например, с изображением бегущей лошадки) и предложить ее «озвучить» (в данном случае, имитировать цоканье копыт).

Получить первые представления о ритме, различать понятия «громко», «тихо» и научиться регулировать силу собственного голоса малышу помогут приведенные ниже упражнения.

Упражнения:

  • ведущий произносит какую-либо короткую фразу (можно скороговорку), ребенку нужно повторить ее сначала шепотом, потом –
  • вполголоса, после – во весь голос;
  • игра «На прогулке». Взрослый говорит «Мы вышли погулять, светит солнце (медленные тихие удары по столу), начал накрапывать дождик (удары учащаются, становятся громче), ребенок должен «отрыть зонтик» (поднять над головой сцепленные руки), а теперь – начался ливень (удары становятся еще быстрее и громче) и надо бежать домой (спрятаться под стол)»;
  • постукиванием по столу взрослый задает некий ритм, затем просит ребенка повторить его. Далее, игра усложняется: ритм то убыстряется, то замедляется, требуется как можно точнее воспроизвести получившуюся мелодию.

Занятия для развития мимических мышц

Мимика и эмоциональная окраска речи неразрывно связаны между собой и всегда соответствуют друг другу. Невозможно, например, придать голосу грусть, сохраняя веселое выражение лица. По этой причине у детей с недостаточным развитием мимических мышц речь невыразительна, интонации отсутствуют.

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Справиться с этим недостатком помогут следующие упражнения:

  • «Мы удивляемся»: высоко приподнять брови;
  • «Мы сердимся»: свести брови над переносицей;
  • «Мы испугались»: широко открыть глаза;
  • «Мы обиделись»: сузить глаза;
  • «Мы капризничаем»: приподнять верхнюю губу, наморщить нос;
  • «Нам неприятно»: оттянуть нижнюю губу вниз, опустив уголки рта;
  • «Нам весело»: улыбнуться (зубки не видны);
  • «Мы подмигиваем»: поочередно закрывать то один глаз, то другой;
  • «Мы нюхаем»: раздувать ноздри, втягивая воздух.

Упражнения на произношение согласных

Развитие речи у детей может быть направлено на устранение проблем, касающихся воспроизведения отдельных звуков, целесообразно проводить с ребенком, которому уже исполнилось 3 года.

Их цель – помочь научиться выговаривать «трудные» согласные. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть положение своего языка и губ.

Следующее упражнение выполняется только после того, как полностью освоено предыдущее:

  • «Ш». Надо поднять язык к небу, сблизить зубы, оставив между ними щелку, приоткрытые губы слегка вытянуть вперед и с силой выдохнуть воздух через рот;
  • «Ж». Положив руку на область ниже шеи, сказать «Ш», затем «подключить» голосовые связки, усилив громкость, и получить звонкое «Ж». Можно потянуть его несколько секунд, чтобы запомнить свои ощущения;
  • «Р». Следует предложить ребенку произнести длинное «Ж», оттянув одновременно кончик язычка вглубь рта. Со временем «Ж» превратится в «Р».

Основные причины проблем со звуком «Р»:

  • короткая уздечка;
  • нарушение фонетического слуха;
  • недостатки речевого дыхания.

Развитие речи у детей. Запуск речи ребенка в 2-3 года, нормы развития

Выполняя упражнения для коррекции данных отклонений, можно со временем добиться его правильного произношения.

Чтобы описанные выше методы были эффективны, желательна предварительная консультация логопеда, который сможет определить, в чем основная причина проблемы и подсказать, на какие именно упражнения необходимо сделать основной упор.

Кроме того, упражнения должны:

  • предлагаться в игровой форме;
  • соответствовать возможностям ребенка данного возраста;
  • проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

Маме и папе предстоит запастись терпением: наивно ожидать, что после первого же занятия на развитие речи дети в совершенстве овладеют искусством риторики. На это потребуется немало времени, однако результат обязательно будет.

Видео на тему: развитие речи у детей

Развитие речи у детей 2-3 лет:

https://youtube.com/watch?v=nOybh_6Sk1k%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Вопрос-ответ

Как должен говорить ребенок в 2-3 года?

Родители должны понимать, что словарный запас малолетнего делится на активный и пассивный. Первый – это фразы, которые малыш использует в два или три года: 20–30 слов, которые он может произносить. Всё остальное – пассивный словарный запас: ребенок понимает, что ему говорят, но повторить у него это не получается.

Что должен уметь ребенок в 2 года логопед?

Много болтает, его словарный запас насчитывает от 10 до 300 простых слов, умеет отвечать на заданные вопросы словами «нет» и «да», прощается и здоровается (или машет рукой), понимает просьбы и речь взрослого, показывает рукой на разные предметы и пытается назвать их.

Как правильно запустить речь ребенка в 2 года?

Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр. ), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр. ), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай

Когда начинается запуск речи у детей?

Запуск речи у детей происходит примерно с двухмесячного возраста, когда они пытаются звуками передать свое настроение и желание. Постепенно звуки складываются в слоги, слоги в слова, те – в простые предложения. К пяти годам дети уже могут изъясняться практически как взрослые.

Советы

СОВЕТ №1

Создавайте языковую среду: окружите ребенка разнообразными звуками и словами. Читайте ему книги, рассказывайте истории, поете песни и обсуждайте происходящее вокруг. Чем больше ребенок слышит речь, тем быстрее он начнет говорить сам.

СОВЕТ №2

Используйте игры для развития речи: выбирайте игры, которые требуют verbal interaction, такие как “Что это?” или “Назови предмет”. Игры с карточками, куклами или настольными играми помогут ребенку учиться новым словам и фразам в увлекательной форме.

СОВЕТ №3

Общайтесь с ребенком на его уровне: старайтесь использовать простые слова и короткие предложения. Задавайте открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, и поощряйте ребенка рассказывать о своих мыслях и чувствах.

СОВЕТ №4

Не торопите процесс: каждый ребенок развивается в своем темпе. Будьте терпеливы и поддерживайте его усилия. Если у вас есть сомнения по поводу развития речи, обратитесь к специалисту, чтобы получить профессиональную помощь и рекомендации.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации