Ребенок узнает и познает мир посредством игры. В силах родителей регулировать этот процесс, используя развивающие игры, которые подбираются в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
Разновидности развивающих игр
Можно выделить следующие виды игрушек, способствующих развитию навыков ребенка:
- Сортеры. Эта игрушка представляет собой фигуры в объеме, которые необходимо помещать в отверстия, соответствующие им по форме и размеру. Сортеры помогут ребенку познакомиться с формами и цветами, а также запомнить их.
- Тренажеры. Вариаций в исполнении этой разновидности игрушки может быть множество: от специальных игрушек с тематикой одевания до кубиков. Однако объединяет их всех необходимость выполнить последовательность действий для достижения нужного результата. Конструктивные особенности тренажеров помогают в развитии зрительного восприятия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, внимания, речевых навыков, а также фантазии ребенка.
- Счетная доска. Игрушка представляет собой некоторое количество палочек, на которые нанизаны разноцветные бусины или предметы различных форм. Такая доска поможет малышу освоить простой счет, выучить формы и цвета (если эта функция предусмотрена конкретной моделью игрушки), отточить свое сенсорное восприятие.
- Развивающие дуги с детскими игрушками. Дуги представляют собой конструкцию, состоящую из основания в форме полумесяца, на которое прикреплено несколько ярких игрушек. Данный вид игрушки способствует развитию зрительного восприятия, внимания, двигательной активности и координации в пространстве.
- Интерактивные игрушки. Данная разновидность игрушек издает различные звуки: короткие фразы, детские песни. Развивающая особенность интерактивности в играх заключается в создании предпосылок для становления музыкального слуха ребенка, развитии его эмоциональных реакций и коммуникативных навыков, а также закладке основ речевых навыков.
- Настольные игры. Они применяются при игре на твердой поверхности и помогают развивать логическое мышление, реакцию, речевые навыки, внимательность и усидчивость. К таким играм можно отнести домино, лото, настольный футбол, шахматы и другие подобные игры.
Врачи отмечают, что развивающие игры для дошкольников играют важную роль в формировании когнитивных навыков. Игры, направленные на развитие логики, памяти и внимания, способствуют не только интеллектуальному, но и эмоциональному развитию детей. Специалисты подчеркивают, что интерактивные игры с яркими картинками привлекают внимание малышей и делают процесс обучения увлекательным. Например, игры на запоминание, такие как “Мемори”, помогают улучшить память, а логические задачи развивают аналитическое мышление. Врачи рекомендуют выбирать игры, которые соответствуют возрасту ребенка и стимулируют его интерес. Таким образом, использование познавательных игр может стать эффективным инструментом в подготовке детей к школе и развитию их умственных способностей.
По типу развития
Развивающие игры для детей необходимо выбирать правильно — следует учитывать совершенствованию какого именно навыка способствует та или иная игра:
- Внимание. Ввиду незрелости нервной системы ребенку изначально сложно концентрироваться подолгу на любом из видов деятельности. Только к 6-7 годам ребенок приобретет способность подолгу задерживать внимание на том или ином объекте. Игры, способствующие совершенствованию этого навыка, помогут развить усидчивость и сосредоточенность, что положительно скажется на процессе обучения в школе. Для поощрения навыка внимания служит большое количество разнообразных игрушек: от сортеров для детей раннего возраста до дидактических печатных материалов для ребят дошкольного и школьного возраста.
- Память. Мозг ребенка запрограммирован на восприятие и запоминание большого объема информации, поэтому имеет смысл воспользоваться этой особенностью для расширения навыка запоминания. Игры на развитие памяти необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями ребенка и типом его темперамента. Некоторым детям подойдут больше спокойные игры, другие же предпочитают подвижные.
- Логическое мышление. Совершенствование логических навыков является приоритетной задачей обучения и воспитания. Логика ребенка формируется в результате: познаний, открытий и умозаключений. В результате применения игр малыш учится обнаруживать причинно-следственные связи в окружающем мире, а, следовательно, формирует мышление. Развивая логику, ребенок легче выбирает варианты решения появившихся перед ним задач — как в играх, так и в учебном процессе. Совершенствованию логического мышления помогают разнообразные дидактические материалы (выявление различий предметов по форме, цветам, материалу; группировка предметов по различным характеристикам; сборка целого из частей, игры с применением счета), словесные игры (Логические концовки, Разноцветные слова, Придумай начало предложения и другие).
- Творческие способности – комплексные способности ребенка в совершении созидательных действий. Развитию этих навыков ребенка способствует прослушивание музыкальных произведений, специальные развивающие игры (Монтессори, Никитина), пальчиковые краски и даже спортивные снаряды. Важным является стимулирование творческих способностей ребенка с помощью дидактических материалов, лепки фигур из пластилина, рисования различными инструментами.
- Мелкая моторика — это согласованное взаимодействие пальцев рук, способность ребенка применять эти движения. Нервные окончания, которые расположены на кончиках пальцев, помогают сообщать головному мозгу большое количество импульсов, поэтому влияние развития моторики пальцев на способности ребенка очевидно. Для совершенствования этого навыка применяются игры с мозаикой, работа с пластилином, конструктором, ножницами, раскрашивание картинок, штриховка и рисование узоров по клеточкам.
- Восприятие музыки совершенствуется посредством прослушивания музыкальных произведений, а также игры на детских музыкальных инструментах. Важно учитывать, что лучше выбирать игрушки, звучание которых сходно со звучанием настоящих инструментов.
- Пополнение словарного запаса. Значение речи в становление личности ребенка настолько велико, что необходимость ее стимулирования занимает особое место в развитии. Помочь пополнить словарный запас ребенка способны дидактические игры (игры с предметами, настольные печатные игры, словесные игры).
- Воображение представляет собой свойственную только человеку возможность создания новых образов методом переработки уже имеющегося опыта. Основные игры для совершенствования этого навыка: чтение сказок, сюжетно-ролевые игры, свободное рисование, придумывание своих сказок, дорисовывание картинок и другие.
- Чтение необходимо для подготовки к усвоению школьного курса занятий. В ходе обучения этому навыку применяются карточки с изображением букв и слогов, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития четкости произношения и другие методики.
Большинство игр направлено на поощрение и развитие сразу нескольких типов навыков.
Правила выбора по возрасту
Развивающие игры для детей необходимо подбирать в соответствии с возрастными диапазонами, указанными далее. Такая необходимость обусловлена естественными этапами развития нервной системы ребенка и необходимостью поощрять тот или иной навык в соответствии с возрастными особенностями.
Существуют следующие возрастные разграничения:
- 2-3 года. В этом возрасте ребенок обычно достаточно активен. Во время уличных прогулок он знакомится и взаимодействует со сверстниками, становится любителем детских площадок и песочниц. В связи с этим необходимы наборы для игр с песком, мяч, самокат, беговел, трехколесный велосипед. Не стоит забывать о том, что ребенок до 3 лет всё также может подавиться мелкой деталью игрушки, поэтому стоит остановить свой выбор на безопасных моделях. Применяя развивающие игры для детей в 2-3 года, следует учитывать то, что ребенок подвержен быстрой утомляемости и легко отвлекается от игры. По этой причине игры должны быть иметь простые правила и длиться небольшой промежуток времени. Порой достаточно 5-10 мин. для занятия.
- 3-4 года. В этом возрасте физическая активность в игре занимает достаточно серьезное место. Важно поощрять ребенка в этом направлении: предлагать новые подвижные игры, посещать спортивные площадки. Мелкая моторика ребенка в возрасте 3-4 лет развита достаточно хорошо, однако об ее совершенствовании забывать не стоит. Уже можно поручить малышу задания, требующие большой точности: работа с ножницами и бумагой; мозаики из мелких деталей. Актуальны будет простые занятия с буквами и цифрами и сюжетно-ролевые игры со сложными сценариями. Не менее значимо развитие социальных навыков ребенка. К 3-4 годам малыш готов к взаимодействию с другими детьми, может делиться своими игрушками, действовать согласно общим правилам игры. В связи с этим необходимо обеспечить ребенка возможностью социального взаимодействия с другими детьми.
- 4-5 лет. Это возраст увеличивающейся самостоятельности ребенка, возрастание его индивидуальности, поэтому выбор игр должен осуществляться исключительно с учетом интересов и пристрастий малыша. Ввиду увеличения осознания собственной личности и успехов в социализации определенный успех у детей данного возраста имеют соревновательные коллективные игры. Значительное развитие воображения подстегнут творческие и музыкальные занятия. Именно в возрасте 4-5 лет стоит обратить особенное внимание на развитие речи ребенка. Если развивающих игр, проводимых родителями, недостаточно для правильного формирования речи, следует прибегнуть к помощи логопеда, который поможет скорректировать произношение к школе.
- 5-6 лет. Основной упор в развивающих играх в этот возрастной период делается на подготовку ребенка к школьным занятиям. Важными областями для развития в этот период являются: подготовка руки к письму; обучение основам чтения. Кроме того, ребенок все-ещё активно интересуется сюжетно-ролевыми играми и легко проявляет творческую активность, поэтому стоит обеспечить реализацию его способностей в данных областях.
Развивающие игры для детей дошкольного возраста становятся все более популярными среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие игры не только увлекательны, но и способствуют развитию логики, памяти и внимания у малышей. Родители делятся положительными отзывами о разнообразии интерактивных игр с яркими картинками, которые привлекают внимание детей и делают процесс обучения веселым.
Некоторые игры помогают детям запоминать информацию через игровые задания, что значительно повышает их интерес к обучению. Педагоги отмечают, что такие занятия развивают критическое мышление и способность к решению задач. Важно, что многие из этих игр можно адаптировать под индивидуальные потребности ребенка, что делает их универсальными. В целом, развивающие игры становятся неотъемлемой частью образовательного процесса и способствуют гармоничному развитию детей.
Настольные детские игры
В первые настольные игры можно играть уже с 2 лет, что обусловлено развитием нервной системы ребенка.
Возрастная категория | Навыки, развивающиеся в результате игры | Примеры игрушек |
2-3 года | Тренируется пальчиковый захват, мелкая моторика, логическое мышление и внимание | Мозаики, пазлы, магнитные доски, наборы кубиков (все детали должны быть крупными, чтобы исключить проглатывание частей игрушки) |
Логическое мышление, знакомство с окружающим миром | Игры для группировки предметов по определенному признаку | |
Внимание | Лото, домино | |
4 года | Речевые навыки | Все вышеперечисленные и простые логопедические игры |
5 лет | Совершенствование речевых навыков, исправление дефектов речи | Все вышеперечисленные и сложные логопедические игры |
6 лет | Подготовка к обучению в школе через развитие внимания, усидчивости, логики, грамотности речи. | Викторины, дидактические игры, логопедические игры на правильное построение предложения |
При выборе сложности игры для ребенка следует учитывать возрастные особенности развития и заинтересованность маленького человека.
Например, собрать пазл из 2 элементов сможет как двухлетний ребенок, так и шестилетний, но последнему это не принесет никакой пользы.
Логические настольные игры и головоломки
Игры на развитие логического мышления и головоломки следует подбирать для ребенка в соответствии с его возрастом для того, что бы они вносили вклад в развитие маленького человека.
Существуют следующие возрастные разграничения:
- 2-3 года. В этом возрасте предпочтительно использовать пазлы из небольшого количества деталей крупного размера, деревянные вкладыши. Интерес у ребенка вызовут деревянные лабиринты, в которых необходимо провести шарик или другой предмет по определенной траектории. Актуальны также шнуровки, которые позволяют развивать не только логическое мышление, но и мелкую моторику. Варианты игр на развитие логического мышления: сбор фигур по простой схеме из кубиков или конструкторов; применение логической игры Никитина Сложи квадрат и Сложи узор, построение простых закономерностей при помощи кубиков и мозаики. Основные требования к играм в таком возрасте: безопасность для здоровья; яркий, привлекающий внимание дизайн, простота правил игры. При помощи своих первых логических игр ребенок познакомится с формами, цветами, дополнит знания об окружающей среде.
- 4-5 лет. В этом возрасте применимы настольные игры более сложного характера. Допустимо использовать лото, кубики, домино и печатную продукцию, которые помогают освоить сравнение, составить простые причинно-следственные связи, сформировать вывод. Интересны будут некрупные мозаики, печатная продукция с возможностью сопоставления предметов по форме, длине, назначению. Можно также предложить ребенку дополнить рисунок или нарисовать рисунок по точкам. Полезна игра в ассоциации. С 4 лет уже можно предложить ребенку первые головоломки. Например, Палочки Кюизнера.
- 6 лет. Во время подготовки ребенка к школьным занятиям следует учесть, что он должен обладать определенными логическими навыками: сформулировать логические выводы, исключать лишний предмет, формировать группы предметов по общему признаку, составлять рассказ по картинкам, сочинять окончание рассказа, осознавать возможность реализации задуманного на практике. В соответствии с развитием того или иного навыка можно предложить ребенку те или иные игры, направленные на тренировку способностей. В этом возрасте полезны будут логические конструкторы, при сборке которых ребенок должен составить в голове модель того, что хочет сделать. Примером такого конструктора, может служить магнитный конструктор. Не стоит забывать о Кубике Рубика. Эта головоломка поможет развить наряду с логикой пространственное мышление.
Игры на внимание и память детей
Как правило, эти игры предполагают собой печатную форму, однако возможно использование конструкторов, кубиков, домино, лото как вспомогательного материала при составлении игры.
https://youtube.com/watch?v=BXjrTvw_OtE%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Возраст ребенка | Варианты игр |
2-3 года | Игры с тематикой Мало-много, Выше-ниже, Меньше-Больше, Найди пару, Найди лишнее, Что пропало. В этом возрасте эффективнее проводить занятия с реальными предметами: кубиками, игрушками. Однако возможно и использование печатной продукции. |
3-4 года | Игры с тематикой указанной выше усложняются, добавляется тематика Найди предмет по описанию, Холодно-жарко, Поиски отличий. В возрасте с 4 лет с уверенностью можно пользоваться печатными вариантами игр. |
5-6 лет | Игры с вышеназванной тематикой сохраняются, если ребенку они интересны. Можно добавить такие игры как Строительство по образцу, Рисунок по образцу, Опиши картинку, не используя запретные слова. |
Графические игры
Игры для совершенствования графических навыков заключаются в развитии следующих умений:
- способность красиво и легко рисовать, применяя разнообразные виды движений;
- непринужденно владеть пишущим предметом;
- соблюдение правильной позы во время письменных занятий;
- осуществление рисования непринужденно и без напряжения.
Возраст ребенка | Варианты игры |
2-4 года |
|
5-6 лет | Все вышеперечисленные игры с усложнениями. Вводится дополнительно:
|
Речевые игры
Развивающие игры для детей могут быть речевыми, которые помогают становлению и развитию речи и мышления ребенка, запускают механизмы осознанной речи, увеличивают словарный запас, положительно влияют на фонематический слух, развивают интерес к языку.
Возраст | Навыки | Примеры игр |
2-3 года | Развитие речевого и фонематического слуха | Кто позвал (учит распознаванию по голосу), Кто так говорит (определение голосов животных), Прислушайся (ребенок тренируется воспринимать шепот), Выполни задание по инструкции, игра в лото на соотнесение слова и картинки. |
Развитие слоговой структуры слова | Повтори за мной звуки (научит ребенка повторять последовательность), Говорим по слогам. | |
Пополнение словарного запаса | Вопрос-ответ (на вопрос Что это? ребенок должен произнести слово), Распредели по группам, простые загадки, Опиши предмет (научит согласовывать прилагательное и существительное), Отгадай, чем я занимаюсь и другие. | |
3-4 года | Развитие речевого дыхания | Подуть на легкий предмет, посмотреть, как он летит; игра на губной гармошке; подуть в трубочку, опущенную в воду. |
Управление скоростью, тембром и громкостью голоса | Чистоговорки и скороговорки; медленное и быстрое повторение слов, громкое и тихое повторение, чтение сказок по ролям. | |
Пополнение словарного запаса | Игры с карточками на изучение предметов окружающего мира; озвучивание признаков игрушек и предметов обихода; словесное сравнение предметов; загадки. | |
5 лет | Увеличение словарного запаса, формирование грамотной речи | Игры с тематикой Назови одним словом, Чем отличается, Опиши предмет, Не говори нет, Продолжи рассказ, указанный на картинке, Опиши картинку, не используя запретные слова, подбор синонимов и антонимов, загадки, пословицы и поговорки, составление предложений из отдельных слов. |
6 лет | Формирование грамотной и разнообразной речи | Придумаем сказку; объяснение смысла пословицы или устойчивого выражения; игра в слова, где каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего; настольные игры типа Эрудит, Имаджинариум. |
Познавательные
Познавательные игры направлены на знакомство с окружающим миром и его изучение.
Возраст | Варианты игр |
2-3 года | Занятия с карточками Домана, закрепление знаний о предметах обихода, животных, птицах, транспорте, фигурах, цветах. |
3-4 года | Игры на изучение частей предметов (детали одежды: рукав, воротник, карман); выделение отличительных особенностей строения тела человека и животного; изучение профессий. Предполагается дальнейшее удовлетворение познавательных способностей ребенка в соответствии с необходимыми нормами и его личными интересами. |
4-5 лет | К вышеуказанным вариантам игр добавляется изучение праздников, времен года и физических свойств предметов. |
5-6 лет | Мир ребенка расширяется до уровня планеты, поэтому целесообразно познакомить его с названием нашей планеты, государства и его столицы, названием родного города. Добавляются понятия частей суток и природных явлений. Необходимо познакомить ребенка с различными материалами, из которых изготавливаются предметы: резина, дерево, пластмасса, шерсть, стекло. |
Для развития слуховой, ассоциативной и двигательной памяти
Выделяют следующие виды памяти: слуховую, ассоциативную и двигательную. Успешное развитие ребенка предполагает развитие всех видов памяти.
Развивающие игры для детей способны помочь в следующем:
Возраст | Вид памяти | Варианты игр |
2-3 года | Слуховая |
|
Ассоциативная | Запоминание простых и общепринятых ассоциаций (например, вода-мокрый). | |
Двигательная | В первую очередь, развитие обеспечивается за счет утренней гимнастики (предполагается запоминание последовательности простых движений). Возможно запоминание движений в соответствии со стихотворным сюжетом. | |
3-4 года | Слуховая | Запоминание списка покупок для магазина из 4-5 слов; игра Угадай, что это было, которая направление на запоминание звуков, издаваемых различными предметами; запоминание плана или маршрута прогулки. |
Ассоциативная | Игра в ассоциации на простом уровне, предполагающем подбор прилагательных к определенному слову, описание качеств предметов, установление простой связи между двумя словами. | |
Двигательная | Повторение движений взрослого в танце, гимнастике. | |
5-6 лет | Слуховая | Зачитывается ряд слов с установкой на запоминание и последующее воспроизведение; запоминание на слух и воспроизведение стихотворений и рассказов в прозе. |
Ассоциативная | Необходимо придумать начальное слово, которое служит первым в цепочке слов, объединенных общей ассоциацией (например, кошка-мягкая-шерсть-нитки).
Связать ассоциативными словами два разных слова (например, кот-машина). Придумать ассоциации, которые можно отнести к двум словам (например, синий и холодный). |
|
Двигательная | Рисование одновременно обеими руками, запоминание комбинации движений в танце. |
Применяя развивающие игры, родитель или воспитатель детского дошкольного учреждения определенно оказывает положительное влияние на формирование навыков и мышления ребенка.
Однако не следует забывать о том, что все дети разные, и существует необходимость в индивидуальном подходе к выбору занятий для конкретного ребенка.
Эти игры и занятия должны учитывать как уровень развития малыша, так и его личные интересы, заинтересованность в конкретной игре.
Видео о развивающих играх для детей дошкольников
Развивающие игры для детей 3-7 лет:
https://youtube.com/watch?v=utNdyiMozec%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Вопрос-ответ
Какие игры способствуют развитию логического мышления?
Головоломки со спичками Хороший пример увлекательного занятия с тем, что всегда под рукой. Загадки-обманки Задачи Эйнштейна Ребусы Шахматные задачи Математические игры Математические ребусы Математические головоломки
Какие есть развивающие игры для детей?
Пирамидки (от 8-9 месяцев). Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т. Доски Сегена (от 1, 5 лет). Плоские доски с рамками-прорезями различных форм. Рамки-вкладыши (от 1 года). Шнуровки (с 1, 5-2 лет). Конструкторы (от 1 года). Настольные игры.
Какие упражнения развивают логику?
Шахматы. Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете проигрывать в шахматы. Шашки. Эта игра немного проще, чем шахматы, но тоже неплохо помогает развивать логическое мышление. Нарды. Ребусы, сканворды, головоломки. Монополия. Пятнашки. Скрэббл.
Как развить память и логику?
Чтение. Интеллектуальные игры. Запоминать маршруты. Учить стихи. Обязательно постоянно анализировать увиденное и услышанное. Ежедневно решать логические задачи. При решении ежедневных проблем нужно на одну задачу найти несколько решений.
Советы
СОВЕТ №1
Выбирайте игры, соответствующие возрасту вашего ребенка. Убедитесь, что задания не слишком сложные, чтобы не вызывать у малыша чувство разочарования, но и не слишком простые, чтобы поддерживать интерес и желание учиться.
СОВЕТ №2
Играйте вместе с ребенком. Совместное времяпрепровождение не только укрепляет вашу связь, но и позволяет вам наблюдать за тем, как ребенок решает задачи, что поможет вам лучше понять его сильные и слабые стороны.
СОВЕТ №3
Используйте разнообразные форматы игр. Интерактивные игры с картинками, настольные игры и даже простые задания на бумаге помогут развивать разные аспекты логики, памяти и внимания, не давая ребенку заскучать.
СОВЕТ №4
Регулярно меняйте игры и задания. Постоянное обновление материалов и форматов игр поможет поддерживать интерес ребенка и стимулировать его к новым достижениям, а также развивать гибкость мышления.